Научная статья на тему 'Типы личности студентов-психологов'

Типы личности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
891
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ / ЭМПАТИЯ / НАРЦИССИЗМ / ПСИХОЛОГИЯ / PERSONALITY / TYPOLOGY / EMPATHY / NARCISSISM / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульянов А.В.

В статье представлен краткий обзор взглядов на типологии личности в зарубежной и отечественной психологии. Описана характеристика выборки, состоящая из 100 респондентов и диагностический инструментарий, необходимый для проведения эмпирического исследования, направленного на изучение типов личности студентов-психологов. Приведены результаты эмпирического исследования, полученные с помощью факторного анализа, который позволил выделить пять факторов, отражающих тот или иной тип личности студентов-психологов. Проанализированы взаимосвязи характеристик, относящихся к эмпатии, нарциссическим чертам личности, перфекционизму, мотивации помощи и интерперсональному поведению (типу отношений с другими людьми).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY TYPES OF PSYCHOLOGY STUDENTS

The article presents an overview of theoretical methods in personality typology in foreign and domestic psychology. The author describes the characteristics of the sample and the diagnostic tools necessary to conduct empirical research aimed at studying the types of personality psychology students. The results of empirical research obtained in a factor analysis allow identifying five factors that reflect a particular type of personality psychology in students. The researcher analyzes the relationship characteristics related to empathy, narcissistic personality traits, perfectionism, motivation of the help and interpersonal care behavior (type of relationship with other people).

Текст научной работы на тему «Типы личности студентов-психологов»

Библиографический список

1. ИJоги2014года:ИпоJекаусJановилановь\йрекорд.Комсомольскаяправда.Avai\ab\eat\http://www.kp.ru/dai\y/26345.7/3227679/#co,mment

2. Штайнер А. Современные концепции развития российского банковского сектора. Вопросы экономики. 2005; 12.

3. Сбербанк и ВТБ 24 возглавили рейтинг банков России по ипотеке. Available at: http://top-rf.ru/business/128-sberbank-i-vtb24-vozglavi-li-rejting-bankov-rossii

4. Рынок ипотечного жилищного кредитования и деятельность АИЖК. Аналитический центр АИЖК. 2014; 11. References

1. Itogi 2014 goda: Ipoteka ustanovila novyj rekord. Komsomol'skaya pravda. Available at: http://www.kp.rU/daily/26345.7/3227679/#comment

2. Shtajner A. Sovremennye koncepcii razvitiya rossijskogo bankovskogo sektora. Voprosy 'ekonomiki. 2005; 12.

3. Sberbank i VTB 24 vozglavili rejting bankov Rossii po ipoteke. Available at: http://top-rf.ru/business/128-sberbank-i-vtb24-vozglavili-rejting-bankov-rossii

4. Rynok ipotechnogo zhilischnogo kreditovaniya i deyatel'nost' AlZhK. AnaliticheskijcentrAlZhK. 2014; 11.

Статья поступила в редакцию 02.05.15

УДК 159.923

Ulyanov A.V., postgraduate, Siberian State University of Railway Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: hemul915@mail.ru

PERSONALITY TYPES OF PSYCHOLOGY STUDENTS. The article presents an overview of theoretical methods in personality typology in foreign and domestic psychology. The author describes the characteristics of the sample and the diagnostic tools necessary to conduct empirical research aimed at studying the types of personality psychology students. The results of empirical research obtained in a factor analysis allow identifying five factors that reflect a particular type of personality psychology in students. The researcher analyzes the relationship characteristics related to empathy, narcissistic personality traits, perfectionism, motivation of the help and interpersonal care behavior (type of relationship with other people).

Key words: personality, typology, empathy, narcissism, psychology.

