Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ НА МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ)'

ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ НА МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / ИНТЕГРАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черкесова Лариса Ивановна

В настоящей статье с правовой точки зрения анализируется появления и дальнейшее развитие понятия интеграция, а также роль энергетики в международных интеграционных процессах. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что результатом международной интеграции являются не только международные структуры, обладающие наднациональными институтами, но и более простые и понятные формы интеграции, такие как преференциальные торговые соглашения, зоны свободной торговли и т.п., способные достигать определенных интеграционных результатов не хуже, а иногда и лучше, чем международные союзы. Международное сотрудничество в сфере энергетики достаточно часто является одним из ключевых факторов, на котором основываются интеграционные процессы между государствами, выходящие в дальнейшем далеко за рамки энергетического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ENERGY ON GLOBAL INTEGRATION PROCESSES (LEGAL COMPONENT)

This article analyzes from a legal point of view the emergence and further development of the concept of integration, as well as the role of energy in international integration processes. Based on the conducted research, the author concludes that the result of international integration is not only international structures with supranational institutions, but also simpler and more understandable forms of integration, such as preferential trade agreements, free trade zones, etc., capable of achieving certain integration results no worse, and sometimes better, than international unions. International cooperation in the field of energy is quite often one of the key factors on which integration processes between states are based, going far beyond energy cooperation in the future.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ НА МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_106 УДК 346.7

ВЛИЯНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ НА МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

(ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЩАЯ) THE IMPACT OF ENERGY ON GLOBAL INTEGRATION PROCESSES

(LEGAL COMPONENT)

ЧЕРКЕСОВА Лариса Ивановна,

кандидат юридических наук, Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: l5060412@mail.ru;

CHERKESOVA Larisa Ivanovna,

Candidate of Law, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (IGP RAS). 119019, Russia, Moscow, Znamenka str., 10. E-mail: l5060412@mail.ru

Краткая аннотация: В настоящей статье с правовой точки зрения анализируется появления и дальнейшее развитие понятия интеграция, а также роль энергетики в международных интеграционных процессах. На основе проведенного исследования автор делает вывод, что результатом международной интеграции являются не только международные структуры, обладающие наднациональными институтами, но и более простые и понятные формы интеграции, такие как преференциальные торговые соглашения, зоны свободной торговли и т.п., способные достигать определенных интеграционных результатов не хуже, а иногда и лучше, чем международные союзы. Международное сотрудничество в сфере энергетики достаточно часто является одним из ключевых факторов, на котором основываются интеграционные процессы между государствами, выходящие в дальнейшем далеко за рамки энергетического сотрудничества.

Abstract: This article analyzes from a legal point of view the emergence and further development of the concept of integration, as well as the role of energy in international integration processes. Based on the conducted research, the author concludes that the result of international integration is not only international structures with supranational institutions, but also simpler and more understandable forms of integration, such as preferential trade agreements, free trade zones, etc., capable of achieving certain integration results no worse, and sometimes better, than international unions. International cooperation in the field of energy is quite often one of the key factors on which integration processes between states are based, going far beyond energy cooperation in the future.

Ключевые слова: международное сотрудничество, интеграция, энергетика, интеграционное сотрудничество.

Keywords: international cooperation, integration, energy, integration cooperation.

Дата направления статьи в редакцию: 30.10.2021

Дата публикации: 31.03.2022

В современном мире вопросы конвергенции и универсализации правовых систем решаются путем последовательного применения разных способов: унификации, модельного нормотворчества, гармонизации. Некоторые ученые выделяют также метод интеграции, под которым понимают способ и средство, направленные на решение вопросов по сближению правовых систем государств [1, с. 124].

В отличие от других способов государственной конвергенции (гармонизации, правовой унификации, модельного нормотворчества) интеграция, с позиции международного права представляется им более высокой ступенью взаимодействия между государствами, поскольку они вынуждены делегировать определенную часть своего суверенитета различным наднациональным образованиям.

