Иордания: перспективы экономики и
внешнеэкономических связей
УДК 332 (569.5) ББК 65.9 (5Иор) Р-830
Людмила Николаевна РУДЕНКО,
кандидат экономических наук, Институт востоковедения РАН (107031 Москва, ул. Рождественка, д. 12/1, стр.1), Центр арабских и исламских исследований - старший научный
сотрудник, [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается современное экономическое и финансовое положение Иордании. Важное место при этом отводится изучению усилий, которые предпринимает правительство страны в последние годы по улучшению макроэкономической ситуации, смягчению дисбалансов государственного бюджета и платёжного баланса. В то же время главное внимание в статье уделяется анализу плана экономического развития Иордании на 2018-2022 годы, который был одобрен парламентом королевства в мае 2017 г. Автор исследует основные цели и задачи, поставленные в этом документе, а также пути и методы их практической реализации. Наряду с этим, рассматриваются стратегии развития ключевых секторов национального хозяйства Иордании, содержащиеся в экономической программе.
Реализация пятилетнего плана экономического развития королевства открывает перспективы дальнейшего расширения торгово-экономических связей между Россией и Иорданией. Исходя из этого, автор обобщил итоги развития российско-иорданских торговых и экономических отношений за последние десять лет и показал возможные направления и сферы двустороннего взаимодействия между странами в обозримом будущем.
Ключевые слова: Иордания, экономическое и финансовое положение, план экономического развития, стратегии, цели и задачи, перспективы российско-иорданской торговли и экономического сотрудничества.
Jordan: Economic prospects and foreign economic relations
Ljudmila Nikolaevna RUDENKO,
Candidate of Economic Sciences, the Institute of Oriental Studies, the Russian Academy of Sciences (107031 Moscow. Rozhdestvenka, 12/1, str. 1), The Centre of Arabic and Islamic Studies -
Senior research assistant, E-mail:[email protected]
2 - 2019 Российский внешнеэкономический вестник
Abstract
The article is devoted to the current economic and financial situation in Jordan. The recent government efforts to improve the country's performance, to reduce the imbalances in the budget and balance of payments are examined. Besides, the article focuses on the analysis of Jordan's Economic Growth Plan 2018-2022, which was approved by the kingdom parliament in May 2017. The author considers its key objectives and tasks, ways and instruments for their implementation and development strategies for the underlying sectors of Jordan's economy.
Implementation of the Economic Growth Plan implies prospects for Jordan-Russia trade, economic, scientific and technical cooperation growth. The results of Russian-Jordanian trade and economic relations are summarized and possible ways and areas of bilateral cooperation for the coming years are suggested.
Keywords: Jordan, economic and financial situation, Jordan's Economic Growth Plan 20182022, strategies, goals and objectives, prospects for Russian-Jordanian trade and economic cooperation.
Глобальный экономический спад 2008-2009 гг. и региональная политическая нестабильность отразились на росте валового внутреннего продукта Иордании в 2010-2017 гг. Так, среднегодовой темп прироста ВВП в указанный период составлял 2,6%. В то же время этот показатель в 2000-2009 гг. равнялся 6,5%. Более того, иорданский государственный долг увеличивался темпами, которые превышали экономический рост. В результате, по данным Центрального банка королевства, на конец 2016 г. он составлял 95% ВВП по сравнению с 61% в 2010 г.
Некоторое улучшение макроэкономической ситуации в Иордании, согласно оценке экспертов Всемирного банка, ожидается в 2018-2019 гг. При этом прирост ВВП прогнозируется в 2,4% и 2,5% соответственно (в 2017 г. - 2,1%). Двигателем некоторого роста может стать активизация деятельности в сфере туризма и добывающей промышленности. Однако экономика королевства будет по-прежнему обременена проблемами, связанными с продолжающейся политической нестабильностью в Сирии, медленным восстановлением внешнеэкономических связей с Ираком, уменьшением денежных переводов от иорданцев, работающих за рубежом, ростом расходов на обеспечение безопасности, увеличением цен на продовольствие и нефть, а также сокращением финансовой поддержки со стороны стран Персидского залива.
