Научная статья на тему 'Влияние экономической ситуации на качество и структуру телепередач'

Влияние экономической ситуации на качество и структуру телепередач Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСМОТРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ АУДИТОРИЯ / TELE-WATCHING / INFORMATION FIELD / TELEVISION AUDIENCE / CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бузин В. Н.

В статье рассматривается изменение предпочтения телезрителей в привязке к экономической ситуации в медиарекламном бизнесе. Анализ проводился на основе анализа результатов социологического медиа-исследования TNS и официальных данных АКАР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CIRCUMSTANCES INFLUENCE ON QUALITY AND STRUCTURE OF TV-PROGRAMS

The article considers preferences' changes of television audience in the context of economic circumstances in media and advertising business. Analysis based on results of the sociological media research TNS and official data AKAR.

Текст научной работы на тему «Влияние экономической ситуации на качество и структуру телепередач»

Горовиц, Д. Состязание идей // Теория и практика демократии: избр. тексты ; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. - М., 2006.

Головаха, Е., Панина, Н. Национальная толерантность и идентичность на Украине // Национально-гражданские идентичности и толерантность: опыт России и Украины в период трансформации ; под ред. Л. Дробижевой, Е. Головахи. - Киев, 2007.

Итоги Первой национальной переписи населения Кыргызской Республики 1999 г. в таблицах / Нац. стат. ком. Кыргызской Республики. - Бишкек, 2000.

Lijphart, A. Consociational Democracy // World Politics. - 1969. - N 2.

© Борисов Н.А., 2010

В.Н. Бузин

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА КАЧЕСТВО И СТРУКТУРУ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ

БУЗИН Валерий Николаевич - кандидат социологических наук, руководитель отдела региональных исследований Аналитического центра Видео Интернешнл, член экспертного совета по образованию Российского отделения Международной рекламной ассоциации (e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается изменение предпочтения телезрителей в привязке к экономической ситуации в медиарекламном бизнесе. Анализ проводился на основе анализа результатов социологического медиа-исследования ТЫБ и официальных данных АКАР.

Ключевые слова: телесмотрение, информационное поле, телевизионная аудитория.

Интерес к медиарекламному бизнесу со стороны как социологов, так и экономистов неслучаен. Медиарекламный бизнес включен в структуру массовых коммуникаций - это один из институтов, обеспечивающих поддержание и воспроизводство массового общества. Медиарекламный бизнес отражает состояние экономики государства со стороны активности рекламодателей, публикующих рекламные сообщения и вступающих на этом поле в конкуренцию между собой, а со стороны информационно-социальной отражает социально-политические состояние общества и трансформацию в информационное поле социально-экономического, политического

и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их объединения, предприятия, органы власти и управления1. Ключевыми факторами в информационном обществе выступают коммуникационные возможности и ресурсы органов государственной власти и управления, политических партий, движений и конкретных политиков, представителей бизнеса, их способность к эффективной коммуникации как к целенаправленному информационному взаимодействию с «управляемым» сообществом избирателей или потребителей (если речь идет об информационно-рекламной составляющей), предполагающему формирование или корректировку общественного мнения аудитории.

Поведение аудитории приобретает особый интерес в различные стрессовые для общества периоды: революции, кризисы, природные катастрофы. Сегодня мы имеем возможность проанализировать несколько составляющих поведения аудитории в ситуации экономического кризиса. Как справедливо отмечает профессор Д.Т. Жовтун, теоретическое и методологическое значение кризиса заключается в возможности более глубокого понимания общества как сложной социально-экономической организации, его связей и взаимодействий, скрытых в повседневной жизни, познания глубинных механизмов экономических систем2.

Вспомним, что происходило с репертуаром кино и телевидения в 90-е годы.

Предпринятое И. Полуэхтовой в 1994 г. изучение проблемы американизации кинорепертуара позволило сделать некоторые интересные предположения и выводы3. Американизация выражалась не только в количественном доминировании американских фильмов в репертуаре отечественных кинотеатров. Происходила постепенная американизация кинопроцесса в целом. Американизация отечественной киноаудитории проявлялась в переориентации ее предпочтений, вкусов и запросов на зарубежное «массовое», в первую очередь, американское кино. Только около 20% зрителей отдавали предпочтение отечественным фильмам. Это, в свою очередь, обусловило появление «американизированной» отечественной кинопродукции, свидетельствующей об изменении ориентаций российских кинематографистов: сценаристов, режиссеров, продюссеров. Иными словам, происходило

1 См.: Бузин В.Н. Медиапланирование как метод управления информационными потоками в средствах массовой коммуникации // Социология власти. -

2008. - № 5. - С. 114-127.

2 См.: Жовтун, Д.Т. Понятие кризиса в социально-гуманитарных и экономических исследованиях современного российского общества // Социология власти. -

2009. - № 2. - С. 19-25.

