Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА СОДЕРЖАНИЕ СМЫСЛОВ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА СОДЕРЖАНИЕ СМЫСЛОВ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
помогающее поведение / смысл жизни / стратегия жизненного пути / эмоциональная отзывчивость / эмпатия

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пашукова Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются основные функции эмпатии и ее влияние на смысл поступков и помогающего поведения. Характеризуются особенности когнитивной, аффективной и поведенческой эмпатии. Автор обращает внимание на роль эмпатического отклика в мотивации помогающего поведения, формирования смысла определенных поступков и стратегии жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА СОДЕРЖАНИЕ СМЫСЛОВ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 159.923.2

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА СОДЕРЖАНИЕ СМЫСЛОВ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Пашукова Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии института гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО МГЛУ, г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются основные функции эмпатии и ее влияние на смысл поступков и помогающего поведения. Характеризуются особенности когнитивной, аффективной и поведенческой эмпатии. Автор обращает внимание на роль эмпатического отклика в мотивации помогающего поведения, формирования смысла определенных поступков и стратегии жизненного пути.

Ключевые слова: помогающее поведение, смысл жизни, стратегия жизненного пути, эмоциональная отзывчивость, эмпатия.

THE IMPACT OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS ON THE CONTENT OF THE

MEANINGS OF HELPING BEHAVIOR

Abstract

The article discusses the main functions of empathy and its influence on the meaning of actions and helping behavior. The features of cognitive, affective and behavioral empathy are characterized. The author draws attention to the importance of an empathic response for helping behavior, its meaning and the strategy of the life path.

Keywords: helping behavior, emotional responsiveness, empathy, life path strategy, meaning of life.

Эмоциональная отзывчивость на переживания других людей или животных считается социальным чувством, которое неразрывно связано с помогающим или просоциальным поведением.

Понятие просоциального поведения широко используется в современных отечественных и зарубежных психологических и социологических исследованиях [3].

Термин «Просоциальное поведение» этимологически происходит от латинских слов рго и socialis. Pro-приставка, она обозначает, что кто-то действует в интересах кого-то и socialis - в переводе общественный или социальный. В отечественной психологии просоциальное поведение характеризуется как поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Оно направлено на оказание помощи и представляет собой активность с целью пользы для другого человека или группы и при этом не предполагает ответной выгоды для себя [3, c. 274-275].

Просоциальное поведение начинается от небольшой любезности и доходит до помощи тем, кто находится в опасности, в тяжелом положении. Оно может потребовать внимания, времени, труда, финансовых затрат, а в экстремальных ситуациях - здоровья и жизни. Такое поведение альтруистично, поскольку оно отодвигает на задний план собственные желания и планы человека. В работе В.П. Эфроимшна «Генетика этики и эстетики» показано эволюционное значение мотива альтруизма [9]. Но следует заметить, обращаясь к работам Г. Мюррея, что мотив, проявляющийся в стремлении кормить, поддерживать, защищать, исцелять тех, кто в этом нуждается, может побуждаться и другими движущими силами, не всегда альтруистическими [10].

Смыслы просоциального поведения формируются у личности в процессе социализации. Просоциальное поведение побуждается и регулируется рядом

психологических структур и механизмов, включая установки, направленность и ценностные ориентации. Их содержание встраивается в смысловую сферу сознания и меняется, как правило, только при особых обстоятельствах. В детстве большое значение в выработке готовности к просоциальному поведению имеет воспитание и особенно -воспитание эмоциональной отзывчивости. Поэтому известный педагог В.А. Сухомлинский важной задачей школы считал воспитание отзывчивости у детей. Чувствовать сердцем другого человека - так он формулировал свою воспитательную задачу. Для В.А. Сухомлинского любовь к другому человеку без ее действенного подтверждения -эгоистична. Он отмечал, что ребенок, делая что-нибудь для другого, учится чувствовать его душевные движения. В дружбе, товариществе развивается и утверждается способность детей к эмоциональной отзывчивости. В.А. Сухомлинский писал: «Я всегда учил своих воспитанников сопереживать чувствам других людей, стремился к тому, чтобы ребенок ставил себя на место того, кто нуждается в участии, помощи и сердечной заботе, пережил его чувства [8, с. 143].

