Научная статья на тему 'Целевые программы как инструмент формирования региональных инновационных систем'

Целевые программы как инструмент формирования региональных инновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пушкаренко А. Б.

В статье анализируется опыт Томской области, победившей в очень жесткой борьбе и ставшей единственной территорией за Уралом, где будет в ближайшее время создаваться Особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Успех Томской области был предопределен не только тем, что в течение полугода представители всех уровней власти Томской области, г. Томска, традиционных секторов экономики, инновационных предприятий, созданных после 1991 года и представителей научно-образовательного комплекса области творчески и упорно совместно работали над формированием заявки, но и тем, что, начиная с 1990 года, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообщества была направлена на развитие инновационной деятельности на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пушкаренко А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевые программы как инструмент формирования региональных инновационных систем»

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ

ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

А.Б. ПУШКАРЕНКО, кандидат технических наук, доцент, председатель комитета по науке и инновационной политике администрации Томской области

21 декабря 2005 г. вышло несколько постановлений Правительства РФ о создании в России особых экономических зон (ОЭЗ), в том числе постановление № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа». Учитывая то обстоятельство, что на создание ОЭЗ такого типа было подано 28 заявок, а победителями стали только 4 региона, становится очевидным, что Томская область победила в очень жесткой борьбе и стала единственной территорией за Уралом, где будет в ближайшее время создаваться ОЭЗ технико-внедренческого типа.

Успех Томской области был предопределен не только тем, что в течение полугода представители всех уровней власти Томской области, г. Томска, традиционных секторов экономики, инновационных предприятий, созданных после 1991 г., и представителей научно-образовательного комплекса (НОК) области творчески и упорно совместно работали над формированием заявки, но и тем, что начиная с 1990 г. деятельность органов законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообщества была направлена на развитие инновационной деятельности на территории региона. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. Создание в 1990 г. в г. Томске первого (тогда еще в СССР) технопарка и его успешное функционирование вплоть до сегодняшнего дня.

2. Успешное выполнение решений Государственной Думы Томской области «О мерах по совершенствованию системы государственной поддержки малого предпринимательства в Томской области» (№ 317-О3 от 28.08.1996), «О комплексной программе государственной поддержки малого предпринимательства Томской области на 1998 - 2000 годы» (№ 157-О3 от 18.09.1998 г.), «Об утверждении комплексной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Томской области на 2001 — 2003 годы» (№ 120-О3 от 12.11.2001).

3. Проведение на территории Томской области эксперимента по отработке механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.1999 № 1253-р, был дан старт государственному эксперименту посредством реализации в 1999 — 2001 гг. Межведомственной программы «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области». В результате реализации этой программы объемы финансирования научной и образовательной деятельности в регионе возросли в 4,6 раза, финансирования НИОКР — в 5,5 раза, объем производства инновационной наукоемкой продукции — в 3 раза.

4.Активное участие организаций и учреждений НОК г. Томска в инновационных программах Министерства образования РФ в 1992 — 2001 гг.

Точкой отсчета комплексной системной работы в регионе по развитию инновационной деятельности можно считать 2 июня 1999 г., когда решением Государственной Думы Томской области был принят один из первых в регионах России Закон «Об инновационной деятельности в Томской области» (№ 13 — ОЗ от 02.06.1999).

Принятый Закон определил организационные, правовые и экономические условия и гарантии инновационной деятельности в Томской области, а также условия регулирования отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти Томской области. Он имел целью обеспечение проведения единой государственной политики в сфере инновационной деятельности и был направлен на создание условий развития и функционирования субъектов инновационной деятельности на территории Томской области.

Далее последовало принятие еще нескольких региональных законодательных актов, которые

позволили сформировать механизмы по исполнению вышеуказанного Закона, а именно:

• Закон Томкой области «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области», решение Государственной Думы Томской области от 20.11.2000, № 681 (№ 56 -ОЗ от 01.12.2000);

• Положение «Об инновационной деятельности в городе Томске», решение Томской Городской Думы от 31.10.2000, № 260.

