Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В ПОВЕДЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СТИМУЛЯТОР ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ'

ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В ПОВЕДЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СТИМУЛЯТОР ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОМОГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИУМ / ЭМПАТИЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МИЛОСЕРДИЕ / EMPATHY / PROSOCIAL BEHAVIOUR / HELPING BEHAVIOUR / PERSONALITY / SOCIETY / EMPATHETIC POTENTIAL / CHARITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Ирина Викторовна, Серова Евгения Александровна

В статье представлен анализ взаимосвязи эмпатии и просоциального поведения. Анализируется влияние уровня развития эмпатии на особенности просоциального поведения в личностном развитии. Проводится теоретический анализ феномена эмпатии и его влияния на просоциальное поведение с точки зрения междисциплинарного подхода. Рассматриваются исследования феномена просоциального поведения в рамках современных психологических доктрин. В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение влияния уровня эмпатии на формирование просоциального (помогающего) поведения. Исследование проводилось методом личного интервью. Опрос проводился по районированной квотной выборке, репрезентированной в соответствии с половозрастной и образовательной структурой населения г. Ярославля (n = 500 чел.). К основным выводам исследования можно отнести вывод о низком уровне поведенческой эмпатии, характеризующейся готовностью сочувствовать и помогать, руководствуясь эмоциональным соучастием. Можно говорить о корреляции эмпатийного потенциала личности и ее альтруистической направленности. Эмпатийный потенциал дает возможность предсказывать поведенческие реакции личности в реальной обстановке и представляет собой детерминанту формирования просоциального поведения. Принадлежность личности к социуму определяется его эмоциональными связями и оказывает влияние на формирование просоциального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF EMPATHY IN THE BEHAVIOUR OF THE POPULATION AS A STIMULATOR OF PROSOCIAL BEHAVIOUR IN PERSONAL DEVELOPMENT

The article analyses the role of empathy in motivating prosocial behaviour. The influence of the level of empathy development on the features of prosocial behaviour in personal development is analysed. A theoretical analysis of the phenomenon of empathy and its impact on prosocial behaviour is carried out from the point of view of an interdisciplinary approach. Studies of the prosocial behaviour phenomenon in the framework of modern psychological doctrines are considered. The article presents the results of a study aimed at studying the influence of the level of empathy on the formation of prosocial (helping) behaviour. The study was conducted using a personal interview method. The survey was conducted on a zoned quota sample, represented in accordance with sex, age, and educational structure of the population of Yaroslavl. (n=500 people). The main conclusions of the study include the conclusion about a low level of behavioural empathy, characterised by a willingness to sympathise and help, guided by emotional participation. We can talk about the correlation of the empathic potential of the individual and its altruistic orientation. Empathic potential makes it possible to predict the behavioural reactions of a person in a real situation and is a determinant of the formation of prosocial behaviour. An individual's belonging to a society is determined by its emotional connections and influences the formation of prosocial behaviour.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В ПОВЕДЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СТИМУЛЯТОР ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ»

DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-86-91 УДК 316.62

Попова Ирина Викторовна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Серова Евгения Александровна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

феномен эмпатии в поведении населения как стимулятор просоциального поведения в личностном развитии

В статье представлен анализ взаимосвязи эмпатии и просоциального поведения. Анализируется влияние уровня развития эмпатии на особенности просоциального поведения в личностном развитии. Проводится теоретический анализ феномена эмпатии и его влияния на просоциальное поведение с точки зрения междисциплинарного подхода. Рассматриваются исследования феномена просоциального поведения в рамках современных психологических доктрин. В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение влияния уровня эмпатии на формирование просоциального (помогающего) поведения. Исследование проводилось методом личного интервью. Опрос проводился по районированной квотной выборке, репрезентированной в соответствии с половозрастной и образовательной структурой населения г. Ярославля (n = 500 чел.). К основным выводам исследования можно отнести вывод о низком уровне поведенческой эмпатии, характеризующейся готовностью сочувствовать и помогать, руководствуясь эмоциональным соучастием. Можно говорить о корреляции эмпатийного потенциала личности и ее альтруистической направленности. Эмпатийный потенциал дает возможность предсказывать поведенческие реакции личности в реальной обстановке и представляет собой детерминанту формирования просоциального поведения. Принадлежность личности к социуму определяется его эмоциональными связями и оказывает влияние на формирование просоциального поведения.