Эмоциональные переживания и чувства в ответ на состояния других людей и животных представлены в психологии понятиями эмпатия, сочувствие, сопереживание, вчувствование, милосердие [2; 5, с. 166-168]. Все они относятся, наряду с чувствами вины, стыда и др. к просоциальным чувствам.

Просоциальные чувства выполняют важные функции, необходимые для установления и регуляции контактов, для общения, взаимодействия и взаимоотношений людей. Они способствуют взаимопониманию и сплоченности. Например, эмпатия в форме сочувствия или сопереживания способствует синхронизации и облегчению эмоциональных состояний общающихся или просто находящихся рядом людей, что активно используется в ряде психотерапевтических практик [5, с. 168; 7].

Имеющиеся в психологии исследования показывают, что эмпатия выполняет функции мотивации помогающего и альтруистического поведения, способствует установлению благоприятных отношений между людьми.

Эмпатия, развиваясь в юношеском возрасте, превращается в одно из высших чувств и в системе становления нравственности может стать свойством личности и важным компонентом социального интеллекта. Она основывается на операции обратимости [4]. Формируясь на определенном этапе онтогенеза, операция обратимости способствует преодолению эгоцентризма, развитию децентрации и умению «проникать в мир других людей».

Эмоциональная отзывчивость определяется содержанием восприятия личностью состояния другого человека или животного. Факторами ее развития являются возраст, пол, опыт, уровень развития познавательных процессов и воображения. Адекватность результатов эмпатии обеспечивается механизмами децентрации, преодолевающими фиксацию индивида на себе и своей позиции. Когнитивная, эмоциональная и действенная эмпатия выполняют в этом процессе каждая свою роль.

Е.А. Троицкая, анализируя установки на эмоциональную отзывчивость, уточняет особенности видов эмпатии. Когнитивная эмпатия - это умение поставить себя на место объекта эмпатии, умение понимать чувства другого человека. Позитивная эмоциональная эмпатия проявляется в умении «сорадоваться» объекту эмпатии, а негативная эмоциональная эмпатия выражается как сопереживание и сочувствие. Действенная эмпатия заключается в желании и готовности помочь объекту эмпатии [5, с. 545-546].

Детерминация эмпатией помогающего поведения может проявляться в широком диапазоне от полного погружения в мир чувств другого до отвлеченного от эмоционального состояния, без значительного эмоционального вовлечения. Но в любом случае, анализируя значение эмпатии в побуждении к помогающему поведению, очень важно быть внимательным к его содержанию.

Г.М. Андреева отмечала, что в большинстве случаев умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения не обязательно означает отождествить себя с

этим человеком. Одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему[1, с. 140].

Человек способен не только понять и прочувствовать эмоциональные переживания другого, но и может предсказывать последствия своих и чужих поступков, их возможные реакции, Действенная эмпатия, составляя основу нравственной сферы индивида, в своем содержании, направленном на помогающее поведение, равно как и готовность к нему, становясь компонентом смысловой сферы сознания, может стать и смыслом жизни, в котором селективность выбора помощи, ее неслучайность, особенно важна. Если обратиться к работам В.Э.Чудновского об измерениях смысла жизни, можно понять, что действенная эмпатия задает смысловую вертикаль человеческой жизни [6, с. 54-56].

Готовый в конкретный момент к просоциальному поведению человек, как правило, не осознает возможность дисбаланса в позициях, возможность своего проигрыша, а в чрезвычайных ситуациях даже и опасность его для своей жизнедеятельности. Не случайно К. Роджерс выделял такую особенность психотерапевтического процесса как сохранение собственной точки зрения «эмпатирующего» человека на происходящее, сохранение психологической дистанции [7].

При неумении сопереживать, человек теряет свою «человечность», он с трудом понимает переживания другого и сталкивается с трудностями в межличностном общении. При этом окружающие даже могут решить, что это эгоист, которому и дела нет «до чужих бед или радостей».

Но есть и опасность неадекватности эмоциональной отзывчивости.

