Научная статья на тему 'Особенности просоциального поведения студентов с различным уровнем развития эмпатии'

Особенности просоциального поведения студентов с различным уровнем развития эмпатии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
726
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОСТУПОК / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭМПАТИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евграшкина Юлия Николаевна, Полякова Ольга Осиповна

В статье теоретический анализ проблемы просоциального поведения студентов с различным уровнем эмпатии. Представлено описание результатов эмпирического исследования особенностей просоциального поведения студентов с различным уровнем эмпатии. На основе данных математического и содержательного анализа делаются выводы об особенностях взаимосвязи уровня развития эмпатии и просоциального поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of an empirical study that included 65 students aged 18-21 years. Considering the data of the mathematical and content analysis, the authors draw a conclusion about the connection between the level of empathy and prosocial behaviour of an individual.

Текст научной работы на тему «Особенности просоциального поведения студентов с различным уровнем развития эмпатии»

ПОЛЯКОВА О.О., ЕВГРАШКИНА Ю.Н.

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ

Аннотация. В статье дается теоретический анализ проблемы просоциального поведения студентов с различным уровнем эмпатии. Представлено описание результатов эмпирического исследования особенностей просоциального поведения студентов с различным уровнем эмпатии. На основе данных математического и содержательного анализа делаются выводы об особенностях взаимосвязи уровня развития эмпатии и просоциального поведения личности.

Ключевые слова: просоциальное поведение, эмпатия, эмпатическая тенденция, поступок, личность.

POLYAKOVA O. O., EVGRASHKINA Yu.N.

PROSOCIAL BEHAVIOUR OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF

EMPATHY

Abstract. The article presents the results of an empirical study that included 65 students aged 18-21 years. Considering the data of the mathematical and content analysis, the authors draw a conclusion about the connection between the level of empathy and prosocialbehaviour of an individual.

Keywords: рrosocialbehaviour, empathy, empathy need, act, individual.

В отечественном гуманитарном знании проблема просоциального поведения долгое время рассматривалась в рамках философских концепций (Вл. Соловьев, М. Бердяев и др.). В последние годы проблематика просоциального поведения стала активно изучаться и в психологических исследованиях [4].

Просоциальное поведение с эволюционной точки зрения определяется как поведение, способствующее приспособленности получающего помощь человека за счёт приспособленности помогающего. С точки зрения социальной психологии - это поступки, направленные на благо другого человека, при этом у помогающего есть выбор, совершать их или нет.

Согласно «Большому толковому психологическому словарю» просоциальное поведение - это общее описательное название для тех моделей социального поведения, которое является общественным по своему характеру [2].Обычно сюда включаются эмпатия, альтруизм, помогающее поведение и т. д. Последнее (оказание помощи) связано с предоставлением непосредственной помощи тому, кто в ней нуждается. Часто термин

«помогающее поведение» употребляется для обозначения ситуаций, когда действия не включают в себя никаких пожертвований, реальных или потенциальных, со стороны помогающего. При альтруистическом поведении оказываемая помощь предполагает некоторый риск или депривации.

Эмпатия как социально-психологическое свойство личности достаточно хорошо изучено в психологии. Оно представляет собой совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого, способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека (В. Г. Асеев). Формы проявления эмпатии обусловлены ценностными ориентациями, системой отношений и особенностями мировоззрения личности [1].

Для понимания особенностей просоциального поведения важна, скорее, не эмпатия как личностное свойство, а эмпатийная (эмпатическая) установка. Эмпатическая установка определяется Д. Батсоном как ориентированная на другогоответная реакция, возникающая вследствие воспринимаемого субъектом страдания, переживаемым другим индивидом, и соответствующая субъективной оценке этого страдания. Она возникает, когда субъект ставит себя на место другого человека, занимает его позицию и требует субъективной оценки благополучия другого [3].

С целью выявления особенностей просоциального поведения студентов с различным уровнем эмпатиив январе-марте 2013 года на базе Мордовского госуниверситета (г. Саранск) было проведено эмпирического исследование, которое охватило 65 человек в возрасте от 18 до 21 года. Для сбора эмпирических данных использовались 4 опросника, которые испытуемым предлагалось заполнить в следующей последовательности: опросник "Экспресс-диагностика эмпатии" (И. М. Юсупов), опросник изучения просоциального поведения (С. И. Соболев), опросник изучения эмпатии А. А. Меграбяна и другие методики.

