ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ
ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ
А.Б. ПУШКАРЕНКО, кандидат технических наук, доцент, председатель комитета по науке и инновационной политике администрации Томской области
21 декабря 2005 г. вышло несколько постановлений Правительства РФ о создании в России особых экономических зон (ОЭЗ), в том числе постановление № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа». Учитывая то обстоятельство, что на создание ОЭЗ такого типа было подано 28 заявок, а победителями стали только 4 региона, становится очевидным, что Томская область победила в очень жесткой борьбе и стала единственной территорией за Уралом, где будет в ближайшее время создаваться ОЭЗ технико-внедренческого типа.
Успех Томской области был предопределен не только тем, что в течение полугода представители всех уровней власти Томской области, г. Томска, традиционных секторов экономики, инновационных предприятий, созданных после 1991 г., и представителей научно-образовательного комплекса (НОК) области творчески и упорно совместно работали над формированием заявки, но и тем, что начиная с 1990 г. деятельность органов законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообщества была направлена на развитие инновационной деятельности на территории региона. Об этом свидетельствуют следующие факты:
1. Создание в 1990 г. в г. Томске первого (тогда еще в СССР) технопарка и его успешное функционирование вплоть до сегодняшнего дня.
2. Успешное выполнение решений Государственной Думы Томской области «О мерах по совершенствованию системы государственной поддержки малого предпринимательства в Томской области» (№ 317-О3 от 28.08.1996), «О комплексной программе государственной поддержки малого предпринимательства Томской области на 1998 - 2000 годы» (№ 157-О3 от 18.09.1998 г.), «Об утверждении комплексной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Томской области на 2001 — 2003 годы» (№ 120-О3 от 12.11.2001).
3. Проведение на территории Томской области эксперимента по отработке механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.1999 № 1253-р, был дан старт государственному эксперименту посредством реализации в 1999 — 2001 гг. Межведомственной программы «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области». В результате реализации этой программы объемы финансирования научной и образовательной деятельности в регионе возросли в 4,6 раза, финансирования НИОКР — в 5,5 раза, объем производства инновационной наукоемкой продукции — в 3 раза.
4.Активное участие организаций и учреждений НОК г. Томска в инновационных программах Министерства образования РФ в 1992 — 2001 гг.
Точкой отсчета комплексной системной работы в регионе по развитию инновационной деятельности можно считать 2 июня 1999 г., когда решением Государственной Думы Томской области был принят один из первых в регионах России Закон «Об инновационной деятельности в Томской области» (№ 13 — ОЗ от 02.06.1999).
Принятый Закон определил организационные, правовые и экономические условия и гарантии инновационной деятельности в Томской области, а также условия регулирования отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти Томской области. Он имел целью обеспечение проведения единой государственной политики в сфере инновационной деятельности и был направлен на создание условий развития и функционирования субъектов инновационной деятельности на территории Томской области.
Далее последовало принятие еще нескольких региональных законодательных актов, которые
позволили сформировать механизмы по исполнению вышеуказанного Закона, а именно:
• Закон Томкой области «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области», решение Государственной Думы Томской области от 20.11.2000, № 681 (№ 56 -ОЗ от 01.12.2000);
• Положение «Об инновационной деятельности в городе Томске», решение Томской Городской Думы от 31.10.2000, № 260.
В 2001 — 2002 гг. Томская область участвовала в европейском проекте по программеТАСК FINRUS— 9804 «Инновационные центры и наукограды». В результате выполнения проекта с помощью ведущих специалистов стран ЕС была подготовлена команда томских экспертов, проведен в г. Томске технологический аудит конкурентоспособных на мировых рынках научно-технических разработок, выбраны ключевые наукоемкие технологии для регионального развития и разработана Инновационная стратегия Томской области на период 2002 — 2010 гг. [1]. Это был первый документ такого рода в Российской Федерации.
Генеральной целью Инновационной стратегии признавалось «устойчивое экономическое развитие Томской области на основе использования ее научно-технологического потенциала». Приоритетными направлениями Инновационной стратегии были признаны следующие:
1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инновации.
2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.
3. Привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу).
4.Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.
5.Повышение уровня инновационной культуры в регионе.
Ключевым критерием для оценки достижения генеральной цели Инновационной стратегии был принят показатель — «Доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства региона». За базовое значение этого показателя была принята его величина на конец 2001 г., которая была оценена в 10 %. Успешная реализация Инновационной стратегии должна обеспечить значение этого показателя в 50 % к 2010 г.
После принятия Инновационной стратегии возник вопрос о создании эффективных механизмов для ее реализации. Как показала дальнейшая работа, развитие ранее выполнявшихся, а также
формирование новых целевых программ, воплощающих приоритетные направления Инновационной стратегии, оказалось эффективно работающим механизмом достижения цели построения основных элементов региональной инновационной системы.
