Научная статья на тему 'Подготовка кадров для сельских учреждений культуры марийской АССР в 1946–1985 годах'

Подготовка кадров для сельских учреждений культуры марийской АССР в 1946–1985 годах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СЕМИНАРЫ / ВЫЕЗДНЫЕ КУРСЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / FLUCTUATION OF PERSONNEL SRTAFF TRAINING / SEMINARS / TRAINING COURSES / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбалка Владимир Иванович

Рассмотрены проблемы подготовки специалистов в Республиканской культурно-просветительной школе, музыкальном училище. Особое внимание уделено подготовке руководителей кружков, баянистов на курсах и семинарах, работе курсов по повышению квалификации, внедрению новых форм обучения, улучшению качественного состава кадров сельских учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFF TRAININNG FOR RURAL CULTURAL INSTITUTIONS OF MARI ASSR IN 1946–19851

The article deals with staff training in a republic cultural school and music school. Special attention is paid to the training of workshop leaders, accordionists training, job training courses, introduction of new forms of learning, improving the quality of the training in rural cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для сельских учреждений культуры марийской АССР в 1946–1985 годах»

УДК 930.85(470.343)

ББК Т3(2Рос.Мар)

В.И. РЫБАЛКА

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ МАРИЙСКОЙ АССР В 1946-1985 ГОДАХ

Ключевые слова: текучесть кадров, подготовка специалистов, семинары, выездные курсы, повышение квалификации.

Рассмотрены проблемы подготовки специалистов в Республиканской культурнопросветительной школе, музыкальном училище. Особое внимание уделено подготовке руководителей кружков, баянистов на курсах и семинарах, работе курсов по повышению квалификации, внедрению новых форм обучения, улучшению качественного состава кадров сельских учреждений культуры.

V.I. RYBALKA

STAFF TRAININNG FOR RURAL CULTURAL INSTITUTIONS OF MARI ASSR IN 1946-1985

Key words: fluctuation of personnel srtaff training, seminars, training courses, advanced training.

The article deals with staff training in a republic cultural school and music school. Special attention is paid to the training of workshop leaders, accordionists training, job training courses, introduction of new forms of learning, improving the quality of the training in rural cultural institutions.

Одной из серьезных причин неудовлетворительной работы сельских культ-просветучреждений в начале рассматриваемого периода являлся высокий уровень текучести кадров. Так, за 1946 г. в культпросветучреждениях республики сменилось 263 работника, что составляло 52,3%. Из 24 заведующих районных отделов было сменено 18 человек, из 240 заведующих изб-читален -136 человек, или 56,6% [3. Л. 19].

Отделы культпросветработы райсоветов депутатов трудящихся к концу четвертой пятилетки добились некоторого улучшения в подборе кадров, увеличилось количество людей, имеющих среднее образование. Однако были и работники с начальным образованием. Текучесть кадров оставалась на прежнем уровне. Тот факт, что только за один 1950 г. сменились 128 заведующих сельскими клубами и избами-читальнями, говорит о непрофессиональном подходе к подбору кадров и отсутствии работы с ними.

В целях подготовки кадров культпросветработников в 1947 г. в Марийской республике была открыта трехгодичная Республиканская культурно-просветительная школа, которая начала готовить квалифицированных специалистов клубных учреждений [2. Л. 39].

В 1950 г. Республиканская культурно-просветительная школа впервые подготовила для республики 84 молодых специалиста по культурно-просветительной работе. Выпускники сыграли большую роль в деле повышения культурного уровня сельского населения в последующие годы.

Большую роль в подготовке кадров работников культуры играло также музыкальное училище. В 1965 г. в музыкальном училище обучалось 300 человек, в культпросветшколе - 242. Имелись в республике заочные и вечерние отделения. С 1961 г. по 1965 г. прием в учебные заведения производился в основном за счет жителей республики, главным образом мари. Это давало возможность закрепить специалистов по месту их работы.

В 60-80-е годы прошлого столетия основной контингент специалистов высшей квалификации готовили в Марийском государственном педагогическом институте имени Н.К. Крупской и Марийском государственном университете. Марийское культпросветучилище было в республике единственным учебным заведением с углубленной подготовкой специалистов для учреждений досуга, общеобразовательных школ искусств по трем основным специальностям: «Социальнокультурная деятельность», «Народное художественное творчество», «Библиотечное дело». Обучались на дневном и заочном отделении примерно 250 студентов.

Тем не менее при наличии вузов, средних учебных заведений не хватало специалистов высшей и средней квалификации. Особенно неблагополучно было в сельской местности, среди которых свыше половины клубных работников не имели специального образования. Дефицит квалифицированных кадров во многом определялся их низкой закрепляемостью на селе и высокой текучестью. Это, в свою очередь, было обусловлено сложным характером и трудными условиями профессиональной деятельности, невысокой зарплатой и низким престижем профессии культпросветработника.

В середине 60-х годов более половины работников культпросветучрежде-ний в сельской местности не имели не только специальной подготовки, но даже среднего образования, что совершенно противоречило директивным указаниям о том, что в клубах, избах-читальнях, Домах культуры и библиотеках должны работать специалисты, имеющие среднее общее образование. Так, в 1966 г. из 374 клубных работников специальное образование имели лишь 70 человек, в отдельных районах доля специалистов этой категории была и того меньше. Например, в Горномарийском районе из 62 работников клубов было только 8 специалистов. В клубных учреждениях республики работали 133 человека с начальным и незаконченным средним образованием. Наблюдалась большая текучесть кадров, менялось ежегодно 50% клубных работников. Среди работников кино не было ни одного специалиста с высшим образованием, а среди клубных работников таких было всего 2 человека [6. С. 89].

