Научная статья на тему 'Особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях: творческий и экономический аспекты'

Особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях: творческий и экономический аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1071
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРПРОГРАМММИРОВАНИЕ / СЕТКА ВЕЩАНИЯ / ЖАНР И ФОРМАТ ТЕЛЕПРОГРАММЫ / GENRE AND FORMAT OF TV PROGRAM / АДАПТАЦИЯ ТЕЛЕПРОЕКТОВ / ADAPTATION OF TV-PROJECTS / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА / РЕЙТИНГ ТЕЛЕПРОГРАММЫ / TV PROGRAM RATING / COUNTER-PROGRAMMING / BROADCASTING GRID / TV ADVERTIZING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Благова Зоя Ивановна, Морщагина Нина Александровна

В статье рассматриваются особенности производства отечественных телепрограмм. Описываются тенденции и перспективы развития телеконтента в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Благова Зоя Ивановна, Морщагина Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC TV PROGRAMS PRODUCTION FEATURES IN MODERN CONDITIONS - CREATIVE AND ECONOMIC ASPECTS

The article considers features of production of domestic TV programs. It describes tendencies and prospects of TV content development in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях: творческий и экономический аспекты»

особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях: творческий и экономический аспекты

DOMESTIC TV PROGRAMS PRODUCTION FEATURES IN MODERN CONDITIONS - CREATIVE AND ECONOMIC ASPECTS

УДК 338.46

БЛАГОВА Зоя Ивановна

профессор кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, ena_gukit@mail.ru

BLAGOVA, Zoya Ivanovna

Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, ena_gukit@mail.ru

МОРщАГИНА Нина Александровна

доцент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, ena_gukit@mail.ru

MORSHCHAGINA, Nina Aleksandrovna

Associate Professor of the Producing Business and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, ena_gukit@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности производства отечественных телепрограмм. Описываются тенденции и перспективы развития телеконтента в современных условиях.

Ключевые слова: контрпрограмммирование, сетка вещания, жанр и формат телепрограммы, адаптация телепроектов, телевизионная реклама, рейтинг телепрограммы.

Abstract.

The article considers features of production of domestic TV programs. It describes tendencies and prospects of TV content development in modern conditions.

Key words: counter-programming, broadcasting grid, genre and format of TV program, adaptation of TV-projects, TV advertizing, TV program rating.

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

71

Под телевидением (ТВ) специалисты понимают профессионально отобранный и представленный специализированными агре-гаторами видеоконтент, рассчитанный на пассивное длительное потребление в различных коммуникационных средах и на различных экранах [1]. Отметим, что в настоящее время применительно к телевидению чаще используется термин «телеконтент» (содержимое телеканала), который, по мнению авторов, является ключевым фактором в конкурентной борьбе за аудиторию (телезрителей).

Анализируя особенности производства телевизионных программ в современных условиях, отметим, что технически передача может быть любой продолжительности, но по ряду причин, среди которых удобство составления сетки телевизионного вещания, размер телепрограммы чаще всего бывает кратен 15 или 20 минутам. Также существует мнение психологов, согласно которому телезритель может впитывать аудиовизуальную информацию без потери понимания на протяжении 45 минут, в связи с чем продолжительность большинства телешоу или серий телесериалов составляет три четверти часа [2]. Добавим, что внутри телепрограмм и в интервалах между их показом демонстрируется телевизионная реклама,

а также осуществляется анонсирование телеканалами собственных программ.

Отметим, что при составлении сетки телевизионного вещания телекомпании, как правило, используют годичное двухсезонное программирование телепрограмм - осенне-зимний (сентябрь-май) и весенне-летний (июнь-август) периоды. В летний период программы, требующие больших затрат на производство, убирают из эфира, а весь персонал, работающий на программе, уходит в творческий отпуск. Новый сезон на телевидении начинается в сентябре, в период повышения деловой активности. К этому моменту обновляется эфир - некоторые программы исчезают из эфирной сетки, другие, наоборот, появляются [3]. В таблице 1 приводятся данные о распределении зарубежных и национальных премьер по семи телеканалам в начале осенне-зимнего телевизионного сезона 2014/2015 годы.

