Научная статья на тему 'Направления проведения бюджетной политики сша в условиях мирового финансового кризиса'

Направления проведения бюджетной политики сша в условиях мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА США / РАСХОДЫ / ДОХОДЫ / FINANCIAL CRISIS / BUDGET POLICY / INCOME / OUTCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубинов Р. Б.

Одна из причин финансового кризиса в США, которая привела к глобальному мировому кризису является денежная политика, которая привязана к американской валюте, поведение которой в значительной степени определяется особенностями бюджетной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Destinations of U.S. fiscal policy in the global financial crisis

One of the reasons that led to the global financial crisis in US was monetary policy, that was bound to US dollar, which is defined by peculiarities of budget policy.

Текст научной работы на тему «Направления проведения бюджетной политики сша в условиях мирового финансового кризиса»

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ США В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Рубинов Р.Б., аспирант Дипломатической академии МИД РФ.

Аннотация. Одна из причин финансового кризиса в США, которая привела к глобальному мировому кризису является денежная политика, которая привязана к американской валюте, поведение которой в значительной степени определяется особенностями бюджетной политики.

Ключевые слова: финансовый кризис, бюджетная политика США, расходы, доходы.

DESTINATIONS OF U.S. FISCAL POLICY IN THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS

Rubies RB, graduate MFA Diplomatic Academy of Russia.

Annotation. One of the reasons that led to the global financial crisis in US was monetary policy, that was bound to US dollar, which is defined by peculiarities of budget policy.

Keywords: financial Crisis, budget policy, income, outcome.

Одной из причин мирового финансового кризиса является бюджетная политика США, в рамках которой последние десять лет проводилась эмиссия долларов, что увеличивало внешний и внутренний государственный долг перед заёмщиками, не укрепляло свою экономику пропорционально количеству отпечатанных денег. США использовали доверие населения всего мира. В результате, неподтверждённая реальной эко-номически-обоснованной стоимостью валюта обрушила финансовый и ипотечный рынки штатов, а после этого кризис перешел в страны Западной и Восточной Европы.1

В США программа поддержки экономики была чрезвычайно масштабна, дорога, разнообразна и ломала многие сложившиеся стереотипы.

Бюджетная политика: рост бюджетных расходов и сокращение бюджетных доходов должны были поддержать спрос, в первую очередь, потребительский.

Было много споров в американской администрации в начале года, как эффективнее поддержать спрос -ростом расходов или снижением налогов. И в результате было сделано и то, и другое.

Потребительский спрос стимулировался, прежде всего, программами, основанными на налоговых вычетах. Были предоставлены значительные льготы при выплате ипотечных кредитов и многое другое.

Также была введена программа TARP - программа временного выкупа за счет бюджета проблемных активов банков, обеспеченных ипотекой в размере до $700 млрд. Банки получили «свежие» деньги, в которых так нуждались в разгар кризиса. Это далеко не всех из них спасло от разорения, однако крупнейшие в истории США банковские крахи 2008 года не спровоцировали

1 Причины и последствия мирового финансового кризиса, 24.12.2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.etag.com.ua/news/42424.html, свободный

банковской паники. Бюджетная политика привела к резкому разрастанию бюджетного дефицита - в 2009 году он составил около полутора триллионов долларов. Но финансируется этот дефицит в основном за счет покупок американских правительственных бумаг всем миром, в т. ч. и Россией.

Доходы бюджета в 2009 финансовом году, который завершился в сентябре, составили 2,105 триллиона долларов, расходы - 3,522 триллиона. Тем не менее, подчеркивают в правительстве США, дефицит 1,417 триллиона долларов - это несколько меньше, чем спрогнозированный администрацией Б. Обамы в начале года дефицит в размере 1,58 триллиона.

Как указывается в совместном заявлении министра финансов США Т. Гайтнера и главы бюджетного управления П. Орзага, сложившийся в течение 2009 года дефицит во многом стал результатом налоговой и расходной политики предыдущего правительства, усугубленной финансово-экономическим кризисом. В августе 2009 года стало известно, что бюджетное управление США повысило прогноз дефицита бюджета с 2010 по 2019 годы до девяти триллионов долларов. Как сообщалось, причиной роста дефицита будет увеличение расходов на вывод экономики из кризиса.

