Инновационная стратегия Томской области.
ИТОГИ 2003-2007 гг.
В. И. Зинченко,
д. ф-м. н., заместитель Губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию
А. Б. Пушкаренко,
председатель Комитета по науке и инновационной политики Администрации Томской области
Г. И. Тюльков,
д.ф.-м. н., профессор, директор, Томская ассоциация «Межведомственный научнообразовательный центр»
В 2001 году завершился государственный эксперимент, проводимый в Томской области в период 1999-2001 годы по Распоряжению Правительства РФ от 8 августа 1999 года №1253-р путем реализации межведомственной программы «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области». В рамках государственного эксперимента ставилась задача адаптации научно-образовательного комплекса к условиям рыночной экономики, которая успешно была решена, обеспечив рост объемов финансирования научной и образовательной деятельности в
4,6 раза, в том числе финансирование НИОкР возросло в 5,5 раза, а объем производства инновационных наукоемких предприятий возрос в 3 раза. В 2002 году была поставлена принципиально новая задача — создание региональной инновационной системы, основан-
ной на стратегических преимуществах Томской области, связанных с высоким образовательным и научно-техническим потенциалом. С этой целью в области была принята первая в Российской Федерации Инновационная стратегия Томской области [1], разработанная с учетом результатов реализации государственного эксперимента и с использованием европейских методологий региональных инновационных стратегий для Евросоюза. эти методологии были адаптированы с учетом особенностей Томской области.
Приоритетными направлениями Инновационной стратегии были признаны следующие:
1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инновации.
2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.
3. Привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу).
4. Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.
5. Повышение уровня инновационной культуры в регионе.
6. Формирование региональной правовой и нормативной базы инновационной деятельности. Механизмом реализации Инновационной стратегии стала межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области», заказчиками которой выступили Минобрнауки России, РАН, СО РАН и областная Администрация. Межведомственная программа стала важным элементом Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 — 2010 годы. Вместе с тем, она ориентирована на формирование устойчивого вектора инновационного развития экономики региона. Программа выполняется в 2 этапа (1 этап 2002-2005гг, 2 этап 2006-2008гг.)
цели программы могли быть достигнуты только в комплексе путем развития научно-технологического потенциала, модернизации системы образования и развития инновационного потенциала. В ходе реализации программы в 2002-2007 гг. решены три главные задачи.
Во-первых, увязаны стратегические задачи развития территории с наличием мощного научно-технического и образовательного потенциала, и научно-образовательный комплекс определен как приоритетный в построении региональной экономики инновационного типа.
это потребовало создать объективную методологическую основу для реальной оценки потенциала по следующим позициям:
— проведение технологического аудита организаций и разработок;
— комплексная оценка инновационных проектов, включая экспресс-оценку;
— комплексная оценка научного, образовательного, инновационного потенциала университета, научного центра;
— комплексная оценка инновационной восприимчивости и активности прмышленных предприятий;
— оценка потенциала организаций инновационной инфраструктуры.
что дало внедрение этих методик?
Во-первых, ответ на вопрос: как реформировать и повысить эффективность научной организации и университета.
Разработанные методики значительно повысили культуру работы с бизнес-идеями, позволили эффективно решать задачи отбора и поддержки проектов организациям инновационной инфраструктуры, прежде всего офисам коммерциализации и бизнес-инкубаторам. Они также позволяют оценить риски инвестора.
Аудит и реализация рекомендаций комплексных оценок университета, научной организации, дают основу и мощную мотивацию для подготовки стратегий
развития и последующего экономического роста.
Получен ответ на вопрос: как повысить конкурентоспособность и инновационную активность промышленного предприятия, создать современную стратегию развития.
Одновременно в этом блоке разработаны и апробированы формы статистического наблюдения результатов инновационной деятельности в регионе, позволяющие иметь объективную оценку инновационного развития по всему кругу предприятий.
Вторая задача была связана с организацией инновационной инфраструктуры и созданием условий для коммерциализации разработок. В 2007 году завершено формирование системы офисов коммерциализации разработок в томских вузах и академических институтах. Всего в Томске работает 13 таких структур, Разработана и запущена в действие система нормативно-правовых и организационных форм офисов коммерциализации разработок.
