Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ, НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТРЕЛКОВ'

ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ, НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТРЕЛКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПУЛЕВАЯ СТРЕЛЬБА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / TARGET SHOOTING / MOTOR QUALITIES / STRENGTH ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Владимир Леонидович, Старостина Анна Владимировна, Кишкин Алексей Иванович

Результативность в пулевой стрельбе, прежде всего, основывается на технической подготовленности спортсменов, на мастерстве спортсменов владеть спортивным оружием. В связи с этим, зачастую, в спортивной подготовке тренеры пренебрегают упражнениями, направленными на развитие физических качеств. В исследовании обосновывается необходимость развития такого двигательного качества, как силовая выносливость. Цель исследования - выявить взаимосвязь между развитием силовой выносливости и результативности в стрельбе. В качестве участников эксперимента были выбраны юноши 13-15 лет, занимающиеся в учебно-тренировочных группах ДЮСШ по пулевой стрельбе. Стрелки были распределены в контрольную и экспериментальную группы. Экспериментальная группа занималась по разработанной методике с включением специальных упражнений на развитие силовой выносливости. Настоящее исследование экспериментально обосновывает необходимость развития силовой выносливости и её влияние на результативность в стрельбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов Владимир Леонидович, Старостина Анна Владимировна, Кишкин Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of exercises aimed at development of strength endurance on the shooters efficiency

The efficiency in target shooting, first of all, is based on the technical preparedness of the shooters and their skill to handle the weapon. In this regard, trainers neglect exercises in sports training, aimed at developing physical qualities. The study substantiates the need for the development of such motor quality as strength endurance. The purpose of the article is to identify the relationship between the development of strength endurance and performance in shooting. Young men at the age of 13-15, involved in the training groups of Children's and Youth Sports School in target shooting, were selected as participants in the experiment. The shooters were divided into a control group and an experimental one. The experimental group exercised according to the developed technique with inclusion of special exercises for the development of strength endurance. This study experimentally substantiates the need for the development of strength endurance and its impact on performance in shooting.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ, НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТРЕЛКОВ»

THE INFLUENCE OF EXERCISES AIMED AT DEVELOPMENTOF STRENGTH ENDURANCE ONTHE SHOOTERS EFFICIENCY Konovalov Vladimir Leonidovich, Senior Lecturer

Starostina Anna Vladimirovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor of Department Kishkin Aleksey Ivanovich, Senior Lecturer

Department of Physical Culture, Sports and Adaptive Physical Education, Vologda State University, Volgograd

The efficiency in target shooting, first of all, is based on the technical preparedness of the shooters and their skill to handle the weapon. In this regard, trainers neglect exercises in sports training, aimed at developing physical qualities. The study substantiates the need for the development of such motor quality as strength endurance. The purpose of the article is to identify the relationship between the de velopment of strength endurance andperformance in shooting. Young men at the age of 13-15, involved in the training groups of Children's and Youth Sports School in target shooting, were selected as participants in the experiment. The shooters were divided into a control group and an experimental one. The experimental group exercised according to the developed technique with inclusion of special exercises for the development of strength endurance. This study experimentally substantiates the need for the development of strength endurance and its impact on performance in shooting.

Keywords: target shooting; motor qualities; strength endurance.

УДК 378 ВАК РФ 13.00.08

© Коновалов В.Л., 2020 © Старостина A.B., 2020 © КишкинАМ, 2020

ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ, НА РЕЗУЛЬТА ТИВНОСТЬ

СТРЕЛКОВ

Результативность в пулевой стрельбе, прежде всего, основывается на технической подготовленности спортсменов, на мастерстве спортсменов владеть спортивным оружием. В связи с этим, зачастую, в спортивной подготовке тренеры пренебрегают упражнениями, направленными на развитие физических качеств. В исследовании обосновывается необходимость развития такого двигательного качества, как силовая выносливость. Цель исследования - выявить взаимосвязь между развитием силовой выносливости и результативности в стрельбе. В качестве участников эксперимента были выбраны юноши 13-15 лет, занимающиеся вучебно-тренировочных группахДЮСШ по пулевой стрельбе. Стрелки были распределены в контрольную и экспериментальную группы. Экспериментальная группа занималась по разработанной методике с включением специальных упражнений на развитие силовой выносливости. Настоящее исследование экспериментально обосновывает необходимость развития силовой выносливости и её влияние на результативность в стрельбе. Ключевые слова: пулевая стрельба;двигательные качества; силовая выносливость.

