2. Егоров В.Н. Концептуально-методологические подходы к исследованию и оценке здоровья человека / В.Н. Егоров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2013. - № 1. - С. 41-49.
3. Лобзин Ю.В. К обоснованию сроков возобновления тренировок спортсменов после острых респираторных заболеваний / Ю.В. Лобзин, А.М. Розман, С.Б. Тихвинский // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 8. - С. 18-20.
4. Романов В.К. Коронавирусная инфекция COVID-19 / В.К. Романов // Безопасность и риск фармакотерапии. - 2020. - Т.8, - № 1. - С. 3-8.
5. COVID-19 у лиц, адаптированных к аэробной нагрузке / А.Ю. Третьяков, С.Г. Захарчен-ко, Л.В. Ромасенко [и др.] // Пульмонология. - 2020. - № 30 (5). - С. 553-560.
6. О способе оценки состояния готовности курсантов образовательных организаций высшего образования силовых ведомств к сдаче итогового экзамена по физической культуре (физической подготовке) / В.Г. Тютюков, А.Л. Крамаренко, И.А. Яхин, Ю.В. Волненко, А.А. Кошелев, П.В. Бородин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 403-412.
7. Урбан, У От Устюгова до Роналду: названы особенности коронавируса у спортсменов. - URL: https:// www.mk.ru/spor1/>2021/01/06/ot-ustygova-do-ronaldy-osobennosti-koronavirusa-u-sportsmenov.htme (дата обращения: 07.11.2021).
8. Paules, Ci. Coronavirus infections - more than just the common cold / Ci. Paules, H.D. Marston, A.S. Fauci // JAMA. - 2020. - № 323 (8). - P. 707-708.
REFERENCES
1. Bolevich, S.B. and Bolevich, S.S (2020), "Comprehensive mechanism for the development of COVID-19", Sechenovskiy Bulletin, No. 2, pp. 50--61.
2. Egorov, V.N. (2013), "Conceptual and methodological approaches to the study and assessment of human health", Proceedings of the Tula State University. Physical Culture and sport, No. 1, pp. 41-49.
3. Lobzin, Yu.V., Rozman, A.M. and Tikhvinsky, S.B. (1987), "To the justification of the timing of the resumption of training of athletes after acute respiratory diseases", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp.18--20.
4. Romanov, V.K. (2020), "Coronavirus infection COVID-19", Safety and risk of pharmacotherapy, No. 1, pp. 3-8,
5. Tretyakov, A.Yu., Zakharchenko, S.G. and Romasenko, L.V. (2020), "COVID-19 in individuals adapted to aerobic exercise", Pulmonology, No. 30 (5), pp. 553-560.
6. Tyutyukov, V.G., Kramarenko, A.L., Yakhin, I.A., Volnenko, Yu.V, Koshelev, A.A. and Borodin, P.V. (2022), "On the method of assessing the state of readiness of cadets of educational organizations of higher education of law enforcement agencies to pass the final exam in physical culture (physical training)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 204, No 2, pp. 403-412.
7. Urban, U. (2021), "From Ustyugov to Ronaldo: features of the coronavirus among athletes are named", available at: https://www.mk.ru/sport/>2021/01/06/ot-ustygova-do-ronaldy-osobennosti-koronavirusa-u-sportsmenov.htme (accessed: 07.11.2021).
8. Paules, Ci., Marston, H.D. and Fauci, A.S. (2020), "Coronavirus infections - more than just the common cold", JAMA, No. 323 (8), pp. 707-708.
Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.03.2022
УДК 796.011.3:004
ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ НА ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
Мурад Мухамедович Умаров, кандидат технических наук, доцент, Юрий Васильевич
Нечушкин, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, декан, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва; Мухамед Ку-решевич Умаров, доцент, Виктор Иванович Шалимов, профессор, олимпийский чемпион, заведующий кафедрой, Мытищинский филиал Московского государственного техни-
ческий университет им. Н. Э. Баумана, г. Мытищи, Андрей Анатольевич Калинин, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва; Евгений Евгеньевич Пастушенко, доцент. Московский государственный областной университет, г. Мытищи
Аннотация
Актуальность данной статьи состоит в том, что последние два года в связи с пандемией ко-ронавируса во многих вузах и других учебных заведениях обучение физической культуре проводилось дистанционно. Цель работы выяснить насколько такая форма обучения способствует сохранению и развитию физических качеств студентов. Задачи исследования: сравнение уровня физических качеств (быстроты, выносливости, силы и гибкости) студентов в условиях дистанционного и практического обучения. Для проведения исследования была взята группа студентов в количестве 20 человек на первом - практическом этапе обучения и втором - дистанционном этапе обучения. В работе были проведены следующие методы исследования: эмпирические и математические. Эмпирические методы исследования заключались в том, что велось сравнение результатов контрольных нормативов (тестирования) у группы студентов после дистанционного и практического этапа обучения. Математический метод исследования заключался в том, что статистические данные контрольных нормативов были занесены в таблицу, обработаны, и на основании этих данных был сделан сравнительный анализ работы группы в различных условиях для занятий физической культурой. В итоге анализа данных были сделаны выводы, что физические качества скорость и выносливость ухудшились за год на дистанционном обучении на 11%, а физические качества сила и гибкость остались практически на прежнем уровне.
