УДК 711.4
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОРФОТИПОВ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА САНА
© А. Абдо Сейф Аль-Сельви1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются критерии и основные принципы формирования модели архитектурно-планировочной эффективности морфотипов застройки. Предложено реконструирование исторически сложившейся застройки в связи с актуальными тенденциями в архитектуре с целью ее дальнейшего качественно нового применения в современном развитии города Сана. Представлена функциональная схема традиционного санаанского жилого дома и его роль в формировании морфотипа застройки, определено влияние кровно-родственных связей на его структуру. Ил. 4. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: г. Сана; Йемен; морфотип; народная застройка; Старый город; социально-пространственная градостроительная эффективность.
MAJOR FORMATION PRINCIPLES OF ARCHITECTURAL AND PLANNING ORGANIZATION OF SANA'A DEVELOPMENT MORPHOTYPES A. Abdo Seif Al-Selvi
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper deals with the criteria and major formation principles of the architectural and planning model of building-up morphotype efficiency. From the viewpoint of modern development trends of an Islamic city it reconsiders traditional building-up for its further and new application in the modern development of Sana'a. A functional scheme of a traditional Sana'a dwelling and its role in the formation of the building-up morphotype, as well as the influence of consanguineous relations on its structure are presented. 4 figures. 8 sources.
Key words: city of Sana'a; Yemen; morphotype; public built-up; Old Town; socio-spatial town-planning efficiency.
Морфотипы жилищной застройки - это виды жилой застройки, которые сформировались за всё время существования человечества. У каждого морфотипа есть собственные формы планировки и застройки. Эффективность модели того или иного морфотипа застройки возможно оценить только лишь по истечении определённого периода времени. Переосмыслить исторически сложившуюся застройку с точки зрения современного, развивающегося города, но с достаточно сильно сохранившимися традициями исламского общества, и одновременно не отставать от сегодняшних глобальных тенденций - довольно сложная задача, особенно для столь консервативной страны, как Йемен. Стоит ли сохранять тот или иной морфотип, повторять ли его в архитектурно-планировочных моделях перспективных кварталов города Сана - задача данного исследования.
За основу оценки взяты такие основополагающие принципы, как
- принцип сакрального значения архитектурно-планировочной формы;
- принцип соответствия морфотипа традиционному быту горожан;
- принцип соответствия морфотипа свойствам климата;
- принцип соответствия коммерческой целесообразности.
С развитием цивилизации пространственные эле-
менты архитектурных объектов становятся сложнее. Имеется необходимость создания новых форм и их структурного упорядочения. Для исламского города сформировались свои, только ему присущие морфотипы, где и стиль, и элементы построек обусловлены исламской моралью и стилем жизни, складывавшихся веками.
Для Йемена и, в частности, для города Сана это положение наиболее актуально именно в связи с тем, что Йемен - наиболее консервативная мусульманская страна с хорошо сохранившимися культурными традициями и мало подверженная западным влияниям. А город Сана, в отличие от других городов Йемена, таких как Аден, где прослеживается влияние английского колониализма, сохранил свою многовековую историю и традиции. В Старом городе Сана элементы традиционной застройки переносятся и на современные кварталы, в чём прослеживаются определенные принципы.
При взаимодействии традиций и новаторства наиболее значимые противоречия возникают в планировочном аспекте. Характерной формой проявления конфликта становится организация современной застройки без учёта форм рельефа, ландшафта (застройка Старого города здесь выгодно отличается).
При рассмотрении критериев формирования модели архитектурно-планировочной эффективности морфотипов застройки в первую очередь рассматри-
1Аднан Абдо Сейф Аль-Сельви, аспирант, тел: 89247002055, e-mail: [email protected] Adnan Abdo Seif Al-Selvi, Postgraduate, tel.: 89247002055, e-mail: [email protected]
вается влияние ислама в организации застройки, поскольку именно исламская религия пронизывает все стороны жизни мусульманина. Трудно найти религию, которая бы так моделировала общество, как ислам. Исламская культура своеобразна и неповторима, и на формирование застройки она влияет в наибольшей степени, чем что-либо другое.
На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семистских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией [8]. Благодаря особенностям ислама -жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой и политической жизни - исламская цивилизация сохранила единство, охватывающее множество стран, и Йемен одна из них.