Помимо слабого экономического роста и долгового бремени, Иордания в последние годы сталкивается с ухудшением ситуации в сфере занятости в связи с притоком сирийских беженцев. По данным Департамента статистики королевства, безработица в стране выросла до 18,5% самодеятельного населения по сравнению с 12,5% в 2010 г., а среди молодёжи она оценивается в 25%. На начало 2016 г. чис-
^ 102
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2019
ло сирийских беженцев составило, согласно иорданской официальной переписи, 1,3 млн. чел., около 90% которых проживали в городах королевства, конкурируя за рабочие места с иорданцами.
Правительство страны в 2016-2017 гг. предпринимало усилия, направленные, прежде всего, на снижение уровня иорданского долга и смягчение дисбалансов государственного бюджета и платёжного баланса. В августе 2016 г. Иордания подписала соглашение с МВФ (Extended Fund Facility - EFF), которое предусматривало предоставление Фондом королевству 723 млн долл. на трёхлетний период в качестве помощи для урегулирования финансовых проблем и снижения государственного долга Иордании до 77% ВВП в 2021 г. Во исполнение этого соглашения иорданский кабинет министров в 2017 г. предпринял ряд трудных структурных фискальных мер, чтобы повысить государственные доходы на 635 млн долл. В частности, в рамках новой политики было принято решение предоставлять субсидии на хлеб ограниченному кругу иорданских потребителей (qualified Jordanian consumers), которые, покупая этот товар по не субсидируемой цене, должны получать денежную компенсацию . Иными словами, обеспеченные иорданцы и все жители, не являющиеся гражданами королевства, лишались данной компенсации. Помимо этого, закон о государственном бюджете на 2018 г. устанавливал налог с продаж на сахар, чай, рис, молоко и ряд других товаров, которые ранее были исключены из налогообложения. Ожидалось также введение нового закона о подоходном налоге, который должен способствовать улучшению собираемости налогов и предотвращать уклонение от них .
В мае 2017 г. парламент королевства одобрил пятилетний план экономического развития Иордании (Jordan Economic Growth Plan 2018-2022 - JEGP). В преамбуле этого документа говорится о том, что JEGP преследует цель дать толчок экономическому росту и таким образом реализовать потенциал развития страны. План содержит стратегии продвижения практически всех секторов национального хозяйства Иордании, при этом в нём определена роль государства, намечены государственные проекты и частные инвестиции, которые необходимы для реализации задач, стоящих перед экономикой в целом и отдельными отраслями, в частности.
В плане развития экономики декларируется обязательство иорданского правительства продолжать проведение жёсткой политики в сфере государственных расходов путём сокращения неприоритетных текущих трат и переноса акцента на социальные и капитальные ассигнования, а также урегулирование проблем с сирийскими беженцами. В то же время особое внимание уделяется мерам по дальнейшему укреплению системы управления финансовой сферой, включая реализацию программы Public Investment Management Framework с целью повышения эффективности капитальных расходов, определения приоритетов в сфере инвестирования и максимального использования государственно-частного партнёрства при осуществлении планируемых проектов.
2 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
103 Q
Как показывает практическая деятельность кабинета министров в последние годы, иорданская правящая элита осознаёт важность улучшения условий для ведения бизнеса в стране, снижения степени бюрократизации, модернизации юридической системы и законодательства, особенно в области экономического регулирования. Правительство уже предприняло ряд шагов в рамках каждого из упомянутых направлений, которые могут существенно укрепить возможности королевства привлекать и осваивать инвестиции. В частности, был подготовлен и представлен парламенту ряд новых законов, а также дополнений и изменений в существующие законодательные акты, например, касающиеся банкротства и неплатёжеспособности, юридической защиты соглашений с акционерами, законов о движимом имуществе, о компаниях и др. Кроме того, Иордания планирует учредить специализированную юридическую палату по экономическим спорам и применять электронные повестки для упорядочивания работы судебных органов.
