РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937
>
издательство
Креативная экономика
Russian Journal of Entrepreneurship
изменение роли бюджетно-налоговой политики в условиях рецессии мировой экономики
Растегаева Ф.С.\ Шашкова Т.Н.1, Шалина О.И.\ Токарева Г.Ф.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
В статье обосновывается роль бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства в условиях текущей экономической рецессии. В условиях исчерпания монетарных инструментов экономической политики государства, в том числе беспрецедентного падения ставок рефинансирования, правительства развитых стран пересматривают роль и значение фискальной политики. В США, странах Евросоюза и Японии наметились новые тренды налогового и бюджетного стимулирования, в том числе возврат к применению инструментов фискальной политики, увеличение ее роли, гармоничное сочетание монетарной и фискальной политики, наднациональное регулирование и др. Развитые страны, в разрезе доходов государственного бюджета, смещают налоговую нагрузку с корпоративных налогов на индивидуальные, а в разрезе расходов - сокращают расходы на общественные блага в пользу трансфертов населению.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, роль, тенденции, федеральный бюджет.
change in the role of budgetary and fiscal policy in a global economic recession
Rastegaeva F.S.1, Shashkova T.N.1, Shalina O.I.1, Tokareva G.F.1
1 The Financial University under the Government of the Russian Federation , Russia
введение
Впервые десятилетия после окончания Второй мировой войны правительства стран мира активно применяли методы фискального стимулирования экономики, в результате чего к середине 1970-х годов для многих стран Европы стал характерен колоссальный дефицит государственного бюджета. С этого момента аргументы в пользу того, что дополнительный долг может уменьшить доверие и нанести ущерб экономике стали возобладать в глазах как экономистов, так и политиков, и на повестку дня вышли инструменты денежно-кредитного (монетарного) регулирования экономики. Так, П. Кругман отмечает,
АННОТАЦИЯ:
что США удавалось выйти из ряда финансовых кризисов прошлого и этого столетия (1981-1982 гг., 1990-1991 гг.), проводя политику дешевых и доступных денег [1, с. 62] (Krugman, 2013).
Начиная с кризиса 2008 года и в течение последующей рецессии мировой экономики правительства большинства развитых стран также делали упор на проведение монетарной политики. Однако применение инструментов монетарной политики позволило преодолеть последствия финансового кризиса в ряде стран лишь частично. В современном мире, несмотря на проводимую политику «печатного станка» и снижение ставки рефинансирования почти до нуля процентов, государствам не удалось добиться устойчивого экономического роста.
После вступления мировой экономики в фазу «новой нормальности» во многих странах наблюдается затянувшаяся рецессия, а инструменты монетарной политики себя в значительной степени исчерпали, налицо повышение интереса к бюджетно-налоговой политике. Она становится если не флагманом экономической политики развитых стран, то, по крайней мере, сильным подспорьем проводимой монетарной политики. Так, Д. Трамп в ходе предвыборной кампании обещал снизить налоги и увеличить государственные расходы на инфраструктурные проекты и науку до 550 млрд долларов [4] (^Ь, Takahashi, 2016). На тот же самый путь сейчас выходит Япония, смягчая налоги и приняв бюджет на 2017 год с ростом расходов почти на 80 млрд долларов.
ABSTRACT:_
The article substantiates the role of budgetary and fiscal policy of the state in terms of an ongoing global economic recession. Under conditions of the exhaustion of monetary tools of the state economic policy, including the unprecedented refinancing rates recession, the governments of developed countries are reviewing the role and importance of fiscal policy. In the US, EU countries and Japan, we may see the emergence of new trends in tax and budget stimulation, including the return to the use of fiscal policy tool, the increase in its role, the harmonious combination of monetary and fiscal policies, the supranational regulation etc. Developed countries, in the context of the state budget revenues, shift the tax burden from the corporate taxes to individual taxes, and in the context of expenditures they cut the public expenditures in favor of transfers to the population.
