Горовиц, Д. Состязание идей // Теория и практика демократии: избр. тексты ; пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева, Б.Г. Капустина. - М., 2006.
Головаха, Е., Панина, Н. Национальная толерантность и идентичность на Украине // Национально-гражданские идентичности и толерантность: опыт России и Украины в период трансформации ; под ред. Л. Дробижевой, Е. Головахи. - Киев, 2007.
Итоги Первой национальной переписи населения Кыргызской Республики 1999 г. в таблицах / Нац. стат. ком. Кыргызской Республики. - Бишкек, 2000.
Lijphart, A. Consociational Democracy // World Politics. - 1969. - N 2.
© Борисов Н.А., 2010
В.Н. Бузин
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА КАЧЕСТВО И СТРУКТУРУ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ
БУЗИН Валерий Николаевич - кандидат социологических наук, руководитель отдела региональных исследований Аналитического центра Видео Интернешнл, член экспертного совета по образованию Российского отделения Международной рекламной ассоциации (e-mail: VBuzin@vitpc.com)
Аннотация. В статье рассматривается изменение предпочтения телезрителей в привязке к экономической ситуации в медиарекламном бизнесе. Анализ проводился на основе анализа результатов социологического медиа-исследования ТЫБ и официальных данных АКАР.
Ключевые слова: телесмотрение, информационное поле, телевизионная аудитория.
Интерес к медиарекламному бизнесу со стороны как социологов, так и экономистов неслучаен. Медиарекламный бизнес включен в структуру массовых коммуникаций - это один из институтов, обеспечивающих поддержание и воспроизводство массового общества. Медиарекламный бизнес отражает состояние экономики государства со стороны активности рекламодателей, публикующих рекламные сообщения и вступающих на этом поле в конкуренцию между собой, а со стороны информационно-социальной отражает социально-политические состояние общества и трансформацию в информационное поле социально-экономического, политического
и культурного развития всего сообщества, позволяющее обеспечить необходимыми сведениями отдельных граждан, их объединения, предприятия, органы власти и управления1. Ключевыми факторами в информационном обществе выступают коммуникационные возможности и ресурсы органов государственной власти и управления, политических партий, движений и конкретных политиков, представителей бизнеса, их способность к эффективной коммуникации как к целенаправленному информационному взаимодействию с «управляемым» сообществом избирателей или потребителей (если речь идет об информационно-рекламной составляющей), предполагающему формирование или корректировку общественного мнения аудитории.
Поведение аудитории приобретает особый интерес в различные стрессовые для общества периоды: революции, кризисы, природные катастрофы. Сегодня мы имеем возможность проанализировать несколько составляющих поведения аудитории в ситуации экономического кризиса. Как справедливо отмечает профессор Д.Т. Жовтун, теоретическое и методологическое значение кризиса заключается в возможности более глубокого понимания общества как сложной социально-экономической организации, его связей и взаимодействий, скрытых в повседневной жизни, познания глубинных механизмов экономических систем2.
Вспомним, что происходило с репертуаром кино и телевидения в 90-е годы.
Предпринятое И. Полуэхтовой в 1994 г. изучение проблемы американизации кинорепертуара позволило сделать некоторые интересные предположения и выводы3. Американизация выражалась не только в количественном доминировании американских фильмов в репертуаре отечественных кинотеатров. Происходила постепенная американизация кинопроцесса в целом. Американизация отечественной киноаудитории проявлялась в переориентации ее предпочтений, вкусов и запросов на зарубежное «массовое», в первую очередь, американское кино. Только около 20% зрителей отдавали предпочтение отечественным фильмам. Это, в свою очередь, обусловило появление «американизированной» отечественной кинопродукции, свидетельствующей об изменении ориентаций российских кинематографистов: сценаристов, режиссеров, продюссеров. Иными словам, происходило
1 См.: Бузин В.Н. Медиапланирование как метод управления информационными потоками в средствах массовой коммуникации // Социология власти. -
2008. - № 5. - С. 114-127.
2 См.: Жовтун, Д.Т. Понятие кризиса в социально-гуманитарных и экономических исследованиях современного российского общества // Социология власти. -
2009. - № 2. - С. 19-25.
3 См.: Полуэхтова, И.А. Американские фильмы на российском киноэкране // Социологические исследования. - 1994. - № 10. - С. 113-119.
формирование отечественной самовоспроизводящейся социокультурной системы, несущей ценности массовой культуры «американского типа».