Принципиальным моментом явилось создание офисов коммерциализации во всех университетах и крупных НИИ и создание студенческих бизнес-инкубаторов, поскольку по большему счету создание нового слоя предпринимателей в наукоемкой сфере возможно прежде всего в сильных университетах, где есть все условия для этого: конкурентоспособные разработки, профессора, заинтересованные в их продвижении, и молодежь, которая готова связать свою карьеру с наукоемким бизнесом.
Ежегодно организациями инфраструктуры в среднем проводится технологический аудит до 400 разработок в год, 25% принимается в работу, заключается 15 лицензионных соглашений, создается 30 инновационных компаний, на международный рынок выводится 4-5 новых продуктов. за последние 1,5 года развивались региональные сетевые центры трансфера технологий, обеспечивающие взаимодействие созданных элементов инфраструктуры инновационной деятельности и ориентированные на подготовку комплексных проектов.
Третья задача, которая решалась в ходе выполнения межведомственной программы, связана с подготовкой кадров для развития инновационной деятельности.
Система профессионального образования территории инновационного развития в 2002-2008 годы характеризовалась активным влиянием вузов на инновационную сферу региона. Так за пять лет с 2003 по 2008 годы томскими государственными высшими учебными заведениями подготовлено более 80 тыс. специалистов. Продолжалось формирование инновационного образовательного и научного пространства, обусловленного основным конкурентным преимуществом области — наличием многопрофильного научно-образовательного комплекса. динамика развития научно-образовательного комплекса за время реализации межведомственной программы показана на рис.1.
для решения задачи подготовки кадров для развития ин-
новационной деятельности реализуются модели университетов нового типа — исследовательского на базе ТгУ, академического инновационного на базе ТПУ и инновационного предпринимательского на базе ТУСУРа. эти модели получили свое развитие благодаря победе этих университетов в федеральном конкурсе инновационных образовательных программ: ТгУ и ТУСУР — в 2006 году, ТПУ — в
2007 году. Общий объем финансирования этих программ составил почти 1,8 млрд руб. через наши университеты мы создаем кон-
вейер по выпуску бизнес-команд для перспективных наукоемких разработок (рис. 2). ежегодно готовится 25 бизнес-команд, выпускается до 500 специалистов для развития наукоемкого бизнеса, создается до 800 рабочих мест в сфере инновационного бизнеса.
Подготовка кадров для инновационного бизнеса является интернациональной проблемой. Мода в мире на особые экономические зоны привела к тому, что насыщение их кадрами становится лимитирующим фактором. человеческий потенциал становится важнее вло-
жения капитала и создания материально-технической базы. для ТВз Томска потребуется кратно увеличить подготовку бизнес-команд.
для различных уровней образования создана система ресурсных центров, обеспечивающих подготовку и повышение квалификации специалистов на базе инновационных технологий. здесь сложились примеры по всем уровням образования. Создание ресурсных центров, во-первых, позволяет развивать рынки инновационных разработок и резко увеличивать прибыль, объединяя
инфраструктурная поддержка
Бизнес инкубаторы
Пробная Промышленная
серия серия ) ►
Областные конкурсы по НИР
ОЦП (средства на создание опытного образца)
/ і
Сеть частного рискового финансирования Гарантии областного бюджета, субсидирование процентной ставки коммерческим кредитам
Кредитование через микрофинансовые организации
*
О
X
-О
о.
■ Рис. 3
механизмы финансовой поддержки
продажи технологий и подготовку кадров; во-вторых, в системе образования создаются точки роста, и полностью решается проблема трудоустройства подготавливаемых специалистов.
В ходе выполнения межведомственной программы создана система региональной поддержки по всей цепочке от генерации идеи до выхода на рынок (рис. 3).
В таблице 1 приведена система созданных региональных и федерально-региональных конкурсов, обеспечивающих формирование научного и научно-технического задела, а также поддержку стартовых инновационных проектов.
