► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-23-34
ББК 88.5
ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
PROSOCIAL BEHAVIOR OF OLDER PRESCHOOLERS
Швецова Майя Николаевна
Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]
Shvetsova Maya N.
Professor at the Department of Psychology of Education, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
E-mail: [email protected]
Суязова Ирина Константиновна
Студент Института педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет
E-mail: [email protected]
Suyazova Irina K.
Student, Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается феномен «просоциальное поведение», определяющийся в противовес антисоциальному, как поведение, ориентированное на помощь другому человеку. Континуум просоциального поведения от предполагающего помощь без желания вознаграждения до невротического напряжения, нивелируемого посредством оказания помощи другому. Сделана попытка описать составляющие просоциального поведения, которые, по мнению авторов, могут быть сведены к эмпатии, определению направленности -личностной или общественной. Дошкольный
Abstract. The article deals with the phenomenon of «prosocial behavior», which is defined as contrasting to antisocial behavior, as a behavior focused on helping another person. A continuum of prosocial behavior is from altruism, involving help without the desire of getting any reward, to neurotic tension, leveled by helping another person. An attempt is made to describe the components of prosocial behavior, which, according to the authors, can be reduced to empathy, determination of orientation -personal or social. Preschool age is the
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Швецова М. Н., Суязова И. К., 2021
возраст является наиболее сензитивным с точки зрения развития просоциального поведения, поскольку ребенок активно начинает осваивать социальную реальность. Требования современного ФГОС ДО, по сути, обязывают педагогов работать над формированием просоциального поведения. В статье приведены результаты исследования, проведенного на выборке старших дошкольников (п = 28), с использованием методики А. М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей», методики «Неоконченные предложения», разработанной Н. В. Кухтовой, направленной на изучение особенностей проявления помогающего поведения ребенком, методики изучения децентрации у детей А. Д. Андреевой, модифицировавшей моральные дилеммы Ж. Пиаже, а также тест А. Д. Андреевой «Мотивы поведения». Показано, что к старшему дошкольному возрасту дети осознают важность оказания помощи, особенно в условиях срочности, готовы ее оказывать даже в трудных условиях, чаще проявляют альтруистические мотивы в сравнении с эгоистическими и социально-нормативными, демонстрируют элементы «группового давления». Старшие дошкольники проявили примерно в равном соотношении эгоцентрическую и общественную направленность, что не характерно, ожидалось большее преобладание эгоцентризма в соответствии с возрастными особенностями. Низкий уровень эмпатии как центрального компонента для развития просоциального поведения проявили дети с низким уровнем знания языка, речевыми нарушениями и имеющие рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, что может говорить о трудностях в социализации.
Ключевые слова: просоциальное поведение, старшие дошкольники, эмпатия, альтруизм, децентрация, эгоистическая направленность
most sensitive from the point of view of development of prosociaL behavior as the child actively begins to master social reality. The requirements of the Federal Educational Standard of Preschool Education, in fact, oblige teachers to work on developing children's prosocial behavior. The article presents the results of a small study conducted on a sample of preschoolers (n = 28). The following methods were used: the "The Nature of manifestations of empathic reactions and behavior in children" technique by A. M. Shchetinina; the "Unfinished sentences" technique by N. V. Kuchtova aimed at studying the peculiarities of manifestations of the child's helping behavior; methods of studying children's decentration by A. D. Andreeva who altered J. Piaget's moral dilemma; and A. D. Andreeva's test "Motives". It is shown that by the older preschool age it can be seen that children are aware of the importance of providing assistance, especially in terms of urgency, they are ready to provide it even in difficult conditions, they show altruistic more often than selfish and socio-normative motives, and demonstrate elements of "group pressure". Children with low level of language knowledge, speech disorders and having recommendations of the comprehensive Commission of experts, showed low level of empathy as a central component for developing the pro-social behavior; which may indicate difficulties in socialization.
Keywords: prosocial behavior, older preschoolers, empathy, altruism, decentration, egoistic orientation of the
личности, общественная направленность личности.
personality, social orientation of the personality.
Для цитирования: Швецова М. Н., Суязова И. К. Просоциальное поведение старших дошкольников // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 23-34. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-23-34.
Cite as: Shvetsova M. N., Suyazova I. K. Prosocial behavior of older preschoolers. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 23-34. DOI: 10.31862/2218-87112021-5-23-34.
