Научная статья на тему 'Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов'

Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1619
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / УМСТВЕННАЯ НАГРУЗКА / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / UNIVERSITY / MENTAL STRESS / EXAM STRESS / PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

Умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной развития стресса и серьезных функциональных нарушений. По результатам исследований описаны психофизиологические особенности студентов, что позволило дополнить уже имеющиеся факторы, определяющие ухудшение состояния здоровья в период обучения в вузе. На основании данных ответной реакции организма на интенсивную умственную нагрузку под воздействием стресс-фактора экзамена определены основные направления для обеспечения расширения адаптационных психических и физических резервов, сохранения умственной работоспособности и сохранения здоровья в процессе профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Марчук Светлана Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of examination stress on the psychophysical state of students

The mental activity of students associated with mental stress makes high demands on the body and, under certain unfavorable conditions, can cause stress and serious functional disorders. According to the results of studies, the psychophysiological characteristics of students are described, which made it possible to supplement the already existing factors that determine the deterioration of health during the period of study at the university. Based on the data of the body's response to intense mental stress under the influence of the stress factor of the exam, it was possible to determine the main areas necessary to ensure the expansion of adaptive mental and physical reserves, preserve mental performance and maintain health in the process of vocational training.

Текст научной работы на тему «Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов»

спорт: здоровье и процветание нации : материалы VIII Международной научной конференции студентов и молодых ученых. - СПб., 2018. - С. 132-135.

4. Мамонова, О.В. Применение нетрадиционных оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы / О.В. Мамонова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции : в 2 томах. - М., 2017. - Т. 2 - С. 279-284.

5. Манжелей, И.В. Формирование физкультурных компетенций у бакалавров в образовательной среде вуза / И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 9. - С. 78.

6. Филимонова, С.И. Создание пространства физической культуры и спорта вуза - повышение качества управления им / С.И. Филимонова // ГТО: практика реализации : материалы Всероссийской студенческой конференции в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений и всероссийского молодежного проекта «Студенты ГТО». - М., 2015. - С. 40-42.

7. Филимонова, С.И. Современный подход к исследованию физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева, С.И. Филимонова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 7.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Averyasova, Y.O., Kondrakov G.B., Mamonova O.V. (2019), "Development and implementation of scientific and methodological support for advanced training of teachers and specialists in physical culture and sport", Plekhanov scientific Bulletin, No. 2 (12), pp. 17-21.

2. Glazkova, G.B. (2014), "Features of competence approach to physical education of pupils having deviations in a state of health", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 50-53.

3. Evseev, S.P., Aksenov, A.V., Kryukov, I.G. (2018) "Integrated approach in the development of physical qualities in students with disabilities", University sport: health and prosperity of the nation, Materials of the VIII International scientific conference of students and young scientists, St. Petersburg, pp. 132135.

4. Mamonova, O.V. (2017) "The use of non-traditional recreational types of gymnastics in the physical education of students of a special medical group", Humanities education in an economic university Materials of the V International Scientific and Practical Correspondence Internet Conference, Moscow, Vol. 2, pp. 279-284.

5. Manzheley, I.V. and Chernyakova, S.N. (2014) "The formation of athletic competencies in bachelors in the educational environment of the university", Bulletin of the Tyumen State University, No. 9, pp. 78.

6. Filimonova, S.I. (2015) "Creating a space of physical culture and sports of the University -improving the quality of management", GTO: practice of realization of materials of all-Russian student conference in the framework of the program of development of student associations ' activities and the all-Russian youth project "Students of the TRP", Moscow, pp. 40-42.

7. Filimonova, S.I. and Lubysheva, L.I. (2004), "Modern approach to the study of physical culture and sport", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 7.

