Научная статья на тему 'Влияние этноконфессиональной принадлежности и профессиональной направленности на особенности правосознания студентов'

Влияние этноконфессиональной принадлежности и профессиональной направленности на особенности правосознания студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
220
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / ЦЕННОСТИ / VALUES / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / MEANING OF LIFE ORIENTATION / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / BEHAVIORAL STRATEGIES / JUSTICE / ETHNO-CONFESSIONAL IDENTITY / SENSE SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лунин С. Л., Пономарев В. П.

В данной статье рассматривается проблема влияния профессиональной, национальной и религиозной принадлежности индивида на особенности его правосознания. Авторы понимают правосознание как совокупность взглядов, ценностных ориентаций, выражающих личностные установки, актуализирующие отношения людей к конкретным законам и к правосудию в целом. С их точки зрения правосознание не просто включает знание действующего права, его принципов и требований, окрашенных определенным оценочным отношением (по принципу хорошо-плохо), но и обязательно отражает уровень личностной «пристрастности» к правовой регламентации своей собственной жизни, отражает уровень насыщенности личностным смыслом тех аспектов поведения, которые регулируются существующими правовыми нормами. В статье дана характеристика уровней развития правосознания по критерию смысловой насыщенности. Проведенное эмпирическое исследование (анкетирование, психометрическая диагностика) позволило выявить, как профессиональная направленность и этноконфессиональная отнесенность студентов влияют на специфику их правосознания. Было выявлено, что существует устойчивая связь между отсутствием веры (когда студент рефлексирует и оценивает себя как неверующего в Бога, и как не принадлежащего ни к одной из религий или религиозных течений) и отношением к праву. Для людей, которые позиционируют себя как атеисты, характерна нигилистическая жизненная стратегия (неверие в позитивные изменения), и в их ответах наиболее явственно прослеживаются элементы правового нигилизма, как неверия в то, что правовые нормы жизни будут совершенствоваться по мере развития общества (имеется в виду не развитие самих законов, а признание этих законов личностной ценностью каждым конкретным человеком). Этноконфессиональное сравнение выявило, что наиболее позитивное отношение как вера в то, что закон реально регламентирует нормы жизни, характерна для мусульман, далее (по степени выраженности оптимизма) идут православные, затем иудеи, и на последнем месте в этой иерархии оказываются атеисты, которые показали наиболее высокий уровень правового нигилизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Ethnoconfessional Attachment and Professional Orientation on the Peculiarities of Students'' Sense of Justice

This paper considers the problem of the influence of professional, national and religious identity of the individual to his particular sense of justice. The authors understand the sense of justice as a set of attitudes, values, expressing personal settings actualizing people's attitudes to specific laws and justice in general. From their point of view of justice includes not only knowledge of the applicable law and its principles and requirements, stained determine the estimated ratio (on the basis of good-bad), but also necessarily reflect the level of personal "bias" to the legal regulation of their own lives, reflects the level of saturation with personal meaning those aspects of behavior that are regulated by the existing legal norms. The paper presents the characteristics of the levels of justice development by the criterion of semantic richness. Empirical studies (questionnaires, psychometric diagnostics) revealed as a professional orientation and ethno-confessional students relatedness affects the specificity of their sense of justice. It was found that there is a strong link between lack of faith (they reflect the student and evaluates itself as a non-believer in God, and they do not belong to any religion or religious movements) and for the law. For people who have positioned themselves as atheists, are characterized by a nihilistic life strategy (disbelief in positive changes) and in their responses to the most clearly traced elements of legal nihilism, as disbelief in what law of life will be improved with the development of society (meaning not the development of these laws, and these laws recognition of personal property belonging to any particular person). Ethnoconfessional comparison revealed that the most positive attitude as the belief that the law actually regulates the standards of life characteristic of Muslims, then (according to the severity of optimism) are Orthodox Christians, Jews, and then in last place in the hierarchy are atheists who showed the highest the level of legal nihilism.

