Научная статья на тему 'Становление высшего технического образования в Марийской АССР в 30-е годы XX века'

Становление высшего технического образования в Марийской АССР в 30-е годы XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ГРАМОТНОСТЬ / TECHNICAL-ENGINEERING STAFF / INTELLIGENTSIA / HIGHER TECHNICAL EDUCATION / STUDENTS / LITERACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туманова Надежда Евгеньевна

Проведен анализ изменений в составе инженерно-технических кадров Марийской АССР, рассмотрена подготовка специалистов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE HIGHER TECHNICAL EDUCATION IN THE MARI ASSR IN THE THIRTIES YEARS OF THE 20TH CENTUR

The analysis of the changes in the staff of the technical engineers in the Mari ASSR was made. The training of technical specialists at the higher educational institutions is viewed.

Текст научной работы на тему «Становление высшего технического образования в Марийской АССР в 30-е годы XX века»

УДК 378.662 (470.343) «193»

Н.Е. ТУМАНОВА

СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОЙ АССР В 30-е ГОДЫ XX ВЕКА

Ключевые слова: инженерно-технические кадры, интеллигенция, высшее техническое образование, студенты, грамотность.

Проведен анализ изменений в составе инженерно-технических кадров Марийской АССР, рассмотрена подготовка специалистов в высших учебных заведениях.

N.Ye. TUMANOVA

THE FORMATION OF THE HIGHER TECHNICAL EDUCATION IN THE MARI ASSR IN THE THIRTIES YEARS OF THE 20- TH CENTUR

Key words: technical-engineering staff, intelligentsia, higher technical education, students, literacy.

The analysis of the changes in the staff of the technical engineers in the Mari ASSR was made. The training of technical specialists at the higher educational institutions is viewed.

Первая половина XX в. явилась временем становления высшего технического образования в Марийской АССР. 1930-е годы стали переломным этапом, так как именно в этот период в крае появилась высшая школа технического профиля. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты становления высшего технического образования Марийской АССР: появление и развитие технического вуза, подготовка инженерно-технических кадров.

Становление высшего технического образования в Марийской АССР и формирование кадров технической интеллигенции все больше привлекают внимание историков. В последние десятилетия появился ряд исследований, в той или иной степени затрагивающий данную проблематику. Так, в монографии О.В. Крыштановской указана внутренняя противоречивость инженерного труда, сочетание новаторских и консервативных идей, вызванных объективной необходимостью [13].

Также появились исследования становления высших учебных заведений и частично формирования кадров технической интеллигенции. Они неразрывно связаны с проблемой становления системы высшего образования в Марийской АССР. В связи с этим интерес представляют сборники, которые исследуют историю отдельных вузов [15; 18], занимающихся подготовкой технической интеллигенции. Работу ведущих вузов республики в своих статьях исследуют Т.М. Смирнова [25; 26], В. Г. Сушенцова [27], а также авторы популярных сборников [14]. Кроме вышеперечисленных, можно выделить работы Л.П. Москвиной о зарождении и становлении марийской интеллигенции [19; 20].

Авторы справедливо отмечали высокие темпы роста научной интеллигенции. В основном внимание исследователей было сосредоточено на изменении численности интеллигенции в течение XX столетия.

При написании данной статьи автор руководствовался ранее опубликованными источниками: архивными документами [12; 21; 22], данными переписи 1939 г. [2], статистическими сборниками [21], периодической печатью [16; 17], а также неопубликованными документами Государственного архива республики Марий Эл [3-11] и архива музея истории Марийского государственного технического университета [1].

Развитие промышленности, переустройство сельского хозяйства требовали все больше высококвалифицированных специалистов, квалифицированной рабочей силы. Марийская область располагала на 1 января 1930 г. следующими кадрами: в совнархозе было два инженера, в Маристрое - один инженер и

два техника, в кожтресте не было ни одного работника со специальным образованием [14, с. 84].

Поэтому одной из неотложных задач стала ликвидация неграмотности. Особенно широко работа развернулась в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) «О работе по ликвидации неграмотности», принятым в мае 1929 г. [9]. Большую роль в этом играли комиссии ликбеза, созданные при исполкомах районных и сельских Советов, в местных органах народного образования. Ценную помощь МАО оказывали партийные, комсомольские органы, работники народного образования Горьковского края. Борьба за ликвидацию неграмотности приняла характер массового движения рабочих, крестьян и интеллигенции. В результате произошел большой сдвиг в уровне грамотности. Если в 1926 г. она в МАО составляла 36,1%, то в 1939 г. - 87,5% [2, с. 26].

