Научная статья на тему 'Влияние единого налога на вмененный доход на динамику доходов местных бюджетов в регионах РФ (на примере Московской области)'

Влияние единого налога на вмененный доход на динамику доходов местных бюджетов в регионах РФ (на примере Московской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЁННЫЙ ДОХОД / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / FLAT TAX ON DEEMED INCOME / LOCAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельничук Марина Владимировна, Караев Алан Канаматович

Цель работы. В статье анализируется фискальное и регулирующее значение единого налога на вменённый доход, который представляет собой специальную систему налогообложения и уплата которого освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от обязанностей по уплате целого ряда налогов; при этом доходы от единого налога на вменённый доход подлежат зачислению в доходы местных бюджетов бюджеты муниципальных районов (городских округов). Методология проведения работы. Построена регрессионная модель зависимости налоговых поступлений в местные бюджеты Московской области от налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства на основе единого налога на вменённый доход. Результаты. Получены количественные оценки коэффициента эластичности налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от налоговой базы (суммы исчисленного единого налога на вменённый доход) субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлены факты эластичного роста налоговых доходов местных бюджетов от уплаты единого налога на вменённый доход организациями и неэластичного роста налоговых доходов местных бюджетов от уплаты единого налога на вменённый доход индивидуальными предпринимателями. Область применения результатов. Полученные оценки эластичности налоговых поступлений в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Московской области, являются важными индикаторами в прогнозировании налоговых доходов региональных и местных бюджетов и представляют собой практическую значимость для проведения расчётов не только министерством экономики и финансов Московской области, но и других региональных министерств. Выводы. Делается вывод о том, что при решении вопроса о перспективах применения системы ЕНВД нужно учитывать значимость данного налога для формирования доходной базы муниципальных бюджетов, обусловленную, в т. ч., и существенным количеством его плательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельничук Марина Владимировна, Караев Алан Канаматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF FLAT TAX ON DEEMED INCOME ON THE DYNAMICS OF LOCAL BUDGET INCOME IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (BASED ON AN EXAMPLE OF THE MOSCOW REGION)

The goal of the paper. The manuscript analyzes the fiscal and regulating meaning of flat tax on deemed income that represents a special system of taxation and the payment of which releases organizations and entrepreneurs from their obligations of paying a whole number of taxes. In this case, the income from flat tax on deemed income should be added to the income of local budgets the budgets of municipal regions (city districts). The methodology of performing the study. A regression model constructed is that of dependence of taxation receipts in local budgets of the Moscow Region from the taxation burden on small and medium-sized business based on flat tax on deemed income. Results. Quantitative evaluations have been collected of the index of elasticity of taxation receipts into regional and local budgets from the taxation base (the amount of the calculated flat tax on deemed income) of entities of small and mediumsized business. Facts of elastic growth of taxation income of local budgets from payment of flat tax on deemed income by organizations and inelastic growth in taxation income of local budgets from payment of flat tax on deemed income by entrepreneurs have been established. The area of application of the results. The derived evaluations of elasticity of taxation receipts in the budget of the Moscow region and budgets of municipalities located on the territory of the Moscow region are important indicators in forecasting of taxation income of regional and local budgets and represent practical importance for calculations not only by the Ministry of Economics and Finances of the Moscow Region, but also of other regional Ministries. Conclusions. A conclusion is made that when resolving the issue about the prospects of using the system of flat tax on deemed income it is necessary to take into account the importance of this tax on the formation of the income base of municipal budgets also attributable to a significant number of payers (entrepreneurs and organizations).

