-С. 558-563.
2. Панчук Н.С. Основы реализации программ по физической культуре и спорту в юридическом университете / Н.С. Панчук // Физическая культура и спорт в современном мире : сборник международной конференции. - Гомель, 2021. С. 417-421.
3. Поведенческие риски здоровью студентов в период проведения дистанционного обучения / О.Ю. Милушкина, Н.А. Скоблина, С.В. Маркелова, Н.В. Соколова, А.А. Дементьев // Гигиена и санитария. -2020. - № 99(8). - С. 854-860.
REFERENCES:
1. Ermakova, N.A., Melnichenko, P.I., Prokhorov, N.I., Timoshenko, K.T., Matveev, A.A., Kochina, E.V. and Minnibaev, T.Sh. (2016), "Lifestyle and health of students", Hygiene and sanitation, No, 95 (6), pp. 558-563.
2. Panchuk, N.S. (2021), "Fundamentals of the implementation of programs in physical culture and sports at the University of Law", collection of the international conference "Physical culture and sports in the modern world", Gomel, pp. 417-421.
3. Popov, V.I., Milushkina, O.Yu., Skoblina, N.A., Markelova, S.V., Sokolova, N.V. and De-mentyev, A.A. (2020), "Behavioral health risks of students during distance learning", Hygiene and sanitation, No. 99 (8), pp. 854-860.
Контактная информация: p_natalya01@mail.ru
Статья поступила в редакцию 10.12.2021
УДК 796011.3
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ НА
ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПОСЛЕ САМОИЗОЛЯЦИИ
Евгений Евгеньевич Пастушенко, доцент, Ирина Михайловна Успенская, старший преподаватель, Елена Юрьевна Балашова, доцент, Московский государственный областной университет, г. Мытищи; Ольга Евгеньевна Волкова, преподаватель, Педагогический колледж № 18 Митино, г. Москва; Ирина Владимировна Исакова, инструктор-методист, Спортивная школа олимпийского резерва по пулевой стрельбе, г. Москва
Аннотация
Введение. Актуальность проблемы в «постпандемийный» период состоит в том, что у студентов снизился уровень таких физических качеств как «выносливость» и «силовая выносливость». Цель исследования. Определение оптимальных средств физической культуры для повышения физического качества «выносливость», «силовая выносливость» на занятиях физической культурой. Задачи исследования: составить список средств физической культуры для экспериментальной группы; собрать данные контрольных нормативов контрольной и экспериментальной группы; рассчитать средний показатель контрольных нормативов контрольной и экспериментальной группы; выявить разницу между показателями контрольных нормативов в процентном соотношении; подвести итог эксперимента, сделав анализ работы двух групп. Метод исследования. Для проведения исследования был проведен метод круговой тренировки. Организация исследования. Были сформированы две группы: контрольная группа в количестве 15 человек выполняла обычную программу на занятиях физической культуры и экспериментальная группа. В программу экспериментальной группы метод круговой тренировки. В ее состав вошли следующие средства физической культуры: сгибание разгибание рук в упоре лёжа, подъем туловища, подтягивания на низкой перекладине, приседания. Вывод: В результате проведенного эксперимента при выполнении контрольных нормативов у экспериментальной группы показатели силовой выносливости превысили показатели контрольной группы.
