развитие силовои выносливости СТУДЕНТОК строительных специальностей
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 04.05.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
О.А. Сафонова1
Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Германова2
1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
BUILDING STRENGTH ENDURANCE IN FEMALE CIVIL ENGINEERING STUDENTS O.A. Safonova1
PhD, Professor K.N. Dementyev1
PhD, Associate Professor A.A. Germanova2
1 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg
2 Lesgaft National State University of Physical Education, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - выявление эффективности методики развития силовой выносливости у студенток строительных специальностей на учебных занятиях физической культурой.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение 2019/2020 учебного года. В эксперименте приняли участие студентки основной группы здоровья 1-го курса строительного факультета, не имеющие ограничений в занятиях физической культурой и спортом, разделенные на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы, по 20 человек в каждой. ЭГ занималась по разработанной методике развития силовой выносливости студенток, которая основывалась на средствах развития силовой выносливости, включающих статические и динамические упражнения, составленные в блоки. КГ занималась по общепринятой программе.
Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование показало, что представленная методика оказала положительный эффект на развитие профессионально значимого физического качества специалиста-строителя - силовой выносливости, что отражено в результатах. В ходе исследования проведен мониторинг эффективности разработанной методики, определена степень развития профессионально важного физического качества, приоритетного в будущей профессиональной деятельности - силовой выносливости, проведена оценка качества ее развития по предложенным упражнениям, включенным в нормативную базу программы обучения. Данная методика особенно эффективна для учебно-тренировочных занятий с большими группами за счет использования поточного метода организации практических занятий, что позволяет экономить учебное время, увеличить объем физических упражнений и физическую нагрузку, обеспечить непрерывность и целостность обучения, высокую педагогическую и моторную плотность занятия.
Ключевые слова: методика, специалисты-женщины, строительные специальности, силовая выносливость.
Annotation
Objective of the study was to identify the effectiveness of the of strength endurance building methodology in application to female university students majoring in civil engineering.
Methods and structure of the study. The educational experiment was conducted during the 2019/2020 academic year and involved the first-year female civil engineering department students assigned to the main health group who had no restrictions on physical education and sports activities. They were split into the Experimental and Control Groups, 20 people each. The Experimental Group subjects were trained in accordance with the developed strength endurance building methodology for female students, which was based on the strength endurance building methods that included static and dynamic exercises organized in blocks. The Control Group subjects were trained according to the standard physical education program.
Results and conclusions. The study showed that the presented methodology is beneficial for the development of the physical quality of strength endurance which is important for a civil engineer. As part of the study, the authors assessed the effectiveness of the developed methodology, the level of strength endurance - the key professional physical quality for the future professional activity, benefits of the proposed exercises included in the training program for the quality of development of strength endurance.
The presented methodology is particularly effective in application to large groups due to the applied progressive method of organization of training sessions, which saves the academic time, increases the volume of physical exercise and physical loads, ensures the continuity and integrity of education, as well as high educational and motor density.
Keywords: methodology, female specialists, civil engineering specialties, strength endurance.
Введение. В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций, направленных на повышение работоспособности будущих специалистов в различных учебных заведениях. Цель физического воспитания в вузе заключается в физическом совершенствовании и содействии гармоничному развитию обучающихся для успешного освоения и выполнения социально значимых видов деятельности, активного участия в прогрессивных преобразованиях в обществе [1, 2].
Студентам строительных специальностей в процессе учебы приходится сталкиваться с рядом специфических нагрузок - длительная работа за компьютером при создании чертежей и проведении расчетов. Трудовая практика на строительной площадке подразумевает выполнение двигательных действий с большой физической нагрузкой на мышцы рук и плечевого пояса, туловища и нижних конечностей длительное время. Таким образом, направленность и условия трудовой деятельности специалиста-строителя требуют
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
развития определенных профессионально значимых физических качеств, одним из которых является сила, а точнее ее специфическое проявление - силовая выносливость [3].
Цель исследования - выявление эффективности методики развития силовой выносливости у студенток строительных специальностей на учебных занятиях физической культурой.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в течение 2019/2020 учебного года. В эксперименте приняли участие студентки основной группы здоровья 1-го курса строительного факультета, не имеющие ограничений в занятиях физической культурой и спортом, разделенные на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы, по 20 человек в каждой. В сентябре студентки обеих групп занимались по программе учебной дисциплины «Физическая культура и спорт», принятой на кафедре физического воспитания СПб ГАСУ, на открытой площадке. С октября по апрель занятия проводились в спортивном зале университета с перерывом на зимний каникулярный отпуск студентов - ЭГ занималась по разработанной методике, а КГ - по общепринятой программе. До начала эксперимента студентки обеих групп прошли первичное тестирование по показателям общей физической подготовленности: сгибание-разгибание рук в упоре лежа, приседания за 60 с, поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой за 60 с и 12-минутный бег, при анализе которых значимых различий выявлено не было.
