Научная статья на тему 'Деятельность изб-читален и сельских клубов по повышению культуры Марийской деревни в послевоенный период (1946-1965 гг. )'

Деятельность изб-читален и сельских клубов по повышению культуры Марийской деревни в послевоенный период (1946-1965 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
539
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / СМОТРЫ / КРУЖКИ / КРАСНЫЕ УГОЛКИ / НАГЛЯДНАЯ АГИТАЦИЯ / VISUAL PROPAGANDA / REVIEW COMPETITIONS / CIRCLES / PROPAGANDA ROOMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбалка Владимир Иванович

В статье рассматривается оснащение изб-читален и сельских клубов, укрепление материальной базы, работа агитбригад и коллективов художественной самодеятельности, выпуск листовок-молний и стенных газет, проведение культурно-массовых мероприятий, докладов, бесед и громких читок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рыбалка Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of Village Reading-rooms and Village Clubs in Enhancing Culture in Mari Villages in the Post-war Period (1946-1965)

The article describes village reading-rooms and village clubs facilities, improvement of their equipment, work of propaganda teams and amateur artists groups, issues of leaflets and wall newspapers, mass cultural events, reports, talks and general reading.

Текст научной работы на тему «Деятельность изб-читален и сельских клубов по повышению культуры Марийской деревни в послевоенный период (1946-1965 гг. )»

УДК 008.027.9(470.343)

В. И. Рыбалка Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Деятельность изб-читален и сельских клубов

по повышению культуры марийской деревни в послевоенный период (1946-1965 гг.)

В статье рассматривается оснащение изб-читален и сельских клубов, укрепление материальной базы, работа агитбригад и коллективов художественной самодеятельности, выпуск листовок-молний и стенных газет, проведение культурно-массовых мероприятий, докладов, бесед и громких читок.

Ключевые слова: бюджет, финансирование, смотры, кружки, красные уголки, наглядная агитация.

Сельские клубы и избы-читальни представляли в рассматриваемый период наиболее массовую, разветвленную сеть культурно-просветительных учреждений в деревне. Они являлись опорными пунктами всей просветительной работы среди колхозников и сельской интеллигенции, развивали самодеятельные начала в организации досуга.

В начале 1946 года в республике было 249 изб-читален и 11 сельских клубов [1, л. 31]. Из 249 изб-читален самостоятельные помещения имели только 93, 37 изб-читален арендовали помещения, а 49 — не имели их вообще. Особенно плохо обстояло дело в Казанском, Новоторъяльском, Сотнурском, Медведевском и Хлебниковском районах. Например, из 11 изб-читален Казанского района самостоятельное помещение имела только одна изба-читальня, в Сотнурском районе из 9 изб-читален — также одна.

Исключительно неудовлетворительным было оснащение изб-читален и сельских клубов мебелью и культинвентарем. В сельских клубах и избах-читальнях имелось всего 294 стула, 245 шкафов, 322 стола, 14 гармоний, 6 гитар, 18 баянов, 2 мандолины, 81 патефон. К примеру, в Казанском районе во всех 10 избах-читальнях имелось всего 6 шкафов, 3 стула и 9 столов, культинвентаря не было никакого [2, л. 3].

Совет Министров Марийской АССР принял 25 октября 1946 года постановление «О мерах помощи сельским клубам и избам-читальням». В 1947 году в республике сумели лучше организовать политико-просветительную работу на селе. Значительно улучшилось финансирование. Если в 1946 году на избы-читальни и сельские клубы было выделено 1611,7 тыс. руб., то в 1947 году — уже на 274,4 тыс. рублей больше.

В период летних полевых и уборочных работ в республике в 1947 году работало 232 агитбригады и коллектива художественной самодеятельности, которые обслужили почти 14 тыс. селян. За это же время было выпущено более 6000 экземпляров листовок-молний и стенных газет, проведено свыше 2500 громких читок.