Ключевые слова: физическая культура, круговая тренировка, выносливость, силовая выносливость, пандемия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p292-296
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ENDURANCE AMONG STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES AFTER SELF-ISOLATION
Evgeniy Evgenievich Pastushenko, the docent, Irina Mikhaylovna Uspenskaya, the senior teacher, Elena Yuryevna Balashova, docent, Moscow State Regional University, Mytishchi; Olga Evgenievna Volkova, the teacher, Pedagogical College No. 18, Mitino, г. Moscow; Irina Vladimirovna Isakova, instructor-methodologist, School of the Olympic Reserve in bullet
shooting, Moscow
Abstract
Introduction. The relevance of the problem in the "post-pandemic" period lies in the fact that the level of such physical qualities as "endurance" and "strength endurance" has decreased among students. Purpose of the study. Determination of the optimal means of physical culture to improve the physical quality of "endurance", "strength endurance" in physical education. Research objectives: to make a list of means of physical culture for the experimental group; collect data of control standards of the control and experimental groups; calculate the average indicator of the control standards of the control and experimental groups; identify the difference between the indicators of control standards in percentage terms; sum up the experiment by making an analysis of the work of the two groups. Research method. To conduct the study, a method of circular training was carried out. Organization of the study. Two groups were formed: a control group of 15 people performed the usual program in physical education classes and an experimental group. In the program of the experimental group, the method of circular training. It included the following means of physical culture: flexion, extension of the arms in a lying position, lifting the torso, pull-ups on a low bar, squats. Conclusion: As a result of the experiment, when the control standards were fulfilled, the strength endurance indicators of the experimental group exceeded those of the control group.
Keywords: physical culture, circular training, endurance, strength endurance, pandemic.
ВВЕДЕНИЕ
За последние два года (два «пандемийных» года) снизился уровень физической активности людей вообще и студентов в частности. И как близлежащее следствие - низкая работоспособность, низкая активность студентов. И очень печально предполагать, как это скажется в дальнейшем на студентов. Ведь являясь многофункциональным свойством организма выносливость, силовая выносливость интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. На основании исследований (Ammar A., Brach M., Trabelsi K., Chtourou H., Boukhris O., Masmoudi L. etal. Effects of COVID-19 Home Confinement on Eating Behaviour and Physical Activity: Results of the ECLB-COVID19 International Online Survey. Nutrients 2020;12(6):1583. ^ippi G., Henry B.M., Bovo C., Sanchis-Gomar F. Health risks and potential remedies during prolonged lockdowns for coronavirus disease 2019 (COVID-19). Diagno-sis(Berl) 2020;7(2):85-90) Кислицина О.А. считает, что резкое снижение физической активности является одним из наиболее очевидных последствий полной изоляции, что приводит к серьезным проблемам со сном и психологическим расстройствам (стресс, беспокойство, депрессия) и впоследствии будет способствовать риску развития остеопо-роза, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, рака, деменции, избыточного веса/ожирения [1]. Исходя из всего вышесказанного, надо приниматься за дело сейчас, пытаясь вывести нашу молодежь (в том числе и студентов) на «допандемийный» уровень развития физических качеств (в частности выносливости и силовой выносливости).
Цель исследования - определение оптимальных средств физической культуры для повышения физического качества «выносливость», «силовая выносливость» на занятиях физической культурой (далее ФК).
Задачи исследования:
- составить список средств физической культуры для экспериментальной группы;
- собрать данные контрольных нормативов (далее КН) контрольной и экспериментальной группы;
- рассчитать средний показатель контрольных нормативов контрольной и экспериментальной группы;
- выявить разницу между показателями контрольных нормативов в процентном соотношении;
- подвести итог эксперимента, сделав анализ работы двух групп.
МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для проведения исследования был проведен метод круговой тренировки. В ее состав вошли следующие средства физической культуры (далее СФК): сгибание разгибание рук в упоре лёжа, подъем туловища, подтягивания на низкой перекладине, приседания. На каждом занятии студенты проходили три круга с интервалом 1-2 мин между кругами. 15-30 секунд между упражнениями.