Все известные методы правовой конвергенции осуществляются посредством нормотворческих процессов, результатом которых является появление новых юридических норм. Основное отличие между ними в степени конкретизации этих норм. Так, в процессе гармонизации появляются схожие правовые нормы, при унификации нормы становятся единообразными, а в процессе интеграции создаются единые юридически обязывающие нормы [1, с. 125].

Термин «интеграция» появился относительно недавно. По мнению ряда ученых, впервые этот термин в контексте международных отношений применен в Законе США 1948 года, посвященном плану Маршалла, основная цель которого - «интеграция Европы» [2, с. 26]. При этом отметим, что речь идет именно об использовании термина «интеграция», в то время как о «Соединенных Штатах Европы» говорили и Гюго [3], и Бакунин [4, с. 11], и Ленин [5].

В настоящее время термин интеграция также активно используется в политологии, где под одноименным процессом понимают усиление взаимовыгодного сотрудничества путем сближения нескольких политических сообществ [6, с. 18].

Существенная роль в изучении правовых аспектов экономической интеграции в советское время принадлежит Г. М. Вельяминову, защитившему в 1981 году докторскую диссертацию на тему «Правовое регулирование социалистической экономической интеграции» [7]. Ученный, в частности отмечал, что в той или иной мере все страны учувствуют в историческом процессе интеграции, однако по форме, методам и степени интеграции оно далеко не одинаково [8, с. 22].

Академик Б. Н. Топорнин отмечал, что в настоящее время интеграция, и особенно экономическая интеграция представляет собой «веление времени» и «вновь открытым законом истории». При этом ученый отмечал, что интеграция противопоставляется международному сотрудничеству, так как выходит за его пределы, в результате чего образуется новая структура, которая наделена не национальными, а надгосудар-ственными свойствами [9].

В настоящее время интеграция уже вышла за рамки экономических отношений и получила предметную универсальность. Важной составляющей интеграции является согласование национальных интересов на пути создания единого экономического пространства, а также образование для этого разных межгосударственных организаций.

По этой причине интеграция рассматриваются некоторыми учеными как процесс, который направляется государствами и имеет целью

создать некоторую территорию, на которой действуют общие правовые нормы, а также специальную структуру, предназначенную для управления процессом интеграции на данной территории [2, с. 26].

Таким образом, с точки зрения международного права, интеграция может рассматриваться и как процесс, и как состояние, целью которого является замещение международных отношений наднациональными структурами. При этом, по мнению венгерского экономиста Б. Ба-лашша необходимо разделять интеграцию и сотрудничество. Международное сотрудничество способствует уменьшение дискриминации, в то время как интеграция полностью исключает многие формы дискриминации. Так, международные соглашения по торговой политике автор относит к области международного сотрудничества, в то время как устранение торговых барьеров считает актом экономической интеграции. Ученый выделяет шесть этапов международной экономической интеграции: преференциальные торговые соглашения; зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок (commonmarket); экономический союз; полная экономическая интеграция [17, с.174].

Опыт международного сотрудничества свидетельствует, что при осуществлении интеграции по некоторым направлениям наиболее успешным является наделение определенных интеграционных структур специальными надгосударственными полномочиями. По справедливому замечанию Ю.А. Тихомирова, такие межгосударственные конструкции представляют собой наиболее высокую форму интеграции [19, с. 103].

Безусловно, положение и сферу деятельности основных участников интеграции определяет право, которое в случае необходимости может ограничить их полномочия, а также осуществляет функцию регулятора между участниками интеграционного процесса, при этом отличительной чертой правовой интеграции является осуществление правового регулирования сразу на двух уровнях: международного права (или как сегодня принято называть - наднационального) и национального законодательства стран участников интеграции [10, с. 176].

Несмотря на то, что право способствует развитию интеграционных процессов и снижает негативные риски, появляющиеся в процессе сближения стран, само право не создает интеграции [11, с. 45], право лишь упорядочивает общественные отношения, регулирует их.

Необходимо отметить, что ряд ученых включает унификацию и гармонизацию законодательства в качестве составляющих в процесс экономической интеграции государств [12].

