ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Разработка и реализация
модели территории инновационного развития Томской области
В. И. Зинченко,
д. ф.-м. н., профессор руководитель Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» в период 2002-2005 гг., зам. губернатора Томской области
Г. И. Тюльков,
д. ф.-м. н., профессор исполнительный директор Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» в период 2002-2005 гг., директор ассоциации МНОЦ
1 —А -л #
дД, ш Ш/ / 1 Г:/' Яш I > 1 ■ Щ :Ш ■
Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В России формирование и реализация государственной инновационной политики, в том числе на региональном уровне, находятся в начальной стадии. Для ускорения инновационных процессов требуются подготовка и осуществление пилотных проектов по созданию региональных инновационных систем и моделей инновационного развития экономики территорий. Такой подход можно рассматривать как проведение масштабного государственного эксперимента, результаты которого могли бы тиражироваться в регионах Российской Федерации.
Администрация Томской области в 2002 г. вышла с предложением провести такой эксперимент в регионе. Предложение поддержали Министерство образования РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Российская академия наук, Сибирское отделение Российской академии наук. Была разработана Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» в период 20022005 гг. (Далее — Межведомственная программа). Целью программы являлось создание и апробация механизмов инновационного развития экономики региона
и формирование региональной инновационной системы как составляющей общенациональной задачи развития экономики Российской Федерации.
Выполнение Межведомственной программы в 2002-2005 гг. осуществлялось в соответствии с «Инновационной стратегией Томской области», впервые разработанной в Российской Федерации на региональном уровне. В системе программного развития Томской области «Инновационная стратегия... » определяет приоритеты в сфере экономического развития и рассматривает комплексные и целевые программы отраслей экономики региона в качестве механизмов реализации этих приоритетов. К числу приоритетов в разработанной в 2005 г. стратегии развития Томской области на период до 2020 г. отнесен научно-образовательный комплекс как отрасль, определяющая создание экономики инновационного типа.
Правовую основу для реализации Межведомственной программы создали ранее принятые законы «Об инновационной деятельности в Томской области», «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области», «Об образовании в Томской области».
Для создания условий, при которых инновационная деятельность станет приоритетным фактором экономического развития территории, потребовалось развитие существующих и разработка новых правовых, нормативных, экономических и организационных механизмов, стимулирующих инновационную активность в сферах науки, образования, производства и предпринимательства Томской области.
Для повышения эффективности реализации инновационных проектов с помощью ведущих экспертов Европейского союза (ЕС) в рамках совместного
проекта программы «Тасис», Минобразования России, администрации Томской области, выполненного по Межведомственной программе, впервые были разработаны следующие отечественные методики:
1. Комплексная оценка инновационных проектов, используемая для оценки текущего состояния (рисков и перспектив) крупных инновационных проектов, претендующих на получение федеральной или региональной поддержки.
2. Экспресс-методика оценки инновационных проектов и оценки инновационного потенциала совокупности проектов как рабочий инструмент офисов коммерциализации разработок университетов, научных центров и институтов.
3. Комплексная оценка инновационного потенциала промышленного предприятия — для оценки инновационной активности, восприимчивости и конкурентоспособности промышленных предприятий.
4. Оценка инновационного содержания образовательных проектов.
При разработке перечисленных методик использовался международный опыт создания подобного инструментария, в том числе разработанных экспертами организации экономического сотрудничества и развития серий методологических руководств. В Томской области создана нормативная база конкурсного выбора научно-исследовательских и инновационных проектов. Например, конкурсы научно-технических разработок проводятся с 1996 г. С 2003 г. проводится конкурс инновационных проектов. Соответствующие положения о конкурсах утверждены главой администрации (губернатором) Томской области. При разработке нормативной базы проведения региональных конкурсов были учтены федеральные нормативные документы, а также особенности требований перехода экономики на инновационный путь развития.
В утвержденной «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» отмечается, что в российской государственной статистике остается нерешенным целый ряд проблем. Это касается методологии и организации статистического наблюдения в сфере науки и инноваций и связано с недостаточной актуализацией существующего инструментария статистического наблюдения, с адаптацией к российским условиям международных статистических стандартов, а также с быстро меняющейся ситуацией в сфере науки, технологий и инноваций. Этим документом определены конкретные направления развития статистики науки и инноваций, в том числе совершенствование регионального разреза статистических наблюдений.
В рамках Межведомственной программы уже в
2003 г. начата экспериментальная отработка региональной системы статистики науки и инноваций на примере Томской области, основные итоги которой изложены в отдельной статье данного журнала.
Модернизация региональной системы образования
Отработка модели территории инновационного развития невозможна без опоры на качественную систему образования. В цепочке образование — на-
учные исследования — инновационный продукт — рынок, как показывает опыт ведущих стран — лидеров инновационного прогресса, образовательному блоку принадлежит не только равноправная, но и одна из главных ролей. В этих странах учреждения высшего профессионального образования, в первую очередь университеты, одновременно являются источником инноваций и поставщиком кадров для всех ступеней инновационного движения научной разработки. В России для перехода экономики на инновационный путь развития также поставлена задача модернизации отечественной системы образования, как на общегосударственном, так и региональном уровнях.
Реорганизация в региональной системе образования невозможна без выработки стратегии модернизации и определения приоритетных направлений ее развития. В рамках Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» решался ряд ключевых задач, направленных на развитие и совершенствование различных аспектов региональной системы образования:
1. Поддержка и развитие интеграции образовательных учреждений различного уровня путем создания объединенных образовательных структур, единой информационной инфраструктуры, совместного использования материально-технической базы.
2. Создание и реализация комплексных проектов и программ, обеспечивающих приток средств в сферу образования, высокое качество образования, доступность образования и оптимизацию затрат.
3. Создание и развитие новых технологий образования с использованием телекоммуникационных сетей.
4. Интеграция потенциалов вузов региона для развития системы экспорта образования и реализация образовательных программ на международном рынке образовательных услуг.
5. Развитие системы целевой подготовки специалистов высшей квалификации для регионов Сибири. Обеспечение поддержки и преемственности развития научно-педагогических и научных школ.
6. Решение задач кадрового обеспечения экономики и социальной сферы Томской области. Возможность постановки этих задач и определение путей их решения обеспечены высоким потенциалом системы общего и профессионального образования Томской области.
По рейтингам Министерства образования и науки РФ ряд вузов Томска занимают одни из ведущих позиций в своих категориях. В 2004 г. Томский государственный университет, Томский политехнический университет и Сибирский государственный медицинский университет признаны лучшими региональными вузами Российской Федерации. Томский государственный педагогический университет — лучший педагогический вуз в азиатской части России. Томский политехнический университет и Томский государственный университет имеют статус особо ценных объектов культурного наследия народов Рос-
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Рис. 1. Динамика финансирования научнообразовательного комплекса Томской области
сийской Федерации. Администрацией Томской области одобрена концепция превращения Томска в университетский центр мирового уровня. В уставе Томска закреплена градообразующая роль томского научно-образовательного комплекса.
Ежегодный выпуск специалистов только дневными отделениями томских вузов составляет более 8 тыс. человек. Поскольку не менее 50% выпускников остается в Томске и области, то ежегодно должно создаваться не менее 2-3 тыс. новых рабочих мест для специалистов с высшим образованием. Поэтому без интенсивного развития в Томской области малого, среднего и крупного бизнеса проблему трудоустройства молодых специалистов, и особенно по специальности, решить будет проблематично.
Проводимые комплексные мероприятия по развитию Томского научно-образовательного комплекса (ТНОК) обусловили приток молодежи в научнообразовательную и инновационную сферы региона.
За 2002-2005 гг. в организациях ТНОК молодых преподавателей и научных сотрудников увеличилось на 450 человек, в сфере инновационного наукоемкого бизнеса создается ежегодно около 1000 новых рабочих мест.
Общий объем финансирования научно-образовательной деятельности в 2005 г. возрос, по сравнению с 2001 г., в 3,6 раза и составил почти 8,8 млрд руб. Доля бюджетного и внебюджетного финансирования в 2005 г. составила 53 и 47% соответственно. Динамика финансирования научно-образовательного комплекса Томской области за последние 5 лет приведена на рис. 1. Финансирование вузов с учетом образовательной и научной деятельности приведено на рис. 2.
В последние годы в Томске идет активное формирование инновационного пространства, обусловленное основным конкурентным преимуществом — наличием многопрофильного научно-образовательного комплекса. В результате в ТГУ, ТПУ и ТУСУ-Ре разрабатываются и успешно реализуются модели университетов нового типа — исследовательского, академического инновационного и инновационнопредпринимательского, соответственно.
Исследовательский университет — хорошо зарекомендовавшая себя за рубежом современная форма интеграции образования и науки. В России имеются все предпосылки для создания сети исследовательских университетов, более того, их формирование,
несомненно, будет способствовать росту авторитета российских вузов в мировом научном и образовательном пространстве.
