Научная статья на тему 'Психологические компоненты правосознания как жизненной ценности: этноконфессиональный аспект проблемы'

Психологические компоненты правосознания как жизненной ценности: этноконфессиональный аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
804
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / MEANING OF LIFE STRATEGIES / VALUES / LEGAL CULTURE / SENSE OF JUSTICE / AN ETHNO-CONFESSIONAL AFFILIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарев Вадим Петрович

В статье анализируются различные подходы к определению правовой культуры и правосознания. Рассматриваются структура и функции правосознания. Отмечаются особенности правосознания современной молодежи. Подчеркивается важная роль формирования позитивных ценностных ориентаций, определяющих правовое поведение молодых людей. Отмечается, что религиозный фактор в современных российских реалиях оказывает существенное влияние на формирование правосознания молодежи. Дается ретроспективный анализ представлений о проблемах права и правосознания в научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological components of justice as the value of life: ethno-religious aspect of the problem

This article analyzes the various approaches to the definition of legal culture and legal consciousness. We consider the structure and functions of the sense of justice. Marked features of modern youth justice. Emphasizes the importance of building on positive value orientations defining the legal behavior of young people. It is noted that the religious factor in contemporary Russian reality has a significant influence on the youth justice. Provides a retrospective analysis of the problems of law and justice in the scientific literature.

Текст научной работы на тему «Психологические компоненты правосознания как жизненной ценности: этноконфессиональный аспект проблемы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ЖИЗНЕННОЙ ЦЕННОСТИ: ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Пономарев В.П.

В статье анализируются различные подходы к определению правовой культуры и правосознания. Рассматриваются структура и функции правосознания. Отмечаются особенности правосознания современной молодежи. Подчеркивается важная роль формирования позитивных ценностных ори-ентаций, определяющих правовое поведение молодых людей. Отмечается, что религиозный фактор в современных российских реалиях оказывает существенное влияние на формирование правосознания молодежи. Дается ретроспективный анализ представлений о проблемах права и правосознания в научной литературе.

Ключевые слова: смысложизненные стратегии, ценности, ценностные ориентации, правовая культура, правосознание, этноконфессиональная принадлежность.

В смысложизненных ориентациях, в жизненной позиции, в правовой культуре и правосознании людей произошли трансформации, которые породили снижение уважения к благородным целям жизни, критическое негативное отношение к общепринятым объективным ценностям, к праву. Это не могло не отразиться на становлении ценностных систем и целей жизни молодежи и повлекло за собой максималистский подход, интенсивность бескомпромиссного отрицания всеобщих нравственных ценностей и акцентирование внимания на включение в потребностно-мотивационную подсистему личности собственных ценностных ориентаций, на свободе их выбора. Результатом такого отчуждения от политических, правовых и нравственных ценностей, по мнению И.И. Аминова, становится все большее число молодых людей, которые теряют основные черты, характерологические особенности и духовно-нравственные стереотипы русского этноса, обнаруживают изъяны в правовой культуре [2].

На этом основании мы предположили, что специфика ценностно-смысловой системы молодого человека обуславливается жизненной позицией, сформированностью и содержанием социально-психологических установок и базовыми убеждениями, что, в свою очередь, определяет специфику правосознания и особенности правовой культуры молодого человека.

Правовая культура - понятие многоплановое. Так, В.В. Лазарев с понятием правовой культуры связывает определенный уровень правового

мышления и чувственного восприятия правовой действительности, уровень уважения норм права, их авторитета, состояние процессов правотворчества и реализации права, специфические формы правовой деятельности и результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданными людьми [4].

В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление [5].

А.Р. Ратинов и Г.Х. Ефремова трактуют правовую культуру как исторически сложившуюся систему осуществленных и идеальных явлений в сфере права и их отражения в сознании и поведении людей, включая в это понятие такие культурные комплексы, как правоотношения, правовое поведение, правосознание. Авторы утверждают, что правовая культура взаимодействует со всеми областями культуры и в ее специфическом содержании обязательно проявляют черты и особенности, свойственные данной культуре в поведении, в становлении жизненных ориентаций. Менее всего информированными в правовом отношении авторы называют молодых людей (Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х., 1988). Нам кажется, правильнее было бы сказать, что молодые люди менее адекватно информированы в правовом отношении, поскольку получаемая правовая информация молодыми людьми своим источником по большей части имеет средства массовой информации и неформальные источники, т. е. ближайшее социальное окружение индивида, включающее родственников и в еще большей степени друзей. Очевидно, что субъективное восприятие

и обработка правовой информации претерпевает влияние ее персонифицированного носителя. В молодежной субкультуре таковыми оказываются товарищи, с которыми группируется юноша или девушка. Неформальный источник правовой информации не всегда сам показывает высокий уровень правовой образованности, что приводит к неспособности молодых людей осознавать и в полной мере выполнять правовые обязанности.

