Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ К ОБУЧЕНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ'

ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ К ОБУЧЕНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ГЕМОДИНАМИКА / СТРЕССОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жанкалова З. М., Енсегенова З. Ж., Салехова Д. С., Аблак Б. С., Арипхан Б. О.

Проведен анализ результатов исследования особенностей функциональной адаптации студентов-первокурсников во время учебного процесса при поступлении в профильное образовательное учреждение. Исследования были проведены у 37 студенток первого курса медицинского колледжа, начавших обучение по специальности сестринское дело. Все участницы исследования подписали информированное согласие на участие программе и соглашение о конфиденциальности личных данных. Критериями для анализа являлись показатели функциональной адаптации сердечно-сосудистой системы на фоне воздействия нарастающего интенсивного психоэмоционального напряжения и их регрессия после завершения экзаменационной сессии в конце I семестра. Установлена психофизиологическая взаимосвязь между нарастанием и регрессией эмоционального напряжения и изменениями параметров гемодинамики, непосредственно перед экзаменами и через 7 суток после завершения экзаменационной сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жанкалова З. М., Енсегенова З. Ж., Салехова Д. С., Аблак Б. С., Арипхан Б. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF EMOTIONAL TENSION ON THE ADAPTATION OF FIRST COLLEGE STUDENTS

The analysis of the results of the study of the features of functional adaptation of first-year students during the educational process upon admission to a specialized educational institution is carried out. The research was carried out on 37 first-year medical students who began their education in nursing. All study participants signed an informed consent to participate in the program and an agreement on the confidentiality of personal data. The criteria for the analysis were the indicators of functional adaptation of the cardiovascular system against the background of the influence of the growing intense psychoemotional stress and their regression after the completion of the examination session at the end of the first semester. A psychophysiological relationship was established between the increase and regression of emotional stress and changes in hemodynamic parameters, immediately before the exams and 7 days after the end of the examination session.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ К ОБУЧЕНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ»

УДК: 159.942.5:377

DOI 10.53065/kaznmu.2021.54.22.026

З.М. Жанкалова, З.Ж. Енсегенова, Д.С. Салехова, Б.С. Аблац, Б.О. Арипхан, Д.Б. Карибаев, Б.К. БаFбаев, Д-Y. Намаз Жанкалова Зульфия Мейрхановна дм.н, профессор кафедры ОВП №1, Енсегенова Зоя Жарболатовна д.м.н, профессор кафедры ОВП №1, Салехова Диана Саидовна, студентка «Медицинскийуниверситет Караганды» Аблац Балжан СапарFалик;ызы интерн,

Арипхан Баян Омарцызы интерн, Карибаев Диас Болусбекович интерн, БаFбаев Бексешт Канатулы интерн, Намаз Данагул Yрiсгемк;ызы интерн Казахский национальный медицинский университет имени С.ДАсфендиярова z.zhankalova@kaznmu.kz +7 702 604 39 40

ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ К ОБУЧЕНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ

Резюме: Проведен анализ результатов исследования особенностей функциональной адаптации студентов-первокурсников во время учебного процесса при поступлении в профильное образовательное учреждение. Исследования были проведены у 37 студенток первого курса медицинского колледжа, начавших обучение по специальности сестринское дело. Все участницы исследования подписали информированное согласие на участие программе и соглашение о конфиденциальности личных данных. Критериями для анализа являлись показатели функциональной адаптации сердечно-сосудистой системы на фоне воздействия нарастающего интенсивного психоэмоционального напряжения и их регрессия после завершения экзаменационной сессии в конце I семестра. Установлена психофизиологическая взаимосвязь между нарастанием и регрессией эмоционального напряжения и изменениями параметров гемодинамики, непосредственно перед экзаменами и через 7 суток после завершения экзаменационной сессии.

Ключевые слова: психологический стресс. стрессоры, окружающая среда, адаптация, эмоциональное напряжение, тревожность, гемодинамика.

Интенсивный рост темпа жизни, его высокая эмоциональная наполненность, в сочетании с увеличением потока информации приводит к изменению баланса между адаптивными ресурсами организма и воздействием стрессогенных факторов внешней среды. Более того, характерным стало с одной стороны уменьшение реальных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью человека, на фоне возрастания эмоционального и информационного воздействия, которое воспринимается центральной нервной системой (ЦНС) как реальные деструктивные угрозы [1, 2].