В русле современных трендов Иордания постепенно отходит от взгляда на информационно-коммуникационные технологии как на изолированный сектор и движется в сторону развития в стране цифровой экономики с акцентом на так называемые нишевые рынки и глобальные ценовые цепочки. Такое видение изложено в Национальной цифровой стратегии REACH 2025, в которой содержатся пути и методы внедрения высоких технологий в различные сферы деятельности ведущих иорданских экономических секторов. Более того, королевство стремится в процессе диджитализации капитализировать свои конкурентные преимущества. Так, обладая высококвалифицированным человеческим капиталом, адекватным уровнем заработной платы и расположением в удобном часовом поясе, эта страна может стать цифровым аутсорсинговым хабом в ближневосточном регионе. Для достижения этой цели правительство предприняло серию проектов, которые включают развитие Национального широкополостного интернета (National Broadband Network), который призван объединить различные государственные, медицинские и образовательные учреждения с помощью оптоволоконных сетей, продвинуть создание электронного правительства, привлечь консорциум компаний для строительства необходимой инфраструктуры.
В плане экономического развития Иордании (JEGP 2018-2022) утверждается, что главным двигателем экономического роста королевства является частный сектор. Поэтому правительство берёт на себя обязательство осуществлять справедливое партнёрство с частным предпринимательством для достижения поставленных целей. В данной связи декларируется оказание поддержки бизнесам, находящимся в стадии «start-up», и развитие существующих сверхмалых (микро), малых и средних предприятий (MSMEs), сокращение юридических и регулятивных препятствий с целью ускорения роста и развития всех типов предпринимательства, предоставление консультационных услуг для увеличения их продуктивности и повышения конкурентоспособности, а также обеспечение доступа к устойчивому финансированию на благоприятных и приемлемых условиях.
^ 104
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2019
Важно отметить, что реализация намеченных целей требует, прежде всего, подготовки и принятия ряда законодательных актов, в частности, закона о малых и средних предприятиях (SMEs). Удвоение объёма банковских займов, предоставляемых SMEs, с 10% до 20% к концу 2020 г., что предусмотрено в The National Strategy for Entrepreneurship and Developing MSMEs 2017-2020, в свою очередь, вызывает необходимость: 1) увеличения размера первоначального и венчурного капиталов, имеющихся для развития перспективных start-ups; 2) повышения квалификации начинающих предпринимателей (особенно среди женщин и молодёжи); 3) создания Innovation Support Centers при Министерстве промышленности и торговли. Кроме того, в JEGP 2018-2022 предусматривается, что стимулирование развития частного сектора должно способствовать увеличению производства продукции с добавленной стоимостью, выявлению потенциальных рынков сбыта и их освоению. Созданию жизнеспособных бизнесов может помочь осуществление программ Entrepreneurship Support/Business Programs, а привлечению инвестиций в малые и средние предприятия (создающиеся или уже действующие), которые преследуют цель начать или расширить свою деятельность в обрабатывающей промышленности, секторе услуг и агропромышленной сфере - The Governorates Development Fund .
Наряду с анализом основных целей и задач, поставленных в экономической программе правительства на предстоящий пятилетний период, важное значение имеет рассмотрение перспектив развития ключевых секторов экономики Иорда-
ЭНЕРГЕТИКА
Иордания практически полностью зависит от импорта энергоносителей, главным образом природного газа, на закупки которого приходится 25-30% стоимости иорданского ввоза. С целью диверсификации своего энергетического импорта Иордания в последние годы подписала ряд контрактов на поставку сжиженного природного газа (СПГ), разрабатывает заброшенные залежи сланцевой нефти . Планируется проведение работ по добыче нефти и газа на вновь открытых месторождениях : Azraq, West Safawi, Jafr, Sirhan, Dead Sea, Rum, Petra, Northern Highlands. Наряду с этим, предпринимаются усилия по увеличению производительности существующих скважин, в частности разработка месторождения Risha c целью максимизации местной добычи природного газа. Для расширения стратегических запасов нефти и её производных в Акабе ведётся строительство подземных нефтяных хранилищ. В плане экономического развития Иордании предусматривается реализация проекта сооружения подземных хранилищ для нефтепродуктов и сжиженного природного газа в Аммане мощностью 250-300 kt и 8 kt соответственно. Кроме того, планируется строительство нефтепровода между Larga и Aqaba .
