Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 3 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 3 _www.psychinedu. ru
Щ Check for updates
УДК 316.627+316.663.2:316.772.4 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287
Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи
Н. В. Кухтоваш
1 Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, 210038, Республика Беларусь, г. Витебск, Московский пр-т, д. 33
Аннотация. Введение. В статье представлен краткий обзор теоретических и эмпирических исследований просоциального поведения в зарубежных и российских изданиях. Отмечена потребность в определении направлений изучения просоциального поведения в целом и просоциальной личности в частности и выделении составляющих их элементов. Целью исследования является теоретико-эмпирическое определение структурных компонентов просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи. Теоретический анализ позволил выделить структурные компоненты просоциальной личности «помогающих» специалистов с позиции содержательно-функциональных компонентов просоциальной личности и подхода, ориентированного на систему профессионально важных качеств специалистов. Просоциальную личность специалистов помогающих профессий можно рассматривать через структурные компоненты: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (и их функций) — и профессионально-важные качества, выделяемые на основе свойств личности (социальных, социально-психологических и психологических).
Материалы и методы. Предметом исследования являются структурные компоненты просоциальной личности. Объектом — специалисты, ориентированные на оказание помощи. В эмпирическом исследовании использовались психодиагностические методики «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло, Б. А. Рэндалл, адаптация Н. В. Кухтовой), «Социальные нормы просоциального поведения» (Н. В. Кухтова), «Психодиагностический тест» (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) и «Межличностный индекс реактивности» (М. Девис, адаптация Н. В. Кухтовой), а также методы математической статистики (факторный анализ).
Результаты исследования. Результатом эмпирического исследования является выделение структурных компонентов просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи, на основе факторного анализа: мотивационный (эмоционально-нормативный и взаимно-альтруистический), когнитивный (субъективные переживания, личностная впечатлительность, характеристики общения, асоциальные тенденции), эмоциональный (эмоционально-когнитивный характер и альтруистические побуждения), поведенческий (социальная нормативность, взаимовыгодная меновость, поведенческие стратегии, публичная активность), а также определение их содержательной наполненности.
Заключение. Полученные результаты могут применяться для построения эффективных программ по выработке необходимых профессиональных качеств специалистов помогающих профессий, а также могут быть использованы для психологического отбора и определения профессиональной пригодности психологов, социальных работников, медицинских работников, сотрудников МЧС и правоохранительных органов.
Ключевые слова: просоциальное поведение, просоциальная личность, специалисты, ориентированные на оказание помощи, структурные компоненты просоциальной личности, содержательно-функциональные компоненты просоциальной личности, профессионально важные качества.
Личность как субъект образования на различных этапах жизненного пути и проблемы психологии воспитания
Сведения об авторе
Наталья Валентиновна Кухтова, SPIN-код: 8220-9920, Scopus Author ID: 57216434547, ORCID: 0000-0002-7947-4203, e-mail: [email protected] Для цитирования: Кухтова, Н. В.
(2021) Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи. Психология человека в образовании, т. 3, № 3, с. 273-287.
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287
Получена 6 мая 2021; прошла рецензирование 25 мая 2021; принята 17 июня 2021. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © Н. В. Кухтова (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Structural components of the prosocial personality of assistance-oriented professionals
N. V. Kukhtova™
1 Vitebsk State University named after P. M. Masherov, 33 Moskovskiy Avenue, Vitebsk 210038, Republic of Belarus
Abstract. Introduction. This article presents a brief overview of theoretical and empirical studies of prosocial behaviour in foreign, Russian and Ukrainian publications, focusing on schools of thought in prosocial behaviour and personality research and their components. The aim of the study is to determine structural components of the prosocial personality of the assistance-oriented professionals. The theoretical analysis made it possible to distinguish structural components of the prosocial personality of assisting specialists based on the following approaches: an approach from the perspective of the content and functional components of the prosocial personality and an approach focused on the framework of specialists' professionally relevant traits. The prosocial personality of assisting professionals can be described both through its structural components—motivational, cognitive, emotional and behavioural ones—and professionally relevant traits based on the properties of the personality (social, socio-psychological and psychological ones). Materials and methods. The subject of the study is structural components of the prosocial personality in assisting professionals. The following psychological assessment techniques were used in the empirical study: Pro-social Tendencies Measure Scale by G. Carlo and B. A. Randall, (adaptation by N. V. Kukhtova), Social Norms of Prosocial Behaviour by N. V. Kukhtova, Psychological Assessment Test by V. M. Melnikov and L. T. Yampolsky and Interpersonal Reactivity Index by M. Davis (adaptation by N. V. Kukhtova). Results. This empirical study—based on the factor analysis—has resulted in the list and content of structural components of the prosocial personality of assistance-oriented specialists. They are as follows: motivational (emotionally normative and mutually altruistic), cognitive (subjective experiences, personal impressiveness, characteristics of communication, asocial tendencies), emotional (emotional-cognitive character and altruistic motives), behavioural (social normativity, mutually beneficial exchange, behavioural strategies, public activity).
Conclusion. The results can be used to build effective programs developing the necessary professional qualities of specialists in assisting professions, and can also be used to select and determine the professional suitability of psychologists, social workers, medical workers, employees of the Ministry of Emergencies and law enforcement agencies.
Keywords: prosocial behavior, prosocial personality, assistance-oriented professionals, structural components of prosocial personality, content-functional components of prosocial personality, professionally important qualities.
Author
Natalia V. Kukhtova,
SPIN: 8220-9920,
Scopus Author ID: 57216434547,
ORCID: 0000-0002-7947-4203,
e-mail: [email protected]
For citation:
Kukhtova, N. V.
(2021) Structural components
of the prosocial personality of
assistance-oriented professionals.
Psychology in Education, vol. 3,
no. 3, pp. 273-287.
https://www.doi.org/10.33910/2686-
9527-2021-3-3-273-287
Received 6 May 2021; reviewed 25 May 2021; accepted 17 June 2021. Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © N. V. Kukhtova (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
В мире существуют научные школы, занимающиеся теоретическим обоснованием и разработкой программ воспитания просоциаль-ности как черты личности: межуниверситетский центр исследований происхождения и развития просоциальной и антисоциальной мотивации (Рим, Италия); исследовательская лаборатория прикладной просоциальности (Автономный Университет Барселоны, Испания); Кембриджская лаборатория исследования просоциальности и благосостояния (Кембриджский университет, Великобритания). В том числе,
ведутся зарубежные исследования в области просоциального поведения (Бостонский университет, Университет Небраски и др.), в которых в основном отражается изучение отдельных компонентов просоциального поведения: альтруизма, эмпатии (Donius 1994; Hardy 2005; Paola 2005; Zethren 2002).