I

КОНОВАЛОВ Владимир Леонидович, старший преподава тель

СТАРОСТИНА Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

КИШКИНАлексей Иванович, старший преподава тель

кафедра Физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания, Вологодский государственный университет, Волгоград

Силовая выносливость - это способность длительно выполнять силовую работу без снижения её эффективности. Различают общую и специальную выносливость. Специальная выносливость определяется спецификой вида спортивной деятельности. В пулевой стрельбе одним из основных видов специальной выносливости является силовая выносливость. Для спортсменов-стрелков она необходима для того, чтобы выдерживать высокие силовые нагрузки. Развитие выносливости у спортсмена направлено на повышение анаэробных возможностей и измеряется временными показателями, в течение которых он сумеет выполнять технические действия и вести стрельбу без снижения её результативности [5, с. 249-250].

Силовая выносливость по своей сути довольно специфичное двигательное качество, которое должно занимать значительное место в подготовке спортсменов различной спортивной специализации. Чтобы тренировочные занятия были разнообразными и эмоциональными, необходимо включать упражнения из различных видов спорта.

После того как у детей будет определен при помощи тестирования уровень развития двигательных качеств, комплекс упражнений корректируется таким образом, чтобы он оказался доступным для тех, у кого уровень низкий. Например, вначале тренировочного

цикла, в течение первого месяца занятий, лучше давать таким детям комплексы упражнений вообще без отягощений. Затем начинать выполнять упражнения с легкими гантелями весом около 1-3 кг. Так же комплексы упражнений вначале имеют продолжительность до 30 минут, затем, постепенно, от урока к уроку, время тренировки увеличивается до 1-1,5 часов. Количество повторений зависит от поставленных на тренировку задач. Периодичность занятий составляет обычно три-четыре раза в неделю, как правило, во второй половине дня, что в первую очередь связано с учебной занятостью детей, а, во вторую - по гигиеническим соображениям - заниматься силовой нагрузкой сразу после сна не рекомендуется. Заканчивать тренировку рекомендуется не позднее, чем за два часа до сна.

В пулевой стрельбе силовая выносливость проявляется в длительном, устойчивом удерживании тела и оружия в изготовке на протяжении всего соревновательного упражнения, поэтому рассматриваемое двигательное качество является одним из ведущих для достижения высоких результатов в стрельбе [3, с.70].

В связи со спецификой соревновательной деятельности в пулевой стрельбе, стрелок должен обладать следующими качествами:

- высокой работоспособностью в условиях длительной относительной неподвижности, достаточно развитым суставно-мышечным аппаратом и выносливостью к большим статическим нагрузкам;

- умением расслаблять мышечные группы, которые не принимают непосредственного участия в удержании тела и оружия, в то же время избирательно напрягать и расслаблять группы мышц, обеспечивающие выполнение необходимого технического действия;

-точностью и согласованностью движений и положений тела в пространстве;

- быстрой и тонко координированной двигательной и зрительно-двигательной реакцией;

- хорошо развитым чувством равновесия;

- способностью быстро и достаточно полно восстанавливать свою работоспособность после больших нагрузок;

- высокой психологической устойчивостью в условиях повышенных эмоциональных напряжений на соревнованиях.

Все перечисленные требования могут быть выполнены только при условии высокого уровня общей и специальной физической подготовленности спортсмена. Здесь и сила, и ловкость, и выносливость являются основными физическими качествами, на которые опира-

ется специальная подготовленность стрелка [1,

с. 67].

Вес стрелкового оружия составляет 5,5 кг. Для стрелков в учебно-тренировочных группах статическое удержание винтовки такого веса может вызвать излишнее мышечное напряжение, которое способствует усилению тремора, что негативно влияет на результаты в стрельбе. Кроме того статические усилия, применяемые стрелком для удержания оружия, способствуют очень быстрому процессу утомления, как физического, так и психологического. В связи с этим опытный стрелок незначительно напрягает мышцы и старается чередовать напряжение мышц при изготовке с их расслаблением в паузах между выстрелами. Основным направлением в подготовке спортсмена является развитие способности длительное время сохранять усилия при удержании оружия в изготовке, до, вовремя и после выстрела.

Использование разнообразных упражнений в системе общей и специальной физической подготовки, направленных на выработку достаточной силы в сочетании со специальной выносливостью, в перспективе позволит повысить потенциальные возможности стрелка.

