УДК 711.4
ТРАДИЦИОННАЯ ЗАСТРОЙКА СТАРОГО ГОРОДА САНА (ЙЕМЕН) И ПРИЧИНЫ УСТОЙЧИВОСТИ ЕЁ МОРФОТИПОВ
А. Абдо Сейф Аль-Сельви1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены основные этапы развития г. Сана (Йемен), его климатические, ландшафтные особенности. Показаны особенности формирования общественных комплексов в традициях Ближнего Востока на примере г. Сана, а также актуальные проблемы в области градостроительства и смежных областях современной столицы Йемена. Выявлены и проанализированы формообразующие факторы застройки исторического города, такие как религиозная направленность, влияние климата, влияние этно-культурных традиций. Ил.12. Библиогр.9 назв.
Ключевые слова: г. Сана; Йемен; крупные общественные комплексы; градостроительство.
OLD CITY OF SANA'A (YEMEN) TRADITIONAL DEVELOPMENT AND CAUSES OF ITS MORPHOTYPE STABILITY A. Abdo Seif Al-Selvi
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article deals with the main development stages of Sana'a (Yemen), its climate and landscape features. It considers the formation specifics of public facilities in the traditions of the Middle East on the example of the city of Sana'a, as we ll as current problems in the field of town planning and related areas of the modern capital of Yemen. The author identifies and analyzes shape-generating factors of the historical city development, such as religious orientation, the effect of climate and ethno-cultural traditions. 12 figures. 9 sources.
Key words: Sana'a; Yemen; large public facilities; town planning.
Город Сана - столица Йемена - уникальный город по своей архитектуре, сохранившемуся архитектурному наследию и сохранившемуся традиционному стилю жизни горожан. Но урбанизация общества внесла свои коррективы в стиль жизни горожан и повлияла на градостроительство и архитектуру развивающегося города.
Возникли противоречия на уровне организации проектных процессов, связанные с необходимостью переориентации на быстроразвивающиеся и разнообразные потребности реальных или потенциальных заказчиков или потребителей и в то же время учёта культурного и национально-исторического характера города.
Недостаточное осмысление гуманистической, организующей роли зодчества в современном мире повлекло за собой противоречия, выраженные как в профессиональном мышлении, так и в творческом процессе в представлениях об архитектуре как способе выражения и организации взаимодействия человека с природной средой через предметную форму.
Человек, меняясь, нуждается в новой архитектуре и в качественно новой среде обитания. Но эта архитектура и среда обитания не должны вступать в противоречие с привычным, удобным и гармоничным.
То что на ментальном уровне присутствует в старом городе Сане: особый колорит и гармония, особый социум, атмосфера взаимопомощи и общности жизни и в то же время отделение частной жизни от обще-
ственной, традиционный стиль жизни, - почти невозможно найти в новом Сане.
Для выделения общих закономерностей развития городской застройки и морфотипов, присущих только конкретному городу, требуется комплексное исследование. Выделение из городской среды морфотипов застройки исторической части города (старый город Сана), определение их устойчивости, положительных и отрицательных аспектов, преемственности их в современных условиях нового города - эта задача требует анализа застройки старого города.
Старый город - и его сложный порядок
Если рассматривать старый город Сана неискушённому зрителю, то расположение домов, рисунок улиц, площадей и т.д. выглядят как полнейший хаос и не подчиняются никакому плану в традиционном представлении о городском планировании.
Но это не хаос - это сложный порядок (рис.1), который возник и поддерживается в течение столетий, кроме того, он переносится и на новые районы города, но в чрезвычайно искажённом виде, часто теряя свою изначальную суть и превращаясь в настоящий хаос.
Наша задача - не только выявить ценности народной архитектуры, но и понять, как народной архитектуре удалось сохранить баланс в сложных отношениях между экологическими и социально-культурными факторами и почему современной архитектуре в большинстве своём не удалось сделать этого. Почему народная архитектура в таких местах, как
1Аднан Абдо Сейф Аль-Сельви, аспирант, тел: 89247002055, e-mail: [email protected] Adnan Abdo Seif Al-Selvi, Postgraduate, tel: 89247002055, e-mail: [email protected]
Рис. 1. Карта старого города 1939 года
Сана, оказалась более успешной, чем современная? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять сложные взаимосвязи между культурой, окружающей средой и архитектурой в традиционном обществе Саны, увидеть настоящую сущность города и его порядок, композиционный центр и его элементы (рис.2).