Ключевые слова: эмпатия, просоциальное поведение, помогающее поведение, личность, социум, эмпатийный потенциал, милосердие

Информация об авторе: Попова Ирина Викторовна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1769-8885, доктор социологических наук, доцент, зав. кафедрой социальных технологий, Ярославский государственный университет, г. Ярославль, Россия

E-mail: pivik@list.ru

Серова Евгения Александровна, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9159-8017, старший преподаватель кафедры социальных технологий, Ярославский государственный университет, г. Ярославль, Россия

E-mail: Serova85@yandex.ru

Дата поступления статьи: 10.09.2020

Для цитирования: Попова И.В., Серова Е.А. Феномен эмпатии в поведении населения как стимулятор просоциального поведения в личностном развитии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 86-91. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-86-91

irina V. popova

Yaroslavl State University

Evgeniya A. Serova

Yaroslavl State University

the phenomenon of empathy iN the BEHAViouR of the popuLATioN as a stimulator of prosocial behaviour iN personal development

The article analyses the role ofempathy in motivating prosocial behaviour. The influence ofthe level ofempathy development on thefeatures of prosocial behaviour in personal development is analysed. A theoretical analysis of the phenomenon ofempathy and its impact on prosocial behaviour is carried out from the point of view of an interdisciplinary approach. Studies of the prosocial behaviour phenomenon in the framework of modern psychological doctrines are considered. The article presents the results of a study aimed at studying the influence of the level of empathy on the formation ofprosocial (helping) behaviour. The study was conducted using a personal interview method. The survey was conducted on a zoned quota sample, represented in accordance with sex, age, and educational structure of the population of Yaroslavl. (n=500 people). The main conclusions of the study include the conclusion about a low level of behavioural empathy, characterised by a willingness to sympathise and help, guided by emotional participation. We can talk about the correlation of the empathic potential of the individual and its altruistic orientation. Empathic potential makes it possible to predict the behavioural reactions of a person in a real situation and is a determinant of the formation ofprosocial behaviour. An individual's belonging to a society is determined by its emotional connections and influences the formation of prosocial behaviour.

Keywords: empathy, prosocial behaviour, helping behaviour, personality, society, empathetic potential, charity

Information about the author: Irina V. Popova, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1769-8885, Doctor of Social Sciences, Associate Professor, head of the Department of social technologies, Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia

E-mail: pivik@list.ru

86

Вестник КГУ .J 2020

© Попова И.В., Серова Е.А., 2020

Yevgeniya A. Serova, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9159-8017, senior lecturer of the Department of social technologies, Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia E-mail: Serova85@yandex.ru Article received: September 10, 2020

For citation: Popova I.V., Serova Ye.A. The phenomenon of empathy in the behaviour of the population as a stimulator of prosocial behaviour in personal development. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 4, pp. 86-91 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-86-91

Изучение феномена эмпатии находится в предметном поле многих современных исследований. Тем не менее многие аспекты изучения данного явления требуют еще большего внимания и проработки. К таким аспектам можно отнести проблему изучения эмпа-тии как стимулятора различных форм помогающего поведения.

В контексте изучения просоциального поведения ряд исследователей предполагают, что по степени значимости особенно важным фактором такого поведения является именно эмпатия. Так, С.Ю. Болгов представляет эмпатию «в рамках первого компонента просоциального поведения» наряду с феноменом альтруизма и помогающего поведения» [Болгов: 162]. Во взаимоотношениях людей эмпатия отражает умение сочувствовать и сопереживать.

Термин «эмпатия» был введён в научный оборот в конце XIX века Э. Титченером. В переводе с греческого он означает «страсть, страдание», а с немецкого - «вчувствование». Е.П. Ильин определяет эмпатию как осознанное переживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания [Ильин: 55].

Научные разработки современных нейробиоло-гов подтверждают, что структура эмпатии представлена следующими составляющими: эмоциональная эмпатия (как биологическая реакция, позволяющая транслировать друг другу эмоциолнальный опыт), когнитивная эмпатия (умение видеть ситуацию глазами другого человека), эмпатическая забота (желание облегчить чужие страдания).

Исследователи Бостонского университета обнаружили связь просоциального поведения с биологическими факторами. По словам исследователей, поведение людей может быть связано с определенным генотипом. Один из авторов исследования Marlene Oscar-Berman подчеркивает необходимость учета биологических факторов на различные проявления социальной активности человека [Blum].

