УДК 008(470.343)
В. И. Рыбалка Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
РОЛЬ ЛЕКЦИОННОЙ ПРОПАГАНДЫ В ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
В статье проанализированы слабоизученные стороны деятельности культурно-просветительных учреждений марийской деревни в послевоенные годы. Основное внимание уделено новым формам лекционной пропаганды и укреплению сельских лекторских групп, привлечение к их деятельности широкого актива, специалистов и научных работников, выступления в отдельных районах республики с лекциями передовиков полеводства, животноводства и председателей укрупненных колхозов. Заслуживает внимания опыт работы Волжского районного Дома культуры, где периодически с лекциями выступали лучшие доярки, бригадиры полеводческих бригад, председатели колхозов. В статье рассматривается улучшение лекционной пропаганды на примере Ахмыловского сельского клуба Горномарийского района, где еженедельно читались 1-2 лекции, регулярно организовывались беседы с колхозниками, демонстрировались кинофильмы, проводились различные массовые мероприятия. Лекторское объединение включало в план своей работы и другие виды пропаганды знаний: читательские конференции, громкие читки газет и журналов в домах и на полях, беседы, вечера вопросов и ответов. При организации чтения инструктивно-методических и массовых лекций главное внимание обращалось на их связь с жизнью и практикой. Особое внимание в статье уделено интеллигенции, которая играла чрезвычайно важную роль в распространении культурных ценностей в марийской деревне. Пропагандистская, лекторская, воспитательная роль сельской интеллигенции имела неоценимое значение в условиях удаленности сельских поселений от районных культурных центров. С 1948 года по инициативе сельской интеллигенции и передовых колхозников повсеместно начала применяться новая форма лекционной пропаганды - сельский лекторий. В работе лекториев принимали участие интеллигенция районных центров, передовики сельского хозяйства.
Ключевые слова: лекторские группы, тематика, кинофестиваль, кинолектории, семинары, сельская интеллигенция, учителя
В послевоенные годы наука начала входить в жизнь деревни через всевозможные каналы. Но первенствующую роль играла лекция, живое слово человека, вооруженного знаниями или богатым практическим опытом. Жители села интересовались всем. Запросы людей потребовали приобщить к лекционной пропаганде новых деятелей науки, представителей всех видов искусства и литературы, передовиков сельского хозяйства.
Укрепление сельских лекторских групп, привлечение к их деятельности широкого актива, специалистов и научных работников республики позволило не только увеличить количество лекций, но и расширить их тематику, улучшить содержание. Если в 1945 году на различные темы было прочитано 6000 лекций, то в 1946 году -7560, а в 1947 году - 7887, из них 2783 лекции были проведены на марийском языке [4, л. 78]. Опыт показал, что там, где лекции или доклады читаются на родном языке, зал всегда бывает переполнен, и проблемы, поставленные лектором или докладчиком, легче и быстрее разрешаются.
В 1948 году тематика лекций значительно расширилась, только по естественно-научным проблемам их насчитывалось 44 наименования, по общественно-политическим - 48, сельскохозяйственным - 28, медицинским - 8 и т. д. [2, л. 73].
Значительно лучше стали работать районные лекторские группы. Если в 1945 году было организовано 13 таких групп, объединяющих 371 лектора-общественника, а в состав внештатных лекторов лекционного бюро входили 30 человек, то на 1 января 1949 года лекторские группы имелись уже в 21 районе республики и в Йошкар-Оле, объединяли они 990 лекторов, а лекторская группа Республиканского лекционного бюро была утверждена Советом Министров МАССР в составе 58 человек. Количество лекций, прочитанных лекторами республиканского бюро и районных групп, увеличилось с 5510 в 1945 году до 8441 в 1948 году, а число слушателей возросло соответственно со 186,2 тыс. чел. до 392,5 тыс. человек [2, л. 64].
За 1950 год в колхозах и на предприятиях республики было проведено 17240 лекций и докладов,
© Рыбалка В. И., 2016
из них 12486 - в колхозной аудитории. В большинстве культпросветучреждений работали справочные столы, в ходе каждой хозяйственно-политической кампании оформлялась наглядная агитация [3, л. 34].