Рис. 2. Этапы формирования старого города
Для старого города Сана основным центром и его главной артерией является рынок (рис.3). Город берёт своё начало с рынка; с ростом рынка рос и сам город. Городской рынок и Большая мечеть - главные элементы старого города.
Рис. 3. Рынок старого города Сана
Расположенный на пересечении торговых путей город начал развиваться ещё с доисламских времён, а с возникновением ислама стала активно развиваться торговля, а вместе с ней рынок и город.
Расположенный в самом сердце старого города Сана рынок начинает свои торговые ряды у главных ворот Баб-Аль-Йемен, доходит до Большой мечети, расширяется, а затем опять, превращаясь в торговую улицу, протягивается через весь город до ворот Аль-Шууб. В отличие от многих других хорошо известных рынков на Ближнем Востоке многие торговые ряды находятся здесь под открытым небом. На его территории традиционно процветало около сорока различных видов ремесел.
Городское развитие зависело от торговли и сельского хозяйства. Первая застройка сосредотачивалась вокруг рынка. Рынок существовал ещё до ислама, а после возникновения ислама и его распространения по всему арабскому полуострову в городе построили Большую мечеть, это вдохнуло в жизнь города новую духовную струю, город стал расти, возникли новые типы общественных построек, таких как мечети и караван-сараи.
Караван-сараи, рынок и хаммамы (бани) старого города делились своими доходами с городскими мечетями, и такая взаимосвязь существует до сих пор.
Отдельно стоит сказать о караван-сараях старого города (рис.4).
Рис. 4. Караван-сараи города Сана
Вообще, караван-сарай, или караван-хан, - общественное сооружение на торговых путях, преимущественно в Азии, служившее для остановки караванов и путников. Но при этом они выполняли и защитную функцию на подступах к городам, т.к. многие из караван-сараев, по сути, были крепостями.
Как правило, архитектура караван-сарая была такой. Это прямоугольное здание, по внутреннему периметру шла открытая галерея, из которой можно было попасть во внутренние помещения. В центре был большой открытый двор, в котором обязательно был колодец. Караван-сараи имели, как правило, один или два этажа. Первые этажи часто использовались под склады, стойла животных и для прочих хозяйственных нужд. Вторые этажи были жилыми [1].
До настоящего времени в Сане сохранилось 14 караван-сараев различных размеров и этажности. Все они, кроме двух маленьких, сосредоточены в центральной части рынка и составляют архитектурный ансамбль старого города. Они представляют собой довольно массивные сооружения, что характерно для Саны, с заметным ростом зданий в высоту, до 3-5 этажей.
Один из самых крупных караван-сараев был построен в 1656 году эмиром Мухаммед Бен-Хусейн
(рис.5). Он располагается к северу от центра базара и представляет собой один из самых крупных караван-сараев - 5-этажное атриумное здание. Общая его площадь 2855 м2, площадь этажа 570 м2, имеется два укреплённых входа (рис.6) [2]. Этот караван-сарай не только служил складом, пристанищем для людей и животных, но и выступал в качестве биржи и банка, где можно было поменять деньги и сдать на хранение драгоценности.
Рис. 6. Планы караван-сарая Мухаммед Бен-Хусейн
Традиционно выработанный морфотип караван-сараев Саны представлял собой 2-5-этажное атриум-ное здание. И наиболее крупные из них выступали не только в качестве торгово-гостиничных и складских сооружений, но и в качестве охраняемой крепости. Архитектурные детали, употребляемые строительные
материалы, объёмы и композиционные приёмы оформления фасадов караван-сараев Саны создают единый гармоничный архитектурный ансамбль вместе со старым рынком и окружающими высокими домами жилой застройки.
Неотъемлемой частью любого исламского города являются мечети. Только в старой Сане их около сорока шести.
Если говорить о религиозных общественных зданиях старой Саны, то это прежде всего мечети, которые гармонично вписываются в архитектурный ансамбль старого города, определяют силуэт города и являются его доминантами.
Самая большая и древняя мечеть старого города - это Большая мечеть, которая располагается в центре базара и вместе с ним составляет доминирующие элементы старого города (рис.7).