По мнению Ю. А. Тихомирова гармонизация законодательства является одной из целей интеграции государств. Ученый, приводя в качестве примера страны Бенилюкса, где унификация права активно способствует экономической интеграции [13, с. 102], рассматривает четыре направления согласованного правового развития государств, сопутствующих экономической интеграции: сближение законодательства, его гармонизация, принятие модельных законов и унификация, как заключительный, наиболее полный этап правового взаимодействия, когда государства создают единообразные и общеобязательные нормы и правила [13, с. 75],.

Аналогичная позиция прослеживается и в нормативных актах, закрепляющих создание интеграционных союзов. Так, в Договоре между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года речь идет и о гармонизации законодательства (ст. 2), и о модельных актах (ст. 22) [14].

Важная роль в создании общего правового пространства, необходимого для более плотного взаимодействия участников интеграционных процессов, отводится унификации законодательства [15, с. 63].

Создание единой правовой системы интеграционного объединения осуществляется при помощи унификации права, которая, по мнению ученых лежит в основе международной экономической интеграции и является одним из основных ее средств [16, с. 54].

Существует точка зрения, что для правового проведения международной интеграции используется три варианта законодательного интегрирования - это международный договор, модельное законодательство и метод прямой унификации, в результате появляется унифицированный правовой акт, имеющий все черты наднационального характера [18, с. 16].

В иностранной литературе появился термин коммуникативное право, под которым понимается правовая система, основанная на непосредственном применении и превалирующая над национальным законодательством. Причем ученые различают коммуникативное и интеграционное право. Интеграционное право является совокупностью норм и правил, регулирующих и обеспечивающих интеграционные процессы, а коммуникативное право появляется как результат развития интеграционного права, когда у него появляются черты наднациональности [11, с. 49].

Таким образом, и в отечественной, и в зарубежной научной литературе преобладает точка зрения, что одним из возможных результатов международной, и первую очередь, экономической интеграции, является возникновение какой-либо надгосударственной структуры. Однако для достижения определенных интеграционных результатов порой может быть достаточно, и даже целесообразнее, использовать более простые и понятные формы интеграции: преференциальные торговые соглашения, зоны свободной торговли и т.п., причем и в первом, и во втором случае речь идет именно об интеграционных процессах.

Необходимо отметить, что именно энергетика является тем фактором, который во многом способен, а как показывает история и инициирует глобальные интеграционные процессы, развивающие в дальнейшем в полномасштабную экономическую и политическую интеграцию, выходящую далеко за ее (энергетики) границы.

Так, одной из важнейших ступеней к созданию Европейского Союза было подписание в 1951 г. Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (далее - ЕОУС). ЕОУС, в которую на момент образования вошли Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, представляет собой, пожалуй, первую международную организацию, основанную на принципах наднациональной интеграции [20]. В 1973 к ЕОУС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году - Греция, в 1986 - Испания и Португалия, в 1995 - Австрия, Швеция и Финляндия. Таким образом, данное объединение контролировало практически 100% добычи угля и более 90% выплавки стали на территории Западной Европы.

Основной инициатор создания ЕОУС - министр иностранных дел Франции Роберт Шуман, который в своем выступлении 9 мая 1950 го-

да предложил передать производство угля и стали во Франции и Германии под контроль общего высшего органа международной организации с целью недопущения в будущем войн между ее участниками, а главное - войны между Францией и Германией. Сама организация должна была быть открытой для участия других стран Европы [21].

Впервые в истории в рамках ЕОУС были созданы надгосударственные институты, которым страны участники делегировали часть своего университета: Высший руководящий орган, Совет министров, Ассамблея. И, несмотря на то, что ЕОУС фактически перестало существовать 23 июня 2002 года в связи с истечением срока договора (50 лет) и дальнейшей неактуальностью, по причине развития Европейского Союза (далее - ЕС), этой организации принадлежит одна из ведущих ролей в создании ЕС.

Еще одним важным шагом на пути создания ЕС было подписание в 1957 году Римских соглашений, учреждающих не только Европейское экономическое сообщество (далее - ЕЭС), но и Европейское сообщество по атомной энергии (далее - Евратом) [22].