В соответствии с поставленной целью, функциями, принципами и направлениями деятельности структура исследовательского университета должна определяться с позиций возможности обеспечения основных трех видов деятельности: образовательной, научной и инновационной. Особое внимание при формировании как функционально-структурной схемы, так и общей схемы управления должно быть уделено структурным моделям, обеспечивающим реализацию всех трех указанных компонент, так называемым учебно-научно-инновационным комплексам (УНИК), а также тем сопутствующим и сервисным структурам, которые должны обеспечить эффективную деятельность отдельных УНИК. Структура самих УНИК предполагает самые различные сочетания учебной, научной и инновационной компонент, поэтому, рассматривая исследовательский университет как совокупность УНИК, следует иметь в виду не только их научно-предметное, отраслевое, но и структурное разнообразие.
Исследовательский университет — вертикальноинтегрированная научно-образовательная структура, образованная на базе классического университета, отличается:
★ мультидисциплинарностью;
★ использованием практики привлечения обучающихся к фундаментальным и прикладным исследованиям;
★ практической и/или инновационной направленностью прикладных исследований.
Следует отметить, что большая часть элементов, фигурирующих в предложенной структуре исследовательского университета, в той или иной форме сегодня присутствует и используется в ведущих классических университетах России. Не всегда все эти элементы активно задействованы в одном вузе. Как правило, каждый вуз развивает свои наиболее «сильные» стороны, в то время как интересы общества и реальный рынок требуют всесторонней реализации данной модели.
В частности, в Томском государственном университете базой фундаментальных исследований явля-
■ финансирование и Финансировани /шансирование науки
Рис. 2. Финансирование вузов Томской области
ются около 40 лабораторий научного управления, 3 научно-исследовательских института, Сибирский ботанический сад, научная библиотека. Созданные НОЦ и распределенный Центр коллективного пользования с уникальным научным оборудованием эффективно работают с вузами и академическими институтами региона. Интеграционными связями с институтами РАН, РАМН, РАСХН охвачены более 20 коллективов кафедр и лабораторий университета. Инновационная инфраструктура включает офис коммерциализации НИОКР, Инновационно-технологический научно-образовательный центр, Томский инновационный центр Западной Сибири, более десятка малых инновационных предприятий, реализующих университетские разработки, учебно-научно-инновационные комплексы, охватывающие расположенные вне вуза крупные предприятия — с ОАО НИ-ИПП (работы по созданию и развитию арсенид-галлиевых технологий), с АОЗТ «ТОМЬ» (разработка технологий закрытых грунтов для Сибирского региона) и др.
Впервые в России создана и эффективно действует комплексная система поддержки научной молодежи, включающая: решение ряда вопросов в студенческих и аспирантских работах, жилье для молодых ученых, а также принципиально новый механизм — институт преддокторантуры, цель которого — поддержка молодых кандидатов наук на сложном этапе между защитой кандидатской диссертации и выходом на докторантуру.
Разработанный Томским университетом проект российского исследовательского университета был представлен ряду зарубежных экспертов, включая руководство ассоциации исследовательских университетов США, и получил высокую оценку.
В ТГУ разработан пакет дополнений и изменений в действующее российское законодательство, необходимых для внедрения статуса «исследовательский университет» на правительственном уровне, и вариант общественного признания исследовательских университетов без введения правительственного статуса (по аналогии с США).
В 2005 г. Томский госуниверситет подтвердил себя как университет исследовательского типа и прошел аудит по системе контроля качества ИСО 90002001 силами National Quality Assurance Limited (Великобритания), показав тем самым возможность привлечения такого механизма для создания сети исследовательских университетов в России.
Томским политехническим университетом в отчетный период разработана модель академического инновационного университета, ориентированная:
★ на подготовку кадров высшей квалификации, конкурентоспособных на рынке труда и ориентированных на создание и внедрение инноваций;
★ диверсификацию источников финансирования образования и науки путем создания системы
трансфера и коммерциализации интеллектуальной собственности;
★ формирование корпоративной инновационной культуры.
Начиная с 2003 г. в составе комплексной программы развития университета выполняется целевая программа «Элитное техническое образование». В ходе реализации программы разработана модель, основное содержание и технология реализации системы элитного технического образования ТПУ (ЭТО ТПУ). В предложенной системе отбор и подготовка элитных специалистов производится параллельно с
традиционной системой подготовки.
Данная система подготовки может быть реализована на базе модели системы элитного технического образования ТПУ, построенной на тщательном, последовательном отборе способных студентов. Основы системы элитной подготовки:
Жесткий последовательный конкурсный отбор способных студентов и жизнь в конкурентной среде. Мотивация сотрудников и студентов университета, участвующих в реализации системы элитного образования.
Углубленная фундаментальная подготовка. Изучение дополнительных дисциплин, направленных на развитие навыков проектной работы, работы в команде, способности ставить и решать задачи инновационного развития.
★ Создание учебных и научных центров высокого уровня, имеющих суперсовременное техническое и программное обеспечение.
★ Тесный контакт с ведущими научными и производственными организациями и фирмами, испытывающими потребность в элитных специалистах. Обучение состоит из трех этапов:
1. Этап фундаментальной подготовки (1-4 семестры).
2. Этап профессиональной подготовки к инновационной деятельности — формирование команд и обучение работе в команде (5-8 семестры).
3. Этап специальной подготовки в командах (выполнение групповых практико-ориентированных проектов) (9-10 семестры для дипломированных специалистов и 9-12 семестры для магистров).
В настоящее время на первом этапе системы ЭТО
ТПУ обучается 317 студентов всех технических факультетов и институтов, в том числе:
★ первого года обучения (прием 2005 г.) — 181 человек;
★ второго года обучения (прием 2004 г.) — 136 человек.
Эти студенты изучают физику и высшую математику по специально разработанным программам повышенной сложности в составе отдельных межфа-культетских потоков.
Программой работ со студентами элитного образования предусмотрено проведение групповых пси-
Впервые в России создана и эффективно действует комплексная система поддержки научной молодежи, включающая: решение ряда вопросов в студенческих и аспирантских работах, жилье для молодых ученых, а также принципиально новый механизм — институт преддокторантуры, цель которого — поддержка молодых кандидатов наук на сложном этапе между защитой кандидатской диссертации и выходом на докторантуру.
★
★
★
★
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
хологических тренингов («Коммуникативно-личностный рост», «Развитие творческого мышления», «Диагностика личностных способностей», тренинг по командообразованию, «Публичные выступления», «Стратегия групповой работы», «Лидерство», организационно-деятельностная игра и др.).
Второй этап системы ЭТО ТПУ — этап профессиональной подготовки к инновационной деятельности — формирование команд и обучение работе в команде начинается с 1 сентября 2006 г. В основу данного этапа положена учебно-исследовательская работа студентов на базе проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения над групповыми междисциплинарными проектами.
В ТПУ уже имеется опыт подготовки таких специалистов. С 2001 г. ТПУ совместно с университетом Хериот-Ватт из Эдинбурга (Великобритания) реализует программу подготовки элитных специали-стов-нефтяников. Обучение современным технологиям разработки месторождений выполняется с отрывом от производства по учебно-методическим материалам университета Хериот-Ватт, который является ведущим мировым научно-исследовательским и учебным центром нефтегазовой отрасли. Продолжительность обучения составляет 12 месяцев. Занятия проводятся на английском языке профессорами университета Хериот-Ватт и преподавателями ТПУ. Курс состоит из четырех семестров. По итогам обучения выпускники подготовлены к решению проблем обоснованного внедрения современных наукоемких технологий в нефтегазодобыче, имеют навыки составления технологических и проектных документов, умеют работать в команде. Это будущая инженерная и научно-техническая элита нефтяных компаний для проведения аналитической и инженерной работы в соответствующих подразделениях нефтегазодобывающих предприятий и в проектных институтах.
Инфраструктура, обеспечивающая эффективность подготовки элитных специалистов, представлена следующими элементами: 6 центров коллективного пользования, оснащенных уникальным оборудованием: «Научно-аналитический центр», «Центр исследования и модификации свойств материалов и покрытий», «Аналитический центр физико-химических явлений и процессов», «Физические методы исследования твердых диэлектриков», «Центр исследования материалов в экстремальных условиях», «Центр исследования и диагностики материалов и конструкций».
Для развития инновационной деятельности при ТПУ в 2002 г. создан Инновационно-технологический центр (ИТЦ), с 2003 г. в его структуре создан студенческий бизнес-инкубатор (СБИ). Создана система управления всеми стадиями инновационных процессов, направленная на повышение эффективности использования и коммерциализации результатов научных исследований и образовательных программ. Система управления инновационными процессами строится путем координации деятельности ИТЦ и других подразделений научного (НУ) и учебного (УУ) управлений, планирующих научные исследования и образовательные программы и обеспечивающих правовое и информационное сопровождение при их выполнении.
Объем НИР вуза в 2004 г. составил 317 млн руб., что является лучшим показателем среди вузов азиатской части России.