Ключевые слова: физические качества, быстрота, выносливость, сила, ловкость, дистанционное обучение, физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p499-503
INFLUENCE OF DISTANCE PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT UNIVERSITIES ON THE PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS
Murad Mukhamedovich Umarov, the candidate of technical sciences, docent, Yuri Vasilyevich Nechushkin, the candidate of pedagogical sciences, department chair, dean, Bauman Moscow State Technical University; Mukhamed Kureshevich Umarov, the docent, Viktor Ivanovich Shalimov, the professor, Olympic champion, department chair, Mytishchi Branch of the Bauman Moscow State Technical University; Andrey Anatolyevich Kalinin, the senior teacher, Bauman Moscow State Technical University; Evgeny Evgenievich Pastushenko, the docent.
Moscow State Regional University, Mytishchi
Abstract
The relevance of this article is that over the past two years, due to the coronavirus pandemic, physical education has been conducted remotely in many universities and other educational institutions. The purpose of the work is to find out how much this form of education contributes to the preservation and development of physical qualities of students. Research objectives: comparison of the level of physical qualities (speed, endurance, strength and flexibility) of students in the conditions of distance and practical training. To conduct the study, a group of 20 students was taken at the first - practical stage of training and the second - distance learning stage. The following research methods were carried out: empirical and mathematical. Empirical research methods consisted in comparing the results of control standards (testing) in a group of students after the distance and practical training stage. The mathematical method of the study consisted in the fact that the statistical data of the control standards were entered in the table, processed, and based on these data, the comparative analysis of the group's work in various conditions for physical education was made. As a result of the data analysis, it was concluded that the physical qualities of speed and endurance deteriorated by 11% during the year of distance learning, and the physical qualities of strength and flexibility remained almost at the same level.
Keywords: physical qualities, speed, endurance, strength, agility, distance learning, physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Последние два года в связи с пандемией коронавируса во многих ВУЗах и других учебных заведениях обучение физической культуре проводилось дистанционно. Цель работы выяснить насколько такая форма обучения способствует сохранению и развитию физических качеств человека.
Задачи исследования: сравнение уровня физических качеств (быстроты, выносливости, силы и гибкости) студентов в условиях дистанционного и практического обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе исследования (2020-2021 учебный год) студенты Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана - контрольная группа № 1 (далее КГ1-1э) в количестве 20 человек занимались первый и второй семестр по учебной программе практических занятий на стадионе и в спортивном зале. По окончанию двух семестров сдавались контрольные нормативы, характеризующие четыре физических качества: сила, скорость, выносливость и гибкость.
На втором этапе исследования (2021-2022 учебный год) та же группа студентов -контрольная группа № 1, второй этап (далее КГ1-2э) - занималась дистанционно в домашних условиях. Эта группа студентов выполняла упражнения и задания, приемлемые в данных условиях [1]. По окончанию двух семестров дистанционного обучения, когда студенты вернулись к практическим занятиям в ВУЗе, у них были приняты контрольные нормативы (далее КН) на те же четыре физических качества: сила, быстрота, выносливость и гибкость.
В работе были проведены следующие методы исследования: эмпирические и математические. Эмпирические методы исследования заключались в том, что велось сравнение результатов КН (тестирования) КГ1-1э и КГ1-2э. Математический метод исследования заключался в том, что статистические данные КН КГ1-1э и КГ1-2э были занесены в таблицу, обработаны, и на основании этих данных был сделан сравнительный анализ работы группы в различных условиях для занятий физической культурой.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате сравнения сдачи КН КГ1-1э и КГ1-2э (таблица) на первом и втором этапах исследования было выявлено:
1. Физическое качество быстрота у КГ1-2э ухудшились по сравнению с КГ1-1э на
11,4%.