В последние годы также отмечается повышенный интерес к исследованию просоциального поведения в различных контекстах в российских, белорусских и украинских исследованиях. Изучаются: взаимосвязь ценностей и просоциального поведения (Гриценко, Ковалева 2014; Ефимова, Бульцева 2020; Смольникова 2006);
особенности просоциального поведения (Ковригина 2019; Назина 2011); просоциальная направленность педагогической деятельности (Ерошенкова 2019), просоциальное поведение волонтеров (Шлюбуль, Синелькова, Чашкова и др. 2016); модели просоциального поведения (Казанцева, Марарица, Ерицян 2018; Соболев 2013; Тарасова, Соболев 2014; Шлюбуль, Синелькова, Чашкова и др. 2016); просоциальное поведение личности как накопление социального капитала (Свенцицкий, Казанцева 2015); просоциальная мотивация (Брессо 2013; Ковалёва 2012; Луценко 2018; Люсина 2013; Сочивко 2019; Шермазанян 2015); социально-психологический тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения (Мазур 2008); типологии (Гриценко, Ковалёва 2014; Зуй 2018; Кухтова 2018); просоциальное поведение в условиях инклюзивного образования (Некрасова 2011); просоциальное поведение у детей, подростков, в юношеском возрасте (студенчество) (Кухтова 2020; Кухтова, Сотни-кова 2020; Морозикова 2018; Серова 2016; Смольникова 2006; Сотникова 2020) и ряд других вопросов (Артпентьева 2016). В научном дискурсе украинской науки наблюдается стремительное распространение публикаций, касающихся просоциального поведения (Бойко 2016; Петренко 2005). При этом большинство украинских публикаций касаются развития просо-циальности у школьников и студентов.
Несмотря на достаточно существенный диапазон представленности теоретических и эмпирических исследований просоциального поведения, в большинстве работ не затрагивается изучение специалистов помогающих профессий, при том, что с определенной вероятностью можно утверждать, что в основе профессиональной деятельности «помогающих» специалистов лежит просоциальность, которая является определенной психологической проблемой, связанной с концептуализацией отдельных личностных характеристик специалистов при рассмотрении составляющих профессионально важных качеств с позиций структурных компонентов просоциальности (Толочек 2020 и др.)
Профессии, ориентированные на оказание помощи (помогающие профессии), предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние и оказывать влияние на других людей, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, что напрямую связано с проявлением просоциального поведения (Ильин 2013).
При реализации профессиональной деятельности качества специалистов помогающих профессий по своему содержанию становятся преимущественно личностными. Важным в данном аспекте является проявление просоциальности, которое может рассматриваться как необходимое проявление профессионализма и связано со спецификой труда (оказание помощи, экстренность, эмоциональная вовлеченность и т. д.) (Кочетков 2006). Так, особенностями просоциальной личности являются определенные содержательные (личностные) и функциональные характеристики в совокупности с системой профессионально-важных качеств. Российские и зарубежные исследования позволяют дифференцировать содержательные характеристики просоциального поведения с учетом преобладания одного из компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого, мотивационно-го. Между ними обнаруживаются сложные взаимосвязи с системой профессионально-важных качеств, которые раскрываются на основе социальных, социально-психологических и психологических свойств. В том числе социально позитивные и предписанные профессией качества в своих внешних проявлениях могут индуцироваться чисто случайными, ситуационными факторами и могут быть связаны с проявлением просоциального поведения в профессиональной деятельности, становясь структурными компонентами просоциальной личности.
Таким образом, в последнее время возникает потребность в выделении составляющих элементов просоциальности. В связи с вышеизложенным целью данной статьи является теоретико-эмпирическое определение структурных компонентов просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи.
Теоретический обзор современного состояния проблемы
Выделяя структурные компоненты просоциальной личности специалистов помогающих профессий (Кочетков 2006; Кулишов 2008), можно полагаться на следующие подходы (см. рис.):
• Подход с позиций содержательно-функциональных компонентов просоциальной личности: мотивационный, эмоциональный, когнитивный и поведенческий (деятельностный) (Иванов 2015; Игнацкая 2008; Кухтова 2014; Майерс 1999).
• Подход, ориентированный на систему профессионально важных качеств,
которая представляет собой совокупность данных качеств «помогающих специалистов» (элементов системы), находящихся в определенных содержательных отно-
шениях и связях между собой (структура системы) и образующих определенную целостность, единство (Кочетков 2006; Кулешов 2008).
Содержательно-функциональные компоненты просоциального специалиста помогающих профессий
-Г
Мотивационный
компонент
k. -Г
Побуждающе-направляющая
J-
Когнитивный
компонент
-Г
Эмоциональный компонент
Идентификационная
У
Регулятивная
J "Л.
Поведенческий
компонент
ц г
1
J %
Интегративно-
деиственная
-Г
;-Ч,
Компоненты
_С
Функции
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ
t
J Ч.
Социальные
свойства
г
f
J V.
Направленность
на других,
общее дело,
альтруизм,
намерение
помогать
ц Г
t
J Социально-
психологические
> свойства г
Î
J V.
Общительность,
общая активность,
сензитивность,
ответственность
Г
-г-
Психические
свойства
Г
J-V
Эмпатия: децентрация, фантазирование, эмпатическая забота, личностный дистресс
>_С
Уровни
Проявления просоциальности
Рис. Теоретическая схема структурных компонентов просоциальной личности специалистов помогающих профессий
I
Conceptual and functional components of prosocial assistance-oriented professionals
1 ~
I
I
Emotions !
