Научная статья на тему 'Культурное шефство города Йошкар-Олы над марийской деревней в 40-70-е годы xx столетия'

Культурное шефство города Йошкар-Олы над марийской деревней в 40-70-е годы xx столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / РЕПЕРТУАР / ПРОГРАММЫ КОНЦЕРТОВ / КОНСУЛЬТАЦИИ / ВСТРЕЧИ / ГАСТРОЛИ / ФЕСТИВАЛИ ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбалка В. И.

В статье рассматривается оказание йошкар-олинскими учреждениями культуры и искусств конкретной помощи народным университетам и сельской художественной самодеятельности, повышение роли театра в жизни деревни, увеличение числа спектаклей, встречи руководителей и актеров театров со зрителями в сельской местности. Многие работники искусств, художники, писатели выезжали в колхозы и совхозы, оказывали методическую и иную помощь учреждениям культуры, способствовали развитию художественной самодеятельности. Наряду с традиционными формами культурно-шефской работы, сложившимися в предшествующий период, развивались новые: деятели искусства брали индивидуальное шефство над сельскими коллективами художественной самодеятельности; проводились сельские и районные фестивали искусств. Культурно-просветительные учреждения Йошкар-Олы установили прочные творческие отношения с сельскими клубами, библиотеками, коллективами художественной самодеятельности. Все городские учреждения культуры и искусства были закреплены за определенными сельскими районами. Многие коллективы художественной самодеятельности заводов и предприятий, учебных заведений Йошкар-Олы в составе агитпоездов выезжали в период посевной кампании в сельскую местность и получали хорошие оценки и отзывы зрителей. Необходимо подчеркнуть, что в рассматриваемый период на сценах йошкар-олинских театров ставились спектакли народных театров, в клубах и Домах культуры выступали сельские самодеятельные коллективы, организовывались встречи с поэтами, с композиторами, выставки художников. Организация коллективных выездов сельских жителей на спектакли и концерты, а также гастроли йошкар-олинских театральных и концертных коллективов в села прочно входили в быт марийской деревни. Особое внимание уделено в статье заключению договоров содружества между профессиональными творческими коллективами столицы Марий Эл и жителями районов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурное шефство города Йошкар-Олы над марийской деревней в 40-70-е годы xx столетия»

Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 4 (8)

УДК 008(470.343)

КУЛЬТУРНОЕ ШЕФСТВО ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ НАД МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНЕЙ В 40-70-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

В. И. Рыбалка

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

CULTURAL PATRONAGE OF THE CITY OF YOSHKAR-OLA OVER THE MARI VILLAGE IN THE 40-70SS OF THE XXTH CENTURY

V. I. Rybalka

Mari State University, Yoshkar-Ola

В статье рассматривается оказание йошкар-олинскими учреждениями культуры и искусств конкретной помощи народным университетам и сельской художественной самодеятельности, повышение роли театра в жизни деревни, увеличение числа спектаклей, встречи руководителей и актеров театров со зрителями в сельской местности. Многие работники искусств, художники, писатели выезжали в колхозы и совхозы, оказывали методическую и иную помощь учреждениям культуры, способствовали развитию художественной самодеятельности. Наряду с традиционными формами культурно-шефской работы, сложившимися в предшествующий период, развивались новые: деятели искусства брали индивидуальное шефство над сельскими коллективами художественной самодеятельности; проводились сельские и районные фестивали искусств. Культурно-просветительные учреждения Йошкар-Олы установили прочные творческие отношения с сельскими клубами, библиотеками, коллективами художественной самодеятельности. Все городские учреждения культуры и искусства были закреплены за определенными сельскими районами. Многие коллективы художественной самодеятельности заводов и предприятий, учебных заведений Йошкар-Олы в составе агитпоездов выезжали в период посевной кампании в сельскую местность и получали хорошие оценки и отзывы зрителей. Необходимо подчеркнуть, что в рассматриваемый период на сценах йошкар-олинских театров ставились спектакли народных театров, в клубах и Домах культуры выступали сельские самодеятельные коллективы, организовывались встречи с поэтами, с композиторами, выставки художников. Организация коллективных выездов сельских жителей на спектакли и концерты, а также гастроли йошкар-олинских театральных и концертных коллективов в села прочно входили в быт марийской деревни. Особое внимание уделено в статье заключению договоров содружества между профессиональными творческими коллективами столицы Марий Эл и жителями районов республики.