Рис. 7. Большая мечеть старого города
Стоит сказать, что архитектура ранних лет ислама (между 622 и 661 гг.) характеризовалась простотой и скромностью. Вновь появившееся государство, обладающее скудными ресурсами, было слишком занято защитой от вражеских племен. Более того, преданность вере и стремление ко всему Божественному заставили дистанцироваться от экстравагантного и роскошного образа жизни.
Поклонение в исламе основано на концепции Таухида — монотеизма. Вера в Единого Бога, которого «невозможно постичь зрением, но Он постигает все видимое и Он осведомлен обо всем тонком, невидимом» (Коран, 6:103), практически не имела аналогов в прошлом. Следовательно, не было необходимости в художественном представлении объекта поклонения.
Новый подход, соответствующий всем ключевым позициям ислама, появился только после того, как был достигнут определенный уровень стабильности и благосостояния. Архитектурная утонченность пришла позже, когда интеллектуальное и экономическое процветание создало спрос на детальные и изысканные, но приемлемые в исламе архитектурные формы.
В первые годы ислама мусульмане были невзыскательны к местам совершения молитвы. Первая Медынская мечеть представляла собой простой навес во дворе дома Пророка Мухаммеда (салляллаху аляйхи васаллям). Со временем архитектура была призвана возвеличить престиж новой религии и мечеть стала главным объектом для строительства, наравне с дворцами. Выработался арабский тип мечети, состоящей из прямоугольных и квадратных форм зала с кровлей на столбах и лежащего перед ним двора [3].
Большую мечеть начали строить в 627 году ещё при жизни пророка Мухаммеда, и с этого момента начала возрождаться духовная жизнь города.
В плане эта постройка, как и другие соборные мечети, построенные в этот период, организуется обширным прямоугольным двором, обрамлённым галереями. Но в архитектуре этой мечети можно найти отголоски тех цивилизаций и той доисламской архитектуры, которыми гордилась арабская цивилизация (рис.8).
Мечеть много раз перестраивалась, но со временем не потеряла стиля йеменской мечети. Сама мечеть строилась постепенно, сначала были построены передняя и задняя аркады, а затем уже пристраивались боковые части.
Пространство мечети можно разделить на несколько отдельных частей:
1. Задняя часть - это самая глубокая часть и именно здесь находится стена с михрабом-нишей, обращённой в сторону Мекки. Её построили первой. Общая площадь этой части составляет 1234 м2, глубина - 20 м.
Пять рядов аркад, в каждом ряду - по пятнадцать колонн. Ряды колонн различаются по конфигурации: то они круглые массивные, то квадратные. Наружный ряд колонн, квадратных в плане, выходит к открытому двору и несёт на себе последний ряд остеклённых аркад. Высота в чистоте этой части 5,4 м, с балочной конструкцией - 6,3 м.
2. Открытый мощеный двор занимает площадь 1435 м2, посреди двора располагается квадратное в плане здание для хранения масла, которое предназначалось также для хранения милостыни. В восточ-
Рис. 8. Большая мечеть старого города
ной части двора расположен минарет высотой 34 м, квадратный в плане до высоты 16 м, а затем круглый.
3. Передняя часть мечети с основным входом строилась несколько позже и занимает площадь 901 м2 , высота ее 6 м в чистоте и 6,9 м с конструкцией, и она уже имеет 3 ряда аркад.
4. Восточная часть строилась намного позже, и в её аркадах прослеживается иранское влияние с их стрельчатыми арками, которые мы встречали в Саса-нидском Иране, - обычная форма арабской арки. Общая площадь 482 м2 , высота с конструкцией 7,90 м, в чистоте 7,10 м. С восточной стороны есть три дополнительных входа.
5. Западная часть занимает общую площадь 441 м2, высота ее в чистоте 6,7 м и с конструкцией 7,1 м. Западный минарет имеет высоту 31 м, квадратный в плане до высоты 16 м, а затем круглый.
К дополнительным постройкам мечети относятся места для омовения и туалеты к юго-западу.
Обширная библиотека располагается в передней части мечети на втором этаже, а также в западной части на втором этаже и занимает площадь 200 м [2].