Regulation
I
"V
_r
J
Motivation
Ч г
1
j Stimulation
ц and guidance г
Cognition Identification
Behaviour
Integration aid action
Components
I
I
Functions
Sociaîand S psychological
qualities f \
Sociability, general ^ proactivity, sensitivity, responsibility J,*
SYSTEM OF KEY PROFESSIONAL QUALITIES
1 -z
Social qualities
Outward looking ^ attitude, common cause, altruism, determination to help^
Psychic qualities —
I tmpathy: ^ decentration, Imagination, emphatic care, \ personal distress {
J~
Levels
zc
Prosocial behaviour
Fig. Theoretical representation of structural components of prosocial personality of assistance-oriented professionals
Как представлено на рисунке, структурные компоненты просоциальной личности специалиста включают в себя два подхода:
1. Содержательно-функциональные компоненты.
1) Мотивационный компонент включает профессиональную направленность личности, гуманистические ценностные ориентации, высокий уровень мотивации альтруизма в совокупности с устойчивыми доминирующими мотивами. В данном случае специалист реализует деятельность, связанную с просоциальным поведением, обеспечивая профессиональную позицию, выступая движущей силой как в повседневной жизни, так и в ситуации нестандартного решения и личностного роста, базируясь на альтруистической мотивации. Кроме того, Г. Карло, А. Хаусманн и Б. Рэндалл указывают на то, что просоциальное поведение проявляется через разнообразные ситуации (например, эмоциогенные или кризисные) и мотивы (например, альтруистические или гедонистические) (Carlo, Hausmann, Randal 2003). Взаимодействие просоциальной мотивации и просо-циального поведения зависит от типа просо-циального поведения. В связи с этим просоци-альное поведение состоит в том, чтобы принести пользу коллегам и «клиентам» посредством обеспечения помощи в совладании с определенной проблемой, трудностями, как правило, на основе альтруизма, направленности личности на других, на общее дело, что является преобладающим в данном аспекте и обеспечено по-буждающе-направляющей функцией.
2) Когнитивный компонент включает в себя рефлексию, компетентность (уровень знаний, умений, навыков, достаточный для успешной профессиональной деятельности), высокий уровень эмпатии, общительности и ориентирует личность не столько на рассмотрение внешних поведенческих проявлений других людей, но и на познание их внутреннего состояния. Данный компонент объединяет профессиональные и ситуационно обусловленные знания, необходимые для принятия решений, в которых проявляются личностные особенности помогающих специалистов: познавательная активность, общительность, эстетическая впечатлительность, интроверсия и другие, определяющиеся знаниями и децентрацией в контексте профессиональной роли. При этом может происходить осознание, осмысление просоциального поведения, логическая оценка его значимости и т. п. (Иванов 2015).
Когнитивный компонент реализуется через идентификационную функцию, осуществляясь посредством выражения просоциальной идентичности как совокупности личностных характеристик, отражающих моральные суждения, определяющих рефлексивность действий для оказания помощи окружающим людям (Кухтова 2011).
3) Эмоциональный компонент позволяет судить о сензитивности, эмоциональном отклике согласно нормам профессиональной пригодности, сбалансированности личностных качеств; умении понимать собственные чувства и эмоциональные состояния других людей; проявлениях эмпатии, сопереживания, сочувствия, связанных с особенностями эмоционального реагирования личности (Davis 1996 и др.). При этом следует отметить, что просоциальное развитие личности происходит через эмоциональное отношение к другому человеку (Игнацкая 2008) и включает в себя чувства, которые испытывает человек в отношении других людей, и эмоции, отражающие их оценку, то есть эмоции, которые испытывает индивид по отношению к просоциальному поведению (Иванов 2015). Эмоциональной основой просоциальности можно считать эмпатию и ее проявления: заботу, сострадание, децентрацию, сопереживание, личностный дистресс (Карягина 2009; Batson 1987; Eisenberg, Fabes, Spinrad 2006). Заметим, что, хотя эмпатийная составляющая является важным компонентом просоциального поведения личности, однако, как замечает Т. Д. Карягина (Карягина 2009), сама трактовка феномена эмпатии в современной академической науке обнаруживает неопределенность термина, противоречивость подходов и концептуализаций, позволяющую рассматривать эмпатию как с когнитивной, так и с эмоциональной стороны. Данный компонент реализуется через регулятивную функцию.
4) Поведенческий компонент рассматривается как определенный способ взаимодействия с окружающими людьми и понимается как сочетание умений и навыков, в частности коммуникативных и конфликтологических (Артпен-тьева 2016). При этом предполагается оказание помощи, соблюдение нормативных требований в процессе профессиональной деятельности, своевременное обновление арсенала необходимых средств и принятие ответственного профессионального решения. В основе лежат социальные нормы и помогающее поведение и, как следствие, проявление определенного типа просоциально-го поведения. Кроме этого, сюда включены моральные качества, доброжелательность,
порядочность, отзывчивость, искренность, самоконтроль (Кулишов 2008). Следует отметить, что поведенческий компонент выражается ин-тегративно-деятельностной функцией.
Таким образом, преобладание когнитивного компонента в отражении эмоционального состояния другой личности стало характерно для адекватного ее понимания. В свою очередь, выраженность эмоционального позволяет судить о преимущественно эмоциональном отклике человека на переживания другого. В поведенческом компоненте является ведущим понимание эмоционального состояния другого человека и оказание ему активной поддержки. В целом О. Е. Игнацкая предлагает структурную модель просоциальной направленности личности, в которую включены ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный и эмоциональный компоненты (Игнацкая 2008). При этом мотивационный компонент сводится к регулятивной функции, что в большей степени отражается в поведении и не в полной мере позволяет рассматривать просоциальное поведение как целостный феномен.
2. Система профессионально-важных качеств
В основе данной системы находятся профессионально важные качества, а именно: индивидуальные качества, влияющие на эффективность деятельности и ее успешность. В соответствии с принципами системного и комплексного подхода к диагностике свойств человека профессионально важные качества классифицируются на основе иерархической структуры свойств человека.
