Научная статья на тему 'Влияние экономической и внешнеполитической неопределенности на доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности'

Влияние экономической и внешнеполитической неопределенности на доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
187
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫВОЗНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЕ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винникова А.А.

В статье рассматривается роль поступлений от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета, обосновывается влияние на них экономических факторов и изменений таможенного законодательства, а также внешнеторговых ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние экономической и внешнеполитической неопределенности на доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности»

Финансы и налоговая политика

109

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Винникова А.А.*

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

В статье рассматривается роль поступлений от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета, обосновывается влияние на них экономических факторов и изменений таможенного законодательства, а также внешнеторговых ограничений.

Ключевые слова: доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности, вывозные таможенные пошлины, экономические санкции, ограничение импорта и экспорта.

В условиях интенсивного развития международной экономической интеграции, активного участия России в глобальных мирохозяйственных связях, таких как вступление России во Всемирную торговую организацию и формирование Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, все большее значение приобретает международная и внешнеэкономическая деятельность Российской Федерации. Основным показателем, определяющим участие России во внешнеэкономической деятельности, являются доходы бюджета от ВЭД.

В соответствии с бюджетной классификацией РФ, утвержденной приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» к доходам бюджета от внешнеэкономической деятельности относятся таможенные пошлины, таможенные сборы, доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана, доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия и др. [1].

В структуре доходов федерального бюджета доходы от внешнеэкономической деятельности играют огромную роль, несмотря на их снижение в относительном выражении с 41 % в 2011 г. до 38 % в 2013 г.

Объем доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности составил 5011 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2011 г. на 353 млрд. руб., или на 2,8 %.

Студент.

110 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица 1

Роль доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральном бюджете 2011-2013 гг. [2]

2011 г. 2012 г. 2013 г.

млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %

Доходы бюджета, всего 11 352 100 12 853,7 100 13 019,9 100

из них:

Доходы от ВЭД 4 658,0 41 4 962,7 39 5 011,0 38

Доходы от внешнеэкономической деятельности в 2013 г. занимали первое место по объему поступлений в федеральный бюджет. Их доля в объеме доходов федерального бюджета достигла в 2013 г. 38 %.

В свою очередь, доходы от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета на 97 % состоят из поступлений в виде таможенных пошлин и таможенных сборов, причем преобладают вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, природный газ, нефтепродукты.

Таможенная пошлина носит характер косвенного налога. Для расчета величины вывозных таможенных пошлин используются ставки, предусмотренные Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Таможенного союза в соответствии с Таможенные кодексом Таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины [3]. В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран применяется Единая система тарифных преференций таможенного союза.

Что касается вывозной таможенной пошлины, то для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством каждого из государств - участников таможенного союза, с учетом международных договоров государств - участников таможенного союза.

Необходимо отметить, что на снижение поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности оказало влияние изменения таможенного и налогового законодательства, а так такие экономические факторы как увеличение объемов экспорта и импорта (в целом), рост курса доллара США по отношению к рублю, снижение пошлин в рамках выполнения Россией обязательств в связи с присоединением к ВТО, снижение объемов экспорта нефти и товаров, выработанных из нее, снижение цен на экспортируемый газ, увеличение объемов экспорта газа и товаров, выработанных из него. Что касается ввозных пошлин, то в соответствии с договоренностями при присоединении к ВТО, с 1 сентября 2013 г. снизились ставки ввозных пошлин на ряд товаров. Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО вступил 22 августа 2013 г. Изменения Единого таможенного тарифа стран Таможенного союза, которые заработали на следующий день, затронули около 10 % импортных пошлин (из примерно 11 ты-

Финансы и налоговая политика

111

сяч). По расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6 % до 7,5-7,8 %.