Именно в Сананских мечетях можно отчётливо увидеть тот сложившийся морфотип мечети, который здесь представлен. Строительные материалы, архитектурные детали, типы минаретов старого города, для которого характерно строительство из обожжённого глиняного кирпича (так называемого ajurr) и декори-
рование плинфой. Еще одна отличительная черта сананских минаретов - это визуальное расчленение конструкции [4].
Районы старого города
Первый по времени появления район старого города - Сана-Каты. С этого района началось развитие города. Населяют эту часть города богатые люди, имеющие политическое влияние. В западной части этого района находится базар, а также 16 мечетей. Этот район занимает 29% всей площади города [2].
Второй район города - Сырар-Аль Шаркы. Это самый большой район (42%) города, здесь находятся самые большие площади озеленения. Количество мечетей 21.
Третий район - Сырар-Аль Гарби - занимает 26% площади города (рис.9).
Город разделяется на кварталы (хара), которые состоят из нескольких микрокварталов (вахадат). Всего в старом городе 61 квартал, они носят название по названию самой старой мечети в квартале.
Квартал Талха. Рассматриваемый квартал -один из наиболее больших кварталов старой Саны. Он расположен в центральной части второго района города Восточный Сырар и носит название по имени самой старой мечети квартала. Площадь квартала Талха 29003 м2, численность населения 532 человека, плотность населения в настоящее время 183 человека на 1 га. Озеленение занимает 25% квартала. Как вид-
Рис. 9. Районы старого города: 1 - Сана-Каты; 2 - Сырар-Аль Шакры; 3 - Сырар-Аль Гарби
но из плана, на пересечении улиц формируется площадь и находится мечеть. В квартале преобладают дома 3-5-этажной застройки (рис.10).
стрирует пространственное богатство, которое заключено в морфотипах, и свидетельствует в пользу сохранения ещё существующих между ними различий (рис.11).
Рис. 10. Квартал Талха
По организации квартала старого города проведено много исследований. Городские структуры города включают в себя много ячеек жилья, ориентация и пространственная организация их элементов почти одинаковые, однако по форме и размеру они разные.
Стоит заметить, что каждый квартал в зависимости от размеров приблизительно состоит из 50-240 домов, а микрокварталы в каждом квартале представляют собой замкнутую высокоплотную застройку несколькими жилыми домами, которые чаще всего принадлежат семьям, связанным семейно-родственными связями, и обеспечивают ту степень защиты и охраны частной жизни, которые для традиционной йеменской семьи являются непременным условием.
Дома, составляющие микроквартал, в основном принадлежат одному роду, а иногда и жители нескольких микрокварталов объединены между собой кровным родством по очень далёким предкам.
Жилая застройка
Жилая застройка старого города - это особый предмет исследования именно потому, что это историческая застройка, которая складывалась в течение веков и определила архитектурный облик, присущий именно сананской архитектуре.
Высотность жилых домов Саны предопределена многими причинами. Именно такой тип жилого дома сложился в течение веков и стал традиционным. Сана изначально строилась как город-крепость, где главным должен быть элемент безопасности, конфиденциальности, покоя и ограждения личной жизни от общественной.
Следует помнить, что важной составляющей комфорта для горожанина является сохранённая традиционность пространственного городского окружения
[5].
И главная, достойная всемерного сохранения территория общего пользования в городе - улица, представляющая собой самую удобную и гуманную форму организации городского пространства. Именно типологическое разнообразие форм улиц наглядно демон-
Рис. 11. Жилая застройка и улицы старого города
Пространство исторической улицы - интерьер города, который нуждается в охране от обедняющего его стилевого минимализма, спрямления, упрощения архитектурного языка. Улица - это русло, канал поступательному пешеходному передвижению, которому сопутствует (должно сопутствовать) невероятное, избыточное количество пространственных, функциональных, архитектурных, информационных событий, мизансцен, сопровождающих «плавание» в его берегах, жизненно совершенно необходимых для человека, который избирает Город не местом своего обитания, а местом праздника души [5].
Такое разнообразие улиц и домов, составляющих единый архитектурный ансамбль старой Саны, предопределяет своеобразие морфотипов застройки Саны.
В процессе развития старого города сформировалась высокоплотная ячеистая застройка периметрально-компактного морфотипа. И главной ее составляющей является жилой дом как основа формирования этого морфотипа застройки.
