Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/26PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Смык Ю.В., Кудрявцева А.А. Социальные установки юношей и девушек в отношении просоциального поведения // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Smyk Iu.V., Kudryavtseva A.A. (2019). Social attitudes of boys and girls in relation to prosocial behavior. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN419.pdf (in Russian)
УДК 316.627 ГРНТИ 15.31.31
Смык Юлия Викторовна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6567-5151 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=439044
Кудрявцева Алена Андреевна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия
Студентка 4 курса E-mail: [email protected]
Социальные установки юношей и девушек в отношении просоциального поведения
Аннотация. В статье рассматривается проблема просоциального поведения -поведения, направленного на благо других людей и непредполагающего ответной помощи и выгоды для себя. Проблемой исследования является выделение социальных детерминант, обуславливающих этот особый тип человеческого поведения. В основу исследования положены теоретические идеи отечественной психологии о детерминированности личности ее социальными отношениями и самодетерминированности личности, в следствие ее активной жизненной позиции.
Авторами представлен анализ подходов к определению и пониманию природы просоциального поведения. Делается общий вывод о том, что в научной литературе «просоциальное поведение» является интегральным термином, включающим в себя многие проявления личности в части её индивидуальной и социальной природы. Отдельно отмечается, что психологическое содержание «просоциального поведения» раскрывается через мотивацию и социальные установки, определяющие проявление и направленность конструктивной деятельности, полезной для других людей или социума. Проанализированы положительные и отрицательные стороны просоциального поведения, реализуемого в контексте «честных поступков», эгоистической мотивации, смысловых альтруистических установок. Затронуты вопросы возможного отрицательного влияния просоциальной мотивации на профессиональную деятельность.
https:// mir-nauki. com
Статья содержит результаты исследования различий в социальных установках просоциального поведения юношей и девушек. В ходе исследования доказывалось предположение о большей эмоциональности просоциального поведения девушек и прагматичности установок просоциального поведения у юношей. Результаты исследования позволяют авторам прийти к выводу, что для современного молодого поколения просоциальное поведение является естественной формой социальной активности и совершается в соответствие с внутренне принятыми нормативными ценностями. В нем преобладают установки на анонимность. Но «истинное», не предполагающее ответной благодарности, просоциальное поведение требует развития в юношеской группе через повышение эмпатийности межличностных отношений.
Ключевые слова: просоциальное поведение; социальные установки; просоциальная личность; альтруистическое поведение; эгоизм; эмпатийность; мораль справедливости; мораль заботы
Установка на просоциальное поведение - поведение, направленное на благо другого человека, - это актуальный предмет изучения для современной психологической науки. Актуальность подобного рода исследований определяется, во-первых, недостатком научных работ в этом направлении. Психологические исследования в области социальных установок, в большинстве своем, ориентированы на антисоциальное и девиантное поведение, т. е. поведение, не соответствующее социальным нормам и не направленное на благо социальных групп. Во-вторых, актуальность изучения просоциального поведения связана с крайне важной для психологической науки проблемой соотношения социального и индивидуального в личности, процессов социализации и индивидуализации. Вопросы социальной либо индивидуальной ориентированности человека в его отношениях с окружающим миром поднимались в трудах А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Асмолова, Л.И. Анцыферовой и других психологов. В современных условиях Я-центрированности, в условиях устремленности людей к личным достижениям и индивидуализированному успеху понимание внутренних механизмов просоциального поведения, обеспечивающего направленность личности на других и действия в интересах другого человека, становится чрезвычайно важным. Не менее актуальным обращение к данной проблеме делает и тот факт, что по сей день понимание различий в просоциальном поведении юношей и девушек (возрасте, наиболее сензитивном к формированию социальных ценностей) не достигло должного уровня изученности в современной психологии личности.
Проблемой исследования является выделение социальных детерминант, обуславливающих особый тип человеческого поведения - просоциальное поведение, и выявление различий в установках на просоциальное поведение со стороны юношей и девушек.
В основу исследования положены теоретические идеи отечественной психологии о детерминированности личности ее социальными отношениями (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) и самодетерминированности личности в следствие ее активной жизненной позиции: «Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости...» [1, с. 57].