Текст научной работы на тему «Влияние единого налога на вмененный доход на динамику доходов местных бюджетов в регионах РФ (на примере Московской области)»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 332.1 МЕЛЬНИЧУК МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

e-mail: mvmelnichuk@gmail.com

КАРАЕВ АЛАН КАНАМА ТОВИЧ

д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

e-mail: a_k58@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД НА ДИНАМИКУ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В РЕГИОНАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Цель работы. В статье анализируется фискальное и регулирующее значение единого налога на вменённый доход, который представляет собой специальную систему налогообложения и уплата которого освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от обязанностей по уплате целого ряда налогов; при этом доходы от единого налога на вменённый доход подлежат зачислению в доходы местных бюджетов — бюджеты муниципальных районов (городских округов). Методология проведения работы. Построена регрессионная модель зависимости налоговых поступлений в местные бюджеты Московской области от налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства на основе единого налога на вменённый доход. Результаты. Получены количественные оценки коэффициента эластичности налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от налоговой базы (суммы исчисленного единого налога на вменённый доход) субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлены факты эластичного роста налоговых доходов местных бюджетов от уплаты единого налога на вменённый доход организациями и неэластичного роста налоговых доходов местных бюджетов от уплаты единого налога на вменённый доход индивидуальными предпринимателями. Область применения результатов. Полученные оценки эластичности налоговых поступлений в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Московской области, являются важными индикаторами в прогнозировании налоговых доходов региональных и местных бюджетов и представляют собой практическую значимость для проведения расчётов не только министерством экономики и финансов Московской области, но и других региональных министерств. Выводы. Делается вывод о том, что при решении вопроса о перспективах применения системы ЕНВД нужно учитывать значимость данного налога для формирования доходной базы муниципальных бюджетов, обусловленную, в т. ч., и существенным количеством его плательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций).

Ключевые слова: единый налог на вменённый доход; местный бюджет.

MELNICHUK MARINA VLADIMIRO VNA

Doctor of Economic Sciences, Professor of FSBEI of HE "Financial University affiliated with the Government of the Russian Federation ",

e-mail: mvmelnichuk@gmail.com

KARAEV ALAN KANAMATOVICH

Doctor of Economic Sciences, Professor of FSBEI of HE "Financial University affiliated with the Government of the Russian Federation",

e-mail: a k58@mail.ru

THE IMPACT OF FLAT TAX ON DEEMED INCOME ON THE DYNAMICS OF LOCAL BUDGET INCOME IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (BASED ON AN EXAMPLE OF THE MOSCOW REGION)

Abstract. The goal of the paper. The manuscript analyzes the fiscal and regulating meaning of flat tax on deemed income that represents a special system of taxation and the payment of which releases organizations and entrepreneurs from their obligations of paying a whole number of taxes. In this case, the income from flat tax on deemed income should be added to the income of local budgets - the budgets of municipal regions (city districts). The methodology of performing the study. A regression model constructed is that of dependence of taxation receipts in local budgets of the Moscow Region from the taxation burden on small and medium-sized business based on flat tax on deemed income. Results. Quantitative evaluations have been collected of the index of elasticity of taxation receipts into regional and local budgets from the taxation base (the amount of the calculated flat tax on deemed income) of entities of small and medium-sized business. Facts of elastic growth of taxation income of local budgets from payment of flat tax on deemed income by organizations and inelastic growth in taxation income of local budgets from payment of flat tax on deemed income by entrepreneurs have been established. The area of application of the results. The derived evaluations of elasticity of taxation receipts in the budget of the Moscow region and budgets of municipalities located on the territory of the Moscow region are important indicators in forecasting of taxation income of regional and local budgets and represent practical importance for calculations not only by the Ministry of Economics and Finances of the Moscow Region, but also of other regional Ministries. Conclusions. A conclusion is made that when resolving the issue about the prospects of using the system of flat tax on deemed income it is necessary to take into account the importance of this tax on the formation of the income base of municipal budgets also attributable to a significant number of payers (entrepreneurs and organizations).

Keywords: flat tax on deemed income; the local budget.