что касается генерации знаний, то общее число грантов РФФИ и РгНФ с 269 в 2002 году возросло до 470 в 2007 году. В 2007 году организациями НОк выполнено 388 гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и 82 — Российского гуманитарного научного фонда (РгНФ), в том числе 65 проектов регионального конкурса РФФИ — Томская область, 30 проектов реги-
онального конкурса РгНФ — Томская область. В 2007 году до 30 млн руб. (в 5 раз по сравнению с 2006 годом) увеличен объем финансирования региональных конкурсов Администрации Томской области и Российского фонда фундаментальных исследований. до 5 млн рублей (в 2,5 раза по сравнению с
2006 годом) вырос объем финансирования совместного регионального конкурса Администрации Томской области и Российского гуманитарного научного фонда. Проведен конкурс проектов ориентированных фундаментальных исследований РФФИ, Администрации Томской области и Института индустриальных технологических исследований (Тайвань).
Томскими университетами при реализации инновационных программ приобретено научного, исследовательского и технологического оборудования на 1,5 млрд руб. Создано более 20 центров коллективного пользования, оснащенных современным оборудованием для проведения исследований, подготовки специалистов, а также
выполнения заказов предприятий по приоритетным направлениям развития региона. Современное оборудование интенсивно используется для внедрения перспективных форм обучения. На базе созданных информационно-телекоммуникационных центров коллективного пользования, основой которых является центральная станция спутниковой связи межрегионального Телепорта и суперкомпьютер «СкИФ Cyberia», обеспечивается выполнение образовательных и научных проектов с использованием дистанционных технологий. В сети Телепорта — более 200 станций спутникового доступа, установленных в учреждениях образования разного уровня, находящихся в труднодоступных и отдаленных районах 8 регионов Сибирского федерального округа.
Организации НОк активно участвовали в реализации федеральных целевых программ. В 2006-2007 году Томская область по количеству проектов находится в пятерке регионов, победителей конкурсов в рамках ФцП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 гг.» (таблица 2): поддержано 39 проектов с объемом финансирования из средств федерального бюджета
352.5 млн руб. (в т.ч. в 2007 году —
158.6 млн руб.), из внебюджетных источников — 200 млн руб. (в т.ч. в 2007 году — 79,0 млн руб.). Наиболее активно Томская область участвует в научных исследованиях и разработке технологий по приоритетному направлению «на-ноидустрия». Общий объем финансирования, ежегодно привлекаемого на развитие нанотехнологий в Томской области > 30 млн. евро. В 2007 году объем услуг и продаж продукции в сфере нанотехнологий превысил 15 млн. евро. Создано 3 совместных производства с партнерами из Словении, Вьетнама и Израиля. Осуществляется экспорт малых серий продукции в германию, СшА, Японию, канаду, южную Корею и другие страны.
Таблица 1
Число проектов, ед.
Название конкурсов 2006 2007
РФФИ - АТО 23 49
Конкурсы на поддержку научно- РФФИ - АТО - ИТРИ (Тайвань) - 5
РГНФ - АТО 15 30
технической деятельности Молодых ученых 6 6
Научно-исследовательских работ 5 5
Прединкубационных проектов 8 17
Инновационных проектов, всего: 72 75
— технологических 12 11
— инфраструктурных 60 64
Инновационные Лучшая инновационная организация 4 4
конкурсы АТО - Фонда Бортника:
Программа «Старт» 13 11
Программа «УМНИК» 22 60
Совместно с МЭРТ на создание регио- 0 4
нального венчурного фонда
Итого: 145 266
Общий объем финансирования, тыс. р.: 198610 268762
В том числе: Федеральный бюджет 85800 134639
Областной бюджет 23100 34564
Внебюджетные средства 89710 99559
Таблица 2
распределение проектов Количество проектов
по регионам 2005 - 2006 годы 2007 год
Москва 1208 669
Санкт-Петербург 267 123
Новосибирская область 147 79
Московская область 120 63
Томская область 141 39
Нижегородская область 96 29
Свердловская область 67 17
Республика Татарстан 48 16
Ростовская область 21 13
Красноярский край 21 8
В целом, созданная система поддержки научно-технической сферы обеспечила в последние годы решение задачи реализации крупных комплексных научно-технических и инновационных проектов.