В 2001 — 2002 гг. Томская область участвовала в европейском проекте по программеТАСК FINRUS— 9804 «Инновационные центры и наукограды». В результате выполнения проекта с помощью ведущих специалистов стран ЕС была подготовлена команда томских экспертов, проведен в г. Томске технологический аудит конкурентоспособных на мировых рынках научно-технических разработок, выбраны ключевые наукоемкие технологии для регионального развития и разработана Инновационная стратегия Томской области на период 2002 — 2010 гг. [1]. Это был первый документ такого рода в Российской Федерации.

Генеральной целью Инновационной стратегии признавалось «устойчивое экономическое развитие Томской области на основе использования ее научно-технологического потенциала». Приоритетными направлениями Инновационной стратегии были признаны следующие:

1. Стимулирование существующих региональных компаний к использованию инновации.

2. Стимулирование создания малых инновационных предприятий.

3. Привлечение внешних инвестиций (преимущественно в высокотехнологическую сферу).

4.Создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций.

5.Повышение уровня инновационной культуры в регионе.

Ключевым критерием для оценки достижения генеральной цели Инновационной стратегии был принят показатель — «Доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства региона». За базовое значение этого показателя была принята его величина на конец 2001 г., которая была оценена в 10 %. Успешная реализация Инновационной стратегии должна обеспечить значение этого показателя в 50 % к 2010 г.

После принятия Инновационной стратегии возник вопрос о создании эффективных механизмов для ее реализации. Как показала дальнейшая работа, развитие ранее выполнявшихся, а также

формирование новых целевых программ, воплощающих приоритетные направления Инновационной стратегии, оказалось эффективно работающим механизмом достижения цели построения основных элементов региональной инновационной системы.

С учетом приоритетных направлений, определенных в Инновационной стратегии под поставленные в этом документе задачи, были сформированы следующие программы:

1. Межведомственная:

• «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» (2002 — 2005 гг.), заказчиками которой выступили Минобрнауки России, Российская академия наук (РАН), Сибирское отделение РАН, Администрация Томской области. В настоящее время реализуется второй этап Межведомственной программы в период 2006 — 2008 гг.;

2. Областные целевые (ОЦП):

• «Развитие инновационной деятельности в Томской области», первая программа — на 2002 г., вторая программа — на 2003 — 2005 гг., третья программа — на 2006 — 2008 гг.

• «Развитие малого предпринимательства в Томской области на 2005 — 2007 гг.», (четвертая программа).

Основными целями каждой из программ являлись следующие:

межведомственная: «Создание и апробация механизмов инновационного развития экономики региона и формирование инновационной системы как части общенациональной задачи развития экономики Российской Федерации»;

ОЦП по развитию инновационной деятельности: «Устойчивое экономическое развитие Томской области на основании использования ее научно-технологического потенциала»;

ОЦП по развитию малого предпринимательства: «Развитие инновационного предпринимательства. Активизация развития малого предпринимательства на территориях муниципальных образований, прежде всего, в сфере производства и реализации собственной продукции, работ, услуг».

В результате выполнения этих целей предполагалось получить следующие результаты: А. По Межведомственной программе:

1) увеличение доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства в 2005 г. до 30 %;

2) увеличение числа предприятий, реализующих инновационные проекты до 30 в год;

5 О Я £

Я

1

о

5 -

О

6

2

Ё

о §

о

ч т

0 2

1 &

я &

•е

1

5 К

0

2

1 I о

£ о Ч о и т К

0

6

К я

1

о &

К

£

о «

о %

о и

I

о

ч я

я &

к

я

и

3) увеличение доли средств, получаемых организациями НОК от коммерциализации научных разработок, до 25 % от общего объема внебюджетного финансирования научной деятельности;

4) совершенствование региональной нормативно-правовой базы инновационной деятельности;

5) создание инфраструктурных организаций: бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, офисов коммерциализации;

6) создание системы защиты интеллектуальной собственности, финансирования инновационных проектов, механизмов продвижения инновационной продукции и ее сертификации.