В течение трех последних десятилетий прошлого века в Европе и США активно развивалась идея предпринимательского университета, опыт реализации которой детально описан в 1997 г. Б. Кларком в бестселлере «Создание предпринимательского университета».
В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) успешно развивается модель инновационного предпринимательского университета, инициирующего создание малых и средних предприятий в сфере высоких технологий. Фактически, ТУСУР является бизнес-инкубатором по подготовке кадров инженеров-предпри-нимателей в области радиоэлектроники и информационных технологий. Университетом создан мощный учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК ТУСУР), включающий:
★ Бизнес-окружение, состоящее из 50 малых и средних предприятий-производителей высокотехнологичной продукции, созданных выпускниками вуза в течение последних лет.
★ Структурные подразделения университета, созданные, оборудованные и полностью финансируемые бизнес-окружением. Так, за последние годы создано 4 новых НИИ с численностью штатных сотрудников до 100 человек, 3 КБ, ряд лабораторий и реализовано большое количество локальных научно-технических частно-государственных проектов. Бизнес-окружение направляет на исследования в новых структурных подразделениях более 1 млн евро в год.
★ Инновационную инфраструктуру, включающую 26 студенческих конструкторских бюро, офис коммерциализации разработок, студенческий бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, технопарк.
★ Высокопрофессиональные команды менеджеров-предпринимателей, продвигающих научно-технические разработки и образовательные направления университета в регионах.
★ Сеть филиалов и представительств ТУСУРа, ассоциацию выпускников ТУСУРа, предприятия из бизнес-окружения ТУСУРа, согласованно проводящих работу в 349 городах России и стран СНГ.
★ Инвестиционный фонд, основанный попечительским советом ТУСУРа и поддерживаемый ассоциацией выпускников ТУСУРа.
★ Залоговый фонд, позволяющий малым предприятиям брать кредиты под гарантии и активы выпускников ТУСУРа.
В результате создания пояса инновационных предприятий вокруг университета консолидированный годовой бюджет вуза увеличился за 5 лет почти в 10 раз (600 млн руб. в 2005 г.), создано около 300 рабочих мест внутри вуза и около 600 на предприятиях. Объем инновационной продукции бизнес-окружения за это же время вырос более чем в 20 раз и составил 5,2 млрд руб.
Процесс создания малого предприятия — производителя наукоемкой продукции идет на базе УНИК
Рис. 3. Траектория подготовки в вузе
ТУСУРа во время обучения студентов. Траектории обучения детально проиллюстрированы на рис. 3.
Здесь I — линейная траектория обучения по государственному образовательному стандарту (ГОСу). Эта методика встречается сравнительно редко и в основном в слабых вузах с неразвитой научной инфраструктурой.
Траектория II, которая представляет собой модифицированную поточно-групповую систему, наиболее часто применяемую в вузах, в том числе частично и в ТУСУРе. Здесь же в учебный план внедрена учебноисследовательская работа (УИР). На основе развитой научной инфраструктуры вуза по проведению исследований (научные группы, лаборатории при кафедрах, НИИ, КБ) обеспечивается участие в них студентов (НИРС). Важное место в этой технологии отводится студенческим конструкторским бюро (СКБ). Технология позволяет достаточно уверенно комплектовать аспирантуру и готовить кадры высшей квалификации.
В сочетании с выборочным индивидуальным планированием она же позволяет существенно повысить качество подготовки инженеров. По крайней мере, количество выпускников, привыкших мыслить самостоятельно, возрастает, однако основные черты поточно-групповой системы здесь сохраняются.
Траектория III является технологией, которая характеризуется несколькими новыми элементами. Прежде всего, это индивидуальная диспетчеризация каждого студента, обучающегося по индивидуальной траектории с изменяемой сложностью. В предложенной схеме сохраняется цепочка: УИР — НИРС — СКБ — аспирантура. Новой является цепочка: гру-
повое проектное обучение — УИР — НИРС — СКБ — студенческий бизнес-инкубатор (СБИ) — бизнес-инкубатор. На выходе — частный предприниматель наукоемкого бизнеса или наукоемкая фирма.
Одной из задач программы модернизации региональной системы образования являлось формирование кадрового потенциала для развития экономики Томской области
В ходе выполнения Межведомственной программы при решении поставленной задачи были получены следующие результаты:
★ Разработана модель прогнозирования потребности в специалистах для инновационной сферы экономики Томской области. Создан банк данных для прогнозирования потребности в специалистах.
★ Проведен анализ ситуации по трудоустройству выпускников, на основании которого разработана модель информационного центра содействия трудоустройству; созданы базы данных по потенциальным работодателям и вакансий на объектах рынка труда.
★ Сформирована многоуровневая система подготовки и повышения квалификации специалистов на базе инновационных технологий:
♦ разработаны и апробированы модели создания ресурсных центров в системе НПО и СПО, в том числе по металлообработке и нефтепроводного транспорта, для сферы строительства и ЖКХ;
♦ разработаны и внедрены на базе вузов модели сетевых образовательных программ подго-
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
товки и повышения квалификации специалистов для инновационного предпринимательства (подготовлено около 1000 специалистов, 15 бизнес-команд для реализации инновационных проектов);
♦ создан региональный молодежный ресурсный центр по поддержке молодежных инициатив;
♦ создается межвузовский центр подготовки кадров для технико-внедренческой зоны.
Потребность в специалистах в базовом году определяется на основании проведенного анкетирования предприятий инновационной сферы. По Томской области такая потребность составила в 2005 г. — 1200 человек с учетом прогноза по созданию новых компаний. Полученные количественные результаты прогнозирования проверены по данным
2004 г., где ее ошибка составила не более 6%. Изучение предприятий показало, что рост объема инновационной продукции на 10% влечет увеличение уровня потребности в специалистах на 1,08%. Это отражает опережающий рост производительности труда, который характерен для инновационного сектора экономики.
Проведенное исследование показало, что задача кратного увеличения создаваемых рабочих мест в инновационном секторе может быть решена за счет резкого роста количества создаваемых малых предприятий, развития и диверсификации производства в малых и средних инновационных предприятиях.
Решению данного вопроса способствует создаваемая система бизнес-инкубаторов и подготовки команд по реализации инновационных разработок. Решающее влияние на состояние рынка труда оказывает не количество рабочих мест, а факт соответствия их конечному спросу на продукцию. От этого в основном зависят перспективы, открывающиеся для занятости. Преимущественное использование системы постоянной подготовки и переподготовки востребованного высококвалифицированного персонала в рамках организации инновационного цикла является основой формирования экономики, основанной на «знаниях». Для этого необходимо с высокой точностью организовать подготовку кадров, которые будут востребованы через 5-6 лет.
Разрабатываемая система прогнозирования формирует базу для изменения структуры предлагаемых вузами направлений, требований государственных стандартов к профессиональной квалификации специалистов на уровне региона. Появляется возможность формирования (или изменения) государственного заказа на подготовку (переподготовку) специалистов для инновационного сектора на основании подтвержденной потребности со стороны предприятий. Это позволит с максимальной эффективностью использовать бюджетные деньги на подготовку кадров и постоянно повышать производительность труда. В итоге подготовка квалифицированных кадров в соответствии с результатами прогноза будет являться элементом системы инновационного развития региона, обеспечивая заданную динамику развития области.
Развитие и реализация научного и технологического потенциала Томской области
За время работы программы в 2002-2005 гг. общий объем финансирования учреждений науки и научного обслуживания возрос примерно в 4,8 раза по сравнению с 2001 г. и составляет более 3,7 млрд руб. Динамика финансирования научных и прикладных исследований с учетом научно-производственной деятельности в организациях научно-образовательного образовательного комплекса приведена на рис. 4.
Наметилась тенденция роста экономической значимости деятельности научно-образовательной и инновационной сферы Томской области. Возросло количество заказов на НИОКР в рамках бюджетного финансирования. В 2005 г. по ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» кратно возросло финансирование проектов научно-образовательного комплекса, и Томская область по количеству поддержанных в этой программе проектов занимала третье место по России, в том числе поддержано 108 проектов от молодых ученых. По программам Рособразования в 2005 г. выполнялось более 165 научно-технических проектов. Кроме того, в 2005 г. выполнялось 312 грантов, в том числе 215 — РФФИ, 42 — РГНФ, 21 — Министерства образования и науки РФ, 36 — Президента РФ.
В 2005 г. по сравнению с 2001 г. почти в 3 раза возросло бюджетное финансирование, но базовое финансирование по сравнению с 2004 г. возросло незначительно — всего на 12%.
В 2005 г. по сравнению с 2001 г. возрос уровень заказов на НИОКР и научно-технические услуги для платёжеспособных секторов рынка. В 2005 г. объем выполняемых хоздоговорных работ составил 2062,8 млн руб.
В 2002 г. с помощью экспертов ЕС был проведен частичный технологический аудит научного сектора. Результаты аудита показали, что ключевые технологии, наиболее полно удовлетворяющие требованиям, можно выделить в следующих научно-технологических областях:
★ информационные технологии;
★ фторидные химические технологии;
★ нанотехнологии;
★ биотехнологии и медицина;
★ технологии создания новых материалов и устройств.