Текст научной работы на тему «Влияние этноконфессиональной принадлежности и профессиональной направленности на особенности правосознания студентов»

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Лунин С. Л. Пономарев В. П.

ВЛИЯНИЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ

В данной статье рассматривается проблема влияния профессиональной, национальной и религиозной принадлежности индивида на особенности его правосознания. Авторы понимают правосознание как совокупность взглядов, ценностных ориентаций, выражающих личностные установки, актуализирующие отношения людей к конкретным законам и к правосудию в целом. С их точки зрения правосознание не просто включает знание действующего права, его принципов и требований, окрашенных определенным оценочным отношением (по принципу хорошо-плохо), но и обязательно отражает уровень личностной «пристрастности» к правовой регламентации своей собственной жизни, отражает уровень насыщенности личностным смыслом тех аспектов поведения, которые регулируются существующими правовыми нормами. В статье дана характеристика уровней развития правосознания по критерию смысловой насыщенности.

Проведенное эмпирическое исследование (анкетирование, психометрическая диагностика) позволило выявить, как профессиональная направленность и этноконфессиональная отнесенность студентов влияют на специфику их правосознания. Было выявлено, что существует устойчивая связь между отсутствием веры (когда студент рефлексирует и оценивает себя как неверующего в Бога, и как не принадлежащего ни к одной из религий или религиозных течений) и отношением к праву. Для людей, которые позиционируют себя как атеисты, характерна нигилистическая жизненная стратегия (неверие в позитивные изменения), и в их ответах наиболее явственно прослеживаются элементы правового нигилизма, как неверия в то, что правовые нормы жизни будут совершенствоваться по мере развития общества (имеется в виду не развитие самих законов, а признание этих законов личностной ценностью каждым конкретным человеком). Этноконфессиональное сравнение выявило, что наиболее позитивное отношение как вера в то, что закон реально регламентирует нормы жизни, характерна для мусульман, далее (по степени выраженности оптимизма) идут православные, затем иудеи, и на последнем месте в этой иерархии оказываются атеисты, которые показали наиболее высокий уровень правового нигилизма.

Ключевые слова: правосознание, профессиональная направленность, этноконфессиональная принадлежность, смысловая сфера, ценности, смысложизненные ориентации, поведенческие стратегии.

Правосознание рассматривается как совокупность взглядов, ценностных ориентаций, выражающих личностные установки, актуализирующие отношения людей к конкретным законам и к правосудию в целом. По сути, это вера человека в то, что законодательная система, позиционируемая государством как система определенных прав и обязанностей человека по отношению к обществу, государству, окружающим людям, является его личностной ценностью и основанием для определенных стратегий поведения [2, 3, 4]. Правосознание, которое зачастую в научной литературе определяют как форму общественного сознания, в реальности обобщает представление конкретного человека о том, что является законным, а что нет и, по сути, является его индивидуальным, личностным смыслом, раскрывающимся при осознании правовых основ существования в реальном жизненном мире. В традиционных учебниках по общей и юридической психологии, чаще всего при определении психологической составляющей правосознания, говорится, что психологическую основу этой области сознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений [3, 4, 6]. Однако такая трактовка не соответствует современным психологическим интерпретациям, в частности теории смысла и смыслообразования. С точки зрения именно этого современного научного подхода, правосознание не просто включает знание действующего права, его принципов и требований, окрашенных определенным оценочным отношением (по принципу хорошо-плохо), но и обязательно отражает уровень личностной «пристрастности» к правовой регламентации своей собственной жизни, отражает уровень насыщенности личностным смыслом тех аспектов поведения, которые регулируются существующими правовыми нормами. Конституция, законодательство страны, правовые акты и нормативы есть не просто совокупность значений, которые человек постигает на протяжении всего жизненного пути, они потенциально являются внеличностными формами существования смысла как интенции к тому, что индивид может в процессе постижения их содержания раскрыть «смысл для себя», переводя его из потенциальной в актуализированную зону познаваемого [1, 6, 7, 8].