2 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
105 Q
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ
В текущем десятилетии инвестирование в электроэнергетику и водоснабжение королевства приобрело особое значение, учитывая увеличение численности жителей за счёт роста коренного населения и притока сирийских беженцев. В результате спрос на эти базовые услуги заметно возрос. В то же время устойчивое снабжение энергоресурсами и водой может в перспективе обеспечить рост других ключевых секторов экономики, в частности обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
Принимая во внимание сложное финансовое положение страны, капиталовложения в электроэнергетику и водоснабжение могли бы осуществляться за счёт долгосрочных многосторонних займов. Однако, опора только на заёмные средства представляется достаточно уязвимой, поскольку повышает зависимость Иордании от внешнего финансирования. Исходя из этого, в плане экономического развития делается акцент на развитие государственно-частного партнёрства в этой области (public-private partnership - PPP), а также использование других моделей, например, «строительство-управление-передача» (build-operate-transfer).
Планируется, что развитие национальной электроэнергетической системы позволит увеличить установленную мощность с 500 MW до 1450 MW к концу 2019 г. Для реализации поставленной задачи необходимо расширение использования природного газа в производстве электроэнергии, что, в свою очередь, требует подписания ряда соглашений с крупными поставщиками для обеспечения потребностей в СПГ в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Наряду с этим, намечено строительство электростанции мощностью в 470 MW, работающей на базе прямого сжигания сланцевой нефти для производства электроэнергии. Для реализации проекта иорданское правительство подписало в марте 2017 г. соглашения с эстоно-малайзийско-китайским консорциумом, в соответствии с которыми вступление в строй электростанции планируется в первой половине 2020 г.
Кроме того, в JEGP предусматриваются меры по стимулированию использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в производстве электроэнергии. В частности, осуществление программ, субсидируемых The Jordan Renewable Energy and Energy Efficiency Fund (JREEEF), включает: поддержку домохозяйств с целью установки ими Solar Water Heaters Solar, PV Sistems, LED efficient lighting и замены бытовой техники; предоставление технической и финансовой поддержки малым и средним предприятиям, особенно в промышленном и туристическом секторах для реализации мер по повышению энергетической эффективности и проектов ВИЭ.
Что касается сферы водоснабжения, то увеличение запасов водных ресурсов страны предполагается осуществить путём реализации проектов по развитию нетрадиционных источников воды (обессоливание морской воды, повторное использование водных ресурсов, продвижение the Red Sea-Dead Sea Water Conveyance project и др.), а также за счёт увеличения мощности хранилищ на всех имеющихся
^ 106
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2019
плотинах для достижения объёма в 400 млн куб. м. В пятилетнем плане развития экономики Иордании подчёркивается, что для улучшения качества воды и услуг канализации важно осуществить создание Национальной водопроводной сети (the National Water Pipeline), которая соединила бы южные губернаторства с северными и позволила обеспечить гибкость в снабжении водой и её перераспределении. При этом планируется довести сокращение потерь воды до 30% к 2025 г. благодаря реструктуризации и ремонту действующих водопроводных сетей. В плане также поставлена задача повысить долю населения королевства, охваченного канализацией до 80% к 2025 г.
ОБРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Ситуация в обрабатывающей промышленности королевства и экспорте готовой продукции заметно улучшилась после подписания соглашения о свободной торговле с США в 2001 г., а также выполнения правил происхождения товаров, существующих в Европейском Союзе. В итоге удельный вес этой отрасли в ВВП Иордании поднялся в 2016 г. до 18% . Однако в настоящее время перед страной остро стоят задачи повышения качества местной продукции, адаптации его к международным требованиям, перехода от традиционных производств к изготовлению товаров с более высоким уровнем добавленной стоимости в рамках глобальных отраслей промышленности (Product Space Strategy).
В JEGP 2018-2022 для решениях упомянутого комплекса проблем предлагается принятие ряда мер, в частности, создание фонда поддержки и финансирования промышленного развития и повышения конкурентоспособности, который, помимо предоставления необходимых финансовых ресурсов, помог бы укреплению технологической базы и увеличению добавленной стоимости промышленной продукции и услуг путём подготовки и реализации специализированной программы внедрения современных технологий в обрабатывающий сектор . Важную роль в стимулировании роста малых и средних предприятий (SMEs) в сфере обрабатывающей промышленности страны и повышению их конкурентоспособности могла бы сыграть Иорданская корпорация по развитию предприятий (the Jordan Enterprise Development Corporation - JEDCO), а также осуществление программы полной модернизации и развития двадцати промышленных SMEs каждый год в течение пяти лет. При этом в JEGP подчёркивается, что в течение предстоящих трёх лет необходимо активизировать реализацию The National Linkages Program с целью финансовой и технической поддержки повышения качества иорданской промышленной продукции. Создание новых индустриальных инкубаторов планируется в губернаторствах Al Balq'a, Tafila и Aqaba.
Безусловно, инвестиционный климат Иордании, от состояния которого во многом зависит расширение возможностей для привлечения прямых иностранных инвестиций, а также финансовых средств от иорданцев, живущих за границей, в развитие обрабатывающего сектора королевства, требует существенного улучшения.
2 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
107 Q
Этой цели призвана способствовать модернизация законодательной базы, регулирующей деятельность бизнеса и условий привлечения инвестиций. В частности, назрела необходимость упрощения и более чёткой регламентации административных процедур в сфере регулирования экономики и инвестирования.
Мониторинг состояния промышленного производства в Иордании в современных условиях приобретает особое значение. Поэтому в плане экономического развития страны предусматривается создание специальных структур - The National Industrial Observatory, а также Исполнительного комитета по промышленной политике (The Executive Committee for Industrial Policy) для контроля и оценки промышленной деятельности.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Сельскохозяйственное производство в течение последних пяти лет росло сравнительно быстрыми темпами, в результате его вклад в ВВП королевства увеличился с 2% до 4 % . Тем не менее, Иордания остаётся крупным импортёром продовольствия, включая практически полное покрытие внутренних потребностей в зерновых за счёт поставок из-за границы. Поскольку подавляющая доля стоимости иорданского импорта приходится на продовольственные товары, то это ложится тяжёлым бременем на баланс текущих операций страны. Поэтому в пятилетнем плане экономического развития королевства существенное внимание уделяется мерам по повышению продуктивности сельского хозяйства, среди которых следует выделить следующие:
□ предоставление бесплатных или субсидируемых услуг фермерам, особенно тех видов, которые частный сектор предоставлять не в состоянии (поддержка сельскохозяйственных исследований, стимулирование применения современных технологий в агросфере (ирригация, подкормка сельскохозяйственных культур и др.); поощрение использования улучшенных и устойчивых к засухе семян, вакцинация против сельскохозяйственных болезней, внедрение системы профилактики с целью предотвращения распространения трансграничных заболеваний и сельскохозяйственных вредителей и др.;
□ повышение роли местных жителей в сельскохозяйственном развитии через участие в различных объединениях и кооперативах;
□ поддержка семейных бизнесов, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность (особенно для экономически отсталых и пустынных районов страны);
□ развитие партнёрства государства с частным сектором в формировании и реализации аграрной политики путём: создания стимулов для частного сектора участвовать в работе The National Center for Agricultural Research and Extension (NCARE), The Jordan Cooperative Corporation, The Agricultural Credit Corporation;
^ 108
