10. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10); КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО; ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.07)
10.1. ПРАВОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Курбанов Рашад Афатович, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ. Должность: руководитель. Место работы: секретариат делегации Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии). Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается правовая интеграция как вид региональной интеграции. По сути, правовая интеграция является неотъемлемой частью всех интеграционных процессов, так как любое сотрудничество государств соответствующим образом фиксируется совместными актами государств - участников - международными договорами, соглашениями и т.д.
В зависимости от целей сотрудничества в статье выделяются виды правовой интеграции на примере существующих региональных объединений, сформулированы авторские определения каждого из видов правовой интеграции.
Ключевые слова: региональная интеграция, правовая интеграция, гармонизация, унификация, стандартизация, единое правовое пространство, рецепция.
LEGAL INTEGRATION
Kurbanov Rashad Afatovich, Dr of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation. Position: Head. Place of employment: Secretariat of the Delegation of the Russian Federation at the European Commission for Democracy through Law (Venice Commission). Position: Head of chair. Place of employment: Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov. Department: Civil Law and Procedure chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article discusses the legal integration as a kind of regional integration. In fact, the legal integration is an integral part of the integration process, since any cooperation of the states appropriately fixed by joint acts of the states - participants - international treaties, agreements, etc.
Depending on the objectives of cooperation in the article are allocated kinds of legal integration in existing regional associations, the author formulated the definition of each of the types of legal integration.
Keywords: regional integration, legal integration, harmonization, unification, standardization, a common legal space, reception.
В доктрине отсутствует единство в понимании правовой интеграции, однако правовая сфера сотрудничества государств осуществляется в рамках каждого регионального образования.
По мнению M. Каппеллетти, M. Секкомбе и Дж. Уэй-лера именно право определяет статус и сферу деятельности главных действующих лиц в условиях интеграции, контролирует, а при необходимости и ограничивает их действия, выполняет роль своеобразного нормативного регулятора во взаимоотношениях между
участниками интеграционного процесса1. И это действительно так. Именно право осуществляет функцию «упорядочения и стимулирования интеграционного процесса, консолидации его содержательных и организационных структур»2. Интеграция в Западной Европе, начавшись с права, и на всех последующих своих этапах характеризовалась достаточно высоким уровнем правового регулирования .
Не составляют исключения интеграционные процессы и на евразийском пространстве. Взаимодействие на региональном уровне требует от государств принятия различных правовых актов, которые могут носить для стран - участников как рекомендательный, так и обязательный характер, что влечет за собой формирование права региональной интеграции. Именно поэтому в уставных актах большинства региональных организаций стороны указывают на правовое сотрудничество, при котором могут быть использованы самые различные механизмы: рецепция, гармонизация, унификация и стандартизация4.
Основная особенность правовой интеграции заключается в том, что данные процессы осуществляются одновременно в двух правовых системах: на уровне международного права - посредством учредительных и иных актов региональных организаций; а на уровне национального законодательства - посредством им-плементации данных норм в национальное право взаимодействующих государств.
Рецепция
Правовая рецепция как один из механизмов формирования права исследуется в правовых работах, как правило, в историческом контексте. Одним из классических примеров рецепции правоведы приводят рецепцию римского права, когда многие европейские страны в процессе развития национального законодательства воспроизводили нормы (положения) римского права. В источниках различных периодов рецепция рассматривается как «заимствование чужеземного права»5, как «заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в ином государстве или в предшествующую историческую эпоху» , «процесс заимствования или воспроизведения» и т.д.
В отечественной правовой доктрине также не выработано единое определение рецепции. Более того, было предложено рассматривать рецепцию в узком и
1 Cappelletti M., Seccombe M., Weiler J. Integration through law: Europe and the American federal experience (3 vols.). New York: De Gruyter, 1986. Vol. 1. Book 1. P. 4.
2 Усенко Е. Т. Интеграция как всемирно-исторический процесс и международное право // Московский журнал международного права. 1992. № 1. С. 36.
3 См.: Топорнин Б. Н. Европейское право: Учебник. М.: Юристъ, 1998. С. 15.