KEYWORDS: budgetary and fiscal policy role, trends, federal budget
Received: 20.01.2017 / Published: 31.03.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Rastegaeva F.S (rfs-audit0hotmai[.com)
CITATION:_
Rastegaeva F.S, Shashkova T.N., Shalina O.I, Tokareva G.F. (2017) Izmenenie roli byudzhetno-nalogovoy politiki v usloviyakh retsessii mirovoy ekonomiki [Change in the role of budgetary and fiscal policy in a global economic recession]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (6). - 1049-1058. doi: 10.18334/rp.18.6.37609
Роль бюджетно-налоговой политики в развитых странах
Совокупный спрос сам по себе может быть повышен с помощью проведения как фискальной, так и монетарной политики. Однако кейнсианских рецептов выхода из кризиса никто не отменял, а «бюджетно-налоговая политика может быть особенно эффективной, когда процентные ставки низки и исчерпаны» [6] (Furman, Shambaugh, 2016).
Низкий уровень реальной процентной ставки не является новым или временным явлением (рис. 1). Понижательная тенденция началась в странах с развитой экономикой в 1980-х годах, и до глобального кризиса ставки уже были ниже исторически среднего уровня. В качестве одной из главных мер борьбы с рецессией правительства еще опустили ставки до нулевого и отрицательного уровней.
Устойчивое и повсеместное сокращение реальных процентных ставок указывает на то, что они вряд ли вернутся к докризисным ожиданиям.
Одновременно с этим все большее количество доказательств, основанных на исторических и современных данных, убедительно показывают, что фискальная экспансия может иметь большие положительные эффекты. Что касается доходов, К. Ромер и Д. Ромер в своей работе 2010 года, рассматривая экзогенные налоговые изменения в США после Второй мировой войны, установили значение мультипликатора налогов на уровне 3 [9, c. 769] (Romer, Romer, 2010). Анализ исторических данных изменения государственных расходов США показал значение мультипликатора в диапазоне от 0,6 до 1,2 [2, c. 1347] (Blanchard, Perotti, 2002).
Проведенные исследования, основанные на микроэкономических данных, свидетельствуют о том, что неожиданные расходы на инфраструктуру и внезапное сокращение налогов или увеличение объема трансфертов домохозяйствам являются наиболее эффективными инструментами экономической политики для быстрого стимулирования расширения совокупного спроса [7, c. 1607] (David, Parker, Souleles, 2006). Исследования, основанные на агрегированных данных, показывают, что инструменты
ОБ АВТОРАХ:_
Растегаева Фания Саитовна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» (rfs-audit0hotmai[.com)
Шашкова Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» (shashkova161O0mai[.ru)
Шалина Ольга Игоревна, магистрант кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» (o1enkash0 bk.ru)
Токарева Гузель Фарисовна, магистрант кафедры «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» (sapfo79@ mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Растегаева Ф.С, Шашкова Т.Н., Шалина О.И, Токарева Г.Ф. Изменение роли бюджетно-налоговой политики в условиях рецессии мировой экономики // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 6. - С. 1049-1058. doi: 10.18334/rp.18.6.37609
Рисунок 1. Динамика ставок рефинансирования развитых стран с 1985 по 2015 гг. Источник: Organisation for Economic Co-operation and Development
фискальной политики могут быть эффективными источниками нового спроса в запаздывающих в развитии отраслях [2, 9].
Аргументы против бюджетно-налогового стимулирования все чаще сфокусированы на проблеме фискального пространства, в частности, вытекают из идеи, что безответственные государственные расходы вызвали рост суверенного долгового кризиса в Европе. Тем не менее нет никакой корреляции между странами, чей долг к ВВП вырос до кризиса, и теми, где кризис проявился наиболее глубоко. В таких странах, как Ирландия и Испания, рост государственного долга стал скорее результатом кризиса, чем его причиной.
Сегодня тенденция к чрезмерной осторожности во имя фискальной ответственности теряет свою актуальность. Экономический рост, связанный с применением фискальных стимулов, может улучшить устойчивость государственного бюджета. Эффективное использование бюджетно-налоговых стимулов может увеличить выпуск продукции быстрее, чем усилия правительств по уменьшению долга (соотношения долга к ВВП).