Рис. 4. Финансирование научной деятельности учреждений ТНОК
Оценка инновационного потенциала только 30 проектов по результатам проведенного технологического аудита составляет около 400,0 млн USD. Новизна прикладных разработок, выполненных в вузах, институтах и отдельными учеными подтверждается заявками на изобретения и полученными патентами. В год регистрируется около 350 патентов.
За время работы программы в период 20022005 гг. были реализованы различные подходы к формированию механизмов реализации научно-технических проектов по приоритетным для региона направлениям.
На федеральном уровне финансирование прикладных исследований обеспечивали Минобразования России и Минпромнауки России. В 2003-2004 гг. была апробирована схема паритетного финансирования из федерального и областного бюджетов. В 2005 г. томские научные организации активно участвовали в конкурсах ведомственной программы Минобразования России «Развитие научного потенциала высшей школы».
На региональном уровне в эти годы продолжена практика проведения областных конкурсов научных разработок, в том числе с 2002 г. организован конкурс молодых ученых. Отработаны механизмы формирования и выполнения научно-технических программ и проектов в интересах вертикально интегрированной общероссийской отрасли на примере ОАО «Российские железные дороги» и ведущей региональной отрасли на примере нефтегазового комплекса. Реализованы модели партнерства вузовского НИИ с промышленным предприятием и создания учебно-научных-производственных комплексов.
С целью повышения качества научных разработок в отчетный период с привлечением средств Минобрнауки России и отечественных и зарубежных научных фондов обеспечено существенное развитие системы центров коллективного пользования научным оборудованием и оснащение их современным оборудованием для повышения уровня проводимых исследований.
В 2004 г. для отработки схемы паритетного финансирования было выбрано 7 пилотных проектов с общим объемом совместного бюджетного финансирования 7,6 млн руб. Приведем примеры данных проектов.
Проект Томского государственного университета «Создание систем изображения в рентгеновских и гамма-лучах на арсенид-галлиевых детекторах для цифровых диагностических устройств» находился на стадии законченной НИР. Были отработаны режимы получения арсенид-галлиевых структур, обеспечивающих заданные технические параметры. За год в данное технологическое направление было вложено около 3 млн руб., что позволило создать макеты детекторных устройств и систем изображения. Потенциальный объем рынка изделий составляет сотни миллионов рублей.
При подготовке к широкомасштабному внедрению комплекса изделий силовой и плазменной электроники по проекту «Создание на базе ТУСУРа регионального центра электронных технологий» разработаны лабораторные образцы индукционных нагревателей и источников бесперебойного питания. Эти изделия имеют высокий спрос на рынке, и объемы продаж в рамках опытного производства НИИ автоматики и электромеханики при ТУСУРе за два последних года составили 40 млн руб. С целью увеличения объемов производства и продаж проведены НИОКР по созданию промышленного производства приборов на ОАО «Реатон». Объем финансирования работ в 2004 г. составил 4 млн руб., из которых половина привлечена из областного бюджета, а остальные — из внебюджетных источников. Потенциальный объем
рынка по этому проекту составляет 1 млрд руб.
ООО НПФ «Микран», выполняя проект «Разработка зонной радиорелейной аппаратуры синхронной цифровой иерархии», прошел путь от эскизного проекта до рабочей документации на данное изделие. Объем вложенных средств составил 5,7 млн руб., из них 2 млн — из областного бюджета в рамках областной инновационной программы, остальное — собственные средства. В 2004 г. созданы первые промышленные образцы. В 2005 г. проведена их сертификация и начаты продажи.
Проект в интересах медицины выполнялся в Томском политехническом университете. Основной его целью является решение актуальной для России проблемы важных медицинских диагностикумов — эхоконтрастных и радиофармпрепаратов, меченых радиоактивными изотопами йода. В рамках этой задачи силами НИИ ядерной физики при ТПУ впервые в России создана безотходная технология производства генераторов технеция для получения радиофармпрепаратов для диагностики различных заболеваний. Медицинская апробация разработанных радиофармпрепаратов проведена НИИ кардиологии СО РАМН. Получены лицензии Минздрава России на клиническое использование этих препаратов. НИИ ядерной физики при ТПУ освоен выпуск этих генераторов, на регулярной основе поставляемых в медицинские учреждения 16 городов Сибири.
Научные исследования и разработку источников тормозного излучения и формирование пучка для мобильных досмотровых систем крупногабаритных грузов выполняет НИИ интроскопии Томского политехнического университета. Разработанные бетатроны могут использоваться как источник тормозного излучения для дефектоскопии изделий больших толщин, а также как источник нейтронов при установке конверторов на выходном окне излучателя. Это дает возможность использовать бетатрон для конт-
Проект Томского государственного университета «Создание систем изображения в рентгеновских и гамма-лучах на арсенид-гал-лиевых детекторах для цифровых диагностических устройств» находился на стадии законченной НИР. Были отработаны режимы получения арсенид-галлиевых структур, обеспечивающих заданные технические параметры. За год в данное технологическое направление было вложено около 3 млн руб., что позволило создать макеты детекторных устройств и систем изображения. Потенциальный объем рынка изделий составляет сотни миллионов рублей.
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
роля крупногабаритного багажа, в том числе на наличие делящихся материалов.
В областных конкурсах участвуют авторитетные научные коллективы и коллективы молодых ученых, выявляются и поддерживаются наиболее перспективные проекты на стадии завершения НИОКР и изготовления действующего макета или лабораторного образца. Через конкурсы инновационных проектов субъектов малого предпринимательства и инновационных производств получает финансовую поддержку следующая стадия реализации проекта — отработка технологии и создание опытно-промышленного коммерческого образца.
В конкурсах научных разработок 2002-2005 гг. приняли участие 320 проектов, из них 106 представлены молодыми учеными. Поддержано 55 проектов, в том числе 27 проектов молодых ученых. На реализацию проектов из областного бюджета выделено почти 8,0 млн руб. и привлечено внебюджетных средств около 82,0 млн руб. Комитетом по науке и инновационной политике администрации Томской области постоянно отслеживается ход выполнения проектов в течение года. Большинство проектов успешно выполнено, примерно 20% от их числа реализуются при создании инновационной продукции. Это является результатом глубокой маркетинговой проработки при подготовке проектов на конкурсы и определением конкретных направлений коммерциализации результатов научных разработок. Значительную роль при решении этих задач играет инфраструктура инновационной деятельности, в частности созданные в университетах и научных институтах офисы коммерциализации разработок, обеспечивающие сопровождение проекта в части маркетинговой проработки, защиты интеллектуальной собственности и введения ее в хозяйственный оборот.
Разрушение отраслевого сектора науки, ранее обеспечивающего связку результатов НИР научнообразовательного комплекса с производством путем выполнения ОКР, потребовало разработать и апробировать «замещающие» формы взаимодействия науки и производства. В рамках Межведомственной программы были созданы и реализованы модель партнерства вузовского НИИ с промышленным предприятием и модели создания и развития интегрированных научно-образовательно-производственных комплексов, активно использовался кластерный подход.
За последние 5 лет в Томской области сформировался региональный кластер в интересах нефтегазового комплекса Западной Сибири (НГ-кластер). В его состав входят университеты, научные и проектно-технические институты, машиностроительные и строительно-монтажные организации, малые наукоемкие предприятия. Формирование кластера осуществлялось в процессе выполнения программы сотрудничества предприятий и организаций Томска с наиболее крупными добывающими и транспортирующи-
ми нефтегазовыми компаниями, работающими на территории Томской области. В результате выстраивания партнерских отношений между органами власти и участниками кластера количество предприятий и организаций, активно сотрудничающих в кластере, быстро росло и превысило к концу 2004 г. несколько десятков. Объемы выполненных научных и проектных работ, поставок продукции традиционной и инновационной, строительно-монтажных работ возросли на несколько порядков и достигли в 2004 г. более 5 млрд руб. Общее число организаций и предприятий НГ-кластера приближается к 150. Объективные потребности НГ-отрасли, высокий потенциал томского научно-образовательного и промышленного центра, а также поддержка областной администрации позволили организациям НГ-кластера обеспечить высокую динамику роста объемов производства новой продукции и высокотехнологических услуг. Объем договорных НИР и научно-технологических услуг, выполняемых вузами, НИИ, отраслевыми и академическими институтами для нефтегазового кластера за время выполнения Межведомственной программы составил более 2,3 млрд руб.
Аналогичная работа проводилась по концентрации научно-образовательного комплекса области на потребностях предприятий железнодорожного транспорта. Пример этой работы представлен на страницах настоящего выпуска.
В рамках Межведомственной программы были отработаны модели партнерства вузовского НИИ с промышленным предприятием.
