Научная статья на тему 'Патогенетическое значение психологического стресса в развитии вегетативной дисфункции у старшеклассников'

Патогенетическое значение психологического стресса в развитии вегетативной дисфункции у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / СИМПАТИКОТОНИЯ / ГИПЕРСИМПАТИКОТОНИЯ / ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ИНДЕКС КЕРДО / PSYCHOLOGICAL STRESS / ARTERIAL HYPERTENSION / SYMPATHICOTONIA / HYPERSYMPATHICOTONIA / VEGETATIVE DYSFUNCTION / SITUATIONAL ANXIETY / KERDO INDEX

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салехова М.П., Миндубаева Ф.А., Салехова Д.С., Семенов К.В.

В течение учебного года изучено изменение ситуативной тревожности и вегетативного статуса у 73 учащихся старших классов (I группа 26 учеников 10 класса, II 22 ученика выпускного 9-го класса, III 25 учеников выпускного 11 класса) с учетом необходимости сдавать выпускные экзамены в 9 и 11 классах. Установлено, что по мере приближения выпускных экзаменов во II и III группах достоверно возрастала интенсивность ситуативной тревожности (p˂0,05), что приводило к увеличению частоты повышения артериального давления (p˂0,05) и дисбаланса функционального состояния вегетативной нервной системы (p˂0,05). Полученные результаты свидетельствуют о том, что для профилактики артериальной гипертензии и вегетативной дисфункции в будущем необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение устойчивости к психологическому стрессу у учащихся, особенно в выпускных классах в течение учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салехова М.П., Миндубаева Ф.А., Салехова Д.С., Семенов К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATHOGENETICAL IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL STRESS IN DEVELOPMENT OF VEGETATIVE DYSFUNCTION IN HIGH SCHOOLERS

During the school year, the change in situational anxiety and vegetative status was studied in 73 high school students (group I 26 students of grade 10, II 22 students of graduation grade 9, III 25 students of graduation grade 11), taking into account that students of the 9th and 11th grades will have to take their final exams this year. It was found out that as the final exams approached in groups II and III, the intensity of situational anxiety increased significantly (p˂0,05), which led to an increase in the frequency of increase in arterial pressure (p˂0,05) and imbalance in the functional state of the autonomic nervous system (p˂0,05). The obtained results show that in order to prevent arterial hypertension and autonomic dysfunction in the future, it is necessary to carry out activities aimed at increasing resistance to psychological stress in students, especially in graduating classes during the school year.

Текст научной работы на тему «Патогенетическое значение психологического стресса в развитии вегетативной дисфункции у старшеклассников»

УДК 616-092.6

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА В РАЗВИТИИ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

М.П.Салехова, Ф.А.Миндубаева, Д.С.Салехова, *К.В.Семенов

PATHOGENETICAL IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL STRESS IN DEVELOPMENT OF VEGETATIVE DYSFUNCTION IN HIGH SCHOOLERS

M.P.Salekhova, F.A.Mindubaeva, D.S.Salekhova, *K.V.Semenov

Карагандинский государственный медицинский университет (Казахстан), *Институт медицинского

образования НовГУ, Konstantin.Semenov@novsu.ru

В течение учебного года изучено изменение ситуативной тревожности и вегетативного статуса у 73 учащихся старших классов (I группа — 26 учеников 10 класса, II — 22 ученика выпускного 9-го класса, III — 25 учеников выпускного 11 класса) с учетом необходимости сдавать выпускные экзамены в 9 и 11 классах. Установлено, что по мере приближения выпускных экзаменов во II и III группах достоверно возрастала интенсивность ситуативной тревожности (p<0,05), что приводило к увеличению частоты повышения артериального давления (p<0,05) и дисбаланса функционального состояния вегетативной нервной системы (p<0,05). Полученные результаты свидетельствуют о том, что для профилактики артериальной гипертензии и вегетативной дисфункции в будущем необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение устойчивости к психологическому стрессу у учащихся, особенно в выпускных классах в течение учебного года.