Анализируя увеличение дефицита бюджета и рост государственного долга в результате фискального стимулирования экономики, правительства учитывают уменьшение
планируемых ранее будущих обязательств и низкие процентные ставки. Например, почти три четверти стран с развитой экономикой имеют меньшее ожидаемое увеличение расходов на пенсионное обеспечение и здравоохранение в период между 2010 и 2030 годами, по сравнению с ранее сделанными прогнозами. Кроме того, низкие процентные ставки увеличивают порог устойчивости государственного долга стран. Действительно, основные развитые экономики мира сегодня имеют относительно низкие процентные платежи по государственному долгу (в виде доли ВВП), как это показано на рисунке 2.
Одним из серьезных последствий глобального финансового кризиса стал рост неравенства населения по доходам. Бюджетно-налоговая политика, в отличие от монетарной, способна повлиять не только на величину, но и на качество экономического роста в стране. Так эффективная реализация фискальной политики (особенно в части индивидуальных налогов и трансфертов), как показано в исследовании ОЭСР «Налоговый дизайн инклюзивного экономического роста», сокращает степень неравенства в доходах населения до 40% [3, с. 12] (Brys, 2016). Кроме того, внедрение международных налоговых правил и механизмов предотвращает уклонение от уплаты налогов и стимулирует бизнес работать в формальном секторе экономики.
В условиях глобализации большую выгоду приносит наднациональное координирование фискальной политики. В мире, который характеризуется недостаточным спросом и низкими процентными ставками, шоки спроса быстро передаются через
Percent of GDP 12
10
8
Б
4
■2
i960 1970 1980 1990 2000 2010 2020
Рисунок 2. Чистые процентные платежи по выплате государственного долга в странах мира
(в % к ВВП)
Источник: Organization for Economic Co-operation and Development
границы. Как правило, сокращение спроса в одной стране переливается в другие через сокращение импорта. Валюта этой страны обесценивается, давая преимущество экспортерам, что влияет на сальдо текущего счета.
Фискальные стимулы могут иметь большие положительные внешние эффекты, когда они скоординированы на международном уровне. Фискальные стимулы могут увеличить спрос как на внутреннем рынке, так и в экономиках стран торговых партнеров.
Новый взгляд на проведение фискальной политики, основанный на эмпирических наблюдениях и аналитических исследованиях, придает большое значение эффективности распределения государственных расходов. Фискальное стимулирование играет решающую роль не только в расширении совокупного спроса, но и в увеличении производительности и совокупного предложения. Исследователи МВФ обнаружили, что постоянное увеличение государственных инвестиций на 1% от ВВП приводит к экономическому росту за счет постоянно растущего потребления и инвестиций. Кроме того, бюджетные расходы создают будущее финансовое пространство за счет увеличения государственных доходов и снижения отношения долга к ВВП. Ключевую роль играют инвестиции в инновации: рост расходов на исследования и разработки (R&D) на 0,4% ВВП в странах с развитой экономикой может повысить уровень долгосрочного поступлений в бюджет на 5%1.
Основные тенденции реализации фискальной политики в развитых станах мира на примере США
Рассмотрим основные показатели реализации бюджетно-налоговой политики в развитых странах на текущий и плановый периоды на примере США.
Фискальные меры, принимаемые в США для смягчения последствий спада экономики, привели к беспрецедентному увеличению дефицита федерального бюджета до максимальной величины за весь послевоенный период. В то же время, демографические тенденции и продолжающееся увеличение расходов государства на социальную защиту предполагает устойчивый рост трансфертов, а следовательно, и рост дефицита федерального бюджета в обозримом будущем (рис. 3).
На рисунке показаны основные переменные федерального бюджета США: доходы, расходы, дефицит, величина государственного долга (в процентах к ВВП), а также прогнозные значения данных показателей на основе данных бюджетного управления Конгресса (CBO).
До начала кризиса 2007-2009 гг. доходы составляли в среднем около 17,5 процента от ВВП. Два последних спада (с марта по ноябрь 2001 года, с декабря 2007 года по
1 Более подробно влияние структуры расходов государственного бюджета на экономический рост рассмотрено в Отчете МВФ: Фискальная политика, инновации и экономический рост. (IMF (2016a), "Chapter 2: Fiscal Policies for Innovation and Growth". Fiscal Monitor, April 2016).