В последние годы целенаправленные действия Томской области были направлены на вхождение научно-образовательного и инновационного сектора Томской области в мировую систему. Главной задачей являлось установление взаимовыгодного взаимодействия с мировыми лидерами по широкому спектру: выполнение совместных НИР, реализация инновационных проектов, создание совместных предприятий и развитие совместной инфраструктуры научно-образовательной и инновационной деятельности. К настоящему времени налажены рабочие связи с партнерами из США (Лос-Аламосская лаборатория, Лаборатория Сандиа, Ливермор-ская лаборатория, компаниями Силиконовой долины, компания «Майкрософт»), европейскими партнерами (комиссариат по ядерной энергии Франции, Группа компаний «INNO» (Франция), Технопарк «София-Антиполис» (Франция), Группа компаний Oxford Innovation (Великобрит ания),Общество Фраунгофера (Германия), Технические университеты Берлина и Карлсруэ (Германия), Делфтский технический университет (Нидерланды), партнерами из стран Азии (Министерство торговли и промышленности
Сингапура, Компания «Panasonic» (Япония), Особые экономические зоны г.г. Далянь и Ляонин (Китай), Институт индустриальных технологических исследований Тайваня, Научный парк Центрального Тайваня. Созданы и работают 2 международных научнотехнических центров развития, 12 совместных лабораторий, международный центр трансфера технологий и бизнес-инкубатор, создано 5 совместных предприятий. Во-первых. можно отметить, что в качестве международных партнеров выступают мировые лидеры, а во-вторых, в последние годы создается совместная инфраструктура с зарубежными партнерами для решения задач коммерциализации и вывода инновационной продукции на международные рынки.
Важным элементом развития инновационной деятельности Томской области является ТВЗ, проект создания которой в 2005 году выиграл в российском конкурсе заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого типа. Специализация ТВЗ: новые материалы и нанотехнологии, IT-технологии и электроника, медицина и биотехнологии.
В ближайшие годы ТВЗ должна стать комфортной и творческой средой для реализации высокотехнологичных проектов, обеспечить выход интеллектуальных продуктов на мировой рынок. За период с 2007 по 2010 год в проект по созданию ТВЗ и, в первую очередь, в объекты инфраструктуры зоны из
бюджетов различных уровней будет вложено порядка 15 млрд руб.
В 2007 году осуществлялась реализация двух проектов: создание технологии производства сверхвысокомолекулярного полиэтилена и создание новых технологий производства титаномагниевого катализатора. К настоящему времени запущена первая установка по производству сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Установка по производству тита-но-магниевых катализаторов — в стадии завершения строительства. Материнская компания ОАО «СИБУР Холдинг» намерена направить около 600 млн руб. в 2008 году на создание в ОЭЗ корпоративного научно-исследовательского химико-технологического центра. к концу 2008 года резидентом будут реконструированы здания общей площадью 11 тыс. кв. м, в том числе научный корпус на 2500 кв.м, два корпуса пилотных установок с монтажом трех новых многофункциональных установок, а также переоборудованы рабочие места для 315 сотрудников предприятия.
к настоящему времени число резидентов ТВЗ достигло 25 инновационных компаний.
В планах развития ТВЗ — строительство корпусов по направлениям специализаций зоны, центров коллективного пользования, бизнес-инкубатора, центра переподготовки кадров, объектов социальной инфраструктуры, в том числе для активного занятия спортом. Зарезервированы площади для строительства гостиничного комплекса и ведения жилищного строительства вблизи зоны. Особое место в формировании системы подготовки персонала для ТВЗ отводится вузам — победителям федерального конкурса инновационных университетов: Томскому государственному университету систем управления и радиоэлектроники, Томскому государственному и Томскому политехническому университетам, которые разрабатывают новые программы целевой подготовки студентов и исследователей для ТВЗ г. Томска.
В Томске в 2008 — 2010 годах компаниями-резидентами ТВз будут вложены инвестиции в реализацию проектов 1,2 млрд руб. и создано около 2000 рабочих мест.
Неотъемлемым элементом механизмов реализации межведомственной программы является организация и проведение регулярного статистического наблюдения инновационной сферы. С этой целью в дополнение к федеральным были разработаны региональные формы статистического наблюдения. По данным этого наблюдения за годы реализации Инновационной стратегии доля инновационно-активных предприятий в общем количестве обследуемых предприятий к 2007 году достигла 17%. В секторе обрабатывающих предприятий это число составляет 33%, что кратно превышает аналогичные показатели по России.