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2019
□ увеличение числа представителей частного сектора в специализированных технических комитетах;
□ представительство частного сектора в советах, комитетах и подкомитетах в губернаторствах страны в дополнение к структурам, руководящим осуществлением сельскохозяйственных проектов;
□ гарантирование права частного сектора на доступ к информации, касающейся сельскохозяйственного производства;
□ профессиональная подготовка в сотрудничестве с Министерством труда местной рабочей силы с целью постепенной замены иностранных работников иорданскими гражданами в аграрном секторе страны;
□ создание соответствующих механизмов для улучшения положения иорданских сельскохозяйственных работников путём совершенствования социального страхования и внедрения системы медицинского страхования;
□ повышение самообеспеченности Иордании сельскохозяйственной продукцией, конкурентоспособной по сравнению с импортной;
□ стимулирование фермеров производить продукцию с более высокой добавленной стоимостью;
□ поощрение фермеров культивировать продукцию, отвечающую спросу как на местном, так и внешнем рынке;
□ развитие фермерства в районе пустыни Бадиа, чтобы повысить обеспеченность кормами животноводческие хозяйства;
□ совершенствование законодательства, регулирующего работу сельскохозяйственных кооперативов;
□ создание Генерального союза кооперативов (the General Cooperation Union) и его региональных федераций, предоставление им главной роли в контроле за работой кооперативных обществ;
□ стимулирование расширения возможностей сбыта продукции кооперативами, помощь в продаже сельскохозяйственных товаров внутри страны и на международных рынках;
□ поддержка финансирования проектов, осуществляемых кооперативными обществами и их членами, включая предоставление грантов и займов .
ТУРИЗМ
Иордания обладает весьма привлекательными условиями (благоприятный климат, природные и исторические достопримечательности) для развития туристического сектора. Важно отметить, что его вклад в производство ВВП страны достаточно весом: в 2016 г. он оценивался в 10% . Однако, несмотря на то, что данные за последние годы показывают некоторый рост числа туристов, посещающих королевство, для поддержания этого тренда необходимо дальнейшее инвестирование в поддержание и модернизацию туристических мест и соответствующей инфра-
2 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
109 Q
структуры, Безусловно, значительное улучшение ситуации в иорданском туризме во многом зависит от политической стабилизации на Ближнем Востоке.
В JEGP 2018-2022 подчёркивается, что для стимулирования инвестиций и привлечения туристов в Иорданию, в первую очередь требуется создание основ законодательства, регулирующего деятельность туристической отрасли. Наряду с этим, указывается, что развитию туризма могло бы способствовать укрепление партнёрства между the Ministry of Tourism and Antiquities и частным сектором, поддержка туристических ассоциаций с целью повышения качества услуг, предоставляемых их членами .
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
В области внешнеэкономических связей в пятилетнем плане экономического развития Иордании делается упор на расширение направлений внешнеторговой деятельности, стимулирование экспорта товаров на традиционные рынки, а также на освоение новых возможностей для вывоза национальной продукции, что вместе взятое позволило бы снизить хронический дефицит внешней торговли королевства. С целью достижения поставленных задач правительством намечен комплекс мер, среди которых следует упомянуть следующие:
□ проведение исследований по оценке экономической эффективности действующих торговых соглашений и пересмотр, исходя из этого, некоторых договорённостей, не отвечающих интересам национальной экономики страны;
□ укрепление торгово-экономических связей с ключевыми партнёрами (США, страны ЕС, ССАГПЗ и др.);
□ разработка законодательной и юридической базы для усиления проникновения иорданских товаров и услуг на нетрадиционные рынки;
□ создание фонда, ответственного за поддержку и финансирование экспорта;
□ усиление роли The Jordan Loan Guarantee Corporation (JLDC);
□ развитие партнёрской институциональной системы с частным сектором для принятия решений, которые благоприятствуют активности иорданского бизнеса во внешней торговле;
□ упрощение и уменьшение количества бюрократических процедур путём ограничения препятствий, с которыми сталкиваются экспортные компании; периодическая ревизия импортного регулирования и процедур в области ввоза товаров, а также улучшение деятельности the National Committee for Trade and Transport Facilitation (NCTTF);
□ активизация исследовательской деятельности в области торговой политики путём кооперации с ведущими специалистами, университетами и профильными институтами; повышение роли бизнес-инкубаторов в университетах и ценности научной экспертизы в их развитии.
