УДК 711.4
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ СТАРОЙ И НОВОЙ САНЫ (ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ И ТРАДИЦИЙ)
© А. Абдо Сейф Аль-Сельви1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются типы общественных зданий Старой и Новой Саны, дается краткое описание их возникновения и развития в современной Сане. Анализируется преемственность традиций в новых типах общественных зданий и негативные факторы, влияющие на дальнейшее развитие качественно новой, но, тем не менее, не нарушающей традиции, гармоничной городской среды. Ил.19. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: г. Сана; Йемен; этнокультурные традиции; народная застройка; Старый город; Новый город; караван-сарай; торгово-коммерческий комплекс; мечеть.
PUBLIC BUILDINGS OF OLD AND NEW SANA'A (GENERATIONS AND TRADITIONS CONTINUITY) A. Abdo Seif Al-Selvi
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
Considering the types of public buildings in Old and New Sana'a the paper provides a brief description of their origin and development in modern Sana'a , analyzes the continuity of traditions in new types of public buildings and negative factors affecting the further development of the whole new tradition of harmonious urban environment, which, nevertheless, does not break the traditions. 19 figures. 7 sources.
Key words: Sana'a; Yemen; ethno-cultural traditions; traditional buildings; Old Town; New Town; caravanserai; shopping and commercial complex; mosque.
Древняя и современная столица Йемена Сана -один из самых своеобразных городов мира, это совершенно уникальное явление, несравнимое ни с одним из арабских городов. Со времен Средневековья облик города сохранился полностью. ЮНЕСКО включила город в список памятников мировой культуры, которые надо сохранять в первозданном виде. Конечно, речь здесь идет о Старом городе Сана, который представляет собой своеобразный музей йеменской архитектуры (рис. 1, 2). Это город сказочно нарядных многоэтажных домов: фасады украшены сложными бордюрами, границы между этажами, окна и двери обведены узорами из широких белых полос.
Рис. 1. Старый город
Рис. 2. Панорама Старого города
Новый город при всей своей колоритности мало чем отличается от традиционных восточных городов (рис. 3). Огромное скопление каменной разноэтажной массы, не сходной по стилю и форме, создаёт такое разнообразие, которому очень далеко до гармоничной согласованности ансамбля Старого города. Если и возможно увидеть интересные архитектурные и градостроительные находки в отдельных зданиях и городских кварталах, всё же общее впечатление хаотичности, дискомфорта и несогласованности присутствуют в Новой Сане. Причин этого явления много, и они требуют особого отдельного изучения. Мы же в ограниченных рамках данной статьи рассмотрим об-
1Аднан Абдо Сейф Аль-Сельви, аспирант, тел.: 89247002055, e-mail: [email protected] Adnan Abdo Seif Al-Selvi, Postgraduate, tel.: 89247002055, e-mail: [email protected]
щественные здания Старого города и Нового города, их роль и место в градостроительной структуре.
Рис. 3. Панорама современного города
Формирование общественных и культовых зданий базируется, прежде всего, на историко-содержательном принципе, в основе которого лежит понятие культуры как общественной деятельности, определившей объемно-пространственную структуру первых сооружений, созданных человеком. Глубокие связи жилой (народной) архитектуры с хозяйственным укладом, климатом, материалами для построек, представлениями о комфорте и защищенности определили относительную устойчивость строительных и художественных традиций, создали бытовую и эстетическую среду, в которой воспитывались и строители, и заказчики [1]. Поэтому исторический город с его жилыми и общественными зданиями настолько гармоничен и согласован.
Город Сана, находящийся на пересечении торговых путей, начал своё формирование с рынка Сук-эль-Мил, представляющего собой скопление приблизительно 40 маленьких рынков, каждый из которых специализируется на каком-то определенном товаре -овощах, специях, изюме, коже, коврах, глиняной посуде, одежде, резных работах по дереву, меди, серебру и т. д. Он начинает свои торговые ряды у главных ворот Баб-эль-Йемен, доходит до Большой мечети, расширяется и затем опять, превращаясь в торговую улицу, протягивается через весь город до ворот Аль-Шууб (рис. 4). В отличие от многих других хорошо известных рынков на Ближнем Востоке многие торговые ряды находятся под открытым небом (рис. 5). На его территории традиционно процветают различные виды ремесел. Расположенный в самом центре Старого города рынок Сук-эль-Мил до сегодняшнего дня является традиционным местом для покупки разнообразных товаров местными жителями и туристами.