Значительно возросла подготовка кадров для народного хозяйства и культуры при расширении специального среднего образования. Если в 1927 г. в МАО имелось всего 3 техникума, в которых занимались 0,5 тыс. учащихся, то в 1938 г. их стало 12, а контингент возрос до 2,8 тыс. человек [22, с. 158].

Для полноценного формирования и становления технической интеллигенции в крае необходимо было иметь свои высшие учебные заведения. С этой точки зрения 1930-е годы стали переломным временем в системе образования.

Назрела необходимость в новых кадрах, но нельзя было отказываться от старых. На старую интеллигенцию необходимо было опереться. Это понимали все. И.В. Сталин в своем докладе «Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства» 8 июля 1931 г. отмечал, что необходимо «изменить отношение к инженерно-техническим силам старой школы, проявлять к ним побольше внимания и заботы, смелее привлекать их к работе...» [16].

Заметные изменения в уровне подготовки инженерно-технических кадров стали происходить после перевода из Казани в Йошкар-Олу Казанского лесотехнического института в 1932 г. [12, с. 239].

В то же время в руководстве МАО осознавали, что без инженерно-технических кадров хозяйству области невозможно будет вырваться на рубеж индустриализации. Ведь в 1928 г. область имела «специалистов с высшим образованием: в лесозаготовительной промышленности - 17, в фабрично-заводской - 5.». Область имела богатую базу для развертывания работы лесного втуза: 61% лесистости территории, наличие сети рек первоначального сплава и Волги с транзитным сплавом. В правительстве МАО не раз обсуждалась идея организации лесного втуза. В ноябре 1931 г. Маробком ВКП(б) на заседании бюро постановил признать необходимым открытия автономного лесотехнического отделения временно при Марагропединституте на договорных началах Мартранслеса с Агропединститутом [3]. Одновременно в течение 1931-1932 гг. Маробком ВКП(б), Мароблисполком при поддержке Нижегородского крайкома партии ходатайствовали о переводе Казанского лесотехнического института в г. Йошкар-Олу [4].

Советское правительство пошло навстречу МАО, и 5 июня 1932 г. совещание при Управлении кадрами Наркомлеса СССР признало необходимым переезд КЛТИ в центр МАО, в полосу обширных лесов, целой сети рек первоначального сплава. Площадь лесов МАО на 1927 г. составляла 1345170 га.

Идея открытия института принадлежала Госплану СССР. Согласно постановлению от 4 июня 1930 г. последовал приказ ВСНХ СССР о создании в Казани лесотехнического института с 4 факультетами: лесохозяйственным, лесоинженерным, лесотехническим, лесохимическим. На первый учебный год - 1930/31 -разрешалось открыть лишь первые 2 факультета - лесохозяйственный и лесоинженерный. Совещание при Управлении кадров Союзлеспрома 11 августа

1930 г. установило для КЛТИ как втуза Поволжского значения следующий район обслуживания: Нижегородский край (округа Арзамас, Вятский, Котельнич, Муром, Нижегородский, Шарбинский), Чувашскую республику, автономные области Марийскую и Удмуртскую, Средне-Волжскую области (с округами Мордовия, Ульяновск), Башкирскую и Татарскую республики.

Новый технический вуз МАО призван был готовить в первую очередь инженеров лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности для национальных автономий. При переводе институт был переименован в Поволжский лесотехнический институт - ПЛТИ. Вместе с институтом переведен рабфак. В декабре 1932 г. приказом Наркомлеса институту и рабфаку в г. Йошкар-Оле было присвоено имя писателя Максима Горького.

Решить проблему обеспечения кадрами развивающуюся промышленность области было бы невозможно только с помощью дневной формы обучения. С этой целью с 21 ноября 1930 г. при Казанском ЛТИ функционировал заочный лесотехнический институт с 4 концернами, позднее преобразованный в заочный факультет. Первоначально число студентов достигало 1400 человек. В 19301934 гг. перед институтом поставлена задача организации и проведения краткосрочных курсов по подготовке директоров, инженерно-технических работников лесной промышленности и лесного хозяйства [15, с. 187].