Катализатором для изучения профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий (медицинских работников, сотрудников МВД и МЧС, психологов и социальных педагогов) являются компоненты просоциаль-ного поведения, которые включают в себя различные виды действий, направленные на оказание помощи в профессиональной деятельности. Так, когда специалист приступает к освоению деятельности, ему присущи определенные психические свойства, часть из которых является профессионально важными, таким образом осуществляется механизм перехода психического свойства в профессионально значимое качество, который характеризуется соответствующим уровнем развития функциональных и операциональных механизмов (Кочетков 2006). В связи с этим система профессионально важных качеств может рассматриваться исходя из следующих уровней:
• психологические свойства: эмоциональная устойчивость, непротиворечивая Я-концепция, способность к прогнозированию, интеллект;
• социально-психологические свойства: эмпатия, коммуникативность, организаторские способности, ответственность, способность понять другого (децентрация);
• социальные свойства связывают с мировоззрением человека: терпимость, желание помочь другим, стремление к благосостоянию, развитию и совершенствованию других людей.
Наряду с выделенными уровнями необходимо обратить внимание на социальные нормы, которые позволяют регулировать проявление выше описанных свойств.
Таким образом, теоретическую схему просоциальной личности специалистов помогающих профессий можно рассматривать через структурные компоненты: мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий, а также через профессионально-важные качества, выделяемые на основе свойств личности (социальные, социально-психологические и психологические).
Организация и методы исследования
Предметом исследования являются структурные компоненты просоциальной личности. Объектом — специалисты, ориентированные на оказание помощи. Гипотезой является предположение о том, что система профессионально-важных качеств «помогающих» специалистов и их уровней может рассматриваться во взаимосвязи со структурными компонентами про-социальной личности:
• мотивационный компонент: направленность на альтруизм, проявление макиавеллизма, альтруистический тип просо-циального поведения;
• когнитивный компонент: психотизм и невротизм, совестливость, интроверсия, сензитивность, общая активность;
• эмоциональный компонент: эмпатия, сострадание, эмоциональный тип просо-циального поведения;
• поведенческий компонент: социальные нормы: взаимности, справедливости, ответственности, «затраты-вознаграж-дение», типы просоциального поведения (публичный, экстренный, уступчивый, анонимный).
В исследовании приняли участие специалисты, связанные с помогающей профессиональной
деятельностью, — 1531 человека: 307 медицинских работника, 302 работника МЧС, 304 психолога, 317 сотрудников охраны и 301 социальный педагог.
Для подтверждения теоретической схемы было проведено эмпирическое исследование на основе следующих психодиагностических методик: «Измерение просоциальных тенденций» (Г. Карло, Б. А. Рэндалл, адаптация Н. В. Кухто-вой), «Социальные нормы просоциального поведения» (Н. В. Кухтова), «Психодиагностический тест» (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский), «Межличностный индекс реактивности» (М. Де-вис, адаптация Н. В. Кухтовой) (Кухтова, До-морацкая 2011). Методы математической статистики (статистический пакет SPSS 11.0 для Windows): факторный анализ (метод выделения факторов — метод главных компонент; метод вращения — Варимакс с нормализацией Кайзера).
Результаты и их обсуждение
Полученные результаты подвергались факторному анализу для снижения размерности (см. табл.), который позволяет выделить и описать фактурную структуру компонентов просоциального поведения специалистов, ориентированных на оказание помощи, и эмпирически раскрывает теоретическую схему (рис.).
Так, анализ структурных компонентов просоциальной личности (мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий) позволил установить содержательную их наполненность (см. табл.):
• мотивационный (эмоционально-нормативный и взаимно-альтруистический);
• эмоциональный (эмоционально-когнитивный характер и альтруистические побуждения);
• когнитивный (субъективные переживания, личностная впечатлительность, характеристики общения, асоциальные тенденции).
• поведенческий (социальная нормативность, взаимовыгодная меновость, поведенческие стратегии, публичная активность).
Таким образом, факторная структура про-социального поведения специалистов помогающих профессий позволяет содержательно раскрыть выделенные компоненты.
Выводы
В представленном исследовании на теоретико-эмпирической основе выделены содержательные компоненты просоциальной личности специалистов помогающих профессий (мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий),
Переменная Факторная нагрузка
Фактор 1. Социальная нормативность
Норма справедливости 0,822
н я 1) Я О я S Социальная ответственность 0,781
Фактор 2. Взаимовыгодный обмен
Норма взаимности 0,829
к « Затраты-вознаграждение -0,743
S X о 0) ff Я Фактор 3. Поведенческие стратегии
Уступчивое 0,737
< 1) M Эмоциональное 0,694
О С Экстренное 0,752
Анонимное 0,665
Фактор 4. Публичная активность
Публичное 0,862
Альтруистическое -0,546
Табл. Факторная структура компонентов просоциальных специалистов, ориентированных на оказание помощи
Табл. Продолжение
н я 1) Я Фактор 1. Эмоционально-когнитивный характер
Эмпатическая забота 0,659
О я s Сопереживание (фантазия) 0,754
о X >S S я Децентрация 0,555
Личностный дистресс 0,729
А < <Я я 0 1 о Сострадание 0,540
Фактор 2. Альтруистические побуждения
S tn Альтруизм 0,809
Альтруизм-эгоизм 0,649
н Фактор 1. Эмоционально-нормативный
я 1) Я Норма справедливости 0,776
о я £ Социальная ответственность 0,722
о X >S S я Сострадание 0,605
Эмпатия 0,600
я 0 1 Фактор 2. Взаимно-альтруистический
св и S Норма взаимности -0,674
О s Альтруизм 0,654
Альтруизм-эгоизм 0,576
Фактор 1. Субъективные переживания
Психическая неуравновешенность 0,871
Депрессия 0,858
Невротизм 0,789
Психотизм 0,770
Робость 0,762
Интроверсия 0,726
H я 1) я о я S3 Общительность -0,531
Фактор 2. Личностная впечатлительность
* « Сензитивность 0,900
S я п Эстетическая впечатлительность 0,813
S H s Женственность 0,836
s u o « Фактор 3. Характеристики общения
Общительность 0,511
Общая активность 0,779
Расторможенность 0,756
Интроверсия -0,521
Фактор 4. Асоциальные тенденции
Совестливость -0,855
Асоциальность 0,845
H. B. KyxmoBa
Table. Factorial structure of the components of prosocial assistance-oriented professionals
Variable Factor load
Factor 1. Social normativity
The norm of fairness 0.822
Social responsibility 0.781
-M Ö Factor 2. Mutually beneficial exchange
-M Ö 1) Ö o a S o o "öS O "5! The norm of reciprocity 0.829
Cost-reward -0.743
Factor 3. Behavioral strategies
Compliant 0.737
03 JS 1) M Emotional 0.694
Emergency 0.752
Anonymous 0.665
Factor 4. Public activity
Public 0.862
Altruistic -0.546
Factor 1. Emotional and cognitive nature
Empathic caring 0.659
CS V Ö o Empathy (fantasy) 0.754
p S Decentration 0.555
o "öS Ö Personal distress 0.729
'■M o S w Compassion 0.540
Factor 2. Altruistic urges
Altruism 0.809
Altruism/selfishness 0.649
Factor 1. Emotional and normative component
-M Ö The norm of fairness 0.776
V Ö o Social responsibility 0.722
p S o Compassion 0.605
o "tS Ö '■M £ Empathy 0.600
Factor 2. Mutually altruistic
O s The norm of reciprocity -0.674
Altruism 0.654
Altruism/selfishness 0.576
Table. Completion
Factor 1. Subjective experiences
Mental imbalance 0.871
Depression 0.858
Neuroticism 0.789
Psychoticism 0.770
Timidity 0.762
Introversion 0.726
-м Sociability -0.531
Й 1) а о а S о Factor 2. Personal impressionability
Sensitivity 0.900
и > Aesthetic impressionability 0.813
-м й ея Femininity 0.836
о и Factor 3. Characteristics of communication
Sociability 0.511
General activity 0.779
Disinhibition 0.756
Introversion -0.521
Factor 4. Asocial tendencies
Conscientiousness -0.855
Asociality 0.845
которые связаны с системой профессионально-важных качеств и проявляются как социальные, социально-психологические и психологические свойства личности. Анализ конструктов, наполняющих каждый из структурных компонентов, позволил установить содержательную наполненность просоциального специалиста, ориентированного на оказание помощи.