Исследования российских ученых относительно просоциального поведения немногочисленны. В.П. Кузьмина пишет: «Эмпатия как психологический феномен имеет достаточно длительную историю изучения в зарубежных исследованиях и сравнительно короткую в отечественных» [Кузьмина: 107]. Среди современных отчественных исследований особенное внимание привлекают ис-

следования Ю.В. Ковалевой, Л.В. Смольниковой, Т.И. Брессо, Ю.О. Мазур, поскольку в этих исследованиях ключевая роль отводится взаимосвязи ценностно-мотивационной сферы личности с последующими поведенческими характеристиками личности при взаимодействии в социуме.

Исследования феномена просоциального поведения в рамках современных психологических доктрин сводятся к трем основным направлениям. К первому направлению можно отнести исследования эмпатии, ко второму - альтруистического поведения и, наконец, к третьему - помогающего поведения.

Трактовок понятия «эмпатия» в современной социальной психологии достаточно много, и нет единого понимания сущности данного феномена. Большинство исследователей рассматривают эм-патию с точки зрения проявления человеком способности пропустить через себя эмоциональное состояние другого человека. Эта способность получила название эмоционального отклика.

В Большом толковом психологическом словаре А. Ребера эмпатия трактуется как «когнитивная осведомленность и понимание эмоций и чувств другого человека; викарная эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции или подражает им; принятие в собственном сознании роли другого человека» [Ребер: 513].

H.H. Обозов в основе эмпатии видит потребность личности в достижении собственного благополучия и в благополучии окружения. Это подталкивает личность к проявлению актов взаимопомощи и взаимоподдержки в общении [Кузьмина: 110].

В рамках второго направления в психологии исследуется феномен альтруизма. Этот феномен представляет собой нравственный принцип бескорыстного служения другому, выраженный готовностью идти на жертвы ради блага другого человека. В трактовке бихевиористов альтруизм отражает положительное подкрепление индивида в результате содеянного им доброго поступка.

Согласно исследованиям Ненси Айзенберг, про-социальное поведение обусловлено эмпатией и в то же время социально сконструировано [Eisenberg: 92].

Наметившаяся в последние несколько лет тенденция гуманизации взаимоотношений в человеческом социуме, на наш взгляд, связана с развитием эмпатии. Характер этих взаимоотношений обращает внимание на необходимость рассмотрения лич-

ности с позиции эмпатийного потенциала. Эмпа-тийный потенциал, в свою очередь, складывается в процессе взаимодействия личности с референтными группами, то есть в процессе социализации личности и ее самоидентификации. Такие зависимости приводят к выводу о том, что исследование феномена эмпатии требует междисциплинарного подхода. Интерес психологии сконцентрирован на исследовании психических механизмов процесса эмпатии, в центре внимания сам индивид. Для социологии в центре внимания находятся социальные группы, и интерес связан с социальным механизмом проявления эмпатии в этих группах.

С точки зрения междисциплинарного подхода уникальность феномена эмпатии обусловлена тем, что она выступает стимулом благоприятного межличностного взаимодействия, а в дальнейшем -просоциального поведения.

О.О. Полякова пишет: «Очевидно, что для любого общества важны ценности взаимопомощи, поддержки и других проявлений доброго отношения граждан друг к другу. Важнейшим вопросом является также понимание психологических детерминант, определяющих особенности просоци-ального поведения личности. Одной из таких детерминант считаются эмпатические особенности личности» [Полякова: 50].

Изучение феномена эмпатии как стимулятора просоциального поведения в личностном развитии в рамках социологии сконцентрировано на изучении ценностно-мотивационных ориентаций в массовом сознании. Индвивид изучается как единство биологического, психического и социального.

В российских психологических исследованиях феномен эмпатии рассматривается с точки зрения трех ее основных функций: отражения, регуляции и коммуникации.

С позиции отражательно-оценочной функции эмпатия помогает человеку взаимодействовать с окружением. Регулятивная функция эмпатии позволяет человеку управлять своими действиями под воздействием морально-этических ценностей социума. Относительно коммуникативной функции эмпатии И.М. Юсупов пишет: «Коммуникативная функция имплицитно включена в функцию отражения и регулирования. Последние две выступают в действительности как основные. Без включенности в них коммуникативная функция применительно к структуре эмпатии теряет всякий смысл» [Юсупов: 11].