В последние годы НИИ при вузах значительно увеличили объемы прикладных исследований, так как финансирование работ фундаментального характера резко сократилось, причем подавляющее большинство заказчиков прикладных исследований не удовлетворяются выполнением НИР, конечным продуктом которых являются научно-технические отчеты и экспериментальные или макетные установки наукоемкой продукции. Практически 100% заказчиков требуют в качестве конечного продукта действующие образцы разработанных устройств, причем промежуточные процессы: проведение НИР, ОКР, экспериментальные образцы изделий и т. д. заказчика не интересуют и такие работы им, как правило, не финансируются, оплачивается только стоимость изделия, готового сразу к включению в технологический процесс соответствующего производства. Эти обстоятельства вынуждают коллективы НИИ предлагать на рынок не единичные образцы наукоемкой продукции, а готовые изделия, способные конкурировать с серийной продукцией, зачастую с продукцией ведущих зарубежных фирм. Только массовый выпуск изделий собственной разработки, доведенной до уровня промышленных образцов, позволяет проводить дальнейшие исследования и создавать конкурентоспособную продукцию.
За последние 5 лет в Томской области сформировался региональный кластер в интересах нефтегазового комплекса Западной Сибири (НГ-кла-стер). В его состав входят университеты, научные и проектно-технические институты, машиностроительные и строительно-монтажные организации, малые наукоемкие предприятия.
Указанные обстоятельства вынудили пересмотреть «классическую» структуру НИИ, способного и ранее доводить свои разработки до выпуска опытной партии изделий:
1. Научно-исследовательские подразделения (научные сотрудники-исследователи, инженеры-разработчики).
2. Конструкторские подразделения (инженеры-конструкторы).
3. Экспериментальное (опытное) производство.
Увеличение объемов выпускаемых изделий потребовало увеличения численности второй и третьей категорий работников, расширения материальной базы производства и наличия производственных площадей. Однако этот путь нерационален, так как для обеспечения жизнеспособности производства в научном институте необходимо наличие постоянных заказов, желательно одной номенклатуры, что естественно неприемлемо для НИИ. С другой стороны, полностью передавать свои разработки, а соответственно и своих заказчиков, на другое предприятие — серийный завод — на данном этапе развития нашей экономики по ряду объективных и субъективных причин (например, неопределенность с интеллектуальной собственностью, добросовестность промышленного партнера) также пока нерационально для НИИ.
Опыт взаимодействия (взаимовыгодного) НИИ автоматики и электромеханики ТУСУР (НИИ АЭМ) и ОАО «Реатон» на протяжении ряда лет позволил выработать наиболее приемлемую на данное время схему сотрудничества.
Генеральным исполнителем заказов своих разработок выступает НИИ АЭМ. Институт самостоятельно и с помощью специально созданных структур (центр коммерциализации разработок ТУСУР, соответствующие службы АНО ТРИЦ «Технопарка») проводит маркетинговые исследования, занимается рекламой своей продукции (выставки, презентации, Интернет, выпуск рекламных каталогов т. д.), ищет заказчиков, заключает договора на поставку (разработку по частным техническим заданиям (ТЗ)) своих изделий. В процессе выполнения заказов часть работ по отдельным договорам передается промышленному партнеру (ОАО «Реатон»), часть работ, в том числе и производственного характера, выполняется подразделениями института.
Эффективность взаимодействия научного института и промышленного предприятия определяется следующими факторами. НИИ АЭМ частично разгружается от работ, не свойственных научно-исследовательскому учреждению, а именно, связанных, прежде всего, с организацией чисто производственных (заводских) процессов. В пределах того же фонда заработной платы, оборудования, площадей у НИИ появляется возможность больше внимания уделять чисто научно-исследовательской работе фундаментального характера, разработке объектов интеллектуальной собственности, разработке новых (и совершенствованию предыдущих) образцов наукоемкой продукции, способной конкурировать на рынке завтрашнего дня. Поставляемые на рынок изделия имеют «товарный» вид серийной продукции, обеспе-
чить который в условиях опытного производства НИИ не всегда возможно. Отпадает ряд забот по материально-техническому обеспечению производства при массовом изготовлении изделий. Отпадает необходимость содержать в штате ряд «обеспечивающих» должностей и подразделений, «прокормить» которые в условиях нерегулярности и широкой номенклатуры изделий и разработок бывает проблематично. Если ученый-исследователь и инженер-разработчик постоянно загружены разработкой действующих заказов или работой «на перспективу» в задел, то инжене-ра-конструктора, инженера-технолога и ряд других должностей можно полностью загрузить только под конкретный заказ. Наличие проверенного промышленного партнера, знание его производственных возможностей дает уверенность в гарантированном выполнении новых заказов в заданных объемах и в оговоренные сроки, в том числе и по «пионерным» проектам. Результаты партнерства в 2004-2005 гг.:
1. НИИ АЭМ при ТУСУРе в результате передачи в КБ ОАО «Реатон» функций по разработке и привязке конструкторской документации к заводским условиям, а также обучению работников завода настройке передаваемых изделий НИИ дал возможность сотрудникам больше времени заниматься своим прямым делом — научной работой. Это привело к появлению новых изделий продукции (10 новых образцов), увеличению в полтора раза выпуска готовой продукции, расширению рынков сбыта в страны ближнего зарубежья (Казахстан, Литву).
2. ОАО «Реатон» в результате выполнения проекта получил финансирование. Как целевыми средствами, так и дополнительно был профинансирован НИИ АЭМ на реорганизацию своего КБ, привязку конструкторской документации к своим условиям, на изготовление оснастки для производства изделий. Это позволило выпустить готовой продукции на сумму более 30,0 млн руб. Кроме того, ОАО «Реатон» не только сохранил рабочие места, но и начал прием новых работников. Научно-образовательно-производственные комплексы (УНИК) могут реализовываться в различных моделях интеграции:
а) на базе структурных подразделений вуза;
б) научно-образовательные объединения, например, факультет вуза (кафедра) — НИИ вуза или РАН (лаборатория) — опытное производство вуза или НИИ РАН;
в) исследовательские промышленно-вузовские центры, например, факультет вуза (кафедра) — лаборатория РАН — промышленное предприятие;
г) на базе объединения (некоммерческого партнерства, простого товарищества) вуза и предприятия малого (среднего) бизнеса.
Каждая из перечисленных моделей имеет сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать при организации УНИК. В рамках Межведомственной программы апробирована модель простого товарищества на примере научно-производственного комплекса (НПК) «Приборы. Инструменты. Комплектующие».
Основные принципы взаимодействия УНИК ТУСУРа — малый наукоемкий бизнес:
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
1. Партнерство. Партнеры выбираются, как правило, из среды выпускников ТУСУРа, которые создали высокотехнологичные частные компании, близкие профилю деятельности ТУСУРа, на основе взаимного равноправия, доверия и уважения интересов и особенностей сторон. В отношениях недопустима модель «большой — маленький». Обе стороны сильны, но каждая по-своему.
2. «Двойное гражданство». Предоставление частным фирмам в структурных подразделениях ТУСУРа полной свободы действий, прежде всего, в сфере финансов. На базе коллектива частной фирмы создаются НИИ, КБ либо научно-исследовательские лаборатории. Директором в созданных структурах, как правило, является директор частной фирмы, который при достижении успеха структурного подразделения входит в ученый совет университета. Созданные структурные подразделения ТУСУРа наделяются ректором правами на заключение договоров от его имени и ведение собственной бухгалтерии, подотчетной финансовому управлению вуза.
3. Льготное внутреннее налогообложение. От объемов выполненных хозяйственных договоров центральный аппарат ТУСУРа имеет минимально возможные доходы с тем, чтобы максимум средств оставался в распоряжении исполнителей для целей развития структурного подразделения.
4. Гарантии. В случае выхода из проекта частной фирмы ТУСУР предоставляет инвестору гарантии выкупа всех материальных ценностей, образованных в результате реализации проекта (оборудования, произведенного капитального ремонта, здания и т.д.). Сумма заработной платы, командировочных расходов и других профинансированных инвестором статей бизнес-плана является индивидуальным риском частной фирмы. Для студентов, аспирантов ТУСУРа организован
ежегодный конкурс инновационных проектов и технологий наукоемкого бизнеса. Победители конкурса получают целевой льготный кредит для реализации своего предпринимательского проекта. Эти кредиты выдает банк «Сибирское ОВК» под личные гарантии руководителей университета. В 2002 г. проведен первый конкурс студенческих предпринимательских проектов, было профинансировано 6 проектов на общую сумму 600 тыс. руб.
В результате взаимодействия с наукоемкими фирмами вуз достиг следующего:
★ укрепилась материально-техническая база университета за счет приобретения и передачи для НИИ современного оборудования, проведения ремонта помещений;
★ по заказу наукоемких фирм начали проводиться научные исследования по рыночно перспективным направлениям;
★ созданы все условия для внедрения в учебный процесс преподавания практического опыта работы на рынке наукоемкой продукции;
★ оптимально для работодателя и наемного рабочего решаются вопросы трудоустройства выпускников вуза;
★ организовывались дополнительные финансовые поступления в консолидированный бюджет университета.
