№ 12 (46)
декабрь, 2017 г.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
И АРХИТЕКТУРА
ГРАФФИТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОРОДСКОГО «ТЕКСТА»
Ефимова Наталья Игоревна
канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой английской филологии ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 424000, РФ, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, 1 E-mail: [email protected]
GRAFFITI AS A CONSTITUENT OF THE URBAN TEXT
Natalia Efimova
candidate of Philology, associate professor, head of Chair of English Philology, Mari State University,
424000, Russia, Yoshkar-Ola, Lenin Sq., 1
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен феномен граффити в его связи с рецепцией городского пространства молодежью города Йошкар-Олы наряду с другими способами осмысления городской повседневности. Приведены отдельные тенденции направления стрит-арт в городе Йошкар-Ола. В статье использовано интервью с йошкар-олинским граффити-художником Ильей Беловым. Публикация осуществлена за счет средств проекта РФФИ 16-14-12005 (а/р) «Городская культура в фольклоре социальных сетей (на материале сетевых сообществ Марий Эл»).
ABSTRACT
The article focuses on graffiti in its connection to reception of urban space by the youth living in Yoshkar-Ola as well as to other ways of understanding the city's daily life. Some tendencies of Street art in Yoshkar-Ola are mentioned. In the article the author uses an interview with the street artist Ilya Belov.
The reported study was funded by RFBR and Government of the Mari El according to the research project № 16-1412005.
Ключевые слова: городской «текст», граффити, субкультура, Йошкар-Ола, стрит- арт, бомбинг, райтинг
Keywords: urban space, graffiti, subculture, Yoshkar-Ola, street art, bombing, writing.
Городской «текст» в широком понимании данного термина и применительно к городу Йошкар-Ола создается и бытует не только и не столько в устной нарративной традиции, сколько в микротопонимике, в синкретических произведениях разных жанров ннтернет-коммуникации горожан (мемах, демотива-торах, «гифках») [1], в вербальных и живописных произведениях представителей молодежных субкультур. Вариантом последних является граффити.
Граффити - «надпись или рисунок, незаконно написанный, нацарапанный или нанесенный из баллончика на стене или другой поверхности в публичном месте», -- так определен данный термин в English Oxford Living Dictionary [4] (перевод Н.И. Ефимовой). Сами граффити-художники различают в граф-
фити подвиды исходя из оппозиции «законно - незаконно». К легальному граффити относят так называемый райтинг (рисование без ограничений по времени где-либо в промышленной зоне), к нелегальному - бомбинг, то, что в повседневном обиходе называют вандализмом, когда преимущественно в ночное время рисунки создаются на любых поверхностях в публичных местах без разрешения (на витринах, троллейбусах, трансформаторных будках, рекламных щитах, дорожных знаках, вагонах поездов). Как отмечают граффити- художники, бомбинг -- более насыщенный вид деятельности: «Ты ограничен во времени... Главная цель - сделать хорошо и на самом видном месте, быстро и не попасться. Обычно есть от двух до пятнадцати минут максимум. Чем быстрее - тем лучше» (из интервью с И. Беловым).
Библиографическое описание: Ефимова Н.И. Граффити как элемент городского "текста" // Universum: Филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2017. № 12(46). URL: http://7universum.com/ru/philology/ archive/item/5402
№ 12 (46)
Отдельные образцы бомбинга (технически совершенные, эстетичные) могут расцениваться участниками субкультура как стрит- арт.
Глубокое видение стрит-арта фигурирует в статье Майка Вон Джоэла, для которого стрит- арт - это, безусловно, вандализм, однако и искусство, по совершенству исполнения достойное галереи. Помимо прочего, искусствовед приводит любопытный экскурс в историю граффити, вплоть до античных примеров, а также констатирует, что граффити являет собой «внутригородское явление, появившееся из хипхоп культуры в Нью-Йорке в 60-е» [5] (перевод Н.И. Ефимовой). Йошкар-олинские граффити-художники (в их собственной терминологии, «рай-теры») также имеют представление об истории граффити как об уличном искусстве, зародившемся в Нью -Йорке, подчеркивают, что на данном этапе граффити в Йошкар-Оле практически не связано с какими-то музыкальными направлениями и отмечают, что количество молодежи, занимающейся граффити, сократилось до единичных примеров, в то время, как в «нулевые» годы существовали целые команды. В нашей статье речь идет преимущественно о райтинге и стрит-арте, направлении легальном (в первом случае) и если неофициальном, то эстетически полноценном и профессиональном (во втором случае) преимущественно в творчестве граффити-художника Ильи Белова, являющегося участником и лауреатом российских фестивалей и конкурсов граффити.
С текстом в узком понимании граффити связывает такое направление, как тэггинг, когда на стенах (и на других поверхностях) пишутся шрифты, воплощающие имя автора, в терминологии граффитчиков, «неймы». Тэги являются уникальной подписью рай-тера, по которой его работу узнают другие уличные художники. Яркий пример совмещения тэга и рисунка можно увидеть на крыше самого высокого здания в Йошкар-Оле, известного горожанам как бывший загс в районе Сомбатхей и по неформальным названиям «дом Кока-Кола» или «Кола». Две стены, стороны одного угла, покрыты стилизованным шрифтом, на одной - портретное изображение девушки, по словам автора работы, подарок другому райтеру, что является традицией. Портреты девушек или разного рода посвящения им - довольно традиционная тематика граффити-произведений. Это могут быть портреты, просто имена, выполненные красивыми шрифтами, изображения животных, ассоциируемых с девушкой (панда, лиса), поздравления с днем рождения. Уникальное граффити - портретное изображение Полины Петуховой, прославленной марийской спортсменки-призера мирового первенства по кикбоксингу (автор - Илья Белов). Рисунок находится в арке так называемого «кривого» дома на улице Советская.