Б. По ОЦП по развитию инновационной деятельности:

1) обеспечить в 2005 г. рост доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства до 30 % (2 — 3 млрд руб. в год);

2) создать к 2005 г. не менее 30 новых малых инновационных предприятий;

3) создать к 2005 г. не менее 300 новых рабочих мест.

В. По ОЦП по развитию малого предпринимательства:

1) увеличение количества субъектов малого предпринимательства Томской области на 25 % к 2008 г., в том числе: в инновационной сфере — на 35 %; в сельских муниципальных образованиях — на 15 %;

2) увеличение числа рабочих мест в малом предпринимательстве на 15 % к 2008 г., в том числе: в инновационной сфере — на 30 %; в сельских муниципальных образованиях — на 15 %;

3) увеличение выпуска продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства на 60 % к 2008 г, в том числе: в инновационной сфере — на 75 %; в сельских муниципальных образованиях — на 40 %.

Направления воздействия каждой из программ на определенные экономические секторы и организации, работающие в них, приведены на рис. 1.

Как видно, каждая из программ воздействовала как отдельно, так и комплексно вместе с другими программами на оп-

ределенные производственные и инфраструктурные элементы, работающие в Томской области. Такое перекрытие зон воздействия под решение специальных задач каждой из программ, но взаимоувязанных для развития инновационной деятельности в регионе, привело к тому, что к середине 2005 г. в Томской области, благодаря синергетическому эффекту от реализации мероприятий трех программ, была сформирована исходная среда для создания региональной инновационной системы с участием всех необходимых сторон, определяющих формирование этой системы, а именно, органов власти, научно-образовательного сообщества, традиционного и инновационно развивающегося бизнес-сообщества, а также частично банковской сферы.

Какие же результаты в реализации Инновационной стратегии были достигнуты в области к концу 2005 г. в ходе выполнения всех трех программ?

А. Обобщенные результаты:

1) объем финансирования образовательной деятельности за отчетный период вырос более чем в 3 раза и составил в 2005 г. 5,0 млрд руб.;

2) объем финансирования учреждений науки и научного обслуживания составил 3,8 млрд руб.;

3) объем выпуска наукоемкой продукции ежегодно увеличивался примерно в 1,5 раза и достиг в 2005 г. 6,5 млрд руб.;

4) доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства составила величину 27 % (2,7 млрд руб.);

5) создано 54 новых инновационных организаций;

6) количество созданных новых рабочих мест только на инновационно активных предприятиях составило более 2 250;

7) на реализацию мероприятий программ в течение трех лет было привлечено более 2 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б. Системные результаты:

1. Создана система государственной поддержки продвижения научно-технической разработки (НТР) от идеи до инновационного продукта, обеспеченной финансовой поддержкой из средств областного бюджета. Сегодня Администрация Томской области проводит следующие конкурсы: конкурс молодых ученых; конкурс научных разработок; совместный РФФИ — Томская область; совместный РГНФ — Томская область; конкурс предынкубационных проектов; конкурс инновационных проектов; конкурс на звание «Лучшее инновационное предприятие».

2. Создана инфраструктура, способствующая передаче разработки из научной организации на

производственное предприятие: 9 офисов коммерциализации разработок в вузах и научных организациях, 4 бизнес-инкубатора (первый в России межвузовский студенческий бизнес-инкубатор запущен в сентябре 2004 г.), 2 центра трансфера технологий, сеть рискового финансирования (куратор АНО «Томский центр содействия инновациям»).

3. Офисами коммерциализации разработок заключено 27 лицензионных соглашений по передаче интеллектуальной собственности из научной организации в производство (2003 г. — 3 шт.).

4. На конкурс в рамках программы «Старт», организованный Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, от г. Томска в 2004 г. была подана 51 заявка и 16 проектов стали победителями конкурса (один из лучших результатов в СФО). В 2005 г. на этот же конкурс было подано 54 проекта, и 15 проектов стали его победителями.

