учащихся считают, что коллектив способен к совместной деятельности и положительное отношение к такой деятельности отмечает 66,5% подростков. Чувство гордости за свой коллектив проявляется у 54% учащихся.
Удовлетворенность учащихся взаимоотношениями в классном коллективе, а так же отсутствие «изолированных», «изгоев» в классе прямой показатель успешности воспитательных усилий педагога, авторитета среди учеников.
Таким образом, нами были определены психолого-педагогические условия, необходимые для развития и формирования навыков межличностного взаимодействия детей подросткового возраста.
Литература:
1. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. - М.: Просвещение, 1983. - 274 с.
2. Макаров М.С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков. // Воспитание школьников. - 2006. - № 2. - 287 с.
3. Смирнова Т.С., Ивановская Д.С. Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 129 - 131.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
Психология
УДК 37.015.31
кандидат психологических наук, доцент Маракушина Ирина Геннадьевна
Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат педагогических наук, доцент Павозкова Ольга Евгеньевна
Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск); кандидат биологических наук, доцент Поляшова Наталья Владимировна
Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» (г. Архангельск)
ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье описаны особенности работоспособности и помехоустойчивости внимания учеников 1-4 классов с учетом пола и групп здоровья в динамике учебного года, на основе анализа стабильности сенсомоторных процессов и устойчивости внимания, определения силы/слабости нервной системы, выявления помехоустойчивости сенсомоторных процессов и сенсомоторной деятельности, сенсорного внимания, умственной работоспособности и умственной деятельности.
Ключевые слова: внимание, работоспособность, помехоустойчивость, процесс обучения, младшие школьники.
Annotation. The article describes the features of mental capacity and noise immunity of attention of pupils in grades 1-4, taking into account gender and health groups in the dynamics of the academic year, on the basis of the analysis of the stability of sensorimotor processes and stability of attention, determining the strength/weakness of the nervous system, based on the detection of noise immunity of sensorimotor processes, sensorimotor activity, sensory attention, mental capacity and mental activity.
Keywords: attention, mental capacity, noise immunity, learning process, junior schoolchildren.
Введение. Начало школьного обучения - это особый период развития человека, от успешности его прохождения зависит становление многих личностных и познавательных новообразований. В первом классе, как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, возрастает напряженность адаптационных процессов, обеспечивающих приспособление ребенка к новой социальной среде, а также освоение более сложной и системной формы деятельности - учебной. Процесс адаптации к новым социальным условиям и установкам учебной деятельности требует ускоренного формирования восходящих и нисходящих систем регуляторных механизмов мозга [7]. Процесс созревания этих управляющих и регуляторных систем отражается на высокой неустойчивости как многих функциональных показателей их активности, так и общего самочувствия, настроения и работоспособности ребенка.
Целью нашего исследования стало выявление динамики работоспособности и помехоустойчивости внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения, описание возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей развития внимания как значимой психической функции.
Изложение основного материала статьи. Динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает возрастающую надежность функционирования организма ребенка. Дети в возрасте 7-10 лет уже в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность. Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности - как умственной, так и физической [6, 8]. Умственная работоспособность - один из основных критериев адаптации к учебной нагрузке и показатель сопротивляемости организма к утомлению [2, 5]. Самые обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем [10]. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 1530 ударов, к увеличению систолического давления на 15-30 ударов, к изменению биохимических показателей крови и т. п. [1].
Установлено, что психические функции под влиянием умственной работы претерпевают различные изменения. В начале работы внимание, запоминание, скорость выполнения задач обычно изменяется в лучшую сторону. Значительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность, выражающиеся в том, что количественные и качественные показатели работоспособности падают, снижается лабильность зрительного анализатора [11]. Обнаруживается ухудшение памяти,
восприятия, что проявляется большим числом ошибок. Увеличивается время реакции на простые и особенно сложные сенсомоторные реакции [4]. Эффективность умственной деятельности в значительной степени определяется свойствами вегетативной нервной системы [3]. Большинство авторов отмечает снижение работоспособности у учащихся к концу учебного года. Так, уровень умственной работоспособности снижается практически у половины учащихся.
