Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Жиляева Наталья Владимировна, Швецова Елена Николаевна

Статья посвящена важной и значимой для начального образования теме - изучению влияния экологической культуры на формирование нравственности детей младшего школьного возраста. Авторы анализируют основные современные подходы к формированию нравственности учеников начальной школы в процессе их ознакомления с элементами экологической культуры, включая не только знаниевый, но и деятельностный аспекты. Описывается педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный), направленный на воспитание нравственности младших школьников с использованием элементов экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Жиляева Наталья Владимировна, Швецова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF ECOLOGICAL CULTURE ON MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to an important and significant topic for primary education - the study of the influence of ecological culture on the formation of morality in children of primary school age. The authors analyze the main modern approaches to the formation of the morality of primary school students in the process of acquainting them with the elements of ecological culture, including not only knowledge, but also activity aspects. The pedagogical experiment is described, consisting of three stages (ascertaining, forming, control), aimed at educating the morality of primary schoolchildren using elements of ecological culture.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 23.10.2020 г.).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ МОН РФ №1155 от 17.10.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 02.11.2020 г.).

7. Федеральный закон № 273 от 12 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 23.10.2020 г.).

Педагогика

УДК 372.4

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент 2 курса магистратуры Жиляева Наталья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент 2 курса магистратуры Швецова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена важной и значимой для начального образования теме - изучению влияния экологической культуры на формирование нравственности детей младшего школьного возраста. Авторы анализируют основные современные подходы к формированию нравственности учеников начальной школы в процессе их ознакомления с элементами экологической культуры, включая не только знаниевый, но и деятельностный аспекты. Описывается педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный), направленный на воспитание нравственности младших школьников с использованием элементов экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, нравственное воспитание, развитие личности младшего школьника.

Annotation. The article is devoted to an important and significant topic for primary education - the study of the influence of ecological culture on the formation of morality in children of primary school age. The authors analyze the main modern approaches to the formation of the morality of primary school students in the process of acquainting them with the elements of ecological culture, including not only knowledge, but also activity aspects. The pedagogical experiment is described, consisting of three stages (ascertaining, forming, control), aimed at educating the morality of primary schoolchildren using elements of ecological culture.

Keywords: ecological culture, moral education, development of the personality of a younger student.

Введение. Все чаще проблема нравственного воспитания подрастающего поколения не только в нашей стране, но и во всем мире, становится все более значимой и актуальной, поскольку смещается акцент с ценностей интеллектуальных, общечеловеческих на материальные ценности, сопровождающиеся крайним эгоцентризмом и социальной изолированностью. Это приводит к отсутствию мотивации у обучающихся к самосовершенствованию, образованию и культурному обогащению. Эта проблема ставит перед современной школой задачу формирования нравственности, нравственных ценностей и обучение навыкам нравственного поведения и взаимодействия.

Снижение уровня ценностно-нравственного воспитания ярко проявляется в отношениях между человеком и окружающей средой. В наше время это очень показательно проявляется в постоянной угрозе экологической катастрофы. Отсюда возрастает огромная необходимость взрастить экологическую культуру в умах подрастающего поколения, а также привить ценностное отношение к окружающей среде каждой личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о том, что процесс развития личности и принятия духовно-нравственных и других ценностей является одним из главных составляющих процесса образования [13].

В настоящее время многие исследователи обращают свое внимание и на особенности нравственного воспитания младших школьников, и на проблему формирования экологической культуры в условиях начальной школы. Однако вопрос формирования нравственности младших школьников через ознакомление обучающихся с компонентами экологической культуры в современной литературе представлен недостаточно широко.

Таким образом, целью нашей статьи является изучение влияния экологической культуры на нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира, описание комплекса мероприятий, направленных на формирование нравственного воспитания, как компонента экологической культуры.

Изложение основного материала статьи. Понятия «экологическая культура» и «нравственное воспитание» тесно взаимосвязаны. Оба понятия обозначают некую совокупность морально-этических, личностных норм, ценностей и установок. Однако, в понятии «экологическая культура» этими устоями человек руководствуется не по отношению ко всему и всем, а конкретно к окружающей среде. Таким образом, именно благодаря этой особенности нравственное воспитание под влиянием экологической культуры приобретает черты экологически-нравственного.