По мнению многократного чемпиона мира Г. Андерсона, сильнейшие стрелки мира в своей тренировке используют три основных сочетания её видов. Это стрельба, стрельба и бег, тренировка вхолостую (без выстрела) и бег. Первый вариант используется в процессе стрельбы в стрелковой галерее, почти исключая остальные виды тренировки. При использовании второго варианта,тренер предусматривает сочетание тренировки в тире (техническую подготовку) и физическую подготовку, так как она необходима для достижения стрелком своего потенциала. Третий вариант направлен на тренировку вхолостую и использование физической подготовки, в которую включается главным образом бег. Сам Г. Андерсон отдает предпочтение именно третьему варианту, указывая на то, что в этом случае ко всему прочему так же экономятся время и средства на тренировку, оружие и патроны. Во время его использования лучше всего обнаруживаются и исправляются технические ошибки, эффективнее развиваются и психологические качества спортсмена [2, с.10].

Из опыта подготовки сборной команды России известно, что применение ограниченного круга средств ОФП не позволяет добиваться заметного эффекта. Злоупотребление же ими приводит, как правило, к явному усилению

ряда негативных явлений, в том числе к нежеланию спортсменов тренироваться. Этот факт следует учитывать при планировании ОФП и СФП.

Средства ОФП должны подбираться с учётом движений, возникающиху спортсмена при стрельбе, их общую направленность и структуру. Такими движениями, например, могут быть длительные статические нагрузки или динамическая работа отдельных частей тела на фоне общей статической устойчивости. Известно, что в основе явления положительного и отрицательного переноса двигательных навыков лежит сходство или различие в структуре действий. Учитывая специфику координации мелких движений тела спортсмена и оружия при стрельбе и необходимость управления ими для придания оружию в период производства выстрела высокой устойчивости, упражнения, применяемые в ОФП, необходимо выполнять в медленном темпе и плавно, с элементами уточнения, контроля положений, усилий и движений [2, с.10].

Используемые методические средства должны предусматривать, кроме развития общефизических качеств, также профилактические мероприятия. К таким мероприятиям исследователи относят:

- определенные виды разминки перед стрельбой, используемые с целью снижения нервной напряженности спортсмена;

- настройки на предстоящую работу его нервной и мышечной систем;

- нормализацию состояния стрелка после стрельбы [6, с.35].

Общефизическая подготовка стрелка высокого класса, безусловно, должна включать разнообразные средства тренировки: различные виды ходьбы и бега, гимнастику, лыжи, коньки, плавание, велосипед, спортивные и подвижные игры, походы, прогулки и др.

Таким образом, эффективность общефизической подготовки во многом зависит от рационального сочетания разнообразных средств специальной и общей физической подготовки в процессе спортивной тренировки. Эти средства могут быть не только специфическими, которые используют стрелки в пулевой стрельбе из винтовки, но и в обязательном порядке должны быть заимствованы из других видов спорта.

В совокупности с учетом возрастных физических и психологических особенностей детей, особенностей в проведении тренировочных занятий на конкретном этапе подготовки, гра-

мотным планированием тренировочного процесса, использование средств развития силовой выносливости поможет улучшить показатели уровня силовой выносливости. Это, безусловно, скажется на повышении результативности в самой стрельбе.

Для комплексной оценки уровня развития силовой выносливости у юных спортсменов мы использовали тесты, предложенные Б.Х. Пандой. [4, с. 56].

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине.

Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Возрастные оценочные нормативы по данным упражнениям представлены в таблице.

Таблица - Возрастные оценочные нормативы

Также нами было проведено контрольное соревновательное упражнение ВП-4, для выявления взаимосвязи развития силовой выносливости и ростом результатов стрельбы.

Упражнение ВП-4 - это стрельба из пневматической винтовки, стоя, на дистанцию 10 метров. На выполнение пристрелочных выстрелов, их количество не ограничено, отводится 15 минут, и 60 минут на зачётные выстрелы, их количество 40 выстрелов. Количество пристрелочных мишеней - 4 штуки, количество зачётных мишеней - 20 штук, по 2 выстрела в мишень.

Перед началом эксперимента мы, с помощью метода тестирования, получили данные о физической подготовке стрелков, а также об уровне стрелковой подготовки.