С учетом приоритетных направлений, определенных в Инновационной стратегии под поставленные в этом документе задачи, были сформированы следующие программы:
1. Межведомственная:
• «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» (2002 — 2005 гг.), заказчиками которой выступили Минобрнауки России, Российская академия наук (РАН), Сибирское отделение РАН, Администрация Томской области. В настоящее время реализуется второй этап Межведомственной программы в период 2006 — 2008 гг.;
2. Областные целевые (ОЦП):
• «Развитие инновационной деятельности в Томской области», первая программа — на 2002 г., вторая программа — на 2003 — 2005 гг., третья программа — на 2006 — 2008 гг.
• «Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005 — 2007 гг.», (четвертая программа).
Основными целями каждой из программ являлись следующие:
межведомственная: «Создание и апробация механизмов инновационного развития экономики региона и формирование инновационной системы как части общенациональной задачи развития экономики Российской Федерации»;
ОЦП по развитию инновационной деятельности: «Устойчивое экономическое развитие Томской области на основании использования ее научно-технологического потенциала»;
ОЦП по развитию малого предпринимательства: «Развитие инновационного предпринимательства. Активизация развития малого предпринимательства на территориях муниципальных образований, прежде всего, в сфере производства и реализации собственной продукции, работ, услуг».
В результате выполнения этих целей предполагалось получить следующие результаты: А. По Межведомственной программе:
1) увеличение доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства в 2005 г. до 30 %;
2) увеличение числа предприятий, реализующих инновационные проекты до 30 в год;
5 О Я £
Я
1
о
5 -
О
6
2
Ё
о §
о
ч т
0 2
1 &
я &
•е
1
5 К
0
2
1 I о
£ о Ч о и т К
0
6
К я
1
о &
К
£
о «
о %
о и
I
о
ч я
я &
к
я
и
3) увеличение доли средств, получаемых организациями НОК от коммерциализации научных разработок, до 25 % от общего объема внебюджетного финансирования научной деятельности;
4) совершенствование региональной нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
5) создание инфраструктурных организаций: бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, офисов коммерциализации;
6) создание системы защиты интеллектуальной собственности, финансирования инновационных проектов, механизмов продвижения инновационной продукции и ее сертификации.
Б. По ОЦП по развитию инновационной деятельности:
1) обеспечить в 2005 г. рост доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства до 30 % (2 — 3 млрд руб. в год);
2) создать к 2005 г. не менее 30 новых малых инновационных предприятий;
3) создать к 2005 г. не менее 300 новых рабочих мест.
В. По ОЦП по развитию малого предпринимательства:
1) увеличение количества субъектов малого предпринимательства Томской области на 25 % к 2008 г., в том числе: в инновационной сфере — на 35 %; в сельских муниципальных образованиях — на 15 %;
2) увеличение числа рабочих мест в малом предпринимательстве на 15 % к 2008 г., в том числе: в инновационной сфере — на 30 %; в сельских муниципальных образованиях — на 15 %;
3) увеличение выпуска продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства на 60 % к 2008 г, в том числе: в инновационной сфере — на 75 %; в сельских муниципальных образованиях — на 40 %.
Направления воздействия каждой из программ на определенные экономические секторы и организации, работающие в них, приведены на рис. 1.
Как видно, каждая из программ воздействовала как отдельно, так и комплексно вместе с другими программами на оп-
ределенные производственные и инфраструктурные элементы, работающие в Томской области. Такое перекрытие зон воздействия под решение специальных задач каждой из программ, но взаимоувязанных для развития инновационной деятельности в регионе, привело к тому, что к середине 2005 г. в Томской области, благодаря синергетическому эффекту от реализации мероприятий трех программ, была сформирована исходная среда для создания региональной инновационной системы с участием всех необходимых сторон, определяющих формирование этой системы, а именно, органов власти, научно-образовательного сообщества, традиционного и инновационно развивающегося бизнес-сообщества, а также частично банковской сферы.
Какие же результаты в реализации Инновационной стратегии были достигнуты в области к концу 2005 г. в ходе выполнения всех трех программ?
А. Обобщенные результаты:
1) объем финансирования образовательной деятельности за отчетный период вырос более чем в 3 раза и составил в 2005 г. 5,0 млрд руб.;
2) объем финансирования учреждений науки и научного обслуживания составил 3,8 млрд руб.;
3) объем выпуска наукоемкой продукции ежегодно увеличивался примерно в 1,5 раза и достиг в 2005 г. 6,5 млрд руб.;
4) доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства составила величину 27 % (2,7 млрд руб.);
5) создано 54 новых инновационных организаций;
6) количество созданных новых рабочих мест только на инновационно активных предприятиях составило более 2 250;
7) на реализацию мероприятий программ в течение трех лет было привлечено более 2 млрд руб.