При анализе аудитории мы коснемся как поведения аудитории средств массовой коммуникации в период социально-экономической нестабильности, так и поведения самих СМК, как обеспечивающих стабильное и качественное функционирование средств массовой коммуникации и дающих возможность за счет финансовых вложений в медиаструктуры обеспечить им выживаемость и возможность выполнять вторую свою важнейшую функцию - информирования, связи населения с органами власти и политическими партиями, а также развлекательную функцию. Не секрет, что существует зависимость качества телевизионного контента и финансовых возможностей телеканалов. Последствия влияния нынешнего кризиса и снижения финансовых поступлений от рекламы мы отмечаем во второй половине 2009 г., но в основном они будут ощутимы в 2010 г. Если вспомнить предыдущий кризис 1998 г., то общая динамика послекризисных телевизионных доходов телеканалов от рекламы выглядела следующим образом (рис. 1).
5000
_0
£ п 4500
<ю о 4000
3500
о
т 3000
и
п О" 2500
± о <ю I и 2000
0) 1500
1-
-О О" 1000
п
X о 500
00
Рис. 1. Динамика объемов телевизионного рекламного рынка России
в 1995-2002 гг.
Посмотрим, как связан доход от рекламы на ТВ с качеством показа телевизионных сериалов, какие сериалы и фильмы смотрели телезрители в сезонах 1999/2000 г. по сезон 2007/2008 г. С ростом денежных возможностей телеканалов они получили возможность финансировать создание отечественной продукции и отказаться от низкопробного зарубежного «мыла». В ситуации кризиса 2008 г. и резкого падения рекламных доходов телеканалов, а они снизились в первом квартале не менее чем на 20%, финансирование производства отечественной теле- и кинопродукции зна-
чительно сократилось. Ее заменила низкокачественная и более дешевая зарубежная.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
□ Российские □ Другие
95%
5%
81%
61%г
9%
48%
, 45%
52%
а_55%
-37%
3%
26%-22%
4%
,-20%
8%
5—8
0%
99/00 00/01 01/02 02/03 03/04 04/05 05/06 06/07 07/08
Сезон (год)
Рис. 2. Изменение доли российских сериалов на крупнейших федеральных каналах в сезоны с 1999/2000 - 2007/2008 гг.
Безусловно, такой фантастический рост отечественной теле- и кинопродукции нельзя объяснить только экономически. Социальная составляющая остается в этом процессе доминирующей. Основную роль здесь сыграла все же российская телевизионная аудитория, воспитанная на более качественном контенте столь широко критикуемого в настоящее время советского периода.
Новые условия и механизмы социального функционирования телевидения и кинематографа, характерные для современной российской экономической и социокультурной ситуации, закономерно вызвали обратные изменения в структуре и характере действующего кино- и телерепертуара.
Раньше, в условиях господства государственно-монополитической модели фильмопроизводства, когда структура и характер кинорепертуара определялись не столько экономическими механизмами спроса и предложения, сколько политическими и идеологическими соображениями, эти духовные потребности населения реализовывались отнюдь не лучшим образом. Достаточно сказать, что зритель был изолирован от значительного сегмента мирового кинематографа, в частности, американского, преобладающего в мире (в 1985 г. фильмы США составляли лишь 3% еженедельного репертуарного списка московских кинотеатров1). Социологи отмечали и нехватку фильмов популярных жанров (комедий, мелодрам, приключенческих), зрительская нужда в которых оставалась острой. И если в репертуаре кино-
1 Полуэхтова И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя // Социологические исследования. - 1996. - № 2. - С. 41-44.
театров доля российских фильмов пока невелика, то на телевидении ситуация радикально поменялась в пользу отечественной продукции. Можно констатировать, что неофитский пыл увлечения достаточно посредственной западной кино- и телепродукцией прошел.
Сериал, а мы рассматриваем его как самый популярный у российских телезрителей жанр, стал популярен в нашей стране во многом благодаря зарубежным телесериалам, которые попали на наши телеэкраны в начале 90-х. Нельзя не вспомнить 2137 серий одного из первых сериалов -«Санта-Барбара» Он стал в России культовым - первой американской «мыльной оперой», показанной (хотя и не полностью) по телевидению. Первая показанная серия (217-я от начала) вышла в эфир 2 января 1992 г., последняя (2040-я по счету) - 17 апреля 2002 г. Заключительные 97 серий так и не были показаны российским телезрителям из-за снизившегося интереса аудитории. Сериал выходил на канале «РТР» («Россия») и несколько раз прерывался из-за денежных и/или политических проблем.
Таблица 1
Телесериалы и их рейтинги сезона 2008/2009 г.
