Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОК I КУРСА'

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОК I КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕМТИХАН СТРЕССТЕРі / ПСИХОЛОГИЯЛЫқ КүЙ / СОМАТИКАЛЫқ КүЙ / САН СЫНАғЫ / ГЕМОДИНАМИКАЛЫқ КөРСЕТКіШТЕР / ЭМОЦИОНАЛЬДЫ ШИЕЛЕНіС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жукембаева А. М., Есенханкызы А., Жумалиева З. Т., Данабекова Д. Ж., Исаханова К. А.

Жалпы медициналық факультетінің 1 -курс 50 студентінің психологиялық жағдайы мен гемодинамикалық көрсеткіштерінің динамикасы зерттелді. Барлық қатысушылар жеке деректерді зерттеу және құпиялық бағдарламасына қатысуға ақпараттандырылған келісімге қол қойды. Талдау критерийлері САН тестінің нәтижелері ( көңіл - күй,белсенділік, сезімталдық). Импульсің жиілігі мен қан қысымы болды. Оқу жылының басында денсаулық, белсенділік және көңіл - күй шкаласы бойынша бағалар едәуір көп екендігі, ал жүрек соғу жиілігі мен қан қысымының көрсеткіштері емтихан қарсаңындағыдан аз екендігі анықталды. Алынған нәтижелер емтихан стрессінің әсерінен эмоциональды шиеленістің қарқындылығының артуы аясында психологиялық жағдайдың ғана емес, сонымен қатар соматикалық жағдайдың, атап айтқанда гемодинамикалық көрсеткіштердің теріс өзгерісі байқалғанын көрсетті. Бұл болашақта жүрек-қан тамыр ауруларының дамуына ықпал ететін фактор болуы мүмкін.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жукембаева А. М., Есенханкызы А., Жумалиева З. Т., Данабекова Д. Ж., Исаханова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXAMINATION STRESS ON PSYCHOLOGICAL STATE AND HEMODYNAMIC INDICATORS ON FIRST-YEAR STUDENTS

The dynamics of the psychological state and hemodynamic indicators of 50 first-year students of the general medical faculty was studied. All participants signed informed consent to participate in the research and confidentiality of personal data. The criteria for the analysis were the results of the WAM test (well-being, activity, mood), pulse rate and blood pressure at the beginning of the school year and, directly, on the eve of the exam. It was found that at the beginning of the school year, the scores on the scales of health, activity and mood were significantly higher, and the indicators of pulse rate and blood pressure were significantly lower than on the eve of the exam. The results indicated that, amid increase in the intensity of emotional tension under the influence of examination stress, there was a negative change not only in the psychological state, but also in the somatic state, in particular, hemodynamic parameters, which may be a predisposing factor for the development of cardiovascular diseases in the future.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОК I КУРСА»

УДК: 613.863:378.180.6

DOI 10.53065/kaznmu.2021.19.55.060

А.М. Жукембаева, А. Есенханкызы, З.Т. Жумалиева, Д.Ж. Данабекова, К.А. Исаханова, Э.Б. Иманбек, Б.Б. Елтай

Казахский национальный медицинский университет имени С.ДАсфендиярова zhukembaeva.a@kaznmu.kz +7 707 529 88 09

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У СТУДЕНТОК I КУРСА

Резюме: Изучена динамика психологического состояния и гемодинамических показателей у 50 студенток I курса общемедицинского факультета. Все участницы подписали информированное согласие на участие в программе исследований и конфиденциальности личных данных. Критериями для анализа являлись результаты теста САН (самочувствие, активность, настроение), частота пульса и артериальное давление в начале учебного года и, непосредственно, накануне экзамена. Установлено, что в начале учебного года оценки по шкалам самочувствие, активность и настроение были достоверно больше, а показатели частоты пульса и артериального давления достоверно меньше, чем накануне экзамена. Полученные результаты свидетельствовали, что на фоне увеличения интенсивности эмоциональной напряженности под воздействием экзаменационного стресса отмечалось негативное изменение не только психологического состояния, но и соматического состояния, в частности гемодинамических показателей, что может являться предрасполагающим фактором развития сердечно-сосудистых заболеваний в будущем.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, психологическое состояние, соматическое состояние, тест САН, гемодинамические показатели, эмоциональная напряженность.

Психологический стресс стал постоянным спутником учебного процесса не только в школах, но и высших учебных заведениях. Более того, его интенсивность неуклонно растет во всех сферах жизни современного человека [1, 2, 3].