После своего перевода в Йошкар-Олу ПЛТИ им. М. Горького стал выпускать специалистов - инженеров. Например, в 1935 г. ПЛТИ выпустил 116 инженеров и по специальностям они распределялись так: лесоводов - 47 человек, водного транспорта леса - 28 человек, сухопутного лесотранспорта - 16 человек, по механизации лесозаготовок - 25 человек. При этом в общей численности окончивших рабочих - 37 человек, крестьян - 58 человек, служащих - 19 человек, специалистов - 2 человека, беспартийных было 58 человек, а члены ВКП(б) и ВЛКСМ распределялись 24 и 34 соответственно [7]. Следует учитывать изменения в успеваемости, произошедшие во второй половине 1930-х годов. Так, государственная квалификационная комиссия дала следующие оценки дипломным работам и проектам окончившим институт в 1935 г.: «отлично» - 30 человек (25,9%), «хорошо» - 49 человек (42,2%), «удовлетворительно» - 34 человека (31,9%) [7].

С успеваемостью изменилось и отношение к качеству получаемого образования. А дипломные проекты трех инженеров водного транспорта были отмечены как выдающиеся на всесоюзном конкурсе дипломных проектов. Проект механизации сортировки древесины, разработанный инженером Л.В. Ельки-ным, являлся совершенно новым, так как выбранный тип механизма основан на точных теоретических расчетах.

Итак, абитуриенты были представлены выходцами из разных социальных групп, а также национальностей и партийной принадлежности. Численный состав находился практически на одном уровне, по социальному происхождению преобладали рабочие и служащие, по национальности - русские, в основном беспартийные.

С 1930 по 1940 г. в общей сложности в институте было подготовлено следующее количество специалистов.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в 1930-е годы увеличивалось число выпускников инженерных специальностей, при этом возрастала доля женщин с высшим образованием.

Большую роль в жизни выходцев из крестьян и рабочих многих нерусских народностей сыграл рабфак при Казанском университете, в частности его Марийское отделение. В 1939 г. окончили полный курс рабфака с получением аттестатов 20 человек, троим была выдана справка о том, что они не выдержали полностью выпускных испытаний [8]. Выпускники рабфака, успешно окончив-

шие курс обучения, становились, прежде всего, студентами ПЛТИ им. М. Горького и других учебных заведений.

1936 год стал важной вехой в истории Марийского края: празднование 15-летия МАО совпало с опубликованием проекта новой Конституции. По новой Конституции МАО преобразовывалась в Марийскую Автономную Советскую Социалистическую Республику со своим конституционным устройством, с учетом национальных бытовых и других особенностей народа. Объем капиталовложений в промышленность по сравнению с первой пятилеткой вырос почти в 6 раз. Основные фонды промышленности МАССР за вторую пятилетку выросли в 2,6 раза. Валовая продукция фабрично-заводской промышленности увеличилась на 52,1%. В период второй пятилетки большие средства были вложены в сельское хозяйство. В 1937 г. было вложено более половины суммы, израсходованной на сельское хозяйство МАО за все годы первой довоенной пятилетки [17]. Все выше перечисленное дало новый толчок для развития сети технических учебных заведений и подготовки новых кадров технической интеллигенции.

Таблица 1

Прием студентов в Поволжский лесотехнический институт им. М. Горького в 1931-1933 гг. [7]

Годы Социальное происхождение Ко- лич. Национальность Ко- лич. Партийность Ко- лич.

1931 Рабочие 36 русские 69 ВКП(б) 36

Крестьяне 20 татары 66 ВЛКСМ 59

Служащие 45 чуваши 6 б/партийные 66

Специалисты 10 мари 4

Учащиеся 47 удмурты 5

Военнослужащие 2 мордва 3

Бедняки - прочие 8

Середняки -

Прочие 1

Всего 161

1932 Рабочие 32 русские 64 ВКП(б) 18

Крестьяне - татары 15 ВЛКСМ 39

Служащие 30 чуваши 15 б/партийные 63

Специалисты 34 мари 18

Учащиеся - удмурты 1

Военнослужащие - мордва 1

Бедняки 2 прочие 6

Середняки 4

Прочие 18

Всего 120

1933 Рабочие 18 русские 68 ВКП(б) 23

Крестьяне 29 татары 10 ВЛКСМ 56

Служащие 19 чуваши 26 б/партийные 50

Специалисты 15 мари 11

Учащиеся - удмурты 2

Военнослужащие - мордва 4

Бедняки - прочие 8

Колхозники 40

Прочие 8

Всего 129

Выпуск специалистов, подготовленных в Поволжском лесотехническом институте им. М. Горького в 1930-1940 гг. [1]

Год Инженеры Колич. Партийная принадлежность Колич. Пол Колич.