Анализ данных, представленных в таблице 1, показал, что в сентябре 2014 года семь крупнейших российских эфирных федеральных каналов показали почти 250 премьерных зарубежных и отечественных проектов, около 100 из них - новинки сезона, при этом около 73% премьер пришлось на телеканалы «Первый канал», «Россия 1» и «НТВ». Добавим, что под

Таблица 1

Распределение зарубежных и национальных премьер по телеканалам в начале осенне-зимнего телевизионного сезона 2014/2015 годы

№ п/п Телеканал Распределение премьер, проект Распределение премьер, %

«Первый канал» 60 24

«Россия 1» 68 27

«НТВ» 55 22

«СТС» 10 4

«ТНТ» 25 10

«Пятый канал» 13 5

«РЕН ТВ» 20 8

Итого 251 100

Примечание. Таблица составлена автором на основании данных [4] петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

воздействием экономических, политических и социальных факторов внешней среды важной особенностью нового телесезона стал запуск нескольких новых информационных программ, политических и социальных ток-шоу.

Так, 15 сентября «Первый канал» запустил дневное политическое ток-шоу «Время покажет» с Петром Толстым и Екатериной Стриженовой. На «НТВ» сразу два проекта - это общественно-политическое ток-шоу «Список Норкина» и информационная программа «Анатомия дня». Телеканал «РЕН ТВ» также обновил свою информационную линейку, представив информационные проекты «До-бров в эфире» и «Свободное время». Произошли обновления на канале «Россия 1», где «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым» перестал быть только воскресным, и телепрограмма начала выходить по будням [4].

Стоит отметить, что общественно-политические ток-шоу, информационные программы и новости пользуются большим спросом у телезрителей. Отметим, что маркетинговые агентства с определенной периодичностью проводят опросы телезрителей для выявления жанровых предпочтений российской телеаудитории. Анализ результатов опросов телезрителей показывает высокий спрос к развлекательным и юмористическим передачам, новостям и информационно-аналитическим программам, а также к музыкальным передачам, сериалам и фильмам. Добавим, что жанровые предпочтения российской телеаудитории вполне соотносятся и с мировым телесмотрением. В большинстве стран на первом месте находится кинопоказ, далее идут развлекательные, новостные и спортивные передачи. Однако, например, в Европе большую долю среди лидеров показа имеют развлекательные программы. В странах же Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона лидером является кинопоказ.

Стоит добавить, что применительно к телевидению применяют термин «формат», который изначально обозначал лишь количественные характеристики, а именно хронометраж передачи. Так, телепрограмма должна была «вписаться» в установленные временные рамки («шаг» был равен 26 минутам), а при

несоблюдении требований материал просто не шел в эфир. Однако в связи с усиливающимся процессом дифференциации и специализации вещания в это понятие стали вкладывать не столько внешние, технические параметры, сколько концептуальные, смысловые свойства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключим, что по мере роста количества каналов зрители стали все более требовательными, в ответ на это вещательные телерадиокомпании были вынуждены ориентироваться на свою, более узкую, сегментированную аудиторию, а формат стал необходимым инструментом формирования стратегии развития [5]. В современных условиях формат вещания телеканала определяет выбор соответствующих телепрограмм (телеконтента), в таблице 2 приводятся примеры форматов вещания телеканалов и соответствующих им жанров программ.