Анализ задач, поставленных в пятилетнем плане экономического развития Иордании, показывает, что правительство королевства стремится осваивать новые,
^ 110
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2019
нетрадиционные рынки сбыта иорданских товаров с целью стимулирования экономического роста и привлечения инвестиций. В качестве таких перспективных рынков правящий иорданский режим рассматривает Российскую Федерацию.
За последние десять лет между Россией и Иорданией был подписан ряд важных документов, в том числе следующие соглашения: о создании Российско-иорданского делового совета (2007 г.); о поощрении и взаимной защите капиталовложений (2007 г.); о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях (2009 г.); о разведке нефтяных и газовых месторождений на территории Иордании (2011 г.). С 2013 г. сотрудничество между странами координирует Межправительственная российско-иорданская комиссия по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.
Товарооборот России с Иорданией в 2016 г., по данным Федеральной таможенной службы РФ, составлял 175 млн долл., а в 2017 г. - 124 млн долл. . Россия экспортирует в королевство сельскохозяйственные товары, а также продукцию нефтепереработки, чёрные металлы, транспортное оборудование, она также осуществляет поставки охлаждённого и замороженного мяса, птицы, живого мелкого рогатого скота. Иордания ввозит в РФ продукцию фармацевтической промышленности, неорганической химии, одежду, овощи.
Одной из основных сфер двустороннего экономического взаимодействия является атомная энергетика. Так, российская государственная корпорация «Росатом» 1 ноября 2013 г. выиграла тендер на строительство первой АЭС в Иордании. Планируется, что атомную электростанцию, состоящую из двух энергоблоков общей мощностью 2000 МВт, будет строить совместное предприятие, в котором 51% получит королевство, а 49% - «Росатом» или одна из его дочерних компаний. Общая стоимость строительства двух блоков АЭС оценивается в 10 млрд. долл. В настоящее время технические и технологические условия проекта полностью согласованы. Для заключения контракта остаётся решить только вопрос финансирования.
Кроме того, в сентябре 2016 г. на полях 60-й конференции МАГАТЭ Россия и Иордания подписали меморандум о взаимопонимании по подготовке кадров для атомной энергетики и других смежных областей. !3 декабря 2017 г. Rusatom Overseas (входит в структуру госкорпорации «Росатом») и Комиссия по атомной энергии Иордании заключили соглашение о сотрудничестве в области реакторов малой мощности. Стороны договорились о возможности подготовки совместного технико-экономического обоснования строительства реактора малой мощности на территории Иордании.
Важно отметить, что в последние два года на российско-иорданских встречах и переговорах обсуждались перспективы дальнейшего развития и углубления торгово-экономических связей. Так, иорданская сторона, помимо расширения обмена поставками готовой аграрной продукции, предлагала создать на территории королевства промышленную зону, в рамках которой организовать производство сельскохозяйственной техники и оборудования. В качестве дополнительного ар-
2 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
111 Q
гумента в пользу такой формы сотрудничества она указывала на то, что собранная техника будет иметь экспортный потенциал не только для Иордании, но и для всего региона, так как арабские страны связаны между собой договорами, облегчающими взаимную торговлю.