На первом этапе анализа эмпирических данных испытуемые были разделены на две группы (согласно данным методики исследования эмпатии Меграбяна). Испытуемые со средним уровнем выраженности эмпатической тенденции (49 человек) составили первую группу; испытуемые с высоким уровнем выраженности эмпатической тенденции (15 человек) - вторую группу. Группу испытуемых с низким уровнем эмпатической тенденции сформировать не удалось, поскольку такие результаты выявлены всего у одного человека (эти результаты в дальнейшем анализе нами не использовались).

Применение U критерия Манна-Уитни позволил выявить статистически значимые различия полученных результатов у студентов этих двух групп по шкале «Эмпатическая тенденция» методики Меграбяна (иэмпир. = 251,17 >итеор. = 263 при р < 0,05).

Проанализированы средние показатели эмпатии у двух групп студентов, различающихся степенью выраженности эмпатии по методике Меграбяна. В соответствии с методикой ЭмТ - эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию. Средний показатель ЭмТ первой группы составил 15,4 (среднее квадратичное отклонение - 2,56), у второй группы он значительно выше - 21,6 (среднее квадратичное отклонение - 1). ТПр -тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки. Средний показатель по этой шкале в первой группе составляет 12,2 (среднее квадратичное отклонение - 3,04), у второй группы он опять выше - 14,3 (среднее квадратичное отклонение - 3,7).

В нашем исследовании для изучения особенностей эмпатии была использована также методика «Экспресс-диагностики эмпатии» И. М. Юсупова. Применение U критерия Манна-Уитни позволил выявить статистически значимые различия полученных результатов у студентов с различным уровнем эмпатии по методике Меграбяна по следующим шкалам методики Юсупова: интегральный показатель развития эмпатии (на уровне статистической значимости р < 0,05), шкала «Эмпатия с родителями» (р < 0,05), «Эмпатия со стариками» (р < 0,05), «Эмпатия с героями художественных произведений» (р < 0,01). Средние показатели по этим шкалам у студентов второй группы значимо выше, чем у студентов первой группы.

Таким образом, математический анализ результатов двух методик по изучению эмпатии позволяет считать доказанным тот факт, что выделенные группы студентов достоверно различаются по уровню выраженности эмпатии, причем у второй группы (n=15) эмпатия более развита, чем у студентов второй группы. Следовательно, можно анализировать особенности просоциального поведения у студентов этих двух групп.

Просоциальное поведение студентов исследовалось при помощи методики изучения просоциального поведения С.И.Соболева. Несмотря на то, что методики находятся на стадии апробации, их участие в исследовании вполне допустимо, т.к. они прошли основные стадии валидизации.

Применение U критерия Манна-Уитни позволил выявить статистически значимые различия полученных результатов у студентов этих двух групп по всем шкалам методики С.И. Соболева: «Чувство жалости, сострадания, любви к объекту» (статистическая значимость различий на уровне р < 0,05), «Установка заботы и опеки по отношению к объекту / восприятие объекта как неспособного позаботиться о себе» (р < 0,05), «Конфликт между необходимыми действиями и величиной жертвы» (р < 0,05), «Нарциссические

переживания и повышение самооценки как результат совершенного нравственного поступка / гордость» (р < 0,05), «Отдавание как стимулятор мотивации отдавать снова и снова» (р < 0,05), «Уменьшение социальной дистанции в результате поступка» (р < 0,05).

Каждая шкала методики Соболева означает некоторую тенденцию при реализации просоциального поступка. Диапазон оценок по каждой шкале может варьироваться от 6 до 36 баллов, где от 6-12 баллов - низкое значение данной тенденции при реализации просоциального поступка, от 13-26 значение данной тенденции при реализации просоциального поступка - среднее и от 27-36 высокое значение данной тенденции при реализации просоциального поступка.