Соответственно, психологический фактор становится триггером для ответа организма на его воздействие на биологическом уровне, реализуя

психофизиологическую взаимосвязанную и взаимозависимую реакцию [3, 4]. Особое значение это приобретает в настоящее время, когда подобные вызовы адресованы к организму в детском и подростковом возрасте, в первую очередь во время учебного процесса в образовательном пространстве школы, колледжа и/или высшего учебного заведения (ВУЗ) [5]. При этом сохранение здоровья будущих высококвалифицированных специалистов во всех сферах жизни человека, их эффективность являются определяющим фактором развития и процветания любого общества. Следует отметить, что именно на первом этапе обучения, на фоне тотального изменения условий существования при переходе из одного формата обучения, окружения, жизнедеятельности, а иногда и полной смены образа жизни неизбежно возникает совокупность ситуаций, ранее незнакомой действительности, в которых резко возрастает личная ответственность и отсутствие навыков

ориентироваться в них [6, 7, 8]. Более того, отсутствие навыков конспектирования, самостоятельной работы, тайм-менеджмента, фокусировка фокуса внимания на приоритетах предъявляют повышенные требования к компенсаторно-приспособительным ресурсам

организма [9].

В то же время, реакция на эти требования будет происходить на психофизиологическом уровне [10, 11, 12], с учетом биопсихосоциального существования человека. [12, 13].

Соответственно, акцент внимания на изучении особенностей внешних стрессоров, инициирующих дезадаптивные реакции на их воздействие, в частности сердечно-сосудистой сисемы, особенно на начальном этапе обучения в колледже и/или ВУЗе стало приоритетным направлением нашего исследования.

Материалы и методы исследования.

В исследовании участвовало 37 студенток первого курса медицинского колледжа после окончания 11 класса общеобразовательных школ и гимназий, в возрасте от 17,8 до 19,1 лет. Критериями для оценки особенностей адаптации к новым условиям обучения и условиям коммуникации при смене учебного заведения являлись результаты психологической оценки состояния с использованием шкалы ситуативной тревожности Спилбергера - Ханина и физиологическая шкала уровня стресса Ю.В. Щербатых.

Тестирование для определения уровня ситуативной тревожности по Спилбергеру - Ханину заключается в анализе результатов, основанных на выраженных в баллах ответов на 20 вопросов. При этом количество баллов может варьировать от 20 до 80 баллов, что

-ВЕСТНИК КАЗНМУ #2-2021 -

соответствует разному уровню ситуативной тревожности:

1. Низкий уровень соответствует < 30 баллов;

2. Умеренный уровень в интервале от 31 до 44 баллов;

3. Высокий уровень соответствует > 45 баллов.

Тест на определение уровня стресса (по В. Ю. Щербатых) основан на оценке различных проявлений реакции на внешние воздействия и состоит из опросника, содержащего 4 шкалы. Каждая из этих шкал, в свою очередь содержит 12 вопросов, отражающих различные аспекты

биопсихосоциального существования человека. Следует отметить, что наиболее быстрое реагирование в формате «борьба-бегство», отражают изменения физиологической шкалы, которые проявляются манифестацией той или иной симптоматики, в первую очередь, со стороны сердечно-сосудистой системы максимально быстро реагирующей на гормоны стресса адреналин, норадреналин, кортизол и тиреоидные гормоны. Ответы на вопросы эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной могут быть менее искренними, поскольку контролируются социально

Таблица 1. - Динамика ситуативной тревожности на фоне

регламентируемыми нормами реагирования, подавляя активную моторную реакцию «борьба-бегство», что проявляется соматической симптоматикой и/или изменением физиологических параметров [14].

Таким образом, определение ситуативной тревожности и динамики физиологических проявлений соматических симптомов позволяет в динамике оценить особенности дезадаптации и адаптации организма к стрессу.

Статистическую обработку полученных результатов производили по Стьюденту, рассчитывали среднюю арифметическую (М), ошибку средней арифметической (т) и достоверность различий (Р <0,05) по формуле и таблицам Стьюдента. Результаты и их обсуждение.

Сравнительный анализ ситуативной тревожности показал, что Следует отметить, что в начале учебного года у 72,9% участниц исследования преобладала умеренная ситуативная тревожность по шкале Спилбергера-Ханина (Табл. 1). При этом средний балл в исследуемой группе соответствовал умеренному уровню ситуативной тревожности.