Необходимо отметить, что созданию ЕЭС и Евратом способствовали успехи ЕОУС, а также неудачи по созданию Европейского оборонного сообщества, в результате чего основными принципами интеграции в Западной Европе стали: «от экономики к политике» и «от отдельных отраслей к общей финансово-экономической сфере».

В дальнейшем Брюссельским договором 1965 года были созданы единая комиссия и единый совет для обслуживания ЕОУС, ЕЭС и Евратом, а Амстердамским договором 1997 года в рамках реформирования институтов ЕС был отменен и Брюссельский договор [23].

Не последнюю роль играет энергетика в других межгосударственных союзах. Так одним из существенных моментов североамериканской интеграции стало существенное удешевление импорта мексиканской и канадской нефти для США после подписания в 1992 году Североамериканского соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (далее - НАФТА) [24, с. 78], при этом, несмотря на то, что инвестиции в энергетику Мексики не подпадают под нормы этого соглашения [25, с. 232] по мнению некоторых авторов именно мексиканская нефть стала весовым аргументом для включения этой страны в НАФТА [26, с. 2]. Необходимо также отметить, что, первоначально между странами речь шла о создании энергетического союза [27, с. 61].

Пришедшее на смену НАФТА в 2018 году торговое соглашение USMCA, согласно информации, опубликованной на сайте Торгового представительства США, обеспечивает предсказуемую основу Соединенным Штатам, Мексике и Канаде для дальнейшего расширения торговли энергоносителями, повышает конкурентоспособность Северной Америки и способствует снижению зависимости от импорта энергоносителей за счет: торговли энергоносителями по нулевому тарифу; обеспечения американским инвесторам, поставщикам услуг и другим компаниям преимущества исторических энергетических реформ Мексики в 2013 году; облегчения перемещения углеводородов по трубопроводу; ввода сертификационных требований к нефти и газу; упрощения процесса регулирования экспорта СПГ из США в Мексику и Канаду [28].

Одним из ключевых факторов интеграции энергетика является и на южноамериканском континенте. Энергетика в последнее время приобретает важнейшую роль в развитии интеграционных связей Южноамериканского общего рынка (далее - МЕРКОСУР). Данная организация была создана в 1991 году и на настоящий момент в нее входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла [29]. Важной составляющей энергетика является и в деятельности Андского сообщества наций - регионального социально-экономического содружества стран Латинской Америки, образованного в 1969 году, членами которого являются Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу [30].

В 2004 году был создан Союз южноамериканских наций (далее - иЫАвиК). который представляет собой региональную политико- экономическую организацию государств Южной Америки, объединяющую государства-члены МЕРКОСУР и Андского сообщества наций, а также Чили, Гайану и Суринам [31]. Большинство стран-членов МЕРКОСУР являются импортерами нефти, в то время как большинство участников Андского сообщества наций - нефтяные экспортеры. Одной из целей создания UNASUR являлось углубление взаимодействия в энергетической сфере, особенно в нефтяной и газовой промышленности. Важную роль в развитии экономических отношений между МЕРКОСУР и Андским сообществом наций сыграла Венесуэла, стремящаяся с помощью нефтяного сотрудничества исправить дисбаланс в торговле между двумя блоками [25, с. 19].

В настоящее время большинство стран вышли из иЫАвиК но, как представляется, идея создания единого энергетического союза на территории Южной Америки не потеряла своей актуальности и еще получит свое развитие.

На настоящий момент одним из крупнейших совместных энергетических проектов на территории Южной Америки является создание энергетического кольца, одной из важнейших задач которого является строительство газопровода для транспортировки газа из Перу в другие страны Южной Америки [32].

Есть все основания предполагать, что будет усиливаться роль энергетического сектора в современной системе хозяйственных связей Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также увеличиться влияние топливно-энергетического комплекса этой организации на все страны Юго-восточной Азии [33, с. 153].

В настоящее время отсутствуют полноценные исследования роли энергетической составляющей таких недавно образованных международных образований, как Транстихоокеанское партнерство и Всестороннее региональное экономическое партнерство, но на наш взгляд — это только вопрос времени.

