Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ РЕЙСА'

ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ РЕЙСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ГИПОДИНАМИЯ / СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНИРОВКА В ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ / MARINE SPECIALISTS / PHYSICAL INACTIVITY / STRENGTH QUALITIES / TRAINING IN A CONFINED SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев Анатолий Александрович, Косенков Олег Николаевич, Сорока Борис Владиславович

Предложен способ снижения влияния гиподинамии на организм морских специалистов в условиях рейса на основе тренировки силовых качеств в ограниченном пространстве. Основой комплексов силовых упражнений являются упражнения с собственным весом. Ведущими силовыми качествами являются силовая выносливость и максимальная сила. Предложены организационные условия самостоятельных занятий силовыми упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцев Анатолий Александрович, Косенков Олег Николаевич, Сорока Борис Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTAINING THE PHYSICAL CONDITION OF MARINE SPECIALISTS DURING THE VOYAGE

The method for reducing the influence of physical inactivity on the body of marine specialists in the cruise, based on training of strength qualities in the limited space, is proposed. Bodyweight exercises are the basis of strength training complexes. The leading strength qualities are strength endurance and maximum strength. Organizational conditions for independent strength exercises are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ РЕЙСА»

морфофункционального статуса и психофизиологических характеристик. А также к более быстрому и успешному процессу адаптации мальчиков к начальной школе по сравнению с не занимающимися. При этом как на физиологическую, так и на социально-психологическую адаптацию оказывает влияние вид организованной двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирцева, С.А. Проблемы адаптации детей дошкольного возраста к школе / С.А. Башкирцева, О.В. Семений, // Интеллектуальный потенциал XXI века : ступени познания. - 2014. -№ 24. - С. 47-49.

2. Жомин, К.М. Влияние спортивно-оздоровительной деятельности на адаптацию детей к общеобразовательной школе / К.М. Жомин, В.Б. Рубанович // СМАЛЬТА. - 2019. - № 4. - С. 38-43.

3. Агеева, Г.Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Агеева Гульназ Фаритовна. - Набережные Челны, 2013. - 23 с.

4. Кузнецова, М.С. Адаптация детей 6-7 лет к школе / М.С. Кузнецова // Школа Науки. -2019. - № 6 (17). - С. 26-28.

5. Зюрин, Э.А. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием как фактор реализации комплекса ГТО в образовательной организации в системе непрерывного образования ребенка / Э.А. Зюрин, Е.Н. Петрук, И.И. Абдюков // Вестник спортивной науки. -2017. - № 4. - С. 49-54.

REFERENCES

1. Bashkirtseva, S.A. and Semeniy, O.V. (2014), "Problems of adaptation of children of preschool age to school", Intellectual potential of the XXI century: stages of knowledge, No. 24, pp. 47-49.

2. Zhomin, K.M. and Rubanovich, V.B. (2019), "Influence of sports and health-improving activities on adaptation of children to general education school", SMALTA, No. 4, pp. 38-43.

3. Ageeva, G.F. (2013), Stimulation of motor activity of children ofpre-school age by means of physical education, dissertation, Naberezhnye Chelny.

4. Kuznetsova, M.S. (2019), "Adaptation of children of 6-7 years old to school", School of Science, No. 6 (17), pp. 26-28.

5. Zurin, E.A., Petruk, E.N. and Abdyukov, I.I. (2017), "Continuity between pre-school and primary general education as a factor in the implementation of the GTO complex in the educational organization in the system of continuous education of the child", Journal of sports science, No. 4, pp. 49-54.

Контактная информация: kos-jom83@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.07.2020

УДК 796.012.11

ПОДДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В

УСЛОВИЯХ РЕЙСА

Анатолий Александрович Зайцев, доктор педагогических наук, профессор, Олег Николаевич Косенков, кандидат педагогических наук, доцент; Борис Владиславович Сорока, кандидат педагогических наук, доцент, Калининградский государственный технический

университет

Аннотация

Предложен способ снижения влияния гиподинамии на организм морских специалистов в условиях рейса на основе тренировки силовых качеств в ограниченном пространстве. Основой комплексов силовых упражнений являются упражнения с собственным весом. Ведущими силовыми качествами являются силовая выносливость и максимальная сила. Предложены организационные условия самостоятельных занятий силовыми упражнениями.