Термин «просоциальное поведение» в психологической литературе является характеристикой активности человека, общественной по своему характеру. В литературе можно встретить близкие по значению понятия: «помогающее поведение», «альтруистическое поведение», - описываемые через измерения эмпатии, помощи, содействия, бескорыстности. Термин «помогающее поведение» обычно используется для обозначения ситуации, когда оказание помощи не влечет за собой издержек или рисков для помогающего человека, тогда
https:// mir-nauki. com
как «альтруистическое поведение» предполагает определенный риск или затраты [2; 3]. Е. Staub, разделяя понятия просоциального и альтруистического поведения, уточняет, что просоциальное поведение может содержать элемент выгоды, как для производящего действие, так и для принимающего его, например, поведение-кооперация. Альтруизмом же он считает только те действия, которые направлены на интересы другого, без ожидания собственной выгоды [4].
Во взглядах психологов единого подхода к определению и пониманию природы просоциального поведения не существует. Хвостов А.А. выделяет три направления, сложившиеся в интерпретации просоциального поведения: социобиологический, индивидуалистский и межличностный подходы [5].
Представители социобиологического подхода объединяют понятия помогающего и просоциального поведения единым термином - альтруизм. Альтруистическое поведение объясняется ими в понятиях врожденных или генетических тенденций. Альтруизм - есть следствие естественного отбора, поскольку увеличивает возможность индивида либо его родственников к воспроизведению потомства. Альтруистическое поведение сохраняется только в следствие его пользы для выживания биологического вида. В противном случае, оно было бы атавистичным и отсутствовало бы в видовом поведенческом наборе реакций [6].
Индивидуалистский или личностный подход рассматривает просоциальное поведение с точки зрения склонности индивида к оказанию помощи. При этом стремление человека оказывать помощь другим может быть либо генетически обусловленной функцией, либо следствием социального научения. В рамках этого направления выделяют две группы личностных теорий альтруизма: одни объясняют альтруистическое поведение в терминах настроения или эмоциональных состояний (хорошее настроение способствует, а плохое -препятствует), а другие утверждают, что альтруизм определяется устойчивыми характеристиками личности.
Из теорий этого направления представляется интересной модель аффективной зарядки, которая была разработана Г. Боуэром и Д. Форгасом. Согласно этой модели, роль настроения в информационных процессах объясняется избирательной активацией, которая обращается к памяти о схожих переживаниях. Хорошее настроение является первым звеном последовательности, вызывая позитивные мысли, а затем и позитивно настроенные поступки, которые и являются, собственно, просоциальным поведением [7].
Иной точки зрения придерживается Н. Шварц в теории «аффект как информация». Настроение не запускает напрямую просоциальное поведение, а выполняет промежуточную функцию, изменяя оценочное (опасное - безопасное) восприятие мира человеком. В ситуации опасности человек в первую очередь думает о себе, безопасное восприятие мира - шаг к просоциальным поступкам. Более того, в ситуациях, оцениваемых человеком как опасные, возрастает личная центрированность поступков и действий, которая в отдельных случаях может провоцировать асоциальное поведение [8].
М. Карлсоном и Н. Миллером было доказано инициирующее действие негативных эмоций, в частности, чувства вины на склонность к оказанию помощи [7]. Стремление помогать при отрицательном эмоциональном настрое уменьшается у детей и увеличивается у взрослых (но не так сильно, в сравнении с присутствующим чувством вины).
Сторонники межличностного подхода основное внимание уделяют взаимозависимости людей, полагая, что просоциальные действия являются вариантом обменных отношений между людьми. При этом поверхностность межличностных отношений, в отличие от их глубины, ориентирует людей на следование личной индивидуальной выгоде.
В качестве личностных детерминант просоциального поведения сторонники межличностного подхода называют социальную ответственность (внутренний локус контроля) и эмпатию. Социальная ответственность и внутренний локус контроля способствуют возникновению чувства необходимости оказать помощь, высокая эмпатия помогает лучше понять нужды других людей. Еще одним свойством, присущим просоциальной личности, является вера в справедливость мироустройства, выражающая представление о том, что в целом, люди получают то, чего они заслуживают [9].