Исходя из анализа мировой практики, можно сделать вывод о том, что сотрудничество именно в области энергетики как правило, является одним из ключевых факторов, на котором основываются интеграционные процессы между государствами.

Необходимо отметить, что именно энергетика, это фактор, который во многом способен, и как показывает история - инициирует глобальные интеграционные процессы, развивающие в дальнейшем в полномасштабную экономическую и политическую интеграцию.

Библиогра фия:

1. Безбородов Ю. С. Интеграция как международно-правовой метод правовой конвергенции // LexRussica (Русский закон). 2017. № 12 (133). С. 124-1S2. DOI: 10.1780S/1729-5920.2017.1SS. 12.124-1S2.

2. Рыжов В.Б. Mеждународно-правовые модели региональных интеграционных объединений (на примере Европейского Союза, MEРKOСУР и ЕврАзЭС) :дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. M., 2007. 231 с.

S. В. Гюго. Вместо вопроса о мире - вопрос о войне. Участникам Женевского конгресса мира. Париж. 04.09.1984.

URLhttps://www.litmir.me/br/?b=20S844&p=1S5 (дата обращения 28.09.2021).

4. Бакунин M. А. Речи на конгрессах Лиги Mира и Свободы. Берлин. Г. Штейниц. 1904. 54 с.

5. Ленин В. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы. Военная программа пролетарской революции. О карикатуре на марксизм и об «Империалистическом экономизме» / В. И. Ленин. О брошюре Юниуса. M. Политиздат. 1971. 101 с.

6. Барановский В. Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. M. Наука. 1983. 264 с.

7. Вельяминов Г. M. Правовое регулирование социалистической экономической интеграции: дисс. ... док. юрид. наук. 12.00.10. M. 1980. 424 с.

8. Вельяминов Г. M. Социалистическая интеграция и международное право. M. Mеждународные. отношения. 1982. 270 с.

9. Топорнин Б. Н. Европейское право. Учебник / Ин-т гос-ва и права РАН. M. Юристъ. 1998. 454 с.

10. Курбанов Р. А. Правовая интеграция // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 2. С. 176 - 179.

11. Рафалюк Е. Е. Mеждународная интеграция: методологические проблемы исследования // Журнал российского права. 2014. № 3(207) С. 42-52. DOI: 0.127S7/2579.

12. Доронина Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях экономической интеграции государств // Право и экономика. 1997. № 17-18. С. 84-92 1S. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. M. Издательство НOРMA. 1996. 4S2 с.

14. Договор между Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях ^осква, 19 марта 1996 года) // Ведомственное приложение к Российской газете. 02.04.1996.

15. Ипатов В. Д. Унификация законодательств в рамках интеграционных процессов: проблемы и решения // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2014. № 16. С. 63-68.

16. Доронина Н. Г. Унификация и гармонизация права в условиях международной интеграции // Журнал российского права. 1998. № 6. С. 53-67.

17. Balassa Bela. The theory of economic integration. 1961. Homewood, Ill.: R. D. Irwin.S28 p. URL: https://archive.org/details/theoryofeconomic0000bala

18. Богатырев А. Г., Долинская В. В. Mеждународная интеграция // Законы России. 2013. № 1. С.13-21.

19. Тихомиров Ю.А. Mеждународно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 101 -110.

20. Treaty establishing the European Coal and Steel Community. Paris. 18.04.1951 https://www.cvce.eu/obj/treaty_establishing_the_european_ coal_and_steel_community_paris_18_april_1951 -en-11a21S05-941e-49d7-a171-ed5be548cd58.html (дата обращения 29.09.2021)

21. The Schuman Declaration. 09.05.1950. url https://europa.eu/european-union/about-eu/symbols/europe-day/schuman-declaration_en (дата обращения

29.09.2021)

22. Treaty establishing the European Atomic Energy Community URL https://europa.eu/european-union/law/treaties_en 2S. EU treaties URL https://europa.eu/european-union/law/treaties_en

24. Яковлев П.П. От НАФТА к ЮСMKA: реформа североамериканской интеграции // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №1. С. 75-81

25. Костюхиа Г. M. Североамериканская интеграция: 20 лет спустя // Вестник MГИMO Университета. 2015. № 2 (41). С. 231 -241

26. Голев Н. Б. Нефтяной фактор во внешней политике стран Латинской Америки на рубеже XX - XXI вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук. 07.00.03 / Рос. ун-т дружбы народов (РУДН). M. 2006. 26 с.