Введение. В странах с развитой рыночной экономикой субъекты малого бизнеса являются наиболее важным элементом, формирующим структуру свободного рыночного хозяйства и, как следствие, оказывающим существенное влияние на основные параметры экономического развития страны. Небольшие предприятия отличаются большей гибкостью, чем крупные, они легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим изменениям предпринимательской среды [3,6,7,9]. Такие характеристики рыночной экономики государства, как динамика инновационной активности, быстрый рост сферы услуг и занятости населения, ценовая конкуренция дают возможность, в т. ч., значительно повысить налоговые доходы бюджетов всех уровней, что позволяет говорить о значительном вкладе субъектов малого предпринимательства в экономику страны в целом. Динамичное развитие малого и среднего бизнеса может быть одним из ключевых факторов стабильного экономического роста в России.

Льготные налоговые режимы, которые представлены в нашей стране упрощённой системой налогообложения (УСН), единым налогом на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) и, начиная с 2013 г., новым режимом налогообложения для малого бизнеса — патентной системой налогообложения (ПСН), остаются основным механизмом налоговой оптимизации для большей части малых предприятий.

Несмотря на незначительность объемов поступлений от налогов на вменённый доход при формировании доходов местных бюджетов (встаёт вопрос о рациональности взимания ЕНВД, поскольку издержки на налоговое администрирование могут быть сопоставимы по величине и объёму с суммой налоговых поступлений), налогообложение вменённого дохода позволяет государству сужать границы теневой экономики, вовлекая в сферу налогового контроля субъекты малого бизнеса.

Под вменённым налогом понимается потенциально возможный валовой доход налогоплательщика, рассчитываемый с учётом совокупности факторов, непосредственно влияющих на

получение такого дохода. Благодаря этому налогу государство на основе косвенных методов вменяет налогоплательщику определённую сумму дохода, которая может быть положена в основу для исчисления налоговой базы. Расчет единого налога базируется на нетто-принципе: из валового дохода исключаются потенциально необходимые затраты, связанные с его получением и сохранением.

При начислении ЕНВД величина вменённого дохода является налоговой базой и рассчитывается как произведение базовой величины доходов по определённому виду деятельности, которая исчислена за налоговый период, и величины показателя, установленного в налоговом законодательстве, характеризующем этот вид деятельности.

Налоговая база по единому налогу на вменённый доход для налогоплательщиков рассчитывается следующим образом:

Налоговая база = (баз. доходность * К1 * К2) * физ. показатель,

где К1 — устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; К2 — корректирующий коэффициент, значения которого определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Общее значение корректирующего коэффициента К2 определяется как произведение установленных значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 НК РФ. При этом в целях учёта фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.

Полную сумму по ЕНВД начисляют по итогам отчётного налогового периода, применяя следующую формулу:

Сумма ЕНВД = налоговая база * ставка налога.

Согласно ст. 61.1, 61.2 БК РФ, ЕНВД для отдельных видов деятельности зачисляется в бюджеты муниципальных районов и городских округов по нормативу 90% (оставшиеся 10% зачисляются в социальные фонды — медицинского и социального страхования). Таким образом, можно сказать, что доходы от ЕНВД являются в полной мере собственными доходами муниципальных районов и городских округов. В БК РФ муниципальным районам предоставлено право устанавливать нормативы отчислений от ЕНВД для зачисления в бюджеты городских и сельских поселений на территории данного района.

Согласно Закону от 02.06.2016 № 178-ФЗ о внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона о внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона о банках и банковской деятельности, ЕНВД будет отменен 01.01.2021. Тем не менее при решении вопроса о перспективах применения системы ЕНВД до 01.01.2021 г. нужно учитывать, что данный налог является важным источником формирования доходной базы муниципальных бюджетов [1-2, 4-5]. Значимость ЕНВД для местных бюджетов обусловлена значительным числом его плательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций). Преобладание индивидуальных предпринимателей в структуре плательщиков единого налога обуславливается как видами облагаемой налогом предпринимательской деятельности (в основном, розничная торговля), так и целью самозанятости и получения дохода физическими лицами. При этом доля поступлений ЕНВД в местные бюджеты большинства муниципальных образований практически в одинаковой степени приходится как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. В то же время в крупных городских округах поступления от организаций значительно превышают поступления от индивидуальных предпринимателей, несмотря на существенное различие в количестве плательщиков [5].