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что просоциальное поведение -интегральный термин, включающий в себя многие проявления личности в части её индивидуальной и социальной природы. Под просоциальным поведением понимается помогающее поведение, оказание помощи другому человеку, проявление направленной активности с целью пользы или выгоды для другого, при этом не предполагающее ответной помощи и/или выгоды для себя [10, с. 3]. Просоциальное поведение может являться следствием эмоциональных реакций и переживаний, может определяться некоторыми социальными характеристиками личности, моральными нормами, личностными мотивами, зависит от качества взаимоотношений между людьми, восприятия ситуации.
Психологическое содержание «просоциального поведения» раскрывается через мотивы и мотивацию, определяющие проявление и направленность конструктивной деятельности, полезной для других людей или социума. Психологами отмечается, что мотивы просоциального поведения могут существенно различаться: начиная от чувства долга и подчинения при требовании или угрозе и заканчивая моральными обязательствами, жаждой благодарности и просто уважению социальным ценностям [11].
В исследованиях О.Д. Стаматиной было выделено три вида мотивации устойчивого честного поведения, которое трактуется как просоциальная черта личности, отражающая уровень ее социальной зрелости [12]. Необходимость честного поведения может обосновываться, в одном случае, утилитарно-практическими побуждениями (потому что нечестных лишают доверия, не уважают и т. п.); в другом случае, необходимость быть честным связывается человеком с самопожертвованием ради общественных ценностей; третьи честность принимают как самостоятельную ценность, безотносительно к возможным последствиям, полностью осознавая личное и общественное значение этого действия. В зарубежных исследованиях был выявлен внутренний психологический механизм честных поступков: просоциальное поведение, основанное на честности, опосредуется проявлением чувства вины и осознанием последствий такого поведения [13]. Так же просоциальное поведение коррелирует с такой личностной чертой, как смирение.
В исследованиях Л.Н. Антилоговой обсуждается точка зрения, согласно которой в основе альтруистического поведения лежит эгоистическая мотивация. Предполагается, что мотив самоуважения, производный от нормативного воспитания, определяет самооценку и личностные идеалы. Реализуя направляемое этим мотивом просоциальное поведение, человек стремится ликвидировать (или избежать) моральный дисбаланс. Такой тип просоциального поведения сохраняет эгоцентрическую ориентацию личности, которая стремится получить внутреннюю «моральную награду» за свой поступок [14].
В зарубежных исследованиях имеются данные об отрицательном влиянии просоциальной мотивации на профессиональную деятельность. В частности, в исследованиях Kibler E., Wincent J., Kautonen T. и других авторов обосновывается, что просоциальная ориентированность является негативным стрессовым фактором субъективного благополучия предпринимателей, поскольку коммерческие и просоциальные цели прямо противоположны. Успешность предпринимателя в просоциальной деятельности возможна лишь в ситуации полной его автономии и независимости от других людей [15].
Подобная неопределенность во взглядах на мотивы просоциального поведения делает актуальным вопрос исследования его установок как неких субъективных ориентаций индивидов на те или иные ценности, предписывающие им определенные социально принятые способы поведения.
Проблема социальных установок в отношении просоциального поведения впервые была поднята К. Гиллиган. В своих исследованиях она выделяет два основных типа моральной ориентации - нормативный и эмпатийный. В первом типе реализуется установка на соблюдение справедливости, представлений о ней в данной социальной среде. Этот тип ориентации характерен, в большей степени, для мужчин. Во втором случае, реализуется установка на заботу. Этот тип, в большей мере, присущ женщинам [16].
В отечественной психологии сильны представления об иерархической уровневой природе установки как психологическом механизме стабилизации деятельности и поведения человека. Согласно А.Г. Асмолову, выделившему четыре уровня установочной регуляции деятельности: уровень смысловых установок, уровень целевых установок, уровень операциональных установок и уровень психофизиологических механизмов, - ведущим в иерархической структуре регуляции сложных форм поведения является уровень смысловых установок [17]. Поэтому реализация просоциального поведения, как сложной формы социальной активности личности, по мысли Л.Н. Антилоговой, осуществляется через смысловые альтруистические установки, которые отчетливо выявляются в неопределенных ситуациях деятельности и поведения человека, где ему предоставляется возможность выбора специфических для него способов реагирования [14]. В неопределенной ситуации личностный смысл побуждает субъекта к готовности действовать в соответствие с его ценностными ориентациями и преобладающими тенденциями, которые разнятся у разных людей при общей альтруистической направленности их поведения.