3 См.: Полуэхтова, И.А. Американские фильмы на российском киноэкране // Социологические исследования. - 1994. - № 10. - С. 113-119.

формирование отечественной самовоспроизводящейся социокультурной системы, несущей ценности массовой культуры «американского типа».

При анализе аудитории мы коснемся как поведения аудитории средств массовой коммуникации в период социально-экономической нестабильности, так и поведения самих СМК, как обеспечивающих стабильное и качественное функционирование средств массовой коммуникации и дающих возможность за счет финансовых вложений в медиаструктуры обеспечить им выживаемость и возможность выполнять вторую свою важнейшую функцию - информирования, связи населения с органами власти и политическими партиями, а также развлекательную функцию. Не секрет, что существует зависимость качества телевизионного контента и финансовых возможностей телеканалов. Последствия влияния нынешнего кризиса и снижения финансовых поступлений от рекламы мы отмечаем во второй половине 2009 г., но в основном они будут ощутимы в 2010 г. Если вспомнить предыдущий кризис 1998 г., то общая динамика послекризисных телевизионных доходов телеканалов от рекламы выглядела следующим образом (рис. 1).

5000

_0

£ п 4500

<ю о 4000

3500

о

т 3000

и

п О" 2500

± о <ю I и 2000

0) 1500

1-

-О О" 1000

п

X о 500

00

Рис. 1. Динамика объемов телевизионного рекламного рынка России

в 1995-2002 гг.

Посмотрим, как связан доход от рекламы на ТВ с качеством показа телевизионных сериалов, какие сериалы и фильмы смотрели телезрители в сезонах 1999/2000 г. по сезон 2007/2008 г. С ростом денежных возможностей телеканалов они получили возможность финансировать создание отечественной продукции и отказаться от низкопробного зарубежного «мыла». В ситуации кризиса 2008 г. и резкого падения рекламных доходов телеканалов, а они снизились в первом квартале не менее чем на 20%, финансирование производства отечественной теле- и кинопродукции зна-

чительно сократилось. Ее заменила низкокачественная и более дешевая зарубежная.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

□ Российские □ Другие

95%

5%

81%

61%г

9%

48%

, 45%

52%

а_55%

-37%

3%

26%-22%

4%

,-20%

8%

5—8

0%

99/00 00/01 01/02 02/03 03/04 04/05 05/06 06/07 07/08

Сезон (год)

Рис. 2. Изменение доли российских сериалов на крупнейших федеральных каналах в сезоны с 1999/2000 - 2007/2008 гг.

Безусловно, такой фантастический рост отечественной теле- и кинопродукции нельзя объяснить только экономически. Социальная составляющая остается в этом процессе доминирующей. Основную роль здесь сыграла все же российская телевизионная аудитория, воспитанная на более качественном контенте столь широко критикуемого в настоящее время советского периода.

Новые условия и механизмы социального функционирования телевидения и кинематографа, характерные для современной российской экономической и социокультурной ситуации, закономерно вызвали обратные изменения в структуре и характере действующего кино- и телерепертуара.

Раньше, в условиях господства государственно-монополитической модели фильмопроизводства, когда структура и характер кинорепертуара определялись не столько экономическими механизмами спроса и предложения, сколько политическими и идеологическими соображениями, эти духовные потребности населения реализовывались отнюдь не лучшим образом. Достаточно сказать, что зритель был изолирован от значительного сегмента мирового кинематографа, в частности, американского, преобладающего в мире (в 1985 г. фильмы США составляли лишь 3% еженедельного репертуарного списка московских кинотеатров1). Социологи отмечали и нехватку фильмов популярных жанров (комедий, мелодрам, приключенческих), зрительская нужда в которых оставалась острой. И если в репертуаре кино-

1 Полуэхтова И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя // Социологические исследования. - 1996. - № 2. - С. 41-44.

театров доля российских фильмов пока невелика, то на телевидении ситуация радикально поменялась в пользу отечественной продукции. Можно констатировать, что неофитский пыл увлечения достаточно посредственной западной кино- и телепродукцией прошел.

Сериал, а мы рассматриваем его как самый популярный у российских телезрителей жанр, стал популярен в нашей стране во многом благодаря зарубежным телесериалам, которые попали на наши телеэкраны в начале 90-х. Нельзя не вспомнить 2137 серий одного из первых сериалов -«Санта-Барбара» Он стал в России культовым - первой американской «мыльной оперой», показанной (хотя и не полностью) по телевидению. Первая показанная серия (217-я от начала) вышла в эфир 2 января 1992 г., последняя (2040-я по счету) - 17 апреля 2002 г. Заключительные 97 серий так и не были показаны российским телезрителям из-за снизившегося интереса аудитории. Сериал выходил на канале «РТР» («Россия») и несколько раз прерывался из-за денежных и/или политических проблем.

Таблица 1

Телесериалы и их рейтинги сезона 2008/2009 г.