Телесериал сезона 2008/2009 г. т1
Татьянин день 13,92
Громовы. Дом надежды 13,15
И все-таки я люблю... 12,40
Апостол 10,87
Громовы 9,94
Всегда говори «Всегда»-4 9,90
Грозовые ворота 9,86
Тайны следствия-7 9,74
Принцесса цирка 9,47
Батюшка 8,91
Родные люди 7,39
Всегда говори «Всегда»-3 7,35
Две сестры 7,35
Срочно в номер 7,32
Женщина без прошлого 7,31
Телохранитель 7,19
Остаться в живых 7,15
Тайны следствия-6 7,13
Дар божий 7,13
След 6,56
Морские дьяволы-2 6,56
Ангел-хранитель 6,35
Гончие 6,26
Паутина 6,20
Окончание табл.
Вызов 6,17
Формула стихии 5,97
Сильнее огня 5,92
Литейный, 4 5,82
Охота на изюбря 5,60
Атлантида 5,30
1 Данные исследования TNS/Gallup TV Index от 1 сентября 2007 г - 31 апреля 2008 г, генеральная совокупность 65 млн 802 тыс. 830 человек городского населения России ( в городах с населением 100 тыс. человек и выше), выборочная совокупность - 6405 человек.
За это время сформировалась привычка к просмотру сериалов. Это тоже важная причина, обусловившая популярность российских телесериалов. Но после непродолжительного увлечения голливудским ширпотребом российская аудитория потребовала рассказов о своей жизни и проголосовала за это рейтингами телепросмотров (TVR). Снижение рейтингов зарубежных и высокие рейтинги отечественных сериалов заставили руководителей телекомпаний развивать производство отечественной продукции, доля которой возросла с 5% до 80%.
Надо отметить, что еще в 1999 г. российский сериал «С новым счастьем» имел самый высокий средний рейтинг (TVR=7,2)1, далеко опережая своих зарубежных собратьев: «Дикий ангел» (Аргентина) - TVR=5,4; «Богатые и знаменитые» (Мексика) - TVR=4,5; «Санта-Барбара» (США) -TVR=3,8. Но возможность удовлетворить вкусы телезрителей в полной мере появилась лишь со становлением полноценного рекламного рынка, поскольку государственное финансирование телеканалов резко уменьшилось, а частные телеканалы (НТВ, например) вынуждены были сами зарабатывать на производство телепродукции.
Из «долгожителей» можно отметить сериал «Эркюль Пуаро» по рассказам Агаты Кристи, который в 1999 г. имел TVR=3,6 и до сих пор демонстрируется по различным каналам ТВ со средним рейтингом TVR=2,5, а в сезон 2008/2008 г. даже на каналах небольшого охвата (ТВ-Центр и Домашний) его рейтинг доходил до TVR=1,5. В табл.1 (данные социологического исследования компании TNS) представлен рейтинг самых популярных сериалов (ТОП-30) сезона 2008/2009 г. Среди них нет ни одного (!) сериала зарубежного производства.
Ситуация с кинопоказом на ТВ аналогична ситуации с сериалами. В условиях кризиса можно прогнозировать ситуацию в сезоне 2009/2010 г.: весьма вероятно, что при падении рекламных телевизионных бюджетов по пессимистичному прогнозу на 30-35% (то есть с 4,8 млрд долл. до 3,4 - 3,1 млрд долл.) объем российской премьерной теле- и кинопродукции снизится как
минимум вдвое, но увеличатся повторные показы старых успешных сериалов.
В худшем случае на экраны вернется дешевая и некачественная западная теле- и кинопродукция, что может повлечь снижение интереса к просмотру ТВ в целом.
Список литературы
Бузин, В.Н. Медиапланирование как метод управления информационными потоками в средствах массовой коммуникации // Социология власти. - 2008. - № 5.
Жовтун, Д.Т. Понятие кризиса в социально-гуманитарных и экономических исследованиях современного российского общества // Социология власти. - 2009. - № 2.
Полуэхтова, И.А. Американские фильмы на российском киноэкране // Социологические исследования. - 1994. - № 10.
Полуэхтова, И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя // Социологические исследования. - 1996. - № 2.
© Бузин В.Н., 2010
В. В. Коньков
КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА В РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
КОНЬКОВ Вячеслав Владимирович - аспирант кафедры философии РАГС, ведущий специалист ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» (e-mail: slstl@mail.ru)
Аннотация. Статья посвящена исследованию представлений о критериях прогресса в различных концепциях философии истории. Принимая аргументы постиндустриальной теории смены фаз развития человечества, автор обосновывает изменение критериев прогресса общества при переходе его в очередную фазу развития.
Ключевые слова: критерии прогресса, фазы развития, формационная концепция, цивилизационная концепция, постиндустриальная концепция.
Современное состояние человеческого общества, проблемы и перспективы его развития невозможно понять, не изучив философские концепции, исследующие и пытающиеся объективно обосновать движение человече-