В 1947 году в республике 32 избы-читальни были переведены в сельские клубы, 4 избы-читальни выстроены вновь при помощи общественности и в 115 проведен текущий ремонт зданий. Одновременно многие здания, которые были заняты под другие цели, были освобождены и переданы избам-читальням и сельским клубам. Необходимо добавить, что если в 1946 году имелись случаи недостаточного обеспечения изб-читален и сельских клубов топливом, то в зимний период 1947-1948 гг. перебоев в снабжении топливом не было, что явилось результатом уси -ления внимания к проблемам культпросветучре-ждений [3, лл. 30, 31].

Если в 1946 году в республике работало 593 кружка, то в 1947 году только при избах-читальнях и сельских клубах было организовано 719 кружков, из них: политических — 174, агрозоотехнических — 158, художественной самодеятельности — 359, самообразовательных — 28. Среди кружков художественной самодеятельности имелось 160 марийских коллективов, которые дали 790 спектаклей и концертов на родном языке [4, л. 21].

Таким образом, работа сельских культурно-просветительных учреждений Марийской республики в 1947 году, по сравнению с 1946 годом, несколько улучшилась. Основной причиной этого явилось пополнение культпросветучреж-дений новыми, более подготовленными кадрами,

в большинстве своем демобилизованными из рядов Советской Армии. При многих избах-читальнях и клубах был создан постоянный актив — Советы изб-читален и сельских клубов, чтецов, книгонош и т. д.

Значительно улучшилась в 1947 году связь изб-читален и клубов с сельской интеллигенцией — учителями, врачами, агрономами, которые принимали живое участие в работе кружков, чтении лекций, докладов и других мероприятиях.

Несмотря на некоторые успехи, в первые два года 4-й пятилетки положение с помещениями культурно-просветительных учреждений в сельской местности не соответствовало задачам расширения культпросветработы на селе. В связи с этим 30 марта 1948 года вышло постановление Совета Министров Марийской АССР «О строительстве колхозных клубов и изб-читален в районах республики на 1948 год», где отмечалось, что существующая сеть культурно-просветительных учреждений республики совершенно не удовлетворяет возросшие культурные потребности сельского населения. На 1 января 1948 года из 1957 колхозов республики клубы имели только 150, а колхозы, насчитывающие от 30 до 50 хозяйств, не имели никаких культурно-просветительных учреждений. Исполкомы районных сельских советов неудовлетворительно занимались вопросами культурно-просветительной работы и не принимали никаких мер к строительству колхозных клубов и изб-читален. Совет Министров МАССР обязал исполкомы райсоветов депутатов трудящихся освободить до 15 апреля 1948 года все помещения культпросветра-боты, занятые не по назначению, а также провести районные совещания по вопросам культурно-просветительной работы и строительства колхозных клубов и изб-читален с участием председателей исполкомов сельсоветов, работников культпросветучреждений, председателей колхозов и принять меры, обеспечивающие выполнение плана строительства очагов культуры.

Это постановление имело большой резонанс в республике. Так, труженики колхоза «Куат» Оршанского района решили в 1948 году своими силами и на свои средства построить клуб и обратились ко всем колхозникам и колхозницам республики развернуть строительство культурно-просветительных учреждений силами общественности [5, л. 19].

Однако все вопросы строительства культпро-светучреждений в сельской местности не могли

быть решены сразу. На 5-й сессии Верховного Совета Марийской АССР (второго созыва), которая проходила 25 ноября 1949 года, обсуждался вопрос «О состоянии культурно-просветительной работы в республике». Здесь отмечалось, что материальная база значительной части сельских культпросветучреждений крайне слабая, приводились примеры работы некоторых изб-читален Казанского района, недостатки в деятельности которых являлись в этот период типичными и для многих изб-читален других районов. К примеру, убого выглядела работа Купсолинской избы-читальни. Она вместе с сельской библиотекой размещалась в частном доме, занимала одну проходную комнату. Не лучше обстояло дело в Марьинской, Казанской и Мари-Солинской избах-читальнях.