Наиболее оптимальным вариантом изучения влияния психологического стресса на организм человека является оценка психологического и физиологического состояния учащихся во время учебного процесса и экзаменов, когда постепенно нарастает эмоциональное напряжение и информационная нагрузка [1, 4, 5]. Именно непрерывно возрастающие потоки информации и эмоциональная напряженность являются характерными для современного образа жизни [2, 6].

Рассматривая академический и экзаменационный стресс с этой точки зрения видно, что наиболее уязвимым контингентом населения являются студенты первых курсов колледжей и высших учебных заведений, особенно когда обучение связано с изменением места жительства и окружения [1, 7]. Изменение места жительства, ослабление контакта с семьей и ее поддержкой, полное изменение привычного окружения, утрата привычных паттернов коммуникативного поведения, возросшая ответственность за свои решения и поступки, страх разочаровать родных и близких, не оправдать их надежд и ожиданий, неизвестность и непредсказуемость новой обстановки, все это является дополнительным стрессором к новому формату учебного процесса [8, 9]. При этом учебный процесс, сам по себе значительно отличается от школьного формата обучения в знакомой и привычной среде. Новые коммуникации с новым окружением учащихся, преподавателями, отсутствие представлений о имеющихся ресурсах, что может привести к нарушению своевременного выполнения домашних заданий, расписания лекций и семинаров, в совокупности приводят к нарушению координации адаптивных ресурсов организма. Соответственно, реакция на подобные стрессовые

ситуации может происходить за счет эмоционального ответа с подавлением когнитивной функции, в формате реакции «борьба-бегство» [2, 10]. С течением времени происходит адаптация к изменениям окружающей среды и учебному процессу, но наиболее интенсивным стрессором становится первая экзаменационная сессия, ожидание которой начинается заблаговременно, а неопределенность сопутствующей ей ситуации сопровождается безадресной тревожностью и непрерывной мобилизации организма. В свою очередь это приводит к истощению компенсаторно-приспособительных организмов, в первую очередь центральной нервной системы (ЦНС), что создает предпосылки для развития психосоматических реакций. Соответственно, изучение особенностей изменения психологического и соматического состояния перед экзаменами позволяет оценить патогенетические особенности реакции на экзаменационный стресс, что и определяет актуальность и перспективность исследований в этом направлении. Цель: Изучить влияние экзаменационного стресса на психологическое состояние и изменение гемодинамических показателей. Материалы и методы.

При выполнении нашей работы у 50 студенток I курса общемедицинского факультета было проведено изучение психологического состояния, частоты пульса и артериального давления (АД) в начале учебного года и, непосредственно перед экзаменами. Все участницы подписали информированное согласие на участие в программе исследований и конфиденциальности личных данных. Критериями для включения в программу исследования являлись обучение на I курсе общемедицинского факультета, проживание общежитии (это обеспечивало доступность в течение всего периода исследований и сходные условия проживания и быта), отсутствие значимых соматических заболеваний.

Для оценки психологического состояния использовали тест САН (самочувствие, активность,

настроение), который позволяет оценить не только психологическое состояние, но и влияние его на соматические параметры самочувствие и активность, которые имеют отношение как к психологическому, так и соматическому состоянию [11]. Тест содержит 3 шкалы, по 10 вопросов в каждой, отражающих в баллах исследуемый параметр (самочувствие, активность или настроение). Каждый вопрос оценивается в баллах от 1 до 7, что позволяет получить общий балл по шкале. При этом низкая оценка соответствует показателям менее 30 баллов, средняя в диапазоне от 30 до 50 баллов, а высокая превышает 50 баллов. Смещение баланса в сторону средних и низких оценок свидетельствует о негативной динамике психологического и физиологического состояния.

Исследование частоты Ps и АД проводили утром натощак с применением автоматического тонометра фирмы «OMRON», обеспечивающего одновременную регистрацию и частоту Ps и АД. После этого рассчитывали вегетативный индекс Кердо, позволяющий оценить функциональный ресурс вегетативной нервной системы, выявить баланс/дисбаланс между симпатической и парасимпатической системой. Индекс Кердо рассчитывается по формуле:

ВИК = (1 - АДд / Ps) X 100.

