УДК 625.7
Кореневский Всеволод Валерьевич
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета [email protected]
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации перевозок и дорожного движении Кубанского государственного технологического университета [email protected]
Vsevolod V. Korenevsky
Candidate of Technical Sciences,
associate professor, associate professor of
transport constructions of
the Kuban state technological university
Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of the organization of transportations and road movement of the Kuban state technological university [email protected]
Влияние экономического
РАЗВИТИЯ ГОРОДА НА ИЗМЕНЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ И СТРУКТУРЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДОРОГИ «ЗАПАДНЫЙ ОБХОД» В г. КРАСНОДАРЕ)
The impact of economic
DEVELOPMENT ON THE CHANGE IN THE INTENSITY AND STRUCTURE OF TRAFFIC FLOWS (FOR EXAMPLE OF THE ROAD «WESTERN BYPASS» IN KRASNODAR)
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изменения характеристик транспортных потоков на обходах городов. В частности, проведены исследования транспортных потоков на участке дороги «Западных обход» в г. Краснодаре и проведен анализ полученных данных. Было выявлено, что в последние годы существенно увеличивается площадь жилой застройки крупных городов. Соответственно происходит не только увеличение интенсивности, но и перераспределение транспортных потоков на улично-дорожной сети. На этот процесс существенное влияние оказывает также строительство крупных торгово-развлекательных центров, спортивных сооружений, транспортно-логистических центров и т.п.
Ключевые слова: экономика, затраты, улично-дорожная сеть, заторы, логистика, транспортные потоки, интенсивность, состав движения.
Annotation. This article deals with the problem of changes in the characteristics of traffic flows in bypasses around cities. In particular, studies of traffic flow on the road section «Western bypass» in the city of Krasnodar and the analysis of the obtained data. It was revealed that in recent years significantly increases the area of residential development of large cities. Accordingly, there is not only increase the intensity, but also the redistribution of traffic flows on the road network. This process is significantly affected by the construction of large shopping centers, sports facilities, logistic centers, etc.
Keywords: economics, costs, road network, congestion, logistics, traffic flow, intensity, composition of traffic.
В результате ряда исследований было выявлено, что в последние годы существенно увеличивается площадь жилой застройки крупных городов, в том числе и г. Краснодар. Соответственно происходит не только увеличение интенсивности, но и перераспределение транспортных потоков на улично-дорожной сети [1]. На этот процесс существенное влияние оказывает также строительство крупных торгово-развлекательных центров, спортивных сооружений, транспортно-логистических центров и т.п.
Рост интенсивности движения оказывает негативное влияние на экономические показатели
различных отраслей национальной экономики [2]. Существующая пропускная способность дорог не справляется с постоянно увеличивающимся количеством транспортных средств, вследствие чего возникают заторы на дорогах. В связи с этим особую актуальность приобретает прогнозирование интенсивности движения на магистральных улицах городов.
Прогнозирование интенсивности движения может позволить решить многие экономические и инженерные задачи в области организации дорожного движения, что является важным элементом повышения качества функционирования
транспортных потоков как в городе, на отдельных участках улично-дорожной сети, так и транспортной системы поселения в целом [3].
Участки с высоким уровнем загрузки в пиковые часы и, как следствие, сниженным уровнем безопасности, чаще всего характеризуются как: участки с резким снижением скорости движения; участки дороги, которые проходят в малых населенных пунктах.
Объектом исследования является дорога «Западный обход», расположенная в Прикубанском округе города Краснодар (рис. 1). По протяженности дороги выделяются участки со сниженной пропускной способностью. Предположительно,
причиной затруднения в движении является высокая интенсивность местной составляющей транспортного потока. Данная проблема вызвана тем, что исследования распределения транспортных потоков, при обосновании расположения обхода, выполнены не в полной мере, без учета развития города.
Проведенные в 2006 г. исследования выявили интенсивность движения по объездной дороге около 8000 авт/сут, а на двадцатилетнюю перспективу, 2026 г., - 23000 авт/сут. Состав транспортного потока: легковые - 83 %; грузовые -15 %; автобусы - 2 %. Затруднений в движении не наблюдалось, коэффициент загрузки соответствовал величинам 0,2-0,3.
Рисунок 1 - Объект исследования - дорога «Западный обход» г. Краснодар
За прошедшие 10 лет, существенно изменилась структура использования придорожной территории и тяготеющих к дороге земель, а именно площадь и тип застройки. Из-за значительного изменения структуры и площади застройки
(рис. 2), а также существенного увеличения жителей Прикубанского округа и уровня автомобилизации в Краснодарском крае, возникла необходимость провести повторное исследование транспортных потоков.
Рисунок 2 - Изменение застройки 2006-2016
Из рисунка 2 видно, что площадь застройки в районе обхода возросла на 60 % по сравнению с первоначальным состоянием (2006 г.). Только за последние 5 лет численность города Краснодара выросла на 10 %, а численность жителей Прику-банского округа города Краснодара на 35 %.
Количество личных транспортных средств населения Краснодарскому краю вырос на 46 % по
сравнению с уровнем 2006 года. В городе Краснодаре уровень автомобилизации ещё выше и в пиковые периоды доходит до 400 автомобилей на 1000 жителей. Оба показателя демонстрируют положительную динамику. В то же время, анализируя изменения протяженности участков автомобильных дорог и элементов УДС г. Краснодара за период с 2006 по 2016 гг. можно констатировать, что ввод новых участков дорог зна-
чительно отстает от темпов повышения интенсивности.