27. Безбородов Ю. С. Интеграционные и метаинтеграционные процессы в американском регионе: особенности реализации // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 1 (109). С. 58-64.

28. The UNATED STATES-MEXICO-CANADA agreement fact sheet. URLhttps://ustr.gov/sites/default/files/files/Press/fs/USMCA/USMCA-Energy.pdf (дата обращения 29.09.2021)

29. Официальный сайт MEРKOСУР URLhttps://www.mercosur.int/ (дата обращения 29.09.2021)

50. Официальный сайт Андского сообществаURL http://www.comunidadandina.org/ (дата обращения 29.09.2021)

51. South America nations found union URL http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/7417896.stm (дата обращения 29.09.2021)

52. Энергетическое кольцо. 21.06.2005. URLhttps://neftegaz.ru/news/finance/299526-energeticheskoe-koltso/ (дата обращения 29.09.2021)

SS. Кузнецов Е. А. Роль энергоносителей в современной системе мирохозяйственных связей Ассоциации Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Дис. ... кандидата экономических наук. 08.00.14/ M^. Институт стран Азии и Африки. M. 2014. 2012 с.

References (transliterated):

1. Bezborodov YU. S. Integraciya kak mezhdunarodno-pravovoj metod pravovoj konvergencii // LexRussica (Russkij zakon). 2017. № 12 (133). S. 124-1S2. DOI : 10.1780S/1729-5920.2017.1 SS. 12.124-1S2.

2. Ryzhov V.B. Mezhdunarodno-pravovye modeli regional'nyh integracionnyh ob"edinenij (na pri-mere Evropejskogo Soyuza, MERKOSUR i EvrAzES) :dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.10. M., 2007. 2S1 s.

S. V. Gyugo. Vmesto voprosa o mire - vopros o vojne. Uchastnikam ZHenevskogo kongressa mira. Parizh. 04.09.1984.

URLhttps://www.litmir.me/br/?b=20S844&p=1S5 (data obrashcheniya 28.09.2021).

4. Bakunin M. A. Rechi na kongressah Ligi Mira i Svobody. Berlin. G. SHtejnic. 1904. 54 s.

5. Lenin V. I. O lozunge Soedinennyh SHtatov Evropy. Voennaya programma proletarskoj revolyucii. O karikature na marksizm i ob «Imperiali-sticheskom ekonomizme» / V. I. Lenin. O broshyure YUniusa. M. Politizdat. 1971. 101 s.

6. Baranovskij V. G. Politicheskaya integraciya v Zapadnoj Evrope. Nekotorye voprosy teorii i praktiki. M. Nauka. 198S. 264 s.

7. Vel'yaminov G. M. Pravovoe regulirovanie socialisticheskoj ekonomicheskoj integracii: diss. ... dok. yurid. nauk. 12.00.10. M. 1980. 424 s.

8. Vel'yaminov G. M. Socialisticheskaya integraciya i mezhdunarodnoe pravo. M. Mezhdunarodnye. otnosheniya. 1982. 270 s.

9. Topornin B. N. Evropejskoe pravo. Uchebnik / In-t gos-va i prava RAN. M. YUrist". 1998. 454 s.

10. Kurbanov R. A. Pravovaya integraciya // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2015. № 2. S. 176 - 179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Rafalyuk E. E. Mezhdunarodnaya integraciya: metodologicheskie problemy issledovaniya // ZHurnal rossijskogo prava. 2014. № 3(2 07) S. 42-52. DOI: 0.127S7/2579.

12. Doronina N. G. Unifikaciya i garmonizaciya prava v usloviyah ekonomicheskoj integracii gosudarstv // Pravo i ekonomika. 1997. № 17-18. S. 84-92 1S. Tihomirov YU. A. Kurs sravnitel'nogo pravovedeniya. M. Izdatel'stvo NORMA. 1996. 4S2 s.