Эксперимент был проведен со студентами экономического факультета Московского государственного областного университета (далее МГОУ). Были сформированы две группы из студентов экономического факультета 1 курса. Контрольная группа (далее КГ) в количестве 15 человек. В состав контрольной группы вошли шесть человек из группы, выполнявшей комплекс упражнений в период март-апрель 2020 года [2], а также проходивших обучение в МГОУ в 2020-2021 учебном году. И экспериментальная группа (далее ЭГ) - в количестве 15 человек. В состав экспериментальной группы вошли шесть человек из группы, выполнявшей комплекс упражнений в период март-апрель 2020 года [2], а также проходивших обучение в МГОУ в 2020-2021 учебном году. Контрольная группа выполняла обычную программу занятий по физической культуре, экспериментальная группа на каждом занятии выполняла комплекс упражнений, вышеуказанный для групповой тренировки. Также был проведен сравнительный анализ сдачи контрольных нормативов двух групп. Эксперимент проходил в первом полугодии 2021-2022 учебного года.
В ходе эксперимента были сформированы две группы: контрольная экспериментальная. Срок эксперимента - 4 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 г.). Участники - студенты экономического факультета Московского государственного областного университета. Место проведения занятий - стадион «Сокол» г. Москва. Занятия проводились 2 раза в неделю. Контрольная группа в количестве 15 человек выполняла обычную программу на занятиях физической культуры. Экспериментальная группа - количество 15 человек. В программу физической подготовки для круговой тренировки были введены следующие средства физической культуры (таблица 1).
Таблица 1 - Средства физической культуры, вошедшие в состав круговой тренировки для экспериментальной группы_
№ Название СФК Количество повторений
1 Сгибание разгибание рук в упоре лёжа 20 раз
2 Подъем туловища 20 раз
3 Подтягивание на низкой перекладине 10 раз
4 Приседания 30 раз
Круговая тренировка состояла из трех кругов с интервалом 1-2 мин между кругами, 15-30 секунд между упражнениями.
В конце семестра участники двух групп сдали контрольные нормативы. Результаты КН приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты сдачи КН у контрольной и экспериментальной группы_
№
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа
Подъем туловища
Подтягивание на низкой перекладине
Приседания
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ
КГ
ЭК
КГ
ЭГ
10
10
35
45
10
10
55
55
13
10
35
51
12
12
55
55
1
2
№ Сгибание разгибание рук в упоре лёжа Подъем туловища Подтягивание на низкой перекладине Приседания
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭК КГ ЭГ
3 15 10 43 45 15 15 55 55
4 10 10 43 43 10 15 55 55
5 10 15 35 37 10 20 55 55
6 15 12 46 45 12 18 55 55
7 12 20 45 45 12 14 55 55
8 10 15 10 40 10 15 55 55
9 11 13 35 45 12 15 55 56
10 10 10 35 35 12 10 55 55
11 10 10 36 35 15 12 55 55
12 10 10 40 35 10 10 55 56
13 10 13 39 45 10 10 55 55
14 10 10 35 38 10 11 55 55
15 10 11 45 45 10 12 55 55
Итого: 166 179 557 629 170 199 825 827
На основании результатов сдачи КН у КГ и ЭГ был вычислен средний показатель, который приведен в таблице 3.
Таблица 3 - Средний показатель по контрольной и экспериментальной группах при сдачи контрольных нормативов_
Контрольная группа Экспериментальная группа
Средний показатель по группе. Рассчитывается по формуле: х х1кг + х2кг + ■■■ + хпкг (*) х х\кэг + х2эг + + хпэг (**)
хкг \ ) n хэг У / n
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа 11,07 11,93
Подъем туловища 37,13 41,93
Подтягивание на низкой перекладине 11,33 13,26
Приседания 55,0 55,13
Примечание: * - где х1кг, х2кг, ■■■, хпкг - индивидуальные значения признака контрольной группы (отжимания, подъем туловища, подтягивание на низкой перекладине, приседания); п - число единиц совокупности. В нашем варианте 15 единиц (участников контрольной группы). ** - где Х1Эг, х2эг, ■.., хпэг - индивидуальные значения признака экспериментальной группы (отжимания, подъем туловища, подтягивание на низкой перекладине, приседания); п - число единиц совокупности. В нашем варианте 15 единиц (участников экспериментальной группы).
