Научная статья на тему 'Влияние этнокультурных традиций на формирование кварталов города Сана (столица Йемена)'

Влияние этнокультурных традиций на формирование кварталов города Сана (столица Йемена) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
236
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
Г. САНА / ЙЕМЕН / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНАЯ ЗАСТРОЙКА / СТАРЫЙ ГОРОД / ПЛЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / КВАРТАЛЫ / SANA'A / PEOPLE'S BUILDING / YEMEN / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS / OLD CITY / TRIBAL STRUCTURE OF SOCIETY / RESIDENTIAL QUARTERS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Аднан Абдо Сейф Аль-Сельви

Рассматривается, как этнокультурные традиции влияют на застройку старого и нового города Сана. Проводится анализ и обзор традиций и специфических особенностей населения города и их изменений с течением времени. Рассматриваются кварталы старого города в контексте их соответствия традициям и стилю жизни горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS ON FORMATION RESIDENTIAL QUARTERS OF SANA'A (CAPITAL OF YEMEN)

The article considers the effect of ethnocultural traditions on the development of the old and new city of Sana'a. It analyzes and reviews the traditions and specific features of city population and their changes with the course of time, and considers the quarters of the old city in the context of their harmony with the traditions and way of life of citizens.

Текст научной работы на тему «Влияние этнокультурных традиций на формирование кварталов города Сана (столица Йемена)»

УДК 711.4

ВЛИЯНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ КВАРТАЛОВ ГОРОДА САНА (СТОЛИЦА ЙЕМЕНА)

А. Абдо Сейф Аль-Сельви1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается, как этнокультурные традиции влияют на застройку старого и нового города Сана. Проводится анализ и обзор традиций и специфических особенностей населения города и их изменений с течением времени. Рассматриваются кварталы старого города в контексте их соответствия традициям и стилю жизни горожан. Ил. 6. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: г. Сана; Йемен; этнокультурные традиции; народная застройка; старый город; племенная структура общества; кварталы.

EFFECT OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS ON FORMATION RESIDENTIAL QUARTERS OF SANA'A (CAPITAL OF YEMEN) A. Abdo Seif Al-Selvi

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article considers the effect of ethnocultural traditions on the development of the old and new city of Sana'a. It analyzes and reviews the traditions and specific features of city population and their changes with the course of time, and considers the quarters of the old city in the context of their harmony with the traditions and way of life of citizens. 6 figures. 7 sources.

Key words: Sana'a; Yemen; ethno-cultural traditions; people's building; old city; tribal structure of society; residential quarters.

Сана - столица Йемена, удивительно красивой и колоритной страны, ещё полстолетия назад совершенно закрытой для окружающего мира и представляющей огромный интерес для исследователей и учёных в самых различных областях. Особое место занимает архитектура и градостроительство столицы. Самобытная народная застройка старого города Сана создаёт незабываемый архитектурный ансамбль, который является объектом изучения и сохранения со стороны международных организаций (рис.1).

Традиционная застройка старого города неразрывно связана с этнокультурными традициями и соответствует природно-климатическим особенностям региона с сухим жарким климатом.

Градостроительные принципы, по которым создавались и развивались йеменские города, обусловлены скорее внутренними социально- демографическими и экономическими факторами и условиями, нежели законодательными нормативами.

Рис. 1. Старая Сана

1Аднан Абдо Сейф Аль-Сельви,аспирант, тел.:89247002055, e-mail: aadnan@yandex.ru Adnan Abdo Seif Al-Selvi, Postgraduate, tel.: 89247002055, e-mail: aadnan@yandex.ru

Разделение территории исторического города на жилую, промышленную и рекреационную зоны в большинстве случаев отсутствует. Город условно разделяется на структурные единицы - районы. Район, в свою очередь, делится на несколько жилых групп - по социальной, племенной, этнической или же религиозной принадлежности его жителей.

Интересно отметить, что характерной особенностью Йемена является именно племенная основа общества. Сильно развитая зависимость членов различных племён от установок своего племени отражается на всех областях городской жизни. Земельные отношения, раздел города на районы, власть в этих районах часто определяются шейхами различных племенных организаций.

Йеменцы - неотъемлемая часть общеарабской культуры. Многие ученые относят сам факт зарождения арабского этноса именно к этой стране. Многие местные традиции едины для всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи являются следствием довольно бурной истории. Культура страны неразрывно связана с исламом, пронизывающим практически все аспекты общественной, политической и личной жизни граждан страны.