1930 Лесоводы 171 ВКП (б) 34 мужчины 265

Лесокультурники 21 ВЛКСМ 42 женщины 8

Лесозащитники 21 б/парт. 197

Лесоустройстроители 35

Лесоэксплуататоры 25

Всего 273

1931 Лесоустроители 35 ВКП (б) 11 мужчины 122

Лесоэксплуататоры 32 ВЛКСМ 33 женщины 6

Лесокультурники 20 б/парт. 84

Лесозащитники 14

Лесотранспортники 27

Всего 128

1932 Лесоэксплуататоры 53 ВКП (б) 10 мужчины 98

Лесокультурники 20 ВЛКСМ 26 женщины 12

Лесопитологи 14 б/парт. 74

Водного транспорта леса 21

Сухопутного транспорта леса 1

Лесоводы 1

Всего 110

1933 Сухопутного транспорта леса 3 ВКП (б) 1 мужчины 4

Водного транспорта леса 1 ВЛКСМ - женщины -

всего 4 б/парт. 3

1934 Сухопутного транспорта леса 18 ВКП (б) 1 мужчины 35

Водного транспорта леса 19 ВЛКСМ 4 женщины 3

Лесного хозяйства 1 б/парт. 33

Всего 38

1935 Лесоводы 47 ВКП (б) 22 мужчины 96

Водного транспорта леса 27 ВЛКСМ 28 женщины 2

Сухопутного транспорта леса 10 б/парт. 48

Механизации лесозаготовок 14

Всего 98

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1936 Водного транспорта леса 7 ВКП (б) 12 мужчины 82

Сухопутного транспорта леса 26 ВЛКСМ 34 женщины 15

Механизации лесоразработок 46 б/парт. 51

Лесозаготовители 18

Всего 97

1937 Механизации лесоразработок 11 ВКП (б) 3 мужчины 24

Лесоводы 22 ВЛКСМ 9 женщины 9

Всего 33 б/парт. 21

1938 Механизации лесоразработок 43 ВКП (б) 12 мужчины 50

Лесоводы 27 ВЛКСМ 23 женщины 20

Всего 70 б/парт. 35

1939 Механизации лесоразработок 44 ВКП (б) 11 мужчины 63

Лесохозяйственники 27 ВЛКСМ 32 женщины 8

Всего 71 б/парт. 28

1940 Сухопутного транспорта леса 54 ВКП (б) 27 мужчины 84

Лесохозяйственники 45 ВЛКСМ 39 женщины 15

Всего 99 б/парт. 33

Одним из старейших вузов республики стал педагогический институт. Вопрос об открытии вуза рассматривался в Марийском обкоме ВКП(б), Мароб-

лисполкоме. В решении Марийского обкома ВКП(б) от 21 июня 1930 г. говорилось: «Ощущая острую нужду в кадрах, в особенности из коренного населения, считать необходимым с будущего бюджетного года организацию агропединститута с рабфаком при нем в г. Йошкар-Оле». В вузе было 4 отделения: физикоматематическое, химико-биологическое, политехническое, общественнолитературное. Состав студентов в течение 1930-х годов по физико-математическому факультету, равно как и по другим, с каждым годом увеличивался. Если в 1931 г. - студентов физмата насчитывалось 29 человек, то в 1935 г. - уже 74 человека, а в 1938 г. - 145 человек. На 1 ноября 1931 г. на дневном отделении училось 129 студентов, из них 110 - на первом, 9 - на II, 10 - на III курсах. Образовательный уровень поступавших был различен. Из принятых на I курс с образованием 9-10 классов было 59 человек, окончивших техникумы - 13, рабфаки - 1, совпартшколы - 5, школы рабочей молодежи - 7; 80% составляли колхозники и их дети [18, с. 16].

Так, открытие вузов в автономных республиках в большей степени способствовало подготовке национальных кадров, в Марийской области - мари -25,62% [24, с. 70].

Студенты из МАО направлялись на учебу в другие города. Окончив различные вузы страны, они возвращались обратно. Так, в 1935 г. они обучались в Ленинградской лесотехнической академии, Ленинградском химико-техническом институте, Московском архитектурном институте, Ленинградском электротехническом институте, Московском энергетическом институте, Московском институте стали [9]. В разных вузах г. Ленинграда обучались 94 человека, из них 9 человек на рабфаках, из общего числа русских - 15 человек, мари - 79 человек, при этом основная масса обучалась в педвузах [9].