Фактически антикризисная бюджетная политика США осуществляется за счет остального мира. Для США внешнее финансирование дефицита своего бюджета определяется просто притоком денег в национальную экономику.

Денежная политика американского центрального банка (Федеральная резервная система, ФРС) включала следующие меры. Первое, что решительно сделала ФРС - это снизила ставку процента по своим фондам до 0-0,25%. Далее ФРС приступила к программе выкупа MBS - бумаг, обеспеченных ипотечными активами.

За 2009 год она выкупила ценных бумаг на сумму более чем $0,9 трлн. Кроме того, ФРС объявила программу выкупа американских правительственных облигаций на $0,3 трлн.

И та, и другая программы шли в противоречие с обычно принятыми в США либеральными взглядами на экономику, а последнее - в противоречие даже с учебниками по макроэкономике (центральный банк -ФРС - не должен напрямую финансировать правительство).

Экономическая стабилизация за счет остального мира оказалась весьма эффективной политикой. Только за счет внутренних резервов США не удалось бы добиться приостановки спада экономики без серьезных и весьма негативных экономических последствий.

Колоссальные триллионные дефициты и эмиссии долларов не привели к катастрофическим последствиям для США. Наоборот. Это было не паническое «заливание» кризиса деньгами, как это часто представляется в российских СМИ, а достаточно аккуратная и точная политика.

Решение проблемы ликвидных средств сразу подстегнуло американскую и мировую экономику. Но неожиданным для политиков и экономистов способом.

«Свежие» деньги, поступая в экономику, стимулировали, прежде всего, финансовый сектор, однако влияние финансового сектора на реальную экономику было крайне ограниченным (к большому сожалению политиков).

Финансовый сектор, близко к историческим рекордам взлетел всего за полгода. Индекс Доу-Джонса рос с середины марта до середины ноября, добавил свыше

3G8

Рубинов Р.Б.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ США

60%, почти восстановив уровень перед кризисным падением в начале осени 2008 года. Цены на нефть увеличились почти вдвое. Доллары потекли на развивающиеся рынки и в другие валюты, вызвав падение американской валюты и рост фондовых рынков других стран.

Однако до лета 2009 года американская экономика продолжала падать, т. е. тенденции на финансовых рынках и в реальной экономике шли в противоположных направлениях. И только по итогам III квартала ВВП показал рост. Предварительная оценка этого роста оказалась завышена более чем в полтора раза. При окончательном, третьем пересмотре она упала с 3,5 до 2,2% в годовом исчислении. В итоге: бюджетная политика (рост расходов и сокращение налогов за счет внешнего финансирования) весьма эффективно сдержала экономический спад в США в 2009 году. Хотя к началу устойчивого восстановления экономики так и не привело. А вот последствия накачки долларовой ликвидности (хотя формально прироста денежной массы практически нет) оказались весьма неоднозначны. В настоящее время главным фактором неоп-ределённости в оценке перспектив бюджетной ситуации в США выступает фактор возможного негативного влияния растущей задолженности федерального правительства на темпы и факторы экономического роста. Чем пассивнее будет вести себя федеральное правительство в отношении своей растущей задолженности, тем больше вероятность того, что необходимость резкого изменения проводимой фискальной политики проявит себя внезапно, порождая огромные затруднения для общества.2

Вполне возможно, что в условиях растущего дефицитного финансирования федерального бюджета сШа уже в самом ближайшем времени могут начать проводить политику списания своей задолженности на путях раскручивания инфляционных спиралей. По сути, на эту возможность прямо указал директор Административно-бюджетного управления (АБУ) США

Д.Элмендорф, который в своём выступлении в Конгрессе США летом 2009 г. заявил о том, что теоретически одним из путей уменьшения государственной задолженности является принятие политики более высоких темпов инфляции. Этот подход будет способствовать уменьшению реальной величины государственного долга и в краткосрочном плане снизит остроту этой проблемы. Таким образом, кризисное финансирование в рамках федерального бюджета в 2009 и 2010 финансовых годов объективно будет способствовать приданию системе федеральных финансов качественно иной и более активной роли в дальнейшем развитии американской экономики, повышению роли и значения социально-экономических услуг и инвестиций федерального правительства сШа. В этом плане для понимания возможной оценки доли федерального сектора в экономике США имеет следующее принципиально важное обстоятельство. Рекордные абсолютные и относительные значения объёмов расходных статей и дефицита федерального бюджета в 2009 г. были обусловлены тем, что именно 2009 г. стал годом наибольшего падения объёмов реального ВВП и ухудшения других ключевых экономических показателей.