Методы исследования. С учетом существенной роли, которую налоги играют в социально

-экономическом развитии регионов России, прогнозирование налоговых доходов региональных и местных бюджетов не теряет своей актуальности.

Прогнозирование налоговых доходов бюджета, как правило, проводится с активным использованием эконометрических моделей и методов, наиболее распространённым из которых является класс регрессионных моделей, которые устанавливают количественное соотношение между доходами (эндогенными (зависимыми) переменными) и показателями, которые их обусловливают (экзогенными (независимыми) переменными). Расчет прогнозных значений налоговых доходов осуществляется по уравнению регрессии подстановкой в него значений экзогенных переменных, которые определяют условия, для которых производится прогноз влияющих на эффективность формирования налоговых доходов.

Следует отметить, что прогнозирование налоговых доходов региональных и местных бюджетов на основе регрессионных моделей основывается на изучении сложившихся тенденций в прошлом и переносе этих тенденций на будущий период, при условии, что в будущем периоде не произойдет резких изменений в сложившихся тенденциях.

В настоящей работе с помощью регрессионного анализа для Московской области (МО) РФ построены зависимости налоговых доходов от уплаты ЕНВД за период с 2008 по 2016 гг., которые могут быть использованы органами власти МО Российской Федерации для планирования и прогнозирования налоговых поступлений от уплаты ЕНВД на будущий период, и дана количественная оценка эластичности налоговых доходов местных бюджетов от уплаты ЕНВД организациями и индивидуальными предпринимателями.

Метод количественной оценки эластичности налоговых доходов местных бюджетов от уплаты ЕНВД. Рассмотрим более подробно некоторые особенности использованного метода количественной оценки эластичности налоговых доходов местных бюджетов от уплаты ЕНВД.

Обозначим налоговые поступления в муниципальные бюджеты от уплаты ЕНВД в виде частного случая следующей функции:

Т = в0 + в1 * ф * у () + е(), (1)

где: Т(у,т) — величина налоговых поступлений; у — налоговая база (сумма исчисленного фиксированного дохода); т — налоговая ставка; в0 и в1 — постоянные величины; е(^) — генератор шума.

Общее изменение налоговых поступлений в муниципальные бюджеты от уплаты ЕНВД можно выразить в виде выражения [8,10-18, 19-20]:

8 Т 8 Т dT = -dy + -d т

ду дх . (2)

и Ъ а

С учётом формул для общей эластичности Ъ относительно а: Цъ,а= ^ , и частной эла-

— —

стичности Ь относительно а: // ^ выражение для общей эластичности налоговых

поступлений в бюджет Т от налоговой базы у можно выразить как:

пг =п' + п' -п

'Т , у 'Т , у 'Т ,т ' т, у

или:

dT у 8Т у 8Т т dт у

Т dy Т 8у Т 8т т dy ,,,

■ (4)

Можно показать, что частная эластичность налоговых поступлений T от налоговой ставки т

8 Т т т

„' = 1 Т = т - у,--= у = 1

''Т т 1 / 8 т Т Т \ с-

равна единице: (так как: ), так что общая эластичность

налоговых поступлений в виде ЕНВД в местные и региональные бюджеты от налоговой базы (вмененного дохода) субъектов малого и среднего предпринимательства равна частной эластичности налоговых поступлений в виде ЕНВД от налоговой базы плюс эластичность нало-

говои ставки относительно налоговой базы: .