В целом по республике в специальных помещениях в 1949 году размещались только 64 избы-читальни, 74 ютились в отдельных комнатах при сельских Советах, а 55 находились в общих комнатах с сельсоветами, правлениями колхозов и хозяевами арендованных помещений [6, л. 14].

На 5-й сессии Верховного Совета Марийской АССР была поставлена задача обеспечения в течение ближайших 2-3-х лет всех культурно-просветительных учреждений сельских клубов, изб-читален специальными помещениями, для чего предполагалось организовать их строительство методом народной стройки.

Необходимо отметить, что в республике было немало сельских клубов и изб-читален, деятельность которых к концу 40-х и в начале 50-х годов значительно улучшилась. Эти культурно-просветительные учреждения научились полнее удовлетворять запросы населения, больше стало кружков, чаще читались лекции, содержательнее и на более высоком уровне проводились различные массовые мероприятия. Так, Красноярский сельский клуб Звениговского района располагался в просторном помещении. В нем имелись большой зрительный зал, сцена, кинобудка, вестибюль, комната для настольных игр. Благодаря помощи сельского совета, молодежь села, учителя сообща привели клуб в порядок, и он стал центром всей культурно-массовой и политической работы на селе. Совет клуба, избранный из лучших колхозников, депутатов сельсовета, учителей, главное внимание уделял лекционной пропаганде, развитию самодеятельности колхозников и сельской интеллигенции. Он ежемесячно утверждал план работы, подводил итоги

предыдущего месяца, требовал с ответственных лиц выполнения того или иного мероприятия, подсказывал заведующему клубом, как лучше организовать работу, какие интересные мероприятия провести, какие лекции целесообразно провести в данное время [7].

Можно привести немало примеров, когда и избы-читальни становились подлинными культурными центрами села. Так, в 1950 году для Больше-Ключевской избы-читальни Сернурского района было построено новое светлое, просторное помещение. Сельский совет приобрел мебель, картины, музыкальные инструменты, настольные игры. За короткое время заведующая избой-читальней Л. Лоскутова с помощью сельского и комсомольского актива оформила помещение читальни. Появилось много плакатов, регулярно выходила стенная газета, и жители села стали охотно посещать этот культурный центр, с пользой проводить свой досуг [8].

В 1958 году были приняты постановления бюро обкома КПСС и Совета Министров об общественном смотре культурно-просветительных учреждений. Основным итогом смотра явилось повышение внимания культпросветучреждений к конкретным вопросам производства. Используя разнообразные формы массовой работы, сельские клубы, избы-читальни, дома культуры и библиотеки пропагандировали опыт передовиков сельского хозяйства, добивались внедрения в практику прогрессивных методов ведения хозяйства.

Следует отметить, что в период смотра в республике значительно улучшилась наглядная агитация и пропаганда как в самих культурно-просветительных учреждениях, так и в колхозах. Тематика ее стала актуальной и конкретной, художественное оформление более красочным. Лучше других в этом направлении работали Нар-тасский сельский клуб Мари-Турекского района, Ильпанурский — Параньгинского района, Ош-канерский — Новоторъяльского района и многие другие.

Особенно нужно отметить организацию работы среди животноводов, поскольку животноводство являлось одной из самых отстающих отраслей сельского хозяйства республики. Был объявлен республиканский конкурс на лучший красный уголок животноводческой фермы. И если в 1957 году на фермах республики имелось 117 красных уголков, то к концу смотра их стало 535. Лучшими были красные уголки колхозов «Сила» Еласовского района, «Коммунар» Сернурского

района, колхоза «Ташнур» Звениговского района. Массово-политическая работа, проводимая в этих и других красных уголках, оказывала действенное влияние на выполнение хозяйственных планов колхозов [9, л. 75].

В начале 60-х годов улучшилась материальная база сельских учреждений культуры. Так, в 19641965 гг. за счет средств колхозов и местного бюджета было построено 33 клуба и 5 библиотек, 76 культпросветучреждений капитально отремонтированы, приобретено около 3 тыс. кресел и стульев, 97 баянов и аккордеонов, 2 комплекта инструментов для духовых оркестров и один для оркестра народных инструментов.