В Йошкар-Оле можно встретить достаточно много изображений на патриотическую тематику, часто они связаны с победой в Великой Отечественной войне: фиксируются юбилейные даты (1945- 2015), культовый слоган «Спасибо деду за Победу» на фоне индустриального городского пейзажа и фигуры с советским флагом, единственного цветного элемента
декабрь, 2017 г.
картины на фоне черно-белого изображения (гаражи в микрорайоне Сомбатхей), георгиевская ленточка и советский танк (магазин «Профессионал», входы в подвальные помещения), изображение праздничного салюта на Красной площади (заброшенный завод на улице Водопроводная), орден, георгиевские ленточки и гвоздики, обрамляющие центральную сцену побеждающих советских солдат с красным флагом (улица Панфилова, 33). Автор изображений, Илья Белов, уже упоминался в местных СМИ в связи с работами, посвященными Дню Победы [2; 3]. В рамках данной тематики работают и другие граффитчики (оформление забора на отрезке улицы Красномар-мейская между улицами Эшпая и Осипенко).
Многие изображения заказываются специально, представляют собой, по сути, коммерческий продукт. Однако и в них можно проследить некоторые тенденции, связанные с городской и молодежной культурой города, поскольку заказчиками такого рода работ являются в основном представители молодого населения города. Так, активнее становится спортивная жизнь молодежи, проявляется интерес к спортсменам и соответствующим достижениям (портрет Полины Петуховой, роспись зала СДЮШОР по боксу и др.), некоторые изображения свидетельствуют об осведомленности в области знаковых фигур современной культуры, реальных или вымышленных, частично или полностью связанных с каким-то фанатским сообществом или субкультурой (Дарт Вейдер, Боб Марли). Интересной тенденцией является совмещение модных молодежных брендов (Zamess ™) с деятельностью, которая раньше могла считаться субкультурной, а теперь в процессе слияния с коммерцией фактически переходит в модный тренд, не связанный с протестной культурой (татуировки, стрит-арт). Так, магазин в Йошкар-Оле рекламируется надписями в духе тэггинга, существует и одноименный тату-салон.
Стрит-арт, в рамках которого создается «оригинальная и актуальная образность, приправленная остротой сиюминутности» [5] (перевод Н.И. Ефимовой), становится частью сетевой культуры. Уличные художники прекрасно осознают, что большая часть их творений просуществует несколько дней или даже часов, поэтому они снимают видеоролики о процессе создания картин, а также фотографируют результат. Эти материалы выкладываются либо на личных страницах художников, либо в специальных группах / на публичных страницах, посвященных стрит-арту (Граффити Союз, Vivacity.ru и другие). В ходе дальнейшего исследования предполагается выяснить, сколько в подобных группах присутствует представителей городов Марий Эл, пока автором обнаружены только три упоминания йошкаролинцев в одной из указанных групп.
В целом, граффити на данном этапе не является особо значимым видом деятельности молодежи Йошкар-Олы, что констатируют и сами райтеры, заинтересованные, скорее, в легализации своего творчества в процессе создания коммерческих продуктов и участия в конкурсах. Самовыражение в процессе бомбинга -- по-прежнему желанный опыт уличных
№ 12 (46)
художников, быстрое уничтожение работ мотивирует к занятию стрит--артом на удаленных объектах. Стремление к сохранению картин привело уличных художников к созданию групп в социальных сетях, объединенных данной тематикой, что позволяет изучать граффити в контексте городской культуры дру-
декабрь, 2017 г.
гих сетевых сообществ. Стрит-арт демонстрирует общие для молодежной культуры тенденции: слияние контркультуры и массовой культуры, коммерциализацию, повышение интереса к спорту, перцепцию культовых персонажей современности (реальных и вымышленных), патриотизм.
Список литературы:
1. Ефимова Н.И. Сетевой фольклор локальных и фанатских сообществ (на материале «городского текста» г. Йошкар-Олы и субкультурного текста поттеристов) // Вербальная культура современной' молодежи: коллективная монография / Под общ. ред. проф. Т.А. Золотовой. - Йошкар-Ола: ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2016. - С. 8-63.
2. Йошкар-олинских ветеранов поздравили граффити в День Победы // Портал PROГород [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pg12.ru/news/21369 (дата обращения: 17. 11. 2017).
3. Йошкаролинец нарисовал патриотичные граффити в канун Дня Победы // ГТРК «Марий Эл» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gtrkmariel.ru/news/news-list/yescarolina-painted-patriotic-graffiti-on-the-eve-of-victory-day/ (дата обращения: 01. 12. 2017).
4. Graffiti // English Oxford Living Dictionaries. Available at: https://en.oxforddictionaries.com/definition/graffiti (accessed: 19 Deсember 2016).
5. Joel V., Urbane М. Guerrillas: street art, graffiti and vandalism. Internet Archive Wayback Machine, January 8, 2008. Available at: https://web.archive.org/web/20080108021355/http://www.state-of-art.org/state-of-art/IS-SUE%20FOUR/urbane4.html (accessed: 20 Deсember 2016).