Таблица - Сравнение сдачи КН КГ1-1э и КГ1-2э
№ Быстрота (60м) Выносливость (3000 м) Сила (пресс) Сила (отжимания) Гибкость
КГ1-1э КГ1-2э КГ1-1э КГ1-2э КГ1-1э КГ1-2э КГ1-1э КГ1-2э КГ1-1э КГ1-2э
1 8,1 9,8 14,35 15,48 45 45 28 28 6 6
2 9,2 10,7 12,48 16,16 52 50 29 28 6 6
3 8 8,9 13,55 15,12 35 36 32 32 4 4
4 9,3 10,2 13,55 15,07 32 32 32 32 4 5
5 10,1 12,6 15,49 17,34 50 50 28 28 5 5
6 9,9 10,5 15,24 16,58 50 49 28 28 7 8
7 9,5 10,7 15,15 16,53 50 52 29 32 8 8
8 8,6 9,4 13,21 13,52 32 35 27 28 10 9
9 8,7 9,5 13,26 14,17 33 32 30 32 11 12
10 9,3 9,7 13,29 16,02 35 35 40 41 9 9
11 10,3 12,6 15,12 17,03 32 32 39 42 4 4
12 9,2 9,9 14,13 15,55 32 32 44 45 4 4
13 10,5 12,5 17,36 18,25 45 45 45 45 6 6
14 8,4 8,9 14,44 16,34 45 45 26 28 15 16
15 8,9 8,8 13,57 14,11 43 44 23 23 4 3
№ Быстрота (60м) Выносливость (3000 м) Сила (пресс) Сила (отжимания) Гибкость
КГ1-1э КГ1-2э КГ1-1э КГ1-2э КГ1-1э КГ1-2э КГ1-1э КГ1-2э КГ1-1э КГ1-2э
16 8,7 9,4 12,18 13,26 44 45 28 32 4 4
17 9,2 9,8 13,09 15,51 35 32 23 23 6 5
18 9,7 10,2 14,27 16,39 43 43 28 28 10 9
19 8,5 9,1 13,53 14,46 40 42 32 32 17 16
20 8,8 10,6 14,38 16,25 26 24 10 10 4 4
Итого: 182,9 203,8 281,64 313,14 799 800 601 617 144 143
Итого% 100 111,43 100 111,18 100 100,13 100 102,66 100 99,306
Разница в% 11,427 11,184 0,1252 2,6622 -0,694
2. Физическое качество выносливость у КГ1-2э ухудшились по сравнению с КГ1-1э на 11,2%. Гистограмма изменения физических качеств выносливость и скорость отражена на рисунках 1 и 2. 14
12 10 8 6 4 2 0
1 2 3 4 5
6 7 8 9 ■ Быстрота (60м)
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ■ Быстрота (60м)
Рисунок 1 - Гистограмма сдачи КН (физическое качество быстрота) студентами на первом и втором этапах
обучения
20
18
16
ты 14
12
^ н 10
и
Я 8
6
4
2
0
4 5 6 7 8 9 ■ Выносливость (3000 м)
10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ■ Выносливость (3000 м)
Рисунок 2 - Гистограмма сдачи контрольных нормативов (физическое качество выносливость) студентами на
первом и втором этапах обучения
3. Физические качество сила КГ1-1э и КГ1-2э улучшилось на 1,4%. Что наглядно показано на рисунке 3.
60
40
ли20
12 3 4 ■ Сила (пресс)
6789 Сила (пресс)
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ■ Сила (отжимания) ■ Сила (отжимания)
Рисунок 3 - Гистограмма сдача контрольных нормативов (физическое качество сила) студентами на первом и
втором этапах обучения
0
5
01826728
4. Физическое качество гибкость КГ1-1э и КГ1-2э практически осталось на том же уровне (рисунок 4).
18 16 14 12
2 10 С8
6
4
2
0
и1
7 8 9 ■ Гибкость
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ■ Гибкость
Рисунок 4 - Гистограмма сдачи контрольных нормативов (физическое качество гибкость) студентами на первом и втором этапах обучения
ВЫВОДЫ
В результате исследования было выявлено, что после дистанционного обучения физические качества скорость и выносливость снизились на 11% по сравнению с практическими занятиями студентов. Физические качества сила и гибкость в основном остались на прежнем уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пастушенко Е.Е. Здоровый образ жизни в условиях самоизоляции / Е.Е. Пастушенко, И.М. Успенская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 274277.
REFERENCES
1. Pastushenko E.E. and Uspenskaya I.M. (2020), "Healthy lifestyle in conditions of self-isolation", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 10 (188), pp. 274-277.
Контактная информация: volvenkina-ev@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 20.03.2022
УДК 796.011.3
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ
НАГРУЗОК
Мурад Мухамедович Умаров, кандидат технических наук, доцент, Дмитрий Александрович Соколов, заслуженный тренер России, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, г. Москва; Евгений Евгеньевич Пастушенко, заслуженный тренер России, доцент, Ирина Михайловна Успенская, старший преподаватель, Максим Викторович Наумов, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, г. Мытищи; Зоряна Александровна Россихина, инструктор-методист, Спортивная школа олимпийского резерва по пулевой
стрельбе, г. Москва
Аннотация
Введение. Актуальность проблемы состоит в том, что отсутствие двигательной активности у студентов привело к снижению уровня развития двигательных качеств и увеличило время восстановления после физической нагрузки. Цель исследования. Влияние комплекса дыхательных упражнений на процесс восстановления после физической нагрузки на занятиях физической культурой.