5. ОАО ТМДЦ «Технопарк» создал Интернет-портал инновационных разработок и инновационной продукции Томской области на веб-сайте www. t-park. га. Большинство разработок, представленных на портале, поступает в Российскую сеть трансфера технологий.

6. Проведена подготовка бизнес-команд и бизнес-триад, деятельность которых направлена на формирование и реализацию инновационных проектов. За три года обучено более 100 человек.

7. Тесное взаимодействие организаторов и исполнителей программ и промышленного сектора экономики области привело к росту затрат предприятий на инновации с 700 млн руб. (2003 г.) до 1 900 млн руб. (2005 г.).

Таким образом, в результате реализации вышеуказанных программ в регионе были созданы все основные элементы инновационной инфраструктуры, сформированы основные условия для построения региональной инновационной системы [2].

Дальнейшим мощным толчком к построению региональной инновационной системы стала разработка в 2005 г. Стратегии развития Томской области на период до 2020 г., которая была утверждена Государственной Думой Томской области 27 октября 2005 г.

Учитывая все преимущества и особенности экономики региона, стратегический путь развития Томской области был выбран исходя из следующих типологий: север области — по типу «регион — производственная площадка», юг области — по типу «регион — центр знаний и инноваций». Таким образом, впервые на региональном уровне в законо-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

59

дательном порядке было закреплено положение о том, что развитие территории будет осуществляться путем построения экономики, основанной на знаниях и инновациях.

В качестве еще одного реального механизма достижения как целей Стратегии развития Томской области до 2020 г., так и целей Инновационной стратегии, помимо целевых программ, стала разработка в 2005 г. Областной программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 — 2010 гг. (далее — Программа).

Главной целью Программы объявлено: «Обеспечить высокий уровень благосостояния населения и стандарты качества жизни через:

1. Создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения.

2. Превращение Томской области в лучшее место для жизни, работы и отдыха».

Главная цель Программы декомпозирована на 9 конкретных целей, а показатели, характеризующие достижение каждой цели, включают 33 индикатора, перечень которых соответствует рекомендациям Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, связанным с оценкой работы органов власти региона. Программа была утверждена Государственной Думой Томской области 30 марта 2006 г..

Проект по созданию на территории г. Томска особой экономической зоны получил свое развитие: 18 января 2006 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации в лице Министерства экономического развития и торговли РФ, Администрацией Томской области и Администрацией г. Томска «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа». В данном Соглашении были определены обязательства, порядок финансирования и ответственность Сторон во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 783 «О создании на

территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа». С октября 2006 г. в рамках подписанного Соглашения началось финансирование данного проекта из федеральных источников.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и последовательная работа органов власти Томской области в течение последних семи лет позволила, во-первых, сформировать исходную среду для начала создания основ региональной инновационной системы с участием всех секторов, определяющих формирование этой системы, а именно, органов власти, научно-образовательного сообщества, традиционного и инновационно развивающегося бизнес-сообщества, а также банковской сферы, во-вторых, решить задачу построения основных элементов инновационной инфраструктуры в регионе и, в-третьих, определить подходы и механизмы для успешного построения региональной инновационной системы в целом.

Реализация всех программных мероприятий, а именно, соответствующих межведомственной и областных программ, областной программы социально-экономического развития Томской области на период 2006 — 2010 гг., проекта создания ОЭЗ технико-внедренческого типа позволит построить к 2010 г. все основные элементы региональной инновационной системы и обеспечить развитие Томской области в большей мере за счет секторов экономики, интенсивно использующих новые знания и инновации.

лИТЕРАТУРА

1. Инновационная стратегия Томской области. — Томск: Изд. ЗАО «Издательство научно-технической литературы», 2002. — 39с.

2. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» (Результаты 2002 — 2005 гг. ). — Томск: Изд. ООО «Издательство научно-технической литературы», 2006. — 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.