Полученные результаты могут позволить выстраивать профессиональный психологический отбор и прогнозирование будущей успешности трудовой деятельности с учетом знания
требований профессии к профессионально важным качествам человека.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Литература
Артпентьева, М. Р. (ред.). (2016) Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Калуга: Эйдос, 340 с.
(Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка. Вып. 1). Бойко, О. П. (2016) Просощальшсть: суть i потенщал у сощально-педагопчнш д1фльност1. Сощальна работа
в УкраШ: теор1я i практика, № 1-2, с. 140-149. Брессо, Т. И. (2013) Социокультурные детерминанты просоциальной мотивации студентов социономических профессий. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М., Российский государственный социальный университет, 26 с. Гриценко, В. В., Ковалева, Ю. В. (2014) Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов. Психологический журнал, т. 35, № 4, с. 56-67.
Ерошенкова, Е. И. (2019) Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию. Научный результат. Педагогика и психология образования, т. 5, № 2, с. 3-16. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1
Ефимова, М. В., Бульцева, М. А. (2020) Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах. Социальная психология и общество, т. 11, № 1, с. 107-126. https://doi.org/10.17759/sps.2020110107
Зуй, И. И. (2018) Особенности проявления типов просоциального поведения у будущих специалистов помогающих профессий. В кн.: Э. В. Котлярова (ред.). Современная образовательная психология в подготовке специалистов помогающих профессий: актуальные проблемы теории и практики оказания помощи другим. 20 ноября 2018 г., г. Могилев. Могилёв: Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова, с. 39-42.
Иванов, П. А. (2015) Установка на просоциальное поведение как содержание нравственного воспитания. Социология, № 1, с. 176-182.
Игнацкая, О. Е. (2008) Особенности изучения компонентов просоциальной направленности личности старшеклассников. Психологический журнал, № 4 (20), с. 68-73.
Ильин, Е. П. (2013) Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 304 с.
Казанцева, Т. В., Марарица, Л. В., Ерицян, К. Ю. (2018) Теоретические модели просоциального поведения в сфере здоровья. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 146-159.
Карягина, Т. Д. (2009) Философские и научные контексты проблемы эмпатии. Московский психотерапевтический журнал, № 4 (63), с. 50-74.
Ковалёва, Ю. В. (2012) Мотивы помогающего поведения и их связь с самоотношением личности. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 12 (20), статья 18.
Ковригина, Г. Д. (2019) Особенности просоциального поведения. Гуманитарный вектор, т. 14, № 2, с. 33-41. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2019-14-2-33-41
Кочетков, И. Г. (2006) Творческое мышление в структуре профессионально важных качеств психолога: на примере студентов-психологов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ульяновск, Ульяновский государственный университет, 26 с.
Кулишов, В. В. (2008) Психологическая модель профессионально важных качеств будущего военного психолога. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Хабаровск, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 25 с.
Кухтова, Н. В. (ред.). (2020) Предикторы просоциального поведения в современных исследованиях: межкультурный аспект. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 170 с.
Кухтова, Н. В. (2011) Просоциальная идентичность: теоретико-исследовательский поиск и практическое изучение (на примере адаптации методики к новым социокультурным условиям). Вестник МГЛУ.. Серия 2: Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков, № 2 (20), с. 43-52.
Кухтова, Н. В. (2014) Просоциальное поведение в структуре профессионально-важных качеств специалистов помогающих профессий. Психологический журнал, № 3-4 (41-42), с. 15-21.
Кухтова, Н. В. (2018) Преобладающий тип просоциального поведения в помогающей профессиональной деятельности специалистов. Право. Экономика. Психология, № 4 (12), с. 92-97.
Кухтова, Н. В., Доморацкая, Н. В. (2011) Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения. Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 48 с.
Луценко, С. И. (2018) Мотивация и просоциальное поведение руководителя. Кадровик, № 10, с. 80-86.
Люсина, Н. В. (2013) Проблема выбора эгоистического и просоциального поведения в ситуациях социальной дилеммы: социологический анализ. Вестник социально-политических наук, № 12, с. 98-104.
Мазур, Ю. О. (2008) Социально-психологический тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, 26 с.
Майерс, Д. (1999) Социальная психология. СПб.: Питер, 688 с.
Морозикова, И. В. (2018) Показатели чувствительности к справедливости школьников как предикторы просоциального поведения. Личность в пространстве и времени, № 7, с. 123-127.
Назина, Г. А. (2011) Феномен просоциального поведения. В кн.: Современная психология: теория и практика. Материалы II международной научно-практической конференции 29-30 сентября 2011 г. М.: б. и., с. 186-190.