С учетом того факта, что для расчёта ЕНВД в России используется плоская шкала налоговой ставки, изменение налоговой базы не влияет на изменения налоговой ставки, т. е. предпо-

77 = 0

лагается, что ' . Таким образом, для оценки коэффициента общей эластичности налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от размера налоговой базы (исчисленного вменённого дохода) субъектов малого и среднего предпринимательства, можно использовать выражение:

^ = 'Т- у (5)

или в эквивалентной форме:

dLog [T (y)]

7т.y = -

dLog[ У]

. (6)

Таким образом, при наличии динамических данных (временных рядов) по налоговым поступлениям в региональные и местные бюджеты от уплаты ЕНВД, T(y), а также по налоговой базе, y(t) для регионов и всей РФ в целом можно оценить коэффициент эластичности налоговых поступлений в бюджеты регионов от уплаты ЕНВД от налоговой базы, количества налогоплательщиков N(t) и т. д.

Важно отметить и тот факт, что эконометрические модели, основанные на анализе динамики временных рядов позволяют прогнозировать данные на основании информации только о них самих. Известный английский эконометрист Д. Хендри [19] называет их «рабочей лошадкой индустрии прогнозирования». Системы эконометрических уравнений являются, по мнению Д. Хендри, основным инструментом прогнозирования экономических показателей и выполняют множество полезных функций помимо прогнозирования. Например, такие модели объединяют существующие теоретические и эмпирические знания о том, как функционирует экономика, позволяют объяснять просчеты в экономической политике и т. д.

В настоящей работе использована следующая регрессионная Log-Log модель:

Log [T(y)] = в0 + в1 * Log[y], (7)

8 T y

Р1 = — • y =7Т„

где и есть коэффициент эластичности налоговых доходов T региональ-

ных и местных бюджетов (от уплаты ЕНВД) от налоговой базы субъектов малого и среднего предпринимательства у.

Результаты. Основой для расчётов послужили данные, публикуемые ФНС России по форме №5-ЕНВД [5] по налоговой базе (сумме исчисленного вменённого дохода, в тыс. руб.), структуре начислений по ЕНВД для отдельных видов деятельности: сумме исчисленного единого налога на вменённый доход (тыс. руб.); сумме единого налога на вменённый доход, подлежащей уплате в местные бюджеты (тыс. руб.); количеству налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ед./чел.), с 2008 по 2016 гг. для региона Московская область (МО). Расчёт и численное решение регрессионных уравнений проводился в системе Mathematica 11.0.

На рис. 1-3 представлена зависимость логарифма налоговых доходов местных бюджетов МО от логарифма ЕНВД (рис. 1 — все плательщики ЕНВД на территориии МО; рис. 2 — плательщики ЕНВД — организации; рис. 3 — плательщики ЕНВД — индивидуальные пердприниматели) за период 2008-2016 гг.

Рис. 1. Зависимость логарифма налоговых доходов местных бюджетов МО от логарифма ЕНВД, 2008-2016 гг.:

• • • — исходные данные; — искомое решение модельного уравнения;----нижняя и верхняя границы

доверительного интервала

Рис. 2. Зависимость логарифма налоговых доходов местных бюджетов МО от логарифма ЕНВД(организации), 2008-2016 гг.: • • • — исходные данные; — искомое решение модельного уравнения; — — — — нижняя и верхняя границы доверительного интервала

В табл. представлены численные значения параметров регрессионного уравнения зависимости налоговых поступлений в бюджеты Московской области от уплаты ЕНВД субъектами (организации и индивидуальные предприниматели) малого и среднего предпринимательства за период 2008-2016 гг.

Рис. 3. Зависимость логарифма налоговых доходов местных бюджетов МО от логарифма ЕНВД (индивидуальные предприниматели), 2008-2016 гг. :

• • • — исходные данные; доверительного интервала

— искомое решение модельного уравнения;---— нижняя и верхняя границы

Таблица

Численные значения параметров регрессионного уравнения зависимости налоговых поступлений в бюджеты Московской области от уплаты ЕНВД субъектами (организации и индивидуальные предприниматели) малого и среднего предпринимательства за период 2008-2016 гг.