Ключевые слова: психологический стресс, артериальная гипертензия, симпатикотония, гиперсимпатикотония, вегетативная дисфункция, ситуативная тревожность, индекс Кердо

During the school year, the change in situational anxiety and vegetative status was studied in 73 high school students (group I — 26 students of grade 10, II — 22 students of graduation grade 9, III — 25 students of graduation grade 11), taking into account that students of the 9th and 11th grades will have to take their final exams this year. It was found out that as the final exams approached in groups II and III, the intensity of situational anxiety increased significantly (p<0,05), which led to an increase in the frequency of increase in arterial pressure (p<0,05) and imbalance in the functional state of the autonomic nervous system (p<0,05). The obtained results show that in order to prevent arterial hypertension and autonomic dysfunction in the future, it is necessary to carry out activities aimed at increasing resistance to psychological stress in students, especially in graduating classes during the school year. Keywords: psychological stress, arterial hypertension, sympathicotonia, hypersympathicotonia, vegetative dysfunction, situational anxiety, Kerdo index

Актуальность. Отличительной чертой современного образа жизни стало прогрессивное нарастание эмоционального напряжения и потока информации, которые адресованы к центральной нервной системе и становятся причиной истощения ее ресурсов и дисфункциональных нарушений, создающих условия для развития различных патологических состояний [1, 2] Неуклонный рост частоты выявления артериальной гипертензии среди взрослого населения, недостаточная эффективность ее коррекции, что приводит к развитию различных осложнений, а иногда и

летальному исходу, ее особое место в структуре сердечно-сосудистой патологии [3] определяют актуальность, не только научную, но и практическую направленность исследований в этом направлении.

Так, в Республике Казахстан после достижения 18 лет появляются больные АГ, количество которых неуклонно растет. При этом среди взрослого населения ее частота достигает 25%, но среди детей и подростков подобная информация отсутствует [2, 4]. Более того, в мировом масштабе распространённость АГ среди детей и людей молодого возраста соответ-

ствуют друг другу и составляют 18%, а иногда и превышают ее [4].

Особого внимания заслуживает то, что на фоне гормональной перестройки организма дефицитарно-стью и незавершенной созреваемостью компенсаторно-приспособительных программ у подростков отмечается повышенная восприимчивость к стрессовым ситуациям. При этом академический, а в выпускных классах и экзаменационный стресс увеличивают эмоциональное напряжение, что в совокупности с действием других стрессоров создает предпосылки для развития дисбаланса реципрокной активности симпатической и парасимпатической нервных систем, тем самым создает предпосылки для развития различных патологических составляющих, в том числе и повышения артериального давления [2, 5, 6]. Более того, большое значение имеет индивидуальное реагирование на воздействие стрессоров, которое основано на копинг-стратегиях усвоенных в транзактном периоде [7].

Именно изучению вегетативной дисфункции и ее взаимосвязи с изменениями артериального давления у старшекласников в течение учебного года посвящено наше исследование.

Материалы и методы исследования. В основу нашей работы вошли результаты обследования 73 учеников 9—11 классов школы-гимназии № 38 г. Караганды в течение учебного года.

Учитывая, что в 9 и 11 классах учащимся предстояло сдавать выпускные экзамены, а в 10 классе этой дополнительной психологической нагрузки не было учащихся, принимавших участие в исследовании разделили на 3 группы При этом контрольную группу составили ученики 10 классов.

В I контрольную группу вошли 26 учеников 10-го класса, которые в конце учебного года не сдавали единого национального тестирования (ЕНТ).

Во II группу вошли 22 ученика 9-го класса, которым в конце учебного года предстояло сдавать Государственный экзамен (ГЭ), после которого они либо продолжали обучение в 10—11 классах, либо поступали в колледжи или иные профильные учебные заведения.

В III группу вошли 25 учеников 11 класса, которым в конце учебного года предстояло сдавать ЕНТ.

В I группе было 12 (46,2±9,7%) девушек и 14 (53,8±9,7%) юношей, во II — 13 (59,1±10,4%) девушек и 9 (40,9±10,4%) юношей, в III — 11 (44,0±9,9%) девушек и 14 (56,0±9,9%) юношей. При этом достоверных различий между исследуемыми группами выявлено не было (р>0,05).

