Научная статья на тему 'Влияние экономического кризиса на региональную инновационную систему на примере Томской области'

Влияние экономического кризиса на региональную инновационную систему на примере Томской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние экономического кризиса на региональную инновационную систему на примере Томской области»

В. И.Зинченко

д. ф-м. н., заместитель Губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию

Влияние экономического кризиса

на региональную инновационную систему на примере Томской области

Мировой опыт показывает, что создание национальной инновационной системы невозможно без объединения законодательных, финансовых и организационных усилий федерального центра, региональных и муниципальных властей. Одним из существенных ограничений развития инновационной экономики России является отсутствие ясной, четко сформулированной и подкрепленной необходимыми ресурсами и нормативной базой государственной политики в сфере формирования федерально-региональной инновационной системы.

Инструменты развития национального уровня (от определения приоритетов, разработки нормативных актов до формирования центров превосходства) реализуются в России в виде финансовых институтов, государственных корпораций, особых экономических зон и в других формах. Они способны решать масштабные, но все-таки фрагментарные, обособленные друг от друга, задачи. Создание отдельных высокотехнологичных производств или формирование локальных секторов ускоренного роста не устраняет главную проблему — деградацию

экономики России, снижение доли высших технологических укладов производства, что особенно заметно на региональном уровне.

При единстве главной цели — модернизации экономики страны в целом, конкретные задачи развития территорий будут значительно отличаться. В этих условиях возрастает необходимость распространения наработанных в ряде регионов системных механизмов инновационного развития.

За десятилетний период в нашем регионе разработан и апробирован комплекс инструментов и механизмов по инновационному развитию территории (научнотехнического, кадрового, инфраструктурного и т. п.).

Особое значение имеет подтверждение работоспособности наработанных механизмов разви-

тия в условиях экономического кризиса.

Ниже представлены инструменты инновационного развития, используемые в Томской области.

Развитие научнообразовательного комплекса

В кризисный период 2009 года в Томском научно-образовательном комплексе (ТНОК) удержана динамика роста финансирования научной деятельности в 20% по сравнению с 2008 годом (рис. 1), а в целом объем финансирования ТНОК вырос на 13 % и превысил 20,3 млрд. рублей. Отметим, что научные исследования являются практически единственным компенсирующим фактором при десятипроцентном в 2010 году снижении бюджетного финансирования вузов и сокращении количества

В секторе высшего образования Томская область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по ключевым индикаторам научно-технической деятельности (по числу исследователей, финансированию исследований и разработок).

В 2009 году университетами и научными организациями выполнялось 215 гос. контрактов в рамках федеральных программ, 468 грантов РФФИ, 63 гранта РГНФ, 895 бюджетных тем и 2590 контрактов, в том числе 10% международных проектов и контрактов.

Защищено 81 докторская, 380 кандидатских диссертаций, получено 513 патентов, в том числе 2 международных.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ -- г"" \

Рис. 1. Финансирование научной деятельности учреждений ТНОК, млрд. рублей

контрактных студентов в условиях демографической ямы. Но этот механизм будет работать только в том случае, когда будут значительные показатели внебюджетного финансирования со стороны заказчиков.

Программно-целевой метод управления

Развитие элементов региональной инновационной системы осу-

ществляется программно-целевыми методами, в том числе путем разработки Инновационной стратегии Томской области (2002 г.), Программы социально-экономического развития Томской области (2006 г.), Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» (2002-2008 гг.), Областной целевой программы «Развитие ин-

новационной деятельности в Томской области» (2003-2010 гг.), формирования Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска.

На основе реализации этих механизмов в предкризисный период обеспечено развитие инновационного сектора и научно-образовательного комплекса Томской области с опережающими темпами 20-25% в год. При этом сектор ма-

Таблица 1. Реализация задач Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области»

Показатель Планируемый Достигнутый по годам

Рост объемов финансирования сектора науки и образования по сравнению с 2005 годом, разы 1,5 2006 г. — 1,3; 2007 г. — 1,7; 2008 г. — 2

Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки, (%) 60 ,7 5, 6 1 г. ,0 7 0, 0 7 0 см 1 СО 1^ 8, 8 60 0 —2 г. 6 0 0 2

Удельный вес предприятий обрабатывающего сектора производства, осуществляющих технологические инновации, (%) 22-25 2006 г. — 21,6; 2007 г. — 24,5 2008 г. — 27,3

Количество созданных организаций с новым высокотехнологичным производством,(еди-ниц) 100 Всего:126 2006 г. — 30; 2007 г. — 47 2008 г. — 49

Количество созданных новых рабочих мест в инновационном секторе экономики, (мест) не менее 3000 Всего: 4796 2006 г. — 1090; 2007 г. — 2208 2008 г. — 1498

В Томской области выстроена инновационная инфраструктура, деятельность которой направлена на коммерциализацию научных разработок. Всего действует 39 элементов инфраструктуры:

• 13 офисов коммерциализации разработок в вузах и академических институтах, в орбите деятельности которых находится 946 разработок.

