наконец, до сочетания двух последних. Подготовка современного педагога дошкольного образования должна отвечать требованиям, предъявляемым к инновационной деятельности; необходимо модернизировать структуры такой деятельности педагога, формировать готовность к использованию новейших образовательных программ, технологий. Современный педагог должен совершенствовать свое педагогическое мастерство, являющееся высшим уровнем педагогической деятельности, и проявляющемся в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волобуева, Л.М. Подготовка педагога дошкольного образования: уроки истории и вызовы современности / Л.М. Волобуева // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 1. - С. 27-32.
2. Задворная, М.С. Становление и развитие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе непрерывного обучения / М.С. Задворная // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 138-142.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -М. : Академия, 2000. - 416 с. - ISBN 5-7695-0816-7.
REFERENCES
1. Volobueva, L.M. (2014), "Preparation of a teacher of preschool education: lessons of history and challenges of modernity", Preschooler: methods and practices of education and training, No. 1, pp. 27-32.
2. Zadvornaya M.S. (2019) "Formation and development of teachers of the preschool educational organization in the course of continuous training", Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 138-142.
3. Kozlova S.A. and Kulikova T.A. (2000), Preschool pedagogy: studies, manual, Akademiya, Moscow, ISBN 5-7695-0816-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2019
УДК 799.31
ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ В СИСТЕМЕ «СТРЕЛОК-ОРУЖИЕ-МИШЕНЬ» У ЮНЫХ СТРЕЛКОВ-ПУЛЕВИКОВ НА ОСНОВЕ ОПЕРАТИВНЫХ
ДАННЫХ СТАБИЛОМЕТРИИ
Вероника Викторовна Шиленок, старший преподаватель, Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Аннотация
В статье рассматривается актуальность включения в систему подготовки юных стрелков-пулевиков методов аппаратного контроля и диагностики - стабилоплатформа стабило-МБН, стабилан-01, стрелковый тренажер «SCATT WS1», способствующих оптимизации показателей устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» и результативности стрельбы. Актуальность данной темы обусловлена внесенными корректировками в правила проведения квалификационных и финальных стрельб, а также добавлению смешанных видов упражнений в пулевой стрельбе. Изменения, коснувшиеся времени и количества выполняемых выстрелов, способствовали повышению нагрузки на опорно-двигательный аппарат юного спортсмена, что в свою очередь предъявляет запрос к тренерам-практикам и методистам, с целью разработки компенсаторных методик, способствующих снижению напряжения задействованных во время тренировок и соревнований групп мышц. Изучение устойчивости юного стрелка-пулевика и методики ее корректировки средствами аппаратного контроля позволили, всесторонне рассмотреть динамику изменений показателей устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» у юных стрелков пулевиков (специализация пистолет). Своевременная коррекция изготовки, техники подъема и удержания оружия позволяет снизить риск возникновения автоматизированных ошибок в технике исполнения выстрела, что способствует повышению результативности стрельбы. Эксперимент проводился на базе спортивной школы олимпийского резерва № 9 «Шаболовка» в течение 4-х недель,
в программу занятий экспериментальной группы были включены упражнения на стабилоплатформе, тренировки на стрелковом тренажере СКАТТ; также в начале и в конце эксперимента проводились тесты: проба Ромберга с закрытыми глазами, прыжок с поворотом на 360°, контрольные стрелковые упражнения ПП-1 и ПП-2. Полученные результаты позволяют утверждать, что представители группы, занимающиеся по экспериментальной методике, улучшили показатели устойчивости и оптимизировали процесс перемещения ОЦТ при удержании оружия на основе полученной оперативной информации при актуализации функции произвольного самоконтроля параметров действий.
Ключевые слова: юный спортсмен, пулевая стрельба, специализация пистолет, устойчивость, система «стрелок-оружие-мишень», СКАТТ.