4 См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.
5 Юридический словарь. М., 1953. С. 575.
6 Большая советская энциклопедия. Т. 22. М., 1975. С. 188.
7 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д.
Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998. С. 597.
широком смыслах8. При этом выделяют следующие признаки рецепции: рецепция носит добровольный и односторонний характер; инициатором рецепции может выступать только реципиент, наделенный властным полномочием, его решение должно быть обеспечено государственной волей в лице законодательного органа9.
Причины рецепции могут быть самые разнообразные: политические, экономические или иные, но в любом случае необходимость заимствования обусловлена возникновением новых общественных отношений и невозможностью их урегулирования действующим (уже устаревшим) законодательством.
Принимая решение о рецепции власть, определяет способы ее реализации: либо посредством заимствования (когда реципиент в целях совершенствования национального законодательства использует опыт подходящих правовых механизмов донора, выработанный в тот же исторический период, т.е. заимствуются нормы современной правовой культуры) или посредством преемственности (предусматривает использование собственного правового опыта или правовых механизмов общества предшествующих исторических периодов).
Применительно к правовой интеграции мы можем сформулировать следующее его определение: рецепция представляет собой прямое заимствование одним государством - членом интеграционного образования крупных правовых комплексов правовой системы другого ее участника. Однако стоит отметить, что в настоящее время такая форма при формировании национального законодательства в интеграционных процессах встречается довольно редко.
Гармонизация
Гармонизация представляет собой целенаправленный процесс сближения правовых систем в целом или же в пределах отдельных отраслей права, установления общих (единых) институтов, а также процесс, направленный на устранение неоправданных несоответствий. Иными словами, заимствованная норма «переплавляется» с учетом национальных, исторических, социально-экономических и иных особенностей государства и только в таком виде включается в позитивное право другого государства.
В процессе гармонизации интегрирующиеся государства нацелены на разработку единого курса развития их национальных правовых систем, на преодоление юридических коллизий между национальным законодательством, а также на разработку общих юридических правил.
По утверждению И.Л. Бачило, основная цель гармонизации заключается в достижении «...согласованности, стройности, как минимум непротиворечивости в системе права и в наиболее его формализованной части.»10.
Отметим, что для гармонизации не свойственно стремление к достижению единообразия в правовом регулировании, в процессе гармонизации важно также учитывать различия взаимодействующих стран в про-
8 См.: Мантуров В.В. Соотношение рецепции и иных форм правовых заимствований // Сибирский юридический вестник. 2012. № 4. С. 109.
9 Сокольская Л.В. Рецепция как историческая форма правовой аккультурации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 1. С. 47 - 56.
10 Ссылка по: Ковалькова Е.Ю. К вопросу о сближении и гармонизации законодательств // Внешнеторговое право. 2011. № 2. С. 28 - 31.
ведении ими экономической, социальной и культурной политике.
В международном праве гармонизация рассматривается как одна их наиболее востребованных и распространенных форм наднационального сотрудниче-
11
ства .
Процессы гармонизации в различных сферах общественных отношений проходят, как правило, неравномерно. В одних сферах сторонам удается достичь сближения национального законодательства в полной мере, а в других - лишь частично. Более того, в ряде региональных образований стороны изначально нацелены на гармонизацию законодательства только в строго определенных сферах их взаимодействия. В первую очередь, это обусловлено желанием государств сохранить свою национальную и историческую самобытность. В качестве примера можно привести интеграционные процессы в рамках Европейского союза. В соответствии с проектом конституции ЕС гармонизация национального законодательства осуществляется в области внутренней политики и деятельности государств - его участников12. А, например, в соответствии со ст. 18 Договора о создании Союзного государства 1999 года Россия и Беларусь нацелены на гармонизацию национального законодательства во всех сферах сотрудничества. Также гармонизация правового регулирования во всех сферах сотрудничества предусмотрена в учредительных актах ЕврАзЭС. Гармонизация законодательства стран ОДКБ только по вопросам обороны, военного строительства и безопасности обусловлена, в первую очередь, учредительными целями и задачами данного военного блока.