А.В. Ульянов, аспирант Сибирского государственного университета путей сообщения, г. Новосибирск,

E-mail: hemul915@mail.ru

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

В статье представлен краткий обзор взглядов на типологии личности в зарубежной и отечественной психологии. Описана характеристика выборки, состоящая из 100 респондентов и диагностический инструментарий, необходимый для проведения эмпирического исследования, направленного на изучение типов личности студентов-психологов. Приведены результаты эмпирического исследования, полученные с помощью факторного анализа, который позволил выделить пять факторов, отражающих тот или иной тип личности студентов-психологов. Проанализированы взаимосвязи характеристик, относящихся к эмпатии, нарциссическим чертам личности, перфекционизму, мотивации помощи и интерперсональному поведению (типу отношений с другими людьми).

Ключевые слова: личность, типология, эмпатия, нарциссизм, психология.

В настоящей статье мы исходим из определения личности, сформулированного В.В. Нурковой и Н.Б. Березанской: «Личность - это уникальная динамическая система психологических и физиологических свойств человека, в которой воплощается универсальная суть индивидуума, как представителя человеческого рода, реализующего свой индивидуальный жизненный путь в определенном социокультурном пространстве» [1, с. 366].

В психологии имеется множество различных типологий личности. Как указывает Е.В. Демкина, вопрос о типологии личности в психологию одним из первых ввел немецкий философ и психолог Э. Шпрангер. Он выделял шесть типов людей, различая их по ценностным ориентациям: 1) теоретический человек - для этого человека характерен интерес к теории, разработке проблем и постановке вопросов; 2) экономический человек - главным для него является полезность и практичность деятельности; 3) эстетический человек - человек, интересующийся красотой души, природы, искусством; 4) социальный человек - в центре его внимания находятся другие люди, ради которых он готов трудиться; 5) политический человек -для него главное - власть; 6) религиозный человек - его духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей [2].

В отечественной психологии одним из первых попытался осуществить типизацию личности в ее целостности и специфике психической деятельности И.П. Павлов, сформулировав гипотезу о трёх человеческих типах высшей нервной деятельности: мыслительном, художественном и среднем. Данная типология отражает степень участия первой и второй сигнальных систем в восприятии мира и организации активности человека.

Среди современных работ можно отметить работы Н.Я. Большуновой, в которых в связи с исследованием субъект-ности человека, рассматриваемой в контексте социокультурного самоопределения, выделяются следующие типы:

- Тип с низким уровнем ответственности. Нравственные нормы признаются относительными, формальными, однако они нужны для того, чтобы держать общество и конкретных людей «в узде». Такие люди, ради своей выгоды, могут поступать безнравственно и при этом осуждать окружающих за подобные поступки.

- Тип с высоким уровнем ответственности. Для него характерны стремление к правде, способность к сочувствию, толерантность, признание ценности морали и нравственности, а также признание ценности человеческого достоинства и духовности.

- Тип, для которого свобода самоопределения выступает как особая, главная ценность. Человек с данной направленностью чувствителен к манипулированию, находится в состоянии поиска смысла и подлинности, для него значимы ценности активности, достижения и самостоятельности.

- Эгоцентрический тип, признающий относительность морали и нравственности. Такой человек считает моральным и нравственным то, что имеет значение в данный момент, его выборы ситуативны и определяются сиюминутной выгодой и пользой.

- Прагматический тип. Для него характерны манипулятив-ность, прагматизм, цинизм, а также признание относительности добра и зла [3].

Относительно типологизации студенческой личности, а особенно личности студентов-психологов, можно сказать, что данная проблема является актуальной, так как в отечественной психологии она малоизучена. В связи с этим, нами было проведено исследование, направленное на изучение типологии личности студентов-психологов.

Профессионально важным качеством для психолога является эмпатия, как способность к сопереживанию, пониманию внутреннего мира другого человека, его эмоционального состояния. По-видимому, эмпатия в современной социокультурной ситуа-

ции, при определенных условиях, может становиться не только основой сопереживания, но и средством реализации нарцисси-ческих тенденций, так как современная социокультурная ситуация, как свидетельствует философский и культурологический анализ процессов глобализации, порождает человека, в личности которого доминирует нарциссический радикал [4].

В исследовании приняли участие 100 студентов-психологов, в возрасте от 17 до 22 лет, одни из которых обучаются в Новосибирском государственном педагогическом университете, а другие в Новосибирском государственном медицинском университете.