Материалы и методы исследования. В нашем исследовании, на базе МОУ «Начальная школа - детский сад» г. Архангельска, реализующего здоровьесберегающие технологии организации образовательного процесса, обследовано 104 учащихся 1-4 классов: 29 учеников - первого, 24 - второго, 26 - третьего, 25 -четвертого классов; из них 43,3% девочек и 56,7% мальчиков.
Для исследования работоспособности и помехоустойчивости внимания использовался компьютерный психодиагностический комплекс Effecton Studio (разработчик фирма «Эффектон», Москва, 2006 [9]). С помощью данного комплекса проводились оценка следующих характеристик:
• стабильность сенсомоторных процессов и устойчивости внимания (ССПУВ). Оценка стабильности времени индивидуальных зрительно-моторных реакций происходит при измерении положения объекта в поле зрения. Испытуемый выступает в роли охотника и должен как можно быстрее нажать на курок при появлении очередной утки в поле зрения. Важным результативным показателем данного теста является балльная оценка, которая рассчитывается как функция от обоих основных переменных теста: дисперсии зрительно-моторной реакции и среднего времени зрительно-моторной реакции;
• определение силы/слабости нервной системы - теппинг-тест. Испытуемому необходимо совершать нажатия с максимальной скоростью, время выполнения 110 секунд. Данный тест измеряет, в первую очередь, силу/слабость нервной системы. Показатель динамической работоспособности говорит о том, насколько нервная система испытуемого подготовлена к длительной мышечной работе;
• помехоустойчивость сенсомоторных процессов и сенсомоторная деятельность, помехоустойчивость сенсорного внимания (ПУС). Испытуемый ставится в условия управления легковым автомобилем при переезде через регулируемый перекресток и должен реагировать нажатием разных клавиш в зависимости от цвета сигнала светофора. Коэффициент помехоустойчивости - это отношение времени реакции на сигналы без помех ко времени реакции с помехами, выраженное в процентах. Таким образом, этот параметр может принимать значения больше 100%, что происходит в случае, если в присутствии помех пользователь реагирует быстрее, чем без них и меньше 100 в противном случае;
• помехоустойчивость умственной работоспособности и умственной деятельности (ПУУР). Из набора двухсимвольных буквенно-цифровых сочетаний испытуемому предлагается выбрать то, которое соответствует заданному эталону. Как и в предыдущем тесте считается коэффициент помехоустойчивости [9].
Результаты и их обсуждение. При исследовании стабильность сенсомоторных процессов и устойчивости внимания (табл. 1) у третьеклассников и четвероклассников время работы над тестом было достоверно меньше, чем у учеников первого класса (p<0,05).
Данные теппинг-теста показали, что десятилетние отличались большей динамичностью работоспособности по сравнению с учащимися второго (p<0,05) и третьего (p<0,05) классов, а первоклассники характеризовались меньшей лабильностью нервной системы, чем школьники второго (p<0,05), третьего (p<0,05) и четвертого (p<0,001) классов. Эти показатели соответствуют возрастным изменениям созревания структур головного мозга, координированности и целенаправленности движений у детей. К концу учебного года у детей первого и третьего классов отмечалось повышение лабильности нервной системы, что указывало на повышение эмоциональной неустойчивости.
Время работы над тестом стабильность сенсомоторных процессов и устойчивости внимания было достоверно больше у девочек (p<0,05), а лабильность двигательного аппарата в 1,5 раза выше у мальчиков, как показал теппинг-тест (p<0,001). Все показатели стабильности сенсомоторных процессов и устойчивости внимания качественно лучше у детей с IV группой здоровья, в отличие от учеников с I, II и III группами здоровья (p<0,001). Дисперсия стабильности сенсомоторных процессов и устойчивости внимания детей с напряжением механизмов адаптации достоверно ниже (195,88±33,64), чем детей с хорошей (260,48±24,89) и удовлетворительной адаптацией (p<0,05).