Регион, плательщики ЕНВД Численные значения параметров регрессионного уравнения

Московская область, все - 2.11+1.14 Log[y]

Московская область, организации 1ю^[Т(у)]= -5.940+1.70^[ у]

Московская область, индивидуальные предприниматели 2.11+0.62 Log[y]

Как следует из анализа рис. 1-3 и табл., коэффициент эластичности налоговых поступлений от уплаты ЕНВД в бюджеты (региональный и местный) субъектов (организации и индивидуальные предприниматели) малого и среднего предпринимательства Московской области существенно разный:

- для организаций он равен 1,7, т. е. зависимость дохода местного бюджета от уплаты ЕНВД организациями эластичная, что означает, что в случае роста ЕНВД организациями на 10% рост налоговых поступлений составит 17%;

- для индивидуальных предпринимателей он равен 0,62, что говорит о неэластичной зависимости дохода местного бюджета от уплаты ЕНВД индивидуальными предпринимателями, т. е. в случае роста ЕНВД индивидуальными предпринимателями на 10% рост налоговых поступлений составит всего 6,2%;

- для всех плательщиков ЕНВД на территории МО он равен 1,14, что говорит об эластичной зависимости дохода местного бюджета от уплаты ЕНВД всеми плательщиками.

Следует также отметить довольно широкий разброс коэффициента эластичности налоговых поступлений в бюджеты (региональный и местный) Московской области от уплаты ЕНВД индивидуальными предпринимателями — субъектами малого и среднего предпринимательства — в рассмотренном регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Основная цель данной работы заключалась в разработке регрессионной модели зависимости налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты Московской области (в виде ЕНВД) от налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства на основе вменённого дохода, т. е. количественной оценке коэффициента эластичности налоговых поступлений (ЕНВД) в региональные и местные бюджеты от налоговой базы (суммы исчисленного вменённого дохода) субъектов малого и среднего предпринимательства за период с 2008 по 2016 гг., которые можно было бы использовать для анализа динамики и краткосрочных прогнозов налоговых поступлений (ЕНВД) в региональные и местные бюджеты.

Установлено, что динамика изменений ЕНВД организаций более чем на 93% (статистически значимо) определяет динамику изменений налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты (в виде ЕНВД) для региона Московская область.

Анализ количественных оценок коэффициента эластичности налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты от налоговой базы (суммы исчисленного вменённого дохода) субъектов малого и среднего предпринимательства в данном регионе показал следующую зависимость дохода местного бюджета от уплаты ЕНВД: эластичную — для организаций (рост ЕНВД для организаций на 10% приводит к росту налоговых поступлений на 17%); неэластичную — для индивидуальных предпринимателей (рост ЕНВД для индивидуальных предпринимателей на 10% приведёт к росту налоговых поступлений всего на 6,2%); эластичную — для всех плательщиков ЕНВД на территории МО.

Основной, наиболее вероятной причиной довольно широкого разброса коэффициента эластичности налоговых поступлений в бюджеты Московской области (региональный и местный) от уплаты ЕНВД индивидуальными предпринимателями — субъектами малого и среднего предпринимательства — является тот факт, что расчёт суммы налога на ЕНВД проводится по довольно сложному алгоритму, приведённому в ст. 346.29 НК РФ, в котором, в частности, учитывается показатель К2 — корректирующий понижающий коэффициент, который ежегодно принимают местные органы и который варьируется от 0, 005 до 1. Коэффициент К2 может очень сильно понизить сумму вменённого налога к уплате. Кроме того, что К2 отличается по регионам, в рамках муниципального нормативного акта он может быть разным ещё и по виду деятельности.

Найденные оценки эластичности налоговых поступлений от уплаты ЕНВД в региональные и местные бюджеты Московской области субъектами малого и среднего предпринимательства можно использовать для анализа и краткосрочных прогнозов налоговых поступлений от ЕНВД в региональные и местные бюджеты.

Согласно Закону о внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 02.06.2016 № 178-ФЗ, ЕНВД будет отменен 01.01.2021. Правительством России предполагается, что за отменой специального налогового режима (СНР) в виде уплаты ЕНВД последует переход индивидуальных предпринимателей — на патентную систему налогообложения (глава 26.5 Налогового кодекса РФ), действующую с 2013 г., а организации перейдут на иные режимы налогообложения, предусмотренные российским законодательством.

