УДК 908(571.51)"196/197" Селиванова Анастасия Алексеевна
соискатель кафедры отечественной истории Сибирского федерального университета
ВЛИЯНИЕ ФЕСТИВАЛЕЙ И СМОТРОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 60-70-Е ГГ. XX В. (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
https://doi.org/10.24158/fik.2019.12.23 Selivanova Anastasia Alekseevna
External PhD student, Department of Russian History, Siberian Federal University
THE INFLUENCE OF FESTIVALS AND FOLK ART SHOWS ON THE DEVELOPMENT OF AMATEUR ART IN THE 1960S-1970S (CASE OF THE NORTHERN REGIONS OF THE KRASNOYARSK TERRITORY)
Аннотация:
В статье изучается процесс влияния всесоюзных фестивалей, смотров, конкурсов народного творчества на возрастание активности самодеятельных художественных коллективов. Цель исследования - выявить особенности становления самодеятельного искусства в северных районах Красноярского края в эпоху развитого социализма. Автор концентрирует внимание на истории становления народных коллективов, работающих в разных жанрах художественной самодеятельности: народных театров, агитбригад, хоров, ансамблей песни и пляски. Дана характеристика системы государственного и общественного руководства самодеятельностью и культурно-массовой работой с опорой на архивные документы. Определены итоги и последствия рассматриваемого процесса для сферы самодеятельного искусства региона. Сделан вывод об увеличении количественного состава творческих коллективов и повышении качественного уровня исполнительского мастерства. Установлены условия развития самодеятельности в рамках культурной политики на примере северных районов края.
Ключевые слова:
художественная самодеятельность, культурно-массовая работа, народные коллективы, всесоюзные фестивали, смотры народного творчества, народный коллектив, Красноярский край.
Summary:
The paper examines the process of the influence of allunion festivals, shows, folk art contests on the increase in the activity of amateur art groups. The purpose of the study is to identify the features of the formation of amateur art in the northern regions of the Krasnoyarsk Territory in the era of developed socialism. The author focuses on the history of the formation of folk groups working in various genres of amateur performances: folk theaters, propaganda teams, choirs, song and dance ensembles. The characteristic of the system of state and public leadership of amateur and cultural work based on archival documents is given. The results and consequences of the process under consideration for the sphere of amateur art in the region are determined. The conclusion is made about the increase in the quantitative composition of creative teams and the increase in the quality level of performing skills. The conditions for the development of amateur performance within the framework of cultural policy are established on the example of the northern regions of the territory.
Keywords:
amateur art, cultural work, folk groups, all-union festivals, folk art shows, folk group, Krasnoyarsk Territory.
Культура советского общества второй половины XX в. - явление неоднозначное, включающее в себя профессиональное и непрофессиональное искусство. Самодеятельное искусство -неотъемлемая составная часть культуры 60-70-х гг. XX в., раскрывающая духовное богатство народных масс. Самодеятельность имела большое значение в организации отдыха и культурного досуга населения. Она отличалась глубоким политическим содержанием, разнообразием жанров, многонациональным характером. Художественная самодеятельность в исследуемый период выделялась нацеленностью граждан на активное участие в творческом процессе.
Важное значение имеет изучение самодеятельного искусства в рамках региональной истории. Анализируя научную литературу по истории Красноярского края, можно сказать, что влияние фестивалей и смотров народного творчества на совершенствование художественной самодеятельности региона не стало предметом специальной оценки. Более глубокие исследования помогут составить целостное представление о развитии народного творчества конкретной территории, понять причины перемен в сфере культуры северных районов края.
1960-70-е годы характеризуются максимально стабильным состоянием советского общества, сохраняются прежние модели экономического развития и политического руководства, идеологические ориентиры и культурные ценности. Большое внимание государство уделяло культурному обслуживанию населения, особенно отдаленных территорий, например северных районов Красноярского края. В данный период шло активное освоение Севера как стратегического региона: появился морской порт в Игарке, развивался металлургический комбинат в Норильске, строились
лесхозы по всему побережью Енисея. Все это способствовало приросту рабочего населения в указанных районах. Поэтому остро стоял вопрос об организации культурного досуга жителей Севера. Обращение к самодеятельному искусству в рассматриваемых районах Красноярского края - процесс закономерный, объясняемый территориальной удаленностью от центра, отсутствием профессиональной культуры, стремлением людей реализовать свой творческий потенциал.
