Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития мировой финансовой системы'

Проблемы и перспективы развития мировой финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1958
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / СИСТЕМА / ИНСТИТУТЫ / КРИЗИС / ПАЕВЫЕ ФОНДЫ / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Придачук М.П.

В статье на основе анализа и оценки трансформационных процессов в мировом пространстве выделены основные последствия финансового кризиса и его влияние на экономику ведущих экономических держав, в том числе России. Обозначены причинно-следственные связи, среди которых определены ключевые, носящие системный характер и отражающие несовершенство экономических механизмов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития мировой финансовой системы»

Финансовый кризис

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗБИТИЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

М. П. ПРИДАЧУК, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Е-mail: pridachuk@yandex.ru Волгоградский государственный университет

В статье на основе анализа и оценки трансформационных процессов в мировом пространстве выделены основные последствия финансового кризиса и его влияние на экономику ведущихэкономическихдержав, в том числе -России. Обозначены причинно-следственные связи, среди которых определены ключевые, носящие системный характер и отражающие несовершенство экономических механизмов управления.

Ключевые слова: финансы, система, институты, кризис, паевые фонды, страхование.

Следствием экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., является серьезная трансформация мировой финансовой системы. Одним из наиболее заметных последствий этой трансформации, которое еще долго будет влиять на мировую экономику, станет существенное увеличение дефицита бюджетов и государственного долга развитых стран.

Государственное стимулирование экономики в виде прямых госрасходов и налоговых льгот за последние два года увеличило государственный долг семи наиболее развитых стран примерно на 20 % ВВП. Именно государственные расходы наиболее крупных экономик мира, в первую очередь США, стали причиной стремительного роста фондовых и товарных рынков в 2009 г. Начиная с февраля 2009 г. Федеральная резервная система США (ФРС) произвела массированный выкуп ипотечных закладных у коммерческих банков. За три недели февраля было выкуплено MBS на сумму примерно 70 млрд долл., а с 11 марта всего за неделю таких бумаг было выкуплено уже на 170 млрд долл. И именно в марте началось ралли на американском фондовом рынке,

рост которого примерно с трехнедельным опозданием коррелировал с выкупом ФРС ипотечных бумаг. Кроме того, значительная часть средств, поступивших в распоряжение правительств от продажи государственных облигаций, пришлась не только на частных инвесторов, но и на центральные банки США и Англии. В результате подобных действий ФРС и банк Англии увеличили свои балансы до уровня примерно 20 % ВВП, что в последний раз наблюдалось во времена Великой депрессии. Институциональные инвесторы, которые продавали ФРС тридцатилетние ипотечные закладные, на полученные средства также скупали облигации Минфина США, благодаря чему правительству удалось профинансировать 1,5-триллионный дефицит американского бюджета, размещая облигации вне открытого рынка. Но из-за отсутствия значимых улучшений в реальном секторе экономики банковский сектор США попал в стандартную «ловушку ликвидности»: на начало марта 2010 г. банковские резервы составили исторический максимум — 1 254,3 млрд долл., собственные резервы банков — 1 115,9 млрд долл., что впервые в истории превышает нормы обязательного резервирования в 20 раз. Размер наличных денег в американских банках поставил новый рекорд, достигнув 1 341,9 млрд долл. При этом с начала кризиса объем выданных кредитов сократился на 766 млрд долл. Масштаб последней цифры подчеркивает то, что впервые за 63 года наблюдений объем кредитования сократился на 10,4 % со своего максимума, что примерно в три раза превышает любое сжатие кредитования после Второй мировой войны. В феврале 2010 г.

безработица в США превысила 10 %. А с учетом тех, кто не работает и не ищет работу, а также тех, кто мог бы работать постоянно, но пока вынужден работать на условиях неполной занятости, реальная безработица достигла рекордных 18 %. Это лучше всего характеризует реальное положение дел в американской экономике.

В 2010 г. наиболее важным фактором станут результаты «стратегий выхода» — отмены мер, с помощью которых государства помогали национальным экономикам справиться с кризисом. Остается открытым вопрос, насколько устойчивым окажется рост экономик и финансовых рынков без объемных государственных вливаний. Но в любом случае следующее десятилетие большинство развитых стран будет вынуждено мириться с огромным дефицитом национальных бюджетов. В ближайшие годы планируется существенный рост бюджетного дефицита в США, Великобритании, Японии (см. таблицу). Британский национальный институт экономических и социальных исследований предупреждает, что стремительно растущий государственный долг неминуемо приведет к росту налогов, сокращению бюджетных расходов и повышению пенсионного возраста.