(емического и экзаменационного стресса (п=37)

Исследуемые показатели Начало семестра Перед экзаменами После сессии

Абс. М±т (%) Абс. М±т (%) Абс. М±т (%)

Низкая 8 21,6±6,6 2 5,5±4,1 6 16,2±6,1

Умеренная 27 72,9±7,3 12 32,4±7,5* 23 62,2±7,7 °

Высокая 2 5,5±4,1 23 62,2±7,7* 8 21,6±6,6 °

Средний балл М±т (п=37) 34,3±2,7 54,9±3,1* 36,2±2,8 °

* - достоверность различий с показателями в начале семес ° - достоверность различий с показателями перед сессией

В отличие от этого, перед экзаменами достоверно увеличился уровень ситуативной тревожности (Р<0,05), в первую очередь за счет частоты выявления высокого уровня (Р<0,05).

То есть, возрастающая эмоциональная напряженность, сопутствующая ситуативной тревожности, создавала предпосылки для дезадаптации регуляторной функции ЦНС. В то же время, через 7 суток после завершения экзаменационной сессии достоверно уменьшился уровень ситуативной тревожности, по сравнению с показателями перед экзаменами (Р<0,05). Более того, результаты через 7 суток после экзаменационной сессии соответствовали

Таблица 2. - Динамика показателей физиологической шка

результатам в начале семестра и достоверных различий между ними не отмечалось (Р >0,05). Это свидетельствовало о сохранении адаптационных ресурсов ЦНС в долговременной перспективе. Особого внимания заслуживает то, что в соответствии с теорией общего адаптационного синдрома Н. 8е1уе и теорией функциональных систем П.К. Анохина психологическое состояние неразрывно связано с функциональным физиологическим состоянием органов и систем организма [10]. Следующим этапом нашей работы была оценка динамики физиологической симптоматики на фоне изменения интенсивности ситуативной тревожности, обусловленные воздействием академического и экзаменационного стресса (Таблица 2).

теста уровня стресса В.Ю Щербатых (п=37)

Исследуемые показатели Начало семестра До экзаменов После сессии

Абс. М±т (%) Абс. М±т (%) Абс. М±т (%)

Боли в разных частях тела 2 5,5±4,1 6 16,2±6,1 3 8,2±4,4

неопределенного характера, головные боли

Повышение или понижение 4 10,9±4,9 27 72,9±7,3* 8 21,6±6,6 °

артериального давления

Учащенный или неритмичный пульс 2 5,5±4,1 31 83,8±6,1* 12 32,4±7,5* °

Нарушение процессов пищева-рения (запор, диарея, метеоризм) 3 8,2±4,4 8 21,6±6,6 5 13,5±5,9

Затрудненное дыхания 2 5,5±4,1 10 27,1±7,3* 4 10,9±4,9

Напряжения в мышцах - - 6 16,2±6,1 2 5,5±4,1

Повышенная утомляемость 3 8,2±4,4 8 21,6±6,6 5 13,5±5,9

$ -ВЕСТНИК КАЗНМ

Дрожь в руках, судороги - - 2 5,5±4,1 3 8,2±4,4

Аллергии или дерматиты 1 2,7±2,6 3 8,2±4,4 2 5,5±4,1

Повышенная потливость 1 2,7±2,6 8 21,6±6,6 8 21,6±6,6

Увеличение или потеря веса тела - - 14 37,8±7,7* 17 45,9±8,1*

Снижение иммунитета, частые недомогания 1 2,7±2,6 4 10,9±4,9 2 5,5±4,1

Итого: 17 45,9±8,1 34 91,8±4,4* 20 54,1±8,1 °

Средний балл в группе: 0,92±0,03 6,86±0,27* 3,84±0,48 * °

* - достоверность различий с показателями в начале семестра ° - достоверность различий с показателями перед сессией

Установлено, что перед экзаменами отмечалось достоверное увеличение частоты выявления физиологической симптоматики (Р<0,05), свидетельствующей о дезадаптации

функционального состояния организма в целом. При этом частота выявления лишь 4 физиологических параметров возросла достоверно (Р<0,05). Более того, частота манифестации дезадаптивных изменений гемодинамики в 2 раза превосходила количественные показатели изменения массы тела (Р<0,05) и в 3 раза превышала число выявления респираторных нарушений (Р<0,05). При этом средний балл перед экзаменами достоверно превысил показатели в начале учебного года.