Анализируя современную научную литературу, мы пришли к выводу о том, что сочетание экологической культуры и нравственного воспитания в публикациях различного рода встречается довольно часто. Опишем подходы к пониманию данной взаимосвязи.

В ряде исследований предлагается использовать различные технологии в работе с младшими школьниками в процессе формирования экологической культуры. При этом аспект нравственного воспитания затрагивается косвенно. Достаточно распространенным средством формирования экологической культуры являются экскурсии, природоохранные мероприятия и акции [5]. Большое количество работ посвящено учебным, исследовательским проектам и проектной технологии в целом как одного из направлений в работе по формированию экологической культуры младших школьников [8, 3, 2]. Не остается вне внимания ученых и вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий при ознакомлении учеников начальной школы с аспектами экологического поведения [10]. Предметный принцип как основной при

формировании экологической культуры обучающихся поднимается в работах И.А.Киреевой [9], Н.В. Пищенюк, С.В. Цымбал, И.Д.Ереминой [11]. При этом авторы предлагают пользоваться не только предметным содержанием урока Окружающий мир, но и русского языка и литературного чтения.

Не остается не исследованным вопрос о формировании отдельных аспектов экологической культуры во внеурочной деятельности [6] и в системе дополнительного образования [10].

Важным представляется появление достаточного количества исследований, связанных с формированием экологической культуры у школьников с особыми образовательными потребностями. Хочется отметить, что авторы тесно связывают нравственное воспитание и экологическую культуру, считая, что при формировании нравственности детей с ОВЗ, возможно осуществлять знакомство школьников с элементами экологической культуры [7, 12].

Актуальную проблему обозначили Н.Л. Дубровская, Л.А.Мосолова, доказав, что нравственное воспитание обучающихся невозможно осуществлять вне формирования экологической культуры, компетентности у учителей [4].

Н.Х. Вохидова, М.А. Абдуллаева тесно связывают формирование экологической культуры, экологическое воспитание младших школьников с нравственным воспитанием, обозначая первое как направление духовно-нравственного развития учеников начальной школы [1].

Таким образом, несмотря на большое количество статьей, взаимосвязь и зависимость экологической культуры и нравственного воспитания изучена не в полном объеме.

В качестве предметной основы исследования нами был выбран курс Окружающий мир. Проследить связи между людьми для младшего школьника обязательно, но еще более важно понять и проследить связи людей и его самого с миром окружающим. Именно для этого и существует предмет Окружающий мир. Он развивает интеллектуальную сферу личности ребенка, знакомит его с опытом и культурой, ценностями и традициями предков, позволяет понять механизмы взаимодействия между человеком и природой, формирует знания об окружающем мире и позволяет понять занимаемое место в этом мире.

В качестве испытуемых нами были выбраны обучающиеся 1 класса в количестве 32 человек. Класс обучается по учебно-методическому комплексу «Перспективная начальная школа». Диагностический инструментарий исследования составили методика «Натурафил», предназначенная для диагностики уровня развития интенсивности личного отношения к природе В.А. Ясвина, С.В. Дерябо; методика М.И. Шиловой для изучения нравственной воспитанности младших школьников. Исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Опишем результаты констатирующего эксперимента.

По методике В.А. Ясвина, С.В. Дерябо выделяются два показателя: субъективное отношение к природе и экологическая эрудиция. По показателю субъективное отношение к природе большинство обучающихся показали средний уровень (43%), по 16% обучающихся показали уровень высокий и выше среднего, 25% обучающихся находятся на уровне ниже среднего. Итак, большая часть детей имеет средний уровень субъективного отношения к природе, однако, немалую долю составляют дети с низким и ниже среднего уровнем. Таким образом, необходимо повысить уровень сознательного бережного отношения к природе среди учеников данного класса.

По показателю экологическая эрудиция 50% обучающихся имеют средний уровень сформированности натуралистической эрудиции, выше среднего и высокий уровень показали 32% обучающхся. Ниже среднего уровень был отмечен у 11% и низкий уровень у 7% соответственно.

По уровню натуралистической эрудиции детей со средним уровнем больше, что говорит о неплохих знаниях в области окружающего мира, но высокий и выше среднего уровни не дают весомого показателя, а расширенными знаниями богаты единицы учеников класса. Отсюда следует, что необходимо не только изменить отношение детей к вопросу экологии, но и расширить их знания.

