Научная статья на тему 'К вопросу о содержании неналоговых доходов бюджета и тенденциях их изменения'

К вопросу о содержании неналоговых доходов бюджета и тенденциях их изменения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / УПРАВЛЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ / BUDGET REVENUES / NON-TAX BUDGET REVENUES / PECULIAR FEATURES / RAILROAD TRAIN OF NON-TAX INCOMES / FISCAL VALUE / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукина С. Н.

В статье обосновывается содержание неналоговых доходов бюджета, тенденции их изменения в условиях посткризисного развития. Основное внимание акцентируется на доходах бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contents of non-tax budget revenues, tendencies of their change in post crisis development are grounded in the article. The special attention is paid to budget revenues gained from use and sale of the state and municipal property.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании неналоговых доходов бюджета и тенденциях их изменения»

Рукина С. Н.

к.э.н., доцент кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ) Эл.почта:kafedra Лпапсе@та il.ru

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА И ТЕНДЕНЦИЯХ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ

В статье обосновывается содержание неналоговых доходов бюджета, тенденции их изменения в условиях посткризисного развития. Основное внимание акцентируется на доходах бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Ключевые слова: доходы бюджета, неналоговые доходы бюджета, управление неналоговыми доходами.

В настоящее время активизируется фискальное и регулирующее значение неналоговых доходов бюджета, в частности, доходов от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности, рассматриваемых как стабильный источник покрытия дефицита бюджетов бюджетной системы РФ.

Прежде чем рассматривать тенденции изменения неналоговых доходов бюджета, надо обратиться к их эконо-

мическому содержанию. В финансовой и правовой литературе практически отсутствуют определения неналоговых доходов бюджета. Данная дефиниция представляет собой разнородные платежи (пошлины, сборы, платы, штрафы), поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований от использования и продажи имущества, оказания платных услуг эквивалентного и штрафного характера.

Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют специфические черты, отличающие их от налоговых поступлений:

во-первых, порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов: Налоговым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, постановлениями Правительства РФ;

во-вторых, для отдельных неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие налоговые элементы;

в-третьих, целый ряд неналоговых платежей не носит обязательного и регулярного характера, взимается на добровольной основе;

в четвертых, неналоговые доходы жестко не планируются. На объемы их поступлений оказывает влияние динамика темпов инфляции и изменение законодательства.

Следует обратить внимание, что состав неналоговых доходов регламентируется Бюджетным кодексом РФ [1] и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 2010 г. с изменениями и дополнениями.

Таблица 1. Состав неналоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ

Бюджетный кодекс РФ, ст. 41 Бюджетная классификация доходов бюджета, Бюджетный кодекс РФ, ст.21

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. 2. Доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. 3. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. 4. Доходы от платных услуг, оказываемых казенным учреждениям. 5. Средства самообложения граждан. 6. Иные неналоговые доходы. 1. Страховые взносы на обязательное социальное страхование 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 3.Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 4.Платежи при использовании природных ресурсов 5. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 6. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 7. Административные платежи и сборы 8.Штрафы, санкции, возмещение ущерба 9.Прочие неналоговые доходы

Таким образом, в бюджетном законодательстве существуют различные подходы к определению состава неналоговых доходов бюджета. В трактовке Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы представлены доходами от собственности и внебюджетными источниками государственных и муниципальных организаций. В их составе отсутствуют два крупнейших доходных источника: доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользовании природными ресурсами. Вместе с тем в соответствии с бюджетной классификацией доходов бюджетов в ее состав включены как налоговые, так и перечисленные выше неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользовании природными ресурса-

ми, то есть состав неналоговых доходов является расширенным и закрытым.

С 1 января 2005-го г. неналоговые доходы относятся к собственным доходам бюджетов бюджетной системы РФ и полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ), бюджетами субъектов РФ (ст. 57 Бюджетного кодекса РФ), бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений (ст. 62 Бюджетного кодекса РФ) [1].

Представляется интересный анализ динамик неналоговых доходов федерального бюджета (таблица 2), где их удельный вес является самым существенным по сравнению с другими видами бюджетов бюджетной системы РФ [2].

Таблица 2.Исполнение доходной части федерального бюджета в 2009-2010 гг.*

Наименование показателя 2009 г. 2010 г.

млрд. руб. % млрд. руб. %

Доходы, в т.ч. 7 330,18 100 8 303,35 100

налоговые доходы 3 896,50 53,16 4 401,94 53,01

неналоговые доходы 3 433,68 46,84 3 901,40 46,99

Источник: составлено автором по данным Федерального казначейства // www. roskazna. ги

*

Анализ таблицы 2. свидетельствует о том, что в структуре доходов федерального бюджета почти 53% занимают налоговые доходы. Неналоговые доходы имеют тенденцию к росту в абсолютном и относительном выражении

вследствие улучшения мировой конъюнктуры на топливно-энергетическое сырье в 2010-м г. по сравнению с 2009м г., что подтверждают данные таблицы 3.