Основой для составления комплексов упражнений экспериментальной методики является использование средств развития силовой выносливости.
Под силовой выносливостью понимают способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определенного времени. В зависимости от режима работы мышц можно выделить статическую и динамическую силовую выносливость. Статическая силовая выносливость характеризуется предельным временем сохранения определенных мышечных усилий (определенная «рабочая» поза). Динамическая силовая выносливость обычно определяется числом повторений какого-либо двигательного действия.
Средства развития силовой выносливости включали статические и динамические упражнения, составленные в блоки:
- 1-й блок - упражнения для развития силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, удержание статического положения в упоре лежа, в упоре лежа поочередное опускание на предплечья и поднимание в упор, одновременное поднимание гантелей весом 1,5-2 кг в каждой руке вперед, одновременное поднимание гантелей весом 1,5-2 кг в каждой руке в стороны, подъем махом вперед гири (гантели) весом 6 (12) кг хватом двумя руками сверху, поднимание на уровень подбородка гири (гантели) весом 6 (12) кг хватом двумя руками сверху, поочередное сгибание и разгибание рук (имитация ударов прямо) в основной стойке с гантелями весом 1,0-1,5 кг в каждой руке;
- 2-й блок - упражнения для развития силовой выносливости мышц ног - приседания, выпады вперед, поочередные выпады в сторону, приседания в полуприседе, приседания на одной ноге поочередно, статическое удержание в полуприседе руки вперед, статическое удержание выпада руки в стороны, выпрыгивание вверх из полуприседа;
- 3-й блок - упражнения для развития силовой выносливости мышц туловища - одновременное поднимание туловища и ног до касания пальцами рук пальцев ног, прямая «планка» на предплечьях, широко расставив руки, бег в упоре лежа, удержание уголка сидя руки за головой, боковая «планка», поднимание туловища с поворотом руки за головой до каса-
ния локтем колена разноименной ноги, поочередное выполнение упора присев и упора лежа, круговые движения ногами поочередно лежа на спине руки за головой;
- 4-й блок - развитие общей выносливости равномерным методом с использованием циклического упражнения - равномерный бег умеренной мощности от 10 мин во время первых четырех занятий до 20 мин при проведении эксперимента.
Время отдыха между 1, 2, 3-м блоками - 2 мин. Каждый блок выполнялся два раза. В 1, 2 и 3-м блоке выполнялись восемь упражнений, различных по структуре и направленности воздействия, выполняемых повторным методом. Количество повторений динамических упражнений варьировалось от 7-8 раз на первых двух занятиях с последующим прибавлением по одному повторению на каждом занятии до 15 раз. При выполнении статических упражнений удержание осуществлялось от 20 с на первых двух занятиях с последующим прибавлением по 10 с на каждом четвертом занятии до 60 с. Частота сердечных сокращений определялась после каждого блока при помощи наручного монитора сердечного ритма каждой занимающейся и варьировалась от 120 до 140 ударов в мин.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента было выявлено, что в результате выполнения упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой за 60 секунд» разница в средних показателях в ЭГ результат в конце эксперимента составил 39 ±1,9 раза, в КГ - 34±5,2 раза. Разница между группами в средних результатах составила 5 раз, что является статистически достоверным (р<0,05) (рис. 1).
В ходе выполнения упражнения «Приседания за 60 секунд» было определено: в ЭГ результат составил 55,9±5,4 раза, в КГ - 43,1±8,8 раза. Разница между группами в средних результатах составила 12 раз, что является статистически достоверным (р<0,05) (рис. 2).
В упражнении «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» результат ЭГ в конце обучения составил 10,4±2,5 раза, КГ -
после; 39
ш
35 30
га 25 т 25 т ™ 20
§ 15
10
5
0
до
■ эг ■ кг
Рис. 1. Результаты выполнения упражнения «Поднимание туловища из положения лежа на спине руки за головой за 60 секунд», количество раз
60
после; 55,9
50
40
30
20
10
0
до после
■ эг кг
Рис. 2. Результаты выполнения упражнения «Приседания за 60 секунд», количество раз
36
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2020 Декабрь | December
5,7±2,0 раза, разница между группами в средних результатах составила 5 раз, что является статистически достоверным (р<0,05).
Выполнение упражнения «12-минутный бег» показало, что в ЭГ результат составил 2139±353 м, в КГ - 1931±114 м. Разница между группами в средних результатах составила 208 с, что является статистически достоверным (р<0,05).