Тем не менее при решении вопроса о перспективах применения системы ЕНВД до 01.01.2021 г., нужно учитывать, что данный налог является важным источником формирования доходной базы муниципальных бюджетов и что значимость ЕНВД для местных бюджетов обусловлена также существенным количеством его плательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций).

Литература

1. Боробов, В. Н. Регулирование развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях // Инновационная стратегия развития России в условиях глобализации мировой экономики : сб. статей /Международная научно-практическая конференция. — М., 2014. С. 234-237.

2. Кузнецова, О. С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов : направления модернизации // Финансы и кредит. 2012. № 1. С. 49-54.

3. Мельничук, М. В., Караев, А. К. Пути решения проблем регулирования развития малого и среднего бизнеса в российских регионах (зарубежный опыт) // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2017. № 4. С. 31-34.

4. Насырова, В. И. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства // Финансы и кредит. 2012. № 1. С. 26-33.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. — URL : http://www.nalog.ru.

6. Понкратов, В. В. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ в налоговых системах государств-участников ЕАЭС в условиях нарастания интеграционных процессов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 713-717.

7. Ручкина, Г. Ф., Мельничук, М. В., Одинцов, Б. Е., Демченко, М. В., Дрогобыцкий, И. Н., Липич, А. Н., Орлова, И. В., Фрумина, С. В. Совершенствование регулирования развития малого бизнеса в Российской Федерации. — М., 2017.

8. Caminada, K. and Goudswaard, K. Progression and revenue effects of income tax reform. International Tax and Public Finance. 1996. No. 3. P. 57-66.

9. Carlee, R. Budgeting for Local Governments in the United States : Deciding Who Gets What, How Much, and Who Pays? // Journal of the Washington Institute of China Studies [S.l.]. Vol. 3. No, 3. P. 106. Sep. 2008. —URL : <https://www.bpastudies.org/bpastudies/article/view/73/151>. Date accessed: 20 Feb. 2017.

10. Claus, I., Creedy, J. and Teng, J. The elasticity of taxable income in New Zealand. // University of Melbourne Department of Economics Working Papern 2010. No. 1104.

11. Creedy, J. and Gemmell, N. The built-in flexibility of income and consumption taxes // Journal of Economic Surveys. 2002. Vol. 14. P. 509-532.

12. Creedy, J. and Gemmell, N. Wage growth and income tax revenue elasticities with endogenous labour supply //Economic Modelling. 2005. Vol. 2. P. 21-38.

13. Creedy, J. The elasticity of taxable income: an introduction // University of Melbourne Department of Economics Working Paper. 2009. No. 1085.

14. Creedy, J. and Gemmell, N. The Elasticity of Taxable Income and the Tax Revenue Elasticity // University of Melbourne Department of Economics Working Paper. 2010. 2010. No. 1110. P. 21.

15. Feldstein, M. The effect of marginal tax rates on taxable income: a panel study of the 1986 Tax Reform Act //Journal of Political Economy 1995. Vol. 103.P. 551-572.

16. Giertz, S. H. The elasticity of taxable income over the 1980s and 1990s // National Tax Journal. 2007. LX. P. 743-768.

17. Giertz, S. H. How does the elasticity of taxable income affect the economic efficiency and tax revenues and what implications does this have for tax policy moving forward // Tax Policy Lessons from the 2000s. 2009. P. 101-136.

18. Giertz, S. H. The elasticity of taxable income during the 1990s : new estimates and sensitivity analyses // Southern Economic Journal. 2010. Vol. 77 (2). P. 406-433.

19. Hendry, D. F. How Economists Forecast // Understanding Economic Forecasts / D.F. Hendry, N.L. Ericsson (eds.). — Cambridge, MA: MIT Press, 2003.