Контактная информация: mamonova-o-v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2019

УДК 378.178

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ

СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

Светлана Азатовна Марчук, кандидат педагогических наук, доцент,

Уральский государственный университет путей сообщения г. Екатеринбург

Аннотация

Умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной развития стресса и серьезных функциональных нарушений. По результатам исследований описаны психофизиологические особенности студентов, что позволило дополнить уже имеющиеся факторы, определяющие ухудшение состояния здоровья в период обучения в вузе. На основании данных

ответной реакции организма на интенсивную умственную нагрузку под воздействием стресс-фактора экзамена определены основные направления для обеспечения расширения адаптационных психических и физических резервов, сохранения умственной работоспособности и сохранения здоровья в процессе профессионального обучения.

Ключевые слова: вуз, умственная нагрузка, экзаменационный стресс, психофизиологическое состояние, здоровье.

INFLUENCE OF EXAMINATION STRESS ON THE PSYCHOPHYSICAL STATE OF

STUDENTS

Svetlana Azatovna Marchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Annotation

The mental activity of students associated with mental stress makes high demands on the body and, under certain unfavorable conditions, can cause stress and serious functional disorders. According to the results of studies, the psychophysiological characteristics of students are described, which made it possible to supplement the already existing factors that determine the deterioration of health during the period of study at the university. Based on the data of the body's response to intense mental stress under the influence of the stress factor of the exam, it was possible to determine the main areas necessary to ensure the expansion of adaptive mental and physical reserves, preserve mental performance and maintain health in the process of vocational training.

Keywords: university, mental stress, exam stress, psychophysiological state, health.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние психического и физического здоровья современной молодежи приобретает особое значение, особенно в период вузовского обучения, как показывает статистика, более 50% студентов страдают различными хроническими заболеваниями [2, 3, 5].

Среди проблем, связанных со здоровьем человека, значительное место занимают расстройства, связанные с психическим состоянием студентов. Современный темп жизни, активное использование информационно-технологических средств, большая умственно-смысловая нагрузка в условиях дефицита времени и малой двигательной активности, а также переживание и эмоциональное напряжение, особенно в экзаменационный период могут создавать условия, способствующие напряжению адаптационно-компенсаторных механизмов психики и как следствие развитие серьезных функциональных нарушений организма [5].

Психологическое состояние человека зависит от многих факторов, в том числе и от получаемого объема умственной нагрузки, которая без соответствующей перестройки адаптивных механизмов может вызывать утомление и излишнюю тревожность и негативно отразиться на работе жизненно важных систем и органов. Доказано, что чрезмерное психологическое напряжение может вызывать такие нарушения, как изменение частоты сердечных сокращений, артериального давления, частоты дыхания, гомеостаза, основного обмена, расстройство пищеварительной системы и другое.

Изучение стресса и его влияние на здоровье молодых людей привлекает постоянное внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики. Ряд авторов, изучающих данную проблему, указывают на негативные психофизические состояния, возникающие у студентов в период обучения в вузе [1, 4, 6, 7].

Более глубокое исследование психических и физиологических реакций на стресс-факторы может являться определяющим в профилактике нарушений и сохранении здоровья студентов в условиях современного образовательного процесса.

Целью исследования явилось выявить психофизиологические характеристики студентов в разные периоды учебной деятельности. На основании выявленных особенностей определить пути сохранения здоровья.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты-добровольцы (п=64), обучающиеся на втором курсе. Изучение состояния психофизических процессов проводилось в два периода: относительно спокойные учебные дни (сентябрь, октябрь) и экзаменационную сессию (январь).

При исследовании психофизических и психологических характеристик применялись тесты на координацию движений (проба Ромберга с закрытыми глазами; пространственная ориентация, хождение по прямой линии с закрытыми глазами), зрительно-моторную реакцию (компьютерная программа), корректурная проба «кольца Ландольта», определяющая объем и скорость переработки зрительной информации, шкала Ч. Д. Спил-бергера-Ю.Л. Ханина на самооценку состояния тревожности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Известно, что утомление человека проявляет себя в форме расстройств координации, в связи с этим для относительно полной характеристики психофизического состояния студентов в разные периоды обучения были исследованы координационные способности, отражающие взаимосвязь нервных процессов, происходящих в высших отделах ЦНС с периферией.