26 июня 1965 года в Марийской АССР состоялся второй съезд работников культуры, обсудивший вопрос «О состоянии и мерах улучшения культурного обслуживания населения». В докладе было отмечено, что «в настоящее время в нашей республике имеется 26 Домов культуры, 531 клуб, в т. ч. 157 колхозных и 92 профсоюзных, 270 библиотек, из них 38 профсоюзных. В государственной и профсоюзной киносети работает 562 киноустановки» [10, л. 11]. В учреждениях, занятых культурным обслуживанием населения, работало в 1965 году более 3 тыс. человек.

Бюро обкома КПСС и Совет Министров республики, рассмотрев итоги социалистического соревнования районов за лучшую организацию культурно-просветительной работы на селе в первом полугодии 1965 года, признали Сернурский район победителем и присудили ему переходящее Красное знамя обкома КПСС и Совета Министров Марийской АССР.

Неплохо было налажено дело в Шалинском клубе Моркинского района. Возглавлял его большой энтузиаст, знаток местного края В. Филиппов. Человек яркий, интересный, он в любое дело старался внести творчество, оригинальность — идет ли речь о вечере отдыха, встрече с передовиком производства или наглядной агитации.

Интересно здесь прошел, например, вечер, посвященный доярке М. Николаевой. Она проработала на ферме более двадцати лет, многое сделала для общественного хозяйства. Директор клуба, его добровольные помощники устроили чествование этого заслуженного человека. Они пригласили животноводов, подготовили выступления художественной самодеятельности, оформили стенд, повествующий о жизни М. Николаевой, ее успехах, о том, как они достигались [11].

Таким образом, в тех сельских клубах и избах-читальнях, где дело было поставлено хорошо, использовались самые разнообразные формы и методы работы. Клуб объединял духовно близких людей, давал возможность общения людей с одинаковыми интересами и наклонностями, оказывал помощь в развитии талантов и дарований. В этом отношении сельские клубы и избы-читальни не могли заменить ни радио, ни телевидение.

-чэ—-

1. Государственный архив Республики Марий Эл (далее—ГА РМЭ). Ф. Р-783. Оп. 1. Д. 35. Л. 31.

2. ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1. Д. 22. Л. 3.

3. ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1. Д. 35. ЛЛ. 30, 31.

4. ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1. Д. 38. Л. 21.

5. ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1. Д. 34. Л. 19.

6. ГА РМЭ. Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 95. Л. 14.

7. Марийская правда. 1952. 2 июля.

8. Марийская правда. 1951. 17 февраля.

9. ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 102. Л. 75.

10. ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 278. Л. 11.

11. Марийская правда. 1965. 29 июня.

1. Gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Mari El (dalee — GA RME). F. R-783. Op. 1. D. 35. L. 31.

2. GA RME. F. R-783. Op. 1. D. 22. L. 3.

3. GA RME. F. R-783. Op. 1. D. 35. LL. 30, 31.

4. GA RME. F. R-783. Op. 1. D. 38. L. 21.

5. GA RME. F. R-783. Op. 1. D. 34. L. 19.

6. GA RME. F. R-471. Op. 2. D. 95. L. 14.

7. Mariyskaya pravda. 1952. 2 iyulya.

8. Mariyskaya pravda. 1951. 17 fevralya.

9. GA RME. F. R-828. Op. 1. D. 102. L. 75.

10. GA RME. F. R-828. Op. 1. D. 278. L. 11.

11. Mariyskaya pravda. 1965. 29 iyunya.

Vladimir I. Rybalka Mari State University, Yoshkar-Ola

Activities of Village Reading-rooms and Village Clubs in Enhancing Culture in Mari Villages in the Post-war Period (1946-1965)

The article describes village reading-rooms and village clubs facilities, improvement of their equipment, work of propaganda teams and amateur artists groups, issues of leaflets and wall newspapers, mass cultural events, reports, talks and general reading.

Key words: budget, financing, review competitions, circles, propaganda rooms, visual propaganda.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.