Традиционный сананский жилой дом - это многоэтажное здание, в котором каждый этаж выполняет свои функции. Первый этаж занимают хозяйственные помещения с отдельным входом и диван (гостиная комната ) с отдельным входом. Традиционный стиль жизни предопределяет и планировку жилого дома:
разделение на женскую и мужскую половины, перенос всех жилых помещений на верхние этажи, кухни с выходом на плоскую крышу. Такие жилые дома часто объединяются на уровне верхних этажей переходами между двумя соседними домами, в которых живут родственники.
В Сане в каждом квартале был староста (Агиль), который был ответственен перед мохафидом города за поддержание безопасности, сбор налогов и решение любых местных споров.
Ответственным за каждое ремесло был избран или назначен шейх, который представлял интересы этого ремесла, обеспечивал справедливые цены и выступал арбитражным судьёй. Общий суд шейхов избирал шейха рынка, который был ответственен за поддержание безопасности в ночное время, а также за наём сторожей. Он же выступал в качестве пресс-секретаря между купцами и ремесленниками с мо-хафидом города [6].
Огромную роль в формировании городской структуры старого города и в гораздо меньшей степени в формировании современных кварталов играли племенные отношения, а также родственные связи. Люди, которые происходят из одного социального класса или же имеют одни и те же племенные корни, как правило, живут в одном районе или квартале внутри старого города Саны.
Поэтому одной из причин формирования плотно-периметрального морфотипа традиционной жилой застройки старого города стали семейно-родственные связи, а затем уже традиции, связанные со стилем жизни традиционного исламского общества, с его закрытостью и ограждением личной жизни от общественной, разделением по половому признаку. И затем уже климатические условия и условия землепользования внесли свою лепту в доформирование этого морфотипа.
Современный стиль жизни внёс свою лепту в формирование новых морфотипов застройки, существенно отличающейся от традиционной сананской архитектуры. Изменились типы домов. Прежде всего, появились новые типы общественных зданий, включенных в жилую застройку, гораздо крупнее и значительнее по объёму; жилые здания разделились на крупную многоэтажную застройку и 1-3-этажные виллы.
Прежде всего это связано со значительным распадом семейно-родственных связей и изменением социально-культурной прослойки общества. Значительное различие между богатыми и бедными слоями населения предопределило развитие районов с застройкой частными 1-3-этажными виллами и районов с плотной застройкой многоэтажными домами, сдаваемыми в аренду.
То что раньше составляло однородное сообщество, в настоящее время распадается и формируются новые морфотипы застройки, которые требуют изучения и разумного отбора их положительных сторон.
Два совершенно противоположных направления развития старой и новой Саны должны найти разумный компромисс, дабы исторический город не потерял
свой особый стиль и не превратился в подобие конгломерата различных стилей.
В старом городе люди живут вместе в однородном сообществе и налаживают прочные социальные отношения, которые обычно распространяются на несколько поколений. Со временем они строят прочные отношения доверия, сотрудничества, здесь сильно развито чувство общности. Народная архитектура, основанная на концепции идентификации городских кварталов, в которых несколько микрокварталов расположены вместе с мечетью вокруг общественных площадей (сахат) или вокруг частных садов, поддерживает целостность квартального сообщества [7].
Дома, принадлежащие одному семейному клану, могут иметь соединение на уровне верхних этажей и выходить окнами жилых комнат в бустан (зелёный сад и огород), общий для всех окружающих его домов (рис.12).
Рис. 12. Сады (бустан) старого города
В городе очень много садов. Самые большие садовые участки очень часто разбиваются около мечетей в качестве вакфа (благотворительные пожертвования для мечети), благодаря которому священнослужители могут продавать выращенные плоды местному населению и на рынках.
Возделанные сады, резерв земли для которых сохранился благодаря строительству новых жилых ячеек на верхних этажах существующих домов, обычно находятся ниже уровня улиц. Садоводы выращивают здесь овощи для рынка и местных семей, традиционно используя в качестве удобрения фекалии людей и животных. Большое количество небольших садиков, а некоторые из них на удивление оказываются достаточно обширными, прячется позади домов. Здесь также можно увидеть террасы, которые используются для обычных домашних дел - чистки вещей, выбивания ковров, сушки белья и выращивания трав. Они являются излюбленной площадкой для игр детей и подростков.