Все ученики, рассматриваемые в данном сообщении, и их родители дали письменное информированное согласие на участие в исследовании и подписали соглашение не разглашение личных данных. В работе рассматривались только те ученики, у которых исследования были проведены согласно программе во все сроки исследования.

Возраст учащихся соответствовал классу обучения, и все они относились к одной возрастной группе — 15—17 лет.

Критериями для анализа являлись изменения вегетативного индекса Кердо и ситуативной тревожности. Исследования проводились в начале учебного года (в первую неделю занятий), когда ещё отсутствовали большие эмоциональные нагрузки, затем в конце I четверти и в конце учебного года, а учащимся 9 и 11 классов предстояла непосредственная подготовка, а затем экзаменационное тестирование (ГЭ или ЕНТ).

Соответственно, программа исследований включала определение ситуативной тревожности (тест Спилбергера—Ханина), измерение АД, определение частоты Ps (пульса) и, на основании этих данных, производилось определение вегетативного индекса Кердо (ВИК),

Учитывая, что в течение учебного года происходило изменение психологической напряженности, связанное с воздействием конкретной ситуации для определения ситуативной тревожности мы использовали подшкалу ситуативной тревожности стандартного теста Спилбергера—Ханина.

Шкала ситуативной тревожности в тесте Спилбергера—Ханина состоит из 20 вопросов, ответ на которые оценивается в баллах и позволяет оценить изменение тревожности под воздействием стрессора в конкретный момент времени. При этом оценки тревожности: менее 30 баллов расценивают как низкую; 31—44 балла — умеренную; 45 баллов и более — высокую [8, 9].

Учитывая, что увеличение тревожности, прямо и опосредовано влияет на реакцию сердечнососудистой системы на стресс, определение ситуативной тревожности в заданные сроки позволяет оценить психологический статус на фоне которого определяли гемодинамические показатели.

Измерение гемодинамических показателей (АД, Ps) проводили с использованием автоматического тонометра (фирма «OMRON»), что обеспечивало получение стандартизованных показателей, используемых для статистической обработки и определения вегетативного индекса Кердо:

ВИК = (1 - АДд / Ps) X 100.

где

ВИК — вегетативный индекс Кердо;

АДд — диастолическое артериальное давление Ps — частота пульса

Вегетативный индекс Кердо позволяет определить баланс между симпатической и парасимпатической системами, а при его нарушении выявить вегетативную дисфункцию. При этом для статистической обработки при оценке индекса Кердо используются критерии: от +11 до +30 — симпатикотония; >+31 — значительная симпатикония; от -11 до -30 — пара-симпатикония; <-30 значительная парасимпатикония; от -10 до +10 — вегетативный баланс — симпатические и парасимпатические влияния уравновешены.

Результаты исследования. Сравнительный анализ состояния ситуативной тревожности показал, что в начале учебного года во всех исследуемых группах преобладал ее умеренный уровень, а показатели между группами были сопоставимы и достоверно между собой не различались (p>0,05).

Исследование состояния вегетативного состояния показало, что показатели индекса Кердо соответствовали в большинстве случаев балансу активности симпатической и парасимпатической систем и между исследуемыми группами достоверно не различались (р>0,05).

В отличие от этого (табл. 1), на фоне снижения интенсивности ситуативной тревожности в I группе, отмечалось увеличение ее интенсивности во II и III группах, где ученикам выпускных классов предстояла сдача ГЭ или ЕНТ.

Таблица 1

Показатели теста Спилбергера—Ханина в конце I четверти

Показатели Время исследования

I группа II группа III группа

Низкая - - -

Умеренная 24(92,3±5, 11(50,0±10 9(36,0±9,6

0%) ,6%)* %)*

Высокая 2(7,7±5,0 11(50,0±10 16(64,0±9,

%) ,6%)* 6%)*

* — достоверность различий с показателями в I группе А — достоверность различий между показателями во II и III группах

Более того, во II и III группах частота высокой тревожности выявлялась достоверно чаще, чем в I (p<0,05), а в III группе недостоверно превышала показатели во II (p>0,05).

Параллельно с изменением ситуативной тревожности происходило изменение и гемодинамиче-ский показателей, а соответственно, и вегетативного статуса (табл. 2).