Некрасова, М. В. (2011) Формирование просоциального поведения у студентов вуза в условиях инклюзивного образования. Социальная политика и социология, № 7 (73), с. 254-260.
Петренко, И. В. (2005) Профессия социальная работа. Полярная правда, № 31, с. 12-15.
Свенцицкий, А. Л., Казанцева, Т. В. (2015) Повседневное просоциальное поведение личности как накопление социального капитала. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, № 2, с. 45-55.
Серова, Е. А. (2016) Просоциальное поведение молодежи как социокультурный феномен и факторы его
формирования. Вестник социально-политических наук, № 15, с. 37-40. Смольникова, Л. В. (2006) Ценностно-потребностная сфера личности старших подростков, склонных к агрессивному и просоциальному поведению Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Томск, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 27 с.
Соболев, С. И. (2013) К проблеме просоциального поведения в западной философской мысли. Сборник
научных трудов SWorld, т. 24, № 3, с. 43-46. Сотникова, Е. И., Кухтова, Н. В. (2020) Предикторы просоциального поведения подростков в зарубежных исследованиях. В кн.: И. М. Прищепа (ред.). Наука — образованию, производству, экономике. Материалы 72-й Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 20 февраля 2020 г. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, с. 361-362. Сочивко, Д. В. (2019) Факторная модель психодинамики просоциального поведения. NovaInfo.Ru, № 99, с. 117-120.
Тарасова, Т. В., Соболев, С. И. (2014) Эволюционная модель просоциального поведения. Гуманитарий:
актуальные проблемы науки и образования, № 3 (27), с. 23-27. Толочек, В. А. (2020) Континуум «задатки — способности — профессионально важные качества — компетенции»: открытые вопросы. Психологический журнал, т. 41, № 4, с. 32-45. https://doi.org/10.31857/ S020595920010427-5
Шермазанян, Л. Г. (2015) Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи. Консультативная психология и психотерапия, № 5, с. 257-289. https://doi.org/10.17759/ cpp.2015230512
Шлюбуль, Е. Ю. Синелькова, Н. А., Чашкова (Зайцева), О. Ю., Романова, М. Л. (2016) Современные модели и методы диагностики просоциального поведения волонтеров. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, № 3 (133), с. 259-263. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p259-263 Batson, C. D. (1987) Prosocial motivation: Is it ever truly altruistic? In: L. Berkowitz (ed.). Advances in experimental social psychology. Vol. 20. San Diego: Academic Press, р^ 65-122. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60412-8 Carlo, G., Hausmann, A., Christiansen S., Randal, B. A. (2003) Sociocognitive and behavioral correlates of a measure of prosocial tendencies for adolescents. The Journal of Early Adolescence, vol. 23, no. 1, рp. 107-134. https://doi.org/10.1177/0272431602239132 Davis, M. H. (1996) Empathy: A social psychological approach. Boulder, CO: Westview Press, 260 p. Donius, M. A. H. (1994) Instrumental caring inventory: The development of an instrument measuring caring as a three-dimensional construct. PhD dissertation (Education). Columbia, Teachers College Columbia University, 224 p.
Eisenberg, N., Fabes, R. A., Spinrad, T. L. (2006) Prosocial development. In: N. Eisenberg, W. Damon, R. M. Lerner (eds.). Handbook of child psychology. Vol. 3. Social, emotional, and personality development. 6th ed. New York: Wiley, рp. 646-718. https://doi.org/10.1002/9780470147658.chpsy0311 Hardy, S. A. (2005) Identity as a source of prosocial motivation in young adulthood. PhD dissertation (Philosophy).
Lincoln, The University of Nebraska, 105 р. Paola, N. R. (2005) Developing altruism and empathy in Ecuadorian college students: impact of a mandatory service-
learning course. PhD dissertation (Education). Boston, Boston University School of Education, 110 р. Zethren, K. E. (2002) A two-dimensional model of cognitive empathy: An empirical study. PhD dissertation (Philosophy). Los Angeles, University of Southern California, 126 р.
References
Artpenteva, M. R. (ed.). (2016) Pomogayushchee povedenie: tsennosti, smysly, modeli [Helping behavior: Values, meanings, models]. Kaluga: Ejdos Publ., 340 p. (Actual problems of practical psychology: Crisis, development, support. No. 1). (In Russian) Batson, C. D. (1987) Prosocial motivation: Is it ever truly altruistic? In: L. Berkowitz (ed.). Advances in experimental social psychology. Vol. 20. San Diego: Academic Press, рp. 65-122. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60412-8 (In English)
Bojko, O. P. (2016) Prosotsial'nist': sut' i potentsial u sotsial'no-pedagogichnij difl'nosti [Prosociality: Essence and potential in social and pedagogical activity]. Sotsial'na rabota v Ukraini: teoriya ipraktika — Social Work in Ukraine: Theory and Practice, no. 1-2, pp. 140-149. (In Ukrainian) Bresso, T. I. (2013) Sotsiokul'turnye determinanty prosotsial'noj motivatsii studentov sotsionomicheskikh professij [Sociocultural determinants of prosocial motivation of students in socionomic professions]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Moscow, Russian State Social University, 26 p. (In Russian) Carlo, G., Hausmann, A., Christiansen S., Randal, B. A. (2003) Sociocognitive and behavioral correlates of a measure of prosocial tendencies for adolescents. The Journal of Early Adolescence, vol. 23, no. 1, рp. 107-134. https://doi.org/10.1177/0272431602239132 (In English)
Davis, M. H. (1996) Empathy: A social psychological approach. Boulder, CO: Westview Press, 260 p. (In English) Donius, M.A.H. (1994) Instrumental caring inventory: The development of an instrument measuring caring as a three-dimensional construct. PhD dissertation (Education). Columbia, Teachers College Columbia University, 224 p. (In English)
Efimova, M. V., Bul'tseva, M. A. (2020) Vzaimosvyaz' individual'nykh tsennostej i prosotsial'nogo povedeniya v onlajn- i oflajn-kontekstakh [The relationship between individual values and prosocial behavior in online and offline contexts]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo — Social Psychology and Society, vol. 11, no. 1, pp. 107-126. https://doi.org/10.17759/sps.2020110107 (In Russian) Eisenberg, N., Fabes, R. A., Spinrad, T. L. (2006) Prosocial development. In: N. Eisenberg, W. Damon, R. M. Lerner (eds.). Handbook of child psychology. Vol. 3. Social, emotional, and personality development. 6th ed. New York: Wiley, pp. 646-718. https://doi.org/10.1002/9780470147658.chpsy0311 (In English) Eroshenkova, E. I. (2019) Prosotsial'naya napravlennost' pedagogicheskoj deyatel'nosti v sovremennoj nauke i obrazovanii: ot sushchnosti k soderzhaniyu [Prosocial orientation of pedagogical activity in modern science and education: From essence to content]. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya — Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, vol. 5, no. 2, pp. 3-16. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1 (In Russian) Gritsenko, V. V., Kovaleva, Yu. V. (2014) Svyaz' tsennostej kul'tury s normami i tipami prosotsial'nogo povedeniya russkikh i belorusov [Connection of cultural values with the norms and types of pro-social behavior of Russians and Belarusians]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 35, no. 4, pp. 56-67. (In Russian) Hardy, S. A. (2005) Identity as a source of prosocial motivation in young adulthood. PhD dissertation (Philosophy).