В.А. Бачинин и В.П. Сальников, характеризуя правосознание как весьма независимое и целостное по структуре явление, выделяют в нем правовую идеологию и правовую психологию (Бачинин В.А., Сальников В.П., 2000). Под правовой идеологией подразумевается совокупность юридических идей, взглядов, которые отражают и оценивают правовую реальность, служит своеобразным социальным планом, что позволяет индивидам поступать осознанно, целесообразно для достижения определенных идеалов. Правовая психология характеризуется как оценка существующего и желательного права на эмоциональном уровне в виде стереотипов. Формируясь в ходе взаимодействия и взаимовлияния в молодежной субкультуре, правовая психология затрагивает область чувств, настроений, представлений и иллюзий молодых людей, их общностей на уровне сформированных ими групп. В любом акте поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности правоохранительных органов в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому (Васильев В.Л., 2008).

Структура правосознания может быть познана по результатам функционирования, по конечным его продуктам. Соответственно трем функциям правосознания - познавательной, оценочной и регулятивной - определяются основные функциональные компоненты правосознания. Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентации.

В настоящее время неотрегулированность правовой жизни, постоянное изменение законов, неконтролируемое производство подзаконных актов ведет к дестабилизации общества, росту преступности среди молодежи, деформирует отношение совре-

менного молодого человека к праву, общественным ценностям, что негативно влияет на развитие личности (Михайлова О.Ю., 2003).

Современный молодой человек в той ситуации развития и в том состоянии общества, которые мы имеем на сегодняшний день, постоянно пребывает в состоянии тревоги. Вопросы, какой выбрать путь личного, профессионального самоопределения, что более необходимо иметь - фундаментальную базу знаний или воспитывать в себе качества личности, игнорирующей традиции, закон, «изжившие» себя ценности, заставляют юношу или девушку пребывать в состоянии беспокойства. Известно, что человек не может жить с постоянным ощущением беспокойства, потому бессознательные механизмы психики будут вызывать психологическую защиту личности от данных факторов.

В самом общем виде ценности представляют собой жизненные и практические установки субъекта, которые выражают то, что для него наиболее важно и значимо. В психологической литературе сложились специфические подходы к определению ценности:

- ценность отождествляется с идеей, которая выступает в качестве социального или индивидуального ориентира;

- ценность как распространенное субъективное представление, имеющее человеческое измерение;

- ценность как синоним культурно-исторических стандартов;

- ценность как тип «достойного» поведения, который ассоциируется с конкретным жизненным стилем (Гуревич П.С., 2007).

Немало работ посвящается проблеме соотношения личностных ценностей и социальных норм, когда авторы акцентируют внимание на интерио-ризации социальных ценностей и норм в процессе социализации. Среди таких работ, затрагивающих социально-психологические аспекты вопроса ценностных ориентаций, следовало бы назвать работы М.И. Бобневой (1976, 1978), И.Б. Котовой (1999), Е.Л. Шиянова (1997), Е.Н. Пенькова (1972), В.Ф. Чесноковой (1975) и др.

В юношеском возрасте, по мнению И.Б. Котовой, расширяется социальная среда, которая воздействует на молодого человека, развивается стремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. А значит, формируются ценностные ориентации, которые будут направлять поведение молодого человека (Котова И.Б., 1999). Молодежь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры,

а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Молодежь характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон жизнедеятельности общества, подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. В период юности, молодости решаются такие сложные проблемы, как проблемы личностного становления, самореализации, формируются смысложизненные цели, особенности взаимодействия с обществом.

Правосознание - это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.

