МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 327
Текущие проблемы фискальной политики США
Высокий уровень бюджетного дефицита в США, вызванный снижением налоговых поступлений в условиях глобального финансового кризиса и ростом расходов на антикризисные программы, привел к резкому увеличению государственного долга, который достиг угрожающих размеров. В статье автор предпринимает попытку проанализировать ключевые проблемы фискальной политики США и доминирующие в американском экспертном сообществе мнения относительно путей экономического развития страны.
Ключевые слова: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, налоговые льготы, бюджетный дефицит.
1 января 2013 года США рискуют оказаться в положении «фискального обрыва» («fiscal cliff») — так в стране называют резкое сокращение бюджетного дефицита в результате увеличения бюджетных доходов при одновременном снижении бюджетных расходов — в связи с изменениями в фискальной политике, которые должны вступить в силу в соответствии с действующим законодательством.
В этот день истекает срок действия значительной части ранее введенных налоговых льгот, в частности, сниженных Администрацией Д. Буша-млад-шего в 2001 и 2003 годах ставок подоходного налога для всех категорий физических лиц, налога на прирост капитала, налога на дивиденды и сниженной Администрацией Б. Обамы в 2011 году ставки налога на фонд заработной платы в части, взимаемой с работников (поступления от данного налога идут на финансирование государственных программ социального и медицинского страхования).
Одновременно согласно закону о бюджетном контроле, принятому в августе 2011 года, с 1 января 2013 года бюджетные расходы будут подвергнуты автоматическому секвестру. При этом сокращение будет происходить в отношении оборонных и необоронных статей бюджета в равных долях — по 492 млрд. долларов в 2013—2021 годы, то есть по 55 млрд. долларов ежегодно. Кроме того, истекает срок действия льготных пособий по безработице, в условиях глобально© Шакиров А.Р., 2012
А.Р. Шакиров
го финансового кризиса выплаты по которым были увеличены со стандартных 6 месяцев до 2 лет, что также приведет к сокращению расходов.
Ситуация «фискального обрыва» создаст определенные проблемы для американской экономики, связанные с возможным замедлением темпов экономического развития и ростом безработицы, в то же время она будет способствовать решению долгосрочных проблем национальной экономики. Американские власти стоят перед дилеммой — допустить или предотвратить «фискальный обрыв».
Рассмотрим текущее положение США в бюджетно-налоговой сфере.
Исполнение федерального бюджета по итогам 2012 финансового года
По данным Министерства финансов США, в 2012 финансовом году, длившемся с 1 октября 2011 года по 30 сентября 2012 года, зафиксировано снижение дефицита федерального бюджета до 1,089 трлн. долларов, что является наименьшим показателем с момента прихода к власти президента США Б. Обамы. Его Администрация в 2009 году в условиях борьбы с глобальным финансовым кризисом запустила масштабные антикризисные программы, которые потребовали значительного увеличения бюджетных расходов, сопровождавшихся падением налоговых доходов из-за снижения деловой активности. В результате такой экономической политики резко возрос дефицит федерального бюджета. Если в 2007 финансовом году он составлял 161 млрд. долларов, в 2008 году — 459, то в 2009 году — 1413 млрд. долларов, в 2010 году — 1293, в 2011 году — 1300. Финансирование бюджетного дефицита осуществляется за счет выпуска облигаций Министерства финансов США, что естественным образом ведет к проблеме наращивания государственного долга. Его размер вырос с 9 трлн. долларов в 2007 году до 16 трлн. долларов в 2012 году.
Сокращение дефицита в 2012 финансовом году по сравнению с предыдущим годом с 8,7 до 7,0% ВВП вызвано как увеличением бюджетных доходов с 15,4 до 15,7% ВВП, так и снижением бюджетных расходов с 24,1 до 22,7% ВВП.