Культурная политика исследуемого периода строилась на принципах, заложенных в программах КПСС, принятых на XXII, XXIII съездах партии. Новые задачи, поставленные в целях развития советской культуры, диктовали основы культурных преобразований Советского государства на последующее 20-летие [1, с. 120]. Впервые было заявлено о необходимости усиления материально-технической базы культуры; совершенствования всех форм культурной деятельности; улучшения содержания работы клубов, домов культуры. Принятые решения в значительной степени способствовали развитию самодеятельного искусства в Красноярском крае и других регионах РСФСР. По всей стране устраивались смотры самодеятельных творческих объединений, разрабатывалась процедура присвоения им статуса народных коллективов.
Серьезную роль в становлении и развитии художественной самодеятельности, повышении мастерства участников, совершенствовании различных жанров творчества именно в северных районах края сыграли фестивали, смотры, конкурсы, проводимые в 1960-70-х гг. на республиканском и всесоюзном уровнях. В изучаемый период знаменательные даты советской истории, такие как 50 лет советской власти, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 50- и 60-летие образования СССР, 60-летие ВЛКСМ, 30 лет Великой Победы (1975 г.), становились поводом для проведения мероприятий, посвященных самодеятельному творчеству, в том числе в регионах.
В рамках разворачиваемой культурной политики руководству края необходимо было создавать условия для организации конкурсов, смотров и фестивалей на региональном уровне, чтобы соответствовать общесоюзной тенденции развития самодеятельного искусства. Таким образом, деятельность коллективов, работающих в данном направлении, практически полностью была подчинена графику сменяющих друг друга мероприятий, посвященных политическим датам, соответствующих постановлениям партии и правительства. Большое значение для формирования и развития народного творчества имел Всероссийский смотр художественной самодеятельности, который проходил в 1963-1965 гг. во всех республиках СССР. В нем активно участвовали агитбригады, народные театры, хоровые коллективы, оркестры, танцевальные ансамбли. Столь масштабное событие послужило поводом для создания самодеятельных объединений в Большемуртинском, Сухобузимском, Казаченском, Енисейском районах, а также в Эвенкийском и Таймырском автономных округах. Именно с начала 1960-х гг. наблюдался процесс возникновения большинства самодеятельных коллективов северных районов края.
7 января 1966 г. было принято постановление Президиума ВЦСПС, коллегии Министерства культуры СССР о проведении Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства в 1967 г., посвященного 50-летию советской власти и подготовке к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина [2]. Для участия нем коллективы края должны были представить свои достижения на зональном конкурсе в Новосибирске. В целях отбора были проведены смотры художественной самодеятельности на местах. Впервые в городах севера края - Енисейске, Норильске, Игарке, Дудинке - прошли кустовые смотры и концерты как праздники народной культуры. Например, в январе 1966 г. исполком Енисейского райсовета принял постановление «О проведении районного смотра художественной самодеятельности». К участию приглашались коллективы сельских и профсоюзных клубов, предприятий, организаций, колхозов и учебных заведений [3]. Победителей выявляла смотровая комиссия. Итоги подводились на районном смотре. Из отчета комиссии от 10 октября 1966 г.: «В смотре на местах приняло участие 1 900 человек, рост участников по сравнению с 1965 г. составил 30 %, из них 13 самодеятельных коллективов с общим количеством 700 человек» [4]. Народные театры и агитбригады ставили театрализованные представления из цикла «Клубная Лениниана» [5]. В частности, за спектакль «Именем революции» труппа Енисейского народного театра получила диплом первой степени на всесоюзном смотре. В 1967 г. за спектакль «Юность отцов» этому театру были вручены диплом первой степени и памятная медаль Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства [6].
Подобные смотры организовывались и в районах Крайнего Севера. В Игарке с марта 1966 г. по ноябрь 1967 г. он прошел на сцене ДК «Строитель», выступило 300 человек [7]. В Таймырском национальном округе был проведен окружной фестиваль, посвященный юбилею Октября. В смотре приняло участие 33 самодеятельных коллектива, в них состояло 1 207 членов, в том числе 206 - из местного национального населения [8]. Представители художественной самодеятельности округа в составе 37 человек стали участниками зонального смотра в Новосибирске [9]. Среди учреждений
культуры Эвенкии в период подготовки к 50-летию Великого Октября была отмечена работа Тунгус-ско-Чунского районного дома культуры, где были организованы вечера и мероприятия «Нам песня строить и жить помогает», «Край, в котором я живу», «Путешествие в мир прекрасного» [10].
Именно подготовка к празднованию юбилейных дат способствовала созданию первого самобытного вокально-хореографического ансамбля «Осиктакан» в 1966 г. в Эвенкии. Его дебют состоялся 9 января 1967 г. во время окружного смотра художественной самодеятельности. Лучшим номером была признана песенно-танцевальная сюита «Солнце Октября землю обогрело» [11]. «Осиктакан» принимал участие в заключительном концерте краевого смотра на сцене драматического театра им. А.С. Пушкина, где было представлено более тысячи самодеятельных артистов.