Торговля, ремесла и сельское хозяйство определяли развитие города. Жилищные и общественные постройки сосредотачивались вокруг рынка.
После того как в VII в. жители Йемена приняли ислам, архитектурный облик города начал меняться: стали возникать новые типы общественных зданий, таких как мечети и караван-сараи (в Средние века
мечеть помимо религиозных функций выполняла и социальные: в ней происходило обучение студентов, собрание жителей, давался приют странникам и т.д.). Это повлияло и на бытовой уклад, и на духовную жизнь общества.
тг>
Рис. 4. План рынка Старого города
Рис. 5. Торговый ряд рынка Сук-аль-Мил
Архитектура ислама ранних лет (между 622 и 661 гг.) характеризуется простотой и скромностью. Вновь появившееся государство, обладающее скудными
ресурсами, было слишком занято защитой от вражеских племен. Более того, преданность вере и стремление ко всему божественному заставило дистанцироваться от экстравагантного и роскошного образа жизни. Поклонение в исламе основано на концепции таухида - монотеизма (единства и единственности Бога). Вера в Единого Бога, которого «невозможно постичь зрением, но Он постигает все видимое, и Он осведомлен обо всем тонком, невидимом» (Коран, 6:103), практически не имела аналогов в прошлом. Следовательно, не было необходимости в художественном представлении объекта поклонения.
Новый подход, соответствующий всем ключевым позициям ислама, появился только после того, как был достигнут определенный уровень благосостояния и стабильности. Архитектурная утонченность пришла позже, когда интеллектуальное и экономическое процветание создало спрос на детальные и изысканные, но приемлемые в исламе архитектурные формы [2].
Если говорить о религиозных общественных зданиях старой Саны, то это прежде всего мечети, которые гармонично вписываются в архитектурный ансамбль Старого города и определяют его силуэт. Всего в старом городе 46 мечетей.
На восток от рынка Сук-эль-Мил находится Большая мечеть - Аль-Джами-аль-Кабир. Это самая большая мечеть в Сане и одна из древнейших мечетей исламского мира (рис. 6). Строительство мечети началось в 627 году при жизни пророка Мухаммеда (как гласит легенда, он лично приветствовал строительство первой мечети в Сане), и возводилась она постепенно: сначала были построены передняя и задняя аркады, а затем уже пристраивались боковые части. Эта мечеть, как и другие соборные постройки того периода, организуется обширным прямоугольным двором, обрамлённым галереями (рис. 7). Мечеть много раз перестраивалась, но и со временем не теряла стиля йеменской мечети; в ее архитектуре можно найти отголоски доисламской цивилизации [3].
Мечети Старого города, построенные в более поздний период, имеют уже другую архитектуру, по которой можно проследить периоды роста города, а также влияние других культур (в частности, турецкой).
Рис. 6. Большая мечеть (вид сверху)
Рис. 7. Большая мечеть (внутренний дворик)
В восточной части Старого города находится мечеть Куба-аль-Бакирийа - удивительно красивая по архитектуре и вторая по размеру мечеть Старого города (рис. 8). Построенная турками-османами по приказу османского управителя Хасан-паши Арнавута в 1597 году (во времена первой османской оккупации в Йемене и короткого османо-зейдитского перемирия) в знак увековечения незыблемости османского владычества в Южной Аравии Аль-Бакирийа является примером классической османской архитектуры, на что указывает наличие куполов (уже в самом названии подчеркнуто их наличие в архитектуре здания: куба -купол).
Рис. 8. Мечеть Куба-аль-Бакирийа
Хотя мечеть Аль-Бакирийа относится к так называемому контриярдному типу йеменских мечетей (т.е. имеет широкий внутренний открытый двор), но цилиндрические башенки (схожие по форме с верхушками некоторых минаретов Саны), которые находятся по четырем углам здания на уровне фриза, также являются характерной чертой османских мечетей.