Реальной возможностью выхода из создавшегося положения была подготовка кадров культурно-просветительной работы, руководителей кружков, баянистов через курсы и семинары, организуемые Министерством культуры, Домом народного творчества, хоровым обществом. Такие курсы в 1966 г. уже действовали. Кроме того, в Йошкар-Оле были открыты трехмесячные курсы для подготовки клубных работников из выпускников средних школ. В Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской был создан факультет общественных профессий, готовящий руководителей кружков художественной самодеятельности.

В 1971 г. при Министерстве культуры были организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации работников культуры, на которых за один год прошли переподготовку 275 человек: заведующие сельскими библиотеками, директора, художественные руководители и методисты районных и сельских Домов культуры, инспектора районных отделов культуры, заведующие передвижными автоклубами и преподаватели детских музыкальных школ.

Но проблема кадров, особенно клубных специалистов, оставалась. В связи с этим вопрос о работе с кадрами учреждений культуры был рассмотрен в августе 1971 г. на бюро Марийского обкома КПСС, которое, вскрыв недостатки и упущения в этом важном деле, наметило пути их устранения. Выполняя решение бюро обкома, районы и города республики направляли на учебу в культпросветучилище 180 юношей и девушек, 120 - в музыкальное. В консерваториях, институтах культуры и искусств Москвы, Ленинграда, Казани, Горького и других городов в то время училось около 170 посланцев марийского народа, более 50 человек училось в хореографических и художественных средних учебных заведениях. Около 430 работников культуры повышали свою квалификацию через систему заочного обучения [1. С. 82].

В 70-е годы положение с кадрами сельских культпросветучреждений несколько улучшилось. За 1971-1975 гг. во Дворцы и Дома культуры, клубы и библиотеки было направлено 330 выпускников республиканского культпросве-тучилища, 120 выпускников музыкального и художественного училищ, 80 специалистов, окончивших институты культуры и искусств страны [4. Л. 197].

К концу 70-х годов удалось улучшить качественный состав кадров учреждений культуры, особенно библиотечных работников. Несколько хуже проводилась комплектация клубных заведений. В 1980 г. в клубных учреждениях лишь 40% работников имели высшее и среднее образование, на селе име-

лось 144 вакантных места. Высокой оставалась текучесть кадров. По республике среди клубных работников она составляла 39% [7. С. 56].

В конце 70-х годов были внедрены новые формы обучения. Организовывались выездные курсы в те районы, где был низок уровень качественного состава культпросветработников. Для выпускников 10-х классов, пришедших работать в сельские клубы и библиотеки, проводились 3-4-месячные курсы. Были открыты филиалы курсов на базе передовых учреждений культуры. Широко внедрялась очно-заочная форма обучения. Ежегодно через курсы повышения квалификации проходило в среднем 300 человек.

Проводимая работа способствовала закреплению и улучшению качественного состава культпросветработников республики по профессиональной подготовке, образованию, закрепляемости и стажу работы. По состоянию на 1 января 1983 г., в составе клубных работников 446 человек, или 52%, имели высшее и среднее специальное образование, а среди библиотекарей 523 человека, или 72,3%, имели специальное образование. Намного снизилась и сменяемость кадров. Она составила в 1983 г. 20,3%, в том числе среди клубных работников 28,6%, библиотекарей 11% [6. С. 89].

Таким образом, рост духовных запросов сельчан, подъем их общеобразовательного и культурного уровня требовали дальнейшего совершенствования работы всех звеньев культурно-просветительных учреждений. Их деятельность имела прямое отношение к воспитанию тружеников марийской деревни.

Литература и источники

1. Антипин А.Я. К вершинам знаний и культуры. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1973. 104 с.

2. Государственный архив Республики Марий Эл (далее - ГА РМЭ). Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 95.

3. ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1. Д. 22.

4. ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 587.

5. Зенкин А.А. Культура села Марийской АССР на современном этапе // Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1990. 226 с.

6. Медведев А.М. Культурно-просветительная работа на селе в 1966-1980 гг. // Общественно-политическая и культурная жизнь Марийской АсСр. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1989. 172 с.

7. Первая сессия Верховного Совета Марийской АССР десятого созыва: стеногр. отчет. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1980. 86 с.

РЫБАЛКА ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ. См. с. 28.

УДК 070:654.19 (470.343)

ББК Ч 603.13 (2Рос.Мар)

О.Н. ТИХОНОВ

ВЛИЯНИЕ МАРИЙСКОГО РАДИО НА ПРОЦЕСС КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: автономная область, Марийское радио, радиовещание, радиослушатель, передача, программа.

Рассмотрено значение марийской радиожурналистики в условиях массового развития системы радиовещания. Особое внимание уделено раскрытию роли регионального радио в общественно-политической и культурной жизни слушательской аудитории.

O.N. TIKHONOV THE INFLUENCE OF MARI RADIO ON THE PROCESS OF CULTURAL DEVELOPMENT OF THE REGION IN 1930s

Key words: autonomous area, Mari radio, radiobroadcast, a radio listener, broadcast, program.

The article deals with the meaning and role of Mari radio-journalism under the conditions of mass development of radio broadcasting. Greater attention is given to revealing the role of regional radio in social political and cultural lives of the listeners.

С момента своего появления радио было неотъемлемой частью культуры в широком ее понимании и исполняло роль мощного орудия воздействия на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.