В связи с трансформационными процессами, происходящими в российском обществе, феномен эмпатии претерпевает существенные изменения. Это связано, прежде всего, с деформацией системы ценностных ориентаций и разрушением доверия общества к социальным организациям. И. Приго-жин в рамках теории динамического хаоса говорит о таких последствиях потери социально-системной

устойчивости, как устойчивое доминирование иден-тичностей с узким кругом «своих», формированием локальных минисистем [Овшинов: 180]. Это обстоятельство подчеркивает необходимость изучения эмпатии как социально-обусловленного феномена, как стимулятора помогающего поведения.

Приведем результаты исследования, объектом которого было взрослое население г. Ярославля от 20 лет и старше. Данный опрос позволил авторам провести анализ состояния уровня эмпатии в массовом сознании: «Опрос проводился посредством личного интервью по районированной квотной выборке, репрезентированной в соответствии с половозрастной и образовательной структурой населения г. Ярославля (п = 500 чел.). Всего в опросе приняли участие 59,7 % женщин и 40,3 % мужчин. Распределение респондентов по возрасту следующее: 19,4 % - 20-29 лет; 15,4 % - 30-39 лет; 17,2 % - 40-49 лет; 4,5 % - 60-69 лет; 13,2 % - респонденты старше 70 лет» [Попова: 244].

Ответы на вопросы респондентов распределились следующим образом. На вопрос «Если у Вас просят милостыню, то каким образом вы чаще всего поступаете?» были даны ответы: стараюсь подать каждому просящему - 13,0 %; подаю милостыню, только если просят рядом с храмом и если просящий в трезвом виде - 6,9 %; подаю милостыню только просящему для детей - 9,4 %; перечисляю деньги на банковскую карту или в специальный ящик кладу для сбора средств - 3,8 %; подаю милостыню посредством смс - 8,1 %; не подаю милостыню, так как не доверяю просящим - 24,9 %; не имею возможности совершать подаяния - 6,7 %; помогаю только людям с ограниченными возможностями - 7,2 %; нет ответа - 20,0 %.

Полученные в ходе интервью ответы характеризуют степень развитости эмпатии. Результаты исследования показывают, что 13 % из числа респондентов готовы проявить эмпатию вне зависимости от условий и происходящей ситуации. При этом четверть опрошенных не высказали желания кому-то помочь, а каждый пятый респондент отказался от ответов на вопросы. Это дает возможность сделать вывод о низком уровне поведенческой эмпатии, характеризующейся готовностью сочувствовать и помогать, руководствуясь эмоциональным соучастием. Причина - в уровне доверия в обществе. Большой урон развитию феномена эмпатии был нанесен в начале 90-х годов, когда на фоне резкого обеднения населения в обществе сформировался «нищенский бизнес». Криминальные структуры организовали получение доходов от специально подобранных людей, которые становились «профессиональными нищими». Средства массовой информации публиковали большое количество расследований, разоблачающих данный бизнес. Это сформировало недоверие общества ко всем, кто просит милостыню, и резко снизило уро-

вень эмпатии. Эти результаты лишний раз доказывают тот факт, что следствия социальных процессов, оказывающих влияние на массовое сознание, носят длительный характер. И.В. Попова подчеркивает: «Отсутствие эмпатии к окружающим порождает еще одну негативную для общества тенденцию: разрушению социальной консолидации и социальной солидарности» [Попова: 253].

Далее на вопрос интервью о готовности выполнять какую-либо общественно полезную работу без материального вознаграждения ответы респондентов распределились следующим образом: были бы готовы независимо ни от каких условий -13,8 %; были бы готовы с учетом того, сколько времени пришлось бы на это потратить - 19,2 %; согласились бы в зависимости от характера выполняемой работы - 38,6 %; в зависимости от того, кто предложил бы выполнить работу, - 10,3 %; ни при каких обстоятельствах не готовы бы были выполнять работу безвозмездно - 7,2 %; затруднились ответить - 10,9 %.

Таким образом, количество бескорыстных, готовых помогать без всяких условий, составило 13,8 %, что совпадает с количеством подающих милостыню любому нуждающемуся. Это подтверждает вывод об уровне эмпатии в обществе как низком.