Восприимчивость инновационных предприятий к научно-техническим новшествам обусловлена инвестициями в основной капитал. В организациях промышленного производства, внедрявших технологические инновации, доля инвестиций в основной капитал в объеме отгруженных товаров, работ, услуг составляет 12,0% и не внедрявших технологические инновации — 8,8%. В организациях сферы услуг, внедрявших технологические инновации, доля инвестиций в основной капитал в объеме отгруженных товаров, работ, услуг составляет 21,9% и не внедрявших технологические инновации — 4,7%..
динамика развития инновационного сектора Томской области показана на рис. 4
В 2007 году объем выпуска инновационной и наукоемкой продукции по сравнению с 2002 г. увеличился почти в 3 раза. Всего в инновационной наукоемкой сфере работает более 300 предприятий, 47 из которых созданы в 2007 году и которые образуют так называемый инновационный пояс организаций научно-образовательного комплекса Томской области.
Средняя выработка на одного работающего в инновационном секторе составила почти 1 млн руб., а на ряде наукоемких предприятий превысила 2,5 млн руб.
Региональное обследование позволяет изучить динамику их развития. Основные выводы ана-
лиза подтверждаются следующими диаграммами.
На рис. 7 приведены данные по группам предприятий инновационно-активных предприятий Предприятия сгруппированы по объему выручки (ось ординат — число инновационных активных предприятий) сгруппированных по объему продаж в 2007 году (крупные и средние, малые):
— 0 до 1,0 млн. руб.
(1-я группа);
— 1,0 до 5,0 млн. руб.
(2-я группа);
— 5,0 до 15,0 млн. руб.
(3-я группа);
— 15,0 до 50,0 млн. руб.
(4-я группа);
— 50,0 до 150,0 млн. руб.
(5-я группа);
— свыше 150,0 млн. руб.
(6-я группа).
динамика объемов производства (оказания услуг) позволяет выделить три этапа развития инновационно-активных предприятий.
1 этап. генерация бизнеса. (0 — 5 млн. руб.) этот этап характеризуется как повышенными рисками убытков или ликвидации, так и значительными перспективами роста предприятий.
2 этап. Рост бизнеса. (5 — 150 млн. руб.) этап характерен увеличением численности персонала, организацией серийного производства, освоением и расширением выбранных сегментов рынка.
45
40
35
30
25
20
15
Ю
5
<1
-41-
31
32
33
28
1 ’
0,0-1.0 млн.руб.
1,0-5,0 ИЛН.руб,
5,0-15,0
лнш.руб.
15,0-50,0
нлк.руб.
50,0-150,0
млы.руб.
?Ч50
млы.руС,
■ Рис. 7. Количество инновационно-активных предприятий в группах
3 этап. Развитие бизнеса. (более 150 млн. руб.) На этом этапе крупные инновационно-активные предприятия переходят к планомерному техническому перевооружению, оптимизации бизнеса, диверсификации производства, выходу на новые сегменты рынка. Меньший по сравнению с предыдущим этапом рост объемов производства обеспечивает основной прирост производства в абсолютных значениях.
для инновационно-активных организаций (до 150 млн. руб.) имеет место высокое значение доли затрат на НИОкР в объеме выручки, которое кратно превышает границу высокотехнологичных отраслей по международной классификации (ОэСР). крупным предприятиям соответствует пограничный уровень средних — высоких технологий.
Сравнение двух диаграмм «доля инновационной продукции» и «доля затрат на НИОкР» показывает, что на первом этапе (генерация бизнеса) происходит
формирование научного и технологического задела, портфеля инновационной продукции, позволяющего получить конкурентные преимущества и закрепиться на выбранных сегментах рынка. На втором этапе идет развитие этих конкурентных преимуществ и расширение бизнеса. Развитие бизнеса на третьем этапе требует увеличение затрат на НИОкР, направленных на разработку новых продуктов и совершенствование технологий производства.