Однако не стоит забывать, что столица Йемена -город Сана, начал своё формирование задолго до ислама и представлял собой поселение осёдлых кочевых племён на пересечении караванных путей. Понятия природы как среды, чуждой для человека, в исламе не существует: все пространство является сферой деятельности человека, и для кочевников весь природный ландшафт является самостоятельной ценностью. Мусульмане-горожане не изолировались от окружающей природы: отдельные зоны города должны были иметь выход в степь или пустыню, чтобы выгонять на выпас верблюдов и другой скот.
В VШ-XIV столетиях мусульманские города, наряду с византийскими и китайскими, были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города: с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город (знать, купцы, простой народ), а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники и кожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя и высокооплачиваемыми работниками. Первые - из-за своих кузниц, от которых мог возникнуть пожар, остальные - из-за зловонных кож и внутренностей животных. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие воду по дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом - дровами и древесным углём. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием... Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские, последние чаще всего вблизи от резиденции правителя.
Распространяясь по миру, исламская городская культура усваивала разные традиции архитектуры и
строительства, в том числе использования местных строительных материалов, одним из которых был обожжённый кирпич [7]. Город Сана по составу построек мало отличается от других мусульманских городов, но по своей архитектуре и традициям он уникален благодаря различным факторам, повлиявшим на развитие города.
Соответствие морфотипа застройки религиозному поведению горожан, основанному на положениях и требованиях Корана, выражается в особенностях и свойствах застройки, прежде всего, в градостроительном отношении:
• Обязательные пятикратные молитвы предопределили строительство мечетей в каждом квартале и соответственное развитие площадей (рис. 1).
Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом, средств на это не жалели, и мечети Саны представляют собой нередко великолепные сооружения. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного культурного центра, места собраний правоверных во всех случаях жизни. В мечети производился сбор милостыни и пожертвований, принимались решения по различным вопросам, когда требовалось участие большого числа жителей. Ещё одна важная функция мечети - организация обучения подрастающего поколения. Образование в исламских странах всегда было религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно учителями в мектебе (школе при мечети, куда принимали учиться мальчиков школьного возраста) [4].
О 20 40 60т
Рис. 1. Традиционный квартал Старого города
• Налагаемые запреты на поведение женщины и охрана частной жизни повлекли за собой тупиковое развитие улиц и соответствующее размещение домов в замкнутую периметральную застройку с редкими узкими междомовыми проходами и расположением садов и бустанов внутри застройки.
В архитектурно-планировочном отношении:
• Запрет на изображение животных и человека предопределил развитие орнаментального искусства и архитектуры, высокое качество которого нашло своё отражение в оформлении фасадов йеменских домов, в восхитительной архитектуре мечетей и караван-
сараев.
• Строгая охрана частной жизни послужила разделению домов на женскую и мужскую половины, гостевую и семейную части, а также нашло своё отражение в фасадах домов (окна в подсобные помещения переносятся в сторону улиц, а окна почти всех жилых помещений выходят в сторону садов).
Второй рассматриваемый принцип - это соответствие морфотипа застройки традиционному быту горожан. Во многом он определяется этнокультурными особенностями городского сообщества арабского города. Эти особенности своими корнями уходят в историю формирования всех арабских городов, их политическую структуру и сложные взаимоотношения городского сообщества.
Племенные отношения и кровнородственные связи очень сильны в Йемене. Они формируют структуру кварталов и архитектурно-планировочные схемы домов. Наиболее многочисленные и влиятельные из племён определяют политику государства. В Йемене насчитывается около сотни различных племён. Некоторые из них имеют в своём составе несколько тысяч человек. А наиболее крупные из племён достигают численности в сотни тысяч человек.
Если рассматривать историческое развитие Йемена, то наблюдается тенденция к замене государственных структур политическими структурами вож-деств, которые в дальнейшем трансформируются в племена. Ни одну из этих трансформаций нет никаких оснований рассматривать как «дегенерацию» или «регресс», ибо ни в том, ни в другом случае не происходило потери сложности системы - одна сложная политическая система трансформировалась в структурно другую, но не менее сложную высокоорганизованную систему. Уровень самоорганизации при этом, видимо, даже несколько повышался [6]. Такая система существовала и существует до сих пор: при наличии официальной власти фактически всё зависит от вождей племён.
Основу родоплеменной организации составляет семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Поведенческие установки арабов восходят к бедуинскому кодексу чести, предусматривающему родственную солидарность, гостеприимство, стойкость, мужество. Социальные отношения традиционно выражались как декларируемые кровнородственные.