Главной отличительной чертой Аль-Бакирийи является большой полусферический купол над молитвенным залом общей площадью 353 м2 (эта особенность не была известна в Йемене до османской оккупации). Купол опирается на барабан в форме восьмиугольного фриза с шестнадцатью окнами для внут-
реннего освещения [4]. В отличие от йеменских мечетей здесь, в молитвенном зале, нет несущих колонн и деревянного кессонного потолка; купол поддерживается за счет арочно-сводчатых парусов, в центре которых находятся ярко декорированные мукарны (так называемый сотовый свод). Мукарны также использованы в качестве основного декора молельной ниши -михраба. Большой купол над молельным залом, башенки, восьмигранный фриз и некоторые элементы внутреннего декора позднее были использованы при строительстве мечетей Тахла (1620-1621) и Аль-Махди (1750-1755).
Религиозные здания Старой Саны представляют собой стройную систему; мечети (почти все) расположены в каждом квартале на социальных площадях (рис. 9). Традиционный стиль жизни на Востоке, обязательное ежедневное соблюдение религиозных обрядов предопределяют устойчивость этой системы и ее дальнейшее развитие. В Новой Сане также находится большое количество мечетей, однако из-за почти полного отсутствия социальных площадей многие из них не соответствуют статусу религиозных общественных зданий и теряются в жилой застройке кварталов (часто только минарет и особое расположение относительно сторон света выделяет здание мечети в жилой застройке) (рис. 10).
А новая соборная мечеть Аль-Салех, построенная на средства президента страны Али Абдуллы Салеха и носящая его имя, наоборот, настолько удалена от жилых кварталов, что не исполняет свою основную функцию: собирать на ежедневную молитву как можно большее количество молящихся (рис. 11, 12).
Ещё один тип общественных зданий - караван-сараи. Постоялые дворы, расположенные на торговых путях и служившие приютом для караванов и путников, явились как бы прототипами современных коммерческих комплексов. Они могли также находиться и в пределах города. До настоящего времени в Сане сохранилось 14 караван-сараев различных размеров и этажности. Все они, кроме двух маленьких, сосредоточены в центральной части рынка и составляют архитектурный ансамбль Старого города (рис. 13).
Рис. 11. Мечеть Аль-Салех (генеральный план)
Рис. 13. Расположение караван-сараев в Старом городе
Эти здания представляют собой довольно массивные сооружения иногда до 3-5 этажей в высоту (рис. 14). Как правило, караван-сарай - это прямоугольное здание, по внутреннему периметру которого шла открытая галерея, откуда можно было попасть во внутренние помещения. В центре был большой открытый двор, посередине которого обязательно был колодец. Чаще всего караван-сараи имели один или два этажа. Во втором случае первые этажи использовались под склады, стойла животных и для прочих хозяйственных нужд. Вторые этажи были жилыми [5]. Караван-сараи предлагали самые разные услуги от минимального перечня до широчайшего спектра. Где-то караван-сарай предлагал только кров на ночь, защиту и воду. Где-то караван-сараи представляли собой самые настоящие, как бы мы сказали сейчас, бизнес-центры: имелись не только полноценные гостиницы, чайханы, мечети, бани, кухни, больницы. Здесь можно было получить денежную ссуду, обменять деньги, воспользоваться услугами писцов, узнать «черные» списки недобросовестных купцов, и вообще, узнать о благонадежности того или иного торговца, узнать последние политические и коммерческие новости, здесь были целые биржи, и можно было произвести сделки или договориться о будущих. Все караван-сараи Старого города располагались в центре и до сих пор некоторые из них исполняют свои функции (за исключением стоянки для животных).
Караван-сараи и рынок Старого города составляют органично связанную архитектурную композицию и создают единую функциональную среду (см. рис. 13).
В Новом городе функцию караван- сараев стали выполнять торгово-гостиничные, коммерческие комплексы. Одним из первых был построен торгово-жилой комплекс «Торговый центр Сана»: начал строиться в конце 1992 года и в 1998 году начал функционировать (рис. 15).
Общая площадь Центра составляет 33 тыс. м2, она разбита на рекреационные зоны, соответствующие основным функциям Центра: торгово-коммерческой, жилой и административной. Кроме того, в подвальном этаже общей площадью 6,5 тыс. м2
есть парковка, резервуары для воды, складские и служебные помещения. Современные интерьеры, большой выбор различных товаров, а также проведение развлекательных мероприятий делают Центр привлекательным местом для шопинга и семейного отдыха жителей Саны (рис. 16).