Таблица 2 Показатели ВИК в конце I четверти

Показатели Время исследования

I группа II группа III группа

Вегетатив- 23 19 13

ный баланс (88,5±6,1 (86,4±7,1% (52,0±9,9

%) ) %)*

Симпати- 3 3 10

котония (11,5±6,1 (13,6±7,1% (40,0±9,7

%) ) %

Гиперсим-патикото- - - 2 (8,0±5,4%)

ния

ВИК 5,8±1,5 9,2±2,1 13,4±2,1*

(M±m)

* — достоверность различий с показателями в I группе А — достоверность различий между показателями во II и III

группах

Так, в конце I четверти в III группе показатели ВИК достоверно превысили результаты в I (p<0,05) и недостоверно во II (p>0,05) группе, что свидетельствовало о более выраженном дисбалансе ВНС в III группе. При этом во II группе свидетельствовали о более высоком дисбалансе ВНС, по сравнению с I группой, но различия были недостоверными (p>0,05).

В конце учебного года (конец IV четверти) отмечалось нарастание интенсивности ситуативной тревожности в выпускных классах (табл. 3).

Таблица 3

Показатели теста Спилбергера—Ханина в конце учебного года

Показатели Время исследования

I группа II группа III группа

Низкая - - -

Умеренная 23(88,5±6, 1%) 5(22,7±9,3 %)* 3(12,0±6,5 1%)*

Высокая 3(11,5±6,1 %) 17(77,3±9, 3%)* 22(88,0±6, 5%)*

* — достоверность различий с показателями в I группе А — достоверность различий между показателями во II и III группах

Так, достоверность различий между II и III группами с I группой возросла (p<0,05). При этом ее показатели у учащихся 11 класса была несколько выше, чем в 9 классе, но достоверность различий между II и III группами не была выявлена (p>0,05). То есть, в выпускных классах отмечалось нарастание интенсивности эмоционального напряжения.

На этом фоне (табл. 4) достоверно возросло количество учеников с симпатикотонией в 9 классе (p<0,05) и 11 классах (p<0,05). При этом достоверно возросли показатели вегетативного индекса Кердо в выпускных классах (p<0,05).

Таблица 4 Показатели ВИК в конце учебного года

Показатели Время исследования

I группа II группа III группа

Вегетатив- 23 12 7

ный баланс (88,5±6,1 (54,5±10,6 (28,0±8,9

%) %) %) *

Симпати- 3 10 13

котония (11,5±6,1 (45,5±10,6 (52,0±9,9

%) %) %)*

Гиперсим- - - 5

патикото- (20,0±8,0

ния %)

ВИК 5,0±1,6 13,6±1,8* 16,7±2,1*

(M±m)

* — достоверность различий с показателями в I группе А — достоверность различий между показателями во II и III

Таким образом, на фоне нарастания ситуативной тревожности в выпускных классах паралельно происходило увеличение частоты вегетативной дисфункции с преобладанием симпатикотонии и гипер-симпатикотонии, что свидетельствовало о снижении адаптивных ресурсов организма. на фоне прогресси-рования стрессовых нагрузок, связанных с учебным процессом в выпускных классах и являлось предиктором развития ССЗ и АГ в будущем.

Полученные результаты свидетельствуют, что для снижения риска развития АГ в будущем необходимо разработать программы и проведить мероприятий, направленных на повышение устойчивости учащихся, особенно в выпускных классах, к воздействию психологического стресса.

1. Salekhov S.A., Gordeev M.N., Salekhova Y.S., Korabelnikova I.A. Influence of emotional and informational factors in implementation of coping strategies in psychological stress // ISJ Theoretical & Applied Science. 2015. Vol. 11(31). P. 147-154. soi: http: //s-o-i.org/1.1/TAS-11-31-24.

Doi:http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.11.31.24.

2. Салехова Д.С., Андриевский В.А. Влияние интенсивности психологического стресса на повышение артериального давления у учащихся выпускного класса // Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. школьников «Зимний школьный марафон». Чебоксары, 2018. С. 2027.

3. Байгошкарова Р.О., Акажанова А.М. Распространенность факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у лиц, занятых в административно-управленческом аппарате // Астана медициналык журналы. 2009. № 6(58). С. 55-57.