Анализ теппинг-теста показал, что четвероклассники отличались большей стабильностью работоспособности, чем ученики первого класса (p<0,001). Максимальный темп движения был зафиксирован у первоклассников и второклассников за вторые 10 секунд работы, у школьников третьего класса - за первые и вторые 10 секунд работы были одинаковые, а у учащихся четвертого класса - за первые 10 секунд работы.
Динамика показателей стабильности сенсомоторных процессов и работоспособности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения (М±m)
Вид реакции 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года
ССПУВ время работы (мс) 563,55 ±23,11 574,37 ±10,03 511,04 ±17,14 526,37 ±13,28 504,35 ±18,66 а* 526,99 ±14,23 а* 496,88 ±19,43 а* 509,14 ±20,01
дисперсия (мс) 282,45 ±35,74 280,34 ±27,29 242,96 ±28,25 251,59 ±21,45 265,31 ±29,29 273,35 ±24,52 266,56 ±32,25 274,02 ±25,0
Теп-пинг-тест дина-мич-ность (мс) 383,93 ±18,28 393,37 ±10,32 404,13 ±22,07 427,22 ±18,55 391,0 ±16,84 397,23 ±15,01 336,64 ±1 9,72 в* 344,12 ±13,3 1
лабильность нервной систе-мы (баллы) 1,14 ±0,07 1,34 ±0,06 1,46 ±0,13 а* 1,64 ±0,11 а* 1,54 ±0,14 х* 1,82 ±0,09 1,84 ±0,17 б* 1,53 ±0,11
Примечание: различия достоверны при *р<0,05, ***р<0,001;
а - в сравнении с показателем в 1 классе, б - во 2 классе, в - в 3 классе; х - в сравнении с концом учебного года
По данным для анализа большая часть детей младшего школьного возраста (41,3%) характеризовались сильной нервной системой. Первоклассники (48,3%) и четвероклассники (44,0%) относились к группе детей с нервной системой средней силы. Одинаковое количество учеников третьего класса входили в группы с нервной системой сильной и средней силы - по 42,3% соответственно, а 54,2% второклассников характеризовались сильной нервной системой.
Положительная возрастная динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает возрастающую надежность функционирования организма ребенка, дети в состоянии длительно, устойчиво поддерживать функциональную активность, что может быть связано с расширяющимися связями двигательной области головного мозга с важными центрами регуляции движений - мозжечком и подкорковыми образованиями, в частности красным ядром, к этому возрасту достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы, также в этот период завершается морфологическое дозревание двигательной коры мозга и чувствительных и двигательных окончаний мышечного аппарата.
Анализ показателей помехоустойчивости сенсомоторных процессов и сенсомоторной деятельности, помехоустойчивости сенсорного внимания (табл. 2) показал, что время работы без помех третьеклассников и четвероклассников меньше, чем учеников первого касса (р<0,05). Коэффициент помехоустойчивости свидетельствовал о том, что школьники первого и второго классов в присутствии помех реагировали быстрее, чем без них, а учащиеся четвертого - наоборот, для третьеклассников было характерно равновесие.
Данные помехоустойчивости умственной работоспособности и умственной деятельности показали, что количество реакций с помехами и без них было достоверно больше у третьеклассников и четвероклассников, чем у учеников первого класса (р<0,01). Коэффициент помехоустойчивости свидетельствовал о том, что все младшие школьники в присутствии помех реагировали быстрее, чем без них. Время работы достоверно больше у девочек (р<0,05), но они допускают в 3 раза меньше ошибок, чем мальчики (р<0,001). В динамике обучения были выявлены более высокие показатели коэффициента помехоустойчивости в конце учебного года у учащихся третьего класса.
Анализ данных по группам здоровья показал, что у учеников с IV группой здоровья время реакции с помехами было в 2 раза меньше, а следовательно, коэффициент помехоустойчивости больше, чем у детей с I, II и III группами здоровья (р<0,001), что свидетельствовало о том, что в присутствии помех реакция этих детей была быстрее.