Важным коррелятом эмпатии является представление как составная часть воображения. Представление отражает содержание эмоционального отклика и поэтому эмпатия возможна не только по отношению к людям и животным, но и к вымышленным персонажам. При недостатке нужной ориентировки представление несет в себе опасность эгоцентрической проекции результатов собственных и даже вымышленных чувств, ведущих к неадекватности эмпатического отклика.

Результаты эмпатического проникновения в состояние другого и воссоздание его причин благодаря воображению составляют не только чувственную ткань психического, но включаются при определенных условиях в сферу его сознания и картину мира, задающую смысл его поступков и поведения.

Кроме того, важно учесть гипотезу, выдвинутую В.К. Вилюнасом о эмпатии как о состоянии, вызванном механизмом «ответных» эмоций, когда эмоция, возникшая вследствие сопереживания, может переключиться на предмет-причину [5, с. 168].

Если причина понята неадекватно, неадекватна иэмпатия, а значит неадекватно и вызванное ею просоциальное поведение. В этом случае смысл поступков оказывается под сомнением. Когда эмпатия вызывается действием механизма ответных эмоций, эмпатирующий человек может стать объектом манипуляций. Этим пользуются разного рода мошенники, включая изготовителей фейков. В эпоху интернет-коммуникаций контроль эмпатического отклика становится особенно актуальным, прежде всего, для людей готовых к альтруизму и тех, чей жизненный путь связан с помогающими профессиями. Чаще всего именно содержание эмпатии, готовность к эмоциональному отклику и альтруистическому поведению определяют стратегию их жизненного пути.

Преодолеть неадекватность возникших представлений о переживаниях других людей можно благодаря развитию и тренировке рефлексии и критического мышления. Очень важно учить уже в детском возрасте сопоставлять то, о чем тот или иной человек говорит, с его экспрессией, имеющейся информацией о нем и его поведением и поступками. Когда эмпатический отклик минует социально-рефлексивный контроль, возникает опасность «псевдоэмпатии», с ее неадекватностью содержанию и действительным чувствам объекта эмпатии [5;с. 169].

Важно учесть, что эмпатия способствует изменениям оценки вещей и явлений. Благодаря сопереживанию наше эмоциональное отношение к другим включает в себя наше собственное отношение и отношение тех лиц, которых мы любим или ненавидим. Они отражаются в смысловой сфере сознания, а вызвавшее их содержание может быть фактором изменения стратегии поведения, а иногда и жизненного пути личности.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ.- 432 с.

2. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

3. Кухтова Н. В. Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи. Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 3, С. 273-287. https://www.doi.org/10.33910/2686- 9527-2021-3-3-273-287

4. Пиаже Ж. Психология интеллекта //Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. - М.: Просвещение, 1969. С. 51-231.

5. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева.2-е изд., испр. и доп. - М.: Когито-центр, 2015.672 с.

6. Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского. Коллективная монография / Под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. - М.: Смысл, 2021.- 679 с.

7. Роджерс К. Клиент центрированный /человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 48-58.

8. Сухомлинский В..А.Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974.- 288 с.

9. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. - СПб: Талисман, 1995. - 401 с.

10. Murray H. A. The Effect of Fear upon Estimates of the Maliciousness of Other Personalities in Understanding Human Motivation. - Cleveland, OH, US: Howard Allen Publishers. 1958. P. 327-342.

УДК 159.9

СМЫСЛ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ

Кумышева Римма Мухамедовна доцент, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» г. Нальчик

Аннотация.

В статье рассматривается созидательная деятельность как инструмент смыслообразования в изменяющихся условиях внешнего мира. Смыслами созидательной деятельности являются внутренние преобразования субъекта и внешние преобразования в мире. Эмпирическое исследование выявило недостаточность современной практики созидательной деятельности в профессиональном образовании и высокую эффективность смыслообразования в специализированной модели учебной деятельности.

Ключевые слова: смыслообразование, созидательная деятельность.

THE CREATIVE ACTIVITY SENSE IN THE CONTEXT OF HUMAN INTERACTION WITH THE WORLD

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.