Использовались следующие методики:

1. «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [5].

2. «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова [6].

3. «Нарциссические черты личности» О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой [7].

4. «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [8].

5. «Мотивация помощи» С.К. Нартовой-Бочавер [5].

6. «Опросник интерперсонального диагноза» Т. Лири, РЛ. Лафорже, РФ. Сучек [9].

7. «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [10].

Обработка данных проводилась в компьютерной программе «STATlSTICA» 6.0 с помощью факторного анализа, по результатам которого рассматривались только параметры с коэффициентом значимости > 0,45.

Нами была выявлена факторная модель, полученная с помощью вращения Varimax raw (Варимакс исходные) и включающая в себя следующие факторы:

1) фактор 1 (13% дисперсии) условно обозначенный как «Нарциссическая эмпатийность», представлен такими параметрами как: «эмпатия к родителям» (0,52), «эмпатия к животным» (0,58), «эмпатия к детям» (0,67), «эмпатия к литературным героям» (0,64), «эмпатия к незнакомым и малознакомым людям» (0,5), «эмпатийность» (0,87), «мотивация помощи» (0,55), «эмоциональный отклик» (0,52), «грандиозное чувство самозначимости» (0,49) и «вера в собственную уникальность» (0,54). Совокупность данных параметров может означать, что эмпатирующий помогает и сочувствует окружающим ради того, чтобы они оценили его уникальность и одаренность, даже если совершенный им поступок объективно незначителен. С другой стороны, это может говорить об убежденности эмпатирующего в том, что никто кроме него не сможет должным образом помочь и проявить сочувствие нуждающемуся.

2) фактор 2 (12% дисперсии), условно названный нами как «Нарциссизм», представлен следующими переменными: «поглощенность фантазиями» (0,46), «потребность в постоянном внимании и восхищении» (0,55), «ожидание особого отношения» (0,77), «манипуляции в межличностных отношениях» (0,7), «отсутствие эмпатии» (0,63) и «сверхзанятость чувством зависти» (0,75). Все они являются нарциссическими чертами личности и в рамках данного фактора означают, что мотивы, потребности и чувства других людей, собственно как и сами люди, не являются ценностью. Окружающие рассматриваются как объекты для зависти, достижения собственных целей и удовлетворения потребности во внимании и восхищении.

3) фактор 3 (10% дисперсии) под названием «Авторитарность», включает в себя «перфекционизм» (0,49), «авторитарность» (0,77), «эгоизм» (0,75) и «агрессивность» (0,67). Данные показатели могут составлять основу доминирующего стиля поведения.

4) фактор 4 (8% дисперсии) под названием «Зависимость от других людей» включает в себя такие показатели как: «под-чиняемость» (0,79), «зависимость от других людей» (0,81), «дружелюбие» (0,76) и «альтруистичность» (0,68). В совокупности они могут говорить о самоотверженности личности, жертвовании

Библиографический список:

своими интересами в пользу других людей, а также являться основой подчиняющегося типа личности.

5) фактор 5 (8% дисперсии), обозначенный нами как «Эмпа-тические способности», представлен следующими показателями: «эмпатия» (0,86), «интуитивный канал эмпатии» (0,52), «установки, способствующие или препятствующие эмпатии» (0,51), «проникающая способность» (0,5), «идентификация в эмпатии» (0,54) и «социально предписанный перфекционизм» (-0,49). Исходя из этого, можно сказать, что эмпатия и эмпатические способности отрицательно взаимосвязаны с социально предписанным пер-фекционизмом, т.е. эмпатирующий не стремится к совершенству и не пытается соответствовать завышенным требованиям окружающих ради социального одобрения.

Полученная факторная модель объясняет 51% суммарной дисперсии признаков.

Исходя из полученных результатов, можно сказать, что в рамках нашего исследования было выявлено пять личностных типов студентов-психологов.