С учетом междисциплинарного характера изучения феномена эмпатии, необходимо обращать внимание на то обстоятельство, что между участниками любого сообщества (как и социума в целом) формируются взаимные обязательства, основанные на общности интересов, ценностей, норм и морали, общих условий жизнедеятельности. Социальная психология характеризует человеческое сообщество присутствием в нем специфической и выраженной посредством эмоций и чувств привязанности членов сообщества к общему делу. Это обстоятельство является механизмом формирования идентичности и стимулятором морального действия. А благодаря эмпатии индивид разделяет эмоциональное состояние этого сообщества.

Данный механизм отражается в ответах респондентов на вопрос: «Если бы у вас появились "лишние" деньги, на что бы вы их пожертвовали?»

Готовность пожертвовать деньги на детские дома выразили 67,9 % в обязательном порядке, в зависимости от обстоятельств - 28,7 %. Не стали бы жертвовать деньги на детские дома 3,4 % из числа опрошенных.

Желание пожертвовать «лишние деньги» на дома престарелых проявили 50,1 % (обязательно), в зависимости от обстоятельств - 42,1 %. Не стали бы жертвовать 7,8 % из числа опрошенных.

Пожертвовать «лишние» деньги на восстановление храма оказались готовы 44,1 % (обязательно) и 39,4 % - в зависимости от обстоятельств. И 16,5 % из числа опрошенных не стали бы жертвовать ни при каких обстоятельствах.

На лечение ребенка или взрослого готовы были пожертвовать «лишние» деньги обязательно 77,7 % и 51,7 %, в зависимости от обстоятельств - 18,3 % и 44,5 % из числа опрошенных соответственно. Не согласились бы пожертвовать «лишние» деньги на лечение ребенка - 2 % и взрослого - 3,8 % из числа опрошенных.

На приют для животных пожертвовали бы «лишние» деньги 41,6 % из числа опрошенных обязательно и 42,3 % - в зависимости от обстоятельств. Не стали бы жертвовать деньги на приюты для животных 16,1 % из числа опрошенных.

Также респондентам была предложена вероятность потратить «лишние» деньги на помощь пострадавшим от стихийного бедствия. Ответы о готовности сделать такие пожертвования распределились следующим образом: конкретному знакомому человеку оказались готовы помочь 64,8 % обязательно, 31,4 % - в зависимости от обстоятельств, не стали бы жертвовать деньги - 4,2 % из числа опрошенных; конкретному незнакомому человеку - 22,5 % обязательно пожертвовали бы, 60,6 % - пожертвовали бы в зависимости от обстоятельств, 16,89 % - не стали бы жертвовать. Таким образом, можно сделать вывод, что проявлять помогающее поведение к незнакомым людям респонденты готовы намного меньше, чем к знакомым. То же самое можно сказать о готовности жертвовать на общественные дела. Интересен тот факт, что помогать животным по результатам опроса оказалось готово большее количество респондентов, чем готовых жертвовать деньги для незнакомых людей. Это, на наш взгляд, говорит о достаточно низком доверии людей друг другу, несмотря на желание помочь кому-то беззащитному.

Т.П. Гаврилова дает определение эмпатии как «специфической способности человека отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет» [Гаврилова:4]. Эмпатия, по ее мнению, возникает при непосредственном восприятии переживания другого.

Ответы на вопрос о мотивации людей выполнять какую-либо общественно полезную работу без материального вознаграждения позволил произвести вербальную фиксацию проявления эмпатии по отношению к окружающим людям. На вопрос «Что было бы для Вас самым важным условием при выполнении такой работы?» были получены следующие результаты: «вырасти» в глазах окружающих, завоевать их уважение - 9,7 %; получить уважение в кругу близких и друзей - 2,9 %; получить самоуважение - 16,1 %; возможность оказать кому-то реальную помощь - 53,0 %; милосердие - 10,4 % опрошенных. При этом никогда не стали бы выполнять такую работу 7,9 % из числа опрошенных.

Из полученных данных видно, что на вербальном уровне каждому второму важно кому-то по-

Таблица 1

Оценка состояния российского социума населением г. Ярославля (% от числа опрошенных п = 500)

Качество Свойственно Не свойственно затрудняюсь ответить

индивидуализм 61,5 16,0 22,5

милосердие 51,7 31,4 16,9

равнодушие 44,3 33,0 22,7

общинность 26,7 45,7 27,6

самопожертвование 24,5 56,1 19,4

бескорыстие 23,6 51,4 24,9

безразличие к близким 19,4 61,9 18,7

мочь. Каждый десятый считает себя человеком, для которого свойственно проявлять милосердие. Это означает, что в обществе есть потенциал для повышения уровня эмпатии. Каждый человек, живущий в социуме, обладает определенным эмпа-тийным потенциалом, который включает в себя совокупность нравственных убеждений, ценностей и личностного отношения людей к ним, выраженным готовностью к помогающему поведению.