TRAINING OF STABILITY IN THE SYSTEM "SHOOTER-GUN-TARGET" FOR YOUNG SPORTSMAN IN BULLET SHOOTING ON THE BASIS OF OPERATIONAL
DATA OF STABILOMETRY
Veronika Viktorovna Shilenok, the senior teacher, Moscow Pedagogical State University
Annotation
This article is devoted to the relevance of inclusion the methods of hardware monitoring and diagnostics into the training of young shooters for optimizing the sustainability indicators of the system "shooter-gun-target" and the performance of shooting: platform STABILO-MBN, Stabilan-01, shooting simulator "SCATT WS1". The relevance of the topic is determined by the corrections made to the rules of qualifying and final shooting, and by the addition of the mixed types of exercises in bullet shooting. The changes related to the time and number of shots performed contributed to the increase of the loading on the musculoskeletal system of the young athlete, which in turn makes a request to the trainers, practitioners and methodist, in order to develop compensatory techniques that would contribute to the reduction of tension and overtraining involved during training and competition for muscle groups. The experiment was held on the basis of the sports school of Olympic reserve No. 9 "Shabolovka", for 4 weeks, the program of the experimental group included exercises on the stabiloplatform, training on the SCATT shooting simulator; also at the beginning and at the end of the experiment the following tests were conducted: the Romberg test with closed eyes, a jump with a turn on 360°, the control shooting exercises PP-1 and PP-2. The obtained results allow confirming the fact that the representatives of the groups working under the experimental methods have improved stability and optimized control of movement center of gravity, while keeping weapons based on the received operational information, while updating the arbitrary function of self-control parameters of the action.
Keywords: young sportsman, bullet shooting, specialization pistol, stability, system "shooter-gun-target", SCATT.
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающие с каждым годом требования к готовности юных спортсменов в пулевой стрельбе, представленные в обновленных правилах соревнований, приводят к необходимости переосмысления содержания программы подготовки спортивного резерва с направленным развитием выносливости, точности действий и психологической устойчивости юных стрелков. На Первенствах Москвы в 2014 году спортсмены 12-14 лет выполняли стрелковые упражнения ПП-1 и ПП-2 в объеме 20 и, соответственно, 40 зачетных выстрелов из пневматического пистолета на дистанции 10 метров. К 2018 году произошло усложнение требований: все спортсмены-стрелки обязаны выполнять более объемные соревновательные упражнения (60 зачетных выстрелов), кроме того, количество финальных выстрелов выросло с 10 до 20, не включая пробные. Подобные изменения в правилах проведения квалификационных и финальных стрельб обусловливают повышенные требования к показателям физической, технической и психологической подготовленности, к сфор-мированности мышечного корсета юного стрелка на основе гармонизации развития основных мышечных групп, обеспечивающих удержание рабочей позы.
На фоне возрастающей нагрузки на опорно-двигательный аппарат юного спортсмена, вопрос включения в учебно-тренировочный процесс блоков компенсаторных упражнений различной интенсивности (в том числе, заимствованных из других видов спорта) [6,
с.24] становится все более актуальным, обеспечивающим оптимизацию физического состояния спортсмена-стрелка, так как удержание устойчивой позы для стрельбы «стоя» связано со значительными мышечными усилиями [1, с.121]. В том числе воспитанию устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень», как основного элемента техники, без которого невозможно достижение высокого спортивного результата.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и информационных источников; аппаратурные методы (представлены ниже), корреляционный анализ. В ходе реализации экспериментальных исследований по формированию устойчивости в системе «стрелок-оружие-мишень» для определения влияния разработанного нами комплекса общих и специальных физических упражнений, включенных в программу подготовки экспериментальной группы юных стрелков-пулевиков 13-15 лет (п=20), нами применялись следующие методы аппаратного контроля:
- стрелковый тренажер «8СЛТТ WS1», обеспечивающий определение длины проекции линии прицеливания относительно мишени;
- стабило-МБН, информирующий о давлении стоп на опору;
- стабилоанализатор с биологической обратной связью «Стабилан-01», модифицированный для применения в стрелковом спорте и регистрирующий перемещения центра давления на опору системы «тело стрелка - оружие».