Как видно из таблицы 2, современное развлекательное телевидение ориентировано на показ ток-шоу, развлекательных программ и сериалов. Основой познавательного же телевидения по праву считаются документальные фильмы, в то время как аналитическое и новостное телевидение содержит значительную долю новостных передач и аналитических программ. Детское телевидение ориентировано на детей, а формат предполагает демонстрацию им мультфильмов. Аналогично музыкальное телевидение строится на показе музыкальных клипов и музыкальных программ. Спортивное телевидение содержит новости спорта, спортивные программы и трансляции спортивных соревнований разного уровня. Следует отметить, что федеральные и крупные эфирные телеканалы ввиду большого охвата аудитории стремятся к смешанному телеконтенту, тогда как кабельные каналы в большей степени ориентированы на нишевые форматы [3].

Добавим, что телеаудитория мигрирует с одного телеканала на другой, а миграция аудитории может осуществляться и вне зависимости от «похожести» телеконтента. Однако особенность поведения телеаудитории такова, что остановив свой выбор на 2-5 телеканалах, переключение на другие телеканалы имеет спонтанный, временный характер.

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

73

Таблица 2

Примеры форматов и жанров программ телеканалов

Формат вещания телеканала Телеканал Жанр рейтинговых программ

Развлекательное телевидение «Первый канал», «Россия-1», «СТС», «Домашний», «ТНТ» Сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы, ток-шоу

Познавательное телевидение «Discovery», «National Geographic» Документальные фильмы

Аналитическое и новостное телевидение «РБК», «Россия 24» Информационно-аналитические программы, новостные передачи

Детское телевидение «Cartoon Network», «Карусель» Мультфильмы

Музыкальное телевидение «Муз-ТВ», «Музыка 3», «Россия-К» Музыкальные клипы, музыкальные телепрограммы

Спортивное телевидение «Россия-2», «Спорт плюс» Спортивные программы, новости спорта

Примечание. Таблица составлена автором на основании данных [3]

Вообще, для удержания и формирования постоянной аудитории телеканалы используют различные стратегии, например, стратегии удержания («lead-in strategy») предполагают размещение передач различными блоками -наиболее интересные передачи сменяются менее популярными, и так по кругу. Также, чтобы удержать зрителей у экранов, некоторые телеканалы используют так называемые «бесшовные» эфиры, при которых реклама и анонсы следующих передач транслируются внутри программ на нижней или боковой части экрана. Помимо программирования на более продолжительные просмотры, каналы также применяют контрпрограммирование, при котором за основу принимается эфирная сетка конкурирующего канала или каналов, и телеканал стремится «отвоевать» аудиторию схожими телепрограммами [2].

Необходимо заметить, что в последнее время у телеаудитории серьезно меняются привычки телевизионного просмотра ввиду бурного развития и повсеместного внедрения сети Интернет, которая открывает перед хозяйствующими субъектами телевидения новые перспективы взаимодействия с целевой

аудиторией. Значительная часть экспертов считает, что в будущем телевизионный просмотр будет осуществляться не через цифровое ТВ, а с помощью устройств, имеющих выход в сеть Интернет, в связи с чем будет осуществляться агрегация телеконтента в неэфирных средах, при этом будет осуществляться монетизация телеконтента в неэфирном пространстве.

В настоящее время телеканалы уже используют возможности сети Интернет для продвижения своего бренда, а также для показа телепрограмм в сети. Характеристика интернет-страниц телеканала «РЕН-ТВ» представлена в таблице 3. Анализ данных, представленных в таблице 3 показал, что регистрация аккаунтов (профилей) телеканала чаще всего была осуществлена в 2010 году, при этом самое большое число подписчиков в сети «YouTube», а самое большое количество публикаций в сети «Twitter», что свидетельствует об отличающихся половозрастном составе и интересах целевой аудитории различных социальных сетей. Таким образом, руководству телерадиокомпаний для достижения высоких социально-экономических результатов дея-

74

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

Таблица 3

Анализ аккаунтов телеканала «РЕН-ТВ» в различных социальных сетях

Наименование социальной сети Наименование канала в сети Количество подписчиков Количество публикаций Дата регистрации