В отдельных районах в практику организации лекционной пропаганды начали входить выступления с лекциями передовиков полеводства, животноводства и председателей укрупненных колхозов. В этом отношении заслуживает внимания опыт работы Волжского районного Дома культуры, где периодически выступали с лекциями лучшая доярка колхоза «За коммунизм» Л. Малышева, рассказывавшая о своем опыте получения высоких удоев, бригадир полеводческой бригады этого же колхоза М. Сергеев, пропагандировавший передовые методы получения высоких урожаев картофеля и другие. Систематически выступал с лекциями председатель колхоза «Первомайск» Сернурского района В. Попов. Председатель колхоза «Парижская коммуна» Косолаповского района Ф. Трапезников разработал лекцию на тему «Как руководить укрупненным колхозом» [9].
Улучшение лекционной пропаганды в рассматриваемый период можно проследить на примере Ахмыловского сельского клуба Горномарийского района, где в начале 50-х годов еженедельно читались 1-2 лекции, часто организовывались беседы с колхозниками, демонстрировались кинофильмы, проводились и другие массовые мероприятия. Еще в конце 40-х годов лекции читались здесь очень редко, от случая к случаю и преимущественно приезжавшими из райцентра лекторами. Тогда же сельская интеллигенция решила создать свою лекторскую группу под руководством Н. А. Толсто-вой. В нее вошли учителя, агрономы, медработники и другие активисты села. Только за три года членами сельского лектория было проведено около 300 лекций на общественно-политические, научные, сельскохозяйственные и другие темы. К началу 1951 года в лекторской группе было 9 лекторов-общественников. Здесь ежегодно составлялся план работы, где указывалось, когда, кто и какую лекцию читает. При этом учитывались наклонности и желания специалистов, которым поручалась лекция или доклад. Вновь разработанные лекции, как правило, давались на просмотр членам группы и после обсуждения и внесения дополнений они утверждались на заседании лектория. Лекции почти всегда сопровождались наглядными пособиями, физическими и химическими опытами. Кроме лекций и докладов, которые преимущественно читались зимой, лекторское объеди-
нение включало в план своей работы и другие виды пропаганды знаний: читательские конференции, громкие читки газет и журналов в домах и на полях, беседы, вечера вопросов и ответов. Так, в 1951 году учительницей Л. Красавиной была проведена читательская конференция по книге Первенцева «Честь смолоду». Лекторская группа обслуживала не только свое село. Лекции читались и в близлежащих деревнях и леспромхозах: Рутке, Васильеве, Дубовой, Коротнях [8].
С 1 декабря 1953 года в республике начался кинофестиваль сельскохозяйственных фильмов. Лекционным бюро была разработана и направлена в районы тематика лекций применительно к названиям фильмов. Всего в декабре перед демонстрацией фильмов было прочитано 397 лекций [5, л. 30].
Основную часть лекторов-общественников составляли учителя (1730 чел.) и, что очень важно для сельской местности, специалисты сельского хозяйства (588 чел.). 42,5 % лекторов на селе имели высшее образование.
В 50-х годах в практику лекционной пропаганды в республике все шире входили выступления с лекциями об опыте работы самих передовиков сельского хозяйства. Так, весной 1954 года председатель многоотраслевого колхоза-миллионера «За коммунизм» Волжского района Н. Семенов подготовил лекцию на тему «За всестороннее развитие общественного хозяйства», в которой поделился опытом руководства укрупненным колхозом [7, л. 6]. В это же время были разработаны и представлены в лекционное бюро лекции заведующего фермой того же колхоза Н. Новикова «Как мы добивались высоких удоев молока» и председателя многоотраслевого колхоза «Пробуждение» В. Худякова «Наш опыт выращивания высоких урожаев льна». Обе лекции были изданы [7, л. 56].
При организации чтения инструктивно-методических и массовых лекций главное внимание обращалось на их связь с жизнью и практикой. Примером этого может служить организация передвижного кинолектория, который за один только выезд обслужил 8 колхозов Новоторъяльского района. В результате этого 1200 колхозников прослушали лекцию на тему «Квадратно-гнездовой способ посадки картофеля» и посмотрели фильм «Зеленые квадраты» [6, л. 57].