Выбор модели стрелкового тренажера «8СЛТТ WS1» обусловлен спецификой стрельбы из пистолета. При креплении оптического датчика с шЬ-кабелем к стволу пистолета, происходит нарушение баланса оружия за счет появления объемной детали, обхватывающей кисть и предплечье стрелка во избежание дополнительных помех, возникающих в результате соприкосновения кабеля с поверхностью стола, подставками, кейсом с пулями, при подъеме и возврате оружия. В связи с вышесказанным появилась необходимость в установке беспроводного датчика, имеющего неощущаемый спортсменом дополнительный вес, прикрепляемый к стволу пистолета, что позволило производить замеры с минимальным отрицательным влиянием оборудования и несущественной погрешностью.
Значимость применения тренажера «СКАТТ» обосновывается в работе М.П. Шеста-кова. По мнению автора «траектория перемещения оружия относительно мишени, которую визуализирует тренажер «СКАТТ», отражает конечный результат устойчивости стрелка, колебаний конечности, удерживающей оружие, возможных смещений лучезапястного сустава, нажатия на спуск» [4, С.191]. Что подтверждают исследования Д. А. Напалкова, П.О. Ратмановой, М.Б. Коликова [2, с.192], которые соотносят различные показатели, в том числе, полученные с использованием тренажера СКАТТ и отмечают прямую зависимость результативности стрелка от показателей устойчивости спортсмена.
Тестирование юных стрелков на тренажере «Стабило-МБН» позволило охарактеризовать распределение нагрузки на стопы в исходном положении «стоя, ноги на ширине таза». Данный аппаратный комплекс оснащен узкой стабилоплатформой, на которой нет возможности принять привычную для спортсмена изготовку, однако, испытуемым было предложено принять позу, наиболее приближенную к соревновательной и по возможности встать ровно. Было выявлено, что при выполнении позы, аналогичной стрелковой изготовке (в зависимости от ее типа), основное давление на опору приходится: а) «на пятки»; б) «на всю стопу». Реже встречаются изготовки, где вес тела преимущественно распределяется на правую или левую ногу (рисунок 1). В данном случае наблюдаются ошибки в изготовке, требующие срочной коррекции, поскольку длительная работа с техническими погрешностями соревновательной стойки может привести к преждевременной утомляемости дисгармонично загруженных мышечных групп и снижению результативности соревновательного упражнения.
Левая (носок) Правая (носок)
# Нагрузка 0% Нагрузка 46%
Площадь 0 см2 Площадь 22 см2
Левая(пятка) Правая (пятка)
Нагрузка 100 % Нагрузка 54%
• . Площадь 20 см2 Площадь 21 см2
• • Общее распределение
32% 68%
Площадь 20 см2 Площадь 43 см2
•• • *■•■« в * @ и ..: & * : * • * • щ • * ' 99°
0 • #
* »•
Рисунок 1. - Распределение веса тела при удержании изготовки на правую ногу
Третий вид аппаратного контроля, используемый нами в данном исследовании -«Стабилан-01». Вопросы стабилометрии и ее применения в области оптимизации устойчивости, в том числе и в стрелковом спорте, раскрывают многие авторы, нас заинтересовали данные исследований К.О. Иванова [2, с.2], который отмечает значимость применения метода аппаратного контроля - стабилометрии как способа объективной оценки уровня развития координационных способностей и баланса стрелков-пулевиков. Компьютерная стабилография позволяет визуализировать перемещение общего центра тяжести (ОЦТ) стрелка во время выполнения выстрела. При сопоставлении этих показателей с данными тренажера СКАТТ есть вероятность выявления ряда особенностей в движении ОЦТ, приводящих к воспроизведению выстрелов разного достоинства.