Lincoln, The University of Nebraska, 105 p. (In English) Ignatskaya, O. E. (2008) Osobennosti izucheniya komponentov prosotsial'noj napravlennosti lichnosti starsheklassnikov [Features of studying the components of the prosocial orientation of the personality of high school students]. Psikhologicheskij zhurnal, no. 4 (20), pp. 68-73. (In Russian) Il'in, E. P. (2013) Psikhologiya pomoshchi. Al'truizm, egoizm, empatiya [Psychology of help. Altruism, selfishness,
empathy]. Saint Petersburg: Piter Publ., 304 p. (In Russian) Ivanov, P. A. (2015) Ustanovka na prosotsial'noe povedenie kak soderzhanie nravstvennogo vospitaniya [Setting on prosocial behavior as the content of moral education]. Sotsiologiya — Sociology, no. 1, pp. 176-182. (In Russian)
Karyagina, T. D. (2009) Filosofskie i nauchnye konteksty problemy empatii [Philosophical and scientific contexts
of the problem of empathy]. Moskovskijpsikhoterapevticheskijzhurnal, no. 4 (63), pp. 50-74. (In Russian) Kazantseva, T. V., Mararitsa, L. V., Eritsyan, K. Yu. (2018) Teoreticheskie modeli prosotsial'nogo povedeniya v sfere zdorov'ya [Theoretical models of prosocial health behavior]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 187, pp. 146-159. (In Russian)
Kochetkov, I. G. (2006) Tvorcheskoe myshlenie v strukture professional'no vazhnykh kachestv psikhologa: na primere studentov-psikhologov [Creative thinking in the structure of professionally important qualities of a psychologist: On the example of psychology students]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Ulyanovsk, Ulyanovsk State University, 26 p. (In Russian) Kovaleva, Yu. V. (2012) Motivy pomogayushchego povedeniya i ikh svyaz' s samootnosheniem lichnosti [The motives of helping behavior and their relationship with the self-attitude of the individual]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal), no. 12 (20), article 18. (In Russian) Kovrigina, G. D. (2019) Osobennosti prosotsial'nogo povedeniya [Features of prosocial behavior]. Gumanitarnyj
vektor — Humanitarian Vector, vol. 14, no. 2, pp. 33-41. (In Russian) Kukhtova, N. V. (2011) Prosotsial'naya identichnost': teoretiko-issledovatel'skij poisk i prakticheskoe izuchenie (na primere adaptatsii metodiki k novym sotsiokul'turnym usloviyam) [Prosocial identity: Theoretical research search and practical study (on the example of adapting the methodology to new socio-cultural conditions)]. Vestnik MGLU. Seriya 2: Pedagogika, psikhologiya, metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov, no. 2 (20), pp. 43-52. (In Russian)
Kukhtova, N. V. (2014) Prosotsial'noe povedenie v strukture professional'no-vazhnykh kachestv spetsialistov, pomogayushchikh professij [Prosocial behavior in the structure of professionally important qualities of specialists helping professions]. Psikhologicheskij zhurnal, no. 3-4 (41-42), pp. 15-21. (In Russian) Kukhtova, N. V. (2018) Preobladayushchij tip prosotsial'nogo povedeniya v pomogayushchej professional'noj deyatel'nosti spetsialistov [The predominant type of pro-social behavior in the helping professional activity of specialists]. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya, no. 4 (12), pp. 92-97. (In Russian) Kukhtova, N. V. (ed.). (2020) Prediktory prosotsial'nogo povedeniya v sovremennykh issledovaniyakh: mezhkul'turnyj aspekt [Predictors of prosocial behavior in contemporary research: An intercultural aspect]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., 170 p. (In Russian) Kukhtova, N. V., Domoratskaya, N. V. (2011) Prosotsial'noe povedenie spetsialistov, orientirovannykh na okazanie pomoshchi: teoreticheskie osnovy i metodiki izucheniya [Prosocial behavior of help-oriented professionals: Theoretical foundations and research techniques]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., 48 p. (In Russian)
Kulishov, V. V. (2008) Psikhologicheskaya model'professional'no vazhnykh kachestv budushchego voennogopsikhologa [Psychological model of professionally important qualities of a future military psychologist]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Khabarovsk, Far Eastern State Transport University, 25 p. (In Russian) Lutsenko, S. I. (2018) Motivatsiya i prosotsial'noe povedenie rukovoditelya [Manager's motivation and pro-social
behavior]. Kadrovik, no. 10, pp. 80-86. (In Russian) Lyusina, N. V. (2013) Problema vybora egoisticheskogo i prosotsial'nogo povedeniya v situatsiyakh sotsial'noj dilemmy: sotsiologicheskij analiz [The problem of choosing egoistic and prosocial behavior in situations of social dilemma: A sociological analysis]. Vestniksotsial'no-politicheskikh nauk, no. 12, pp. 98-104. (In Russian) Mazur, Yu. O. (2008) Sotsial'no-psikhologicheskij trening lichnostnogo rosta kak sredstvo razvitiya prosotsial'nogo povedeniya [Socio-psychological training of personal growth as a means of developing pro-social behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, Yaroslavl State University named after P. G. Demidova, 26 p. (In Russian) Morozikova, I. V. (2018) Pokazateli chuvstvitel'nosti k spravedlivosti shkol'nikov kak prediktory prosotsial'nogo povedeniya [Markers of school students' sensitivity to justice as predictors of prosocial behavior]. Lichnost' v prostranstve i vremeni, no. 7, pp. 123-127. (In Russian) Myers, D. (1999) Social psychology. Saint Petersburg: Piter Publ., 688 p. (In Russian)