Таким образом, очевидно, что государства в рамках различных региональных объединений признают необходимость сближения их национальных правовых систем, и если не во всех областях сотрудничества, то, по крайней мере, в приоритетных сферах.
Вместе с тем необходимо отметить, что в правовой доктрине была высказана позиция о том, что согласованные нормы обычно имеют рекомендательный (факультативный) характер. При этом в качестве примера указано на известную Венскую конвенцию 1980 г. (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров), в статье 6 которой стороны соответствующих договоров вправе полностью исключить ее применение, частично отступать от любого из ее положений или изменить ее действие, что по мнению позволяет говорить не о унификации, а гармониза-ции13
Унификация
Унификация законодательства, в свою очередь, представляет собой введение в национальные правовые системы государств новых единообразных норм и правовых актов. Иными словами, в ходе унификации национального законодательства стран - членов того или иного регионального объединения коллизионные нормы их правопорядков, которые используются в
11 Кашкин С.Ю. Стратегия и механизмы гармонизации законодательства России и Европейского союза как ключевые компоненты их эффективного взаиморазвития в XXI в. // Тенденции российско-европейских отношений. 2005. № 6. С. 41 - 76.
12 Avant-projet de Traite constitutionnel. La Convention europeenne: Bruxelles, le 28 octobre 2002. CON V 369/02.
13 Вельяминов Г.М. О понятиях международного частного права, правовой унификации и права в целом // Закон. 2013. № 12. С. 130 - 138.
регламентации одних и тех же трансграничных отно-
14
шениях, заменяются одной - единой нормой14.
При рассмотрении процессов унификации в международном частном праве в юридической литературе было отмечено, что цель унификации состоит не только в разработке и введении единых норм, но и в обеспечении их применения, основанном на межгосударственных актах15, что обеспечивается их имплементаци-ей в национальное законодательство стран-участников регионального объединения путем отсылки или инкорпорации.
При инкорпорации унифицированные нормы в полном объеме без их редактирования включаются в национальное законодательство стран - членов региональной организации. В таком случае они «включаются» в его правовую систему.
Во втором случае, когда имплементация осуществляется путем включения в текст национального законодательства ссылки на межгосударственный унифицированный акт, такие нормы не «сливаются» с нормами взаимодействующих стран, а сохраняют в их национальных правовых системах обособленное место. Это обусловлено тем, что реализация унифицированных норм предусматривает обращение к первоисточнику, т.е. к межгосударственным правовым актам.
В качестве примера использования унификации можно назвать Союз персоязычных государств, одна из задач которого заключается в унификации экономических механизмов в рамках сотрудничающих стран.
Вместе с тем, обзор большинства актов первичного права региональных организаций позволяет говорить о том, что данный механизм правовой интеграции не является «популярным», поскольку государства не стремятся принять на себя жесткие обязательства в рассматриваемой области. В данном смысле гораздо предпочтительнее наиболее «мягкая» форма правовой интеграции - гармонизация.
Стандартизация
Стандартизация в широком смысле предполагает упорядочение деятельности в различных сферах общественной жизни. В соответствии с руководством Международной организации по стандартизации ИСО/МэК - 2 от 1996 года «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности» стандартизация представляет собой деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Данная задача реализуется посредством разработки и применения специальных документов - стандартов.
Стандартизация, как правило, является неотъемлемой частью экономической интеграции и выступает как один из элементов правового механизма в области технического регулирования.
Так, ст. 1 Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005
14 См., например: Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учебник. М., 2011. С. 67; Cutler A. Claire. Public Meets Private: The International Unification and Harmonisation of Private International Trade Law // Global Society: Journal of Interdisciplinary International Relations. 1999. Vol. 13. Issue 1.
15 Крутий Е.А. Соотношение понятий унификации и кодификации в современном международном частном праве // Международное публичное и частное право. 2012. № 3. С. 7 - 9.
года содержит развернутый понятийный аппарат. В частности, в данном документе под стандартом ЕврА-зЭс понимается документ, разработанный на основе согласия большинства заинтересованных Сторон, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. При этом под региональным стандартом понимается стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.