Ключевые слова: методическая помощь, репертуар, программы концертов, консультации, встречи, гастроли, фестивали искусств

The article deals with the provision of specific assistance from Yoshkar-Ola institutions of culture and arts to national universities and rural amateur. The study examines the increasing role of the theater in the village life, the increase in the number of performances, meetings of heads of theaters and actors with the audience in the countryside. Many workers of arts, artists, writers traveled to the collective and state farms, provided methodological assistance to cultural institutions, contributed to the development of amateur. Along with traditional forms of cultural and patronage work that emerged in the preceding period, the new ones evolved: the art workers took personal patronage over the rural collectives of amateur performances; rural and regional arts festivals were held. Cultural and educational institutions of Yoshkar-Ola established strong creative relationship with rural clubs, libraries, amateur art collectives. All municipal institutions of culture and art have been assigned to certain rural areas. Many amateur art factories and enterprises, educational institutions of Yoshkar-Ola, as part of agitation trains, traveled during the sowing campaign in the countryside and had good ratings and reviews of spectators. It must be emphasized that during the period under review folk theater were shown on the stages of Yoshkar-Ola theaters, clubs and houses of culture had rural amateur groups, meetings with poets, composers, artists, exhibitions were organized. The organization of collective visits of rural residents to plays and concerts, as well as tours of the Yoshkar-Ola theater and concert bands in the village firmly entered Mari village life. Particular attention is given in the article to the conclusion of contracts of cooperation between the professional creative teams of the capital of Mari El and the inhabitants of regions of the republic.

Keywords: methodical help, repertoire, concert programs, consultations. meetings, concert tours, art festivals

В послевоенный период в Марийской АССР вопросами организации шефства городских

и районных организации занимались не в полной мере. Сельским культурно-просветительным

© Рыбалка В. И., 2016

Вестник Марийского государственного университета

учреждениям методическую помощь призван был оказывать Йошкар-Олинский дом народного творчества, однако с этой задачей он не справлялся, слабо был связан с коллективами самодеятельности, не обобщал опыт работы и не удовлетворял их запросов. Живая связь с сельскими коллективами отсутствовала. Работники Дома народного творчества редко бывали на местах, посылаемые в районы методические указания до сельских кружков не доходили.

В 1947 году в республике было всего 8 шефствующих организаций, да и они оказывали незначительную помощь деревне. Так, например, Марийский государственный театр имени Шкетана шефствовал над районными Домами культуры, однако за весь год представитель театра был один раз только в Медведевском Доме культуры, да и там он не оказал никакой помощи в подборе репертуара [2, л. 5].

Многие жители села не видели у себя искусство профессиональных артистов. Особенно мало выезжал Русский драматический театр, который бывал в основном в райцентрах. Наиболее серьезные пьесы, значительные произведения классической и современной музыки показывались только в Йошкар-Оле, а для выезда в село создавался примитивный, облегченный репертуар. Русский театр знакомил сельского зрителя с такими непритягательными, слишком легкими пьесами, как «Миллион за улыбку», «Сержант милиции». В то же время в своем репертуаре театр имел спектакли широкого полотна «Стряпуха», «Иркутская история», «Три сестры» и т. д. [7, л. 94].

Музыкальные коллективы Марийской государственной филармонии в своих программах слабо отражали современность. В них отсутствовал местный материал из жизни республики.

Постепенно культурное шефство йошкар-олинских творческих коллективов над селом улучшалось. Многие работники искусств, художники, писатели выезжали в колхозы и совхозы, выступали перед сельскими зрителями, оказывали методическую и иную помощь учреждениям культуры, способствовали развитию художественной самодеятельности. Театры значительно улучшили свою работу по обслуживанию сельского населения. Если в 1945 году они дали 616 спектаклей и обслужили 117 тыс. человек, то в 1948 году состоялся уже 1081 спектакль, на которых присутствовало 134 тыс. человек. Марийский государственный драматический театр им. М. Шкетана показал зрителю города и населению районов в том же году на русском и марийском языках пьесы А. Софронова «Московский характер»,

«В одном городе», К. Симонова «Чужая тень», «Константин Заслонов», лучшие произведения русской классики - пьесы А. Островского - «Таланты и поклонники», «Поздняя любовь», «Не все коту масленица» [3, л. 37].

Активную помощь сельским кружкам художественной самодеятельности оказывал заслуженный артист Марийской АССР И. О. Тойдемар. Выезжая в районы республики во главе бригады ансамбля песни и пляски Маргосфилармонии, он помогал хоровым кружкам разучивать новые песни, переписывал для них ноты песен из репертуара филармонии. С коллективом художественной самодеятельности Помарского сельского клуба Волжского района им были разучены песни марийских композиторов «Не могу забыть», «Лесочек», «Радуйся» и другие. Там же он проверил голосовые связки хористов и перестроил хор на два голоса [1, л. 37].