Актуальность выбранной темы «Этнокультурные особенности студентов с различным уровнем правосознания» обуславливают изменения политической, экономической и культурной жизни страны за последние два десятилетия. В настоящее время существует большое количество вопросов, требующих решения на современном этапе формирования правового сознания. Одной из главных причин является малый процент правовой грамотности у граждан, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, недостаточно развитая идеология правового государства, что влечет за собой отрицание правовых принципов. В связи с этим современная высшая школа должна быть направлена на воспитание правовой личности студента средствами укоренения в сознании твердых правовых убеждений, ценностных ориентаций, принятия эталонов правомерного поведения, основанных на детализации и глубине правовых знаний и представлений.

Правовое воспитание являлось во все времена важнейшим пунктом формирования правосознания. Наибольшее воздействие оно оказывает только в том случае, если соединено с действительной, а не фиктивной государственной линией. Следовательно, государственная пропаганда использует в агитационных целях факты из реальной жизни, показывающие их соответствие с государственной линией демонстрируя тем самым эффективность правового воспитания, а сами граждане имеют возможность реально убедиться в правдивости такой пропаганды и соответствии фактов действительности. Если же правовое воспитание (пропаганда) убеждает народ в одном, а на практике представители государства осуществляют совершенно иной

подход к гражданам, то такое противопоставление не может не приводить к разочарованию в праве и государстве, что ведет только к усугублению правового нигилизма.

Этнокультурные особенности российского народа, объединяющего около двухсот этносов, каждый из которых уникальный, на уровне подсознания впитавший в себя многовековой опыт, в большинстве случаев определяет мировоззрение и уровень правосознание всего населения современной России. Наравне с этим современное российское правосознание не развито, размыто и противоречиво, несет на себе отголоски прежних представлений. Характерные особенности современного российского правосознания сформировались в результате воздействия на общество в течение последних ста лет основных факторов коммунизма и реалий постсоветского периода.

Молодежное правосознание как разновидность группового правосознания представляет собой совокупность черт общего правосознания, присущих молодежи как социально-демографической группе. Оно не является совокупностью правовых воззрений молодых людей, а выступает как качественно иное духовное образование. Формирование правосознания молодежи немыслимо без норм и регламентаций, общего представления о долге, чести и совести, без опоры на моральные, религиозные и эстетические регуляторы.

Этнические особенности правосознания молодежи в современной России выражаются в государственно-правовом нигилизме, преобладающем во всех слоях российского общества, отсутствии национального единства, национальной гордости и стремления отстаивать собственные права. Национальные черты, столь впечатляющие, а порой и озадачивающие, иногда идут вразрез с действующим законодательством, что не может не отразиться на формировании правосознания молодежи .

Огромной проблемой формирования правосознания является то, что на активный процесс формирования новой правовой идеологии пытаются оказать влияние религиозные организации и отдельные деятели.

Очевидно, что религиозный фактор оказывает не только опосредованное, но и непосредственное влияние и на социальные установки, т. к. под воздействием этих установок формируются фундаментальные духовные основы общества. К сожалению, довольно долгое время религиозный фактор игнорировался в советский период, это привело к тому, что общественное правосознание современной России оказалось во многом беззащитным перед крайними, экстремистскими формами религиозного правосознания, угрожающими общественному по-

рядку и государственной целостности. Результатом этих процессов стали участившиеся в последнее время факты правонарушений у молодых людей на религиозно-этнической почве. Поэтому необходимо принятие законодательного акта, ограничивающего психологическое воздействия на молодежь религиозных экстремистских организаций и отдельных деятелей.

Степень научной разработанности проблемы. В науке разработаны на достаточно высоком уровне важные аспекты анализа правосознания: взаимосвязь правового сознания и общественного бытия; соотношение гносеологического и социального анализа сущности и структуры правосознания; связь правосознания с иными формами общественного сознания; феномен правового воспитания и т.д. Тем не менее, остается множество невыясненных вопросов, анализ которых актуализируется современной ситуацией.

Известно, что исследование правосознания в современных российских условиях принципиально отличается от многих установок советской науки. Так, в современных условиях наука постепенно преодолевает идеологические границы, мешавшие объективному анализу, как в советское время, так и в постсоветской России.

Проблемы права и правосознания интересовали уже античных авторов. В частности, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в труде «Политика» изучал государство, формы правления, проблемы социальной стратификации и среднего класса, важные для исследования правосознания.