Таким образом, стандартизация как одна из форм (способов) интернационализации национальных законодательств, представляет собой установление в целях достижения упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг единых (общих) правил и характеристик для их добровольного многократного использования.
Единое правовое пространство
Вместе с тем в ряде региональных образований предусмотрено создание единого правового пространства, которое характеризуется единством правового регулирования социальных, экономических, внешнеполитических и иных отношений в регионе. Иными словами, сферой правового регулирования общественных отношений является объединенная территория всех интегрирующихся государств.
Таким образом, могут быть выделены две стадии правовой интеграции:
- сотрудничество в правовой сфере посредством рецепции, гармонизации, унификации и стандартизации;
- формирование единого правового пространства (ЕПП).
Изложенное позволяет сформулировать следующее определение региональной правовой интеграции.
Региональная правовая интеграция - сотрудничество государств, направленное на правовое закрепление интеграционных процессов в различных сферах их взаимодействии посредством рецепции, гармонизации, унификации и стандартизации или на создание единого правового пространства участников региональных организаций.
Список литературы:
1. Avant-projet de Traite constitutionnel. La Convention europeenne: Bruxelles, le 2B octobre 2002. CON V 369/02.
2. Cappelletti M., Seccombe M., Weiler J. integration through law: Europe and the American federal experience (3 vols.). New York: De Gruyter, 19B6. Vol. 1. Book 1. P. 4.
3. Cutler A. Claire. Public Meets Private: The international Unification and Harmonisation of Private international Trade Law // Global Society: Journal of interdisciplinary international Relations. 1999. Vol. 13. issue 1.
4. Афзалетдинова Г.Х. Исключительные правовые режимы как средства регулирования интеграционных процессов в сфере международных отношений // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6.
5. Вельяминов r.M. О понятиях международного частного права, правовой унификации и права в целом II Закон. 2013. № 12.
6. Гетьман-Павлова И.В. Mеждународное частное право: учебник. M., 2011.
17B
7. Гурбанов Р.А. Правовые основы взаимодействия органов правосудия государств-членов Европейского Союза // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 3.
8. Кашкин С.Ю. Стратегия и механизмы гармонизации законодательства России и Европейского союза как ключевые компоненты их эффективного взаиморазвития в XXI в. // Тенденции российско-европейских отношений. 2005. № 6.
9. Ковалькова Е.Ю. К вопросу о сближении и гармонизации законодательств // Внешнеторговое право. 2011. № 2.
10. Крутий Е.А. Соотношение понятий унификации и кодификации в современном международном частном праве // Международное публичное и частное право. 2012. № 3. С. 7 - 9.
11. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.
12. Мантуров В.В. Соотношение рецепции и иных форм правовых заимствований // Сибирский юридический вестник. 2012. № 4.
13. Сокольская Л.В. Рецепция как историческая форма правовой аккультурации // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 1.
14. Топорнин Б. Н. Европейское право: Учебник. М.: Юристъ, 1998.
15. Усенко Е. Т. Интеграция как всемирно-исторический процесс и международное право // Московский журнал международного права. 1992. № 1.
16. Шпилевой-Шатский П.А. Право, источники права, формы и общепризнанные принципы: соотношения и подходы в современной правовой системе // Черные дыры в Российском законодательстве. 2013. № 1.
Рецензия
Именно сейчас, когда идея мировой глобализации полностью доказала свою несостоятельность, на первый план выходят вопросы формирования мультипо-лярного пространства. Государства объединяются в целях максимально эффективного решения конкретных проблем и вызовов, которые стоят перед ними.
Вполне логично, что успешность сотрудничества государств напрямую зависит от соответствующего правового урегулирования всех вопросов взаимоотношений двух или нескольких государств. Таким образом, проведенный автором анализ форм правовой интеграции на примере существующих сейчас региональных объединений представляет не только теоретический, но практический интерес
На основании изложенного считаю, что представленная статья обладает несомненной актуальностью и должна быть рекомендована к публикации.
д.ю.н., проф. А.Д. Керимов