«VK.com» РЕН-ТВ 18 953 10 368 -

«Facebook» Телеканал РЕН-ТВ 5 026 - 01.12.10

«Twitter» Телеканал РЕН-ТВ @гейуЛаппе1 18 287 17 071 08.10.10

«YouTube» РЕН-ТВ 70 742 1 912 15.04.10

«Instagram» Телеканал РЕН-ТВ @геПуЛаппе1 534 306 16.12.12

«Odnoklassniki.ru» Телеканал РЕН-ТВ 1 261 3 628 19.07.12

«Google +» РЕН-ТВ 11 348 - -

Примечание. Данные актуальны на 19.11.2014

тельности необходимо использовать современные технические средства.

Стоит отметить также, что огромную роль на производство телевизионных программ в современных условиях оказывает необходимость измерения телевизионной аудитории, однако в настоящее время не существует единого подхода к определению рейтинга телепрограммы.

Так, ряд исследователей измерения телесмотрения под таким рейтингом понимают количество индивидуумов, составляющих целевую аудиторию, смотрящих данный носитель в данное время, отнесенное к общей численности людей, имеющих техническую возможность смотреть телевизор, т. е. потенциальных телезрителей. Другие же исследователи под рейтингом (Rating, TVR) понимают среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории. Однако последние выделяют также долю телепрограммы, которая определяет среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей в данный момент времени.

Добавим, что с помощью рейтингов оценивается качество транслируемых передач. Как правило, руководство каналов стремится заменить программы с низким рейтингом более популярными, чтобы удержать аудиторию канала у экранов телевизоров и других технических устройств. Опираясь на прогнозные данные, работники телевидения формируют эфир, закупая фильмы и передачи, а с помощью прогнозных рейтингов рекламодатели осуществляют долгосрочное планирование рекламных кампаний [2].

В настоящее время медиаиндустрия России, и телевидение в частности, пользуется данными компании TNS (до 2001 г. Gallup Media), которая работает на российском медиарынке почти 20 лет, у компании более 200 клиентов, а все изменения TNS согласовываются c Группой пользователей данных, куда входят представители каналов, агентств и рекламодателей [6].

Однако в начале 2014 года «Первый канал», «ВГТРК» и «Газпром-Медиа Холдинг» создали Индустриальный комитет по телеизмерениям, целью которого стал выбор нового измерителя телевизионной аудитории. Позже

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в состав комитета вошли «CTC Media» и «Национальная медиагруппа». Учредители комитета утверждают, что текущая модель телеизмерений сформировалась в конце 1990 годов в иной вещательной и технологической реальности и успешно выполнила свою историческую миссию, однако наступил момент ее трансформации. Но в конце 2014 года Индустриальный комитет по телеизмерениям официально заявил об отказе от проведения конкурса на выбор нового измерителя телевизионной аудитории, что обусловлено изменившейся экономической ситуацией и другими причинами [7]. Таким образом, выбор нового измерителя был отложен на неопределенный срок.

Вообще, сложность в оценках рынка телеконтента и его перспектив состоит в том, что не существует формальных ограничений, которые можно отменить или запретить. Известен тот факт, что реклама на каналах, показатели которых попадают в отчеты по медиаизмерениям, растет в цене, что позволяет каналу запустить цикл развития: больше доходы от рекламы, выше качество контента, больше и стабильнее аудитория, соответственно - еще дороже реклама, лучше контент и т. д.

На момент написания статьи данные о динамике рекламных бюджетов в 2014 году отсутствовали, поэтому авторами были рассмотрены данные по реализованному реклам-

ному объему GRP за 2012 и 2013 годы, представленные в таблице 4.