Следует отметить, что на фоне общего снижения частоты выявления физиологической манифестации уровня стресса после экзаменационной сессии отмечалось достоверное снижение изменений артериального давления (Р<0,05), восстановление ритмичности и уменьшение частоты пульса (Р<0,05). При этом частота выявления изменений пульса через 7 суток после завершения экзаменационной сессии достоверно превосходила показатели,

зарегистрированные в начале учебного года (Р<0,05).

Особого внимания заслуживает то, что частота выявления достоверного изменение массы тела перед экзаменами, после завершения экзаменационной сессии недостоверно увеличилась. Более того, сохранилась достоверность различий с показателями начала учебного года (Р<0,05).

Соответственно, после завершения экзаменационной сессии достоверно уменьшился средний балл уровня стресса, по сравнению с показателями перед экзаменами (Р<0,05), но результаты после экзаменов достоверно превосходили результаты начала учебного года (Р<0,05).

Полученные данные свидетельствуют о том, что во время учебного процесса на организм участниц исследования воздействовали психологические факторы, интенсивность которых возрастала перед экзаменационной сессией. При этом после сессии наметилась тенденция к снижению физиологических дезадаптивных изменений, но при этом сохранялась повышенная реактивность, обусловленная с общей стрессогенностью учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Агаджанян Н.А., Ветчинкина К.Т. Проблема адаптации и здоровья студентов. Научные Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.

2 Salekhov SA, Gordeev MN, Salekhova YS, Korabelnikova IA (2015) Influence of emotional and informational factors in implementation of coping strategies in psychological stress. ISJ Theoretical & Applied Science 11 (31): 147-154. Doi:http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.11.31.24

3 Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.

4 Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Вегетативные составляющие стресса и личностные особенности пациентов, страдающих пограничными расстройствами // Психологический журнал. - 2005. -Т. 26. - № 5. - С. 35—47.

5 Салехов С.А. Особенности психологического стресса и реализация базовых копинг-стратегий, сформировавшихся в транзактном периоде, в образовательном пространстве школы / Салехов С.А., Барикова А.Р., Алиева Э.М., Яблочкина Е.С., Федотова В.Ю. // В сборнике: Лучшая научно-исследовательская работа 2017. сборник статей XI Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 341-345.

6 Chew B.H., Emotional intelligence and academic performance in first and final year medical students: a cross-sectional study. / Chew B.H., Zain A.M., Hassan F. // BMC Med Educ. 2013 Mar 27;13:44. doi: 10.1186/14726920-13-44.

7 Салехова М.П. Патогенетическое значение психологического стресса в развитии вегетативной дисфункции у старшеклассников / Салехова М.П., Миндубаева Ф.А., Салехова Д.С., Семенов К.В. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2018. № 5 (111). С. 588 Яблочкина Е.С. Влияние психологического стресса на психологическое и физиологическое состояние студенток I курса перед экзаменационной сессией / Яблочкина Е.С., Федотова В.Ю., Муханова Д.А., Салехова Д.С. / В сборнике: Студент года 2017. сборник статей III Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 325-329.

9 Сидельников А.Ю., Глебов В.В. Психологические аспекты адаптационных процессов студента к обучению в строительном вузе // Вестник МГСУ. — 2012. - № 9. - С. 272-276.

10 Миндубаева Ф.А. Патогенетическое значение вегетативной дисфункции в развитии артериальной гипертензии на фоне психологического стресса в выпускных классах / Миндубаева Ф.А., Салехова М.П., Евневич А.М., Салехова Д.С. // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. Т. 2. № 3. С. 147-150.

11 Яблочкина Е.С. Психологическое состояние студенток I курса общемедицинского факультета при on-line обучении и карантине по поводу COVID-19 / Яблочкина Е.С., Сланбекова Г.К. // International Journal

-ВЕСТНИК КАЗНМУ #2-2021 -

of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии 2020, Том 4, №1. С. 65-70.

12 Bigna J.J. Association of academic performance of premedical students to satisfaction and engagement in a short training program: a cross sectional study presenting gender differences. / Bigna J.J., Fonkoue L., Tchatcho M.F. et all. // BMC Res Notes. 2014 Feb 24;7:105. doi: 10.1186/1756-0500-7-105.

13 Salehov SA, Gordeev MN, Bizina TV, Maksimyuk NN (2015) Ierarhiya psihoemotsionalnogo i informatsionnogo faktorov v strukture ekzamenatsionnogo stressa // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. - 2015. - # 5; Available: http://www.science-education.ru/128-21959 (Accessed: 10.1).