20. Saez, E., Slemrod, J. B. and Giertz, S. H. The elasticity of taxable income with respect to marginal tax rates : a critical review // National Bureau of Economic Research Working Paper. 2009. No. 15012.

References:

1. Borobia, V. N. Regulation of development of small business in municipal unions // the Innovative development strategy of Russia in conditions of globalization of the world economy : collection ofpapers / international scientific-practical conference. — M., 2014. P. 234-237.

2. Kuznetsova, O. S. the Formation of tax revenues of local budgets : directions of improvement // Finance and credit. 2012. No. 1. S. 49-54.

3. Melnychuk, M. V., Karaev, A. K. solutions to the regulatory challenges of development of small and medium business in Russian regions (foreign experience) // Modern science : actual problems of theory and practice. Series: law and Economics. 2017. No. 4. P. 31-34.

4. Nasyrova V. I. Special tax regimes as a tool of tax regulation of small business // Finance and credit. 2012. No. 1. S. 26-33.

5. Official site of the Federal tax service of Russia. — URL : http://www.nalog.ru.

6. Pankratov, V. V. Formation of sustainable competitive advantages in the tax systems of the States -participants of the EAEC in the conditions of growing integration processes // Economics and entrepreneur-ship. 2016. No. 12-1 (77-1). P. 713-717.

7. Ruchkina, G. F., MelnichukM. V., Odintsov, B. E., Demchenko, M. V., Drogobytsky, I. N., Lipic, A. N., Orlo-va, I. V., frumina, S. V. Perfection of regulation of development of small business in the Russian Federation. — M. 2017,.

8. Caminada, K. and Goudswaard, K. progression and effects of income tax reform. International taxation and public Finance. 1996. Number 3. P. 57-66.

9. Carly, R. budgeting for local governments in the United States : to decide who gets how much and who pays? Journal of the Washington Institute for Chinese studies, [S. l.]. Tom. 3. No, 3. P. 106. September. 2008. URL: <https://www.bpastudies.org/bpastudies/article/view/73/151>. Date of access: 20 Feb. 2017.

10. Claus, I., Creedy, J. Teng, J. elasticity of taxable income in New Zealand. // The University of Melbourne Department of Economics working paper 2010. No. 1104.

11. Creedy, J. and Gemmel, N. built-in flexibility of income and consumption taxes // journal of economic research. 2002. Tom. 14. P. 509-532.

12. Creedy, J. and Gemmell, N. the Growth of wages and elasticity of income tax with endogenous labor supply // Economic modelling. 2005. Tom. 2. S. 21 -38.

13. Creedy, J. the elasticity of taxable income: an introduction // the University of Melbourne Department of Economics working paper. 2009. No. 1085.

14. Creedy, J. and Gemmel, N. the elasticity of Taxable income and the tax revenue elasticity // the University of Melbourne Department of Economics working paper. 2010. 2010. No. 1110. P. 21.

15. Feldstein M. the Effect of marginal tax rates on taxable income: a panel study of the Law on tax reform of 1986 // Political economy, 1995. Tom. 103.With. 551-572.

16. Geertz, C. H. the Elasticity of taxable income in the 80-ies and 90-ies of the // national tax journal. 2007. LK. P. 743-768.

17. Giertz, S. N. how does the elasticity of taxable income affect economic efficiency and tax revenues and what implications does this have for tax policy moving forward // lessons for tax policy in the 2000s. 2009. P. 101 -136.

18. Geertz C. H. the Elasticity of taxable income in 90-e years : new estimates and sensitivity analysis // southern economic journal. 2010. Tom. 77 (2). P. 406-433.

19. Hendry, D. F., how economists forecast // understanding economic forecasts / F. D. Hendry, L. N. Eriksson (EDS.). — Cambridge, Massachusetts: mit press, 2003.

20. Saez, E., Slemrod, J. B. and Giertz, S. H. the elasticity of taxable income is subject to tax rates : a critical review // National Bureau of economic research, working paper. 2009. No. 15012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.