• 7 бизнес-инкубаторов, в которых разрабатывается 186 проектов, имеющих на рынке коммерческие перспективы.

• 4 инновационно-технологических центра,

• 4 центра трансфера технологий,

• 7 консалтинговых компаний, работающих в сфере поддержки инновационной деятельности.

• сформирован томский сегмент сети трансфера технологий RTTN с доступом в международные и российские сети технологического трансфера.

• создана и действует система электронных торгов научно-технической продукцией.

Она ежегодно обеспечивает:

— выпуск специалистов для развития наукоемкого бизнеса — около 500 человек;

— создание рабочих мест в сфере инновационного бизнеса — от 800 человек. Организациями инфраструктуры ежегодно экспертируется 300 разработок,

заключается около 25 лицензионных соглашений, создается более 40 инновационных компаний (2007 — 47 компаний, 2008 — 49, 2009 — 50), на международный рынок выводится 4-5 новых продуктов.

лых инновационных предприятий за 2006-2008 гг. демонстрировал ежегодный прирост производства продукции в пределах 40%. Пример реализации межведомственной программы в 2006-2008 гг. приведен в таблице 1.

Томский научно-образовательный комплекс по основным индикаторам научно-технического развития уже в 2007 году вышел на прогнозные показатели Минобрнауки России на 20102011 годы. Объем финансирования образования и науки в Томском научно-образовательном комплексе в 2008 году, по сравнению с 2002 годом, возрос более чем в 5 раз и составил 17,2 млрд. рублей. Три томских университета из шести стали победителями приоритетного национального проекта «Образование». Томскому политехническому и Томскому государственному университетам присвоен статус Национального исследовательского университета.

Формирование инновационной инфраструктуры

В регионе создана инфраструктура для формирования наукоемкого бизнеса и система подготовки кадров (рис. 2). Важным элементом здесь является создание механизмов выращивания инновационных компаний со студенческой скамьи. Система проектного обучения, развиваемая в томских университетах, позволяет формировать ежегодно до 50 новых инновационных компаний выпускниками ВУЗов. Целью этих механизмов является двукратное

ускорение по времени процессов формирования малого инновационного бизнеса и последующего их перехода в разряд средних и крупных предприятий.

Созданы механизмы формирования пояса инновационных предприятий вокруг ведущих университетов. Так, например, в Томском университете систем управления и радиоэлектроники создано окружение из 85 организаций, обеспечивающих ежегодные темпы роста оборота в 25-30% и производство наукоемкой продукции в объеме около 1,2 млрд. руб. по результатам 2008 года. Такое взаимодействие инициирует создание бизнесом исследовательских подразделений в структуре университета.

Формирование комплексных инновационных проектов

Для реализации крупных комплексных инновационных проектов разработаны механизмы передачи перспективных научных разработок в компании, обладающие необходимой технологической базой, что значительно ускоряет процессы вывода продукции на рынок и выпуска крупных серий. При этом обеспечивается взаимосвязь крупных и малых высокотехнологичных организаций. Этот механизм отработан на примерах формирования инновационных проектов с привлечением ресурсов ФЦП и госкорпораций, а также средств отечественного и зарубежного бизнеса. В настоящий момент в Томской области поставле-

Универси-

теты

Групповое

обучение

студентов

Студенческие

бизнес

инкубаторы

Формирование бизнес-команд по

оригинальным

разработкам

Технологические

бизнес

инкубаторы

Выполнение ОКР Производство опытных партий Сертификация Маркетинг Патентование

Технологические парки

Бизнес -инкубатор Создание условий для генерации новой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса

Научно-

экспериментальные

производственные

комплексы

МАЛЫЕ НАУКОЕМКИЕ ' ФИРМЫ

НАУКОЕМКАЯ

■ ПРОДУКЦИЯ УСЛУГИ

Рис. 2. Формирование наукоемкого бизнеса в научно-образовательном комплексе

на задача по ежегодной подготовке не менее 10 комплексных инновационных проектов. Реализация проектов с общим годовым бюджетным финансированием около 100 млн. рублей и таким же софинансиро-ванием бизнеса позволила создать крупные производства с годовым объемом продаж в 2010 году около 500 млн. рублей.

Применение налогового стимулирования

Для ускорения развития инновационного сектора важную роль играет законодательно закрепленная поддержка инновационно активных предприятий, обеспечивающая налоговые преференции тем компаниям, которые показывают не менее 15% прироста годового объема продаж, не менее 30% инновационной продукции (услуг) в объеме реализации, не менее 10% расходов на технологические инновации, в том числе НИОКР, а также имеют объекты интеллектуальной собственности. Статистические данные подтверждают, что не менее 10% малых и средних инновационных компаний обеспечивают достижение указанных значений индикаторов.