Таким образом, проведенный анализ динамики доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности показал наличие проблем, оказывающих негативное влияние на развитие внешнеэкономической деятельности, в том числе:

- сложившаяся чрезмерно высокая зависимость России от экспорта узкой группы топливно-сырьевых товаров и материалов, что делает экономику страны исключительно уязвимой в отношении негативного воздействия внешних факторов;

- усиление борьбы ведущих держав за доступ к сырьевым ресурсам, что ведет к повышению конфликтности в системе мирового хозяйства и дестабилизирует товарные рынки;

- низкая конкурентоспособность отраслей и обрабатывающей промышленности, что обуславливает нестабильные позиции России на перспективных мировых рынках;

- недостаточный вклад внешнеэкономической сферы в решение задач диверсификации и модернизации российской экономики.

Следует подчеркнуть, что экономические санкции, которые в августе 2014 г. ввели США и государства Европейского союза против России, направлены на то, чтобы нанести максимальный ущерб экономике и финансовой системе при минимизации собственных потерь путем давления на её наиболее уязвимые позиции. Во внешнеторговой деятельности, как известно, могут применяться экспортные и импортные санкции. Ограничения импортные имеют своей целью нанести субъектам российской экономики такой финансовый ущерб, который заставит политическое руководство страны отказаться от нежелательных действий в отношении военно-политической ситуации в Украине. Если ограничения экспорта по сути своей ведут к перманентному ослаблению стратегического потенциала подвергшейся санкциям страны и тем самым служат целям ее конечного поражения, то ограничения импорта наносят лишь временный ущерб и не могут вести к достижению решительных целей, лишь побуждая такую страну к достижению компромисса. Существенным недостатком ограничений импорта является увеличение любого рода затрат подвергнутой санкциям страны, особенно значимое в том случае, если она обладает недостаточно развитой экономикой, позволяющей эмитировать свободно конвертируемую и пользующуюся всемирным спросом валюту. Валютные резервы для Российской Федерации имеют стратегическое значение. Введение ограничения на импорт приведет к дополнительным затратам на создание импортозамещающих отраслей или поиск иных поставщиков товаров. В первом случае очевидно, что стоимость произведенного товара будет выше, нежели ранее импортированного. Во втором случае, при использовании новых поставщиков, затраты также увеличатся, поскольку отказ от их услуг ранее также диктовался рыночными соображениями.

112 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

По оценке Центрального Банка Российской Федерации, данной в письме «О ключевой ставке Банка России» от 31 октября 2014 г, инфляция в сентябреоктябре увеличивалась более быстрыми темпами, чем ожидалось ранее. В этот период внешние условия существенно изменились: цены на нефть значительно снизились, при этом произошло ужесточение санкций, введенных отдельными странами в отношении крупных российских компаний. В этих условиях происходило ослабление рубля, что наряду с введением ограничением на импорт отдельных товаров привело к дальнейшему ускоренному росту потребительских цен [4]. Банком России предлагаются пять вариантов экономического развития Российской Федерации. В соответствии с базовым вариантом Центральный Банк не надеется на отмену санкций раньше окончания прогнозного периода, до конца 2017 г. Минэкономразвития в прогнозе исходило из того, что санкции иссякнут в середине 2015 г. В базовом варианте рост ВВП в России в будущем году прекратится. В 2016 г. роста практически не предвидится - всего + 0,1 ВВП, а в 2017 г. + 1,6 %. Так что впереди два года стагнации. В 2017 г. экономика постепенно адаптируется к санкциям - наладится доступ на азиатские рынки капитала, увеличится доля внутренних источников займов, появятся импортозамещающие производства, а экспорт станет конкурентоспособнее. Начнут восстанавливаться инвестиции, потребление тоже начнет расти. Благодаря этому экономический рост возобновится.

Список литературы:

1. Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 1.072013 г. № 65н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70408460/1/8cj9l.

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.minfin.ru.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (в актуальной редакции) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tsouz.ru/Docs/Kodeks3/default.aspx.

4. Письмо Центрального Банка «О ключевой ставке и ставке рефинансирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru.

ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

© Ким С.В *

Новый экономический университет им. Т. Рыскулова, Республика Казахстан, г. Алма-Ата

В статье проанализировано современное состояние финансового управления казахстанских банков, выявлены проблемы в системе ФУ.

Докторант программы PhD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.