2 CBO. Long-Term Budget Outlook. Statement of Douglas W. El-mendorf, Director, before the Committee on the Budget. United States Senate. July 16, 2009. - P. 21.

В реальном выражении, согласно оценке АБУ, в календарном 2009 г. реальный ВВП США (в постоянных ценах 2000 г.) может сократиться на 2,8 %, или с 11652 млрд. долл. до 11324 млрд. долл.

При этом в 2008 г. реальный ВВП вырос на 1,1 % по сравнению с 2007 г., а в 2010 г. его значение может составить 11549 млрд. долл. Предположительно, реальный ВВП США увеличится на 2,0 % по отношению к 2009 г., и он выйдет на уровень 2008 г.3

Вполне вероятно, что во избежание дефолта и дефляционного коллапса, финансовые власти США начнут реализовать программу гиперинфляционной "терапии". Ее главными целями являются:

а) радикальное оздоровление экономики и финансовой системы;

б) консолидация значительной части национального и мирового богатства в руках американской финансовой элиты.

Для начала попробуем хотя бы примерно сориентироваться, к какому целевому уровню гиперинфляцион-ного обесценивания доллара должны стремиться финансовые власти США.

Для начала следует рассмотреть реальную экономику и кредитоспособность населения.

Вторым ориентиром является прямой государственный долг и денежная масса. Уже сегодня эти показателя неуправляемы и практически достигли значений в 150% ВВП - 82% М3 и 65% госдолг. Таким образом, возврат к начальным показателям 20-го века потребует снижения цены доллара, по крайней мере, в 4 раза, а если еще учитывать спад экономики - в 5 раз.4

Третьим ориентиром являются пенсионная и медицинская системы В настоящее время обязательства государства по программам пенсионного и медицинского страхования составляют приблизительно $39 триллионов. Четвертым ориентиром является бюджет. Если вычесть расходы и доходы, то бюджетный дефицит на сегодняшний день составляет более 20%.

При сохранении настоящего состава расходов, дефицит бюджета увеличится до 45-55%. Однако в период кризиса предполагается некоторое изменение государственных расходов. С учетом этого, дефицит составит от 60% до 70%.

Итак, на основе оценки различных сторон национальной финансовой системы, получаем, что целевой уровень внутренней цены доллара должен составлять максимум 25-30% его сегодняшней стоимости, а наиболее вероятный диапазон - 20-25%. Иначе говоря, в США доллар должна быть обесценен в 4-5 раз.

Выводы по статье:

- мировой финансовый кризис начавшийся в США с проблем с ипотечными кредитами, и впоследствии коснувшейся всей финансовой сферы, повлиял в значительной степени на направления развития национальной бюджетной политики;

- бюджетная политика США в условиях кризиса направлена на увеличение бюджетных расходов и использование различных налоговых льгот, что поддерживает спрос, в первую очередь, потребительский;

- эффективными мерами борьбы с финансовым кризисом явились выкуп ФРС проблемных активов банков и снижение процентных ставок, которые, в целом, позволили сдержать экономический спад в США в 2009 году;

3 Mid-Session Review. Budget of the U.S. Government. Op.cit., p.

11

4 Там же

- сценарии антикризисных мероприятий США могут включать гиперинфляцию.

Список литературы:

1. Причины и последствия мирового финансового кризиса, 24.12.2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.etag.com.ua/news/42424.html, свободный.

2. Михайлов, А. Год несбывшихся надежд / А. Михайлов // Газета.ги, 28.12.09 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gazeta.ru/column/mikhailov/3305185.shtml, свободный.

3. CBO. Long-Term Budget Outlook. Statement of Douglas W. Elmendorf, Director, before the Committee on the Budget. United States Senate. July 16, 2009. - P. 21.

4. Mid-Session Review. Budget of the U.S. Government, 2009. - p. 12.

31G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.