К первому типу относятся студенты-психологи, у которых доминирует эмпатийность, связанная с определенными нарцис-сическими чертами личности. Эти данные подтверждают предположение, что возможен такой тип эмпатии, который связан с нарциссизмом, выступающим как своеобразное средство обеспечения нарциссического переживания самозначимости («Нар-циссически эмпатийный»).

Второй тип личности является нарциссическим. У таких студентов превалируют нарциссические черты, среди которых особенно выражено «ожидание особого отношения», сопровождающееся завистливостью и манипулятивностью, отношением к окружающим как объектам достижения собственных целей («Нарциссический»).

Следующим является доминирующий тип, представляющий собой совокупность эгоизма, перфекционизма, авторитарности и агрессивности. Студентам-психологам такого типа свойственна властность, жесткость, постоянное саморазвитие, нацеленность на достижение высоких результатов и др. («Доминирующий»).

Также выявлен подчиняющийся тип личности. Студенты с подобной личностной доминантой, могут проявлять особую потребность в любви, дружбе, пренебрегать самостоятельностью, стараться быть внимательными к потребностям и желаниям окружающих, не учитывая при этом собственные чувства («Подчиняющийся»).

Последний выявленный нами тип включает в себя эмпатию и различные эмпатические способности, которые отрицательно взаимосвязаны с социально предписанным перфекционизмом. По-видимому, студенты-психологи такого типа умеют понимать окружающих на основе сопереживания, способны ставить себя на место другого, создавать открытую и доверительную атмосферу, способствующую продуктивному взаимодействию. При этом они не стремятся соответствовать завышенным требованиям и ожиданиям окружающих ради признания и социального одобрения («Эмпатийный»).

Наиболее оптимальным для студентов-психологов как будущих специалистов, должен быть тип личности, в котором доминирующими являются эмпатия и эмпатические способности. Тип «Нарциссическая эмпатийность», сопровождающийся грандиозным чувством самозначимости и верой в собственную уникальность, является менее продуктивным для психологической работы, так как психологу в этом случае будет сложно критически оценивать себя, признавать ошибки и свою некомпетентность в той или иной области психологического знания.

Полученные нами данные дают основание для проведения дальнейших исследований, направленных на изучение личностных типов студентов-психологов, с использованием дополнительного диагностического инструментария и на большей выборке. Выявленные результаты актуализируют также проблему разработки программ, направленных на оптимальное развитие и профессиональное становление личности будущих психологов в условиях современной системы высшего образования.

1. Нуркова В.В., Н.Б. Березанская. Психология. Москва, 2004.

2. Демкина Е.В. Типологизация личности студента в контексте концепции идентификации с профессией. Вестник Адыгейского государственного университета. 2011; 4.

3. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъективности. Диссертация ... доктора психологических наук. Новосибирск, 2007.

4. Павлова О.Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа. Вопросы философии. 2010; 6.

5. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. Санкт-Петербург, 2013.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. Москва, 2002.

7. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Опросник «Нарциссические черты личности». Психологический журнал. 2010; Т. 31; № 2.

8. Грачёва И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта. Психологический журнал. 2006; Т. 27; № 6.

9. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Санкт-Петербург, 2014.

10. Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна Психологос - энциклопедия практической психологии. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos.

References

1. Nurkova V.V., N.B. Berezanskaya. Psihologiya. Moskva, 2004.

2. Demkina E.V. Tipologizaciya lichnosti studenta v kontekste koncepcii identifikacii s professiej. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 4.

3. Bol'shunova N.Ya. Usloviya isredstva razvitiya sub'ektivnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2007.

4. Pavlova O.N. Civilizacionnyj fenomen narcissizma: vektory ob'ektivacii v paradigme psihoanaliza. Voprosy filosofii. 2010; 6.

5. Il'in E.P. Psihologiya pomoschi. Al'truizm, 'egoizm, 'empatiya. Sankt-Peterburg, 2013.

6. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.

7. Shamshikova O.A., Klepikova N.M. Oprosnik «Narcissicheskie cherty lichnosti». Psihologicheskij zhurnal. 2010; T. 31; № 2 javascript:%20 st('I=P463493/2010/31/2').