В целях исследования структуры транспортных потоков использован метод записи государственных номерных знаков транспортных средств - метод «тотальной регистрации». Суть метода заключается в фиксации номерных знаков на различных сечениях с последующим поэлементным сравнением полученных баз номерных знаков. Данный метод, относящийся к стационарным методам исследования. Теоретически он описан и экспериментально апробирован в диссертационной работе В.В. Кореневского [4].
Исходя из протяженности участка обхода, количество пунктов наблюдений назначается в зависимости от мест существенного изменения интенсивности транспортных средств (съезды, перекрестки). При протяженности около 3000 метров количество пунктов сбора информации 3. Наблюдения осуществляется: в утренний период (с 7.30 до 8.30) и вечерний период (с 14.30 до 18.30).
По результатам исследования сформированы базы данных (массивы) государственных номерных знаков транспортных средств для каждого
пункта наблюдения отдельно по направлениям и пиковым периодам. Обработка массивов заключается в последовательном поэлементном сравнении первого и второго массива.
Сравнение массивов «вход-выход» и массивов внутри исследуемого района позволило выявить маршруты движения транспортных средств по протяженности обхода. Анализ данных полученных с участков сбора информации представлен в виде матриц корреспонденции [5], (рис. 3).
На рисунке 3 в числителе - количество автомобилей зафиксированных на корреспондирующем пункте, в знаменателе - % автомобилей проехавших из исходного пункта в конечный.
Таким образом, из проведенных исследований распределения транспортного потока видно, что наиболее привлекательные направления движения автомобилей (пункты с наибольшей долей проезда по корреспондирующим участкам выделены) из прилегающей городской территории в городскую часть и обратно. Вероятно, это направление выбирают жители пригородов для передвижения в утренний период на работу, а в вечерний -домой.
Конечный пункт
Пункт сбора данных А Б В
А 653 558
fc X 14,7 14,3
с
Б 624 516
X 57,7 63,2
о
X
s В 720 596
16,8 16,2
а)
Конечный пункт
Пункт сбора данных А Б В
te X А 582 38,9 396 13,2
-fl X ч: о Б 616 66,5 428 43,2
о s В 660 36,7 613 18,2
б)
Рисунок 3 - Матрица корреспонденции в утреннее (а) и вечернее время (б)
Около 35 % водителей используют «Западных обход» для внешнего транзита (изначальное назначение дороги), и порядка 65 % используют дорогу для местного внутригородского транзита. Следовательно, обход утратил одно из своих основных качеств - объезд города Краснодара, и стал выполнять функции элемента улично-дорожной сети.
Были выявлены следующие показатели: интенсивность движения по дороге в 2016 году составляет в среднем по участку 21000 авт/сут, а на двадцатилетнюю (2036 г.) перспективу - 31000 авт/сут. Состав транспортного потока: легковые - 89 %; грузовые - 8 %; автобусы - 3 %.
Таким образом, план перспективного развития сети и принимаемые технические решения при строительстве или реконструкции автомобильных дорог в зоне влияния крупных городов должны происходить во взаимодействии с разработкой и корректировкой генерального плана развития города [5]. Взаимная увязка улично-дорожной сети города и транспортной сети пригородных территорий необходима, поскольку перспективный перевод дороги общего пользования в городскую улицу позволит комплексно решать задачи экономического развития предприятий города и региона.
Литература:
1. Барабанов В.А. Основание для реконструкции автодорожной развязки в г. Краснодаре со стороны транспортного потока / В.А. Барабанов, В.В. Коре-невский, М.Н. Якубов. В сборнике: Политранспортные системы материалы VIII Международной науч-
Literature:
1. Barabanov V.A. Basis for reconstruction of the road outcome in g. Krasnodar from the transport flow / V.A. Barabanov, V.V. Korenevsky, M.N. Ya-kubov In the collection: Polytransport systems materials VIII of the International scientific and technical
но-технической конференции в рамках года науки Россия - ЕС. 2015. С. 273-277.
2. Коновалова Т.В. Анализ изменения валового регионального продукта субъектов Российской Федерации / Т.В. Коновалова, М.О. Левицкий, С.Л. Надирян // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2013. № 1-2. С. 113-115.
3. Коновалова Т.В. Экономика дорожного движения : учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. Изд.: ООО «Издательский Дом - Юг», Краснодар. 2013. 156 с.
4. Кореневский В.В. Диссертация: Повышение безопасности движения и пропускной способности, автомобильных дорог на подходах к крупным городам Юга России. Краснодар, 2002. 166 с.
5. Коновалова Т.В. Транспортная инфраструктура / Т.В. Коновалова, И.Н. Котенкова. Изд. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», Краснодар, 2013. 264 с.
conference within a year of science Russia - the EU. 2015. P. 273-277.
2. Konovalova T.V. Analysis of change of a gross regional product of subjects of the Russian Federation / T.V. Konovalova, M.O. Levitsky, S.L. Nadiryan // Science. Equipment. Technologies (polytechnical messenger). 2013. № 1-2. P. 113-115.
3. Konovalov T.V. Traffic economy the education guidance : edition second. Processed and added. Prod.: LLC «Publishing House - the South», Krasnodar. 2013. 156 p.
4. Korenevsky V.V. Thesis: Increase in traffic safety and handling capacity, highways on approaches to the large cities of the South of Russia. Krasnodar, 2002. 166 p..
5. Konovalov T.V. Transport infrastructure / T.V. Konovalov, I.N. Kotenkova. Prod. FGBOU VPO of «KUBGTU», Krasnodar., 2013. 264 p.