Максимальное значение обнаруживается только у студентов второй группы, то есть группы с высоким уровнем эмпатии. Высокое значение при реализации просоциального поступка имеют такие тенденции, как «Чувство жалости, сострадания, любви к объекту» (27, 4 балла) и «Отдавание как стимулятор мотивации отдавать снова и снова» (33, 6 балла). По остальным шкалам методики в этой группе студентов получены средние показатели (от 13,6 до 26,7 баллов).

Средние показатели по шкалам у студентов первой группы, то есть у студентов со средним уровнем эмпатии, ниже, чем во второй группе: высоких показателей здесь вообще нет, 5 шкал находятся в зоне среднего уровня выраженности тенденции (от 19,1 до 25,9 балла), а одна тенденция (шкала «Конфликт между необходимыми действиями и величиной жертвы») вообще находится на границе среднего и низкого уровня (11,7 балла).

Средние показатели по шкалам Методики изучения просоциального поведения у второй группы студентов выше, чем у первой. Исключение составляет шкала «Нарциссические переживания и повышение самооценки как результат совершенного нравственного поступка / гордость» (19,9 баллов в первой группе и 15,7 - во второй группе). Это означает, что при совершении просоциального поступка личность с высоким уровнем развития эмпатии менее, чем личность со средним уровнем эмпатии, мотивируется нарциссическими переживаниями, возможностью повысить этим поступком свою самооценку. Верно и обратное, что личность со средним уровнем эмпатии чаще прибегает к просоциальному поведению для того, чтобы повысить собственную самооценку.

Большой разрыв средних показателей мы наблюдаем по двум шкалам методики: «Чувство жалости, сострадания, любви к объекту» и «Отдавание как стимулятор мотивации отдавать снова и снова».

Средние показатели, полученные по шкале «Чувство жалости, сострадания, любви к объекту», у второй группы студентов выше, чем у первой (27,4 и 19,1 балла соответственно).

Это означает, что, чем выше эмпатия, тем более в просоциальном поведении личность переживает чувства жалости, сострадания и любви.

Средний показатель по шкале «Отдавание как стимулятор мотивации отдавать снова и снова» также оказался намного больше у студентов второй группы (33,6 и 25,9 баллов соответственно). Это позволяет говорить о том, что, чем выше эмпатия, тем более личность ориентирована на отдавание. Для них отдавание- процесс значим сам по себе.

Разница средних показателей второй группы студентов по другим шкалам методики может означать следующее. Чем выше эмпатия, тем чаще личность воспринимает объект своих добрых поступков как неспособность позаботиться о себе: средний показатель второй группы студентов по второй шкале методики составляет 26,7 балла, а первой - 21,9. Чем более развитая эмпатия, тем более личность переживает конфликт между необходимыми действиями и величиной жертвы: средний показатели второй и первой групп составляют соответственно 13,6 и 11,7 балла. Чем более развита эмпатия, тем чаще личность ожидает, что добрый поступок поможет сблизиться с другим человеком (средние показатели второй и первой групп по шкале «Уменьшение социальной дистанции в результате поступка» составляют 25,4 и 24,1 баллов соответственно).

Таким образом, для студентов с высоким уровнем эмпатии при реализации просоциального поведения более значимы: 1) отдавание само по себе; 2) чувство жалости, сострадания, любви к объекту; 3) восприятие объекта как неспособного позаботиться о себе. Для студентов со средним уровнем эмпатии наибольшее значение при реализации просоциального поведения имеет: 1) ценность отдавания; 2) ожидание на уменьшение социальной дистанции после совершения просоциального поступка. В целом, чем выше эмпатия, тем значимее проявляются тенденции просоциального поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полякова О.О. Духовность как осуществление жизненного пути // Гуманитарий:

актуальные проблемы науки и образования. - 2006. - №6. - С. 142-149.

2. Ребер А. С. Большой толковый психологический словарь: в 2 т.: Т 1. - М.: АСТ, 2003.

- С. 497.

3 Соболев С. И. Роль эмпатийной установки в просоциальном поведении в теории Д.

Батсона // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии / сб. статей. -

М.: Эксмо, 2013. - №33. - С. 175-179.

4. Тарасова Л. Н. К проблеме просоциального поведения в русской философской мысли

// Сборник трудов SWorld. - 2013. - Т. 24. - №3. - С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.