Рисунок 3. Основные параметры фискальной политики США
июнь 2009 года) вызвали ряд налоговых послаблений, которые значительно снизили налоговые поступления. В 2013 году снижение налоговой ставки, которое было сделано для некоторых налогоплательщиков, было отменено для лиц с высоким уровнем дохода. В результате доходы в виде доли от ВВП вернулись к нормальному уровню и, как ожидается, составят в среднем около 18,1% в течение следующего десятилетия.
Расходы в процентах к ВВП имели нисходящую траекторию вплоть до 1990-х годов, которая была обращена вспять в 2000-е годы. Последовательность фискальных действий, принятых в ответ на мировой кризис, привела к большому всплеску расходов, которые достигли послевоенного рекорда - 24,4 процента ВВП в 2009 году.
Дефицит предполагает накопление долга. Самые последние прогнозы СВО говорят, что долг достигнет 85,6% ВВП к 2026 году. Эти цифры высоки, но сопоставимы с уровнями задолженности в других развитых странах.
В бюджетно-налоговой политике США ярко прослеживаются две основные тенденции (табл. 1). Во-первых, нагрузка по финансированию доходов федерального бюджета все больше смещается с корпоративных налогов в пользу налогов на доходы домохозяйств, которые, уже начиная с 2017 года, будут генерировать более 50% всех доходов федерального бюджета. Во-вторых, правительство постепенно отказывается от расходов на общественные блага в пользу трансфертов населению. В течение следующего десятилетия расходы на социальное обеспечение и здравоохранение составят в среднем 11,3 процента ВВП.
Таблица 1
Компоненты федерального бюджета США (в % к ВВП)
Показатель 2001-2007 2008-2013 2014-2016 2017-2026
Доходы федерального бюджета, в том числе 17,1 15,6 18,0 18,1
Индивидуальный подоходный налог 7,7 7,1 8,5 9,3
Налоги на фонд заработной платы 6,2 1-П 6,0 5,8
Налог на прибыль 1,8 1,4 1,9 1,7
Прочие доходы 1,3 1,3 1,7 1,3
Расходы, в том числе 18,8 22,4 20,7 20,0
Оборона 3,6 4,3 3,3 2,8
Социальное обеспечение 4,1 4,7 4,9 5,4
Здравоохранение 3,6 4,6 5,2 6,0
Прочие расходы 7,6 8,7 7,2 8
Дефицит 1,8 6,8 2,7 3,9
Государственный долг 34,3 60,2 74,0 79,5
Источник: составлено на основе данных бюджетного управления Конгресса США (СВО)
Устойчивая бюджетно-налоговая политика является необходимой, поскольку глобальный экономический климат проявляет признаки недостаточного спроса, стагнации и инфляции. Пожалуй, настроения большинства развитых стран мира изложили в своей резолюции министры финансов 020: «Восстановление мировой экономики продолжается, но оно остается неравномерным и отстает от нашей задачи - сильного, устойчивого и сбалансированного роста... Мы будем использовать все инструменты монетарной, фискальной и структурной политики совместно и индивидуально для достижения этой цели ... Мы будем использовать гибкую фискальную политику для усиления экономического роста, создания новых рабочих мест и повышения устойчивости экономики» [4] (^Ь, Takahashi, 2016). Бюджетно-налоговая политика обозначена в резолюции 020 2016 года в качестве одного из трех основных инструментов для усиления экономического роста.
Заключение
При планировании и реализации бюджетно-налоговой политики в России важно учитывать мировой опыт и результаты исследований в данной области. Активное использование инструментов монетарной политики, приводит к быстрому, но краткосрочному эффекту. Борьба с инфляцией, на которую преимущественно направлена национальная денежно-кредитная политика, не должна быть целью экономической политики, поскольку инфляция сама по себе не болезнь, а лишь симптом «болезни» экономики.
Взвешенная реализация бюджетно-налоговой и структурной политики дает эффект в более отдаленной перспективе, обеспечивая стабильный и справедливый экономический рост.