14 Козорез E.B., Кирьянова E.H. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональное и физиологическое состояние обучающихся // Мат. III межд. научно-практической конф. «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия». 2012. С. 278 - 282.

15 Е.С. Влияние академического стресса на психологическое состояние студенток I курса перед рубежным контролем / Яблочкина Е.С., Корабельникова И.А., Федотова В.Ю., Салехов С.А., Хачатрян А.В. // International Journal of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии 2020, Том 3, №6. С. 69-75.

SPISOK LITERATURY

1 Agadzhanjan N.A., Vetchinkina K.T. Problema adaptacii i zdorov'ja studentov. Nauchnye Shherbatyh Ju.V. Psihologija stressa i metody korrekcii. 2-e izd. - SPb.: Piter, 2012. - 256 s.

2 Salekhov SA, Gordeev MN, Salekhova YS, Korabelnikova IA (2015) Influence of emotional and informational factors in implementation of coping strategies in psychological stress. ISJ Theoretical & Applied Science 11 (31): 147-154. Doi:http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.11.31.24

3 Shherbatyh Ju.V. Psihologija stressa i metody korrekcii. 2-e izd. - SPb.: Piter, 2012. - 256 s.

4 Arakelov G.G., Glebov V.V. Vegetativnye sostavljajushhie stressa i lichnostnye osobennosti pacientov, stradajushhih pogranichnymi rasstrojstvami // Psihologicheskij zhurnal. - 2005. - T. 26. - № 5. - S. 35—47.

5 Salehov S.A. Osobennosti psihologicheskogo stressa i realizacija bazovyh koping-strategij, sformirovavshihsja v tranzaktnom periode, v obrazovatel'nom prostranstve shkoly / Salehov S.A., Barikova A.R., Alieva Je.M., Jablochkina E.S., Fedotova V.Ju. // V sbornike: Luchshaja nauchno-issledovatel'skaja rabota 2017. sbornik statej XI Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa.

2017. S. 341-345.

6 Chew B.H., Emotional intelligence and academic performance in first and final year medical students: a cross-sectional study. / Chew B.H., Zain A.M., Hassan F. // BMC Med Educ. 2013 Mar 27;13:44. doi: 10.1186/14726920-13-44.

7 Salehova M.P. Patogeneticheskoe znachenie psihologicheskogo stressa v razvitii vegetativnoj disfunkcii u starsheklassnikov / Salehova M.P., Mindubaeva F.A., Salehova D.S., Semenov K.V. // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. Jaroslava Mudrogo.

2018. № 5 (111). S. 588 Jablochkina E.S. Vlijanie psihologicheskogo stressa na psihologicheskoe i fiziologicheskoe sostojanie studentok I kursa pered jekzamenacionnoj sessiej / Jablochkina E.S., Fedotova V.Ju., Muhanova D.A., Salehova D.S. / V sbornike: Student goda 2017. sbornik statej III Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. 2017. S. 325-329.

9 Sidel'nikov A.Ju., Glebov V.V. Psihologicheskie aspekty adaptacionnyh processov studenta k obucheniju v stroitel'nom vuze // Vestnik MGSU. — 2012. - № 9. - S. 272276.

10 Mindubaeva F.A. Patogeneticheskoe znachenie vegetativnoj disfunkcii v razvitii arterial'noj gipertenzii na fone psihologicheskogo stressa v vypusknyh klassah / Mindubaeva F.A., Salehova M.P., Evnevich A.M., Salehova

D.S. // International Journal of Medicine and Psychology. 2019. T. 2. № 3. S. 147-150.

11 Jablochkina E.S. Psihologicheskoe sostojanie studentok I kursa obshhemedicinskogo fakul'teta pri on-line obuchenii i karantine po povodu COVID-19 / Jablochkina

E.S., Slanbekova G.K. // International Journal of Medicine and Psychology / Mezhdunarodnyj zhurnal mediciny i psihologii 2020, Tom 4, №1. S. 65-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Bigna J.J. Association of academic performance of premedical students to satisfaction and engagement in a short training program: a cross sectional study presenting gender differences. / Bigna J.J., Fonkoue L., Tchatcho M.F. et all. // BMC Res Notes. 2014 Feb 24;7:105. doi: 10.1186/1756-0500-7-105.

13 Salehov SA, Gordeev MN, Bizina TV, Maksimyuk NN (2015) Ierarhiya psihoemotsionalnogo i informatsionnogo faktorov v strukture ekzamenatsionnogo stressa // Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya. - 2015. - # 5; Available: http://www.science-education.ru/128-21959 (Accessed: 10.1).