Таким образом, можно говорить о корреляции эмпатийного потенциала личности и ее альтруистической направленности. Эмпатийный потенциал дает возможность предсказывать поведенческие реакции личности в реальной обстановке и представляет собой детерминанту формирования про-социального поведения. Е.С. Гончаренко пишет: «Эмпатийный потенциал человека определяется тем, в какой степени его эмпатия отличается сбалансированностью и выраженностью ее компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого» [Гончаренко: 203].

Для выявления поведенческого компонента эм-патийного потенциала был выбран такой показатель, как готовность к безвозмездному труду. Для этого респондентам был задан вопрос: «Готово ли, на Ваш взгляд, современное российское общество к массовому добровольчеству?» Результаты распределились следующим образом: о неготовности современного российского общества к массовому добровольчеству высказали мнение 29,1 % из числа опрошенных; об увеличении количества «готовых» к массовому добровольчеству людей - 29,2 % опрошенных; о недостаточной организации добровольчества высказали мнение 9,8 % опрошенных. О том, что люди готовы помогать только тем, кого знают лично, сообщили 23,4 % респондентов; о том, что в нашем обществе нет опыта участия в такой деятельности, - 8,5 %.

Одинаковое количество людей считают, что неготовность связана с индивидуализацией общества и столько же согласны с тем, что не готово, но отмечают тенденцию к их увеличению. Этот результат подчеркивает, что причина неготовности общества к массовому добровольчеству заключается в низком уровне доверия людей друг к другу.

Кроме того, этот результат позволяет сделать вывод о феномене эмпатии как стимуляторе просоци-ального поведения в личности.

Для фиксации оценки самим обществом состояния российского социума по показателям, входящим в характеристику эмпатийного потенциала, в исследовании задавался вопрос: «С Вашей точки зрения, свойственны ли большинству сегодняшних россиян следующие качества?» Ответы распределились следующим образом (см. табл.1).

Таким образом, такие качества, как самопожертвование, бескорыстие, общинность не свойственны современному обществу. Эти результаты заставляют нас обратить внимание на то, что понятие эмпатии тесно связано с морально-нравственным состоянием людей. Это качество личности, которое необходимо воспитывать. Эмпатийный потенциал напрямую связан со структурой личности индивида, системой его ценностей.

Ответы опрошенных людей отражают тенденцию разрушения общинности и роста индивидуализма. На вопрос: «Сохранилась ли, на Ваш взгляд, в российском обществе общинность, которая была в прежние годы, до сегодняшнего дня?» ответы распределились таким образом: да, российское общество по-прежнему общинное, поскольку люди всегда готовы прийти на помощь друг другу - 28,5 %; нет, российское общество разрозненно, каждый человек решает проблемы сам по себе, никто не помогает никому, кроме себя и своей семьи - 71,5 %.

Таким образом, развитие личности и такого личностного образования, как феномен эмпатии, определяется деятельностно-опосредованным типом взаимоотношений, складывающихся в социальном взаимодействии. Принадлежность личности к социуму определяется его эмоциональными связями и оказывает влияние на формирование просоциального поведения. Эмпатия - это особый личностный феномен, специфическая форма социальной перцепции. Эмпатическое поведение имеет социальный характер и является условием для человеческих отношений как стимулятор просоци-ального поведения в личностном развитии.

Список литературы

Болгов С.Ю. Теоретические основы изучения просоциального поведения и его компонентов // Приоритетные направления развития науки и образования. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 161-163.

Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 1977. 178 с.

Гончаренко Е.С. Эмпатийный потенциал педагога как условие гуманизации психики субъектов образовательного пространства // Личностно развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: РГППУ, 2005. С. 202-204.

Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб., 2013. 304 с.

Кузьмина В.П. Теоретический аспект исследования эмпатии как актуальная проблема современной психологии // Вестник ВятГУ 2007. № 17. С. 107-112.

Овшинов А.Н. Социальный порядок и хаос -динамическое равновесие (синергетический подход) // Гуманитарий Юга России. 2018. № 2. С. 181-194.