Ценностные ориентиры современного общества меняются, какое-то время назад мы еще учили детей помогать незнакомой бабушке донести сумки из магазина, теперь чаще учим бояться незнакомцев и не заговаривать с ними на улице. На место отношений общественной солидарности, коллективизма, сотрудничества приходят отношения, в которых поощряется индивидуализм, конкуренция, соперничество, эгоизм. Все это наталкивает на мысль, что наше общество все больше предпочитает «не замечать других», ориентируясь на индивидуальные интересы.
В этой связи исследование просоциального поведения как поведения помогающего, направленного на нужды и потребности другого, представляется актуальным.
Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает активно усваивать социальные нормы и правила. Поэтому так значимо показать детям важность поведения, направленного на благо другого человека.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отражены целевые ориентиры развития дошкольников. Среди них, в связи с нашей темой, можно выделить следующие: ребенок должен обладать установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, быть способным договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараться разрешать конфликты [1].
Внимательное рассмотрение данных целевых ориентиров показывает, что они направлены на развитие просоциального (помогающего) поведения.
Теоретический анализ работ по проблеме исследования показал, что феномен «просоциального поведения» по сравнению с феноменом «асоциальное поведение» в психологической науке изучен не так детально. Оба понятия отражают в социальной психологии модель поведения человека по отношению к другому человеку, обществу в целом. В случае асоциального поведения мы говорим о стратегии поведения, противоречащей правовым, морально-этическим и культурным нормам, а просоциальное поведение представляет собой противоположный тип поведения, соответствующий всем вышеперечисленным нормам. Как подчеркивает Е. П. Ильин, «это действия, направленные на благо других» [2, c. 18]. В предельной форме при совершении просоциальных действий человек помогает другому без желания получить какое-либо вознаграждение.
Наблюдается тенденция употребления понятий «помогающего», «гуманного», «альтруистического» поведения как синонима просоциального. Термины эти, однако, различаются между собой, так, Р. Чалдини, Д. Кенрик и С. Нейберг показывают, что феномен «просоциальное поведение» шире. То есть при совершении просоциального поступка выгодополучателями могут быть обе стороны, просто выгода того, кто совершает поступок, не очевидна наблюдателю. А поведение, совершаемое исключительно бескорыстно, надо относить к проявлению альтруизма [3].
Таким образом, термины «просоциальное поведение», «оказание помощи» и «альтруизм» по своему содержанию очень близки, они описывают поведение, направленное на помощь другому, различие заключается лишь в мотивации действий и оценке собственной выгоды.
В целом просоциальное поведение (Prosocial behavior) понимается как поведение социально полезное, в противоположность асоциальному, положительное, конструктивное [4].
Проблематика просоциального поведения представлена в основном в исследованиях, проведенных за рубежом (Carlo & Randall, 2002; Eisenberg, 1992; Eisenberg & Fabse, 1998; Eisenberg & Miller, 1987; Eisenberg & Müssen, 1989), где подобный вид поведения определяется в качестве добровольного, преднамеренного поведения [2]. В. Занден и В. Джеймс показывают в работах, что просоциальное поведение - это действия, приносящие пользу другим людям и способы реагирования на людей, предполагающие проявление помощи, симпатии, сотрудничества, альтруизма [5].
Говоря об альтруизме, Е. П. Ильин пишет, что он «предполагает самоотречение... ибо в условиях социальной и психологической обособленности между людьми забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса» [2, с. 35]. Альтруизм описывается в психологии как действия, совершаемые на основе любви, преданности, верности, взаимопомощи, как добровольное служение и желание помогать людям.
Понятие «альтруизм», с точки зрения Х. Хекхаузена (2003), является неопределенным, поскольку помощь, оказываемая на основе эмпатии, предполагает наличие потребности в помощи у другого, что вызывает нарастание эмпатического сострадания у помогающего. Тогда эмапатическое сострадание можно рассматривать как напряжение, снижающееся при осуществлении непосредственного акта помощи. В подобном случае помогающий имеет собственную выгоду - он снижает собственное внутреннее напряжение, а значит, помощь оказывается не бескорыстно. Х. Хекхаузена (2003) проводит здесь аналогию с собственным страданием от негативного возбуждения, однако это все же позволяет нам говорить о том, что даже в этом случае эмпатия и альтруизм, очевидно, являются свойствами, провоцирующими просоциальное поведение, но про-социальное поведение можно считать более широким, центральным понятием.