Звание лауреата Всесоюзного смотра также получил коллектив актеров-любителей из села Подтесово Енисейского района с театральной постановкой «Иван-да-Марья» [12, с. 38]. Высокая оценка жюри вдохновила актеров на дальнейшую деятельность. Из воспоминаний участников смотра: «Газеты "Речник Енисея" и "Красноярский рабочий" только о нас и пишут, помещая на своих страницах фотографии артистов, среди которых есть речники, учителя, медики, работники почты, учащиеся старших классов» [13, с. 40].
На зональном смотре в Новосибирске в апреле 1967 г. уровень подготовки самодеятельных объединений превзошел все ожидания. По количеству дипломов делегация Красноярского края заняла первое место, четыре коллектива из северных районов региона получили звания лауреатов [14, с. 102]. В тот период самодеятельные коллективы края получили большой опыт выступлений, повысился уровень мастерства. Высокая оценка жюри зонального смотра способствовала привлечению в самодеятельность талантливой рабочей молодежи. Режиссеры-любители получали возможность консультироваться у профессиональных коллег, что впоследствии содействовало организации творческих лабораторий режиссеров народных коллективов в городах севера региона.
Однако подготовка к 50-летию Великого Октября высветила и ряд проблем: отсутствие профессиональных кадров - руководителей коллективов художественной самодеятельности, дефицит материальной базы и методической поддержки в работе с репертуаром, недостаток клубных помещений, транспорта. Весь репертуар обсуждался с представителями местной власти. От городского управления культуры зависела судьба любительских коллективов северной провинции. В местной прессе печатались сроки проведения художественных смотров. Профсоюзные организации брали на себя обязательства по оказанию шефской помощи самодеятельным объединениям в отдаленных сельских территориях Красноярского края с целью поддержать молодежные инициативы северян.
23 июля 1968 г. было принято постановление ЦК КПСС о подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Министерству культуры СССР было поручено провести конкурсы-смотры под ленинским девизом «Искусство - народу», фестивали искусств, связанные с жизнью и деятельностью В.И. Ленина, организовать выставки изобразительного искусства [15]. В апреле 1970 г. в Москве, в Кремлевском дворце съездов, должен был состояться общий смотр, постановление «О проведении Всесоюзного концерта - творческого рапорта художественной самодеятельности ленинскому юбилею» было принято 31 июля 1969 г.
Подготовка к этому концерту охватила все районы края. Так, 16 января 1970 г. в Енисейском районе прошел фестиваль искусств [16]. По его итогам 37 самодеятельных коллективов приняли участие во всесоюзном смотре, 15 сельских клубов, 16 сельсоветов рапортовали о проделанной работе к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина [17]. Активно участвовали в подобных фестивалях самодеятельные коллективы Казачинского, Северо-Енисейского районов. В Таймырском национальном округе была организована перекличка сельских клубов через окружную газету «Советский Таймыр». Подготовлены фильмы о культуре народов Крайнего Севера «По оленьему следу», «Мы - нганасане», «В краю солнечных ночей», «А кругом тундра», «Авамские новеллы» [18, с. 24]. Это был первый опыт знакомства большой аудитории советских граждан с национальной художественной культурой коренных народов Севера, что стало возможным именно благодаря появлению самодеятельных коллективов, поскольку исполнение народных песен и танцев входило в основной репертуар актеров-любителей.
В результате всесоюзные смотры, посвященные 50-летию советской власти и 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, стали крупными культурными событиями в жизни Красноярского края и всей страны. Модель организации подобных мероприятий прочно укрепилась в работе отделов культуры на местах и успешно действовала в рамках празднования других юбилейных дат. Благодаря организованной гастрольной деятельности лучшие коллективы смогли побывать во многих городах страны и за рубежом. Например, народный театр Енисейска стал дипломантом международных фестивалей народного творчества в Чехословакии и Японии, не имея в составе ни одного профессионального артиста. Актер В. Котов вспоминал: «Нас хорошо принимали за
границей, газеты написали, что перед зрителями выступал профессиональный коллектив, а среди нас были учителя, судоремонтники, студенты, работники лесхоза, да, наверно, это лестно, но нам было обидно» [19].