Создание новых рабочих мест происходит, как правило, на этапах генерации и роста бизнеса. Развитие бизнеса на третьем этапе приводит к относительному сокращению численности персонала. В то же время крупный бизнес обеспечивает более высокую производительность труда.
Необходимо отметить, что на заключительной стадии второго этапа (рост бизнеса) увеличение объемов производства происходит за счет экстенсивных факторов. эти тенденции создают предпосылки к переходу на сле-
■ Рис. 9. Доля инновационной продукции (услуг) в валовой выручке
■ Рис.10. Доля затрат на НИОКР в валовой выручке
дующий этап развития бизнеса, требует увеличения вложений в НИОКР и техническое перевооружение предприятий.
Приведенные результаты 2007 года качественно повторяют картину развития инновационно-активного сектора экономики 2006 года [7].
Развитие региональной статистики инноваций послужило базой для совершенствования регионального законодательства в области инновационной деятельности. В
2007 году были подготовлены, а в августе 2008 года приняты предложения по закреплению в Законе «Об инновационной деятельности в Томской области» механизмов стимулирования ускоренного развития инновационно-активных предприятий. На августовском
2008 г. заседании Государственной Думы Томской области принята новая редакция закона Томской области « Об инновационной деятельности в Томской области». Новая редакция закона ставит целью направленное стимулирование инновационной активности малых, средних и крупных предприятий. Стимулирование будет осущест-
вляться путем государственной поддержки, которую получат предприятия со статусом инновационно-активной организации. Статус предоставляется при соответствии показателей работы предприятия определенным критериям инновационности — по темпам роста объемов производства, доли выручки от продажи инновационной продукции в суммарном доходе предприятия, затратах на НИОкР, наличием собственных защищенных или преобретенных, в установленном порядке, результатов интеллектуальной деятельности.
Степень успешности реализации Инновационной стратегии Томской области может охарактеризовать сравнение ее региональных показателей с соответствующими, принятыми для Российской Федерацией в целом, индикаторами инновационного развития.(8)По итогам 2007 года их значения в Томской области имеют опережающий темп по отношению к России.
Подводя итоги результатов реализации в 2002-5007 годы Инновационной стратегии можно говорить о создании в Томской
области региональной инновационной системы, обеспечивающей опережающий рост инновационного сектора экономики.
Основными задачами последующих этапов является реализация мероприятий, направленных на повышение инновационной активности производственных предприятий, повышение конкурентоспособности сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру и обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, совершенствование системы кадрового обеспечения инновационного сектора экономики, развитие международной деятельности, направленной на кооперацию в научно-образовательной сфере и продвижение конкурентоспособной инновационной продукции на зарубежные рынки.
Литература
1. Инновационная Стратегия Томской области. — Томск: Изд. ЗАО «Издательство научно-технической литературы», 2002. — 39 с.
2. В. И. Зинченко, Г. И. Тюльков и др. Межведомственная программа «Разработка и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области» — Томск: Изд. ЗАО «Издательство научно-технической литературы», 2003. — 84 с.
3. В. И. Зинченко, Г. И. Тюльков и др. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области», 2004. — 104 с.
4. Материалы VIII Всесибирского инновационного форума — Тверь, 2005. — 384 с.
6. В. И. Зинченко, Г. И. Тюльков. Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области//Инновации, №8, 2006. С. 6-2.
7. В. И. Зинченко, С. В. Касинский Г. И. Тюльков и др. Статистическое наблюдение инновационной деятельности в России: федеральная система и региональные ини-циативы//Вопросы статистики, №7, 2008. С. 4-14.
8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. №1).
Таблица 3
Индикаторы научно-технического и инновационного развития
Индикатор РФ Томская область
Доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки ооо сч сч сч 1 1 1 5? 5? 5? ЇЇ о о 60 % — 2007
Коэффициент изобретательской активности 2.0 — 2007 4.0 — 2011 5,5 — 2016 4,6 — 2007
Ежегодный прирост малых инновационных предприятий 70 — 2007 85 — 2011 120 — 2016 47 — 2007
Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе 12 % — 2007 15 % — 2011 20 % — 2016 33 % — 2007 в обрабатывающих производствах
Рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции 7 % — 2007 15 % — 2011 18 % — 2016 7,4 % — 2007 в обрабатывающих производствах