Политические неурядицы Х-Х1 вв., противоборство различных претендентов за власть внутри городов, обострение социальной борьбы имели своим следствием появление замкнутых кварталов с запиравшимися на ночь или в случае опасности воротами при выходе на магистральные улицы старой Саны. Возникновение таких кварталов отражало стремление к консолидации и обособлению родственных групп
населения. Разделение происходило не только по кровнородственной принадлежности, но и по профессиональной: у представителей почти каждого вида ремесла были свои кварталы [9]. Конечно, в настоящее время таких ворот и такой явной обособленности уже не наблюдается, и только размеры кварталов и наличие одноимённых рынков отражает их историческое развитие.
Поэтому в формировании морфотипа застройки участвует и родственно-племенная организация. Сосредоточение высотных жилых домов, принадлежащих одной родственно-семейной группе, в одном квартале предопределило развитие высокоплотного ячеистого периметрального морфотипа застройки. И главной его составляющей является жилой дом, как основа формирования этого морфотипа застройки.
Жилая архитектура города Сана на протяжении веков воспроизводила формы и приёмы строительства, выработанные в древности. В условиях, когда угроза нападения могла появиться отовсюду, при ограниченных горами земельных участках возникала настоятельная необходимость в оборонном жилище, что нашло яркое выражение в уникальной архитектуре Саны. В домах-башнях проживают все слои населения, независимо от имущественной принадлежности. Башенные дома принадлежат представителям отдельных фамилий, число этажей пропорционально знатности и богатству хозяина. Дома для знатных фамилий строятся более тщательно, они более защищены и украшены, но тип дома повторяет массовое башенное жилище, меняются только размеры плана и высота дома.
Традиционный санаанский жилой дом - это многоэтажное здание, где каждый этаж имеет свои функции. Как видно из схемы рис. 2, первый этаж занимают хозяйственные помещения и диван (гостиная комната) с отдельными входами. Традиционный стиль жизни предопределяет и планировку жилого дома. Разделение дома на женскую и мужскую половину - перенос на верхние этажи всех жилых помещений и кухни с выходом на плоскую крышу. Такие жилые дома часто объединяются на уровне верхних этажей переходами между двумя соседними домами, в которых живут родственники.
Современные кварталы города Сана строятся по принципу группирования: при наличии крепкой кровнородственной связи в одном доме проживают представители разных поколений. И только дефицит земельных ресурсов во многом определяет расселение членов одной общины коренного населения города в различные городские кварталы.
Можно выделить важнейшие культурно-бытовые особенности жизнедеятельности традиционного са-наанского населения, которое во многом сохраняет многовековые традиции йеменского общества:
• подчёркнутая, обязательная и почти полная изолированность жизни йеменской семьи от окружающей среды, от улицы с её бурной общественной деятельностью;
Рис. 2. Поэтажная схема традиционного санаанского жилого дома
Рис. 3. Традиционный жилой дом
• традиция совместного проживания в едином общесемейном жилом пространстве нескольких поколений одного рода, а также многочисленных родственников, в результате чего возникает большая структурно сложная разновозрастная семья;
• чёткое и неукоснительное разделение жилого пространства на мужскую и женскую функциональные зоны со строгим разграничением бытовых процессов, в них проходящих;
• стремление к всемерному сохранению и усилению родственных и соседских отношений;
• специфические особенности приёма гостей с программным выделением этого процесса из частной, внутренней жизни семьи;
• принадлежность к различным племенным структурам (кабилям) во многом определяют социальные отношения и взаимосвязи; степень уважения, привилегированное положение в обществе часто определяется принадлежностью к наиболее влиятельной племенной организации.
В йеменском обществе, в особенности в консервативном санаанском, обеспечение хорошей надёжной изоляции жилого пространства от окружающего мира всегда рассматривалось как важная задача. Именно в мусульманском обществе понятие изолированности вообще является важной культурно-бытовой спецификой. Здесь оно переходит из рамок жилища и семьи в организацию пространственной структуры самой жилой застройки. Застройки, характерные для Старого города, в наибольшей степени отражают эту специфическую особенность городской среды.
Таким образом, принципиальные социально-бытовые особенности городского сообщества отражаются в соответствующем морфотипе застройки городского пространства.