АДд - диастолическое артериальное давление Рб - частота пульса

Интерпретация результатов определения индекса Кердо основана на том, что показатели от -10 до +10 -вегетативный баланс симпатических и парасимпатических влияний, смещение в сторону «+» соответствуют симпатикотонии, а в сторону «-» преобладанию парасимпатикотонии. [9] Статистическую обработку данных и оценку достоверности различий показателей в начале учебного года и, непосредственно, перед экзаменами проводили методами вариационной статистики с использованием формулы и таблицы Стьюдента. Результаты исследования

Сравнительный анализ результатов теста САН, зарегистрированных в начале учебного года и перед экзаменами показал, что на фоне экзаменационного стресса отмечалось достоверное снижение оценок по всем исследуемым шкалам (Р <0,05), что свидетельствовало о психологической

нестабильности и истощении адаптивных ресурсов ЦНС перед экзаменами (Таблица 1). Сравнение структуры распределения количества участниц с учетом баллов по шкале самочувствие показало, что в начале учебного года количество высоких оценок достоверно превышало показатели перед экзаменами (Р<0,05).

где

ВИК - вегетативный индекс Кердо; Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов теста САН в начале учебного года и перед экзаменами

Исследуемые показатели Предварительное тестирование

Начало учебного года Перед экзаменами

Самочувствие 49,2±1,8 32,6±2,7Л

Низкая оценка - 31 (62,0±5,7%)л

Средняя оценка 20 (40,0±5,8%) 19 (38,0±5,7%)

Высокая оценка 30 (60,0±5,8%) -д

Активность 51,2±2,6 33,6±2,8Л

Низкая оценка - 20 (40,0±5,8%)л

Средняя оценка 18 (36,0±5,7%) 30 (60±5,8%)

Высокая оценка 32 (64,0±5,7%) -д

Настроение 46,4±2,6 32,3±2,3Л

Низкая оценка - 8 (16,0±5,1%)л

Средняя оценка 34 (68,0±5,6%) 42 (84,0±5,1%)

Высокая оценка 16 (32,0±5,6%) -д

а - достоверность различий с показателями в начале учебного года

При этом число низких оценок перед экзаменами резко увеличилось и достоверно превышало показатели в начале учебного года (Р <0,05), когда низких оценок не было выявлено. Следует отметить, что количество средних оценок в начале учебного года и перед экзаменами было сопоставимо и достоверно не различались (Р >0,05). Аналогичные результаты были зафиксированы при сравнении результатов по шкалам активность и настроение в начале учебного года и перед экзаменами.

Таким образом, интегративная оценка самочувствия, активности и настроения в начале учебного года и

перед экзаменами показала, что экзаменационный стресс оказывал достоверно негативное влияние как на психологическое, так и физиологическое состояние организма участниц исследования (Р <0,05). При этом основной акцент сместился в сторону достоверного увеличения низких оценок по всем исследуемым шкалам, что свидетельствовало о взаимосвязи психологического и соматического состояния. Сравнительный анализ вегетативного индекса Кердо в начале учебного года показал, что у подавляющего большинства участниц исследования отмечался вегетативный баланс (Таблица 2).

Таблица 2 - Показатели ВИК в начале и конце учебного года

Показатели Начало учебного года Перед экзаменами

Вегетативный баланс 43 (86,0±4,9%) 19 (38,0±5,8%)л

Симпатикотония 7 (14,0±4,9%) 27 (54,0±6,1%)л

Гиперсимпатикотония - 4 (8,0±3,6%)

ВИК(M±m) 6,3±1,1 14,8±2,2Л

й - достоверность различий с показателями в начале учебного года

В отличие от этого, перед экзаменами отмечалось достоверное смещение вегетативного баланса в сторону симпатикотонии (Р <0,05), более того у 4 (8,0±3,6%) участниц исследования отмечалась гиперсимпатикотония.

Сравнительный анализ показателей вегетативного баланса показал, что на фоне экзаменационного стресса произошло достоверное смещение в сторону

симпатикотонии (Р <0,05), что свидетельствовало о негативном его влиянии на соматическое состояние организма.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что необходима разработка и внедрение в практику методов коррекции как психологического, так и физиологического состояния организма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.

2. Salekhov SA, Gordeev MN, Salekhova YS, Korabelnikova IA (2015) Influence of emotional and informational factors in implementation of coping strategies in psychological stress. ISJ Theoretical & Applied Science 11 (31): 147-154. Doi:http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.11.31.24

3. Миндубаева Ф.А. Патогенетическое значение вегетативной дисфункции в развитии артериальной гипертензии на фоне психологического стресса в выпускных классах / Миндубаева Ф.А., Салехова М.П., Евневич А.М., Салехова Д.С. // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Т. 2. № 3. С. 147-150.

4. Козорез Е.В., Кирьянова Е.Н. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональное и физиологическое состояние обучающихся // Мат. III межд. научно-практической конф. «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия». 2012. С. 278 - 282.