В Европе подобные трудности в той или иной мере наблюдаются в Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании, хотя в каждой из стран свои структурные проблемы. В Испании текущий дефицит бюджета порядка 12 % вызван в первую очередь структурными проблемами ев-розоны, которые с развитием кризиса все больше обнажают несовершенство экономических механизмов Евросоюза. В предыдущие годы приток иностранного капитала способствовал перегреву испанского рынка недвижимости и рынка труда. С ухудшением экономической ситуации и падением доходов испанских товаропроизводителей послед-

ние стали сокращать избыточные и дорогостоящие трудовые ресурсы. Другие страны, которые имеют свою собственную валюту, решали проблему роста безработицы путем девальвации национальной валюты и соответствующим снижением издержек местных предприятий. Но в ситуации с общей европейской валютой это оказалось невозможным, и правительство было вынуждено увеличивать госрасходы, а соответственно и дефицит бюджета, чтобы хоть как-то снизить напряженность на рынке труда. Следует отметить, что из европейских стран только в Германии планируется сокращение бюджетного дефицита и достижение сбалансированного бюджета к 2016 г., что может привести к еще большим экономическим противоречиям с другими странами еврозоны с более негативной экономической ситуацией.

Рост бюджетного дефицита неизбежно приведет к росту процентных ставок в указанных странах. И этот рост будет коррелировать в том числе и с размером дефицита национального бюджета, а в дальнейшем все это практически неизбежно приведет к серьезной инфляции. Впрочем, мировому экономическому лидеру — Соединенным Штатам Америки приходилось переживать подобное в 1970-х гг., когда ФРС руководил нынешний экономический советник президента США Пол Волкер. После практически 10 лет стагнации и достаточно высокой инфляции ФРС способствовала переходу к двухзначным годовым темпам инфляции в 1978—1980 гг., обесценив за три года национальную валюту почти на 40 %, а в целом с 1970 по 1980 гг. накопленная долларовая инфляция составила 134 %. В результате энергичных действий американской экономике удалось выйти из кризиса.

Аналогичная ситуация будет складываться и в развивающихся странах. По прогнозам аналитиков инвестбанков, к концу 2010 г. ожидается значитель-

Дефицит и внешний долг некоторых стран мира в 2007, 2009—2010 гг. и 2014 г. (прогноз), % к ВВП

Страна Дефицит бюджета Внешний долг

2009 2010 2014 2007 2009 2010 2014

Австралия -4,3 -5,3 -1,1 10 17 23 28

Китай -3,9 -3,9 -0,8 20 20 22 20

Франция -8,3 -8,6 -5,2 64 78 85 96

Германия -4,2 -4,6 0 63 79 85 89

Индия -10,4 -10 -5,7 81 85 86 79

Италия -5,6 -5,6 -5,3 104 116 120 129

Япония -10,5 -10,2 -8 188 219 227 246

Великобритания -11,6 13,2 -6,8 44 69 82 98

США -12,5 -10 -6,7 62 85 94 108

G-20 -7,9 -6,9 -3,7 62 75 80 86

Развитые страны -9,7 -8,7 -5,3 78 99 107 118

Развивающиеся страны -5,1 -4,1 -1,3 37 39 40 36

ный рост ставок в Бразилии, Турции, Мексики и Индии. Исключением из этого ряда станет только Китай, который скорее всего будет сдерживать экономический рост и образование новых «пузырей» на внутренних рынках с помощью более строгих требований к банковскому капиталу.

В России проблема чрезмерного роста государственного долга пока не стоит, однако, как показали 2008—2009 гг., ухудшение ситуации в отечественной экономике, а соответственно и в бюджетной сфере может развиваться катастрофически быстро. Кроме того, у отечественных предприятий весьма значительный размер корпоративной задолженности. Летом 2009 г. после оживления финансовых рынков, на фоне снижения кредитных ставок и укрепления рубля к доллару российские предприятия вернулись к активным заимствованиям. По данным Банка России, размер негосударственного долга перед иностранными кредиторами с апреля по октябрь 2009 г. вырос с 420,7 до 441,2 млрд долл. Несмотря на то, что это задолженность частных компаний, практика последних лет показала, что в России просчеты крупного бизнеса быстро становятся проблемами государства.