Данная поддержка основывается на статистических данных, и является следствием организации мониторинга процессов развития региональной инновационной сферы, проводимого начиная с 2003 года, в т. ч. совмещения федерального и регионального статистических наблюдений.

Развитие техниковнедренческой зоны для коммерциализации разработок

В 2005 году Томск стал одним из четырех победителей российского конкурса заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого типа (ТВЗ). Специализация ТВЗ: новые материалы и нанотехнологии, 1Т-тех-нологии и электроника, медицина и биотехнологии.

В 2009 году достигнуты следующие основные показатели:

• Число резидентов ОЭЗ г. Томска — 45 компаний.

• Объем инвестиций составил 2,6 млрд. руб., в том числе иностранный капитал (Корея, Тайвань) — 340 млн. руб.

• Объем производства инновационной продукции — 680 млн. руб.

• Создано 650 новых рабочих мест.

Шесть резидентов ОЭЗ г. Томска созданы при участии иностранных инвесторов из США, Норвегии, Сингапура, Тайваня, Кореи, Австралии.

Приоритетной задачей с момента создания ОЭЗ г. Томска является формирование системы подготовки персонала для ОЭЗ. Главная роль в этом процессе отводится вузам — победителям федерального конкурса инновационных университетов: Томскому государственному университету систем управления и радиоэлектроники, Томскому государственному и Томскому политехническому университетам, которые разрабатывают новые программы целевой подготовки студентов и исследователей для ОЭЗ г. Томска. В 2009 году Томским государственным университетом реализована Система кадрового обеспечения инновационной деятельности, осуществляемой ре-

зидентами Томской ОЭЗ, включая специализированную информационную программу «Биржа заказов на подготовку персонала».

Мониторинг

предпринимательского сектора в условиях кризиса

На рисунках 3-6 приведены данные развития малого инновационного бизнеса (выборка велась по 112 предприятиям). Видно, что по отношению к докризисному периоду удалось сохранить объемы производства и услуг, долю инновационной продукции (услуг) в объемах отгруженных товаров (оказанных услуг) и долю затрат на НИОКР.

Что касается крупных и средних предприятий, то в развитии работы1 проводился оперативный (ежемесячный) мониторинг, данные которого представлены на рис. 7 и 8. Результаты демонстрируют гораздо большую финансовую устойчивость инновационного сектора обрабатывающих производств, что обеспечивает и величину среднемесячной заработной платы в этом секторе на 5-6 тысяч рублей больше чем на предприятиях, где не занимаются технологическими инновациями.

При этом обеспечен рост объемов инновационной продукции, а также наукоемкой продукции,

Рис. 3. Количество созданных новых инновационных предприятий

1 Тюльков Г.И., Дырко Н.П., Зинченко В.И., Грик Я.Н., Касинский С.В., Губин Е.П., Монастырный Е.А. Оперативный мониторинг экономики региона в условиях финансово-экономического кризиса // Инновации, №6, 2009. С. 69-74.

определяемой по методике ОЭСР. Важнейшим показателем является рост более чем на 25% затрат на технологические инновации в кризисном 2009 году (рис. 9, 10).

Данные подтверждают, что главным индикатором является доля обрабатывающих производств, на которых осуществляются технологические инновации. Отсюда федеральными и региональными властями и бизнесом должна быть поставлена задача кратного увеличения доли таких предприятий по отношению к сегодняшнему средне российскому уровню в 10%.

Томский научно-инновационный консорциум

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие опыта, кадров, обновленной материально-технической базы и созданной инфраструктуры позволили поставить задачи нового уровня.

Анализ мировой практики последнего и предыдущего десятилетий показывает, что создание альянсов университетов и научных организаций, бизнеса и власти стало не модой, а необходимостью, захватывающей сегодня не только развитые, но и развивающиеся страны. По сути, созданы и апробированы алгоритмы и различные модели построения инновационных экономик. При этом на первый план выходит инициатива и заинтересованность регионов, поддерживаемая федеральными властями.

Это и называется современной федерально-региональной научно-технической и инновационной политикой.

Россия уже пропустила и продолжает пропускать эту инновационную революцию, основанную на образовательном и научно-техническом потенциале и охватившую значительную часть стран.

Нужны примеры успеха, которые можно выстроить в ряде подготовленных к этой задаче регионов страны.