Рисунок 2 - Сопоставление показателей с тренажеров СКАТТ и Стабилан-01
К примеру, на рисунке. 2 представлено сопоставление данных по одному из выстрелов юного стрелка (квалификация пистолет 2 разряд) 14 лет в серии. Выстрел достоинством 8, произошел из-за смещения ОЦТ ниже и правее от центра, данный спортсмен использует изготовку 3 [7, с. 311] с опорой на пятки, спина прямая, при выполнении данного выстрела корпус стрелка отклонился незначительно назад, вес тела ушел больше на заднюю ногу. Как мы видим (рисунок 2), далеко не все колебания, зафиксированные тренажёром СКАТТ, отмечаются и на Стабилане-01, что позволяет нам предположить, что колебания руки могут быть вызваны различными причинами, в том числе и смещением ОЦТ. Однако, большие колебания ОЦТ всегда приводят к большим колебаниям прицельной точки на мониторе. Для более точных утверждений необходимы дальнейшие исследования в этой области. Данная методика подходит для оперативной коррекции ошибок у спортсменов на тренировочном этапе в связи с тем, что неэффективное микросмещение параметров
изготовки спортсмена приводит к автоматизации ошибки. Движения корпуса и таза юных спортсменов в сравнении с более опытными стрелками, приводящие к ошибочной технике, как правило, видны тренеру, что при адекватном педагогическом контроле позволяет оперативно исправлять выявленные погрешности, не затрачивая дополнительное время на работу со стабилоплатформой.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Тренировка устойчивости в системе «стрелок - оружие - мишень» и контроль динамики положения звеньев тела при удержании изготовки юными стрелками-пулевиками осуществлялась с применением игры на тренажёре «Стабилан-01». Включенная в разминку игра «Мишень», как альтернатива специальным физическим упражнениям, обеспечила более эффективное врабатывание стрелка и его подготовку к практическим стрельбам. Юным спортсменам предлагалось из положения изготовки для стрельбы с макетом, удерживать ОЦТ, на экране отображаемый как небольшой круг - в центре мишени, высвечиваемой на экране компьютера, максимальное время - не более 60 с. Ограничение по времени обусловлено достаточным весом макета, удерживаемого при выполнении тренировочного упражнения на вытянутой руке. Удержание данного веса за один подъем рабочей руки стрелка длительностью более 60 с. может отрицательно повлиять на ее функционирование, вызвать болевые ощущения в локтевом суставе, лопатке, шее, привести к перенапряжению определенных мышечных групп.
Эксперимент проводился на базе тиров Спортивной Школы Олимпийского Резерва №9 «Шаболовка», в течение 4 недель: спортсмены экспериментальной группы на протяжении 12 тренировок (3 тренировки в неделю) выполняли специальные физические упражнения на стабилоплатформе, тогда как спортсмены контрольной группы тренировались по общепринятой программе подготовки юных стрелков.
Программа тестирования включала выполнение: пробы Ромберга с закрытыми глазами, прыжка с поворотом на 180°, оценивания длины линии Ь на тренажере СКАТТ (до момента совпадения мушки с мишенью), результативности в упражнениях ПП-1 и ПП-2. В ходе первичного исследования вестибулярной устойчивости в тесте «Прыжок с поворотом» представители контрольной и экспериментальной групп показали сходные результаты, с небольшим преимуществом в контрольной группе: 360,9±1 и 360,6±1,2 соответственно. Приросты показателей (по формуле В1^у) в пробе Ромберга в контрольной группе составили 51,4%, в экспериментальной группе - 71,6%. Приросты показателей результативности стрельбы в упражнении ПП-1 в контрольной группе составили 1,9 очков, в экспериментальной - 2,1 очков, а в упражнении ПП-2 - 2,3 очков и 4,6 очков соответственно. Достоверные взаимосвязи выявлены в ряде тестов: итоговые результаты в упражнении ПП-1 (20 выстрелов) коррелируют с итоговыми результатами в упражнении ПП-2 (40 выстрелов), (г=0,63); итоговые показатели в упражнении ПП-2 (40 выстрелов) коррелируют с итоговыми данными в игре «Мишень» (г=0,85), что актуализирует значимость совершенствования финальной фазы выполнения выстрела (в течение последней секунды) с применением данной игры.