Увеличение бюджетных доходов, объем которых достиг 2,449 трлн. долларов, обусловлено ростом налоговых поступлений вследствие оживления деловой активности и истечением срока действия отдельных налоговых льгот. Поступления от подоходных налогов с физических лиц составили 1,132 трлн. долларов, от налогов социального страхования — 845 млрд. долларов, от налогов на прибыль юридических лиц — 242 млрд. долларов, от акцизов — 79 млрд. долларов, от таможенных пошлин — 30 млрд. долларов, прочие поступления — 12 млрд. долларов.
Снижение бюджетных расходов, объем которых составил 3,538 трлн. долларов, обусловлено прежде всего сокращением военных операций в Ираке и Афганистане и завершением срока действия ряда антикризисных про-
грамм. Расходы по линии федеральных ведомств достигли следующих показателей (в млрд. долларов): министерство здравоохранения и социального обеспечения — 848, обороны — 651, финансов — 465, сельского хозяйства — 140, ветеранских дел — 124, труда — 105, транспорта — 75, образования — 57, внутренней безопасности — 47, энергетики — 32, юстиции — 31.
Таким образом, несмотря на некоторое улучшение показателей фискальной политики, США по-прежнему имеют крайне высокий уровень бюджетного дефицита. Достаточно сказать, что в 2009—2012 годах его уровень достигал рекордных с 1945 года показателей в процентном отношении к ВВП (максимум в 2009 году — 10,1% ВВП). Для решения фискальных проблем Администрация США неоднократно предлагала задействовать механизмы налогового регулирования.
Налоговые инициативы Администрации США в контексте решения фискальных проблем
В американском экспертном сообществе есть понимание того, что в целях поддержания международной конкурентоспособности американской экономики и стимулирования экономической деятельности в стране необходимо сокращать ставки некоторых налогов, которые достигают рекордных значений среди развитых стран. В то же время выпадающие в таком случае бюджетные доходы можно и нужно компенсировать за счет пересмотра системы налоговых льгот, принятие которых в последние два десятилетия приняло масштабный характер.
В феврале 2012 года Б. Обама предложил налоговую реформу, направленную на снижение налоговых ставок для юридических лиц и расширение налоговой базы за счет закрытия всевозможных законодательных лазеек.
Во-первых, реформа предполагает снижение ставки налога на прибыль, а именно его федеральной составляющей, с 35% до 28%. Данная мера должна способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны, так как в настоящий момент США имеют самую высокую среди членов ОЭСР ставку налога (в США ставка налога превышает среднюю по странам ОЭСР ставку более чем на 10%). При этом из-за применения различного рода налоговых вычетов эффективная ставка налога значительно ниже номинального уровня, в частности в промышленном секторе она составляет 26%, сельском хозяйстве — 22%, горнодобывающей отрасли — 18%, ЖКХ — 14%, строительстве и торговле — по 31%.
Во-вторых, было предложено упразднить налоговые вычеты для американских компаний, выводящих рабочие места из США за рубеж. В настоящее время американские компании могут снижать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов на перемещение производственных мощностей из США за рубеж (демонтаж и транспортировка оборудования, очистительные работы и т.п.). Одновременно предлагается делать налоговые вычеты компаниям, возвращающим рабочие места в США из-за рубежа,
то есть позволить им снижать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов на перемещение производственных мощностей.
В-третьих, предусматривается расширение практики предоставления налоговых вычетов промышленным производствам, в особенности высокотехнологичным, при одновременном прекращении или сокращении подобной практики в отношении отдельных секторов, в частности нефтедобывающей отрасли.
В-четвертых, реформа предполагает установление минимальной ставки налога на прибыль для доходов, получаемых американскими компаниями в зарубежных странах, в целях дестимулирования вывода экономической деятельности за рубеж. В настоящее время прибыль, получаемая американскими компаниями за рубежом, облагается в США налогом на прибыль при репатриации капитала в США, что препятствует возврату американского капитала в страну и стимулирует реинвестиции американцев в зарубежных странах.