По результатам проведенного первичного тестирования нами были организованы две группы: контрольная и экспериментальная. Каждая группа состояла из 8 человек. Всего в исследовании приняло участие 16 человек. Контрольная группа занималась в соответствии с образовательной программой ДЮСШ "Юность", г. Вологда. Для экспериментальной группы в тренировочный процесс были введены упражнения на развитие силовой выносливости. Методика развития силовой выносливости использовалась в основной части занятия, после того как спортсмены выполнили задания тренера-преподавателя. В иссле-

Юноши 13 лет 14 лет 15 лет

Отжимания 23 раз 25 раз 32 раза

Вис 34 сек 40 сек 46 сек

Поднимание туловища 45 раз 48 раз 50 раз

довании приняли участие только юноши возрастом от 13 до 15 лет.

Далее достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами оценивалась с помощью Т-критерия Уайта по специальной таблице. Для оценки Т-критерия Уайта мы использовали меньшую из двух сумм рангов, которые и сравнивали стаблич-ным значением. Значение Т-критерия Уайта для двух групп из 16 человек равно 49 (Тст=49). Если Тст > Тф, это указывает на достоверность различий. Если Тст < Тф, разница статистически не достоверна.

Перед началом эксперимента, занимающиеся обеих групп были протестированы для определения начального уровня развития силовой выносливости.Тестирование проводилось с помощью соревновательного метода.

В контрольном упражнении на сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (тест 1, рис. 1), результаты, полученные после обработки, были следующими:

В контрольном упражнении на сгибание и разгибание рук в упоре лежа (тест 1, рис. 2), результаты, полученные после обработки, были следующими:

11^=87,5; 1Я1=48,5;ТИ(49)>ТФ. (48,5)

I К, = 62; I II, =74; Тст(49)<Тф

(62)

Рисунок 1 - Результаты контрольной и экспериментальной группы до эксперимента

На этот раз, результаты показали, что полученное значение Т(фактическое) меньше ^статистическое), это означает, что разница статистически достоверна.

В контрольном упражнении на удержание тела в висе на перекладине (тест 2, рис. 2), результаты, полученные после обработки, были следующими:

В контрольном упражнении на удержание тела в висе на перекладине (тест 2, рис. 1), результаты, полученные после обработки, были следующими:

1^=96; 1^=40; ТИ(49)>ТФ

(40)

£^э=73; 11^=63; Тст(49)< Тф.

(63)

В контрольномупражнении на поднимание туловища из положения лежа на спине (тест 3, рис. 2), результаты, полученные после обработки, были следующими:

В контрольномупражнении на поднимание туловища из положения лежа на спине (тест 3, рис. 1), результаты, полученные после обработки, были следующими:

1^=95; 1Я1[=41;ТС1(49)>ТФ

(41)

ЕЯ, =72; 1^=64; Тст(49)<Тф.

(64)

Таким образом, по каждому из 3-х тестов мы получили значение Т(фактическое) больше Т (статистическое), это означает, что разница результатов контрольной и экспериментальной группы является статистически недостоверной, что говорит о том, что на начало педагогического эксперимента группы не различаются между собой.

После эксперимента мы вновь провели испытания в обеих группах. Был определён итоговый уровень развития силовой выносливости. После обработки полученных данных, мы получили следующие результаты.

По каждому тесту в конце эксперимента, результаты показали, что полученное значение Т, . меньше Т, „это означает, что

(фактическое) (статистическое)

разница статистически достоверна, результаты экспериментальной группы значительно увеличились, в то время как у контрольной группы прирост незначителен.

В тоже время нами была, при помощи соревновательного метода, проведена контрольная тренировка в упражнении ВП-4. Индивидуальные значения результативности контрольной тренировки до и после эксперимента для контрольной группы представлены на рисунке 3.

Индивидуальные значения результативности контрольной тренировки до и после эксперимента для экспериментальной группы представлены на рисунке 4.

Рисунок2 - Результаты экспериментальной и контрольной группы после эксперимента РисунокЗ - Результаты контрольной тренировки

Рисунок4- Результаты контрольной тренировки в экспериментальной группе

Рисунок5 - Результат контрольного упражнения ВП-4

У Контрольная группа ниеТ,

В экспериментальной группе все стрелки показали результат выше, чем в начале эксперимента, таким образом, повысив свои результаты. В то время как в контрольной группе результат остался на прежнем уровне.

В результате полученных данных на рисунке 5 мы видим, что средние значения результатов контрольной тренировки до эксперимента у испытуемых отличаются в 2 балла. Данные значения являются близкими друг к другу. В пулевой стрельбе показанный результат на соревнованиях будет являться несущественным.