Таблица З.Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета в 2009 -2010 гг.*

Наименование показателя 2009 г. 2010 г. Темп изм.

млрд. руб. % млрд. руб. % %

Неналоговые доходы, из них 3433,68 100 3901,40 100 113,6

1 .Доходы от внешнеэкономической деятельности 2 683,30 78,15 3 227,70 82,73 120,3

2. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности 421,34 12,27 424,78 10,89 100,8

3.Платежи при пользовании природными ресурсами 63,48 1,85 53,34 1,37 84,0

4. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 109,89 3,2 125,96 3,23 114,6

5. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 6,96 0,2 10,36 0,27 148,9

6. Административные платежи и сборы 5,45 0,16 6,48 0,17 118,9

7.Штрафы, санкции, возмещение ущерба 8,91 0,26 14,74 0,38 164,0

8. Прочие неналоговые доходы 21,46 0,62 12,17 0,31 56,7

9.Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет 112,90 3,29 25,88 0,66 23,0

*Источник: составлено автором по данным Федерального казначейства//www.roskazna.ru

На основании данных таблицы 3 структуре неналоговых доходов феде-

можно сделать вывод о том, что в рального бюджета основное место за-

нимают доходы от внешнеэкономической деятельности: в 2009-м г. - 78,15%, в 2010-м г. - 82,73%, на втором месте -доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, соответственно 12,27% и 10,89%. Самый высокий прирост, 64%, составили штрафы, санкции, возмещения ущерба и 48,9% доходы от продажи материальных и нематериальных активов.

В 2010г. поступления от внешнеэкономической деятельности увеличилась на 544,40 млрд. руб. по сравнению с 2009г., что обусловлено ростом таможенных пошлин, таможенных сборов и прочих поступлений от внешнеэкономической деятельности на 343,68 млрд. руб., 5,89 млрд. руб. и 8,89 млрд. руб. соответственно [таблица 4].

Таблица 4.Состав и структура доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в 2009 - 2010 гг.*

Неналоговые доходы бюджета, в т.ч. 2009 г. 2010 г.

млрд. руб. % млрд. руб. %

Доходы от внешнеэкономической деятельности 2683,30 100 3227,70 100,00

Таможенные пошлины 2509,41 93,5 2853,09 88,39

Таможенные сборы 19,68 0,73 25,57 0,79

Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана 9,73 0,36 6,73 0,21

Доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия 18,95 0,71 18,32 0,57

Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности 14,14 0,53 23,03 0,71

Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей 111,24 4,16 55,17 1,70

Денежный залог в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей 0,16 0,06 3,27 0,10

Доходы (операции) по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках таможенного союза 242,51 7,51

*Источник: составлено автором по данным Федерального казначейства//www.гoskazna.гu

По данным Федеральной таможенной службы РФ, внешнеторговый оборот РФ в 2010-м г. составил 625,4 млрд. долларов США и по сравнению с

2009-м г. вырос на 33%, в том числе экспорт - 396,4 млрд. долларов США (рост на 31,4 %), импорт - 229,0 млрд. долларов США (рост на 36,9%).

В 2010-м г. в результате корректировок таможенными органами таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сумма доначисленных (за вычетом подлежащих возврату) таможенных пошлин, налогов составила 20,81 млрд. рублей, что на 7,97 % больше, чем в 2009-м г.(19,27 млрд. руб.). Сумма фактически уплаченных/взысканных (за вычетом фактически возвращённых/зачтённых) таможенных пошлин, налогов увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009-м г. на 14,6 % и составила 21,39 млрд. руб. (в

2009-м г. - 18,67 млрд. руб.). Таможенная стоимость товаров как основы исчисления таможенных пошлин и сборов по результатам корректировок увеличилась в 2010-м г. на 91,68 млрд. руб., что на 21,66 % больше, чем 2009 г. (75,36 млрд. руб.).

Корректировка ставок ввозных пошлин в условиях действия Таможен-

ного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) носила в основном регулятивную направленность. В 2010г. по сравнению с 2009 г. произошла корректировка ставок ввозных пошлин по 149 кодам Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС), что на 75 % меньше, чем в 2009 г. (в Таможенном тарифе РФ была произведена корректировка в отношении 596 кодов). Всего было принято 19 решений Комиссии Таможенного союза по данному направлению деятельности. В отношении 122 позиций ЕТТ ТС ставки ввозных таможенных пошлин были повышены, в отношении 15 позиций - снижены, по 12 кодам ТН ВЭД ТС произошла детализация.