Динамика помехоустойчивости сенсомоторных процессов и работоспособности у детей 7-10 лет в
процессе обучения (М±m)
Вид реакции 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года начало уч. года конец уч. года
Помехоустойчивость сенсомоторных процессов время работы без помех (мс) 1029,31 ±43,54 1093,15 ±37,26 917,83 ±44,57 956,17 ±39,80 858,92 ±48,1 3 885,22 ±40,07 872,32 ±60,57 а* 888,04 ±43,12
время работы с помехами (мс) 1051,48 ±66,48 1100,12 ±45,14 902,75 ±44,98 а* 934,28 ±338,2 3 965,58 ±54,35 998,12 ±44,29 а* 1206,28 ±54,03 а* 1346,67 ±43 Д 2
коэффициент помехо-устойчивости (%) 102,14 ±3,67 100,64 ±3,02 103,29 ±4,04 102,34 ±3,29 100,0 ±6,03 103,26 ±4,44 94,72 ±8,97 109,91 ±4,23 б*
ошибки (абс. ч.) 7,86 ±1,73 8,12 ±1,22 9,29 ±2,33 10,11 ±2,09 12,38 ±2,25 10,22 ±2,06 8,52 ±1,92 11,17 ±1,42 а*
реакции без помех (абс.ч.) 24,72 ±0,31 22,16 ±0,28 24,33 ±0,46 21,17 ±0,36 24,77 ±0,46 22,12 ±0,40 23,84 ±0,43 20,12 ±0,34
реакции с помехами (абс. ч.) 24,83 ±0,31 26,15 ±0,25 25,42 ±0,40 24,17 ±0,35 25,31 ±0,44 23,14 ±0,41 24,52 ±0,50 22,14 ±0,36
Помехоустойчивость умственной работоспособности время работы без помех (мс) 7017,97 ±556,45 7212,67 ±435,23 6287,29 ±620,15 6423,12 ±567,78 5700,31 ±714,0 а* 5746,12 ±645,48 а* 5842,40 ±858,28 5989,15 ±477,12 а*
время работы с помехами (мс) 6531,14 ±620,32 6678,12 ±603,62 6399,75 ±851,42 6543,12 ±678,18 5714,54 ±894,59 5923,22 ±756,23 5809,16 ±623,51 5921,32 ±554,12
коэффициент помехо-устойчивости (%) 111,28 ±5,12 119,55 ±3,78 106,08 ±5,01 112,36 ±3,68 107,65 ±4,06 114,13 ±3,42 108,68 ±х3*,9*6 119,34 ±3,45
ошибки (абс. ч.) 9,90 ±2,07 10,27 ±1,78 6,42 ±1,02 8,76 ±0,89 6,92 ±1,47 8,77 ±1,32 6,24 ±1,03 8,99 ±0,87
реакции без помех (абс. ч.) 28,90 ±1,98 26,17 ±1,83 34,25 ±2,97 32,33 ±2,12 39,50 ±3,14 35,23 ±2,78 41,56 ±3,66 43,44 ±3,05
реакции с помехами (абс. ч.) 32,38 ±2,05 30,15 ±1,76 36,58 ±3,27 32,26 ±3,03 43,27 ±3,39 а* 41,11 ±3 ,12 46,12 ±3,95 42*36 ±2,78
Примечание: различия достоверны при *р<0,05, **р<0,01;
а - в сравнении с показателем в 1 классе, б - во 2 классе, в - в 3 классе; х - в сравнении с концом учебного года
Таким образом, на работоспособность влияют различные процессы созревания структур головного мозга в младшем школьном возрасте, в особенности улучшение функционирования лобных отделов и возрастание их регулирующей роли. Работоспособность и помехоустойчивость внимания имеют положительную динамику с возрастом, что может быть связано с улучшением координированности и целенаправленности движений у детей.
Выводы:
1. Особенности развития помехоустойчивости внимания и работоспособности у обследованной группы детей младшего школьного возраста имели статистически значимые различия от 1 класса к 4, в зависимости от пола детей и группы здоровья.