В 50-е годы XX века работники искусства стали чаще бывать в колхозах республики с концертами и спектаклями, более конкретной и действенной становится помощь художественной самодеятельности. Так, в 1954 году в сельской местности было показано 710 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 112,4 тыс. человек [4, л. 43]. Республиканский русский драматический театр и Маргостеатр им. М. Шкетана увеличили число выездных спектаклей в районные Дома культуры, колхозные клубы, на лесоучастки до 12-15 в месяц. Марийским театром подготовлены специальные выездные варианты спектаклей большого полотна «Акпатыр» и «Свадьба в Малиновке», Русским театром - «Именем революции» и «Всадник без головы» [5, л. 123]. В 1959 году Марийский государственный театр имени М. Шкетана добился самой высокой посещаемости спектаклей за десятилетие. Русскими и марийскими составами только на селе показано 303 спектакля и обслужено 64,4 тыс. человек. Коллективами Марийской государственной филармонии дано 623 концерта и обслужено 186 тыс. зрителей. Программы концертов пополнились рядом произведений на колхозную, трудовую тематику.

Работники искусств оказывали значительную помощь сельским народным университетам культуры. Так, например, преподаватели Йошкар-Олинского музыкального училища принимали активное участие в занятиях Сернурского, Медведевского и Моркинского университетов культуры [6, л. 46].

Другое направление шефской работы - методическая помощь сельским клубам, красным уголкам, коллективам художественной самодеятельности. Приезд художественного коллектива не ограничивался тем, чтобы сыграть спектакль,

Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. Т. 2. № 4 (8)

показать концерт. Его руководители и актеры консультировали местную самодеятельность, организовывали встречи со зрителями.

Работники театрального искусства постоянно улучшали обслуживание сельского населения. В 1961 году по республике гастролировали по две бригады марийского и русского театров, театр кукол и эстрадная бригада Марийской государственной филармонии, концертная группа народного хора республиканского Дома народного творчества [9, с. 172].

Благодаря разносторонним формам культурно-шефской деятельности происходило воздействие города на село. В 1971 году была создана Центральная комиссия по культурно-шефской работе на селе; аналогичные комиссии, возглавляемые, как правило, ведущими деятелями культуры и искусства, появились в республиках и областях. Под влиянием процесса урбанизации значительно усилилась связь Йошкар-Олы с непроизводственной сферой марийской деревни. В результате увеличения подвижности населения сельские жители все активнее включались в культурную жизнь города - посещали театры, концертные залы, музеи и кинотеатры. Наряду с традиционными формами культурно-шефской работы, сложившимися в предшествующий период, развивались новые: деятели искусства брали индивидуальное шефство над сельскими коллективами художественной самодеятельности; проводились сельские и районные фестивали искусств.

Повысилась роль театра в жизни деревни. Расширилась география выездов профессиональных театров на село, увеличивалось число спектаклей. В 60-70-е гг. XX века общее количество театральных постановок увеличивалось почти исключительно за счет числа спектаклей, показанных на селе, и темпы роста сельской театральной аудитории были выше, чем общее увеличение числа зрителей.

Культурно-просветительные учреждения Йошкар-Олы установили прочные творческие отношения с сельскими клубами, библиотеками, коллективами художественной самодеятельности. Все йошкар-олинские учреждения культуры и искусства были закреплены за определенными сельскими районами. Между профессиональными творческими коллективами и трудящимися сельских районов возникла новая эффективная форма культурных связей - договоры творческого содружества с конкретными взаимными обязательствами шефов и подшефных. В Йошкар-Оле такие договоры заключили все учреждения культуры и искусства, творческие союзы и общества.

Заводские коллективы художественной самодеятельности Йошкар-Олы также имели свои подшефные районы. Так, клуб Заводского района - Па-раньгинский и Сернурский районы, Дом культуры завода полупроводниковых приборов - Оршанский район, клуб ремонтного завода - Советский район, клуб МВД - Звениговский район и т. д. Городские коллективы самодеятельности часто выступали в своих подшефных районах. Если в 1973 году на 280 концертах побывало 120 тысяч зрителей, то в 1974 году состоялось уже более 350 концертов, на которых присутствовало 170 тысяч человек.