Таким образом, жилые дома группируются вокруг городских пространств. Городские пространства имеют два отличных типа. Во-первых, под названием Аль-Сарха, или социальная площадь, как правило, связанная с мечетью и предназначенная для публичного использования, сбора людей вместе и социального взаимодействия, особенно для социальных или религиозных обрядов. Во-вторых, под названием Аль-Бустан, или городской сад, - для получастного использования и как пространство для микрорайона соседних домов, используемого как место для садоводства, социального взаимодействия и детских игр.
Три основных элемента сформировали общую городскую структуру старого города Сана: городские дороги, социальные площади и городские сады [7].
Городская структура старой Саны является последовательной и ограничивается определённым набором элементов - это дороги, ограниченные направлением и шириной, городские пространства, ограниченные по площади и пропорциям, и здания.
В стенах города главные улицы ведут к воротам исторического города Сана вдоль оси восток-запад, что соответствует климатическим требованиям. Следует отметить следующие важные особенности:
■ Ширина традиционных дорог и число городских пространств разработаны с учётом удобного функционирования социально-культурных мероприятий, проводимых в каждом жилом микрорайоне.
■ Экологические факторы также имеют большое влияние на структуру городских элементов. Исследования показали, что направления дорог в старом городе обеспечивают максимальный доступ солнечного света в жилые здания в зимнее время и ограничивают его в летнее время, так как дороги в основном имеют направление с востока на запад.
■ Размеры дорог разработаны так, чтобы обес-
печить солнечный доступ к жилым участкам, расположенным вдоль северной стороны. Узкие дороги в некоторых районах наоборот препятствуют доступу солнечного света к некоторым зданиям. Это необходимо для создания тени.
Также для областей, где доминируют четырёх-пятиэтажные здания, дороги, протянувшиеся с востока на запад, устроены не менее 6 метров в ширину, а ширина дорог, которые идут в направлении северо-восток-юго-запад или северо-запад-юго-восток, устраивается не менее 9 м в ширину. Эти размеры оказались типичными для старого города, однако для более высоких зданий необходимы дороги большей ширины.
♦ Дома размещены вдоль дорог таким образом, чтобы в жаркий период года создавалась тень, а в холодный период максимально использовалось воздействие южного солнца для пассивного солнечного отопления. К зданиям, которые находятся на южной стороне дороги, есть доступ солнца со стороны солнечных садов (бустанов) [8].
Что характерно для старого города, так это гармония и баланс между открытыми и застроенными пространствами. Только зелёные насаждения занимали одну пятую территории города.
Стиль старого города, все аспекты социально-культурной жизни исламского города, общность жизни, климатические и экологические аспекты, соразмерность и пропорциональность улиц и архитектурных элементов человеческим пропорциям, - всё это создаёт удивительную гармонию и определяет стиль йеменского города, такого своеобразного и отличного от других восточных городов.
Человек становится главным в этом городе; город для человека, а не человек для города - вот основное ощущение, которое даёт старый город.
Библиографический список
1. Интернет-ресурс. cappadocia. [В Интернете] http://cappadocia-elenatruva.ru/karavansaraj-aksaraj-kappadokiya.html.
2. Кадыр Омар Абдулла. Сана. Основные принципы проектирования и архитектурная планировка в различных исламских странах. Сана: б.н., 2006.
3. Стародуб Т. Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры: дис. ... докт. искусствоведения. М.: б.н., 2006.
4. Моисеева А. Информационный портал о Йемене. [В Интернете] http://yemen-club.ru/Yemen_club/arxitektura_ jemena/mosque_Sanaa.html.
5. Кожаева Л. Морфотипы застройки - в теории и на практике // Архитектурный Вестник. 2011. 2,4.
6. Lewcock Ronald. The old walled city of Sana'a. б.м.: Unesco, 1968.
7. Elsheshtawy Yasser. Planning Middle Eastern Cities. An urban kaleidoscope in globalizing world. London-NewYork : б.н., 2004.
8. Рахман Аль-Харб Мохаммад Абдуль. Особенности реконструкции и развития территорий со стихийно-хаотичной сложившейся жилой застройкой (на примере города Сана): дис. ... канд. техн. наук. М.: б.н., 2002.
9. Большаков А.Г. Метод оценки городского ландшафта по условиям его жизнепригодности // Вестник ИрГТУ. 2010. №5. С.86-88.