2. Для учеников 1 класса установлены значимые различия по ряду оснований, у них наблюдались: меньшая лабильность нервной системы (по сравнению с учащимися 2, 3, 4 классов), которая к концу обучения в 1 классе повышалась; более длительное время работы над тестом по сравнению с обучающимися в 3 и 4 классах; меньшая стабильность работоспособности, чем в 4 классе; максимальный темп работы во вторые 10 с теста; меньшее время работы без помех, чем в 4 классе.
3. Характерными чертами для обучающихся 4 класса стали: большая работоспособность по сравнению с учащимися 2 и 3 классов; меньшая длительность работы над тестом, чем в 1 классе; большая стабильность работоспособности, чем в 1 классе; максимальный темп работы в первые 10 с теста; также время работы без помех больше, чем в 1 классе.
4. Установлено, что для мальчиков с 1 по 4 класс, в отличие от девочек, характерны: меньшее время работы над тестом, в полтора раза большая лабильность двигательного аппарата, в три раза большее количество ошибок; тогда как для девочек характерны большее время работы над тестом и меньшее в три раза количество ошибок.
5. Значимые различия установлены в зависимости от групп здоровья обучающихся обоих полов во всех классах: показатели развития стабильности сенсомоторных процессов и устойчивости внимания лучше у детей с 4 группой здоровья, в отличие от детей с 1, 2 и 3 группами; коэффициент помехоустойчивости у детей с 4 группой здоровья выше, чем у других обучающихся (в присутствии помех реакция этих детей быстрее). Данный факт, вероятнее всего, демонстрирует индивидуальные особенности развития конкретных детей.
Таким образом, описанные особенности динамики работоспособности и помехоустойчивости внимания у детей младшего школьного возраста в процессе обучения, с учетом возраста, пола и групп здоровья позволяют педагогу продуктивно организовывать деятельность детей на уроке: определять темп работы, объем заданий, время на их выполнение, чередовать виды деятельности и т.д. Представленные данные дают возможность построения оптимальных образовательных ситуаций, сориентированных на развитие детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности.
Литература:
1. Безруких, М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка. 4-е изд. / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Acadimia, 2009. - 416 с.
2. Бурханов, А.И. Характеристика умственной работоспособности студентов педагогического вуза /
A.И. Бурханов, Т.А. Бурханова // Гигиена и санитария. - 1994. - №7. - С. 39-44.
3. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич. - Л.: Наука, 1970. - 271 с.
4. Загрядский, В.П. О физиологических резервных организмах / В.П. Загрядский // Военно-медицинский журнал. - 1988. - № 1. - С. 91-93.
5. Кураев, Г.А. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья учащихся в динамике обучения / Г.А. Кураев, М.И. Леднова, Г.И. Морозова, Л.Н. Иваницкая // Валеология. - 2002. - № 3. - С. 60-65.
6. Марютина, Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка / Т.М.Марютина // Школа здоровья. - 1994. - № 1. - С. 105-116.
7. Мельников, А.Х. Корреляции характерологических особенностей и параметров психологической адаптации с ритмикой головного мозга / А.Х. Мельников, Ю.Л. Веневцева, И.В. Венкина, В.Э. Фризен // Московская научно-практическая конференция «Научные, прикладные и экспериментальные проблемы психофизики на рубеже тысячелетия» 27-29 октября 1999г. - М.: МНТОРЭС, 1999. - 137 с.
8. Могилева, В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. - М.: Академия, 2007. - 272 с.
9. Тугой, И.А. Психологическая служба в образовании с Effecton Studio / И.А. Тугой. - Липецк: ЛЭГИ, 2006. - 298 с.
10. Asato, M.R. White matter development in adolescence: A DTI Study. / M.R. Asato, R. Terwilliger, J. Woo,
B. Luna // Cereb. Cortex. - 2010. - Jan 5. - P. 120-128.
11. Brown, A.M. Receptors under pressure. An update on baroreceptors / A.M. Brown // Circulat.Res. - 1980. - Vol. 46. - P. 1-10.