Опыт стран мира последних лет показывает, что увеличение государственных расходов и снижение налогов оказывает положительное воздействие на экономику, в то время как политика жесткой экономии (особенно в части расходов на образование, здравоохранение, науку) генерирует сокращения даже в больших размерах, чем ожидалось, и приводит к деградации человеческого капитала. Большое значение играет эффективность и контроль за распределением государственных расходов вплоть до перехода на политику экономического дирижизма.
Важно, чтобы монетарная и фискальная политика проводились согласованно. Денежные власти, руководствуясь правилом Тейлора2, во время фискальной экспансии могут сильно снизить значение фискальных мультипликаторов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Кругман П. Выход из кризиса есть!. - М.: Азбука Бизнес, Азбука Аттикус, 2013. - 320
с.
2. Blanchard, Olivier and Roberto Perotti (2002), "An Empirical Characterization of the
Dynamic Effects of Changes in Government Spending and Taxes on Output", Quarterly Journal of Economics, 117 (November):1329-1368
3. Brys, B. Tax Design for Inclusive Economic Growth. OECD Taxation Working Papers, No.
26, OECD Publishing, Paris. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd-ilibrary. org/taxation/tax-design-for-inclusive-economic-growth_5jlv74ggk0g7-en.
4. Cislo С., Takahashi M. Japan Looks to Increase Role of Fiscal Policy in Next Budget. VOX
CEPR's Policy Portal. [Электронный ресурс]. URL: http: // www.bloomberg.com/news/ articles/2016-11-21/japan-looks-to-increase-role-of-fiscal-policy-in-next-budget.
5. Furman J. The New View of fiscal policy and its application. VOX CEPR's Policy Portal. [Электронный ресурс]. URL: http://voxeu.org/article/new-view-fiscal-poli-cy-and-its-application.
6. Furman J., Shambaugh J. Fiscal policy remains critical for much of the world economy.
VOX CEPR's Policy Portal. [Электронный ресурс]. URL: http://voxeu.org/article/fis-cal-policy-remains-critical-much-world-economy.
7. David J, Parker J, Souleles N. Household Expenditure and Income Tax Rebates of 2001 //
American Economic Review. - 2006. - № 96. - p. 1589-1610.
8. Martin F.M. Fiscal Policy: Reality and Outlook. [Электронный ресурс]. URL: http: //
research.stlouisfed.org/publications/economic-synopses/2016/05/20/u-s-fiscal-policy-re-ality-and-outlook/.
2 Правило монетарной политики, которое определяет насколько необходимо изменить процентную ставку в случае изменения ВВП и инфляции.
9. Romer, Christina and David Romer (2010), "The Macroeconomic Effects of Tax Changes: Estimates Based on a New Measure of Fiscal Shocks", American Economic Review, 100(June):763-801
REFERENCES:
Brys, B. Tax Design for Inclusive Economic GrowthOECD Taxation Working Papers, No. 26, OECD Publishing, Paris. Retrieved from http://www.oecd-ilibrary.org/ taxation/tax-design-for-inclusive-economic-growth_5jlv74ggk0g7-en Cislo C., Takahashi M. Japan Looks to Increase Role of Fiscal Policy in Next BudgetVOX CEPR's Policy Portal. Retrieved from http: // www.bloomberg.com/ news/articles/2016-11-21/japan-looks-to-increase-role-of-fiscal-policy-in-next-budget
David J, Parker J, Souleles N. (2006). Household Expenditure and Income Tax Rebates
of 2001 American Economic Review. (96). 1589-1610. Furman J. The New View of fiscal policy and its applicationVOX CEPR's Policy Portal.
Retrieved from http://voxeu.org/article/new-view-fiscal-policy-and-its-application Furman J., Shambaugh J. Fiscal policy remains critical for much of the world economyVOX CEPR's Policy Portal. Retrieved from http://voxeu.org/article/fiscal-policy-remains-critical-much-world-economy Krugman P. (2013). Vyhod iz krizisa est! [There is a way out of the crisis!] M.: Azbuka
Biznes, Azbuka Attikus. (in Russian). Martin F.M. Fiscal Policy: Reality and Outlook Retrieved from http: // research. stlouisfed.org/publications/economic-synopses/2016/05/20/u-s-fiscal-policy-reality-and-outlook/