Проведенное нами исследование различий в социальных установках просоциального поведения юношей и девушек проводилось в г. Иркутске, выборка исследования составила 52 человека и была сформирована из учеников 10-11-ых классов, в возрасте от 16 до 18 лет. В группу девушек вошло 30 человек (54,5 %), группа юношей состояла из 22 человек (45,5 %).
В контексте исследования нами было выдвинуто предположение о большей эмоциональности просоциального поведения девушек и прагматичности установок просоциального поведения у юношей, что в исследовании и удалось подтвердить. С целью изучения социальных установок в просоциальном поведении юношей и девушек нами использовался следующий пакет психодиагностических методик:
• Методика измерение просоциальных тенденций Г. Карло и Б.А. Рэндалл.
• Методика «Справедливость-забота» С.В. Молчанова.
• Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат».
• Методика исследования эмпатии И.М. Юсупова.
• Методика «Социальные нормы просоциального поведения» И.А. Фурманов, Н.В. Кухтова.
Данные методики позволили выявить в установках просоциального поведения выраженность эмпатических тенденций, морально-ценностных норм и «истинного альтруизма».
В ходе проведения исследования социальных норм просоциального поведения нами были выявлены общие социальные нормы, присущие юношам и девушкам (рис. 1).
Рисунок 1. Доминирующие социальные нормы просоциального поведения юношей и девушек (составлено авторами)
Из рисунка 1 можно видеть, что у обеих групп в просоциальном поведении присутствует установка на нормы социальной ответственности, взаимности и справедливости. Основным различием является более сильная установка на норму затрат-вознаграждений у юношей (t = 2,42; р = 0,019), что может говорить о их более высокой прагматичности и ориентированности на полезный результат в ситуации оказания помощи.
Стоит отметить, что просоциальное поведение девушек отличается большей эмоциональностью (t = 2,41; р = 0,019 по методике Г. Карло и Б.А. Рэндалл). Этот факт объясняется большей развитостью эмпатийных тенденций девушек: нормативный уровень эмпатии у девушек составил 77 %, а у юношей - лишь 45 %.
У юношей и девушек доминирующими являются установки на анонимность просоциального поведения, т. е. отсутствие необходимости оценки помогающего поведения со стороны, совершение действий в соответствие с внутренне принятыми нормативными ценностями.
Интересными являются данные о выраженности у юношей и девушек социально-психологических установок, направленных на «процесс-результат» и «альтруизм-эгоизм» (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты исследования социально-психологических установок, направленных на «процесс-результат» и «альтруизм-эгоизм» (составлено авторами)
Сравнивая пару установок процесс - результат, можно видеть их выраженность в женской части выборки, причем, ориентированность в просоциальном поведении на процесс у девушек проявляется ярче (t = 4,35; р = 0,001). В паре альтруизм и эгоизм среди девушек преобладает социальная установка на альтруизм (t = 2,47; р = 0,017), что свидетельствует об их склонности действовать на пользу другим, часто, в ущерб себе. В то же время, у юношей преобладает установка на эгоизм (t = 2,42; р = 0,019), что говорит о большей сосредоточенности юношей на своих личных интересах и отсутствии стремления оказывать безвозмездную помощь. Реализация юношами просоциального поведения связана с ориентацией на взаимную помощь и на получение ответной благодарности, либо сразу, любо в ближайшем будущем.
Установки действовать в просоциальном поведении в соответствие с нормами морали и справедливости (долженствование) либо, исходя из заботы, изучалась нами с помощью методики «Справедливость-забота» С.В. Молчанова, шкалы которой интерпретируются автором с учетом теорий морального развития личности Л. Колберга, К. Гиллиган и Н. Айзенберг [18]. При этом нужно понимать, что действия с позиции справедливости всегда предполагают ориентированность в просоциальном поведении на социум, социальные оценки. Мораль справедливости ориентирована на когнитивные составляющие морального сознания. Тогда как выраженность показателя «заботы» в просоциальном поведении связана с выражением чувств, любви и внимания в человеческих отношениях. Принцип заботы сконцентрирован на сочувствии и сопереживании другому человеку [19]. Данные юношей и девушек, полученные по этим критериям, представлены на рис. 3.