Рис. 14. Караван-сарай в старом городе Сана
Рис. 15. Торговый центр Сана
Рис. 16. Рекреационный зал Центра
В градостроительном аспекте Центр расположен в удобном месте, рядом с транспортной артерией в респектабельном жилом районе (рис. 17). Для плотно населенного города компактность здания очень выгодна. Другим преимуществом Центра является его мобильность: открытый атриум позволяет изменять пространство, давая ему новые направления. Многофункциональность Центра является одним из его положительных качеств. В условиях динамичного стиля жизни горожан разделение Центра на рекреационные зоны позволяет не сталкивать функциональные потоки и даёт возможность рационального использования пространства.
Рис. 17. Градостроительное расположение Торгового центра Сана
Архитектурный стиль Центра выдержан в йеменских традициях; удачно стилизованы пластика фасадов и их цветовое оформление. Объёмно-пространственное решение отдельных компактных пятиэтажных жилых и административных корпусов согласуется с традиционной йеменской архитектурной концепцией и соответствует климатическим особенностям города. Жилые корпуса расположены таким образом, чтобы к ним был доступ солнечного света, что немаловажно для довольно прохладного в зимнее время климата города Сана. Различная планировка квартир дает возможность выбора, но в то же время учитывает традиции и культуру исламского общества, разделяя семейный и гостевой блоки с условием сохранения конфиденциальности жилища. Комплекс гармонично вписывается в окружающую среду, не вступая в противоречие с ландшафтной архитектурой этого района.
Однако в градостроительстве Центра можно отметить и некоторые недостатки.
Отсутствие рекреационной площади перед главным входом нарушает восприятие этого комплекса как торгово-коммерческого предприятия, а также вызывает чисто практическое неудобство: скопление большого числа людей перед главным входом (посетители Центра, таксисты, просящие милостыню местные бедняки).
Так необходимые для общего объёмно-пространственного восприятия композиции малые архитектурные формы отсутствуют, не учтена при проектировании и зона озеленения [6].
Существующая автостоянка не располагает достаточным количеством мест для парковки личного автотранспорта.
Местоположение Центра неудачно в контексте окружающей застройки: соседствующие здания мешают целостному визуальному восприятию силуэта комплекса.
Архитектурное решение главного входа недостаточно выразительно и пропорционально, его разделение на два угловых вносит дисгармонию в общее восприятие пластики входа. А во внутренней планировке рекреационный холл имеет гораздо больший размер, чем площади, занятые торговыми помещениями, и до настоящего времени это пустое пространство используется нерационально.
Но в целом за годы своего функционирования комплекс показал, насколько востребованы в городе здания такого типа. Особенно это стало заметно в последние годы с всё более растущей урбанизацией города и изменением стиля жизни преобладающего молодого населения города.
В Старом городе также есть около 12 знаменитых бань - хаммамов с их специфическим устройством и архитектурой. Хаммам (или турецкие бани) как явление восточной цивилизации имеет богатую и древнюю историю, которая восходит к самому пророку Мухаме-ду, объявившему: «Чистота - половина веры ... Тепло хаммама увеличивает плодовитость и, соответственно, количество почитателей ислама». Возможно, эти слова пророка и привели к тому, что мусульмане строили бани повсеместно, переделывая сохранившиеся термы и захваченные храмы других религий, украшая и совершенствуя их.
Однако следует сказать, что бани Саны не так изысканы и богаты по архитектуре и декоративному оформлению, как традиционные турецкие бани (рис. 18).
Итак, в Старом городе существовало, в основном, четыре типа общественных зданий: кроме правительственных дворцов, это мечети, базар, караван-сараи и общественные бани.
В Новом городе появились новые типы общественных зданий, и теперь они определяют силуэт Нового города. Насколько он соответствует традициям, стилю жизни и предопределяет облик Новой Саны? Гостиницы, банковские и офисные здания, государственные и частные университеты, торговые центры, новые мечети создают новую среду, не всегда соответствуя йеменским традициям. В настоящее время Сана разделена на два противоположных лагеря и в стиле жизни, и в соблюдении традиций. Копирование западного стиля архитектуры в традиционном арабском городе создаёт дисгармонию в силуэте новых городских кварталов [7]. Традиции и современность в градостроительстве г. Сана, а также влияние других культур на йеменскую архитектуру схематично представлены на рис. 19.