Психология
УДК:159.9.07
кандидат биологических наук, доцент Маясова Татьяна Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования "Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина7» (г. Нижний Новгород);
кандидат биологических наук, доцент Лекомцева Анна Александровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования "Нижегородский институт развития образования" (г. Нижний Новгород);
магистрант группы СДОМ-17-1 Федянина Софья Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования "Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина7» (г. Нижний Новгород)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. В статье исследуются особенности жизнестойкости педагогов. Для определения уровня развития жизнестойкости использовалась методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева. В работе проводится сравнительный анализ способов совладения со стрессом у педагогов-мужчин и педагогов-женщин, и выявляются достоверные различия показателей по параметрам - вовлеченность, принятие риска, контроль. У педагогов-мужчин достоверно выше показатель принятия риска и контроля над ситуацией, как способов совладения со стрессом.
Ключевые слова: жизнестойкость, способы совладения со стрессом: принятие риска, вовлеченность, контроль.
Annotation. The article examines the features of teachers ' resilience. To determine the level of development of resilience, the method of S.Maddi, adaptation of D. Leontiev was used. The paper presents a comparative analysis of ways of coping with stress in male and female teachers, and identifies significant differences in parameters-involvement, risk taking, control. Male teachers have a significantly higher rate of risk taking and control over the situation as a way of coping with stress.
Keywords: resilience, ways of coping with stress: risk taking, involvement, control.
Введение. Информационная насыщенность и постоянная модернизация современного образования предъявляет к педагогу новые требования. Ответственность как за свою жизнь, так и за жизнь и личностное становление обучающихся ложится на преподавателя. Чтобы адаптироваться к такому напряженному процессу работы в школе, успешно реализовать себя и научить добиваться своих целей воспитанников, учителю необходимо приобрести такое свойство личности, которое позволило бы делать обучение эффективным и направленным на достижение образовательных результатов. Всё это обусловливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), предложенного американским психологом С. Мадди. Оно понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека [1].
Большое количество исследователей рассматривает «hardiness» в связи с проблемами преодоления стресса (копинг-поведение), адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим здоровьем. В психофизиологии предпринимаются попытки исследования особенностей включенности функциональных систем, личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с трудностями [2].
В настоящее время в психофизиологии накоплен богатый экспериментальный материал, посвященный специфической проблеме надежности человека в деятельности, связанной с риском и повышенной ответственностью. Как правило, анализируются поведенческие аспекты деятельности человека в нестандартных, стрессовых ситуациях профессиональной среды (полиция, военнослужащие, медики) [3].
Но, профессия педагога - одна из немногих, которая отличается высокой эмоциональной загруженностью. Его рабочий день - это теснейшее общение с людьми, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, представители этой профессии невольно и непроизвольно вовлекаются в них, в силу чего начинают и сами испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Настоящий педагог - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью [3].
В жизненный период зрелости, когда проблема самореализации выходит на передний план, решение задач, связанных с эффективностью совладающего поведения, представляется важной проблемой психологии.
Формулировка цели статьи: провести сравнительный анализ показателей жизнестойкости педагогов-мужчин и педагогов-женщин и выявить достоверные отличия полученных результатов.
Методика исследования: «Тест жизнестойкости» С. Мадди. Достоверные различия между выборками респондентов определялись с помощью критерия Фишера. Все расчеты проводились с помощью компьютерной программы SPSS-15.
Выборку респондентов составили 57 человек, работающих в образовательных организациях Нижегородской области: педагоги-мужчины - 22 человека, педагоги-женщины - 35 человек. Средний возраст мужчин - 30 лет (разброс от 26 до 33 лет). Средний возраст женщин - 32 года (разброс от 29 до 33 лет). При этом педагогический стаж составил от 5 до 10 лет. Мы проводили сравнительный анализ, поэтому сформировали две экспериментальные выборки: группа педагоги-мужчины и группа педагоги-женщины.
Изложение основного материала статьи. Жизнестойкость - это важнейшая личностная характеристика, позволяющая человеку в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, которая особенно проявляется в ситуации неопределённости и необходимости выбора [4].
Полученные результаты по методике «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированной Д.А.Леонтьевым представлены в таблицах 1-3, т.к. каждый показатель жизнестойкости мы анализировали отдельно.