Анализ рисунка 3 позволяет отметить, что в просоциальном поведении обеих групп присутствуют два вида установок: и справедливость, и забота, - которые выражены примерно в одинаковых пропорциях в обеих группах. В ситуациях, когда просоциальное поведение подчиняется «морали справедливости», и юноши и девушки склонны исходить из учета прав личности и понимания универсальных этических принципов, работающих в социуме (шкалы справедливости 5 и 6). Если просоциальное поведение подчиняется «морали заботы», то в нем обнаруживаются ценностные ориентации личности (5 шкала заботы), в которых у девушек доминируют человеческие отношения, а у юношей - правила, стандарты, обязательства (6 шкала заботы).
- ■ Юноши □ Девушки
8 ■ 6 ■ 4 ■ 2 ■ ■
J1
I
1
1
1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 Справедливость 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 Забота
Примечание: СПРАВЕДЛИВОСТЬ: 1 - власть авторитетов, боязнь наказаний; 2 - инструментальный обмен «ты - мне, я - тебе»; 3 - ориентация на мнение других, стремление «быть хорошим»; 4 - социальный закон и порядок; 5 - учет прав личности; 6 - стадия универсальных этических принципов. ЗАБОТА: 1 - ориентация на себя, свои интересы; 2 - ориентация на хорошее мнение других о себе; 3 - рефлексивная эмпатическая ориентация; 4 - защита прав других; 5 - сознательный учет интериоризированных ценностей; 6 - выбор между справедливостью и заботой
Рисунок 3. Результаты исследования уровня развития моральных суждений по методике «Справедливость-забота» С.В. Молчанова (составлено авторами)
Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что современные юноши и девушки, в целом, в одинаковой степени склонны к просоциальному поведению, которое является для них естественной формой социальной активности. Просоциальное поведение не является для них средством зарабатывания социальных бонусов, положительных оценок, оно совершается искренне, в соответствие с внутренне принятыми нормативными ценностями. В просоциальном поведении и юношей, и девушек преобладают установки на анонимное просоциальное поведение.
Вместе с тем, просоциальное поведение девушек отличается выраженной установкой на эмоциональность, связано с проявлением чувств и личного участия. Просоциальное поведение девушек более альтруистично и связано с контекстом отношений. В реализуемом просоциальном поведении оценка последствий происходит с точки зрения благополучия и психологического комфорта всех его участников.
В просоциальном поведении юношей присутствует установка на прагматичность и ориентированность на полезный результат в ситуации оказания помощи. Юноши в меньшей степени склонны к проявлению безвозмездной альтруистической помощи, в просоциальном поведении они ориентированы на взаимную помощь и ответную благодарность. В их просоциальном поведении доминирует установка на эгоизм. Однако, стоит отметить, что эгоцентричность просоциального поведения юношей может быть связана, во-первых, с невысоким уровнем эмпатии (что для мальчиков является естественным), во-вторых, со свойственной им когнитивной оценкой ситуации. В этой связи, человек и сама ситуация просоциального поведения рассматривается юношами в системе соглашений (как гласных, так и негласных), через взаимные обязательства, принятые правила, стандарты, обязательства.
Таким образом, результаты исследования социальных установок просоциального поведения юношей и девушек делают необходимым разработку программ нравственно-духовного развития молодых людей. Становится совершенно оправданной социальная потребность в развитии «истинного» просоциального поведения юношей, повышения их эмпатийности, поскольку эмпатийный процесс является естественным началом фундаментальной человеческой потребности - потребности в другом человеке, и основой эффективного взаимодействия человека с другими людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
2. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме [Текст] / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - СПб.: Прайм -Еврознак, 2002. - 560 с.
3. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
4. Underwood B. The Generality of Altruism in Children / В. Underwood, B.S. Moore // The development of Prosocial behavior. N.Y. etc., 1982.
5. Хвостов А.А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты [Текст] / А.А. Хвостов. - М.: Прометей, 2005. - 471 с.