5. Chew B.H., Emotional intelligence and academic performance in first and final year medical students: a cross-sectional study. / Chew B.H., Zain A.M., Hassan F. // BMC Med Educ. 2013 Mar 27;13:44. doi: 10.1186/14726920-13-44.

6. Салехова М.П. Психологический стресс и его роль в развитии вегетативной дисфункции у старшеклассников / Салехова М.П., Миндубаева Ф.А., Салехова Д.С. // В сборнике: Актуальные вопросы фундаментальной, клинической медицины и фармации. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции с международным участием, посвященной 25-летию Института медицинского образования Новгородского

государственного университета имени Ярослава Мудрого. Под редакцией В.Р. Вебера, Р.А. Сулиманова. 2018. С. 106-110.

7. Bigna J.J. Association of academic performance of premedical students to satisfaction and engagement in a short training program: a cross sectional study presenting gender differences. / Bigna J.J., Fonkoue L., Tchatcho M.F. et all. // BMC Res Notes. 2014 Feb 24;7:105. doi: 10.1186/1756-0500-7-105.

8. Salehov SA, Gordeev MN, Bizina TV, Maksimyuk NN (2015) Ierarhiya psihoemotsionalnogo i informatsionnogo faktorov v strukture ekzamenatsionnogo stressa // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. - 2015. - # 5; Available: http://www.science-education.ru/128-21959 (Accessed: 10.1).

9. Салехова М.П. Патогенетическое значение психологического стресса в развитии вегетативной дисфункции у старшеклассников / Салехова М.П., Миндубаева Ф.А., Салехова Д.С., Семенов К.В. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2018. № 5 (111). С. 5810. Яблочкина Е.С. Влияние психологического стресса на психологическое и физиологическое состояние студенток I курса перед экзаменационной сессией / Яблочкина Е.С., Федотова В.Ю., Муханова Д.А., Салехова Д.С. / В сборнике: СТУДЕНТ ГОДА 2017. сборник статей III Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 325-329.

Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера / Ю.Л. Ханин. Л.: ЛНИИФК, 1976. - 18 с.

SPISOK LITERATURY

1. Sherbatyh .V. Psihologin stressa i metody korreksii. 2-e izd. - SPb.: Piter, 2012. - 256 s.

2. Salekhov SA, Gordeev MN, Salekhova YS, Korabelnikova IA (2015) Influence of emotional and informational factors in implementation of coping strategies in psychological stress. ISJ Theoretical & Applied Science 11 (31): 147-154. Doi:http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.11.31.24

3. Mindubaeva F.A. Patogeneticheskoe znachenie vegetativnoi disfunksii v razvitii arterialnoi gipertenzii na fone psihologicheskogo stressa v vypusknyh klassah / Mindubaeva F.A., Salehova M.P., Evnevich A.M., Salehova

D.S. // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. T. 2. № 3. S. 147-150.

4. Kozorez E.V., Kiranova E.N. Vlianie ekzamenasionnogo stressa na psihoemosionalnoe i fiziologicheskoe sostoanie obuchaihsa // Mat. III mejd. nauchno-prakticheskoi konf. «Psihologo-pedagogicheskie problemy lichnosti i sosialnogo vzaimodeistvia». 2012. S. 278 - 282.

5. Chew B.H., Emotional intelligence and academic performance in first and final year medical students: a cross-sectional study. / Chew B.H., Zain A.M., Hassan F. //

BMC Med Educ. 2013 Mar 27;13:44. doi: 10.1186/14726920-13-44.

6. Salehova M.P. Psihologicheskii stress i ego rol v razvitii vegetativnoi disfunksii u star§eklassnikov / Salehova M.P., Mindubaeva F.A., Salehova D.S. // V sbornike: Aktualnye voprosy fundamentalnoi, klinicheskoi medisiny i farmasii. Sbornik nauchnyh statei po materialam nauchno-prakticheskoi konferensii s mejdunarodnym uchastiem, posraennoi 25-leti Instituta medisinskogo obrazovanin Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni flroslava Mudrogo. Pod redaksiei V.R. Vebera, RA. Sulimanova. 2018. S. 106-110.

7. Bigna J.J. Association of academic performance of premedical students to satisfaction and engagement in a short training program: a cross sectional study presenting gender differences. / Bigna J.J., Fonkoue L., Tchatcho M.F. et all. // BMC Res Notes. 2014 Feb 24;7:105. doi: 10.1186/1756-0500-7-105.