Вступившие во взаимодействие с ТУСУРом наукоемкие фирмы также получили возможность решения ряда проблем:
★ планомерного отбора наиболее подготовленных студентов для обновления кадров высшей квалификации, а также привлечения по договорам профессоров и доцентов вуза к выполнению своих работ;
★ проведения на дорогостоящем оборудовании высококвалифицированными специалистами исследований по тематике фирмы;
★ привлечения дополнительных финансовых средств за счет участия в конкурсах и проектах для бюджетных организаций.
Особо следует подчеркнуть, что уровень научных исследований и подготовки специалистов во многом зависит от оснащенности вузов и научных институтов современным оборудованием. В последние годы решение проблемы оснащения отдельно взятого учебного заведения или научного института решается крайне сложно, и, в первую очередь, из-за отсутствия необходимых средств. В рамках Межведомственной программы эта проблема решается в двух направлениях. Первое — создание центров коллективного пользования, оснащенных современным научным оборудованием. Второе — в большей мере направлено на повышение уровня подготовки специалистов и развивается путем организации в томских институтах СО РАН и СО РАМН, имеющих современное оборудование, филиалов кафедр университетов.
Процесс создания и развития центров коллективного пользования по ключевым направлениям фундаментальных и прикладных исследований на сегодняшний день позволил сформировать работоспособные коллективы, оснащенные современным оборудованием, объединяющие усилия ученых и разработчиков из учреждений высшей школы, Российской академии наук, Академии медицинских наук России, промышленных предприятий.
Развитие и реализация инновационного потенциала
Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области направлена на формирование условий для развития экономики региона на основе знаний. В предыдущих разделах приведены результаты решения задач развития сектора «генерации знаний», формирующего научно-технический потенциал инновационной деятельности. Конечным результатом любого вида инноваций является создание и коммерческая реализация новой продукции или услуги с высокой добавленной стоимостью. Для этого, как показывает детальный анализ опыта стран с инновационной экономикой, необходимо решить комплекс проблем в области законодательства, развития инновационной инфраструктуры, подготовки кадров для инновационной сферы и ряда других.
Главным индикатором успешного функционирования территории инновационного развития являет-
ся высокая эффективность использования накопленного инновационного потенциала, показателем которой выступает уровень коммерциализации созданного интеллектуального продукта. В свою очередь, высокая эффективность использования инновационного потенциала возможна при наличии целостной и эффективно работающей региональной инновационной системы. В соответствии с основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. под региональной инновационной системой понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики по развитию инновационной системы. Ее основные элементы: источники инноваций — объединения разработчиков, производителей и технологических менеджеров; инфраструктурные элементы, обеспечивающие движение научной разработки по инновационной цепочке от идеи до серийного выпуска. Это офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технологические парки, другие организационные формы взаимодействия науки и бизнеса; инфраструктурные элементы, обеспечивающие продвижение инновационных технологий и продукции на рынок — консалтинговые фирмы, выставочные, информационные и сертификационные центры; источники финансирования движения разработки по инновационной цепочке — государственные фонды и программы, инвестиционные сети частных лиц, венчурные фонды, банки; источники кадров для инновационной деятельности, как в управлении, так и в производственном процессе; органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление движением по инновационной цепочке.
При выполнении Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» в период 2002-2005 гг. получили развитие все элементы региональной инновационной системы. Комплексное решение задач инновационного развития региона обеспечило увеличение числа организаций Томской области, использующих инновации, и рост объемов выпускаемой ими инновационной продук-
ции, а также способствовало созданию и развитию новых инновационных малых предприятий, организации новых рабочих мест. Динамика развития инновационного сектора экономики Томской области в 2002-2005 гг. показана на рис. 5-8.
Одной из основных задач Межведомственной программы является выявление конкурентоспособных направлений научно-технологического развития, которые бы позволили повысить конкурентоспособность экономики Томской области.
Технологический аудит институтов ТНЦ СО РАН, вузов, малых и средних наукоемких компаний показал, что секторами, позволяющими обеспечить конкурентоспособность экономики Томской области, являются многофункциональная электроника и медицинское приборостроение, новые материалы и нанотехнологии, информационные технологии, биотехнология. Кроме того, значительный интерес в качестве отдельных технологических секторов могут представлять лазерные и пучковые технологии. В рамках подготовки в 2005 г. материалов Томской области на участие в конкурсе по созданию в России особых экономических зон (ОЭЗ) был осуществлен мониторинг, а затем детальный анализ, прогнозирование и исследование динамики основных технологических секторов, определяющих развитие инновационной сферы Томской области. В результате было предложено три приоритетных сектора для особой экономической зоны технико-внедренческого типа: новые материалы и нанотехнологии; информационнокоммуникационные технологии и электроника; биотехнологии и медицинское приборостроение. Выбранные технологические секторы обладают необходимой гибкостью, ориентированностью на спрос, высокой инновационной восприимчивостью.
За последние пять лет объемы государственного финансирования исследований и разработок в области нанотехнологии в разных странах увеличились примерно в 5 раз. С новейшими открытиями в этой области связывается прогресс в самых разнообразных областях промышленности. Ожидаемое в 20052010 гг. развитие мировой наноиндустрии будет основано на создании эффективных и конкурентоспособных технологий получения наноматериалов и продукции на их основе в промышленных масштабах.
В соответствии с существующими прогнозами мировой объем производства в области нанотехнологий через 10-15 лет должен превысить 1 трлн USD. По дан-
Рис. 5. Объем выпущенной наукоемкой, в том числе инновационной продукции
Рис. 6. Количество созданных новых инновационных предприятий
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Рис. 7. Количество созданных новых рабочих мест на инновационных предприятий
Рис. 8. Средняя выработка наукоемкой продукции на одного работника инновационного сектора экономики Томской области в год
ным маркетинговых исследований компании Freedonia Industry в 2006 г. спрос на рынке только мембранных фильтровальных материалов достигнет 2,1 млрд USD, а по изделиям из керамических — 1,1 млрд USD.
Организации Томского научно-образовательного комплекса имеют приоритет по ряду этих направлений. Успех в получении новых материалов и нанотехнологий определяется научными заделами, имеющимися в лабораториях ИФПМ ТНЦ СО РАН, ТГУ, ТПУ и ТГАСУ. В качестве производственной базы выступают предприятия ООО «МИПОР» и ООО «Передовые порошковые технологии», ООО «Нанокерамика», ООО «Техновак», НИЦ «Спектр» ТПУ, ООО «Биотехника» и т. д.
Сегодня предприятия и организации Томска вывели на международный рынок новые конкурентоспособные продукты, изготовленные из нанокристал-лических металлических и керамических материалов, имеющих различное назначение, такие, как противо-износные металлоплакирующие смазочные составы, новые материалы для фильтров высокой очистки жидкостей и газов, нанокомпозиционные материалы для автотранспорта и машиностроения, кислородные датчики для металлургии, объемные биокомпозици-онные материалы на основе наноструктурного титана, керамические материалы для беспламенного окисления газового топлива для ТЭЦ, электропроводящие и диэлектрические суспензии для пленочных нагревательных устройств бытового и технологического применения, материалы медицинского назначения и т. д.
По итогам ежегодного конкурса престижного американского журнала R&D Magazine производимые в Томске нанопорошки металлов вошли в число 100 лучших наукоемких продуктов, представленных на рынке США в 2000 г., а керамические нановолокна оксида алюминия — в 2002 г. В 2004 г. разработанный фильтровальный материал на основе стеклянных микроволокон в конкурсе NASA (США) высокотехнологичных продуктов STHOF определен как лучший продукт.
На сегодняшний день платежеспособный спрос только российского рынка в системах диспетчерского контроля и управления, телемеханизации для нефтегазовой отрасли, управления гидроагрегатами и электроснабжением, системах управления резервуар-ных парков, обнаружения утечек оценивается в миллиарды долларов США.
Успешное развитие данного направления базируется, прежде всего, на научных заделах, созданных в Томском университете систем управления и радиоэлектроники, Томском политехническом университете, Институте сильноточной электроники ТНЦ СО РАН, в НИИ автоматики и электромеханики при ТУСУРе, НИИ интроскопии и высоких напряжений при ТПУ, в Институте Кибернетический центр ТПУ, в Сибирском физико-техническом институте при ТГУ и ряде других научных организаций Томской области.
Благодаря тесному сотрудничеству вузов, научных организаций и инновационных компаний в Томске разработаны не имеющие мировых аналогов по масштабности автоматизированные системы диспетчерского управления и контроля. Они включают программные и аппаратные средства для автоматизации технологических процессов, такие как программируемые логические контроллеры, программно-технические средства и системы измерения, сбора, обработки информации и управления технологическими процессами, интеллектуальные устройства, системы и сети передачи данных, системы диспетчерского управления и сбора данных, силовая электроника. Созданные системы сегодня управляют сетью магистральных нефтепроводов России, в рамках которой работает 2000 систем телемеханики на расстоянии протяженностью 45 000 км.