Несмотря на большое количество работ и многоаспектный характер исследований правосознания, в настоящий период наблюдается очевидный дефицит работ, которые бы выявляли особенности правосознания, связанные с определенным национальным, конфессиональным или профессиональным статусом человека. Психологические составляющие правосознания людей разной этнокон-фессиональной и профессиональной принадлежности в современной гуманитарной науке нуждаются в детализированном осмыслении. С этой целью было проведено эмпирическое исследование, состоящее из анкетирования и психометрической диагностики. В качестве основных групп сравнения здесь выступили три этноконфессиональные группы: славяне (православные), мусульмане (проживающие в ЮФО и СКФО, регион Северного Кавказа), евреи (иудеи), атеисты (среди атеистов были славяне и евреи, но не было мусульман, все атеисты были юношами) [7, 8]. Всего - 164 студента в возрасте от 18 до 23 лет.

На первом этапе исследования была проведена авторская анкета, которая выявляла уровень оценочного отношения (смысловую насыщенность) к нормам права и законодательству.

В результате проведенного анкетирования (контент-анализ ответов респондентов) были выявлены уровни развития правосознания у студентов разной профессиональной направленности. Получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1.

Уровни развития правосознания у студентов разной

профессиональной нап равленности

№ Специальность Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

1. Физики 12 % 88 % -

2. Биологи 15 % 74 % 11 %

3. Филологи - 63 % 37 %

4. Психологи 7 % 61 % 32 %

5. Юристы - 74 % 26 %

Представители естественнонаучных специальностей относятся к праву и законодательству более отчужденно, чем гуманитарии, которые при интерпретации вопросов, свя-

занных с этими областями жизни, в большей степени наделяют их определенным ценностным отношением. Почти треть филологов и психологов считает, что правосознание является важнейшей составляющей не только для регламентации взаимодействия человека с окружающими, но и для рефлексии самого себя как носителя духовно-нравственных черт. В их представлении право неразрывно связано с моралью и зачастую является социальным ориентиром для человека при оценке и понимании сущности тех или иных событий. Будущие профессиональные юристы в меньшей степени склонны к трактовке права как нравственного регулятора поведения человека. При этом, они, в отличие от других специальностей, рассматривают законодательство не как совокупность неизменно-устойчивых положений, определяющих нравственные устои общественных взаимоотношений, а как нечто динамически развивающееся, то, что не просто отражает изменения, происходящие в жизни общества и государства, но и может существенно влиять на специфику формирования общественных приоритетов. Определяя свое отношение к праву как определенной ценности, они главным образом выделяют его значимость не столько для себя лично, сколько рефлексируют его ценность как межличностную форму существования смысла в контексте культуры и общественных норм жизни общества.

Были выявлены незначительные различия между юристами и не юристами при оценке перспектив совершенствования законодательства. В ситуации оценки законодательных перспектив не юристы дали более оптимистичные ответы,

они в большей степени верят в то, что в будущем законодательство будет более совершенным.

Был проведен сравнительный анализ ответов по конкретным вопросам разработанной анкеты (рисунок 1).

Из приведенных групп сравнения наиболее низкие результаты (с точки зрения ценностного отношения к правовым нормам поведения) показала студенческая группа не юристов. Именно им в наибольшей степени свойственны те особенности, которые можно расценивать как элементы правового нигилизма, как неверия в то, что законы и правопорядок могут являться личностной ценностью. Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм выражает отрицательное отношение человека или социальной группы к определенным нормам, ценностям, идеям, теориям. Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Этому во многом способствуют несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т. д. Выявление и изучение этого явления - очень важная задача не только юридических отраслей науки, но и психолого-педагогического направления. Этот показатель свидетельствует, что в студенческой среде необходимо проводить направленную работу

Результаты анкетирования в студенческой выборке

У I ■ I I

Мы защищены Все перед Молодежь Национальность Есть знакомые,

законом законом равны нарушает закон определяет отсидевшие

Рисунок 1. Результаты анкетирования при оценке перспектив совершенствования законодательства у студентов - юристов и не юристов

по развитию позитивного отношения к праву и законодательству.