С этой целью в регионе сформирована и действует Межведомственная программа «Разработка и реализация модели Центра образования, науки и инноваций

Рис. 4. Объемы производства и оказание услуг по организациям малого инновационного бизнеса

Рис. 5. Доля инновационной продукции (услуг) в объеме отгруженных товаров (оказанных услуг) по организациям малого бизнеса

Рис. 6. Доля затрат на НИОКР к объему отгруженных товаров (оказанных услуг) по организациям малого бизнеса

4500000

4000000

3500000

3000000

2500000

2000000

1500000

1000000

500000

0

^////////////^

'¿Г

Г *V

■ РАЗДЕЛ D инновационные — обрабатывающие производства (инновационные) РАЗДЕЛ D прочие — обрабатывающие производства (прочие)

Рис. 7. Объем реализации товаров собственного производства, работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (крупные и средние предприятия), тыс. рублей

26000,0

24000.0

22000.0 20000,0 18000,0 16000,0

14000.0

12000.0 10000,0

^ Л4’ \С^ О? ^ ,<$> ,$> Ф л'«’ Л'Р О? лх> ,с^ ¿.о4’ ¿¿Р .<$> .¿о л?

** / ///>>;//>/ </ * /

1 РАЗДЕЛ D инновационные — обрабатывающие производства (инновационные) РАЗДЕЛ D прочие — обрабатывающие производства (прочие)

Рис. 8. Среднемесячная заработная плата работников списочного состава (крупные и средние предприятия), рублей

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Разработка и реализация модели Центра образования, науки и инноваций мирового уровня на основе консорциума томских университетов и научных организаций (2009-2013 гг.)»

Основная цель — разработка и реализация модели Центра образования, науки и инноваций мирового уровня, обеспечивающего динамичное развитие ряда приоритетных направлений научно-технологического комплекса страны, подготовка конкурентоспособных на международном уровне кадров и коммерциализация разработок в инновационный сектор экономики.

Основными задачами программы являются:

• формирование и реализация крупных комплексных проектов по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса страны, создание и внедрение конкурентоспособных технологий,

. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНАХ

-- _______________________

• выполнение научных исследований мирового уровня на основе интеграции потенциалов университетов и научных организаций сО РАН и СО РАМН.

• Обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ.

• Создание системы подготовки специалистов мирового уровня для наукоемких отраслей экономики России путем интеграции и эффективного использования научно-образовательных ресурсов вузов и научных организаций гг. Томска и Северска в кооперации с ведущими зарубежными университетами — лидерами в соответствующих областях знаний

• интеграция в международное научно-образовательное пространство, развитие межрегионального сотрудничества;

• формирование инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность научно-образовательной, научнотехнической и инновационной деятельности, путем создания и развития коллективных научно-производственных и образовательных структур;

• формирование эффективной системы коммерциализации научных разработок на основе частно-государственного партнерства.

млрд.руб

10

9-

8

7

6

5-

4-

3-

2-

1--

0

—I 12007 2008

2009

Объем инновационной продукции Затраты на технологические инновации

7

30 25 20 15 10 5 0

2007 2008 2009

млрд.руб.

Рис. 10. Суммарный объем выручки организаций наукоемких отраслей, млрд. рублей

Рис. 9. Объем инновационной продукции, млрд. рублей

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

За пять лет реализации программы (2009-2013 гг.):

— подготовить не менее 5000 конкурентоспособных специалистов, в том числе не менее 1100 кандидатов и докторов наук

— рост годового финансирования НОК в 2 раза относительно уровня 2008 года с сохранением доли внебюджетного финансирования науки на уровне 60%

— создать не менее 150 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации

— обеспечить привлечение средств промышленных партнеров на коммерциализацию разработок по программе в объеме не менее 5,5 млрд. рублей и продажу инновационной продукции в объеме не менее11 млрд. рублей

— создать не менее 3000 рабочих мест для высококвалифицированных работников в сфере науки и производства

— создать университетами и научными организациями пояса инновационно активных предприятий, включающего не менее 200 компаний

мирового уровня на основе консорциума томских университетов и научных организаций (20092013 годы)».

Всего за 2009-2013 годы (в ценах соответствующих лет) на реализа-

цию Программы прогнозируется расходовать 21,44 млрд. рублей,

в том числе за счет средств федерального бюджета 6,61 млрд. рублей, средств внебюджетных источников — 14,83 млрд. рублей.

Реализация пилотного проекта создания консорциума университетов и научных организаций Томска, позволяющего отработать законодательную базу и механизмы интеграции научно-образовательного и инновационного секторов экономики обеспечит в течение 2009-2013 годов удвоение объемов НИОКР, подготовку не менее 5000 специалистов мирового уровня по межвузовским программам, создание 3000 новых рабочих мест в инновационном секторе экономики и внедрение инновационных технологий с объемом реализации не менее 11 млрд. рублей.

Таким образом, реализуемая пилотная программа обеспечит развитие томского научно-образовательного и инновационного комплекса региона и создаст пример сетевой структуры, претендующей на международную конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.