В довоенный период наметился рост расходов на народное образование: если в 1923/24 г. по местному бюджету выделялось 323,1 тыс. руб., то в 1931 г. -уже 5138,6 тыс. руб., в 1936 г. - 19985 тыс. руб. Удельный вес расходов на народное образование составил 47%, расходы возрастали более чем в 60 раз.

Количество высших учебных заведений в довоенный период составляло: 1933 г. - 3 (с 0,7 тыс. студентов), 1938 г. - 4 (1,1 тыс. студентов), 1940/41 г. -3 (1,8 тыс. студентов). Все обучались на дневном отделении. Количество средних специальных учебных заведений было намного выше: 1927 г. - 3 (0,5 тыс. студентов), 1933 г. - 20 (1,7 тыс. студентов), 1938 г. - 12 (2,8 тыс. студентов), 1940/41 г. - 17 (3,3 тыс. студентов, из них 0,3 тыс. - на заочном отделении).

Подготовка кадров для области проходила в различных учебных заведениях.

Таким образом, расширенная сеть учебных заведений по подготовке кадров для промышленности и сельского хозяйства республики позволяла решать проблему нехватки кадров.

Трагической вехой в истории страны стали 1930-е годы. С начала 1930-х годов в стране при помощи регулярных чисток государственного и служебного аппарата избавлялись от классово чуждых и враждебных элементов: бывших белых, духовных лиц, детей кулаков, бюрократов, великодержавных шовинистов и т.п. Репрессиям подвергались ученые, специалисты, инженеры, техники, преподаватели вузов, деятели культуры, писатели, артисты, командный состав армии, сельская интеллигенция, миллионы рабочих и крестьян.

ПЛТИ им. М. Горького и рабфак при нем также коснулась волна репрессий. В 1936 г. в ПЛТИ уволили из числа сотрудников 17 «чуждых элементов», четыре студента и пять преподавателей были разоблачены за сокрытие своего социального происхождения и исключены из вуза. Еще пять преподавателей за родственную связь с «чуждыми элементами» ожидали увольнения [15, с. 41]. В

1937 г. приказами по ПЛТИ и рабфаку от 8, 15 октября снят с работы доцент

М.Л. Дворецкий за связь с контрреволюционным троцкистом Ромашевой (его жена), несовместимую со званием научного работника в советском вузе; уволена преподаватель рабфака Н.А. Суворова, жена арестованного ассистента С. Суворова; исключена студентка III курса А.Г. Козлова, жена арестованного директора Г.П. Тюлюкина [15, с. 41].

Таблица 3

Учебные заведения Марийской автономной области [21]

Учебные заведения 1930 1931 1932 1933 1934

ФЗУ 7 7 6 6 6

Совпартшколы 2 2 2 2 2

Педтехникумы 6 9 11 9 8

С/х техникумы 3 3 4 3 4

Прочие техникумы 5 5 6 4 4

Профшколы 7 7 5 6 4

Рабфаки 2 2 3 3 3

Вузы, втузы - 1 3 3 4

Так, в течение 1936-1936 гг. были подвергнуты разным видам преследований, наказаний и репрессий по политическим мотивам свыше 60 человек. Это был каждый 8-й член коллектива института. Вся система воспитания и пропаганды тех лет призывали хранить бдительность, обо всем подозрительном сообщать куда следует, сигнализировать, доводить до сведения. После февральско-мартовского Пленума ЦК партии 1937 г. политическая обстановка в стане резко усложнилась. В Марийской республике, как и повсюду в стране, началось бурное «разоблачение и выкорчевывание широко разветвленной, тонко замаскированной контрреволюции, шпионско-диверсионных, буржуазнонационалистических организаций» [15, с. 42]. В коллективе института первый арест «врага народа» органы НКВД произвели 3 июля 1936 г., после чего они повторялись с определенной периодичностью.

Политические репрессии 30-х годов XX в. коснулись как в целом ПЛТИ им. М. Горького, так и рабфака. 28 сотрудников и студентов были осуждены по статье 58, пункт 10 и статье 58, пункт 11 (контрреволюционная агитация и участие в контрреволюционной организации). Среди преподавателей рабфака пострадали С.П. Ларин - преподаватель математики на рабфаке ПЛТИ, был приговорен к расстрелу. Реабилитирован посмертно 7 января 1957 г. И.Г. Сурский - заведующий учебной частью рабфака ПЛТИ, судьба неизвестна.