Добавим, что под GRP (gross rating points) понимают сумму рейтингов (rating) временных интервалов, вошедших в медиаплан. Анализ данных, представленных в таблице 4, показал, что в 2013 году на трех из пяти телеканалах произошло сокращение рекламного объема. Так, на телеканале «НТВ» сокращение рекламного объема было максимальным и составило 20,8 тыс. GRP, за аналогичный период на телеканале «ТНТ» сокращение составило 5,4 тыс. GRP. На телеканале «Россия 1» сокращение по отношению к

2012 году составило 3,6 тыс. GRP. Также можно заключить, что в 2013 году рекламодатели стремились размещать рекламные сообщения на «Первом канале», прирост которого составил 5,2 тыс. GRP. Однако суммарный реализованный рекламный объем пяти телеканалов в

2013 году сократился на 18,7 тыс. GRP по отношению к показателю 2012 года.

В ответ на сокращение рекламных бюджетов в октябре 2014 года было объявлено о создании рекламного альянса «Vi», который будет размещать рекламу на 18 федеральных каналах и контролировать более 80% телерекламы (вместе с «CTC Media», которую «Vi» консультирует — почти 100%), около 60% радиорекламы и около 40% медийной рекламы в сети. Отметим, что появление альянса объясняется консолидацией рынка, а также необходимо-

Таблица 4

Динамика рекламных бюджетов телеканалов

№ п/п Телеканал Реализованный рекламный объем, тыс. GRP Изменение к 2012 году, тыс. GRP

2012 год 2013 год

«НТВ» 277,2 256,4 -20,8

«Россия-1» 245,2 241,6 -3,6

«Первый канал» 181,7 186,9 5,2

«ТНТ» 160,0 154,6 -5,4

«СТС» 133,8 139,7 пересмотр целевой ауд.

Итого 997,9 979,2 -18,7

Примечание. Таблица составлена автором на основании данных TNS, Media Logics петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

стью сохранить рекламные доходы крупных телеканалов и даже увеличить их [8].

Также отметим, что бурное развитие сети Интернет приводит к переходу от экрана телевизора к экрану компьютера самой активной, обеспеченной и молодой части аудитории, наиболее интересной для рекламодателей. Это, в свою очередь, ведет к перераспределению рекламных бюджетов не в пользу ТВ. Повсеместно заметно, что телеканалы предоставляют свой контент интернет-провайдерам на условиях распределения доходов от рекламы. А повторное использование уже показанного в эфире телеконтента дает дополнительный источник доходов, не конкурирующий с использованием контента в эфире. Более того, первый прокат в эфире создает сильнейший эффект промо для привлечения аудитории к просмотру того же контента в Интернете [6].

На момент написания статьи данные о производстве телеконтента в 2014 году отсутствовали, поэтому авторы проанализировали итоги производства сериалов и телефильмов в 2013 году, данные о которых приведены в таблице 5. При этом учитывались не только программы или сериалы, впервые вышедшие

в эфир, но и новые выпуски давно существующих проектов.

В 2013 году было произведено 12 000 часов новых сериалов, теле- и кинофильмов, документальных фильмов, развлекательных и познавательных программ, а также ток-шоу у семи крупнейших российских телеканалов («Первый канал», «Россия 1», «НТВ», «ТНТ», «СТС», «РЕН ТВ» и «Пятый канал»). Анализ данных, представленных в таблице 5, показал, что стоимость всех премьер на семи каналах в 2013 году составила порядка 44 млрд руб., при этом больше половины этой суммы (58%) приходится на сериалы и фильмы, еще треть — на развлекательные программы и телешоу. А затраты телеканалов составили 28, 27 и 25% - соответственно «Первый канал», «Россия 1» и НТВ.