Методика «СКАТТ» позволила оптимизировать основные характеристики техники исполнения выстрела, предотвратить автоматизацию ряда случайных ошибок: «подлавли-вание спуска» (преждевременное и резкое нажатие на спусковой крючок) на последней секунде прицеливания, завал/провал прямой руки или кисти с оружием в 4 фазе выстрела [5, с.145], «зацеливание» (неэффективно длительное прицеливание продолжительностью более 15 сек., при котором теряется концентрация внимания на прицельных приспособлениях), способствовала коррекции времени прицеливания, траектории наведения оружия на мишень, исправлению ошибок, связанных с выбранной изготовкой.
Методика применения тестов на платформе «стабило-МБН» позволила оптимизировать распределение давления стоп на опору при удержании устойчивой позы.
Исправление ошибок, связанных с переносом ОЦТ на одну стопу, позволило снизить вероятность перенапряжения мышечно-связочного аппарата опорной ноги, обусловливающую преждевременную утомляемость занимающихся, что обусловило увеличение времени удержания устойчивости в системе «стрелок-оружие-мишень». Исследования показали, что спортсмены, показавшие неравномерное распределение давления на опору на тренажере «стабило-МБН» при удержании позы изготовки повторяли свою ошибку. Своевременный аппаратный контроль позволил выявить и оперативно исправить ошибки, избежав стадию их автоматизации.
Применение данного тестового комплекса в учебно-тренировочном процессе стрел-ков-пулевиков специализации пистолет учебно-тренировочных групп позволило оптимизировать параметры стрелковой техники, подобрать и скорректировать стрелковую изготовку юных стрелков-пулевиков.
Методика тренировки спортсменов экспериментальной группы на тренажере «Ста-билан-01» способствовала воспитанию устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень» посредством оптимизации контроля перемещений ОЦТ во время удержания оружия. Спортсмены, тренирующиеся с применением данной методики, при опросе отмечали стабилизацию состояния психологической готовности, проявляющейся в повышении уверенности в собственных умениях своевременно корректировать устойчивое положение при удержании изготовки.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты позволяют утверждать, что представители группы, занимающейся по экспериментальной методике, улучшили показатели устойчивости и оптимизировали процесс перемещения ОЦТ при удержании оружия на основе полученной оперативной информации при актуализации функции произвольного самоконтроля параметров действий. Это обеспечило более значительный прирост результатов в стрельбе 40 выстрелов из пневматического пистолета на 10 м. в упражнении ПП-2. Однако в более коротком упражнении I II I 1 (20 выстрелов) прирост результативности практически незаметен. Данный факт связан с необходимостью оперативной коррекции техники исполнения соревновательного упражнения, т.к. при более продолжительной деятельности на фоне наступления у подростков мышечного и психологического утомления, результативность может снижаться или прирост показателей будет минимален.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердичевская, Е.М. Компьютерная стабилография в исследовании функциональных асимметрий в стрелковом спорте / Е.М. Бердичевская // Известия ЮФУ Технические науки. Тематический выпуск. Всероссийская научно-техническая конференция с международным участием «Медицинские информационные системы». - 2008. - № 6 (83). - С. 120-123.
2. Иванов, К.О. О стандартах к использованию стабилометрии в стрелковом спорте / К.О. Иванов, О.В. Кубряк. - Режим доступа: URL : http://www.biomera.ru/upload/biblio/Ivanov_Ku-bryak_1.pdf (дата обращения: 25.06.2018).