Б. Системные результаты:
1. Создана система государственной поддержки продвижения научно-технической разработки (НТР) от идеи до инновационного продукта, обеспеченной финансовой поддержкой из средств областного бюджета. Сегодня Администрация Томской области проводит следующие конкурсы: конкурс молодых ученых; конкурс научных разработок; совместный РФФИ — Томская область; совместный РГНФ — Томская область; конкурс предынкубационных проектов; конкурс инновационных проектов; конкурс на звание «Лучшее инновационное предприятие».
2. Создана инфраструктура, способствующая передаче разработки из научной организации на
производственное предприятие: 9 офисов коммерциализации разработок в вузах и научных организациях, 4 бизнес-инкубатора (первый в России межвузовский студенческий бизнес-инкубатор запущен в сентябре 2004 г.), 2 центра трансфера технологий, сеть рискового финансирования (куратор АНО «Томский центр содействия инновациям»).
3. Офисами коммерциализации разработок заключено 27 лицензионных соглашений по передаче интеллектуальной собственности из научной организации в производство (2003 г. — 3 шт.).
4. На конкурс в рамках программы «Старт», организованный Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, от г. Томска в 2004 г. была подана 51 заявка и 16 проектов стали победителями конкурса (один из лучших результатов в СФО). В 2005 г. на этот же конкурс было подано 54 проекта, и 15 проектов стали его победителями.
5. ОАО ТМДЦ «Технопарк» создал Интернет-портал инновационных разработок и инновационной продукции Томской области на веб-сайте www. t-park. га. Большинство разработок, представленных на портале, поступает в Российскую сеть трансфера технологий.
6. Проведена подготовка бизнес-команд и бизнес-триад, деятельность которых направлена на формирование и реализацию инновационных проектов. За три года обучено более 100 человек.
7. Тесное взаимодействие организаторов и исполнителей программ и промышленного сектора экономики области привело к росту затрат предприятий на инновации с 700 млн руб. (2003 г.) до 1 900 млн руб. (2005 г.).
Таким образом, в результате реализации вышеуказанных программ в регионе были созданы все основные элементы инновационной инфраструктуры, сформированы основные условия для построения региональной инновационной системы [2].
Дальнейшим мощным толчком к построению региональной инновационной системы стала разработка в 2005 г. Стратегии развития Томской области на период до 2020 г., которая была утверждена Государственной Думой Томской области 27 октября 2005 г.
Учитывая все преимущества и особенности экономики региона, стратегический путь развития Томской области был выбран исходя из следующих типологий: север области — по типу «регион — производственная площадка», юг области — по типу «регион — центр знаний и инноваций». Таким образом, впервые на региональном уровне в законо-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
59
дательном порядке было закреплено положение о том, что развитие территории будет осуществляться путем построения экономики, основанной на знаниях и инновациях.
В качестве еще одного реального механизма достижения как целей Стратегии развития Томской области до 2020 г., так и целей Инновационной стратегии, помимо целевых программ, стала разработка в 2005 г. Областной программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 — 2010 гг. (далее — Программа).
Главной целью Программы объявлено: «Обеспечить высокий уровень благосостояния населения и стандарты качества жизни через:
1. Создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения.
2. Превращение Томской области в лучшее место для жизни, работы и отдыха».
Главная цель Программы декомпозирована на 9 конкретных целей, а показатели, характеризующие достижение каждой цели, включают 33 индикатора, перечень которых соответствует рекомендациям Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, связанным с оценкой работы органов власти региона. Программа была утверждена Государственной Думой Томской области 30 марта 2006 г..
Проект по созданию на территории г. Томска особой экономической зоны получил свое развитие: 18 января 2006 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации в лице Министерства экономического развития и торговли РФ, Администрацией Томской области и Администрацией г. Томска «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа». В данном Соглашении были определены обязательства, порядок финансирования и ответственность Сторон во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 783 «О создании на
территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа». С октября 2006 г. в рамках подписанного Соглашения началось финансирование данного проекта из федеральных источников.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и последовательная работа органов власти Томской области в течение последних семи лет позволила, во-первых, сформировать исходную среду для начала создания основ региональной инновационной системы с участием всех секторов, определяющих формирование этой системы, а именно, органов власти, научно-образовательного сообщества, традиционного и инновационно развивающегося бизнес-сообщества, а также банковской сферы, во-вторых, решить задачу построения основных элементов инновационной инфраструктуры в регионе и, в-третьих, определить подходы и механизмы для успешного построения региональной инновационной системы в целом.
Реализация всех программных мероприятий, а именно, соответствующих межведомственной и областных программ, областной программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 — 2010 гг., проекта создания ОЭЗ технико-внедренческого типа позволит построить к 2010 г. все основные элементы региональной инновационной системы и обеспечить развитие Томской области в большей мере за счет секторов экономики, интенсивно использующих новые знания и инновации.
лИТЕРАТУРА
1. Инновационная стратегия Томской области. — Томск: Изд. ЗАО «Издательство научно-технической литературы», 2002. — 39с.
2. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» (Результаты 2002 — 2005 гг. ). — Томск: Изд. ООО «Издательство научно-технической литературы», 2006. — 183 с.