Известны четыре действия просоциального поведения:
1) помогать (отвечать другим, не надеясь на награду);
2) делиться (отказываться от чего бы то ни было своего в пользу другого);
3) сотрудничать (координировать, договариваться, чтобы совместно достигнуть общей цели);
4) утешать (брать на себя часть переживаний другого, тем самым повышая его настроение) (Jackson & Tisak, 2001);
Такие действия вовлекают человека во взаимодействие с другими.
Мы можем констатировать, что проблемное поле феномена «просоциальное поведение» достаточно широко и представлено в современной науке близкими, но не идентичными по своему содержанию понятиями. От термина «альтруизм», предполагающего абсолютно бескорыстную помощь, через «позитивную социализацию» и «помогающее поведение», когда выгода субъекта заключается в соответствии нормам общества и ожидание им награды за «правильное» поведение, до того, что мы бы назвали «невротическим типом помощи», когда помогающий стремится избежать собственных негативных эмоций и перенапряжения в связи с наблюдаемым «бедствием» другого и помогает, стремясь снизить собственный внутренний дискомфорт.
Люди регулярно совершают просоциальные поступки во всех человеческих обществах (Dovidio, Piliavin, Penner, 2006), вполне вероятно, что оказание помощи выполняет определенные важные функции как для общества, так и для отдельных людей [3].
В отечественной психологии проблема просоциального поведения в исследованиях почти не представлена и рассматривалась скорее в контексте морального развития человека, не выделяясь в отдельный предмет изучения. В последнее десятилетие, однако, появился ряд исследований, затрагивающих вопросы асоциального и просоциального поведения (Т. П. Гаврилова, В. Н. Куницына, Н. В. Кухтова (2014), Н. В. Молчанова, В. В. Гриценко (2013), В. К. Стауб, И. М. Юсупов и др.).
Просоциальное поведение может анализироваться на трех уровнях: биосоциальном (неосознанном), личностном (осознанном) и духовном. Именно в таком виде оно может представляться системно. На втором и третьем уровне просоциальное поведение становится феноменом морально-этического плана, формирующимся в процессе социализации. Что может оказаться важным при формировании просоциального поведения в онтогенезе?
Психологические школы, имея собственные методологические основания, по-разному отвечают на этот вопрос. Так, бихевиоризм (Дж. Уотсон, Ф. Скиннер) на оказание помощи предлагает смотреть как на положительное поведение, которое может формироваться путем подкрепления через подражание некоей эталонной модели поведения (А. Бандура). В психоаналитическом подходе просоциальное поведение выглядит как работа супер-Эго, которое позволяет трансформировать первичные эгоистические мотивы в общественно одобряемое поведение (3. Фрейд, А. Фрейд). А супер-Эго, в свою очередь, формируется через систему норм и запретов.
К. Роджерс, как представитель гуманистического подхода, верил, что человек изначально добр и склонен проявлять любовь к ближнему и стоит только поддерживать его искреннее движение навстречу другому. Когнитивисты, например Х. Хекхаузен, писали о том, что действия человека рациональны даже при просоциальном поведении [по: 6], а значит, движимы определенным расчетом, и можно предположить, что, внедряя систему оценки, ориентированную на удовлетворение, радость от помощи другому, мы сможем моделировать просоциальное поведение.
Н. В. Кухтова отмечает, что детерминантами просоциального поведения могут выступать содержательные (более статичные) и динамические характеристики. К содержательным характеристикам автор относит качества и свойства личности, определяющие просоциальную направленность личности - альтруизм, эмпатию, ответственность, мо -ральный долг. Динамическими характеристиками можно назвать особенности самой ситуации, в которой участник неизбежно оценивает собственные затраты и возможное вознаграждение за поступок, в том числе моральное [7].
Н. В. Кухтова, таким образом, различает склонность к определенной направленности поведения как совокупность личностных свойств и одновременно подчеркивает ситуативные характеристики, когда субъект вынужден принимать решение помогать или пройти мимо, опираясь на собственную оценку ситуации. Именно на личностных свойствах нам бы хотелось акцентировать внимание, поскольку их с большей долей вероятностью можно сформировать.