Далее был произведен анализ работы двух групп. За 100 % был взят средний показатель по нормативам у контрольной группы, т. к. все студенты из этой группы сдали контрольные нормативы. Средний показатель КН экспериментальной группы сравнили со средним показателем контрольной группы. Результаты приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Разница между показателями контрольной и экспериментальной группах в процентном соотношении_
КГ ЭГ Разница
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа 100% 107% КГ<ЭГ на 7%
Подъем туловища 100% 112% КГ<ЭГ на 12%
Подтягивание на низкой перекладине 100% 117% КГ<ЭГ на 17%
Приседания 100% 100,23% КГ<ЭГ на 0,23%
ВЫВОД
В результате при выполнении контрольных нормативов у экспериментальной группы показатели силовой выносливости превысили показатели контрольной группы на 12 %. Что показывает целесообразность включения в занятия по физической культуре вышеуказанных средств ФК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кислицына О. А. Долгосрочные негативные последствия пандемии COVID-19 для здоровья населения / О.А. Кислицына // Социальные аспекты здоровья населения. -2021. - № 67(4):2. - URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1281/27/lang,ru/ (дата обращения 17.01.2022).
2. Пастушенко Е.Е. Здоровый образ жизни в условиях самоизоляции / Е.Е. Пастушенко, И.М. Успенская // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 274-278.
REFERENCES
1. Kislitsyna, O.A. (2021), "Long-term negative consequences of the COVID-19 pandemic for public health", Social aspects of public health, No. 67(4):2, available at http://vestnik.mednet.ru/content/view/1281/27/lang,ru/ (accessed 17.01.2022).
2. Pastushenko, E.E. and Uspenskaya, I.M. (2020), Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 274-278.
Контактная информация: asc-pastushenko@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 10.12.2021
УДК 796.034.2
ФОРМИРОВАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Николай Юрьевич Патаркацишвили, старший преподаватель, Андрей Александрович Близневский, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Якубовна Дорошенко, старший преподаватель, Иван Геннадьевич Сбродов, старший преподаватель, Ольга Борисовна Хантимирова, старший преподаватель, Евгений Степанович Щербаков,
старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск
Аннотация
Данная статья посвящена обоснованию эффективности и необходимости формирования силовых способностей у студентов юридических вузов на занятиях по прикладной физической культуре средствами профессионально-прикладной физической подготовки. Авторами раскрыта актуальность по достижению высокого уровня физических возможностей студентов юристов как будущих сотрудников правоохранительных органов, которая исходит из специфики их будущей правоохранительной деятельности. Так же отмечена роль профессионально-прикладной физической подготовки студентов, как в рамках обязательных учебных занятий, так и при самостоятельном совершенствовании.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая активность, сотрудники правоохранительных органов, формирование силовых способностей, физическая подготовка, самостоятельная физическая подготовка, учебный процесс, тестирование, физическая подготовленность, студент.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p296-300
FORMATION OF STRENGTH ABILITIES IN LAW STUDENTS BY MEANS OF
PHYSICAL TRAINING
Nikolay Yurievich Patarkatsishvili, the senior teacher, Andrey Aleksandrovich Bliznevskiy,
the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oksana Yakubovna Doroshenko, the senior teacher, Ivan Gennadievich Sbrodov, the senior teacher, Olga Borisovna Khaantimiro-
va, the senior teacher, Evgeny Stepanovich Shcherbakov, the senior teacher, Siberian Federal
University, Krasnoyarsk
Abstract
This article is devoted to the rationale for the effectiveness and necessity of the formation of strength abilities among students of law schools in the classroom for applied physical culture by means of professionally applied physical training. The authors reveal the relevance of achieving a high level of physical capabilities of law students as future law enforcement officers, which comes from the specifics of their future law enforcement activities. The role of professionally applied physical training of students was