Вывод. Проведенное исследование показало, что представленная методика оказала положительный эффект на развитие профессионально значимого физического качества специалиста-строителя - силовую выносливость, что отражено в результатах. Данная методика особенно эффективна для учебно-тренировочных занятий с большими группами за счет использования поточного метода организации практических занятий, что позволяет экономить учебное время, увеличить объем физических упражнений и физическую нагрузку, обеспечить непрерывность и целостность обучения, обеспечить высокую педагогическую и моторную плотность занятия.
Литература
1. Сафонова О.А Развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток строительного профиля на основе мето-
дики комплексной направленности / О.А. Сафонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 136-142.
2. Дементьев К.Н. Использование технологии концентрированного обучения на занятиях аэробикой / К.Н. Дементьев, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020.-№ 2. - С. 24-26.
3. Сафонова О.А Профессиограмма как основа содержания ППФП при изучении дисциплины «Физическая культура» в строительных вузах / О.А. Сафонова // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 117-121.
References
1. Safonova O.A. Razvitie professionalno-znachimykh dvigatelnykh kachestv studentok stroitelnogo profilya na osnove metodiki kompleksnoy napravlennosti. [Development of professionally significant motor qualities of female construction engineering students based on complex orientation methodology]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013. No. 12 (106). pp. 136-142.
2. Dementev K.N., Zuykova E.G., Bushma T.V. et al. Ispolzovanie tekhnologii kontsentrirovannogo obucheniya na zanyatiyakh aerobikoy [Use of concentrated training technology during aerobic practices]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2020. No. 2. pp. 24-26.
3. Safonova O.A. Professiogramma kak osnova soderzhaniya PPFP pri izuchenii distsipliny «Fizicheskaya kultura» v stroitelnykh vuzakh [Professiogram as a basis of APpT content in study of Physical Education discipline in construction universities]. Uchenye zapiski unta im. P.F. Lesgafta, 2012, no. 5 (87), pp. 117-121.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
обучение технике выполнения приседания со штангой на плечах
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Старкова1 Аспирант А.С. Любимова1
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
УДК/UDC 7967012.68
Ключевые слова: атлетическая гимнастика, приседание, техника движения, межмышечная координация.
Введение. Приседание со штангой на плечах - это многофункциональное упражнение, выполнение которого зависит не только от силы основных мышечных групп занимающихся, но и от способности к межмышечной координации, уровня гибкости.
Цель исследования - экспериментальное обоснование сознательного самоконтроля и сенсорных коррекций двигательных действий студентами в процессе освоения техники упражнения «Приседание со штангой на плечах».
Методика и организация исследования. В исследовании (сентябрь-ноябрь 2020 г.) приняли участие студенты 1-го курса (ЭГ, п=9, КГ, п=9) Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, обучающиеся по элективному курсу по физической культуре и спорту «Атлетическая гимнастика». Основное внимание в процессе освоения техники упражнения уделялось осознанному управлению движением при выполнении специально-подводящего упражнения «Приседание, руки за головой»: контролю за мышечными ощущениями, соответствию биомеханическим ориентирам, самооценке прохождения всех контрольных точек для переноса двигательного навыка, сформированного образа действия [1] на выполнение соревновательного упражнения «Приседание со штангой на плечах». На основе анализа вариантов техники выполнения приседания со штангой на плечах («коленодо-минантный», «тазодоминантный», «сбалансированный») были разработаны: структура техники «сбалансирован-
back squat technique teaching practices
PhD, Associate Professor E.V. Starkova1 Postgraduate A.S. Lyubimova1
1Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
Поступила в редакцию 09.11.2020 г.
ного» типа приседаний, состоящая из 10 элементов (контрольных точек), и шкала для оценки правильности выполнения. «Сбалансированный» тип приседаний выбран как наиболее безопасный для здоровья занимающихся и позволяющий избежать чрезмерной нагрузки на мышцы -разгибатели тазобедренного сустава, поясничный отдел позвоночника и смещения общего центра тяжести тела назад, увеличения нагрузки на шейный отдел позвоночника, перераспределения силы тяжести снаряда на коленные суставы и четырехглавые мышцы бедра.
Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ техники выполнения приседания со штангой на плечах (экспертная оценка, самооценка, парное оценивание) свидетельствует о достоверных различиях (р<0,05, Т-критерия Уайта) в показателях ЭГ и КГ. Прирост в ЭГ составил 25,5 % {до эксперимента - уровень ниже среднего (5,89±1,05), после - высокий (8,44±0,68)}, а в КГ - 14,5 % {до эксперимента - уровень ниже среднего (5,33±1,27), после - средний (6,78±0,84)}.
Выводы. Реализация данного подхода позволяет обучить студентов правильной технике выполнения приседания со штангой на плечах на основе формирования навыков самоконтроля, способности к осознанному выполнению любых двигательных действий, что в дальнейшем позволит предотвратить получение травм и заболеваний организма.
Литература
1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.
Информация для связи с автором: [email protected]