До сих пор в Йемене господствуют родоплемен-ные отношения. Шейхи обладают почти неограниченной властью на местах. Между официальными властями и племенными лидерами зачастую возникают конфликтные ситуации, приводящие к некоторой напряженности и ослабляющие официальные региональные власти. Решения племенных лидеров обладают на местах силой закона, ограничить их может только религиозный лидер или явное противоречие нормам ислама. Но поскольку местные вожди чаще всего являются одновременно и священниками, их решения не обсуждаются.

Нужно иметь в виду, что когда говорят «племенная организация» - кабила, то, по крайней мере, советским людям сразу на память приходит родопле-менной строй, что-то первобытное. Однако йеменская племенная организация и вообще арабская племенная организация - это вещь не первобытная, это довольно позднее явление.

Основа родо-племенной организации — семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрила-теральный ортокузенный брак). То есть до сих пор предпочитаются браки между двоюродными родственниками. Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Поведенческие установки арабов восходят к бедуинскому кодексу чести, предусматривающему родственную солидарность, гостеприимство, стойкость, мужество. Социальные отношения традиционно выражались как декларируемые кровнородственные [1].

Существуют довольно большие племена, такие как хашид и бакиль, бени матар и бени харес - это племена северного Йемена. Представители самых

крупных из них занимают важные позиции как в местной администрации, так и в центральных органах власти.

Семьи в Йемене до сих пор достаточно большие и состоят из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. Род и клан до сих пор считаются основополагающими понятиями местных социальных отношений. Главой семейства является самый старший мужчина в роду, которому в порядке старшинства наследуют его сыновья. Мужчины в целом определяют и все остальные аспекты жизни семьи и рода. По крайней мере, один сын обязательно остается жить в родительском доме, чтобы заботиться о родителях, даже если он женат.

Многие семьи по-прежнему "устраивают браки" -традиционный "договор семейств" является незыблемым устоем местного гражданского права. Согласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если способен обеспечить им достойные условия жизни, однако сам термин "достойные условия" нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговаривается. Поэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.

Йемен - одна из самых консервативных стран арабского мира, и обычаи здесь базируются на нормах шариата и вековых традициях. Публичные взаи-мо-отношения между женщинами и мужчинами в Йемене действительно ограничены, женщины должны одеваться в строгом соответствии с канонами ислама и не появляться на людях без сопровождения мужчины-родственника. "Харим" ("запретный") - женская половина дома, которая строго отделена от мужской, где принимают гостей. Большинство обязанностей женщины сводится лишь к заботам по дому и воспитанию детей.

В Йеменской Республике, как и во многих других арабских странах, весьма ярко выражены издревле сложившиеся традиционные ценности бытового и семейного уклада, ориентированные на мировоззрение Ислама. И сегодня, в период серьезных изменений, происходящих во всех областях экономической, социальной и культурной жизни йеменского общества, национальные этнокультурные ценности и специфические особенности быта городского и сельского населения страны остаются в целом неизменными, а зачастую приобретают и новое звучание, обогащая духовную культуру народа Йемена [2].

Эти традиционные особенности мировоззрения и национального самосознания народа, передаваясь из поколения в поколение, сформировали стройную и целостную систему взглядов, привычек и навыков, которые, сохраняясь и сегодня в повседневной жизни и быту каждой йеменской семьи, предъявляют соответствующие требования к организации жилой среды, объемно-пространственному и функционально-планировочному решению жилища (рис. 2, 3).

К важнейшим культурно-бытовым особенностям жизнедеятельности населения Йеменской Республики, отражающим многовековые социально-бытовые условия жизни арабского общества, можно отнести следующие:

Рис. 2. Традиционный жилой дом в старой Сане

Рис. 3. План традиционного жилого дома старой Саны

• подчеркнутая, обязательная и почти полная изолированность жизни йеменской семьи от окружающей среды, от улицы с ее бурной общественной жизнью;

• традиция совместного проживания в едином общесемейном жилом пространстве нескольких поколений одного рода, а также многочисленных родственников, в результате чего возникает большая структурно сложная разновозрастная семья;

• четкое и неукоснительное разделение жилого пространства на мужскую и женскую функциональные зоны со строгим разграничением бытовых процессов, в них проходящих.

• стремление к всемерному сохранению и усиле-

нию родственных и соседских отношений;

• специфические особенности приема гостей с программным выделением этого процессса из частной, «внутренней» жизни семьи.