4. Бахтина Г.Г. Артериальная гипертензия у подростков [Электр. ресурс]. URL: http://aritmia.doktora.by (дата обращения: 01.06.2018).

5. Контроль высокого артериального давления у детей и подростков: Рекомендации Европейского Общества Ги-пертензии [Электр. ресурс]. URL: http://www.mif-ua.com/archive/article/11058 (дата обращения: 01.06.2018).

6. Салехов С.А., Гордеев М.Н., Бизина Т.В., Максимюк Н.Н. Иерархия психоэмоционального и информационного факторов в структуре экзаменационного стресса [Электр. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. N° 5. URL: http://www.science-education.ru/128-21959 (дата обращения: 01.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Салехов С.А. и др. Особенности психологического стресса и реализация базовых копинг-стратегий, сформировавшихся в транзактном периоде, в образовательном пространстве школы // Материалы XI Междунар. науч.-практ. конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа». Пенза, 2017. С. 341-345.

8. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В.М.Астапова. СПб.: Питер, 2001. С. 88-103.

9. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 18 с.

References

1. Salekhov S.A., Gordeev M.N., Salekhova Y.S., Korabelnikova I.A. Influence of emotional and informational factors in implementation of coping strategies in psychological stress. ISJ Theoretical & Applied Science,

2015, vol. 11(31), pp. 147-154. soi: http: //s-o-i.org/1.1/TAS-11-31-24.

Doi:http://dx.doi.org/10.15863/TAS.2015.11.31.24.

2. Salekhova D.S., Andrievskiy V.A. Vliyanie intensivnosti psikhologicheskogo stressa na povyshenie arterial'nogo davleniya u uchashchikhsya vypusknogo klassa [The effect of the intensity of psychological stress on the increase in blood pressure in high school students]. Proc. of "Zimniy shkol'nyy marafon- V". Cheboksary, 2018, pp. 20-27.

3. Baygoshkarova R.O., Akazhanova A.M. Rasprostranennost' faktorov riska razvitiya serdechno-sosudistykh zabolevaniy u lits, zanyatykh v administrativno-upravlencheskom apparate [The prevalence of risk factors for the development of cardiovascular diseases in persons employed in the administrative and management apparatus]. Astana meditsinalyrç zhurnaly, 2009, no. 6(58), pp. 55-57.

4. Bakhtina G.G. Arterial'naya gipertenziya u podrostkov [Arterial hypertension in adolescents]. Available at: http://aritmia.doktora.by (accessed: 01.06.2018).

5. Kontrol' vysokogo arterial'nogo davleniya u detey i podrostkov: Rekomendatsii Evropeyskogo Obshchestva Gipertenzii [Control of high blood pressure in children and adolescents: Recommendations of the European Society of Hypertension]. Available at: http://www.mif-ua.com/archive/article/11058 (accessed: 01.06.2018).

6. Salekhov S.A., Gordeev M.N., Bizina T.V., Maksimyuk N.N. Ierarkhiya psikhoehmotsional'nogo i informatsionnogo faktorov v strukture ehkzamenatsionnogo stressa [The hierarchy of psycho-emotional and informational factors in the structure of exam stress]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/128-21959 (accessed: 01.06.2018).

7. Salekhov S.A. et al. Osobennosti psikhologicheskogo stressa i realizatsiya bazovykh koping-strategiy, sformirovavshikhsya v tranzaktnom periode, v obrazovatel'nom prostranstve shkoly [Peculiarities of psychological stress and basic coping strategies formed in the transactional period in school]. Proc. of "Luchshaya nauchno-issledovatel'skaya rabota-XF'. Penza, 2017, pp. 341-345.

8. Spilberger Ch. Kontseptual'nye i metodologicheskie problemy issledovaniya trevogi [Conceptual and methodological problems of the study of anxiety]. In: Astapov V.M., ed. Trevoga i trevozhnost'. Saint Petersburg, 2001, pp. 88-103.

9. Khanin Yu.L. Kratkoe rukovodstvo k primeneniyu shkaly reaktivnoy i lichnostnoy trevozhnosti Ch.D.Spilbergera [A brief guide to the use of a scale of reactive and personal anxiety by Ch.D.Spielberger]. Leningrad, 1976. 18 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.