Важным элементом дискуссий по проблеме «фискального обрыва» является упорядочение системы налоговых вычетов для физических лиц, за счет которого можно обеспечить значительный прирост бюджетных доходов и соответственно сокращение бюджетного дефицита без необходимости повышения налоговых ставок и создания тем самым препятствий для экономического роста. По данным Министерства финансов США, налоговые вычеты в стране в 2012 финансовом году достигли 1,09 трлн. долларов, что сопоставимо с размером дефицита федерального бюджета [8]. Основной объем налоговых вычетов приходится на исключение из суммы налогооблагаемого дохода стоимости медицинской страховки, оплачиваемой работодателем, и пенсионных отчислений, осуществляемых работодателем. Среди других вычетов можно выделить выплаты, связанные с процентными платежами по ипотечному кредиту, и взносы в благотворительные организации. По оценкам экспертов, относительно безболезненно можно сократить налоговые льготы на сумму 100—150 млрд. долларов в год. Более значительное их сокращение неизбежно вызовет противодействие со стороны среднего класса, чьи интересы будут затронуты в наибольшей степени.
Много разногласий вызывает судьба налога на дивиденды, льготная ставка по которому истекает в конце 2012 года. До 2003 года дивиденды в США оценивались как обычный доход граждан, и их налогообложение осуществлялось по соответствующей прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц, максимальная ставка в которой составляла 40%. В 2003 году президент США Д. Буш-младший снизил налог на дивиденды до 15% для граждан с высоким и средним уровнем доходов и до 0% для граждан с низким уровнем доходов. Демократы настаивают на приравнивании дивидендов к обычным доходам граждан с соответствующим налогообложением. Дальнейшее продление срока действия льготной ставки приведет, по оценкам Минфина США, к выпадению доходов федерального бюджета в 2011—2020 годы на сумму 233 млрд. долларов. Республиканцы
же говорят о необходимости продлить срок действия льготной ставки, которая стимулирует инвестиции американских граждан в акции компаний США и соответственно способствует росту капитализации национального бизнеса. Повышение же ставки налога на дивиденды может привести к падению спроса на акции американских компаний и, как результат, оттоку средств с американских рынков капитала.
Таким образом, существуют реальные возможности повысить бюджетные доходы, снижая налоговые ставки для юридических лиц и не прибегая к непопулярным мерам по повышению налоговых ставок для физических лиц. Весь вопрос в том, хватит ли политической воли у Администрации США для реализации такого сценария, предполагающего фактически борьбу с бенефициарами льгот.
Между тем выбор американскими властями того или иного курса фискальной политики во многом предопределит характер и темпы экономического развития США.
Влияние фискальной политики на темпы экономического развития
Бюджетное управление конгресса США составило два сценария экономического прогноза на 2013—2022 годы. Базовый прогноз основывается на предположении, что принятое законодательство останется в силе и 1 января 2013 года наступит ситуация «фискального обрыва». Альтернативный прогноз основывается на предположении, что власти внесут поправки в законодательство, продлевающие действие большей части налоговых льгот (за исключением льготы по налогу на фонд заработной платы) и отменяющие автоматический секвестр бюджета, и не допустят ситуации «фискального обрыва» [1]. Прогноз динамики бюджетных показателей США при реализации обоих сценариев приведен в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз динамики бюджетных показателей США
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ, в млрд. долларов
доходы 2 435 2 913 3 208 3 541 3 817 4 083 4 328 4 551 4 790 5 039 5 295
расходы 3 563 3 554 3 595 3 754 4 003 4 206 4 407 4 681 4 932 5 183 5 509
дефицит 1 128 641 387 213 186 123 79 130 142 144 213
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ, в млрд. долларов
доходы 2 435 2 583 2 825 3 111 3 361 3 596 3 808 3 996 4 196 4 399 4 608
расходы 3 563 3 621 3 748 3 921 4 193 4 430 4 678 4 999 5 298 5 599 5 970
дефицит 1 128 1 037 924 810 832 833 870 1 003 1 102 1 200 1 362
БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ, в % ВВП
доходы 15,7 18,4 19,6 20,3 20,6 20,7 20,8 20,9 21,1 21,2 21,4
Окончание табл.