Промышленными партнерами в этом технологическом секторе являются предприятия новой экономики — ЗАО «ЭлеСи», Элекард Лтд. ТОО, группа компаний «СИАМ», ООО «Микран», ООО «Томская электронная компания», ЗАО «Томский завод электроприводов». В 2004 г. в этом секторе зарегистрировано достаточно большое количество новых компаний — ООО «РИД», ООО «БиоМедСиб», ООО «Сенсерия», ООО «Двигатель» и т. д. Основными направлениями развития этого сектора являются программное обеспечение и устройства приема-передачи видео-, аудиоданных, развитие средств телекоммуникаций для труднодоступных районов земли, производство объектов с элементами моделирования высшей нервной деятельности, средства промышленной автоматизации и управляющая электроника, автоматизированное оборудование для различных технологических процессов. Наличие сильных компа-
ний, работающих в этой отрасли, позволяет прогнозировать к 2007 г. объемы продаж по этому сектору более 3,9 млрд руб. при создании более 1100 дополнительных рабочих мест.
Несомненно, одним из перспективных направлений являются биотехнологии и медицинское приборостроение. Развитие этого сектора будет определяться научно-техническими заделами, имеющимися в Сибирском государственном медицинском университете, НИИ медицинской генетики ТНЦ СО РАМН, НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН, Томском государственном университете, Томском политехническом университете. Производственную базу для биотехнологических производств составят прежде всего крупные предприятия — ООО «Арт Лайф» и ФГУП НПО «Ви-рион» и новые инновационные наукоемкие предприятия, такие как ООО «Планта», ООО «Банк стволовых клеток», ООО «Молекулярные биотехнологии».
Перспективной, с коммерческой точки зрения, биотехнологической продукцией, которая может производится в Томске, являются: диагностикумы на различные инфекции с использованием в медицине и ветеринарии; методы лечения, основанные на использовании стволовых клеток; производство рекомбинантных белков, лежащих в основе любых ферментов, вакцин и фармпрепаратов нового поколения; оборудование, производимое для регуляции биотехнологических процессов и контроля их параметров. Объем рынка этого технологического сектора, который могут занять томские компании, составляет около 6 млрд руб. в год к 2010 г.
В развитых странах уделяется большое внимание исследованиям в области вакуумных пучковых технологий. Рыночная стоимость 1 кг товарной продукции, производимой с помощью пучковых технологий, составляет 10-30 тыс. USD, что в 1000 раз выше, чем в машиностроении и на порядок выше, чем в микроэлектронике. Потенциальный объем рынка пучкового оборудования и технологий на его основе исчисляется миллиардами долларов США. По данным за 2003 г. мировой рынок продаж только оборудования для реализации пучковых технологий и вакуумного оборудования и технологий нанесения износостойких, упрочняющих и восстанавливающих покрытий оценивается в 13-15 млрд USD.
Томский научно-образовательный комплекс является одним из лидеров в области пучковых технологий. Пучковое оборудование, основанное на явлении взрывной эмиссии электронов, открывает принципиально новые возможности для высокоэнергетического воздействия на материалы. Успешное развитие данного направления определяется научными заделами, полученными в лабораториях Институтов физики прочности и материаловедения, сильноточной электроники ТНЦ СО РАН, Томского университета систем управления и радиоэлектроники, НИИ высоких напряжений при Томском политехническом университете, ЗАО «ЭлеСи». На основании этих заделов частично создано и далее будет создаваться экспортно-ориентированное производство не имеющего мировых аналогов технологического оборудования на основе источников высокоэнергетических
пучков заряженных частиц и технологий формирования поверхностных слоев материалов, обладающих уникальными физико-механическими свойствами. Данное оборудование применяется для обработки деталей и узлов конструкций, машин и механизмов. Прогнозируемый объем продаж по этому направлению к 2008 г. составит 300 млн руб. в год, при создании более 300 дополнительных рабочих мест.
В 2004 г. в организациях научно образовательного комплекса Томской области налажено опытное производство пучково-плазменного оборудования: импульсные электронно-лучевые установки для обработки поверхности лопаток ГТД, электроно-луче-вые пушки с плазменным катодом, установки для нанесения теплосберегающих покрытий на архитектурное стекло, оборудование для ионно-лучевой обработки деталей авиационной техники и т. д. (около 30 установок в год) и оказание услуг по восстановлению и упрочнению ответственных деталей машин и механизмов с общим объемом продаж более, чем на 100 млн руб. в год.
Производимые пучково-плазменные энергокомплексы полностью автоматизированы и не уступают по качеству технологического дизайна лучшим мировым аналогам (компания Balzers, Sun coating Inc. США, Leibold heraeus Gmbx, Metaplass Corp. Германия), и при этом их цена в 2-2,5 раза ниже. Технологии модификации и упрочнения инструмента, деталей машин и механизмов уникальны и позволяют добиться в несколько раз более высоких прочностных свойств и ресурса работы изделий по сравнению с традиционными технологиями химико-термической обработки и нанесения покрытий, являясь при этом экологически чистыми.
Одним из основных инструментов, позволяющим реализовать главные цели Межведомственной программы, стали региональные программы по развитию инновационной деятельности: областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 г.» и областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 г.» (далее Программа). Стратегической целью Программ являлся «перевод экономики региона на инновационный путь развития, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство». Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи, которые необходимо было решить в 20022005 гг., и определены конкретные конечные результаты, которые характеризовали бы успешность решения этих задач к концу 2005 г.
Основными задачами областных Программ были следующие:
1. Увеличение числа организаций Томской области, в которых используются инновации.
2. Создание новых малых инновационных предприятий.
3. Увеличение объема инновационной продукции, производимой организациями на территории Томской области, конкурентоспособной на российском и мировом рынках.
4. Интеграция научного, образовательного и технологического потенциалов для решения наиболее
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
Элементы инфраструктурной поддержки
Рис. 9. Система коммерциализации научно-технических разработок Томской области
актуальных задач производственного комплекса Томской области.
5. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности в Томской области.
В результате выполнения этих программ 2002-
2005 гг. обеспечено следующее:
1. Доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства достигла 26%.
2. Созданы 54 новые инновационные организации.
3. Создано более 2400 новых рабочих мест на инновационно активных предприятиях.
4. В 2002-2005 гг. из средств областного бюджета поддержано 52 инновационных проекта, создано 14 новых видов образцов инновационной продукции, 11 их них выведено на рынок.
В ходе выполнения Межведомственной программы 2002-2005 гг. была создана и отработана система государственной поддержки инновационной деятельности, что позволило сформировать цепочку движения научно-технической разработки (НТР) от идеи, обеспеченной финансовой поддержкой из средств областного бюджета, до инновационного продукта (рис. 9).
Во многом благодаря созданной в регионе системе оценки и поддержки наиболее перспективных как с научной, так и с точки зрения возможной коммерциализации проектов, в Томской области были определены приоритетные направления научно-технологического развития, ставшие основой при формировании заявки на ОЭЗ технико-внедренческого типа.
Финансирование инновационной деятельности осуществляется как из бюджетных, так и из внебюджетных источников, при этом, чем более далека идея до рыночной реализации, тем более велика роль бюджет-
ных средств для стимулирования этого движение. При этом для снижения рисков государство создает и использует специализированные организации, способствующие более качественному выполнению работ на ранних этапах, особенно касающихся исследования рынка, защиты и использования интеллектуальной собственности, разработки бизнес-плана и т. д.
В рамках направления «Развитие инфраструктуры» ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» были, например, поддержаны следующие венчурные проекты:
★ Создание малодозовых цифровых СРК на основе квантово-чувствительных GaAs-детекторов.
Организация-исполнитель — ООО «РИД». Объем финансирования в 2005 г.: федеральные средства — 8,55 млн руб., средства инвесторов — 19,2 млн руб.
Цель проекта: Разработка малодозовых цифровых СРК, базирующихся на арсенид-галлиевых технологиях, обладающих, по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами, лучшим сочетанием качества, цены и техническими характеристиками. Освоение и организация эффективного производства малодозовых цифровых СРК как блоков детектирования в целом и, в частности, как основополагающих элементов малодозовой системы. Сертификация изделия и аттестация производства по ^О для выхода на рынки различного уровня. В 2006 г. уже предполагается произвести блоков детектирования и систем изображения на сумму 15 млн руб.
★ Разработка и организация производства портативного индивидуального устройства для биологической очистки воды.
Организация — ООО «Аквазон». Объем финансирования в 2005 г.: федеральные средства — 2,0 млн руб., средства инвесторов — 6,0 млн руб.
Цель проекта — организация производства портативного индивидуального устройства для биологической очистки воды с использованием композиционного сорбционного материала, обладающего высокой пористостью и высокой эффективностью удержания микроорганизмов. Материал разработан в ИФПМ ТНЦ СО РАН. Созданный материал имеет параметры более высокие, чем декларированные в требованиях отечественных и зарубежных нормативных документах (СанПиН 2.1.4.1074-01 и EPA «Current Drinking Water Standards»). В 2006 г. предполагается произвести портативных индивидуальных устройств для биологической очистки воды на сумму 1,0 млн руб.