В данных, представленных в таблице 5, не учитывались информационные программы, новости, утренние информационно-развлекательные программы, трансляции спортивных мероприятий и концертов, лотереи. Анализируя жанровые соотношения отечественных сериалов и фильмов, можно отметить доминирующую роль детективных, мелодрамати-

Таблица 5

Российский премьерный контент в 2013 году семи телеканалов

Жанровость премьерного контента Продолжительность вещания премьерного российского контента, ч Доля от общего телеконтента, % Распределение затрат на российский премьерный контент, млн руб. Доля от общих затрат, %

Сериал 3600 30 22593 51

Развлекательная программа 3120 26 7974 18

Ток-шоу 2520 21 6202 14

Документальный проект 1320 11 1772 4

Познавательная программа 840 7 1329 3

Телефильм 360 3 3101 7

Полнометражный фильм 120 1 443 1

Другое 120 1 443 1

Итого 12 000 100 43857 99

Примечание. Таблица составлена автором на основании данных [4]

петербургский экономический журнал

№ 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015

77

ческих и драматических сериалов, занявших совокупно 56% от всего производимого контента. Телефильмы остаются самым мелодраматическим продуктом - почти половина двух и четырехсерийных проектов производилось именно в этом жанре. Сериалы продолжительностью до 24 эпизодов стали наиболее популярным типом телеконтента в 2013 году (82%).

Отметим результаты контент-анализа, который выявил среди профессиональной деятельности главных героев сериалов и телефильмов, произведенных в 2013 году, высокий процент полицейских и сотрудников правоохранительных органов (25%), на втором месте по популярности - военные, а также сотрудники спецслужб и разведки (12%). Время действия 81% проектов происходит в наши дни, а 11% - в советское время и период перестройки [4].

Отметим также, что сложная экономическая ситуация конца 2014 года окажет влияние на рынок телевизионного контента в 2015 году, но можно смело утверждать, что динамика по незначительному снижению премьерного контента у пяти телеканалов («Первый канал», «Россия 1», «НТВ», «ТНТ», «СТС») сохраняется на протяжении последних нескольких лет. Объем премьер за два года, с 2011 по 2013, уменьшился на 6%, при этом совокупная стоимость эфирного наполнения в 2013 году по сравнению с 2011 выросла на 11%. Таким образом, можно сделать вывод о сокращении объемов телепрограмм и увеличении их стоимости.

Важно отметить, что в современных условиях, все чаще говоря о телепрограммах, упоминают термин «адаптация». Вообще, под адаптацией в медиасфере (от лат. «adaptation», то есть «приспособление») понимают некий процесс приспосабливания медиапродукта к тем или иным внешним и внутренним факторам. Например, адаптациями являются такие телепрограммы, как «Кто хочет стать миллионером?» («Who Wants to be a Millionaire?»), «Битва экстрасенсов» («Psychic Challenge»), «Голос. Дети» («The Voice Kids»), а также сериалы «Наша Russia» («Little Britain»), «Не родись красивой» («Дурнушка Бетти»), «Закрытая школа» («Черная лагуна») и др. Заметим, что при адаптации происходит покупка прав у

создателя оригинального формата, однако встречаются также случаи нарушения авторских прав создателями телепроектов.

Несмотря на увеличивающееся количество адаптаций иностранных телепроектов на отечественном рынке, стоит отметить, что в мире пользуются форматами российских телепрограмм. Так, в 2013 году по российским форматам было произведено 25 адаптаций по 8 форматам. Наиболее активно российские форматы покупали для адаптации в СНГ (Казахстан, Белоруссия, Молдавия, Армения, Грузия) и Прибалтийские страны (Литва, Латвия, Эстония). Также в 2013 году появились новые территории, которые приобрели и произвели развлекательные программы и сериалы по российским форматам, к ним относятся Польша, Сербия, Турция.

Отметим, что всего с 2002 по июнь 2014 года было произведено около 160 адаптаций по российским форматам, из них 68% пришлось на СНГ, а 32% - на другие территории, из них более 50% - это Прибалтийские страны. Отметим, что первыми адаптированными версиями отечественных телевизионных проектов стали игры «Что? Где? Когда?», которые в 2002 году появились в эфире телеканалов «Armenia TV» и «Израиль Плюс». Также получили распространение проекты «Жди меня», «Дом-2» и др. Возрастающая активность российских про-дакшн-компаний и телеканалов в этом направлении, а также рост ликвидных оригинальных проектов делают этот рынок с каждым годом все более привлекательным [4].