Среди личностных свойств чаще всего авторами упоминается эмпатия. На эмпатию как свойство, провоцирующее субъекта на помощь в случае, когда он наблюдает страдание или трудности другого, указывает N. Eisenberg [8]. В своей работе Е. П. Ильин определяет эмпатию как осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания [2]. Т. П. Гаврилова (1981) отмечает, что эмпатия проявляется в двух формах - сопереживания и сочувствия. Сопереживание предполагает, что люди испытывают в одной и той же ситуации схожие чувства, как бы заражая друг друга. Сочувствие предполагает участливое отношение к тому, что происходит с другим, что может быть выражено в словах, действиях, при этом сочувствующий может не испытывать схожих с оппонентом эмоций.
Изначально эмпатию изучали как процесс эмоциональный, но со временем появилась тенденция рассматривать эмпатию как системное образование, включающее в себя аффективный, когнитивный и конативный (действенный) компонент [9]. Изучением названных компонентов эмпатии активно занимались Т. П. Гаврилова, Л. П. Выговская, М. А. Пономарева и др.
Л. П. Стрелкова полагает, что эмпатию надо рассматривать как процесс, который включает в себя сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие и приводит чаще к реальной помощи. В основе сопереживания, по выражению автора, лежит идентификация с другим, что включает эмоциональный отклик на ситуацию, сочувствие как процесс когнитивный, позволяет сориентироваться и оценить ситуацию. И далее различные формы внутреннего содействия могут привести уже к оказанию помощи в заданных условиях [10].
Эмпатию, таким образом, как способность к сопереживанию можно считать центральным качеством, определяющим проявление просоциального поведения. Очевидно, что высокий уровень чувствительности может способствовать оказанию помощи и ориентации человека на нужды другого, но, как нам представляется, очень высокий уровень развития эмпатии может приводить к появлению такого вышеописанного вида просоциального поведения, которое можно назвать невротическим - желание через помощь снизить собственное внутреннее напряжение.
В научной литературе достаточное внимание уделяется мотивам просоциального поведения. Так, Ю. В. Ковалева в исследовании мотивов помогающего поведения обозначила следующие группы: от направленности на себя или другого - альтруистические или эгоистические; культурные привычки, внешние требования и ожидания, правила этикета - социально-нормативные [11]. Во многом мотивы лежат в основе направленности действий, являясь еще одной, наряду с эмпатией, существенной характеристикой просоциального поведения. Мотивы могут быть изучены именно через преобладающую направленность - личностную или общественную, эгоцентрическую или гуманистическую, в процессе деятельности. Таким образом, для исследования можно выделить две основные переменные, описывающие просоциальное поведение - это эмпатия и мотивы просоциального поведения.
Дошкольный возраст - это период овладения социальными нормами, социальным пространством отношений. Ребенок овладевает основами рефлексии, в том числе и на другого человека, только в общении со взрослыми, затем со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте начинает развиваться способность к идентификации и обособлению, которыми в полной мере ребенок сможет овладеть в более поздних возрастах [12].
Именно в этом социальном пространстве отношений ребенок впервые, чаще в ролевой игре, сталкивается с необходимостью проявить эмпатию и взаимопомощь, встать на позицию другого. Ж. Пиаже называл эту развивающуюся характеристику мышления де-центрацией, когда в процессе игры постепенно преодолевается эгоцентрическая позиция и дошкольник может встать сначала реально, а позднее и мысленно на позицию другого.
В дошкольном возрасте развитие просоциальности связывают с развитием способности к децентрации, то есть умению встать на позицию другого. К шести годам у большинства детей наблюдается желание взаимодействовать со сверстником на основе взаимной поддержки: помочь сверстнику, уступить ему, подарить что-то. Децентрация может проявляться в игровой ситуации, при принятии роли персонажа, например, в подобной ситуации она может происходить легко, поскольку ребенок вовлечен в игровую ситуацию и действует эмоционально. А. Д. Андреева в своем исследовании подтвердила, что в старшем дошкольном возрасте дети могут преодолевать эгоцентрическую позицию, то есть становятся способны решать нравственные задачи [13; 14].