Большую работу по чтению лекций проводило Мари-Турекское отделение общества по распространению политических и научных знаний, которое было создано в 1949 году. В 1958 году члены общества выступали с самыми разнообразными
темами. Так, лекции по общественно-политическим вопросам включали в себя 50 тем, по естественно-научным и атеистическим - 20, сельскохозяйственным и молодежным - 30 тем. За год было прочитано 554 лекции [10].
Отделение общества имело договоры с профсоюзными организациями. В колхозах и на предприятиях в среднем читалось по 20-30 лекций в год. В предыдущие годы тематика лекций составлялась без предварительного обсуждения в сельских группах. Туда посылали готовые планы, а затем в соответствии с ними направляли лекторов. С 1958 года стали делать иначе. Бюро группы членов общества и лекторская группа при райкоме КПСС сначала опрашивали членов коллектива о том, на какие темы, по их мнению, надо читать больше лекций в предстоящем месяце. С учетом ответов на этот вопрос составлялся план на ближайшее время.
Большим успехом у сельских жителей пользовались лекции на общественно-политическую тематику. Если в 1954 году их посетили 161,3 тыс. человек, то в 1965 году - уже 288,4 тыс. человек, т. е. почти в 1,8 раза больше. По-прежнему вызывали интерес и лекции на технические и агрозоотехнические темы, хотя их количество к середине 1960-х годов несколько уменьшилось [11, с. 200].
Чрезвычайно важную роль в распространении культурных ценностей в деревне, в подъеме духовной культуры села играла в рассматриваемый период интеллигенция. В условиях удаленности сельских поселений от районных культурных центров пропагандистская, лекторская, воспитательная роль сельской интеллигенции имела неоценимое значение.
Говоря о культурно-воспитательной функции интеллигенции, следует иметь в виду в первую очередь лекционную работу. С 1948 года по инициативе сельской интеллигенции и передовых колхозников повсеместно начала применяться новая форма лекционной пропаганды - сельский лекторий. Уже в 1949 году в республике функционировал 141 лекторий, из них 46 при сельских клубах и 73 при избах-читальнях. Кроме того, имелось 85 сельских объединений лекторов [1, л. 17].
Рост лекториев свидетельствовал о том, что сельская интеллигенция начала выступать в качестве активной силы, развертывающей политическую и научную пропаганду в колхозах. Это также говорит о возрастающем авторитете лекционной пропаганды во всех звеньях системы культпро-светработы, особенно в самой гуще колхозного населения республики - в сельских лекториях. В этой связи заслуживает внимания опыт работы
Косолаповского и Мари-Турекского районных домов культуры, лектории которых работали систематически. Здесь читались циклы лекций, ставились лекции-концерты, кинолекции. В работе лекториев принимали участие, в первую очередь, интеллигенция райцентров, учащаяся молодежь, передовики сельского хозяйства.
Живо, доходчиво, на высоком идейно-теоретическом уровне и глубоко научно читали лекции врач Юринской районной больницы Н. Н. Бурцев, заведующий Новоторъяльским культпросве-тотделом С. Ф. Бакулин, лектор-общественник Шукшиерского сельского объединения лекторов Сернурского района С. Х. Патрушев, руководитель Ахмыловского сельского объединения лекторов Горномарийского района Н. А. Толстова и другие. Руководитель Шиньшинского сельского объединения лекторов Моркинского района В. Орберг установила такой порядок, при котором тексты лекций обязательно обсуждались на заседаниях лекторов. Такая коллективная работа местной интеллигенции приносила хорошие результаты.
Ведущее место среди сельской интеллигенции традиционно занимал ее педагогический отряд. Учителя принимали активное участие в лекционной пропаганде. К примеру, учителя Больше-Лумарской семилетней школы Новоторъяльского района М. Ф. Элембаева и А. А. Глушкова систематически читали лекции на политические темы в бригадах колхоза «Тумер», умело увязывали их с конкретными задачами, стоящими перед тружениками сельского хозяйства [9].
Таким образом, сельские интеллигенты чувствовали большую гражданскую ответственность за культурное состояние деревни. По широте и разносторонности духовной деятельности интеллигенция - важное связующее звено между городом и деревней. Агрономы, инженеры, учителя, врачи являлись одновременно носителями технического прогресса и строителями материальной и духовной культуры села. Их деятельность в лекционной пропаганде способствовала постепенному повышению культуры марийской деревни.