Томская область участвует в программе «СТАРТ» в составе Сибирского федерального округа (СФО). По итогам участия Томской области в конкурсе по программе «СТАРТ» (в 2004 г. 53 заявки — 16 победителей, 2005 г. 51 заявка — 15 победителей) практически каждый третий проект от региона был поддержан. По показателю «число поданных заявок плюс число победивших проектов» Томская область в 2004 г. заняла 3-е место, а в 2005 г. — 2-е место по СФО, среди городов России Томск по этому показателю в 2004 г. занял 9-е место, а в 2005 г. — 8-е. Участники конкурса были, в основном, представлены временными творческими коллективами вузов, организаций РАН и коммерческих организаций. Наивысшую активность, как по числу поданных заявок, так и по числу поддержанных проектов, показали томские вузы.
Для реализации проектов, поддержанных в 2004 г. было создано 16, а в 2005 г. — 15 новых малых инновационных предприятий. Если вторая группа предприятий в 2005 г. только приступила к выполнению проектов, то первая группа, в основном, подошла к завершению посевного этапа реализации проектов. Большая часть предприятий готова к переходу для реализации проектов на второй год. В целом за два года на реализацию инновационных проектов из средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Томскую область поступило 23,25 млн руб.
Одним из важных источников денежных средств для реализации проектов развития является банковский сектор. Для решения проблем, связанных с привлечением банковского сектора к более активному участию в проводимых в области инновационных преобразованиях, реализуется в качестве пилотного проекта сотрудничество администрации Томской области и Сбербанка России. Формирование инфраструктуры, информационного поля для сотрудничества инновационного бизнеса и кредитных учреждений — это задача администрации. Задача Сбербанка России — адаптировать свои банковские продукты к конкретным потребностям наукоемких предприятий и при этом найти такие схемы кредитования, которые не требуют участия власти.
В 2005 г. были реализованы успешные примеры сотрудничества банков и инновационных предприятий. Сбербанком России было прокредитовано круп-
ное предприятие ООО «Микран» на сумму около 100 млн руб. Этим же банком принято положительное решение о кредитовании инновационного предприятия ООО «Инком» на сумму около 10 млн руб. Рассматривается возможность кредитования малого инновационного предприятия ООО «Сибмеданалит» на сумму около 4 млн руб. Средства будут направлены на приобретение аналитического оборудования.
Одной из основных форм взаимодействия с инновационным бизнесом должно стать проектное финансирование, то есть целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта, источником погашения по которому являются не доходы от текущей деятельности заемщика, а доходы от реализации финансируемого проекта.
Процесс финансирования банками инновационных проектов в Томской области находится в стадии становления, но с хорошей динамикой развития. Знаменательно то, что банки как финансовые институты начинают понимать значение инновационного бизнеса в экономике области, хотя нормативная база по банковскому делу очень формализована и не ориентирована на поддержку инновационной стадии развития инвестиционных проектов.
Нашли свое развитие и новые формы рискового финансирования инновационных компаний на самых ранних стадиях развития. Создана сеть рискового финансирования.
Проект сеть рискового финансирования «Бизнес Ангелы» реализуется на базе АНО «Томский центр содействия инновациям» с октября 2003 г. За это время проведено 9 инвестиционных сессий, 2 ярмарки проектов, рассмотрено 67 инновационных проектов, более подробные переговоры и консультации велись в отношении 40 проектов, по 21 было принято положительное решение об инвестировании. В настоящее время проинвестировано 4 инновационных проекта на сумму 3,1 млн руб.
Одним из ключевых результатов сети рискового финансирования является разработка подробной пошаговой методики работы с инновационными проектами, сопровождения проектов до момента заключения соглашения с инвестором. В рамках проекта был разработан пакет нормативно-правовой документации, позволяющий оформлять любые варианты взаимоотношений между проектом, инвестором и третьими сторонами.
Взаимоотношения с инвесторами во время выполнения проекта складывались на основе сотрудничества и взаимопонимания. Режим взаимодействия — работа по запросу, постоянное информирование инвесторов о новых проектах и возможностях для инвестирования, сопровождение переговоров и тщательная экспертиза проектов — принимается инвесторами как наиболее удобная форма, позволяющая сократить время рассмотрения проектов и минимизировать инвестиционные риски. В дальнейшем инвесторы, активно работающие с АНО «Томский центр содействия инновациям», хотели бы продолжить сотрудничество в рамках проекта «Сеть рискового финансирования “Бизнес Ангелы”», так как подчеркивают уникальность данного проекта как инструмента инфор-
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
ИННОВАЦИИ № 8 (95), 2006
мирования инвесторов, подготовки проектов и эффективного сопровождения переговоров.
В 2006 г. планируется привлечь к работе в сети рискового финансирования не менее 30 потенциальных частных инвесторов, принять для работы не менее 60 инновационных проектов, вынести на суд инвесторов не менее 30 проектов.
Деятельность сети рискового финансирования «Бизнес Ангелы» частично финансируется из средств областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области».
Итоги выполнения Межведомственной программы
В 2002-2005 гг. для реализации Межведомственной программы в инновационную и научно-образовательную сферы Томской области привлечены средства федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников в общем объеме 987,7 млн руб.: из них федеральный бюджет 393,0 млн руб., областной бюджет 131,5 млн руб., внебюджетные источники 463,2 млн руб.
В результате выполнения Программы по данным статистического регионального наблюдения, проведенного в 2005 г. на представительной выборке крупных, средних и малых производственных предприятий, достигнуты следующие показатели инновационной и научно-технической деятельности:
★ Доля предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, составляет 27,5%.
★ Доля наукоемкой продукции в общем объеме продукции обрабатывающих производств в 2005 г. достигла 37%
★ Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки составил 70%.
★ Коэффициент изобретательской активности (число заявок на 10 тыс. населения) составил 3,6. Выполнение Межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» в период 2002-2005 гг. проходило в условиях существенной модернизации на федеральном уровне системы организации и управления сферой науки, образования и инноваций. Новые государственные подходы к развитию научно-инновационной сферы России в условиях разграничения полномочий центра и регионов требуют решения ряда новых задач, направленных на формирование способных к саморазвитию региональных инновационных систем. Для Томской области наиболее актуальными являются следующие задачи:
★ создание нормативно-правовых механизмов формирования инновационных систем муниципальных образований и регионов в целом, основанных на стратегиях инновационного развития промышленных предприятий, организаций науки и образования, совершенствование системы мониторинга и статистического наблюдения инновационной сферы;
★ развитие корпоративных связей элементов инновационной инфраструктуры для повышения эффективности трансфера знаний и новых технологий на внутренний и глобальный рынки;
★ совершенствование механизмов взаимодействия науки, образования и производства в инновационном цикле и переходе от исследований к коммерциализации технологических инноваций, в том числе в технико-внедренческой зоне;
★ развитие системы государственно-частного партнерства и комплексных механизмов формирования научно-производственных кластеров в интересах ведущих отраслей производства;
★ формирование экономических механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе механизмов привлечения банковского капитала для развития инновационной сферы;
★ совершенствование системы подготовки кадров для инновационной сферы.
Для решения перечисленных задач утверждена Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» на 2006-2008 гг. Заказчиками программы выступают Министерство науки и образования РФ, Российская академия наук, Сибирское отделение Российской академии наук и администрация Томской области.
Реализация разработанной модели региональной инновационной системы позволит за период 20062008 гг. достигнуть в Томской области следующих основных показателей научно-технической и инновационной деятельности:
★ Рост объемов финансирования сектора науки и образования в 1,5 раза.
★ Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки — 60%.
★ Удельный вес предприятий осуществляющих технологические инновации — 22-25%.
★ Удельный вес инновационной и наукоемкой продукции в полном объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке — 25%.
★ Количество созданных организаций с новым высокотехнологичным производством — не менее 100 единиц.
★ Количество созданных новых рабочих мест в инновационном секторе экономики — не менее 3,0 тыс. мест. Будет разработана и реализована система тиражирования опыта Томской области в другие регионы России.
Литература
1. В. И. Зинченко, Н. Н. Минакова. Коммерциализация научных разработок (теория и региональная практика). Томск, Изд-во НТЛ, 2005. — 484 с.
2. В. И. Зинченко, Г. И. Тюльков и др. Межведомственная программа «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области». Результаты государственного эксперимента. Томск, 2002. — 88 с.
3. В. И. Зинченко, Г. И. Тюльков и др. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области». Томск, 2003. — 84 с.
4. В. И. Зинченко, Г. И. Тюльков и др. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области». Томск, 2004. — 104 с.
5. В. И. Зинченко, Г. И. Тюльков и др. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области». Томск, 2005. — 100 с.
6. Материалы VIII Всесибирского инновационного форума/ Тверь, 2005. — 384 с.