В арабском обществе обеспечение хорошей и надежной изоляции жилого пространства от окружающего мира всегда рассматривалось как важная задача - в мусульманском обществе понятие изолированности вообще является важной культурно-бытовой спецификой. Здесь оно переходит из рамок жилища и семьи в организацию пространственной структуры жилого квартала.

В кварталах старого города эта особенность организации пространственной структуры прослеживается

наиболее ярко. Так, если рассматривать наиболее крупный традиционный жилой квартал старой Саны (рис. 4), то чётко можно увидеть отражение этнокультурных традиций в организации кварталов - это и тупиковое развитие межквартальных улиц, и организация плотной периметральной застройки жилых зданий с разворотом окон жилых комнат в сторону садов (рис. 5).

Квартал (Талха). Рассматриваемый квартал Тал-ха - один из больших кварталов старой Саны. Он расположен в центральной части второго района города Восточный Сырар и носит название по имени самой старой мечети квартала. Площадь квартала Талха

2

29003 м , население квартала 532 человека, плотность населения в настоящее время 183 человека на 1 га. Озеленение занимает 25% квартала. Как видно из плана, на пересечении улиц формируется площадь и находится мечеть.

В квартале преобладают дома 3-5-этажной застройки [3].

По организации квартала старого города проведено много исследований. Городские структуры города включают в себя много ячеек жилья, ориентация и пространственная организация их элементов почти одинаковы, однако они разные по форме и размеру [4].

Рис. 5. Межквартальные улицы старой Саны

Стоит заметить, что каждый квартал в зависимости от размеров приблизительно состоит из 50-240 домов, а в каждом квартале микрокварталы представляют собой замкнутую высокоплотную застройку несколькими жилыми домами, которые чаще всего принадлежат семьям, связанным семейно-родственными связями, и обеспечивают ту степень защиты и охраны частной жизни, которая для традиционной йеменской семьи является непременным условием.

Дома, составляющие микроквартал, в основном принадлежат одному роду, а иногда и жители нескольких микрокварталов объединены между собой кровным родством по очень далёким предкам.

Отдельный человек, семья, жилой дом, улица и квартал имеют собственную степень и характер изолированности. Так, в традиционной застройке городов Йемена переход из одного типа пространства в другой всегда осуществлялся через промежуточные, «буферные» зоны или пространства как внутри жилища, так и за его стенами, в структуре городской застройки. Это, безусловно, должно быть учтено в современном проектировании и строительстве городских жилых домов, поскольку позволит обеспечить привычный и необходимый уровень бытового и психологического комфорта жилой среды.

Деление жилого пространства на две половины -мужскую и женскую - является важной отличительной особенностью традиционного для Арабского Востока подхода к решению жилой среды. Оно имеет глубокие исторические корни и отмечается исследователями многих древних цивилизаций - таким образом, например, решалось жилое пространство в домах Ассирии, Вавилона, Ирака, а также в Древней Греции и Риме [5].

Старый город Sana'a удовлетворял все неприхотливые потребности людей до 1962 года. Как только изоляция Йемена была закончена, город стал расти, изменилась однородность городского населения и соответственно требования к городскому пространству и окружающей среде приняли совсем другое направление. Если в старом городе в качестве общественных зданий выступали мечети, караван-сараи и хаммамы, торговые операции совершались на большом центральном рынке Сук-Аль-Мильх, а система образования ограничивалась только школами, в которые ходили в основном мальчики, то в настоящее время город с населением около 2-х миллионов столкнулся с проблемами настолько сложными в градостроительном плане, что ошибки, совершенные за прошедшие десятилетия, часто невозможно исправить без глобального перепланирования и реконструкции городской ткани.

Состав городского населения изменился, что находит своё отражение в новой архитектуре Саны. В настоящее время этнографический состав населения Саны можно разделить на несколько групп:

Коренное население города Сана (сананцы) -особая племенная группа со своим языковым диалектом, придерживающаяся зейдитской ветви ислама. Эта группа наиболее консервативна. Старый город Сана заселён в основном представителями этой груп-

пы.

Конечно, с расширением города все близлежащие пригороды, ранее бывшие просто сельскохозяйственными угодьями, были застроены часто в хаотическом порядке в основном жилыми зданиями и частными виллами, сдаваемыми затем в аренду. Также часть земли предназначалась для государственных нужд.

Сананцы в большой строгости держат свои семьи. Женщины в большинстве таких семей занимаются только хозяйственными делами и воспитанием детей, покидают дома редко, и только в сопровождении мужчин и с их разрешения.

Девочек выдают рано замуж, в основном за представителей этого же клана. Часто они не видят своего будущего мужа даже в лицо.