6. Соболев С.И. Роль эмпатийной установки в просоциальном поведении в теории Д. Батсона [Текст] / С.И. Соболев // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: Сб. статей. - М.: Эксмо, 2013. - №33. - С. 175-179.
7. Кухтова Н.В. Феномен просоциального поведения в психологической науке (некоторые подходы в изучении просоциального поведения) [Текст] / Н.В. Кухтова // Белорусский психологический журнал. - 2004. - №1. - С. 60-65.
8. Смык Ю.В. Состояние психологической защищенности подростков, склонных к девиантному / Ю.В. Смык // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN418.pdf (доступ свободный).
9. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - М.: Питер, 2007. - 673 с.
10. Молчанова Н.В. Просоциальное поведение как условие межкультурного взаимодействия [Текст] / Н.В. Молчанова // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Т. 2, вып. 1(5). - С. 3-6.
11. Тарасова Л.Н. К проблеме просоциального поведения в русской философской мысли [Текст] / Л.Н. Тарасова // Сборник трудов SWorld. - 2013. - Т. 24. - №3. -С. 43-46.
12. Стаматина О.Д. Структура и динамика процесса формирования честности у старшеклассников [Текст] / О.Д. Стаматина. - Кишинев: Штиинца, 1987. - 136 с.
13. Fang Y., Dong Y., Fang L. Honesty-humility and prosocial behavior: The mediating roles of perspective taking and guilt-proneness // Scandinavian journal of psychology. Т.60. №4. Р. 386-393 DOI: 10.1111/sjop.12551.
14. Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в деятельности социального работника / Л.Н. Антилогова - http://hpsy.ru/public/x2623.htm.
15. Kibler E., Wincent J., Kautonen T., Cacciotti G., Obschonka M. Can prosocial motivation harm entrepreneurs' subjective well-being? // Journal of business venturing. Т.34. №4. Р. 608-624 DOI: 10.1016/j.jbusvent.2018.10.003.
16. Новикова Л.М. Гендер и моральное сознание молодежи [Текст] / Л.М. Новикова // Развитие личности. - 2007. - №3. - С. 155-159.
17. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во Моск. унта, 1979. - 152 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=22851.
18. Молчанов С.В. Структура морального поведения в концепции Дж. Реста [Текст] / С.В. Молчанов // Психология и школа. - 2005. - №1. - С. 12-16.
19. Молчанов С.В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию [Текст] / С.В. Молчанов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №2 - С. 5972.
https:// mir-nauki. com
Smyk Iuliia Victorovna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected]
Kudryavtseva Alena Andreevna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected]
Social attitudes of boys and girls in relation to prosocial behavior
Abstract. The article discusses the problem of prosocial behavior - behavior aimed at the benefit of other people and non-anticipated response assistance and benefits for themselves. The research problem is the identification of social determinants that determine this special type of human behavior. The theoretical ideas of Russian psychology about the determinism of a personality by its social relations and self-determination of a personality as a result of its active life position are the basis of the study.
The authors presented an analysis of approaches to defining and understanding the nature of prosocial behavior. The general conclusion is made that in the scientific literature "prosocial behavior" is an integral term that includes many manifestations of personality in terms of its individual and social nature. It is separately noted that the psychological content of "prosocial behavior" is revealed through motivation and social attitudes that determine the manifestation and orientation of constructive activity that is useful for other people or society. The positive and negative aspects of prosocial behavior realized in the context of "honest deeds", selfish motivation, and semantic altruistic attitudes are analyzed. The questions of the possible negative impact of prosocial motivation on professional activities are raised.
The article contains the results of a study of differences in the social attitudes of the prosocial behavior of boys and girls. The study proved the assumption of greater emotionality of the prosocial behavior of girls and the pragmatism of the attitudes of prosocial behavior in boys. The results of the study allow the authors to conclude that for the modern young generation, prosocial behavior is a natural form of social activity and is carried out in accordance with internal normative values. Attitudes toward anonymity prevail in it. But "true", not suggesting reciprocal gratitude, prosocial behavior requires development in the male group through increasing the empathy of interpersonal relationships.
Keywords: prosocial behavior; social attitudes; prosocial personality; altruistic behavior; egoism; empathy; morality of justice; morality of care