Данные пробы Ромберга показали, что у обследуемых в экзаменационный период (январь) показатели удержания равновесия ниже на 64% ф <0,05) раньше проявляется тремор век, пальцев рук, покачивания тела, в сравнении с исходными данными (сентябрь). Полученные результаты дают возможность предположить, что отрицательная динамика, указывает на сужение компенсаторных возможностей нервных центров, ответственных за статическое равновесие, что указывает на имеющиеся нарушения со стороны нервной системы, возможно связанных с наличием утомления и перенапряжения.

Данные пространственной ориентации (хождение по прямой линии с закрытыми глазами) также показали снижение результатов в конце семестра на 46% ф <0,05), считаем, что данное ухудшение связано с иррадиацией тормозных процессов, в результате воздействия стресс-факторов в период сдачи экзаменов.

В период экзаменационной сессии в несколько раз увеличивается интенсивность и объем умственной нагрузки, сопровождающейся нарушением рабочего режима, в связи, с чем у студентов возрастает нервно-эмоциональное напряжение.

При исследовании тревожности обнаружено, что за день до экзамена реактивная тревожность начинает повышаться уже через два часа активной работы (11.00 часов), достигая более высокого уровня (46,68±2,341) к 17.00 часам, что характеризуется наличием беспокойства и нервозности, нарушением внимания и тонкой координации. Скорее всего, это является результатом мощного воздействия на психическое состояние таких факторов как неопределенность исхода сдачи экзамена и большая смысловая нагрузка. Средние показатели личностной тревожности также несколько возросли, но продолжали находиться в пределах «умеренной зоны» (40,84±2,123).

Исследование психомоторных и психических характеристик показало, что первое снижение параметров сенсомоторной реакции начинается к 11.00 часам, с дальнейшей динамикой до 32% ф <0,05) к 17.00, в сравнении с исходным уровнем. Скорость и объем переработки зрительной информации начинают снижаться на 18% ф <0,05) только к 15.00 часам.

Анализ исследуемых показателей определил, что усиленная умственная нагрузка в период экзаменационной сессии в первую очередь вызывает чувство тревоги и нарушение сенсомоторной реакции, при этом скорость и объем переработки зрительной информации может поддерживаться на исходных уровнях более длительное время. Такое запаздывание ответной реакции указывает на то, что студент за счет волевых усилий способен в ущерб своему здоровью поддерживать лабильность когнитивных процессов.

Педагогическое наблюдение и опрос студентов непосредственно в дни экзаменов показал, что у большинства проявляются отрицательные эмоции - неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх. У студентов (60%) находящихся в состоянии высокой тревожности, наблюдались: тремор рук, бледность губ, плохая координация. После экзаменов отмечается сильная усталость, головная боль, сонливость, потеря аппетита, что указывает на наличие признаков переутомления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют о том, что экзамены являются критическим периодом обучения в вузе. Определяя степень изменения психических и физиологических параметров, вызванных стресс-фактором - экзаменом, можно говорить о сужении адаптационных реакций на фоне развития умственного утомления и психического напряжения.

Повышенное психоэмоциональное напряжение при несоблюдении ряда профилактических мероприятий, связанных с отсутствием правильного режима учебного труда, становится определяющим для развития стресса, который может стать пусковым механизмом функциональных нарушений здоровья и прогрессирования хронических заболеваний.

Выявленные психофизиологические особенности студентов под воздействием стресс-фактора позволяют рекомендовать необходимые оздоровительно-коррекционные мероприятия с целью оптимизации психофизического состояния и профилактики развития стресса.

Своевременное применение релаксационных средств («пальминг», переключение с ближнего объекта на дальний, точечный массаж, аутотренинг, видео-тренинг и др.) и физических упражнений циклического характера в сочетании с упражнениями общеукрепляющей направленности в период интенсивной учебной нагрузки позволят с одной стороны снимать психическое напряжение с центров головного мозга, ответственных за переработку зрительно-смысловой информации, с другой стороны с помощью специальных упражнений воздействовать на функциональное и физическое состояние организма, что позволит сохранить умственную работоспособность и здоровье в период профессионального обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарева, Н.А. Влияние тревожного состояния студента на обучение в вузе / Н.А. Бондарева, С.В. Бондарева // Тенденции развития психологии, педагогики и образования : международная научно-практическая конференция. - Казань, 2014. - С. 54-57.