В составе республиканского агитпоезда в период посевной кампании принимали участие многие коллективы художественной самодеятельности как заводов и предприятий, так и учебных заведений. Многие из них получили хорошие оценки и отзывы сельских зрителей. Коллектив завода полупроводниковых приборов в Оршанском и Советском районах дал более 30 концертов, 16 концертов дал в Параньгинском и Сернурском районах коллектив клуба Заводского района Йошкар-Олы [8, с. 266].

Усилили шефскую помощь в восстановлении материальной базы учреждений культуры села промышленные предприятия Йошкар-Олы. Они выделяли строительный материал, изготавливали мебель, собирали книги для библиотек, оказывали помощь в радиофикации и т. д.

Вместе с тем шел процесс обогащения городской культуры народной самобытностью. На сценах йошкар-олинских театров ставились спектакли народных театров, в клубах и Домах культуры выступали сельские самодеятельные коллективы, организовывались встречи с самодеятельными поэтами, с композиторами, выставки самодеятельных художников, т. е. проходил процесс взаимообогащения, взаимовлияния. Большим успехом у горожан пользовался коллектив агитбригады «Шиньшинские голоса» из Моркинского района, участник заключительного смотра сельских агитбригад в г. Москве, проходившего в 1973 году. Славились также ансамбль гусляров из села Мик-ряково Горномарийского района и драматический молодежный коллектив животноводческого комплекса Параньгинского района.

Организация коллективных выездов сельских жителей на спектакли и концерты, а также гастроли йошкар-олинских театральных и концертных коллективов в села прочно входили в быт марийской деревни.

В 60-е гг. XX века шефство выросло в большое многогранное общественное движение «Город -селу» и стало постоянно действующим фактором,

Вестник Марийского государственного университета

взаимно обогащающим воспитательную работу как в коллективах колхозов и совхозов, так и в городских промышленных организациях.

Таким образом, подъем сельского хозяйства, улучшение материального положения и культурного уровня сельского населения зависели не только

от тружеников деревни, но и во многом от усилий работников промышленности и транспорта, деятелей науки и техники г. Йошкар-Олы. В рассматриваемый период значительно возросло значение всех сторон шефской помощи селу - производственной, организаторской, политической, культурной.

Литература

1. Государственный архив Республики Марий Эл (далее - ГА РМЭ). Ф. Р-783. Оп. 1. Д. 37.

2. ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1 Д. 38.

3. ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1 Д. 53-а.

4. ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1 Д. 10.

5. ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1 Д. 102.

6. ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1 Д. 128.

7. ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1 Д. 156.

8. По плану партии. Йошкар-Ола, 1974. 178 с.

9. Рыбалка В. И. Марийская деревня (1946-1965). Материальное положение колхозного крестьянства и культурно-просветительная работа. Йошкар-Ола, 2002. 262 с.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Marij Jel (dalee - GA RMJe) [State Archive of the Republic of Mari El]. F. R-783, op. 1, d. 37.

2. GA RMJe [State Archive of the Republic of Mari El]. F. R-783. op. 1, d. 38.

3. GA RMJe [State Archive of the Republic of Mari El]. F. R-783. op. 1, d. 53-a.

4. GA RMJe [State Archive of the Republic of Mari El]. F. R-828. op. 1, d. 10.

5. GA RMJe [State Archive of the Republic of Mari El]. F. R-828. op. 1, d. 102.

6. GA RMJe [State Archive of the Republic of Mari El]. F. R-828. op. 1, d. 128.

7. GA RMJe [State Archive of the Republic of Mari El]. F. R-828. op. 1, d. 156.

8. Po planu partii [According to the plan of the party]. Joshkar-Ola, 1974, 178 p.

9. Rybalka V. I. Marijskaja derevnja (1946-1965). Material'noe polozhenie kolhoznogo krest'janstva i kul'turno-prosvetitel'naja rabota [Mari village (1946-1965). Income of collective farmers, cultural and educational work]. Joshkar-Ola, 2002, 262 p.

Статья поступила в редакцию 13.11.2016 г.

Submitted 13.11.2016.

Для цитирования: Рыбалка В. И. Культурное шефство города Йошкар-Олы над марийской деревней в 40-70-е годы XX столетия // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 4 (8). С. 35-38.

Citation for an article: Rybalka V. I. Cultural patronage of the city of Yoshkar-Ola over the mari village in 40-70-ies of XX century. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 4 (8), pp. 35-38.

Рыбалка Владимир Иванович,

кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Rybalka- Vladimir@rambler. ги

Rybalka VladimirIvanovich,

Candidate of History, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,

Rybalka- Vladimir@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.