Этноконфессиональное сравнение выявило, что наиболее позитивное отношение как вера в то, что закон реально регламентирует нормы жизни, характерно для мусульман, далее (по степени выраженности оптимизма) идут православные, затем иудеи и на последнем месте в этой иерархии оказываются атеисты, которые в ответах на поставленные в анкете вопросы проявляют наиболее высокий уровень правового нигилизма.

В ответе на вопрос «Наши дети будут жить лучше нас» были показаны следующие результаты:

Мусульмане - 89 %, православные - 76 %, иудеи - 82 %, атеисты - 43 %.

Математически подтверждено, что существует устойчивая связь между отсутствием веры (когда человек рефлексирует и оценивает себя как неверующего в Бога, и как не принадлежащего себя ни к одной из религий или религиозных течений) и отношением к праву. Для людей, которые позиционируют себя как атеисты, характерна нигилистическая жизненная стратегия (неверие в позитивные изменения), и в их ответах наиболее явственно прослеживаются элементы правового нигилизма как неверия в то, что правовые нормы жизни будут совершенствоваться по мере развития общества (имеется в виду не развитие самих законов, а признание этих законов личностной ценностью каждым конкретным человеком). В отличие от всех других респондентов, мусульмане в большей степени считают, что уровень правосознания зависит от возраста и от национальной принадлежности человека. Они обосновывают это тем, что более мудрый (более взрослый человек) лучше понимает суть права и законов, меньше подвержен чужому влиянию и, следовательно, ему легче вести себя правильно, и уровень его правосознания будет выше. Именно мусульмане, в отличие от представителей других этносов, считают, что религия влияет на особенности правосознания людей. По их мнению, высказанному в анкетах, ислам во многом регламентирует поведение людей, и представителям этой веры проще, чем другим, вести себя в соответствии с нормами права и закона (главное, чтобы законы светские

не входили в противоречие с требованием веры).

На втором этапе эмпирического исследования был проведен тест-анкета, предложенный Л. А. Ясюковой (НИИКСИ СПбГУ). Эта анкета позволила оценить общую сформированность правосознания в три относительно самостоятельные сферы его функционирования: бытовую, профессионально-деловую и социально-гражданскую. Бытовое правосознание оказалось более высоким у славян и иудеев (соответственно 86 % и 73 %), они в большей степени ориентированы на применение норм права в бытовой жизни, чем у мусульман и атеистов. Профессионально-деловое правосознание у всех групп примерно одинаковое (у юристов, независимо от этноконфессиональной принадлежности, выше, чем у всех остальных). При подсчете баллов по социально-гражданской активности как компонента в развитии правосознания, выяснилось, что наиболее высокий уровень характерен для мусульман (более 80 % от общей выборки, независимо от возраста), далее идут иудеи (более 65 % от общей выборки), затем православные и далее атеисты.

На третьем этапе была использована целая батарея тестов:

- опросник «Индекс жизненного стиля», разработанный Р. Плутчиком с соавторами, адаптированный и рестандартизированный Л. Р. Гребенниковым;

- опросник способов совладания (адаптация методики WCQ);

- «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева (СЖО);

- методика «Ценностные регуляторы организационного поведения» Т. С. Кабаченко (ЦРОП);

- методика «Стратегии самоутверждения личности» (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова);

- методика «Способность самоуправления» (тест ССУ) Н. М. Пейсахова.