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
расходы 22,9 22,4 21,9 21,5 21,6 21,4 21,2 21,5 21,7 21,8 22,3
дефицит 7,3 4,0 2,4 1,2 1,0 0,6 0,4 0,6 0,6 0,6 0,9
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ, в % ВВП
доходы 15,7 16,3 17,2 17,8 18,1 18,3 18,3 18,4 18,5 18,5 18,6
расходы 22,9 22,8 22,9 22,5 22,6 22,5 22,5 23,0 23,3 23,6 24,1
дефицит 7,3 6,5 5,6 4,6 4,5 4,2 4,2 4,6 4,8 5,1 5,5
Источник: Бюджетное управление конгресса США.
Базовый сценарий предусматривает резкое снижение бюджетного дефицита, который в 2013 финансовом году составит 641 млрд. долларов, или 4,0% ВВП. Таким образом, предполагается снижение бюджетного дефицита почти на 500 млрд. долларов в сравнении с 2012 финансовым годом. Столь резкого сокращения бюджетного дефицита относительно ВВП не происходило в США с 1969 года. В 2014 году дефицит снизится до 2,4%, а в 2015—2022 годы будет находиться в коридоре 0,4—1,2% ВВП.
Основной причиной снижения дефицита станет резкий рост бюджетных доходов — с 15,7% ВВП в 2012 году до 18,4% в 2013 году и 19,6% ВВП в 2014 году. Впоследствии доходы будут расти более медленными темпами, и в 2022 году они составят 21,4% ВВП. Рост бюджетных доходов будет обусловлен динамикой сборов подоходного налога, которые должны вырасти в 2012—2022 годах с 1,1 до 2,9 трлн. долларов, или с 7,2 до 11,6% ВВП. Планируется рост сборов по налогам социального и медицинского страхования — с 5,5% ВВП в 2012 году до 6,2% ВВП в 2014 году — что вызвано, в частности, завершением срока действия пониженной ставки налога на фонд заработной платы в части, взимаемой с работников. Прогнозируется также рост сборов по корпоративному налогу — с 1,5% ВВП в 2012 году до 2,6% в 2016 году. Низкий уровень сборов налога в настоящее время обусловлен, в том числе, действием налоговых льгот, связанных с ускоренным списанием бизнесом приобретаемых машин и оборудования.
Одновременно будет наблюдаться постепенное снижение бюджетных расходов — с 22,9% ВВП в 2012 году до 22,4% ВВП в 2013 году и 21,2% ВВП в 2018 году. Данная тенденция обусловлена сокращением бюджетных расходов на 1 трлн. долларов в течение 10 лет в соответствии с автоматической процедурой секвестра расходов, прописанной в законе о бюджетном контроле от 2011 года. Другие факторы — снижение расходов на выплату льготных пособий по безработице и сокращение расходов на стимулирование американской экономики, введенных в условиях финансового кризиса. После 2018 года начнется плавный рост расходов — до 22,3% ВВП в 2022 году.
Альтернативный прогноз предполагает незначительное снижение бюджетного дефицита — в 2013 году он составит более 1 трлн. долларов, то
есть почти на 400 млрд. долларов (2,5% ВВП) больше, чем предполагает базовый сценарий. В 2013—2022 годах совокупный бюджетный дефицит составит 10 трлн. долларов против 2,3 трлн. долларов по базовому сценарию, прежде всего за счет того, что совокупные бюджетные доходы окажутся ниже на 5 трлн. долларов (36,5 против 41,5 трлн. долларов), а совокупные бюджетные расходы выше на 2,7 трлн. долларов (46,5 против 43,8 трлн. долларов).