Смотры, фестивали, конкурсы, организованные в целях достойной встречи 50-летия образования СССР, стали хорошей возможностью для создания творческих коллективов на производстве. В постановлении ЦК КПСС от 21 февраля 1972 г. говорилось о подготовке нового всесоюзного смотра [20, с. 107]. Активно к процессу развития самодеятельного искусства стали подключаться профсоюзы. В Енисейском районе по их инициативе было решено провести смотр, посвященный указанному событию. Из протокола жюри мероприятия: «На 17 центральных усадьбах колхозов и совхозов, лесоучастков и леспромхозах состоялись кустовые смотры. 23 коллектива в количестве 600 человек и 6 сельских клубов приняли участие в смотре, среди них медицинские работники, доярки, механизаторы, учителя и др. Просмотрено 450 номеров, лучшие из них отобраны на районный смотр. По итогам смотра были награждены 17 работников культуры, 21 народный коллектив» [21]. Количество номеров художественной самодеятельности - 450 -для Енисейского района поражало, населенные пункты здесь были разбросаны на десятки километров друг от друга, до центра можно было добраться только самолетом. Этот количественный показатель свидетельствует о высоком энтузиазме как актеров, так и руководителей, стремлении демонстрировать успехи в творчестве, делиться опытом, общаться. Для многих объединений из глубинки подобные мероприятия стали единственной возможностью выбраться в центр и заявить о себе. На Всесоюзном смотре 1972 г., посвященном 50-летию образования СССР, в Москве от северных районов Красноярского края достойно выступили и стали лауреатами ансамбли песни и танца «Осиктакан» (руководитель А.В. Гурьев, Эвенкия), «Хейро» (руководитель В.П. Целищев, Таймыр); ансамбль барганистов (Таймыр); частушечница Н.И. Корягина (Казачинский район) [22].
В 1975-1977 гг. проводился первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества, посвященный 60-летию советской власти. Для подготовки к нему были выделены и использованы огромные материальные средства. За 2 года в Красноярском крае на эти цели израсходовано более 20 млн р. [23]. Творческая отдача трудящихся региона оказалась выдающейся. Красноярцы блестяще выступили в Иркутске - центре Восточно-Сибирской зоны фестиваля. В нем приняли участие 28 коллективов и 600 представителей клубных объединений края, были вручены 40 всесоюзных лауреатских дипломов и 77 всероссийских [24, с. 107].
На фестивале северные районы края представлял коллектив Енисейского народного театра с поэмой «Вей, ветерок!», ансамбли «Хейро» с одноименной песенно-танцевальной композицией и «Осиктакан» с музыкально-драматической пьесой «Алтанэй» [25]. Успех на подобных мероприятиях позволил впоследствии народному ансамблю песни и танца «Осиктакан» принять участие в культурной программе Олимпиады-80 в Москве.
Таким образом, работа по вовлечению трудящейся молодежи в самодеятельное творчество как в городских населенных пунктах, так и в сельских продолжилась еще с большей интенсивностью. Благодаря деятельности профсоюзов были созданы постоянные коллективы при производстве. За активное участие красноярцев во всесоюзных смотрах и фестивалях край получил поддержку творческих союзов страны [26]. Все это создавало благоприятные организационные условия для развития самодеятельного искусства региона.
1978 год ознаменовался несколькими юбилейными датами. В северных районах городские дома культуры, сельские клубы готовили программу мероприятий, посвященную 60-летию ВЛКСМ и 60-летию Советской армии. Главными участниками и организаторами патриотических мероприятий, таких как «Уходила молодость в сабельный поход», «Пионер, комсомолец, потом коммунист», «Комсомольцы герои-воины», стали комсомольцы [27].
Вследствие активности горкомов комсомола по вопросам культурного воспитания молодежи формировались условия для самодеятельного творчества. Молодежные коллективы отличали массовость, инициативность, уверенность, энтузиазм. Комсомольские объединения художественной самодеятельности Красноярского края выступили с отчетами на ВДНХ, приняли участие в работе агитпоезда ЦК ВЛКСМ по обслуживанию ударных комсомольских строек [28, с. 155].
Таким образом, на становление художественной самодеятельности в северных районах Красноярского края оказывала непосредственное влияние культурная политика Советского государства в эпоху развитого социализма. В исследуемый период ежегодные фестивали, смотры художественной самодеятельности на всесоюзном и всероссийском уровнях, праздники песни и танца, конкурсы агитбригад и чтецов, выступления народных театров, торжественные концерты, посвященные съездам партии, как некие творческие отчеты способствовали созданию условий для развития самодеятельного искусства в Красноярском крае.