3. Напалков, Д.А. Аппаратные методы диагностики и коррекции функционального состояния стрелка : методические рекомендации / Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов. -М. : МаксПресс, 2009. - 210 с.
4. Шестаков, М.П. Использование стабилометрии в спорте / М.П. Шестаков - М. : ТВТ Дивизион, 2007. - 106 с.
5. Шиленок, В.В. Статодинамическая устойчивость стрелков-пулевиков 13-15 лет: сущность, диагностика, пути развития / В.В. Шиленок, Г.А. Кузьменко // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 144-148.
6. Шиленок, В. В. Оптимизация параметров исполнения соревновательного упражнения юными стрелками-пулевиками на основе средств воспитания устойчивости в системе «стрелок-оружие-мишень» развития / В.В. Шиленок, Г.А. Кузьменко // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 2. - С. 24-30.
7. Шиленок, В.В. Комплексная характеристика видов изготовок в пулевой стрельбе (специализация пистолет) для обеспечения устойчивости в системе «стрелок-оружие-мишень» / В.В. Шиленок, С.А. Дорошенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 307-313.
REFERENCES
1. Berdichevskaia, E.M. (2008), "Computer Stabilography in the Study of Functional Asymmetry in Shooting Sport", Bulletin SFedU. engineering sciences. section IV. Methods and computer stabilography means, No. 6 (83), pp.120-123.
2. Ivanov, K.O. and Kubryak, O.V., "About standards for the use of stabilometry in shooting sports", available at: http://www.biomera.ru/upload/biblio/Ivanov_Kubryak_1 .pdf.
3. Napalkov, D.A., Ratmanova, P.O. and Kolikov, M.B. (2009), Hardware diagnostic methods and shooter functional state correction, MaxPress, Moscow.
4. Shestkov, M.P. (2007), Use of stabilometry in the sport, TVT division, Moscow.
5. Shilenok, V.V. and Kuzmenko, G.A. (2014) "Static-dynamical balance stability of bullet-shooters 13-15 years old: essence, diagnosis, ways of development", Science and School, No. 2, pp. 144-148.
6. Shilenok, V.V. and Kuzmenko, G.A. (2017) "Optimization of parameters of execution of a competitive exercise young sportsman in bullet shooting on the basis of funds education stability in the system "shooter-gun-target", Vestnik sportivnoi nayki, No. 2, pp. 24-30.
7. Shilenok, V.V. and Doroshenko, S.A. (2018) Complex characteristic of kinds of body positions at bullet shooting (pistol specialization) to provide stability system "shooter-weapon-target", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 5, pp. 307-313
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.03.2019
УДК 796.325
КЛАССИЧЕСКИЙ ВОЛЕЙБОЛ: АНАЛИЗ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНОВ В НАПАДЕНИИ
Юрий Владимирович Шиховцов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Валерьевна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Олег Григорьевич Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Алексеевна Мокеева, старший преподаватель, Любовь Кузьминична Федорова, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет
Аннотация
В статье представлены результаты педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболисток-мастеров. Рассмотрены варианты завершения волейболистками атак в зависимости от зоны атаки, характера передачи для нападающего удара и разновидности блокирования. Приведены показатели эффективности атакующих действий волейболисток высокой квалификации.
Ключевые слова: волейболистки, зона, атака, нападающий удар, передача, блокирование, эффективность.
CLASSIC VOLLEYBALL: ANALYSIS OF ATHLETES TACTICAL-TECHNICAL
ACTIONS IN ATTACK Yuri Vladimirovich Shikhovtsov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Irina Valerievna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Oleg Grigoryevich Savchenko, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Ludmila Alekseevna Mokeeva, the senior teacher, Lubov Kuzminichna Fedorova, the senior teacher,
Samara State University of Economics
Annotation
Results of the competitive activity pedagogical observations among the top qualification volleyball players are presented in the article. Options of completion of the attacks by volleyball players depending on