Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕКОТОРЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА'

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕКОТОРЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Т. Лебедева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF THE MOTOR ACTIVITY OF SCHOOL CHILDREN IN JUNIER GROUP ON VARIOUS FUNCTIONS OF THEIR BODY

The author studied the daily motor activity of school children in the ordinary school regimen prevailing at different seasons of the year and in a specially created motor activity regimen. Various indices of the daily motor activity were determined depending on the age, sex, a season of the year and a day of the week. The finding was than under the existing conditions the children cannot always display the necessary motor activity and thus compensate its insufficiency or excess on the following day. The expedient increase of the motor activity guarantees an improvement of the cardiovascular and thermoregulatory system reactivity of the school children’s body.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕКОТОРЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА»

for the work of adolescents the author suggests the following ratio: 50 per cent of general and 50 per cent of local lighting. A ratio of 30 per cent of general and 70 per cent of local lighting is inadmissible.

УДК «12.76-053.5

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

МЛАДШИХ школьников НА НЕКОТОРЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА

Канд. мед. наук Н. Т. Лебедева

Белорусский институт физической культуры и Минский медицинский институт

Двигательная активность, являясь одной из сложных форм поведения человека, зависит от комплекса многообразных факторов внешней среды, а также от внутренних стимулов, в том числе возникающих в процессе эволюции. Многочисленными работами, выполненными на животных, установлены ритмические изменения различных функций, в частности двигательной активности. Выявлено, что последняя меняется с возрастом количественно и качественно.

К сожалению, нам не удалось встретить работ, посвященных изучению хотя бы количественной характеристики ежедневной двигательной активности детей в возрастном аспекте, несмотря на то что роль различных движений (спортивных, трудовых и т. д.) в режиме дня достаточно изучена (Л. И. Александрова, 1957; Е. М. Белостоцкая, 1959; Ц. Л. Усищева, 1959; С. С. Грошенков, 1966; А. А. Гужаловский, 1962, и др.). Совершенно не раскрыты доза движений, диапазон ее колебаний у развивающегося организма.

Проведенные нами на протяжении 4 лет исследования одних и тех же детей1 выявили количественные различия в уровне ежедневной двигательной активности, зависящие от возраста, пола, сезона года, дня недели, времени суток и индивидуальности ребенка. В настоящем сообщении приводятся результаты наблюдений за учащимися 4-го класса школы-интерната.

Под наблюдением находились 25 школьников (14 девочек и 11 мальчиков). Определялись следующие показатели: 1) число движений (шагов) специальным актометром за весь период бодрствования детей (Н. Т. Лебедева, 1964); 2) суточные ритмы температуры тела и пульса (на основании пятикратного измерения — в 8, 12, 16, 20, 24 часа). Хро-нометражными наблюдениями учитывалась длительность различных видов деятельности и отдыха детей (круглосуточно).

Анализ полученных материалов показал, что среднесуточная двигательная активность у мальчиков и девочек 4-го класса (рис. 1) уменьшилась по сравнению с детьми 2-го класса (количество движений во 2-м классе по сравнению с 1-м значительно увеличилось, а затем проявилась тенденция к стабилизации). Сезонная динамика двигательной активности (рис.2) оказалась принципиально такой же, как и в 1—3-м классах: двигательная активность уменьшалась в зимний период и увеличивалась в весенний и осенний. Изменения двигательной активности в различных учебных четвертях, по-видимому, отражают сезонную периодику детей и могут в известной мере быть объяснимы колебаниями физиологических функций и'обмена веществ в связи с изменениями светового климата и прежде всего

1 В работе принимали участие лаборанты А. Н. Фаленков, Э. П. Абразумова, С. Л. Фейгельман.

его ультрафиолетового спектра (И. 3. Ахметов, 1967; Э. К. Бороздин, 1967, и др.).

По дням недели число движений у четвероклассников чаще менялось по перемежающемуся типу (день больше, день меньше), четкого увеличения двигательной активности в середине недели, как это имело место в 1-м и 2-м классах, не наблюдалось.