2. Гареев, Д.Р. Занятия физической культурой в вузах для студентов с ограниченными возможностями и студентов специальных групп / Д.Р. Гареев, Т.Е. Могилевская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 73-78.

3. Линькова, Н.А. Определение интенсивности физической нагрузки для лиц с различной сосудистой гемодинамикой / Н.А. Линькова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 9 (175). - С. 167-170.

4. Марчук, С.А. Экзаменационный стресс как один из факторов развития близорукости у студенческой молодежи / С.А. Марчук, В.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 5. - С. 59-60.

5. Марчук, С.А. Социальные предпосылки организации профилактики близорукости в современном образовательном процессе : монография / С.А. Марчук, Ю.В. Марчук. - Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2008. - 103 с.

6. Пряничникова, Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика / Ю.Х. Пряничникова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь : Меркурий, 2015. - С. 184-186. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7383/ (дата обращения: 09.08.2019).

7. Фатеева, Н.М. Адаптация студентов к экзаменационному стрессу / Н.М. Фатеева, А.В. Арефьева // Символ науки. - 2016. - № 1. - С. 32-34.

REFERENCES

1. Bondareva, N.A. and Bondareva, S.V. (2014), "The influence of the student's anxiety on learning at a university", Trends in the development of psychology, pedagogy and education: international scientific and practical conference, Kazan, pp. 54-57.

2. Gareev, D.R. and Mogilevskaya, T.E. (2019), "Physical education in universities for students with disabilities and students of special groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 2 (168), pp. 73-78.

3. Linkova, N.A. (2019), "Determination of the intensity of physical activity for people with various vascular hemodynamics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 167-170.

4. Marchuk, S.A. and Marchuk, V.A. (2006), "Examination stress as one of the factors in the development of myopia in students", Theory and practice ofphysical education, No. 5, pp. 59-60.

5. Marchuk, S.A. and Marchuk, Yu.V. (2008), Social background of the organization of the prevention of myopia in the modern educational process: monograph, Yekaterinburg

6. Pryanichnikova, Yu.Kh. (2015), "Examination stress and its prevention", Problems and prospects for the development of education: materials of the VI Intern. scientific conf. (Perm, April 2015). -Mercury, Perm, pp. 184-186, available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7383/ (accessed: 08.09.2019).

7. Fateeva, N.M. and Arefieva, A.V. (2016), "Adaptation of students to exam stress", Symbol of science, No. 1, pp. 32-34.

Контактная информация: wish59@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2019

УДК 796.835

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КИКБОКСЕРОВ 16 - 17 ЛЕТ

Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, Алексей Николаевич Илькин, кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Аннотация

На сегодняшний день специфика содержания двигательной деятельности в кикбоксинге обусловлена высокой динамичностью и постоянной сменой стрессовых ситуаций различного характера. Все это, создает предпосылки, для поиска новых средств и методов подготовки спортсменов, позволяющих обеспечить рациональное соотношение компонентов двигательного акта и согласованность их основных параметров.

Ключевые слова: двигательные действия, кикбоксеры, координационные способности, методика.

METHODOLOGY FOR IMPROVEMENT OF COORDINATION ABILITIES OF KICKBOXERS AGED 16 - 17 YEARS OLD

Andrei Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Alexey Nikolaevich Ilkin, the candidate of pedagogical sciences, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanova

Annotation

To date, the specifics of the content of motor activity in kickboxing are due to the high dynamism and constant change of the stressful situations of the different nature. All this creates the prerequisites for search for the new means and methods of training athletes, allowing ensuring a reasonable ratio of the components of the motor act and the consistency of their main parameters.

Keywords: motor actions, kickboxers, coordination abilities, technique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.