Россия и Иордания договорились также изучить возможность использования иорданского порта Акаба для продвижения российских товаров на рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Иордания, в свою очередь, стремится расширить экспорт своей продукции не только в Россию, но и в другие страны, входящие в Евразийский экономический союз, с которым в 2017 г. она подписала меморандум о взаимопонимании. Более того, королевство намерено обратиться в ЕАЭС с предложением о заключении соглашения о свободной торговле и о создании зоны свободной торговли на территории Иордании.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 https://theodora.com/wfbcurrent/jordan/jordaneconomy.html. February 28, 2018; Jordan Economic Growth Plan 2018-2022 (JEGP), May 2017, p. 5 (www.jordanembassy us.org).
2 Ibid.
3 Jordan's Economic Outlook. World Bank Group, April 16, 2018 (https://www.world-bank.org/en/country/jordan/publication).
4 Важно отметить, что до блокады торговых путей в связи с гражданской войной в Сирии на поставки товаров в Ирак приходилось 20% всего иорданского экспорта.
5 httrs://www.theodora.com/wfbcurrent/jordan/jordaneconomy. html. February 28, 2018.
6 The Jordanian economy in 2018. The Jordanian Times. January 22, 2018.
7 Ibid.
8 Jordan Economic Growth Plan 2018-2022 (JEGP), May 2017, p. 11 (www.jordanembassy us.org)
9 Jordan Economic Growth Plan 2018-2022 (JEGP), May 2017, p. 77-80 (www.jor-danembassy.us.org)
10 https://www.theodora.com/wfbcurrent/jordan/jordan economy.html. February 28, 2018.
11 Jordan Economic Growth Plan 2018-2022, May 2017, p.56, 57 (www.jordanembassy us.org).
12 Jordan Economic Growth Plan 2018-2022 (JEGP), May 2017, p. 52. (www.jordanembassy us.org).
Ibid, 2017, p. 52, 53. Department of Statistics. Jordan, 2016.
Jordan Economic Growth Plan 2018-2022, May 2017, p. 66, 67 (www.jordanembassy
13
14
15
us.org).
16
Ibid, May 2017, p.15.
17 Jordan Economic Growth Plan 2018-2022, May 2017, p. 10,11,27-31 (www.jordanembassy us.org.).
18 Department of Statistics. Jordan, 2016.
^ 112
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2019
19 Jordan Economic Growth Plan 2018-2022, May 2017, p. 11, 26, 27 (www.jordanem-bassy us.org.).
20 https:// tass.ru/info/4960467; www.politrussia.com/world/rossiya-iordaniya-984.
21 Jordan, Russia to hold regular meetings on cooperation (www.jordantimes.com/news/ local/May 27, 2018).
БИБЛИОГРАФИЯ:
Российско-иорданские отношения. Досье. Режим доступа: https://tass.ru/info/4960467/ February 15, 2018 (Rossijsko-iordanskie otnosheniya. Dos'e. Rezhim dostupa: https://tass.ru/ info/4960467/February 15, 2018).
Jordan's Economic Outlook. World Bank Group, April 2018. Available at: https://www. worldbank.org/en/country/jordan/publication.
Jordan Economic Growth Plan 2018-2022. Available at: www.jordanembassyus.org/sites/ default/files. pdf.
The Jordanian economy in 2018. The Jordanian Times. January 22, 2018.
Jordan, Russia to hold regular meetings on cooperation. Available at: www.jordantimes.com/ news/local/May 27, 2018.
Jordan set to enter Eurasia markets with Russia's support. Available at: www.jordantimes. com/news/local/February 15, 2018.
Jordan. 2019 Index of economic freedom - https://www.heritage.org/index/country/jordan.
ITA - Information Technology Associates - https://www.theodora.com/wfbcurrent/jordan/jor-dan _economy/February 28, 2018.
Jordan Economy Profile 2018-Index Mundi. January 20, 2018. Available at https://www.in-dexmundi.com/jordan/economy _ profile.html.
Jordan Economy Research @ Analyses 2018. Oxford Business Group. Available at: https:// www.oxfordbusinessgroup.com/jordan-2018/economy.
2 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
113 Q