Целенаправленное изменение двигательной активности путем включения в отдельные дни III четверти 1966/67 учебного года различных форм физического воспитания и организации развлечений детей вызвало увеличение числа движений на 15,7% у мальчиков и только на 6% у девочек. У отдельных детей. прирост двигательной активности достигает 120%, у других, как правило хо-

рошо физически подготовленных, колебания в уровне двигательной активности не вышли из обычных для них узких пределов. Насыщенный $ движениями день включал утреннюю гимнастику в форме игры, урок физкультуры также в игровой форме с элементами гимнастики (кувырканье, упражнения на равновесие, лазание, упражнения для мышц живота — наклоны назад, прыжки), игры на переменах и после уроков.

20 у-

/Иа//t vc/f<o

Дебоуни

/ ff ¿27 ¿Р

Ялассб/

¿17 IУ

Рис. 1. Среднесуточное количество движений учащихся 1—4-х классов.

Рис. 2. Среднесуточное количество'*'движений учащихся 1—4-х классов по учебным четвертям.

/ — 1-я учебная четверть; 2—2-я;учебная четверть; 3—3-я учебная четверть; 4—4-я учебная четверть.

На следующий (обычный) день было отмечено снижение двигательной активности по сравнению со среднесуточной на данную четверть на 38,8% у мальчиков и 31% у девочек. Таким образом, выявилась способность детского организма к поддержанию двигательного «равновесия». При этом между степенью повышения двигательной активности и ее снижением на следующий день не было прямого соответствия.

Функциональное состояние детей (о нем мы судили по характеру суточных кривых пульса и температуры тела) оказалось хорошим не только в день, насыщенный движениями, но и на следующий. В опытные дни по сравнению с обычными число правильных суточных кривых («одновершинных» и «двувершинных») увеличивалось, а «инертных» и «инвертированных» уменьшалось.

Результаты подсчета за день суммарного пульса, суммарной температуры и их средних свидетельствуют сб однонаправленных с двигательной активностью изменениях. Частота сердечных сокращений и у девочек, и у мальчиков в день, насыщенный движениями, увеличивалась на 1—18%, а в последующий уменьшалась на 4—15%. Среднесуточная температура тела у девочек в день, насыщенный движениями, повысилась на 0,1—0,6°, а на следующий уменьшилась на 0,3—0,5°, у мальчиков в день, насыщенный движениями, отмечалось не только повышение, но и понижение температуры в таких же пределах. Вероятно, более существенное увеличение среднесуточного количества движений у мальчиков (на 15,7%) вызвало значительную теплоотдачу через потоотделение, чего не произошло у девочек при увеличении двигательной активности только на 6%. Температура тела мальчиков на следующий день колебалась в пределах ±0,3°. Следовательно, изменение двигательной активности детей вызывает улучшение функционального состояния организма — тренирует сердечно-сосудистую и терморегуляционную системы, расширяет диапазон реакций на действие такого фактора, как физические нагрузки.

Сопоставление опытных двигательных режимов, испытанных у тех же детей (учащихся 2-го и 4-го классов) в разные сезоны года, выявило различия не только в зависимости от возраста, но и от пола.

Специальные занятия, и игры увеличивают двигательную активность мальчиков 2-го класса (весной) на 10%, а мальчиков 4-го класса (зимой) на 15,7%. Таким образом, с возрастом увеличивается диапазон возможных изменений двигательной активности. Следует отметить, что двигательная активность на следующий после насыщенного движениями день лучше сохраняется весной и в младшем возрасте. Так, у второклассников она равнялась 85,64%, а у четвероклассников — только 61,2% среднесуточных показателей двигательной активности для соответствующих учебных четвертей. Опытный двигательный режим вызывал увеличение количества движений у девочек во 2-м классе весной на 25%, а зимой в 4-м классе только на 6%, т. е. двигательная активность у девочек меняется иначе, чем у мальчиков. Чем меньше возраст девочек, тем больше они участвуют в предлагаемых опытным режимом двигательных действиях. Что же касается двигательной активности на следукший после опытного день, то она значительно выше весной у второклассниц (98,9%), чем зимой у четвероклассниц (69%). Таким образом, и у мальчиков, и у девочек проявился больший следовой эффект дня, насыщенного движениями, в Еесенний, а не в зимний период.