14. Dogovor mezhdu Respublikoj Belorussiya, Respublikoj Kazahstan, Kirgizskoj Respublikoj i Rossijskoj Federaciej ob uglublenii integracii v ekonomicheskoj i gumanitarnoj oblastyah (Moskva, 19 marta 1996 goda) // Vedomstvennoe prilozhenie k Rossijskoj gazete. 02.04.1996.

15. Ipatov V. D. Unifikaciya zakonodatel'stv v ramkah integracionnyh processov: problemy i resheniya // Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika. 2014. № 16. S. 63-68.

16. Doronina N. G. Unifikaciya i garmonizaciya prava v usloviyah mezhdunarodnoj integracii // ZHurnal rossijskogo prava. 1998. № 6. S. 5S-67.

17. Balassa Bela. The theory of economic integration. 1961. Homewood, Ill.: R. D. Irwin.S28 p. URL: https://archive.org/details/theoryofeconomic0000bala

18. Bogatyrev A. G., Dolinskaya V. V. Mezhdunarodnaya integraciya // Zakony Rossii. 2013. № 1. S.13-21.

19. Tihomirov YU.A. Mezhdunarodno-pravovye akty: priroda i sposoby vliyaniya // ZHurnal rossijskogo prava. 2002. № 1. S. 101 -110.

20. Treaty establishing the European Coal and Steel Community. Paris. 18.04.1951 https://www.cvce.eu/obj/treaty_establishing_the_european_coal_ and_steel_community_paris_18_april_1951-en-11a21S05-941e-49d7-a171-ed5be548cd58.html (data obrashcheniya 29.09.2021)

21. The Schuman Declaration. 09.05.1950. url https://europa.eu/european-union/about-eu/symbols/europe-day/schuman-declaration_en (data obrashcheniya

29.09.2021)

22. Treaty establishing the European Atomic Energy Community URL https://europa.eu/european-union/law/treaties_en 2S. EU treaties URL https://europa.eu/european-union/law/treaties_en

24. YAkovlev P.P. Ot NAFTA k YUSMKA: reforma severoamerikanskoj integracii // Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. 2019. №1. S. 75-81

25. Kostyuhia G. M. Severoamerikanskaya integraciya: 20 let spustya // Vestnik MGIMO Universiteta. 2015. № 2 (41). S. 231-241

26. Golev N. B. Neftyanoj faktor vo vneshnej politike stran Latinskoj Ameriki na rubezhe XX - XXI vv.: avtoreferat dis. ... kandidata istoricheskih nauk. 07.00.0S / Ros. un-t druzhby narodov (RUDN). M. 2006. 26 s.

27. Bezborodov YU. S. Integracionnye i metaintegracionnye processy v amerikanskom regione: osobennosti realizacii // Rossijskoe pravo: ob-razovanie, praktika, nauka. 2019. № 1 (109). S. 58-64.

28. The UNATED STATES-MEXICO-CANADA agreement fact sheet. URLhttps://ustr.gov/sites/default/files/files/Press/fs/USMCA/USMCA-Energy.pdf (data obrashcheniya 29.09.2021)

29. Oficial'nyj sajt MERKOSUR URLhttps://www.mercosur.int/ (data obrashcheniya 29.09.2021)

50. Oficial'nyj sajt Andskogo soobshchestvaURL http://www.comunidadandina.org/ (data obrashcheniya 29.09.2021)

51. South America nations found union URL http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/7417896.stm (data obrashcheniya 29.09.2021)

52. Energeticheskoe kol'co. 21.06.2005. URLhttps://neftegaz.ru/news/finance/299526-energeticheskoe-koltso/ (data obrashcheniya 29.09.2021)

SS. Kuznecov E. A. Rol' energonositelej v sovremennoj sisteme mirohozyajstvennyh svyazej Associacii Gosudarstv YUgo-Vostochnoj Azii (ASEAN). Dis. ...

kandidata ekonomicheskih nauk. 08.00.14/ MGU. Institut stran Azii i Afriki. M. 2014. 2012 s.

1G9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.