Таким образом, альтернативный сценарий предполагает в 2013—2022 годах бюджетный дефицит в среднем на уровне 4,9% ВВП при бюджетных доходах на уровне 18,1% ВВП и бюджетных расходах на уровне 23,0% ВВП. Данные показатели сильно отличаются от базового сценария, в соответствии с которым бюджетный дефицит в среднем за десятилетие составит 1,1% ВВП при бюджетных доходах на уровне 20,6% ВВП и при бюджетных расходах на уровне 21,7% ВВП.
Разные подходы к фискальной политике в базовом и альтернативном сценариях будут оказывать различное влияние на динамику социально-экономического развития США. Ужесточение фискальной политики при базовом сценарии приведет к падению ВВП на 0,3% в 2013 году (в первой половине года ВВП снизится на 2,9%, а во второй половине года он вновь начнет расти). В 2014—2017 годах среднегодовой прирост ВВП составит 4,0%, а в 2018—2022 годах — 2,5%.
Снижение ВВП в 2013 году приведет к краткосрочному повышению уровня безработицы — до 8,8% экономически активного населения в
2013 году. Впоследствии данный показатель начнет снижаться, в частности в 2014—2017 годы ее среднегодовой уровень составит 7,3%, в 2018—2022 годах — 5,4%. Уменьшение бюджетного дефицита будет способствовать низкому уровню инфляции (в 2013 году — 1,4%, в 2014—2017 годах — 1,8%, в 2018—2022 годах — 2,0%) и ставок по 3-месячным облигациям Минфина США (2013 год — 0,1%, 2014—2017 годы — 1,3%, 2018—2022 годы — 3,7%). Резкое сокращение бюджетного дефицита постепенно приведет к снижению размера государственного долга, принадлежащего не являющимися государственными органами США лицам, — с 73% в 2012 году и 77% в
2014 году до 58% в 2022 году.
При альтернативном сценарии экономический рост будет более устойчивым в краткосрочной перспективе, в частности в 2013 и 2014 годах его темпы будут выше по сравнению с базовым сценарием, в основном из-за поддержания спроса на более высоком уровне в результате продления налоговых льгот. Так, в четвертом квартале 2013 года прирост ВВП составит 1,7% по сравнению с четвертым кварталом 2012 года. Однако в долгосрочной перспективе политика сохранения высокого бюджетного дефицита и наращивания госдолга будет тормозить прирост национальных сбережений и инвестиций и соответственно способствовать снижению темпов экономического роста. Как результат в 2018—2022 годах экономика будет
расти более медленными темпами по сравнению с базовым сценарием — в 2022 году прирост ВВП составит 2,1% (при базовом сценарии — 2,3%), а объем ВВП будет на 0,4% меньше по сравнению с базовым сценарием.
Сохранение положительной динамики экономического роста в 2013 году позволит избежать повышения уровня безработицы, которая в конце 2013 года составит 8% и в конце 2014 года — 7%. В 2022 году в соответствии как с базовым, так и с альтернативным сценариями уровень безработицы снизится до 5,3%. Значительный бюджетный дефицит будет способствовать повышению размера государственного долга, принадлежащего не являющимися государственными органами США лицам, — с 73% в 2012 году до 90% ВВП в 2022 году, то есть госдолг достигнет неприемлемого с точки зрения экономического развития уровня.
Перспективы развития американской и мировой экономики во многом зависят от фискальной политики, которую в итоге предпочтут проводить власти США с 1 января 2013 года. В связи с этим проблема «фискального обрыва» в США заняла одно из ключевых мест в повестке дня политико-экономических дискуссий на международном и национальном уровнях.