14 Kozorez E.V., Kir'janova E.N. Vlijanie jekzamenacionnogo stressa na psihojemocional'noe i fiziologicheskoe sostojanie obuchajushhihsja // Mat. III mezhd. nauchno-prakticheskoj konf. «Psihologo-pedagogicheskie problemy lichnosti i social'nogo vzaimodejstvija». 2012. S. 278 - 282.

15 E.S. Vlijanie akademicheskogo stressa na psihologicheskoe sostojanie studentok I kursa pered rubezhnym kontrolem / Jablochkina E.S., Korabel'nikova I.A., Fedotova V.Ju., Salehov S.A., Hachatrjan A.V. // International Journal of Medicine and Psychology / Mezhdunarodnyj zhurnal mediciny i psihologii 2020, Tom 3, №6. S. 69-75.

Жанкалова Зульфия Мейрханкызы ЖТД №1 кафедрацыц д.м.н, профессоры, Енсегенова Зоя Жарболаткызы ЖТД №1 кафедрацыц Салехова Диана Саидкызы Караганды медициналыцуниверситетшн студенту Абла; Балжан СапарFаликызы ЖТД интерн,

Арипхан Баян Омаркызы ЖТД интерн, Карибаев Диас Болусбекович ЖТД интерн, БаFбаев Бексешт Канатулы ЖТД интерн, Намаз Данагул Yрiстемк;ызы ЖТД интерн С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац улттыцмедициналыцуниверситетi

Б1Р1НШ1 КУРС КОЛЛЕДЖ СТУДЕНТТЕР1Н1Н, ЭМОЦИЯЛЬЩ БЕЙ1МДЕЛУДЩ МЭН1.

Туши: Мамандандырылган быт беру уйымына тусу кез/'нде жэне оку процей кезтде бiрiншi курс студенттертц функционалды бейтделу ерекшелктерт зерттеу жэне нэтижелерт талдау жyргiзiлдi. Зерттеулер мешрбике ici мамандыгы бойынша окуды бастаган бiрiншi медициналык курстыц 37студенттежyргiзiлдi. Зерттеудц барлык катысушылары багдарламага катысуга негiзделген келiciмге жэне жеке деректердц купиялылыгы туралы келiciмге кол койды. Талдаудыц криmерийлерi реттде 1 семестрдщ соцында емтихан сессиясы аякталганнан кейш кушейт келе жаткан каркынды

психоэмоционалды стресстц эсернен жэне олардыц регрессиясынан журек-кан тамырлары жуйесМц функционалды бешмделу индикаторлары алынды. Гемодинамикадагы эмоционалдык шиелетстщ психофизиологиялык регрессиясы, емтихандарга дейт жэне ауыстыру сеансы аякталганнан кешн 7 кун вткен соц орнатылган.

Tyürndi свздер: психологиялык стресс, стрессорлар, коршаган орта, бейшделу, эмоционалдык стресс, мазасыздык, гемодинамикалык параметрлердц жогарылауымен взгеруi арасындагы байланыс.

Zhankalova Zylphiya Mierhanovna professor at the Department of GP №1, Ensegenova Zoya Zharbolatovna professor at the Department of GP №1, Salekhova Diana Saidovna, student of "Karaganda Medical University", Ablak Balzhan Sapargalievna intern,

Ariphan Bayan Omarovna intern, Karibaev Dias Bolusbekovich intern, Bagbayev Bekseit Kanatovich intern, Namaz Danagul Uristemovna intern. Asfendiyarov Kazakh national medical university

THE IMPORTANCE OF EMOTIONAL TENSION ON THE ADAPTATION OF FIRST COLLEGE STUDENTS.

Resume: The analysis of the results of the study of the features of functional adaptation of first-year students during the educational process upon admission to a specialized educational institution is carried out. The research was carried out on 37first-year medical students who began their education in nursing. All study participants signed an informed consent to participate in the program and an agreement on the confidentiality of personal data. The criteria for the analysis were the indicators offunctional adaptation of the cardiovascular system against the

background of the influence of the growing intense psychoemotional stress and their regression after the completion of the examination session at the end of the first semester. A psychophysiological relationship was established between the increase and regression of emotional stress and changes in hemodynamic parameters, immediately before the exams and 7 days after the end of the examination session.

Key words: psychological stress. stressors, environment, adaptation, emotional stress, anxiety, hemodynamics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.