Большую роль в работе народных коллективов играли профсоюзные и комсомольские организации. Самодеятельные художественные коллективы постоянно находились в динамике из-за необходимости предъявления результатов творчества на официальных смотрах, инициируемых государственной властью. Положительными тенденциями этого процесса являлись участие молодежи в творческих мероприятиях, получение организационного опыта, раскрытие творческого потенциала. Самодеятельность в этот период отличалась массовостью, стремлением к самовыражению. Увеличивался количественный состав участников и повышалось качество выступлений. Формировалась конкурсная среда, спектакли актеров-любителей находили отклики у зрителей, шел перманентный поиск собственного творческого почерка режиссеров и руководителей самодеятельных коллективов. В связи с территориальной удаленностью населенных пунктов от центра культурное пространство северных районов края зависело от степени развития художественной самодеятельности, находящейся под контролем общественных и государственных органов.
Ссылки и примечания:
1. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (18981986). В 15 т. / под общ. ред. А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. 9-е изд., испр. и доп. М., 1986. Т. 11. 1966-1970 гг. 574 с.
2. Там же. С. 120.
3. МКУ «Енисейский районный архив». Ф. Р-2/162. Оп. 1. Д. 767. Л. 103.
4. Там же. Л. 107.
5. Там же. Л. 108.
6. Замышляев В. Народное творчество в культуре Красноярского края // Народное творчество в культуре развитого социалистического общества. М., 1984.
7. Евкулов А. Оживлять культурную жизнь села // Коммунист Заполярья. 1966. № 42.
8. ГАКК. Ф. П-1386. Оп. 16. Д. 3998. Л. 37.
9. Там же.
10. Там же. Ф. П-26. Оп. 16. Д. 451. Л. 75.
11. Замышляев В. Указ. соч.
12. Еремеева Л.С. Подтесово - родной причал: история и современность. Красноярск, 2005. 511 с.
13. Там же. С. 40.
14. История Красноярского края. В 4 т. Т. 1. История культуры в фактах, цифрах, комментариях / ред. А.П. Статейнов. Красноярск, 2008. 550 с.
15. Постановление ЦК КПСС о подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина // Коммунистическая партия ... С. 333.
16. МКУ «Енисейский районный архив». Ф. Р-2751. Оп. 1. Д. 88. Л. 2.
17. Там же. Л. 5.
18. Кудашкин В.А. Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края во второй половине 1950-х - 1991 гг. Братск, 2009. 172 с.
19. Из личных воспоминаний В.Н. Котова, актера народного театра 1960-70-х гг. Енисейска.
20. История Красноярского края ... Т. 1. С. 107.
21. ЕГА. Ф. Р-328. Оп. 1. Д. 64. Л. 6.
22. История эвенкийской культуры // Эвенкийская жизнь. 2010. № 46.
23. Замышляев В. Указ. соч.
24. История Красноярского края ... Т. 1. С. 107.
25. История эвенкийской культуры.
26. Веретенова А. Праздник песни и танца // Енисейская правда. 1980. № 10.
27. Кузнецов П. Смотр талантов продолжается // Коммунист Заполярья. 1978. № 37.
28. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. Пермь, 1994. 176 с.
References:
Egorov, AG & Bogolyubov, KM (eds) 1986, The Communist Party of the Soviet Union in Resolutions and Decisions of Congresses, Conferences and Plenums of the Central Committee (1898-1986), in 15 vols, 9th ed., vol. 11, Moscow, 574 p., (in Russian). Eremeeva, LS 2005, Podtesovo - Home Pier: History and Modernity, Krasnoyarsk, 511 p., (in Russian). Evkulov, A 1966, 'Revive the Cultural Life of the Village', Kommunist Zapolyarya, no. 42, (in Russian). Kudashkin, VA 2009, Socio-Economic and Cultural Development of the Indigenous Peoples of the Irkutsk Region and the Krasnoyarsk Territory in the Second Half of the 1950s - 1991, Bratsk, 172 p., (in Russian).
Kuznetsov, P 1978, 'The Show of Talents Continues', Kommunist Zapolyarya, no. 37, (in Russian). Mikhailova, LI 1994, Folk Art as a Sociocultural Phenomenon, Perm, 176 p., (in Russian).
Stateynov, AP (ed.) 2008, The History of the Krasnoyarsk Territory, in 4 vols, vol. 1, The History of Culture in Facts, Figures, Comments, Krasnoyarsk, 550 p., (in Russian).
Veretenova, A 1980, 'Holiday of Song and Dance', Enisseyskaya pravda, no. 10, (in Russian).
Zamyshlyaev, V 1984, 'Folk Art in the Culture of the Krasnoyarsk Territory', Narodnoe tvorchestvo vkulture razvitogo sotsi-alisticheskogo obshchestva, Moscow, (in Russian).
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Ездина София Александровна