Перед началом педагогического эксперимента после обработки результатов контрольной тренировка в упражнении ВП-4 мы получили следующие значения: 11^=71; 11^=65; Тст(49)<Тф(65). Полученное значение Т( больше Т,

(статистическое)

ет, что разница статистически недостоверна, группы не различаются между собой.

Результат после эксперимента, который мы видим на рисунке 5, говорит о больших различиях в уровне подготовленности спортсменов (11,6 очков). Результат, показанный спортсменами экспериментальной группы,значительно превосходит результат, показанный спортсменами контрольной группы. Это даст значительный перевес в подсчете общекомандных очков при определении первенства.

После окончания педагогического эксперимента, при повторном тестировании контрольной и экспериментальной группы мы получили следующие значения: 11^=88,5; 111К=47,5;Т„(49)> |>Тф(47,5). Полученное значе-

(фактическое)

.это означа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. меньше Т, „это означает,

(фактическое) (статистическое)

что к окончанию эксперимента разница стала статистически достоверной.

Таким образом, по данным математического анализа результатов, полученных после эксперимента между контрольной и экспериментальной групп, прирост результатов в экспериментальной группе по показателям силовой выносливости является статистически достоверным. Также выявлена достоверность различий в стрельбе, что указывает на положительное влияние упражнений, направленных на развитие силовой выносливости, на спортивный результат в стрельбе.

Литература:

1. Золотарёв И.Б. Пулевая стрельба : учебно-методическое пособие / И.Б. Золотарёв. - Стрелковый Союз России, 2011. -313 с.

2. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена / М.А. Иткис. - М.: ДОСААФ, 1982. -128 с.

3. Корх А.Я. Совершенствование в пулевой стрельбе / А.Я. Корх. - М.: ДОСААФ, 1985. - 70 с.

4. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2006. -208 с.

5. Мухаметханов А.Р. Методические рекомендации для будущего тренера по развитию силовой выносливости у дзюдоистов подросткового возраста / А.Р. Мухаметханов, Н.О Байзакова //Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань : Казанский национальной исследовательский технологический университет, 2015.-С. 249-250.

6. Пуллэм Б. Спортивная стрельба из винтовки / Б. Пуллэм, Ф.Т. Хейненкарт. - М., 1991. - 272 с.

О си о си

Q-<

Z

СО

PEDAGOGICAL APPROACHES TO CONTROL THE KNOWLEDGE OF STUDENTS OF A FOREIGN LANGUAGE AND RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Koreneva Eiena Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professorofthe Department of Foreign languages and Intercultural Communication, Deputy Director, International Center

Kireeva Nina Vasilevna, PhD of Pedagogical sciences, Professor of the Department of Foreign languages and Intercultural Communication, Vice-rector

Kireev Mikhail Nikolaevich, DSc of Philosophical science, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Cultural Studies, and Science Studies Belgorod State Institute of Art and Culture, Belgorod

The article discusses the features of the organization of quality control of learning in the disciplines "Russian as a foreign language" and "Foreign language" in non-linguistic universities, describes in detail the weaknesses and strengths of the current and specially organized control, reveals ways to improve the individual and frontal types of control of students 'knowledge, identifies priority and more acceptable forms of verification of learning and formation of communicative competencies.

Keywords: knowledge control; communicative competence; frontal control; individual control; efficiency of educational process; persona! and professional demand for language; objective control.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются особенности организации контроля качества усвоения знаний по дисциплинам "Русский язык как иностранный" и "Иностранный язык" в неязыковых вузах, подробно описываются слабые и сильные сторона текущего и специально организованного контроля, раскрываются пути совершенствования индивидуального и фронтального видов контроля знаний обучающихся, определяются приоритетные и более приемлемые формы проверки усвоения знаний и формирования коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: контроль знаний; коммуникативные компетенции; фронтальный контроль; индивидуальный контроль; эффективность образовательного процесса; личностная и профессиональная востребовательность языка; объективный контроль.

УДК 378.146:37 ВАК РФ 13.00.02

© Коренева Е.Н., 2020 © Киреева Н.В., 2020 © КиреевМ.Н., 2020

S

259

Объективный контроль знаний - это всегда стимул для дальнейшей работы и профессионального роста обучающихся, фактор, пробуждающий интерес к учебной дисциплине и творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.