По методике М.И. Шиловой большая часть обучающихся, а именно 57%, имеет низкий уровень воспитанности, остальные (43%) имеют средний уровень. Высокий уровень воспитанности и невоспитанность не показал никто из учащихся. Таким образом, нам также необходимо повысить и уровень нравственной воспитанности данного класса.

Формирующий эксперимент предполагал следующие формы и приемы работы: привлечение к экологически-нравственному воспитанию семьи обучающихся, использование работы в малых учебных группах, работа с учебником.

На страницах учебника О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова [14], часто встречаются задания, выполнение которых предусматривает осмысление и высказывание детьми своих размышлений в опоре на личностный опыт или на возможную модель поведения по отношению к природе, основанную нравственным воспитанием ребенка. Кроме того, он предоставляет широкие возможности для работы в группах. Для разработки наших заданий мы выбрали темы и упражнения, направленные на экологическое образование младших школьников, а также представили задания для организации групповой учебной работы.

Представим систему заданий и мероприятий, использованных и предложенных нами во время формирующего эксперимента.

Таблица 1

Система задании и мероприятий, направленных на развитие нравственного воспитания в рамках уроков

окружающего мира

Тема занятия | Задания | Групповая работа | Работа с родителями

Раздел Человек и природа

1. Хвойный город. Совместно с родителями первоклассники сажают хвойные деревья на территории школы и ухаживают за ними на протяжении всего периода обучения.

2. Как растения расселяются на новые места. «Природный театр». Обсуди с соседом по парте способы расселения растений, которые вы сегодня узнали. Подумайте, как в паре вы можете их показать у доски другим одноклассникам.

3. Труд людей осенью. Конкурс поделок, сделанных первоклассниками вместе с родителями из природных материалов с описанием использованных ресурсов.

4. Как помочь птицам зимой. Подумайте и расскажите о том, какие проблемы в жизни птиц могут возникнуть зимой. Как человек может помочь решить эти проблемы? Совместно с соседом по парте попробуйте рассказать о роли птиц в природе и жизни людей. Составьте в группе возможные варианты помощи человека птицам зимой. Поинтересуйтесь у родителей, как они помогали птицам зимой, когда они учились в школе.

5. Учимся различать деревья и кустарники зимой. Попробуйте определить, какие деревья у нас растут, а затем расскажете нам, что вы узнали на следующей неделе. Когда пойдете из школы домой, а также будете гулять в выходные дни, обратите внимание на внешний вид деревьев и оставшиеся на них плоды. За помощью в ваших наблюдениях или при возникновении затруднений обратитесь к родителям.

6. Пришла весна. Работая в паре с соседом по парте, рассмотрите на рисунке изменения природы с приходом весны. Объясните, как изменилась природа? Какие весенние приметы вы можете отметить?

7. Природа и мы. С помощью учебника проанализируйте одну из экологических проблем: 1-я группа. Проблема исчезновения некоторых видов животных и птиц в определенных местах. 2-я группа. Проблема загрязнения леса. 3-я группа. Проблема порчи природных объектов. 4-я группа. Проблема жестокого обращения с животными.

Раздел 2 Человек и общество

1. Красная книга. Подумайте и ответьте на предложенный вашей группе вопрос. 1-я группа. Почему книга такого цвета? Что в ней может быть? 2-я группа. Какие животные могут быть в Красной книге? Как вы думаете, почему они в ней? 3-я группа. Какие растения могут быть в Красной книге? Как вы думаете, почему они в ней?

2. Цветы победы. Вместе с родителями первоклассники делают поделки или открытки для ветеранов с цветами из бумаги к 9 мая, со стихами внутри.

Таким образом, нами были использованы наглядные, словесные, творческие методы, игровые и исследовательские групповые формы работы. Хочется отметить, что родители принимали участие в обучении и воспитании детей, что несомненно важно при осуществлении нравственного воспитания. Дети смогли сами прийти к определенным выводам, понять суть различных, в том числе экологических, проблем, найти способы их решения, а главное - понять, что каждый человек обязан помочь природе и сохранить её ресурсы.