_Ш_
1. Государственный архив Республики Марий Эл (далее -ГА РМЭ). Ф. Р-471. Оп. 2. Д. 95.
2 ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1 Д. 53а.
3 ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1 Д. 71.
4 ГА РМЭ. Ф. Р-783. Оп. 1 Д. 192.
5 ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1 Д. 1.
6 ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1 Д. 10.
7. ГА РМЭ. Ф. Р-828. Оп. 1. Д. 33.
8. Марийская правда. 1951. 6 марта.
9. Марийская правда. 1952. 6 апреля.
10. Марийская правда. 1959. 4 марта.
11. Рыбалка В. И. Марийская деревня (1946-1965). Материальное положение колхозного крестьянства и культурно-просветительная работа. Йошкар-Ола, 2002. 262 с.
Статья поступила в редакцию 2.02.2016 г.
Для цитирования: Рыбалка В. И. Роль лекционной пропаганды в повышении культуры марийской деревни в послевоенный период // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 1 (5). С. 44-47.
Об авторе
Рыбалка Владимир Иванович, кандидат исторических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Rybalka-Vladimir@rambler.ru
V. I. Rybalka
Mari State University, Yoshkar-Ola
ROLE OF LECTURING PROPAGANDA IN MARI VILLAGE CULTURAL IMPROVEMENT IN THE POST-WAR PERIOD
The article analyzes the poorly studied aspects of the activity of cultural and educational institutions of Mari village in the postwar years. The focus is on new forms of lecture propaganda and strengthen rural lecture groups, bringing to their activities wide asset of professionals and researchers, lectures in some areas of the republic by pace-makers of arable farming, animal husbandry and by chairmen of consolidated farms. The experience of the Volga District House of Culture deserves special attention. Best milkmaids, foremen field team, chairmen of collective farms were there to lecture. The article deals with the improvement of lecture propaganda on the example of the Akhmylovsky country club of the Gornomariysky district where weekly were 1-2 lectures, conversations with farmers, movies, and various public events. Lecturing Association included in its work plan other kinds of knowledge propaganda: readers' conferences, collective reading of newspapers and magazines in the homes and in the fields, conversations, evenings of questions and answers. The main focus in the organization of reading teaching and mass lectures was focused on their connection with the life and practice. Particular attention is paid to the intelligentsia, which played a crucial role in the dissemination of cultural property in the village of Mari. Advocacy, lecturing, educational role of the rural intelligentsia has been invaluable in terms of remoteness of rural settlements of regional cultural centers. Since 1948, on the initiative of the rural intelligentsia and progressive farmers, new form of lecture propaganda began to be applied universally - rural lecture. Intellectuals of district centers, leaders of agriculture took part in the lectures.
Keywords: lecturer groups, themes, film festival, film lecture centers, seminars, rural intellectuals, teachers
_Ш_
1. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Marij Jel (dalee - GA RMJe). F. R-471. Op. 2. D. 95.
2. GA RMJe. F. R-783. Op. 1. D. 53a.
3. GA RMJe. F. R-783. Op. 1. D. 71.
4. GA RMJe. F. R-783. Op. 1. D. 192.
5. GA RMJe. F. R-828. Op. 1. D. 1.
6. GA RMJe. F. R-828. Op. 1. D. 10.
7. GA RMJe. F. R-828. Op. 1. D. 33.
8. Marijskaja pravda. 1951. 6 marta.
9. Marijskaja pravda. 1952. 6 aprelja.
10. Marijskaja pravda. 1959. 4 marta.
11. Rybalka V. I. Marijskaja derevnja (1946-1965). Material'noe polozhenie kolhoznogo krest'janstva i kul'turno-prosvetitel'naja rabota. Joshkar-Ola, 2002, 262 p.
Submitted 2.02.2016.
Citation for an article: Rybalka V. I. Role of lecturing propaganda in mari village cultural improvement in the post-war period. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2016, no. 1 (5), pp. 44-47.
About the autor
Rybalka Vladimir Ivanovich, Candidate of History, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Rybalka-Vladimir@rambler.ru