П. В. Андреев показал, что у дошкольников можно выявить три уровня развития психологической готовности к взаимопомощи: прагматическую готовность, формально-ролевую готовность и действенную готовность [15]. Уровни последовательно вытекают один из другого, так, прагматический предполагает, что у детей еще плохо развиты представления о взаимопомощи и доминирует эгоцентризм.
Ребенок, таким образом, может оказать помощь, но при посредничестве или помощи взрослого. Формально-ролевая готовность показывает развитие у детей первичных представлений о помощи, в основном ограничивающихся хозяйственно-бытовой сферой. Ребенок может оказать помощь, но после действий взрослого, как акт подражания. Действенная готовность показывает, что у ребенка уже есть представления о помощи, основанные на моральных нормах. Ребенок испытывает эмоциональное побуждение к содействию, может самостоятельно помочь.
Е. О. Смирнова и В. Г. Утробина отмечали, что поведение старших дошкольников в экспериментальной ситуации не всегда произвольно регулируется, об этом говорит мгновенное принятие решений под действием положительных эмоций по отношению к сверстнику.
К началу старшего дошкольного возраста отношение к сверстнику меняется. Так, к шести годам количество просоциальных действий возрастает и одновременно растет эмоциональная вовлеченность в переживания и действия сверстника. Например, дошкольники не только рассказывают, но и задают сверстнику вопросы. К концу дошкольного возраста между детьми возникают стойкие эмоциональные привязанности (дружба), и образ сверстника становится более устойчивым, формируется субъективное отношение к детям, способность видеть в другом ребенке личность, появляется интерес взаимодействию, склонность помогать.
Итак, просоциальное поведение у дошкольников начинает активно проявляться в старшем дошкольном возрасте, его проявление связано с развитием коммуникации и эмоционального включения в общение со взрослыми и сверстниками, что достигается благодаря развитию эмоций и способности к эмпатии. Постепенно формируется децен-трация в общении, которую Ж. Пиаже напрямую связывал с развитием произвольности, ребенок в игре научается вставать на позицию другого. В старшем дошкольном возрасте начинает проявляться общая личностная направленность: эгоистическая (личностная) или общественная (групповая).
Гипотеза исследования: современные дошкольники могут вести себя просоциаль-но. У них начинает проявляться способность к децентрации, они могут проявлять эм-патию к сверстнику, при этом будут более ориентированы на личную направленность, в силу развитого (по возрасту) эгоцентризма.
В работе были использованы следующие методы исследования: методика «Неоконченные предложения» Н. В. Кухтовой, направленная на изучение особенностей проявления помогающего поведения ребенком; тест А. Д. Андреевой «Мотивы поведения»; методика изучения мотивационной децентрации у детей А. Д. Андреевой, модифицировавшей моральные дилеммы Ж. Пиаже; методика А. М. Щетининой «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей».
Анализируя ответы детей, полученные по методике «Неоконченные предложения» Н. В. Кухтовой, обозначим основные выводы:
1. Дети старшего дошкольного возраста осознают важность оказания помощи другому, если это обусловлено срочностью.
2. Дети готовы оказать помощь, несмотря на условия тяжести оказания помощи.
3. По внутренним установкам дети чаще всего проявляют альтруистические мотивы оказания помощи.
4. При упоминании материального вознаграждения дети старшего дошкольного возраста проявляют эгоистические тенденции к оказанию помощи.
5. Дети предполагают и чувствуют ответственность за других, особенно в ситуациях острой необходимости и нужды как в настоящих, так и в будущих социальных ситуациях.
6. При предъявлении социальной нормы помощи они показывают ее соблюдение.
7. Понятие «справедливости» еще недостаточно точно определяется детьми старшего дошкольного возраста в силу возрастных особенностей развития мышления.
Тест «Мотивы поведения» А. Д. Андреевой проводился в командах по группам, а ход его проведения заносился в таблицу. Суть его заключается в том, что в игре ребенок может выбрать бросок мячом, и баллы будут засчитаны команде (групповая направленность) или баллы будут засчитаны лично ему (личностная направленность). Были сделаны следующие наблюдения:
• дети, посещающие старшую группу, почти не взаимодействовали в команде, по сравнению с детьми подготовительной группы, которые в процессе «игры» пытались повлиять на броски членов своей команды;
• двое детей из подготовительной группы быстро сообразили: чтобы команда выиграла, им необходимо кидать мяч только «за команду», такого «озарения» в старшей группе не наблюдалось.