Так, страшные 1930-е годы прошлись по технической интеллигенции республики, нанесли ей значительный урон.

Таким образом, 1930-е годы стали временем становления системы высшего технического образования в республике. Заметные изменения, произошедшие в народном хозяйстве края, повлекли острую необходимость в трудовых кадрах и кадрах технической интеллигенции. Решить проблему стало легче после перевода в Йошкар-Олу КЛТИ, который, несмотря на возникавшие трудности, уже в первые годы работы подготовил и выпустил более 100 инженеров и технических работников, что создало положительную динамику в формирующейся интеллигенции.

Литература и источники

1. Архив музея истории МарГТУ.

2. Всероссийская перепись населения 1939 года: основные итоги / под ред. Ю.А. Полякова. М.: Наука, 1992. 256 с.

3. Государственный архив республики Марий Эл (ГА РМЭ). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 628. Л. 88.

4. ГА РМЭ. Ф-250. Оп. 1. Д. 1064. Л. 111.

5. ГА РМЭ. Ф-250. Оп. 1. Д. 1190. Л. 5, 11.

6. ГА РМЭ. Ф-250. Оп. 1. Д. 713-а. Л. 340.

7. ГА РМЭ. Ф. Р-377. Оп. 2. Д. 20, 35. Л. 2,1.

8. ГА РМЭ. Ф. Р-603. Оп. 1, Д. 10. Л. 1-10.

9. ГА РМЭ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 82. Л. 4

10. ГА РМЭ. Ф. Р-692. Оп. 1, Д. 129, Л. 2-4.

11. ГА РМЭ. Ф. Р-11. Оп. 1. Д. 1. Л. 10.

12. Йошкар-Оле - 420 лет (1584-2004). Документы и материалы по истории города. Йошкар-Ола: ЦГА РМЭ, ГА РМЭ, администрация муницип. образования «Город "Йошкар-Ола"», 2004. 435 с.

13. Крыштановская О.В. Инженеры: становление и развитие профессиональной группы / О.В. Крыштановская. М.: Наука, 1989. 140 с.

14. Летопись полувека. Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1970. 375 с.

15. Марийский государственный технический университет: 70 лет. Йошкар-Ола: Изд-е Мар-ГТУ, 2002. 240 с.

16. Марийская правда. 1931. 8 июля.

17. Марийская правда. 1939. 12 и 26 февраля.

18. Марийский педагогический институт. Исторический очерк создания и деятельности. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1981. 93 с.

19. Москвина Л.П. Зарождение и становление марийской интеллигенции / Л.П. Москвина. Йошкар-Ола: Мар. ин-т образования, 2001. 28 с.

20. Москвина Л.П. Роль Казанского университета в становлении высшего образования в Марийском крае / Л.П. Москвина // История, современное состояние, перспективы развития языков и

культур финно-угорских народов. Сыктывкар: Ин-т языка, лит-ры, истории Коми НЦ УРО РАН, 2005. С. 487-488.

21. Народное хозяйство и культура МАО в цифрах. 1930-1934 годы. Йошкар-Ола: Издание Ма-роблплана, 1934. 34 с.

22. Народное хозяйство Марийской АССР за 70 лет. Йошкар-Ола: ООО Упр-я статистики, 1987. 200 с.

23. Пятнадцать лет социалистического строительства МАО. Йошкар-Ола: Маргосиздат, 1938.

263 с.

24. Расцвет и сближение культуры народов Поволжья. Горький: Горьк. гос. пед. ин-т, 1974.

240 с.

25. Смирнова Т.М. К вопросу о подготовке в республике национальных кадров технической интеллигенции / Т.М. Смирнова // Марийцы: Проблемы социального и национально-культурного развития. Йошкар-Ола: Мар. науч.-исслед. ин-т,, 2000. С. 61-65.

26. Смирнова Т.М. Марийская техническая интеллигенция: истоки и особенности ее формирования / Т.М. Смирнова // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов. Материалы. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. С. 269-272.

27. Сушенцова В.Г. Интеллигенция и власть: проблемы взаимоотношений в 30-е годы (на примере МАССР)/ / В.Г. Сушенцова // Из истории Марийского края. Материалы. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 1992. С. 26-28.

ТУМАНОВА НАДЕЖДА ЕВГЕНЬЕВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук кафедры отечественной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (nauka@marsu.ru).

TUMANOVA NADEZHDA YEVGENYEVNA - competitor of scientific degree of candidate of Historical Sciences, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.