Возможные пути решения проблемы «фискального обрыва»
Международные финансовые организации считают «фискальный обрыв» в США одним из основных глобальных рисков. В частности, Международный валютный фонд рекомендовал американским властям снизить в 2013 году бюджетный дефицит только на 1% ВВП [6]. Директор-распорядитель МВФ К. Лагард в сентябре 2012 года заявила, что вызванная проблемой «фискального обрыва» неопределенность в США является угрозой не только для американцев, но и для всей мировой экономики, и призвала конгресс США принять соответствующие поправки в законодательство для его предотвращения.
На национальном уровне проблему «фискального обрыва» осознают не только органы государственной власти, но и деловое сообщество. В октябре 2012 года главные исполнительные директора 80 ведущих американских компаний направили обращение в конгресс США с рекомендациями в возможно короткие сроки урегулировать проблему «фискального обрыва» — ситуация неопределенности в связи с его возможным наступлением в начале 2013 года отрицательно влияет на инвестиционные программы бизнеса и препятствует экономическому росту. При этом в обращении признается необходимость уменьшения бюджетного дефицита за счет повышения бюджетных доходов и ограничения некоторых расходов, в частности на систему здравоохранения [3].
Разногласия между демократической и республиканской партиями по вопросу продления налоговых льгот для физических лиц пока выглядят непреодолимыми. Демократы выступают за их продление для всех категорий граждан, кроме наиболее обеспеченных слоев населения, и настаи-
вают тем самым на реализации принципов социальной справедливости. В то же время республиканцы призывают к продлению налоговых льгот для всех категорий граждан без исключений, полагая, что налоговые льготы для обеспеченных слоев позволяют им инвестировать больше средств в национальную экономику [5].
До президентских и парламентских выборов в США 6 ноября 2012 года активных обсуждений в конгрессе США по проблеме «фискального обрыва» партиями не велось. Очевидно, что решение проблемы отложили на самый конец 2012 года, на так называемую сессию «хромой утки», когда работает еще старый состав конгресса США, но уже готовится приступить к работе его новый состав.
По итогам выборов стал понятен баланс сил в исполнительных и законодательных органах власти. Он по большому счету мало чем изменился: президентом страны остался демократ Б. Обама, демократы также удержали большинство в сенате конгресса США, а палата представителей осталась под контролем республиканцев. Таким образом, возможны два варианта развития событий: либо партии достигнут компромисса до 1 января 2013 года, либо принятие решения будет отложено на более поздний срок. Компромисс может предполагать, в частности, сокращение бюджетного дефицита, но не столь значительное, как при ситуации «фискального обрыва».
Многие эксперты сходятся во мнении, что американские власти не допустят ситуации «фискального обрыва», который представляет угрозу для благосостояния граждан страны, ведь, по оценкам исследовательского центра «Tax Policy Center», при базовом сценарии средняя федеральная ставка подоходных налогов для американских домохозяйств вырастет на 5% до 24,3%. Как результат, американские домохозяйства столкнутся с ростом налогов в среднем на 3,5 тыс. долларов в год, при этом для среднего класса это увеличение составит 2 тыс. долларов, а для 20% наиболее обеспеченных граждан — 14,5 тыс. долларов [7].
В связи с этим власти, по мнению экспертов, предпочтут более мягкий вариант снижения бюджетного дефицита, который будет предполагать продление лишь определенной части налоговых льгот. Он позволит избежать «финансового обрыва», однако создаст условия для долгосрочной стабилизации бюджетного дефицита на относительно приемлемом уровне и предотвратит неконтролируемый рост государственного долга [2]. Так, видимо, не будет продлен срок действия пониженной ставки налога на фонд заработной платы в части, взимаемой с работников, в результате чего бюджетные доходы возрастут на 95 млрд. долларов в 2013 году [4].