Nazina, G. A. (2011) Fenomen prosotsial'nogo povedeniya [The phenomenon of prosocial behavior]. In: Sovremennaya psikhologiya: teoriya i praktika. Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii 29-30 sentyabrya 2011 g. [Modern psychology: Theory and practice. Materials of the II International scientific and practical conference 29-30 September 2011]. Moscow: s. n., pp. 186-190. (In Russian) Nekrasova, M. V. (2011) Formirovanie prosotsial'nogo povedeniya u studentov vuza v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Formation of pro-social behavior among university students in the context of inclusive education]. Sotsial'naya politika i sotsiologiya — Social Policy and Sociology, no. 7 (73), pp. 254-260. (In Russian) Paola, N. R. (2005) Developing altruism and empathy in Ecuadorian college students: Impact of a mandatory service-learning course. PhD dissertation (Education). Boston, Boston University School of Education, 110 p. (In English) Petrenko, I. V. (2005) Professiya sotsial'naya rabota [The profession is social work]. Polyarnaya pravda, no. 31, pp. 12-15. (In Russian)
Serova, E. A. (2016) Prosotsial'noe povedenie molodezhi kak sotsiokul'turnyj fenomen i faktory ego formirovaniya [Prosocial behavior of young people as a sociocultural phenomenon and factors of its formation]. Vestnik sotsial'no-politicheskikh nauk, no. 15, pp. 37-40. (In Russian) Shermazanyan, L. G. (2015) Motivatsiya pomogayushchego povedeniya v kontekste zhitejskoj i professional'noj pomoshchi [Motivation of helping behavior in the context of everyday and professional help]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya — Counseling Psychology and Psychotherapy, no. 5, pp. 257-289. (In Russian) Shlyubul, E. Yu. Sinel'kova, N. A., Chashkova (Zajtseva), O. Yu., Romanova, M. L. (2016) Sovremennye modeli i metody diagnostiki prosotsial'nogo povedeniya volonterov [Modern models and methods for diagnosing the pro-social behavior of volunteers]. Uchenyezapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, no. 3 (133), pp. 259-263. https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p259-263 (In Russian) Smol'nikova, L. V. (2006) Tsennostno-potrebnostnaya sfera lichnosti starshikhpodrostkov, sklonnykh k agressivnomu i prosotsial'nomu povedeniyu [The value-needs sphere of the personality of older adolescents, prone to aggressive and prosocial behavior]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Tomsk, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 27 p. (In Russian) Sobolev, S. I. (2013) K probleme prosotsial'nogo povedeniya v zapadnoj filosofskoj mysli [On the problem of prosocial behavior in western philosophical thought]. Sborniknauchnykh trudov SWorld — Scientific Papers SWorld, vol. 24, no. 3, pp. 43-46. (In Russian) Sochivko, D. V. (2019) Faktornaya model' psikhodinamiki prosotsial'nogo povedeniya [Factor model of psychodynamics
of prosocial behavior]. NovaInfo.Ru, no. 99, pp. 117-120. (In Russian) Sotnikova, E. I., Kukhtova, N. V. (2020) Prediktory prosotsial'nogo povedeniya podrostkov v zarubezhnykh issledovaniyakh [Predictors of prosocial behavior of adolescents in foreign studies]. In: I. M. Prishchepa (ed.). Nauka — obrazovaniyu, proizvodstvu, ekonomike. Materialy 72-j Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii prepodavatelej, nauchnykh sotrudnikov i aspirantov, Vitebsk, 20 fevralya 2020 g. [Science — to education, production, economy. Proceedings of the 72nd Regional scientific and practical conference of teachers, researchers and postgraduates, Vitebsk, 20 February, 2020]. Vitebsk: Vitebsk State University named after P. M. Masherov Publ., pp. 361-362. (In Russian) Sventsitskij, A. L., Kazantseva, T. V. (2015) Povsednevnoe prosotsial'noe povedenie lichnosti kak nakoplenie sotsial'nogo kapitala [Everyday prosocial behavior of personality as accumulation of social capital]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika — Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, no. 2, pp. 45-55. (In Russian) Tarasova, T. V., Sobolev, S. I. (2014) Evolyutsionnaya model' prosotsial'nogo povedeniya [An evolutionary model of prosocial behavior]. Gumanitarij: aktual'nye problemy nauki i obrazovaniya — Humanitarian: Actual Problems of the Humanities and Education, no. 3 (27), pp. 23-27. (In Russian)
Tolochek, V. A. (2020) Kontinuum "zadatki — sposobnosti — professional'no vazhnye kachestva — kompetentsii": otkrytye voprosy [The continuum "inclinations — abilities — professionally important qualities — competencies": Open questions]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 41, no. 4, pp. 32-45. https://doi.org/10.31857/S020595920010427-5 (In Russian)
Zethren, K. E. (2002) A two-dimensional model of cognitive empathy: An empirical study. PhD dissertation (Philosophy).
Los Angeles, University of Southern California, 126 р. (In English) Zuj, I. I. (2018) Osobennosti proyavleniya tipov prosotsial'nogo povedeniya u budushchikh spetsialistov pomogayushchikh professij [Features of the manifestation of types of prosocial behavior in future specialists in helping professions]. In: E. V. Kotlyarova (ed.). Sovremennaya obrazovatel'naya psikhologiya v podgotovke spetsialistov pomogayushchikh professij: aktual'nye problemy teorii i praktiki okazaniya pomoshchi drugim. 20 noyabrya 2018 g., g. Mogilev [Modern educational psychology in the training of specialists in helping professions: topical problems of the theory and practice of helping others. 20 November, 2018, Mogilev]. Mogilev: Mogilev State University named after A. A. Kuleshova Publ., pp. 39-42. (In Russian)