В новое время большой вклад в анализ правосознания внес основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804), который рассмотрел право в его тесной связи с моралью. Много внимания праву уделено в системе объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В работе «Философия права» он фактически разграничил позитивное и естественное право, считая, что источником правосознания является внутренне присущий человеку «масштаб правого».

Особый вклад в разработку теории правосознания внесли П.И. Новгородцев (1866-1924) и И.А. Ильин (1883-1954). В частности, П.И. Новгородцев исследовал развитие зарубежной правовой традиции, обосновывал этическую природу права. Его ученик И.А. Ильин разработал важные аспекты теории правосознания, но с идеалистической точки зрения, что целесообразно учитывать при использовании выводов И.А. Ильина.

Б.Н. Чичерин (1828-1904) разрабатывал либеральную теорию права и на ее основе выводил концепцию прав личности. Б.А. Кистяковский (1868-1920)

критиковал русскую интеллигенцию за неразвитость ее правовых представлений, отсталость в этом отношении от Запада и невыполнение ею своей социальной роли. E.H. Трубецкой (1863-1920) придерживался религиозных взглядов, испытывая влияние со стороны основателей русской религиозной философии. Основатель психологической теории права Л.И. Петражицкий (1867-1931) занимался изучением его психологических аспектов.

В советской науке правосознание исследовалось в контексте материалистического анализа соотношения общественного сознания и общественного бытия. Здесь можно назвать немало авторов. Г.М. Гак, В.И. Толстых, А.К. Уледов, И.Е. Фарбер исследовали правосознание как форму общественного сознания. Общим вопросам развития правосознания посвящены работы К.Т. Вельского. Формированию правосознания несовершеннолетних посвящено исследование T.M. Голубевой. В работах A.C. Гречина,

B.А. Щегорцова проводится социологический анализ данной проблематики. Следует в этом списке назвать Д.А. Керимова и И.Ф. Рябко (правосознание и правовое воспитание), Е.А. Лукашеву (основательная работа, посвященная социалистическому правосознанию и законности), Д.А. Потопейко (правосознание как особое общественное явление), В.А. Чефранова (философское рассмотрение правосознания как социального отражения) и др.

В настоящее время правовое сознание исследуется в работах Т.А. Баширова, В.И. Бегинина (общественное правосознание и государственность), Н.Н. Вопленко, A.C. Гречина, В.П. Малахова (феноменологический подход), О.Н. Мигущенко (осмысление изменений правосознания в переходном обществе), Е.В. Осиповой (девиация правосознания в современной России), А.П. Плешакова (социальная государственность и общественное правосознание) и др.

К современным авторам, исследовавшим правосознание и связанные с ним явления, относятся:

C.Л. Арутюнян, P.C. Байниязов, Э.В. Кузнецов и игумен Вениамин (Новик) (кризис современного правосознания), А.Н. Окара, Е.А. Певцова (проблемы формирования правового сознания), В.В. Сорокин, Д. Сочнев, В.А. Суслов, Ж.Т. Тощенко, М.В. Шугуров, Н.М. Юрашевич (проблемы эволюции правосознания) и др.

Изучению общетеоретических проблем правосознания посвящены диссертации Г.Р. Ишкильдина (правосознание молодежи в современных условиях), В.Е. Пшидаток (трансформация правосознания), В.В. Сафронова (правосознание гражданина) и др.

Однако этноконфессиональный аспект этой проблемы практически не исследован. Именно это направление определило перспективы нашей дальнейшей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И.В., Крутелева Л.Ю. Психологические особенности взаимосвязи направленности личности и смысложизненных стратегий студентов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы Х11 симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Волковой. - М.: Изд-во ПИ РАО, 2007. - 247 с.

2. Аминов И.И. Юридическая психология. - М.: Изд-во ЮНИТИ, 2007. - 416 с.

3. Вартанова И.И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // Мир психологии. - 2008. - № 3. - С. 131-142.

4. Перелыгина И.В. Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2008. - 22 с.

5. Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория права. - Нижний Новгород: Изд-во НВШ МВД России, 1993. - С. 550.

6. Сандул Я.В. Развитие правового сознания студенческой молодежи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. философ. наук. -М., 2011. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.