8. Gracheva I.I. Adaptaciya metodiki «Mnogomernaya shkala perfekcionizma» P. H'yuitta i G. Fletta. Psihologicheskij zhurnal. 2006; T. 27; № 6.

9. Il'in E.P. Psihologiya obscheniya imezhlichnostnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg, 2014.

10. Oprosnik metodiki «Shkala 'emocional'nogo otklika» A. Megrabyana i N. 'Epshtejna Psihologos - 'enciklopediya prakticheskoj psihologii. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos.

Статья поступила в редакцию 04.05.15

УДК 37.015.3

Chernjavskaja V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Far Eastern Federal University

(Vladivostok, Russky Island, Russia), E-mail: valstan13@mail.ru

Arsen'eva Ye.F., student,Department of Psychology, Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok, Russky

Island, Russia), E-mail: staffordshir@mail.ru

SELF-ESTIIM OF SCHOOLCHILDREN IN SCHOOLS OF DIFFERENT TYPES (WITH REFERENCE TO FIFTH-GRADERS).

The research paper explores the relationship of self-esteem of pupils and the educational process. The authors tested the hypothesis: how the relationship the self-esteem of schoolchildren from the fifth grade correlate with organizational factors of the school environment. In the context of the characteristics of the organization of the educational process the private and public schools were examined. The relationship of self-esteem of the child to the level of educational success and socio-psychological relations in the classroom was studied. The study involved students of the fifth grade of municipal and private schools. The authors identified that self-esteem of each child was compared with those of academic success (GPA in core subjects), and sociometric status using correlation analysis with the calculation of Spearman's correlation coefficient (p).

Key words: educational success, self-esteem, correlation, social success, private school, education, personality, fifth grader.

В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. психологии, проф. каф. психологии ФГАОУ ВПО «Дальневосточный

федеральный университет», г. Владивосток, E-mail: valstan13@mail.ru

Е.Ф. Арсеньева, студентка направления подготовки «Психология» ВГБОУ ВПО «Владивостокский государственный

университет экономики и сервиса», г. Владивосток, E-mail: staffordshir@mail.ru

САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛАХ РАЗНЫХ ТИПОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ)

В данной статье исследуется взаимосвязь самооценки школьника и организации учебного процесса. Проверялась гипотеза о взаимосвязи самооценки и организационной формы школы. Изучена самооценка учащихся пятых классов и организационные факторы школьной среды, связанные с формированием самооценки личности школьника. В контексте особенностей организации образовательного процесса: частных и муниципальных школ, были исследованы взаимосвязи самооценки ребёнка с уровнем учебной успешности и социально-психологических отношений в классе. В исследовании принимали участие школьники пятых классов муниципальной и частной школ. Выявленный уровень самооценки каждого ребёнка сопоставлялся с соответствующими показателями учебной успешности (средний балл по основным предметам) и социометрическим статусом с помощью корреляционного анализа с вычислением коэффициента корреляции Спирмена (p).

Ключевые слова: учебная успешность, самооценка, корреляция, социальная успешность, частная школа, образование, личность, пятиклассник.

Основной составляющей личности является Я - концепция (К. Роджерс, Р. Бернс) [1; 2]. В случае положительной Я - концепции человек склонен действовать и мыслить социально приемлемо. Если она отрицательная- в своих глазах человек видит себя ниже своего идеального «я»-, то, по мнению К. Роджерса, человек чувствует себя неудовлетворённым и несчастным [1].

Я - концепция - это осознанная совокупность представлений личности о себе- так сказать- теория себя- на основании ко-

торой человек не только создает отношение к своей личности и строит коммуникацию с другими. К подростковому возрасту - к 12-13 годам, у большинства детей уже формируется Я-концеп-ция - чувство собственного достоинства и самоидентичности. Важной частью Я-концепции выступает самооценка. Самооценка может быть адекватной, неадекватной, высокой или низкой.

Самооценка ребёнка начинает формироваться в раннем детстве и имеет связь с отношением к ребёнку в семье. С воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.