Таким образом, чем старше дети, тем чаще они начинают оказывать социальное давление на сверстников. Групповая и личностная направленность была равнозначно представлена.
Далее нами был исследован феномен децентрации в общении. Просоциальное поведение может быть выражено через децентрацию ребенка как способность оценивать поведение сверстников, взрослых, вставая на их позицию, преодолевая собственный эгоцентризм. Для выявления децентрации использовалась методика А. Д. Андреевой (модифицировавшей моральные дилеммы Ж. Пиаже), результаты представлены на рис. 1.
Из рисунка видно, что для старших дошкольников характерен средний уровень децентрации с тенденцией к высокому, что согласуется и с выводами Ж. Пиаже, упоминавшего, что способность детей к моральной децентрации развивается ближе к 6-7 годам, а завершает свое формирование к только к 11-12 годам.
Изучение эмпатии как составляющей просоциального поведения проводилось на основе методики «Характер эмпатических проявлений и поведения» А. М. Щетининой.
Рис. 1. Уровень децентрации у старших дошкольников: 36% - высокий уровень; 43% - средний уровень; 21% - низкий уровень
Мы получили следующие результаты: для детей старшего дошкольного возраста преобладающей является гуманистическая форма проявления эмпатии. Это обосновано тем, что ребенок уже не так сконцентрирован на своем «я», он внимателен к другим, открыт для отношений с ними, отзывается на переживания сверстника и стремится понять их. Следует сказать, что низкий уровень эмпатии отмечен у детей, имеющих речевые нарушения, плохо знающих язык обучения, а также имеющих рекомендации ЦПМПК. Вследствие этого они имеют трудности в понимании эмоционального состояния другого.
В завершение хотелось бы отметить, что исследование показало, что у детей дошкольного возраста присутствует просоциальное поведение, понимание норм оказания помощи. Также оказались проявленными и компоненты просоциального поведения: преобладал гуманистический тип эмпатии, общественная ориентация проявилась наравне с личной, начинает развиваться децентрация. Это показывает нам перспективность развивающей работы в этом направлении, как диагностической, так и развивающей, сделать предположение о том, что развитие эмоционального реагирования может повлиять на позитивную социализацию ребенка, что можно обозначить как дальнейшую перспективу работы в этой области.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
2. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013.
3. Чалдини Р., Нейберг С., Кенрик Д. Социальная психология. 5-е изд. СПб.: Питер, 2016.
4. Майерс Д. Социальная психология: пер. с англ. СПб.: Питер, 1999.
5. Zanden V., James W. Social psychology. 4-th ed. N.Y.: McGraw-Hill, Inc., 1987.
6. Насиновская Е. Е. Альтруистический императив // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 152-171.
7. Просоциальное поведение мигрантов и принимающего населения в условиях межкультурного взаимодействия: моногр. / Н. В. Кухтова [и др.]; под ред. Н. В. Кухтовой. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2014.
8. Eisenberg N., Miller P.A. The relation of empathy to prosocial and related behaviors // Psychological bulletin. 1987. Vol. 101. P. 91-11.
9. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 254-256.
10. Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 24 с.
11. Ковалева Ю. В. Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности // СИСП. 2012. № 12 (20). С. 11-22.
12. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006.
13. Андреева А. Д. Становление способности к децентрации в дошкольном возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 4. С. 39-52.
14. Кухтова Н. В. Возрастные и гендерные различия в проявлении просоциального поведения // Весн. Вщеб. дзярж. ун-та. 2004. № 2(32). С. 66-71.
15. Андреев П. В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2008. 29 с.
16. Краснощековой Н. В. Диагностика и развитие личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения. М.: Феникс, 2006.
17. Кухтова Н. В., Скрипачева Е. И. Генезис просоциального поведения у детей в раннем и дошкольном возрасте // Право. Экономика. Психология. 2018. № 2. С. 87-93.
18. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010.
19. Реабилитация социально-дезадаптивных детей и подростков: крат. словарь для сотрудников специализир. учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних (сост.: Г. М. Иващенко, В. Н. Бушуев при участии В. И. Ширинского). М.: НИИ семьи, 1998.
20. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
21. Eisenberg N., Strayer J. Empathy and its Development. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1990.
22. Eisenberg N., Mussen P. H. The roots of prosocial behavior in children. New York: Wiley, 1989.
23. Grusec J., DavidovM., LundellL. Prosocial and helping behavior // Smith P. K., Hart C. H. (eds.) Blackwell handbook of childhood social development. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2002. Р. 457-474.
References
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya (FGOS DO), utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.10.2013 No. 1155.
2. Ilyin E. P. Psikhologiya pomoshchi. Altruizm, egoizm, empatiya. St. Petersburg: Piter, 2013.
3. Cialdini R., Neuberg S., Kenrick D. Sotsialnaya psikhologiya. St. Petersburg: Piter, 2016. (In Russian)
4. Myers D. Sotsialnaya psikhologiya. Transl. from English. St. Petersburg: Piter, 1999. (In Russian)
5. Zanden V., James W. Social psychology. 4-th ed. N.Y.: McGraw-Hill, Inc., 1987.
6. Nasinovskaya E. E. Altruisticheskiy imperativ. In: Leontiev D. A. (ed.) Sovremennaya psikhologiya motivatsii. Moscow: Smysl, 2002. Pp. 152-171.
7. Kukhtova N. V. (ed.) Prosotsialnoe povedenie migrantov i prinimayushchego naseleniya v usloviyakh mezhkulturnogo vzaimodeystviya: monogr. Vitebsk: VGU im. P. M. Masherova, 2014.
8. Eisenberg N., Miller P.A. The relation of empathy to prosocial and related behaviors. Psychological bulletin. 1987, Vol. 101, pp. 91-11.
9. Basova A. G. Ponyatie empatii v otechestvennoy i zarubezhnoy psikhologii. Molodoy uchenyy. 2012, No. 8, pp. 254-256.
10. Strelkova L. P. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya empatii u doshkolnikov. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, 1987. 24 p.
11. Kovaleva Yu. V. Motivy pomogayushchego povedeniya i ikh svyaz s samootnosheniem lichnosti. SISP. 2012, No. 12 (20), pp. 11-22.
12. Mukhina B. C. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2006.
13. Andreeva A. D. Stanovlenie sposobnosti k detsentratsii v doshkolnom vozraste. Teoreticheskaya i eksperimentalnaya psikhologiya. 2016, Vol. 9, No. 4, pp. 39-52.
14. Kukhtova N. V. Vozrastnye i gendernye razlichiya v proyavlenii prosotsialnogo povedeniya. Vesn. Vitseb. dzyarzh. un-ta. 2004, No. 2(32), pp. 66-71.
15. Andreev P. V. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya psikhologicheskoy gotovnosti doshkolnikov k vzaimopomoshchi Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Samara, 2008. 29 p.
16. Krasnoshchekovoy N. V. Diagnostika i razvitie lichnostnoy sfery u detey starshego doshkolnogo vozrasta. Testy. Igry. Uprazhneniya. Moscow: Feniks, 2006.
17. Kukhtova N. V., Skripacheva E. I. Genezis prosotsialnogo povedeniya u detey v rannem i doshkolnom vozraste. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya. 2018, No. 2, pp. 87-93.
18. Pochebut L. G., Meyzhis I. A. Sotsialnaya psikhologiya. St. Petersburg: Piter, 2010.
19. Ivashchenko G. M., Bushuev V. N., Shirinskiy V. I. (comps.) Reabilitatsiya sotsialno-dezadaptivnykh detey i podrostkov: krat. slovar dlya sotrudnikov spetsializir. uchrezhdeniy sotsialnoy reabilitatsii nesovershennoletnikh Moscow: NII semyi, 1998.
20. Smirnova E. O. Detskaya psikhologiya. Moscow.: TTs "Sfera", 2003.
21. Eisenberg N., Strayer J. Empathy and its Development. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1990.
22. Eisenberg N., Mussen P. H. The roots of prosocial behavior in children. New York: Wiley, 1989.
23. Grusec J., Davidov M., Lundell L. Prosocial and helping behavior. In: Smith P. K., Hart C. H. (eds.) Blackwell handbook of childhood social development. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2002. Pp. 457-474.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5
Статья поступила в редакцию 24.03.2021 The article was received on 24.03.2021