Между тем, в экспертном сообществе популярно мнение, что американские власти предпочтут отложить решение проблемы «фискального обрыва» на более поздний срок. Так 79% экспертов, опрошенных изданием «National Journal» 2 октября 2012 года, предположили, что после возобновления своей работы после президентских и парламентских выборов кон-
гресс США примет решение о том, чтобы отложить на несколько месяцев автоматический секвестр бюджетных расходов. В сенате конгресса США ведется предварительная работа по достижению компромисса. На первом этапе предлагается достичь согласия по размеру бюджетного дефицита — по экспертным оценкам, в качестве компромисса может быть выбран объем 4 трлн. долларов в течение 10 лет. На втором этапе, который может занять до одного года, профильные комитеты сената и палаты представителей конгресса США будут согласовывать доходы и расходы для достижения данного размера дефицита.
Такой вариант развития событий предполагает внесение до конца 2012 года поправок в законодательство, которые на короткий срок продлят действие истекающих налоговых льгот и отложат запуск механизма автоматического секвестра бюджетных расходов. Таким образом ответственность за решение проблемы «фискального обрыва» будет переложена на новую Администрацию США и новый состав конгресса США.
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что восстановление экономики США после глобального финансового кризиса сопровождается относительным улучшением фискальных показателей страны. В частности, в 2012 финансовом году зафиксировано некоторое снижение бюджетного дефицита, неприлично высокий уровень которого в предыдущие несколько лет привел к росту государственного долга до угрожающих размеров. Тем не менее бюджетный дефицит остается по-прежнему высоким, и он намного больше того уровня, который обещал Б. Обама после прихода к власти 4 года назад. Не случайно, что именно фискальная политика нынешней Администрации США стала основным объектом критики со стороны республиканского кандидата М. Ромни в ходе завершившейся предвыборной президентской кампании.
Начало 2013 года может, как уже отмечалось, ознаменоваться для Администрации США наступлением «фискального обрыва». Предусмотренное действующим законодательством резкое сокращение бюджетного дефицита вследствие роста доходов и снижения расходов может вызвать рецессию американской экономики в краткосрочном периоде, но позволит снизить уровень государственного долга до приемлемого уровня и обеспечит условия для стабильного экономического роста в долгосрочной перспективе. В то же время у американских властей есть возможность внести поправки в действующее законодательство, чтобы продлить срок действия налоговых льгот и отложить секвестр бюджета — такая политика позволит избежать экономической рецессии в ближайший год, однако будет только способствовать усугублению долгосрочных проблем американской экономики.
США по-прежнему остаются одним из ключевых локомотивов мирового экономического роста, в связи с этим проблема «фискального обрыва» в США создает угрозы не только для американской экономики, но и
для всей мировой экономики. Возможное повышение ставок подоходных налогов в США неизбежно приведет к сокращению потребительских расходов, на которые приходится более 70% ВВП страны, и соответственно вызовет снижение импортных поставок, что определенным образом повлияет на экономические интересы основных американских торговых партнеров, в том числе России.
Литература
1. An Update to the Budget and Economic Outlook: Fiscal Years 2012 to 2022. — Washington, DC: Congress of the United States Congressional Budget Office, 2012. — P. 3.
2. Between a Mountain of Debt and a Fiscal Cliff: Finding a Smart Path Forward. — Washington, DC: The Committee for Responsible Federal Budget, 2012. — P. 9.
3. Calmes J. Business Leaders, Open to Tax Increase, Push for a Deficit Deal. // The New York Times. — 2012. — October 26.
4. Major Fiscal Issues Before Congress in FY2013 (Report R42654). — Washington, DC: Congressional Research Service, 2012. — P. 5.
5. Politi J. Few Signs of Fiscal Cliff Concessions. // Financial Times. — 2012. — November 8.
6. The «Fiscal Cliff»: Macroeconomic Consequences of Tax Increases and Spending Cuts. (Report R42700). — Washington, DC: Congressional Research Service, 2012. — P. 10.
7. Toppling Off the Fiscal Cliff: Whose Taxes Rise and How Much? — Washington, DC: Tax Policy Center, 2012. — P. 2.
8. Wessel D. Presidential Race Paves the Way for Tax Reform. // The Wall Street Journal. — 2012. — October 25.