Также, по мнению авторов, для повышения экономических результатов деятельности руководству телерадиокомпаний следует заниматься вопросами бюджетирования, которое позволяет собственнику и руководству предприятия представлять будущее финансовое состояние, своевременно оценивать потребности в финансовых ресурсах для дальнейшего развития предприятия [9].

Говоря о перспективах развития телевидения, отметим, что телевидение и дальше будет интегрироваться с сетью Интернет, также будет происходить агрегация контента в неэфирных средах, в связи с чем актуальной становится фрагментация аудитории, которая

78

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

наблюдается и в настоящее время при росте числа нишевых каналов.

Также эксперты прогнозируют, что ключевой технологией размещения рекламы в будущем будет «product placement», которая требует очень точного таргетирования (ориентации на целевую аудиторию) не только рекламы, но и телеконтента, в рамки которого эта реклама должна быть помещена. Из вышеперечисленного следует, что контентная монополия при фрагментации аудитории становится сложной задачей для телеканалов.

Добавим, что дальнейшее развитие телеканалов, на наш взгляд, должно осуществляться через развитие телевизионной синдикации. Мировая практика имеет примеры, когда одно успешное синдицированное телешоу увеличивало среднюю долю канала на 10-15%. Телевизионный синдикат дает возможность доступа к качественному продукту, предлагая оптимальный уровень затрат на телевизи-

онное программирование, в результате чего возможно развитие конкурентного рынка телевизионного контента [6].

Таким образом, особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях характеризуются жанровыми предпочтениями российской телеаудитории, острой борьбой телеканалов за удержание целевой аудитории и высокие рейтинги телепрограмм, что вызвано возможностью размещения в эфире телевизионной рекламы, а также обусловлено появлением большого числа нишевых телеканалов. Несмотря на сложную социально-экономическую обстановку в России в конце 2014 года, стоит отметить положительные тенденции в производстве телеконтента, ведь около 67% контента в отечественном эфире - это уже российский продукт, что превышает показатели 2004 года в два раза (в кинопоказе, в сериалах и в документальном кино).

Список литературы

1. Рекламное агентство «Vi». URL: www.vi.ru (дата обращения: 30.01.2015).

2. Рекламное агентство Media International Russia. URL: www.mediainrussia.com (дата обращения: 01.02.2015).

3. Дашевская И. Масс Медиа: Программирование на ТВ. URL: www.broadcasting.ru (дата обращения: 20.10.2014).

4. KVG Research. URL: www.kvgresearch.ru (дата обращения: 01.02.2015).

5. Тютюнин А. В. Типология форматов российских телеканалов: Магистрская диссератация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М., 2013.

6. Потоцкий Игорь Что, почем и почему нам показывает ТВ. URL: www.forbes.ru/ node/58173 (дата обращения: 01.02.2015).

7. Голицына А. Нового измерителя телевизионной аудитории в России не будет. URL: www.vedomosti.ru (дата обращения: 01.02.2015).

8. Болецкая К. Доля ТВ-бюджетов на российском рынке рекламы в 2015 году вырастет до 51%. URL: www.vedomosti.ru (дата обращения: 01.02.2015).

9. Шаринова Г.А. Внедрение бюджетирования на средних и мелких предприятиях // Российское предпринимательство. 2014. № 21 (267). С. 74-77. URL: http://www.crea-tiveconomy.ru/articles/37402/ (дата обращения: 01.02.2015).

10. Евменов А.Д. Инновационная деятельность как фактор интенсификации развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2013. № 1 (1). С. 44-48.

11. Скобелев В. Л. Метод оптимального планирования сетки вещания и эффективных продуктов телеканала // Петербургский экономический журнал. 2013. № 3(3). С. 99-106.

петербургский экономический журнал • № 1 • 2015

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.