Полякова О.О. Исследование взаимосвязи эмпа-тии и просоциального поведения личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. 160 с.

Попова И.В. Ослабление консолидационно-го потенциала социума как фактор системного кризиса социальной солидарности // Социальные и гуманитарные знания. Ярославль: ЯрГУ, 2018. № 4 (16). С. 242-254.

Ребер А. Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева. М.: АСТ: Вече, 2001. 560 с.

Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1995. 255 с.

Blum K. Genospirituality: Our Beliefs, Our Genomes, and Addictions: Thompson B., Oscar-Berman M., Giordano J., Braverman E., Femino J., Barh D., Downs W., Smpatico T., Schoenthaler S. J Addict Res Ther, 2013, Oct 10, 5 (4), pp. 162. DOI: 10.4172/2155-6105.1000162.

Eisenberg N. The relation of altruism and other moral behaviors to moral cognition: Methodological and conceptual issues. N. Y., 1982, February 1987, Psychological Bulletin 101 (1), pp. 91-119. DOI: 10.1037/0033-2909.101.1.91

References

Bolgov S.Ju. Teoreticheskie osnovy izuchenija prosocial'nogo povedenija i ego komponentov [Theoretical foundations for the study of prosocial

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

behavior and its components]. Prioritetnye napravlenija razvitija nauki i obrazovanija [Priority areas for the development of science and education]. Penza, Science and Education Publ., 2019, рр. 161— 163. (In Russ.)

Gavrilova T.P. Jempatija i ee osobennosti u detej mladshego i srednego shkol'nogo vozrasta [Empathy and its features in children of primary and secondary school age]: dis. ... kand. psihol. nauk. Moscow, 1977, 178 p. (In Russ.)

Goncharenko E.S. Jempatijnyj potential pedagoga kak uslovie gumanizacii psihiki sub"ektov obrazovatel'nogo prostranstva [Empathic potential of a teacher as a condition for humanizing the psyche of subjects of the educational space]. Lichnostno razvivajushheeprofessional'noe obrazovanie [Personal development professional education]. Yekaterinburg, RGPPU Publ., 2005, pp. 202-204. (In Russ.)

Il'in E.P. Psihologijapomoshhi. Al'truizm, jegoizm, jempatija [Psychology of help. Altruism, selfishness, empathy]. Saint Petersburg, 2013, 304 p. (In Russ.)

Kuz'mina V.P. Teoreticheskij aspekt issledovanija jempatii kak aktual'naja problema sovremennoj psihologii [The theoretical aspect of the study of empathy as an important problem of modern psychology]. Vestnik VjatGU [Bulletin Of Vyatgu], 2007, № 17, pp. 107-112. (In Russ.)

Ovshinov A.N. Social'nyj porjadok i haos -dinamicheskoe ravnovesie (sinergeticheskij podhod) [Social order and chaos - dynamic equilibrium (synergistic approach)]. Gumanitarij Juga Rossii [Humanities Of The South Of Russia], 2018, № 2, pp. 181-194. (In Russ.)

Poljakova O.O. Issledovanie vzaimosvjazi jempatii i prosocial'nogo povedenija lichnosti [Research on the relationship between empathy and prosocial behavior]. Sborniki konferencij NIC Sociosfera [Collections of SIC Sociosphere conferences]. Prague, Vedeckovy davatelske centrum «Sociosfera-CZ» Publ., 2013, 160 p. (In Russ.)

Popova I.V. Oslablenie konsolidacionnogo potenciala sociuma kak faktor sistemnogo krizisa social'noj solidarnosti [Weakening of the consolidation potential of society as a factor of the systemic crisis of social solidarity]. Social'nye i gumanitarnye znanija [Социальные и гуманитарные знания]. Yaroslavl, YSU Publ., 2018, № 4 (16), pp. 242-254. (In Russ.)

Reber A. Bol'shoj tolkovyjpsihologicheskij slovar' [Large explanatory psychological dictionary], per. s angl. E.Ju. Chebotareva. Moscow, AST Publ., Veche Publ., 2001, 560 p. (In Russ.)

Jusupov I.M. Psihologija jempatii (teoreticheskie i prikladnye aspekty) [Psychology of empathy (theoretical and applied aspects)], dis. ... dokt. psihol. nauk. Saint Petersburg, 1995, 255 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.