Анализ результатов выявил следующее. Были выявлены наиболее проявляющиеся копинги у лиц с высоким уровнем развития правосознания по уровню смысловой насыщенности. Были получены следующие результаты:

- конфронтативный копинг, который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает опре-

деленную степень враждебности и готовности к риску, больше всего был выявлен у студентов-мусульман;

- самоконтроль, или усилия по регулированию своих чувств и действий, в большей степени характерен для иудеев и православных;

- у атеистов стратегия самоутверждения проявляется в конфронтационной установке по отношению к группе, в поиске сильного лидера, стремлении позиционировать альтернативные оценки и позиции. У представителей данной группы доминирует механизм отрицания. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеют низкие значения. Для них характерна выраженная тенденция самоподавления. И это находит определенную обратную зависимость относительно уровня развития правосознания. Высокие баллы по данной стратегии коррелируют с низким уровнем развития правосознания.

При сравнении результатов разных этнокон-фессиональных групп по отдельным шкалам методики СЖО распределение получилось следующим:

1. Цели (0-42): и > п > м > а. Из полученного распределения видно, что меньше всего задумываются о целях и перспективах на будущее, а больше живут сегодняшним или вчерашним днем мусульмане и атеисты. Наивысший показатель по этой шкале в группе иудеев, что может говорить о том, что они тщательнее структурируют, продумывают свои перспективы на будущее и более осмысленно планируют «завтрашний день».

2. Процесс (0-42): п > м > и > а. Наименьший показатель в группе атеистов, но все группы имеют близкие показатели. Результаты по этой шкале показывают, что православные в наибольшей степени воспринимают процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результат (0-35): п > а > и > м. Баллы по этой шкале показывают оценку пройденного отрезка жизненного пути, его продуктивность и осмысленность. Более высокие баллы по этой шкале выявлены в группах атеистов и православных христиан. Можно предположить, что эти группы больше других удовлетворены предыдущим периодом своей жизни.

4. Локус контроля - Я (0-28): п > и > м > а. Больше всего удовлетворена своей способностью построить жизнь в соответствии со своими желаниями, целями и представлениями о ее смысле группа православных. Самый низкий показатель в группе атеистов, что очевидно соответствует представлению их о себе, как о личностях, не имеющих достаточную возможность и свободу для того, чтобы творить свою жизнь так, как они хотят и считают нужным.

5. Локус контроля - жизнь (0-42): м > и > п > а. Данная шкала характеризует убеждение, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Самый низкий показатель по выборке в группе атеистов может свидетельствовать о фатализме и мнении о бессмысленности что-либо загадывать на будущее у данной группы респондентов.

Все три основные конфессии показали примерно одинаковые показатели по общей осмысленности жизни. Группа атеистов по трем шкалам получила наименьшее количество баллов, что может свидетельствовать о некоторой неудовлетворенности по сравнению с другими группами, прожитым и настоящим участками жизни, и как результат - отсутствием особых планов на будущее.

Проведенный сопоставительный анализ показал, что существует определенная зависимость между уровнем развития правосознания и результатами СЖО. У респондентов с высоким уровнем развития правосознания преобладают высокие баллы по шкалам «локус контроля - Я» и «цели в жизни».

Интересные данные были получены в процессе исследования ценностей. По этноконфес-сиональной принадлежности наиболее высокие показатели были получены по следующим шкалам:

«Мусульмане» - власть, минимизация усилий, поддержка неформальной группы, собственная безопасность, карьера, материальный интерес.

«Православные» - минимизация усилий, материальный интерес, собственные принципы, «социальное лицо», новые горизонты, перспективы.

«Иудеи» - власть, собственные принципы, причастность к власти, собственная безопасность, материальный интерес, карьера.

«Атеисты» - минимизация усилий, собственные принципы, стабильность, обязательства других, карьера.

Для респондентов с высоким уровнем развития правосознания было характерно: власть, карьера, материальный интерес и перспективы профессиональной деятельности. Из полученных результатов видно, что люди с высоким уровнем развития правосознания имеют хорошие показатели по уровню развития организационных ценностей, выделяя из них в качестве приоритетных те, которые непосредственно направлены на реализацию конкретных видов деятельности.