Телесериал сезона 2008/2009 г. т1

Татьянин день 13,92

Громовы. Дом надежды 13,15

И все-таки я люблю... 12,40

Апостол 10,87

Громовы 9,94

Всегда говори «Всегда»-4 9,90

Грозовые ворота 9,86

Тайны следствия-7 9,74

Принцесса цирка 9,47

Батюшка 8,91

Родные люди 7,39

Всегда говори «Всегда»-3 7,35

Две сестры 7,35

Срочно в номер 7,32

Женщина без прошлого 7,31

Телохранитель 7,19

Остаться в живых 7,15

Тайны следствия-6 7,13

Дар божий 7,13

След 6,56

Морские дьяволы-2 6,56

Ангел-хранитель 6,35

Гончие 6,26

Паутина 6,20

Окончание табл.

Вызов 6,17

Формула стихии 5,97

Сильнее огня 5,92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литейный, 4 5,82

Охота на изюбря 5,60

Атлантида 5,30

1 Данные исследования TNS/Gallup TV Index от 1 сентября 2007 г - 31 апреля 2008 г, генеральная совокупность 65 млн 802 тыс. 830 человек городского населения России ( в городах с населением 100 тыс. человек и выше), выборочная совокупность - 6405 человек.

За это время сформировалась привычка к просмотру сериалов. Это тоже важная причина, обусловившая популярность российских телесериалов. Но после непродолжительного увлечения голливудским ширпотребом российская аудитория потребовала рассказов о своей жизни и проголосовала за это рейтингами телепросмотров (TVR). Снижение рейтингов зарубежных и высокие рейтинги отечественных сериалов заставили руководителей телекомпаний развивать производство отечественной продукции, доля которой возросла с 5% до 80%.

Надо отметить, что еще в 1999 г. российский сериал «С новым счастьем» имел самый высокий средний рейтинг (TVR=7,2)1, далеко опережая своих зарубежных собратьев: «Дикий ангел» (Аргентина) - TVR=5,4; «Богатые и знаменитые» (Мексика) - TVR=4,5; «Санта-Барбара» (США) -TVR=3,8. Но возможность удовлетворить вкусы телезрителей в полной мере появилась лишь со становлением полноценного рекламного рынка, поскольку государственное финансирование телеканалов резко уменьшилось, а частные телеканалы (НТВ, например) вынуждены были сами зарабатывать на производство телепродукции.

Из «долгожителей» можно отметить сериал «Эркюль Пуаро» по рассказам Агаты Кристи, который в 1999 г. имел TVR=3,6 и до сих пор демонстрируется по различным каналам ТВ со средним рейтингом TVR=2,5, а в сезон 2008/2008 г. даже на каналах небольшого охвата (ТВ-Центр и Домашний) его рейтинг доходил до TVR=1,5. В табл.1 (данные социологического исследования компании TNS) представлен рейтинг самых популярных сериалов (ТОП-30) сезона 2008/2009 г. Среди них нет ни одного (!) сериала зарубежного производства.

Ситуация с кинопоказом на ТВ аналогична ситуации с сериалами. В условиях кризиса можно прогнозировать ситуацию в сезоне 2009/2010 г.: весьма вероятно, что при падении рекламных телевизионных бюджетов по пессимистичному прогнозу на 30-35% (то есть с 4,8 млрд долл. до 3,4 - 3,1 млрд долл.) объем российской премьерной теле- и кинопродукции снизится как

минимум вдвое, но увеличатся повторные показы старых успешных сериалов.

В худшем случае на экраны вернется дешевая и некачественная западная теле- и кинопродукция, что может повлечь снижение интереса к просмотру ТВ в целом.

Список литературы

Бузин, В.Н. Медиапланирование как метод управления информационными потоками в средствах массовой коммуникации // Социология власти. - 2008. - № 5.

Жовтун, Д.Т. Понятие кризиса в социально-гуманитарных и экономических исследованиях современного российского общества // Социология власти. - 2009. - № 2.

Полуэхтова, И.А. Американские фильмы на российском киноэкране // Социологические исследования. - 1994. - № 10.

Полуэхтова, И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя // Социологические исследования. - 1996. - № 2.

© Бузин В.Н., 2010

В. В. Коньков

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА В РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

КОНЬКОВ Вячеслав Владимирович - аспирант кафедры философии РАГС, ведущий специалист ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» (e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена исследованию представлений о критериях прогресса в различных концепциях философии истории. Принимая аргументы постиндустриальной теории смены фаз развития человечества, автор обосновывает изменение критериев прогресса общества при переходе его в очередную фазу развития.

Ключевые слова: критерии прогресса, фазы развития, формационная концепция, цивилизационная концепция, постиндустриальная концепция.

Современное состояние человеческого общества, проблемы и перспективы его развития невозможно понять, не изучив философские концепции, исследующие и пытающиеся объективно обосновать движение человече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.