Рис. 18. Баня Старой Саны
Рис. 19. Методика развития архитектуры, отвечающей современным требованиям и основанной на своеобразии
йеменских традиций (1)
В заключении можно сказать, что вопросы улучшения архитектурной среды исторического городского ядра органично решаются лишь при комплексном подходе к ее реконструкции. Необходимо также информационно-технологическое обеспечение градостроительства как системы, оптимизирующей функции
управления. Одной из первоочередных задач является формирование правосознания населения, которое является подлинным индикатором гражданственности общества, а также синхронизация процессов развития экономических и градостроительных систем.
Библиографический список
1. Мукимова С.Р. Основы формирования общественных и культовых зданий Центральной Азии эпохи древности // Архитектура. 2009. № 2.
2. Стародуб Т.Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.04. Москва, 2006. 211 с.
3. Кадыр Омар Абдулла. Сана. Принципы архитектурного градостроительства разных мусульманских эпох. Сана: Центр инженерного консультирования Аттахера, 2005. 624 с. (на арабском языке).
4. Йемен-с!иЬ: информационный портал о Йемене. Сана -столица Йемена. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://yemen-club.ru/Yemen_club/Attractions/Sanaa.html
5. Караван-сараи: история, назначение, жизнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cappadocia-elenatruva.ru/karavansaraj-aksaraj-kappadokiya.html
6. Большаков А.Г. Метод оценки городского ландшафта по условиям его жизнепригодности // Вестник ИрГТУ. 2010. № 5 (45). С. 86-88.
7. Elsheshtawy Y. Planning Middle Eastern Cities. An urban kaleidoscope in globalizing world. Sana'a: Transformation of the Old City and the Impacts of the Modern Era. London-NewYork, 2004.
УДК 711.1.
ОЦЕНКА МОРФОТИПОВ ЗАСТРОЙКИ КАК ОТРАЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И ЦЕННОСТЕЙ ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА И ИХ БАЛАНС КАК ПРИНЦИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
л
© А.Г. Большаков1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведены результаты исследования взаимосвязей морфотипов застройки и мотиваций градостроительной деятельности. Массо-пустотные отношения между застройкой и открытым пространством, геометрия застройки образуют морфотип. Эта геометрия отражает социальные ценности и интересы городского сообщества, ориентацию градостроительной политики на эти ценности. Чтобы достичь баланса интересов в отношении застройки в центре города, будущая градостроительная политика должна опираться на закономерные взаимосвязи ценностей и морфотипов. Дана оценка застройки центра города Иркутска с точки зрения регенерации высокого качества его пространственных структур и предложен принцип формирования градостроительного регламента на основе баланса ценностей и их пространственного распределения по территории исторического центра города. Ил. 18. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: морфотипы застройки; мотивации градостроительной деятельности; взаимосвязь мотиваций и морфотипов в градостроительной политике; морфотипы исторического центра города Иркутска; оценка районов центра по мотивациям градостроительства; градостроительный регламент развития территории по балансу мотиваций.
BUILT-UP PATTERN EVALUATION AS A REFLECTION OF URBAN COMMUNITY INTERESTS AND VALUES AND THEIR BALANCE AS A PRINCIPLE OF HISTORICAL CITY CENTER RENOVATION A.G. Bolshakov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The interconnections of the built-up blocks patterns and the motivations of territory development are revealed. The patterns of the built-up city blocks are formed by the relations between the solid body of architecture and the empty space, and by the geometrical properties of the built-up. The spatial geometry reflects the social values and interests of the city community, the value-oriented focus of the town planning policy. To achieve balance of interests concerning the city center development the future town planning policy should be based on regular interconnections of social values and spatial patterns. As a case, the evaluation of Irkutsk downtown development in terms of its high quality spatial structures is given, and the formation principle of town planning regulations based on the balance of values and their spatial organization in the area of Irkutsk historical center is suggested.
1 Большаков Андрей Геннадьевич, доктор архитектуры, профессор, зав. кафедрой архитектуры и градостроительства, тел.: 89149402708, e-mail: [email protected]
Bolshakov Andrei, Doctor of Architecture, Professor, Head of the Department of Architecture and Town Planning, tel.: +789149402708; e-mail: [email protected]