Выявленные особенности правосознания у различных этноконфессиональных и профессиональных групп студентов позволили разработать психолого-педагогические рекомендации при проведении тренингов, повышающих уровень развития правосознания студентов.

В нашем исследовании были выявлены личностные особенности, которые характерны для разных этноконфессиональных групп. Так, для христиан характерны затруднения, связанные с самоидентификацией. Этот показатель значительно более проблемный именно в этой группе, в то время как у мусульман и иудеев этот показатель значительно более благополучный. Поэтому для развития правосознания этой этно-конфессиональной группы целесообразно использовать задания, содержательно связанные с проблемами самоидентификации.

Мусульмане, которые в силу религиозных традиций склонны к регламентированному поведению, нуждаются в большей степени, чем представители других этноконфессиональных групп, в развитии смыслообразования в ситуациях неопределенности, когда выбор надо сделать не на основе традиционных способов поведения, а именно как ценностно-смысловое решение; нуждаются в заданиях, связанных с разрешением ситуаций неопределенности.

Иудеи в нашем исследовании показали себя как люди, склонные к категорическим позициям (мое мнение, безусловно, правильное, я не хочу с вами соглашаться и т. д.), поэтому для этой группы целесообразно использовать задания в форме альтернативного позиционирования, задачи, преобразующие стимульную мотивацию

в смыслообразующую (например, соревновательную в оценочную).

Конечно, в полноценной программе по развитию правосознания целесообразно использовать различные типы заданий, но этноконфес-сиональные особенности надо учитывать и по возможности использовать принцип «адресного воздействия» с ориентацией на национальные и религиозные характеристики студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Савин В. А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. -2013. - Т. 10. - № 1. - С. 46-59.

2. Аминов И. И. Юридическая психология. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 416 с.

3. АрыстамбаеваС.А.Социально-философский анализ правосознания. Монография. -Астана, 2008. - 214 с.

4. Ахметов С. А. Правосознание и его социальные противоречия: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Алматы, 1998. - 20 с.

5. Боер В. М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1993. - 22 с.

6. ВеденкинН.А. О необходимости диагностики уровня развития правосознания личности кандидата на службу в органы внутренних дел // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. - 2011. - № 2.

7. Гулевич О. А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере// Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 5 (7).

8. Жикривецкая Ю. В. Правосознание россиян в переходный период развития общества: дисс____канд. филос. наук. - М., 2004. - 179 с.

9. Кадацких И. Ю. Особенности этнокультурного Я в структуре самосознания личности студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. - № 3. -С. 191-196.

10. Казурова О. Ю. Правовая социализация студенческой молодежи в условиях современ-

ного российского общества: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2006. - 21 с.

11. КвашаА. А. Правовые установки граждан: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2002. - 27 с.

12. Корник А. А. Формирование правосознания в трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2007. - 23 с.

13. Котова М. В. Этническое предубеждение и установка: соотношение понятий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2008. - № 8. -С. 79-80.

14. Купавская А. С. Этнокультурная компетентность как составляющая компетентности в общении // Психология общения: тренинг человечности: Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. - М., 2007. - С. 262-264.

15. Михеева И. В. Трансформация ценностно-смысловой сферы личности в условиях

современной России в контексте исследования правосознания: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2004. - 24 с.

16. Муслумов Р. Р. Особенности мотивации студентов в изучении правоведения // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2009. -№ 3. - С. 310-313.

17. Хвыля-Олинтер А. Влияние религиозного фактора на формирование правового сознания // Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение: материалы межвузовской научно-практической конференции. -Белгород, Изд-во Белгород. юрид. ин-та МВД России, 2003. - С. 33-40.

18. Kruteleva L. Ju., Abakumova I. V. Life-sense Strategies as a Motivational-Dynamic Characteristic of a Person // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 86. -pp. 35-41.

19. LeungK. Social axioms. The search for universal dimensions of general beliefs about how the world functions // J. of Cross-Cultural Psychology. - 2002. - V. 33. - pp. 286-302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.