Следующим серьезным последствием кризиса, по всей видимости, станет серьезная трансформация системы регулирования финансовой отрасли. В США после Великой депрессии эта сфера претерпела ряд достаточно жестких ограничений, были созданы Комиссия по ценным бумагам и Федеральная корпорация по страхованию вкладов. Однако с 1972 г. вмешательство государства в деятельность финансовых институтов стало ослабевать. Это способствовало появлению новых, более рискованных, финансовых инструментов, увеличению прибылей и капитализации организаций финансовой сферы. В конце 1980-х гг. акции финансовых компаний составляли 14 % общего объема капитализации американского фондового рынка, а непосредственно перед кризисом эта цифра выросла до 23 %. Именно благодаря снижению государственного регулирования стало возможным появление сложных производных финансовых инструментов, сыгравших одну из ключевых ролей в текущем экономическом кризисе. Из-за отсутствия законодательных ограничений происходил неограниченный рост отдельных финансовых институтов, вследствие которого они достигли такого размера, что их банкротство означало катастрофические последствия не только для национальной, но и для мировой финансовой системы. Например, после краха американского инвестбанка Lehman Brothers

финансовые институты по всему миру списали 1,7 трлн долл. Следует отметить, что банкротство этого банка оказало самое непосредственное влияние и на российские финансовые институты. В январе 2010 г. убыток в 18 % показали облигации, обеспеченные ипотечными кредитами Газпромбанка. Данные облигации были выпущены в 2007 г. путем секьюритизации пула ипотечных кредитов размером 6,9 млрд руб. Официальным эмитентом выступала зарегистрированная в Люксембурге компания специального назначения (SPV). Поскольку ипотечные кредиты были выданы Газпромбанком в рублях, а облигации были номинированы в евро, организатором выпуска было осуществлено хеджирование валютного риска с помощью соответствующего договора с Lehman Brothers, в котором был зафиксирован валютный курс — 34,7 руб. за евро. В инвестиционном меморандуме, посвященном выпуску облигаций, андеррайтер в качестве основных валютных рисков указывал возможность изменения валютного регулирования в РФ. Однако в реальности покупатели данных облигаций понесли указанные выше убытки из-за банкротства Lehman Brothers, благодаря которому исчез контрагент по хеджированию валютного риска.

До кризиса никто и не мог представить себе сценария, что с рынка исчезнут такие крупные игроки. Страховой полис крупнейшей в мире страховой компании AIG представлялся вполне надежной защитой от риска, поскольку практически никто всерьез не учитывал реалистичности сценария неисполнения своих обязательств финансовым институтом подобного уровня. Такое положение дел означало еще, что в случае возникновения серьезных проблем у подобных гигантов финансового рынка государство будет вынуждено предпринимать все меры по их спасению, чтобы не допустить полного развала всей финансовой системы. И сейчас можно вполне обоснованно предположить, что, осознавая свое сверхважное значение для всего финансового рынка, лидеры отрасли сознательно увеличивали рискованность собственных стратегий и операций. Комиссия Конгресса США, расследовавшая причины Великой депрессии, работала 4 года, но результаты ее деятельности определили правила игры для всего финансового мира на долгие десятилетия. Можно предположить, что изучение причин и следствий нынешнего кризиса будет иметь не менее важные последствия для финансовой отрасли.

Однако наиболее важной и острой проблемой, на взгляд автора, остается то, что на сегодняшний

день отсутствует реальная возможность смены финансово-экономической парадигмы, в рамках которой развитые страны существовали несколько последних десятилетий. По сути, мир по-прежнему стоит перед выбором из двух зол: либо высокая инфляция для уменьшения номинального долгового бремени и восстановление кредитования на докризисном уровне, что, вполне вероятно, приведет к еще большему кризису в будущем, либо серьезное сжатие кредитования и как следствие - долгие годы стагнации. К сожалению, на принятие решений экономической и политической властью весьма сильное влияние оказывают не возможные последствия текущих действий в отдаленном буду-

щем, а краткосрочная конъюнктура политического цикла. Ситуация осложняется тем, что если для развитых стран стагнация - это всего лишь отсутствие роста уровня жизни и сохранение потребления на прежнем достаточно высоком уровне, то для России стагнация в мировой экономике может иметь более печальные последствия.

Список литературы

1. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? М.: Эксмо. 2009.

2. Сорос Дж. Новая парадигма финансовых рынков. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.