Молятся в основном дома, а в больницы и другие общественные места выходят только в случае крайней необходимости и в сопровождении мужчины. Если какие-то наиболее прогрессивные семьи и обучают своих дочерей в учебных заведениях, то только по женским специальностям, чтобы иметь свою собственную акушерку или швею.

Поэтому представительниц традиционной санан-ской семьи редко можно увидеть в общественных местах и посещают они в основном парки, со своими детьми при сопровождении мужчин - родственников в праздничные или выходные дни.

Мужчины же ведут совершенно другой образ жизни. Они получают образование, часто за границей. Участвуют в общественной жизни, занимаются торговлей. Такие семьи живут с доходов за выращивание ката, от сельскохозяйственной продукции, сдачи в аренду домов, торговли и традиционных ремёсел.

Образ жизни типичной сананской семьи мало изменился за многие поколения и только за последнее десятилетие наиболее молодые и получившие образование за границей пытаются нарушить традиционный уклад жизни, отделяясь от старшего поколения.

Вторая группа населения города - это йеменцы, приехавшие из других городов и деревень. В процентном отношении это наиболее многочисленная часть населения современного города Сана. Наиболее обеспеченные представители этой группы имеют собственные дома, наиболее бедные из поколения в поколения живут в арендованных домах, не имея возможности построить свои.

Представители именно этой группы - наиболее образованная и прогрессивная часть населения города. Хотя традиционный исламский образ жизни имеет здесь место, однако женщины в таких семей получают высшее образование, работают, посещают общественные места без сопровождения мужчин и часто получают образование за границей, принося в свои семьи прогрессивные идеи и другое отношение к жизни. А так как около половины всех йеменцев составляют дети и подростки до 16 лет, то реально предположить, что образованная молодёжь составляет большинство населения города.

Согласно статистическим данным возрастная структура йеменского общества [6]:

0-14 лет - 43,9% (мужчин 5108423 / 4925523 женщин);

Рис. 6. Вид на новые городские кварталы

15-64 лет - 53,5% (мужчин 6215999 / 6013334 женщин);

65 лет и старше - 2,6% (мужчин 285752 / женщин 309 207) (2010 год). Средний возраст: всего - 17,9 лет; мужчин - 17,8 лет; женщин - 18 лет (2010 год). А значит, что требования к качественно новой городской среде уже сейчас имеют место.

Третья группа населения - также довольно многочисленная для города Сана и влияющая на формирование нового стиля жизни - это эмигранты и иностранные граждане, живущие в столице. Очень много представителей из Ирака, Египта, Сирии, Эфиопии и Сомали проживают в городе. Эмигранты вносят свой стиль жизни, часто очень отличный от традиционного стиля жизни йеменцев.

Представители более развитых арабских и евро-

пейских стран несут с собой новые идеи и предопределяют возникновение новых городских структур. Это общественные клубы различного назначения, новые школы, больницы и совместные частные университеты. Их требования к качеству жизни намного выше, чем у йеменской молодёжи, и поэтому они сильно влияют на йеменское общество, в основном на молодёжь.

Новые городские районы Саны - это совсем другой город, который во многом уступает старому и в архитектурно-градостроительном плане и относительно качества жизни (рис. 6). Совсем немногие кварталы нового города соответствуют этнокультурным традициям и климатическим требованиям. И задача современных градостроителей не допустить таких ошибок, которые мешают устойчивому развитию города в сторону улучшения качества городской среды и сохранения этнокультурных традиций.

Библиографический список

1. travel.ru. [В Интернете] http://archive.travel.ru/yemen/people/traditions/.

2. Касем, Мохаммед Хамуд Ахмед. Традиции и современность в архитектуре городского жилища Йемена: дис. ... канд. архитектуры. СПб., 2003.

3. Доктор Абдолракиб Тахер. Сана. Принципы архитектурного градостроительства разных мусульманских эпох. Центр инженерного консультирования Аттахера, 2005. На арабском языке. Сана , 2006.

4. Elsheshtawy, Yasser. Planning Middle Eastern Cities. An urban kaleidoscope in globalizing world. Sana'a: Transformation

of the Old City and the Impacts of the Modern Era. London-NewYork : 2004 r.

5. Воронина В. Народное жилище арабских стран. М.: Стройиздат, 1972.

6. Статистические данные стран мира. [В Интернете] http://iformatsiya.ru/321 -jemen.html .

7. Большаков А.Г. Метод оценки городского ландшафта по условиям его жизнепригодности // Вестник ИрГТУ. 2010. № 5. С.86-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.