В таблице 5 [2] приведена динамика неналоговых доходов федерального бюджета в части доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

Таблица б.Состав и структура доходов федерального бюджета от использования имущества в 2009 - 2010 гг.*

Показатели 2009 г. 2010 г.

млрд. руб. % млрд. руб. %

Неналоговые доходы бюджета, из них 3433,68 3901,40

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности в т.ч. 421,34 100 424,78 100

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям 10,11 2,4 45,16 10,63

доходы от размещения средств бюджетов 316,79 75,19 129,88 30,56

проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны 2,29 0,54 5,36 1,26

Продолжение таблицы 5

проценты по государственным кредитам 10,32 2,45 20,87 4,91

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 27,89 6,62 26,23 6Д7

доходы от перечисления части прибыли Центрального банка РФ 48,81 11,58 188,44 40,36

платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий 1,76 0,42 4,76 1,12

прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 3,08 0,73 3,79 0,89

сбор за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам РФ 0,29 0,07 0,27 0,06

*Источник: составлено автором по данным Федерального казначейства//www.гoskazna.гu

Рост доходов от использования государственного имущества произошел за счет увеличения:

• доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям на 35,05 млрд. руб.;

• процентов по государственным кредитам на 10,55 млрд. руб.;

• доходов от перечисления части прибыли Центрального банка РФ на 139,63 млрд. руб.

Резервы пополнения неналоговых доходов бюджета связаны, в первую очередь, с эффективным управлением имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, для чего осуществляются следующие мероприятия:

• планирование деятельности и системный мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

• экономический анализ и мониторинг финансового состояния предприятий, подготовка предложений и реализация решений по оптимизации количества предприятий путем ликвидации, реорганизации, приватизации убыточных предприятий;

• аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий с привлечением аудиторских организаций, отобранных на конкурсной основе;

• приведение уставов предприятий в соответствие с законодательством и заключение трудовых договоров с их руководителями;

• контроль за соответствием законодательству текущей деятельности предприятий, в частности, по соверше-

нию сделок с недвижимым имуществом;

• обеспечение разработки и принятия каждым хозяйствующим субъектом программы развития на среднесрочный период, предусматривающий модернизацию производства, привлечение инвестиций, рост объемов продаж.

Продажа неэффективной государственной и муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Однако анализ данных таб-

лицы 6 [3] свидетельствует об увеличении количества организаций непроизводственной сферы, находящихся в федеральной собственности за год (с 1 января 2009г. по 1 января 2010г.) на 436 ед., с 988 до 1424 ед. Между тем общая численность федеральных государственных организаций сократилась почти на 5,2% за рассматриваемый период; наибольшее сокращение произошло в прочих отраслях - почти на 59,3%, в сельском хозяйстве - на 29,3%, в строительстве - на 11,4%.

Таблица 6. Динамика и отраслевая структура федеральных государственных организаций в 2009-2010гг.

Отрасль На 1 января 2009 г. На 1января 2010г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ед. % Ед. %

Непроизводственная сфера 988 26,2 1424 39,9

Промышленность 476 12,6 653 18,3

Сельское хозяйство 611 16,2 410 11,5

Строительство 300 8,0 252 7Д

Транспорт и связь 249 6,6 338 9,5

Прочие отрасли 1141 30,3 440 12,3

Всего 3765 100,0 3571 100,0

Правительство РФ совершенно обоснованным одним из приоритетных направлений экономического развития считает совершенствование управления государственной и муниципальной собственностью и приватизацию с целью последовательного сокращения государственного и муниципального имущества, не задействованного в осуществлении публичных полномочий, и увеличение доходной части бюджета. Для реализации поставленной цели будут осуществляться следующие мероприятия:

• сокращение избыточного объёма государственной и муниципальной собственности;

• привлечение инвестиций и современных технологий новыми собст-

венниками, заинтересованными в долгосрочном развитии приватизированных предприятий;

• поднятие эффективности управления за счёт повышения ответственности собственников;

• оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности, в том числе путём её концентрации и преобразования ФГУП в ОАО;

• создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего малого и среднего.

Таким образом, система неналоговых доходов бюджета нуждается в совершенствовании законодательства и выработке эффективных методов управления ею.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998г. с изменениями и дополнениями.

2.Отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ/ электронный ресурс/ [Режим доступа] /

roskazna.ru/reports/cb.htmt 3.Прогнозный план (программы) приватизации федерального имущества на

2009г. и основные направления приватизации федерального имущества на

2010-2011 гг.; прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2010г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2012гг. / электронный ресурс/[Режим доступа]/’^^^

minfin.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.