Третий принцип, который рассматривается как определяющий, - это принцип соответствия морфотипа свойствам климата. Климат Йемена тропический, на большей части страны сухой, осадки выпадают преимущественно в весенне-летний период. Для Саны характерен горный климат: здесь наблюдается значительный перепад дневных и ночных температур, высокая степень солнечной радиации в течение сезона (дневная температура воздуха достигает 35°С), а также пыльные бури [3]. Горный климат резко отличается от других климатов по причине пересечённости рельефа и различной обращённости склонов рельефа к солнцу, в связи с чём в горной местности образуются локальные климатические признаки отдельных районов, характеристика которых носит ясно выраженную вертикальную зональность. При застройке следует учитывать наличие интенсивной солнечной радиации и предусматривать защиту горизонтальных плоскостей от термического действия солнечных лучей. Необходимо также принимать меры по борьбе с пылью средствами озеленения, по созданию затенённых участков территории и обводнения [2].
Именно в этом климате расположен город Сана. На данной территории почти никогда не бывает слишком жарко или слишком холодно. Температура около
+30°С на солнце в июне и чуть ниже 0°С в течение нескольких ночей января.
Удивительное соответствие морфотипов застройки Старого города климатическим условиям прослеживается по нескольким факторам:
• наличие большого количества садов смягчает климат;
• дороги в Старом городе Сана в основном имеют направление с востока на запад и тем самым обеспечивают максимальный доступ солнечного света в жилые здания в зимнее время и ограничивают его доступ летом;
• дома размещены вдоль дорог таким образом, чтобы можно было максимально использовать воздействие южного солнца, которое требуется для пассивного солнечного отопления в зимнее время. К зданиям, которые находятся на южной стороне дороги, есть доступ солнца со стороны солнечных огородов;
• кривизна улиц гасит развитие пылевых ветров
[1].
Таким образом, архитектурно-планировочная организация территории способствует созданию пространства с благоприятным микроклиматом [5]. Конечно, в настоящее время уже нет такого количества садов и социальных площадей в связи с нарастанием каменной массы, однако ограничение строительства в Старом городе со стороны властей имело свой результат.
Четвёртый рассматриваемый принцип - это соответствие морфотипа коммерческой целесообразности. При всей исключительной важности административно-политической роли города, с которой связывалось, в представлении современников, самое понятие «город», все же основным нервом городской жизни являлся не дворец правителя, наместника, а базар. Сук (базар по-арабски) вовсе не являлся чем-то аморфным и неупорядоченным, он представляет собой сложный структурированный организм (рис. 4).
Конечно, в первую очередь город Сана начал своё развитие с рынка, так как он располагался на пересечении караванных путей. Городской рынок - это сердце Старого города. И коммерческая ценность земли зависела от близости рынка или наличия торговых улиц. Сосредоточение в центре торговой части города караван-сараев с развитыми коммерческими структурами также способствует увеличению стоимости земли. В настоящее время вся территория Старого города вызывает коммерческий интерес с точки зрения развития туризма. Дома или караван-сараи переделываются под туристические гостиницы предприимчивыми хозяевами, и определить в настоящее время коммерческую целесообразность того или иного квартала становится затруднительно. Тем не менее, цена жилой застройки повышается в зависимости от:
- близости рынка, мечетей или социальных площадей;
- близости к межквартальным улицам;
- расположения по отношению к холодным и тёплым сторонам горизонта.
Рис. 4. Расположение рынка в структуре Старого города
Итак, при рассмотрении градостроительной эффективности морфотипов застройки за основу берутся выше названные принципы, эффективность которых
можно оценить с точки зрения преемственности поколений и целесообразности использования в современном проектировании Нового города.
1. Аль-Харб Мохаммед Абдулрахман. Обенности реконструкции и развития территорий со стихийно-хаотичной жилой застройкой: на примере города Сана, столицы Йемена: дис. ... канд. техн. наук: 18.00.04. М., 2002. 179 с.
2. Большаков А.Г. Метод оценки городского ландшафта по условиям его жизнепригодности // Вестник ИрГТУ. 2010. № 5. С. 86-88.
3. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины. М.: Советская энциклопедия, 1989.
4. Еремеев Д.И. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.
5. Кариш Фадл Хасан Мухаммед. Учёт аэродинамического
Библиографический список
режима среды при формировании жилой застройки в условиях региона Йемена (на примере города Сана): дис. ... канд. техн. наук: 18.00.04. М., 2002. 156 с.
6. Коротаев А.В. Социальная история Йемена, Х век до н.э. -ХХ в. н. э. Вождества и племена страны Хашид и Бакил. М.: КомКнига, 2006.
7. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: учебник для вузов. М.: Юнити, 1999.
8. Стародуб Т.Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры: дис. . д-ра искусствоведения. М., 2006.
9. Lewcock R. The old walle city of Sana'a. Unesco, 1968.