8. Salehov SA, Gordeev MN, Bizina TV, Maksimyuk NN (2015) Ierarhiya psihoemotsionalnogo i informatsionnogo

faktorov v strukture ekzamenatsionnogo stressa // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. - 2015. - # 5; Available: http://www.science-education.ru/128-21959 (Accessed: 10.1).

9. Salehova M.P. Patogeneticheskoe znachenie psihologicheskogo stressa v razvitii vegetativnoi disfunksii u starçeklassnikov / Salehova M.P., Mindubaeva F.A., Salehova D.S., Semenov K.V. // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. flroslava Mudrogo. 2018. № 5 (111). S. 5810. flblochkina E.S. Vlianie psihologicheskogo stressa na psihologicheskoe i fiziologicheskoe sostoanie studentok I kursa pered ekzamenasionnoi sessiei / flblochkina E.S., Fedotova V.., Muhanova D.A., Salehova D.S. / V sbornike: STUDENT GODA 2017. sbornik statei III Mejdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. 2017. S. 325-329. Hanin, .L. Kratkoe rukovodstvo k primeneni §kaly reaktivnoi i lichnostnoi trevojnosti Ch.D. Spilbergera / .L. Hanin. L.: LNllFK, 1976. - 18 s.

А.М. Жукембаева, А. Есенханкызы, З.Т. Жумалиева, Д.Ж. Данабекова, Ц.А. Исаханова, Э.Б. Иманбек, Б.Б. Елтай

С.Ж. Асфендияров атындагы Цазак улттыкмедициналыкyHueepcumemi

1 КУРС СТУДЕНТТЕР1НЩ ПСИХОЛОГИЯЛЬЩ ЖАFДАЙЫ МЕН ГЕМОДИНАМИКАЛЬЩ К0РСЕТК1ШТЕРШЕ

ЭКЗАМЕНАЦИЯЛЬЩ СТРЕССТ1Н, ЭСЕР1

Тушндеме : Жалпы медициналык факультетшщ 1 -курс 50 студентшщ психологиялык жагдайы мен гемодинамикалык керсеткттершщ динамикасы зерттелдь Барлык катысушылар жеке деректердi зерттеу жэне куупиялык багдарламасына катысуга ащараттандырылган келiciмге кол койды. Талдау крumерuйлерi САН тесттц нэтuжелерi ( кещл -куй,белсендшк, cезiмталдык). Импульсщ жшлт мен кан кысымы болды. Оку жылынъщ басында денсаулык, белсендыЫжэне кещы - куй шкаласы бойынша багалар едэуiр кеп екендт, ал журек согу жшлт мен кан кысымыныщ керcеткштерi емтихан

карсащындагыдан аз екендт аныкталды.

Алынган нэтижелер емтихан стресснщ эсертен эмоциональды шиелетстщ каркындылыгыныщ артуы аясында психологиялыкжагдайдыщ гана емес, сонымен катар соматикалык жагдайдыщ, атап айтканда гемодинамикалык керсеткштердщ терк езгерici байкалганын керсетть Бул болашакта журек-кан тамыр ауруларыныщ дамуына ыщал ететт фактор болуы мумкш.

Kinmmi свздер: емтихан стресстер1 психологиялык куй, соматикалык куй, САН сынагы, гемодинамикалык керсеткштер,эмоциональды шиелетс.

A.M. Zhukembaeva, A. Esenhankizi, Z.T. Zhumalieva, D.Z. Danabekova, K.A. Isahanova, A.B. Imanbek, B.B. Eltai

Asfendiyarov Kazakh national medical university

INFLUENCE OF EXAMINATION STRESS ON PSYCHOLOGICAL STATE AND HEMODYNAMIC INDICATORS ON FIRST-YEAR

STUDENTS.

Resume: The dynamics of the psychological state and hemodynamic indicators of 50 first-year students of the general medical faculty was studied. All participants signed informed consent to participate in the research and confidentiality of personal data. The criteria for the analysis were the results of the WAM test (well-being, activity, mood), pulse rate and blood pressure at the beginning of the school year and, directly, on the eve of the exam. It was found that at the beginning of the school year, the scores on the scales of health, activity and mood were significantly higher, and

the indicators of pulse rate and blood pressure were significantly lower than on the eve of the exam. The results indicated that, amid increase in the intensity of emotional tension under the influence of examination stress, there was a negative change not only in the psychological state, but also in the somatic state, in particular, hemodynamic parameters, which may be a predisposing factor for the development of cardiovascular diseases in the future. Keywords: exam stress, psychological state, somatic state, WAM test, hemodynamic parameters, emotional tension.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.