Выводы. Контрольный этап эксперимента включал те же методики, что и констатирующий. Опишем результаты исследования в сравнительной динамике. По показателю субъективное отношение к природе количество обучающихся

среднего уровня возросло с 43% до 50%, высокого и уровня выше среднего достигло 33% обучающихся, процент испытуемых с уровнем ниже среднего снизился с 25% до 10%. По показателю экологическая эрудиция положительная динамика отмечается по уровням средний (с 50% до 57%), выше среднего и высокий (с 32% до 33%), процент обучающихся с низким уровнем и уровнем ниже среднего также имеет тенденцию к снижению (с 15% процентов в целом до 10%).

По методике М.И. Шиловой результаты исследования также позволяют говорить о положительной динамике: появились обучающиеся с высоким уровнем воспитанности - 4%, процент испытуемых со средним уровнем вырос с 43% до 54%, наблюдается тенденция к снижению процента обучающихся с низким уровнем воспитанности (с 57% до 42%).

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что задания с экологическим содержанием позволяют не только повысить уровень экологической культуры младших школьников, но и эффективно осуществлять нравственное воспитание.

Таким образом цель нашей статьи достигнута. Мы выявили связь экологической культуры младших школьников с нравственным воспитанием и описали комплекс мероприятий, направленных на формирование нравственного воспитания, как компонента экологической культуры.

Литература:

1. Вохидова Н.Х., Абдуллаева М.А. Экологическое воспитание как направление духовно-нравственного развития обучающихся младших классов // В сб.статей по материалам V международной научно-практической конференции Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы. - Минск. - 2021. - С. 119-122.

2. Глазунова О.И. Актуальные проблемы нравственно-экологического воспитания личности младшего школьника // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - 2021. - Т.2. - №13-2. -С. 429-435.

3. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 6.

4. Дубровская Н.Л., Мосолова Л.А. Нравственное воспитание школьников посредством формирования экологической компетентности учителями предметов естественного цикла // В ст. статей по материалам XVI международной научно-практической конференции Наука, образование и общество: тенденции и перспективы развития. - 2019. - С. 86-88.

5. Дьячкова Т.В. Воспитание экологической культуры через организацию экологических экскурсий, природоохранных мероприятий и акций // В сб. статей по материалам 39 международной научно-практической конференции Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. - 2020. - С. 93-96.

6. Зайцева С.А., Колесова О.В. Развитие представлений о здоровом образе жизни (здоровьесбережении) у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности // Балканское научное обозрение. - 2020. - Т.4. - №2 (8). -С. 27-30.

7. Зайцева С.А., Мухина Л.Н. Формирование экологической культуры слабовидящих младших школьников // В сб.статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. - 2017. - С. 107-110

8. Зайцева С.А., Рыжечкина Л.И. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-3. - С. 86-89.

9. Киреева И.А. Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках русского языка // Электронный научный журнал. - 2020. - №8 (37). - С. 107-109.

10. Маслова Т.А., Федорова Н.А. Роль информационных технологий в воспитании экологической культуры личности в системе дополнительного образования // Вестник Калужского университета. - 2021. - №1 (50). - С. 169-171.

11. Пищенюк Н.В., Цымбал С.В., Еремина И.Д. Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках литературного чтения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2021. - №2 (71). - С. 134-137.

12. Саломина Е.А. Нравственное воспитание как предпосылки развития экологического воспитания у детей с ОВЗ // В сб.статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию От экологического образования к экологии будущего. - 2020. - С. 1209-1213.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Учебно-методический портал Министерства образования и науки РФ URL: http: // минобрнауки.рф

14. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс в 2-хчастях. - М.: Академкнига, 2018.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Аннотация. В статье рассмотрена общая характеристика понятия «повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации. Проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. В статье раскрыты понятие и сущность повышение квалификации педагогов дошкольной образовательной организации, определены особенности организационно-управленческих условий повышения квалификации педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: управления, повышением квалификации, педагог, дошкольная образовательная организация, кадры, организационно-управленческие условие.

Annotation. The article discusses the general characteristics of the concept of "advanced training of teachers of preschool educational organizations. The psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem is analyzed. The article reveals the concept of advanced training of teachers of a preschool educational organization, defines the features of organizational and managerial conditions for advanced training of teaching staff in a preschool educational organization.

Keywords: management, professional development, teacher, preschool educational organization, personnel, organizational and managerial conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.