Каким образом меняется двигательная активность в случае ее ограничения, мы выяснили при проведении специальных исследований с второклассниками весной. В опытный день подвижные игры, прогулки были заменены чтением, просмотром кино, дневным сном, что позволило уменьшить двигательную активность по сравнению со среднесуточным числом движений в IV учебной четверти на 27,5% у мальчиков и на 23,7% у девочек. На следующий день произошла некоторая компенсация и двигательная активность увеличилась по сравнению' со среднесуточной на 9,6% у мальчиков и только на 0,82% у девочек. Следовательно, степень уменьшения количества движений не равна ее увеличению на следукший день. Дети не могут «отыграть» всего того, что «недоиграно» накануне. В дни с пониженной двигательной активностью функциональнее состояние детей ухудшалось, что проявилось в характере суточных кривых температуры тела и пульса.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы.

1. Ежедневная произвольная двигательная активность учащихся 4-го класса у мальчиков уменьшается по сравнению со 2-м и остается на уровне 3-го класса, у девочек снижается по сравнению со 2-м и 3-м классами.

2. Сезонные колебания числа движений у четвероклассников имеют такую же направленность, как у учащихся 1—3-х классов: большая дви-

гательная активность проявляется весной и осенью, а наименьшая — зимой.

3. Целенаправленное увеличение двигательной деятельности школьников обеспечивает улучшение ответных реакций сердечно-сосудистой и терморегуляционной систем организма.

4. Система физического воспитания школьников должна учитывать выявленную динамику произвольной ежедневной двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

Александрова Л. И. Гигиенические требования к ежедневным дополнительным занятиям по физической культуре с учащимися 1-х классов. Дисс. канд. М., 1956. — А х м е то в И. 3. Гормональные механизмы адаптации. Сезонная периодика в организме. Адаптация водно-солевого обмена. Новосибирск, 1967, с. 84. — Белостоцкая Е. М., Шарова М. А., ТелешевВ. А. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1959, с. 63. — Бороздин Э. К. Гормональные механизмы адаптации. Сезонная периодика в организме. Адаптация водно-солевого обмена. Новосибирск, 1967, с. 87. — Грешен-к о в С. С. В кн.: Начальная подготовка юного спортсмена. М., 1966, с. 28. — Гуж а-ловский А. А. Педиатрия, 1962, № 7, с. 26. — Лебедева Н. Т. В кн.: Материалы 8-й научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. М., 1964, с. 152. — Она же. В кн.: Материалы 2-й научной конференции по физическому воспитанию детей школьного возраста. М., 1964, с. 18. — Усище-в а Ц. Л. В кн.: Вопросы школьной гигиены. М., 1959, с. 263.

Поступила 4/VI 1968 г.

EFFECT OF THE MOTOR ACTIVITY OF SCHOOL CHILDREN IN JUNIER GROUP ON VARIOUS FUNCTIONS OF THEIR BODY

N. T. Lebedeva

The author studied the daily motor activity of school children in the ordinary school regimen prevailing at different seasons of the year and in a specially created motor activity regimen. Various indices of the daily motor activity were determined depending on the age, sex, a season of the year and a day of the week. The finding was than under the existing conditions the children cannot always display the necessary motor activity and thus compensate its insufficiency or excess on the following day. The expedient increase of the motor activity guaratees an improvement of the cardiovascular and thermoregulatory system reactivity of the school children's body.

УДК 616.981.49-022.38-056.7i

О ТОКСИКОИНФЕКЦИИ, ВЫЗВАННОЙ Salmonella amager

В. Д. Беляков, И. А. Шифрин, Р. И. Бейслехем, Г. И. Недбай, П. Н. Якунин

Во второй половине июля в двух коллективах одновременно появились массовые заболевания типа пищевой токсикоинфекции. Клиническая картина заболевания характеризовалась повышением температуры тела до 39°, поносом, тошнотой; у некоторых больных была рвота. Лихорадка продолжалась от 1 до 3 суток.

Первые заболевания зарегистрированы 16/УП через 2—3 часа после обеда, максимум заболеваемости отмечен во второй половине дня 17/V11, а последние случаи установлены 18/УП. Эпидемиологический анализ показал, что заражение произошло не позднее обеденных часов 16/У11. На это указывало и время появления первых случаев токсикоинфекции, а также заболевание 2 человек, которые после обеда 16/УП в своих столовых не питались.

Оба коллектива имеют отдельные кухни и столовые, но продовольственный склад у них общий. Было очевидно, что возникновение токсикоинфекции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.