Ключевые слова: морские специалисты, гиподинамия, силовые качества, тренировка в ограниченном пространстве.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p136-141

MAINTAINING THE PHYSICAL CONDITION OF MARINE SPECIALISTS DURING

THE VOYAGE

Anatoly Aleksandrovich Zaytsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Oleg Niko-laevich Kosenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Boris Vladislavovich Soroka, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kaliningrad State Technical

University

Abstract

The method for reducing the influence of physical inactivity on the body of marine specialists in the cruise, based on training of strength qualities in the limited space, is proposed. Bodyweight exercises are the basis of strength training complexes. The leading strength qualities are strength endurance and maximum strength. Organizational conditions for independent strength exercises are proposed.

Keywords: marine specialists, physical inactivity, strength qualities, training in a confined space.

ВВЕДЕНИЕ

Значительную часть своей жизни моряк проводит в море. Работа на флоте в дальних рейсах специфична. Резко изменились условия и напряженность труда плавсостава, встали на повестку дня вопросы активной адаптации к различным факторам окружающей среды. Если проанализировать заболеваемость моряков торгового флота, работников рыбопромысловых судов, на первом месте оказываются болезни сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, вызванные в первую очередь нервными перенапряжениями, сниженной двигательной активностью, неблагоприятными производственными факторами. Предотвратить болезнь, сохранить здоровье людей, работающих в море, создать положительные мотивы их профессиональной деятельности, снять перенапряжение - вот задача, которую нужно решать средствами профилактики как на борту судна, так и на берегу. Практические средства укрепления защитных свойств организма зачастую просты, не требуют сложной аппаратуры, но должны осуществляться систематически и последовательно.

Целью настоящего исследования стала разработка способа поддержания физических кондиций морских специалистов в условиях рейса.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методов изучения заявленной проблемы выбраны теоретический анализ и обобщение исследований по физической тренировке в условиях ограниченного пространства, педагогический эксперимент и контрольные испытания. Исследования проводились с курсантами морского вуза, проходивших практику на паруснике «Крузенштерн» в течение 1,5 месяцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Большинство судовых профессий связаны с выполнением большого количества стереотипно повторяющихся мышечных напряжений небольшой интенсивности, длительным поддержанием вынужденных рабочих поз, преодолением монотонии, существенным напряжением зрения. Трудовая деятельность включает в себя трудовую нагрузку, определяемую ее характером и особенностями условий производственной среды, а также функциональным напряжением организма, как ответ на эту нагрузку.

Статистическими исследованиями Всемирной организаций здравоохранения (ВОЗ) выявлено, что более 50% зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний вызвано условиями и характером труда, связанными с нерациональной организацией рабочего места, напряженной рабочей позой, сниженной двигательной активностью - гиподинамией. Особо следует остановиться на последнем факторе. Объем двигательной ак-

тивности на борту судна составляет в среднем около 60% того количества движений которое человек выполняет на берегу. Это вызывает ослабление мускулатуры, вялость связочного аппарата, ведет к искривлению позвоночника, сутулости, появлению болей в шее и пояснице, пониженной переносимости физической нагрузки. Наиболее разрушительное действие гиподинамия оказывает на сердечно-сосудистую систему, способствуя раннему возникновению таких заболеваний как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца. Естественно, указанные изменения в организме снижают работоспособность моряков.

Согласно представлениям медиков и физиологов, если человек находится в хорошей кондиции, то он физически здоров и психически уравновешен. В спортивной физиологии понятие «кондиции» означает функциональное состояние тренированности органов, ведающих транспортом кислорода, т.е. имеется в виду состояние кардиореспираторной системы, включая газообмен [5, С. 75].

В экспериментах, проведенных на добровольцах (хорошо тренированных здоровых студентах), которые были подвергнуты постельному режиму в течение шести недель было отмечено уменьшение мышечной массы, обеднение костей скелета кальцием, уменьшение объема циркулирующей крови, снижение силы сердечной мышцы, замедление реакции. Кондиции испытуемых резко снизились. Если до эксперимента они выполняли стандартную работу на велоэргометре на пульсе 120 уд/мин, то после эксперимента пульс составил 170 уд/мин. На восстановление кондиций потребовалось 2 месяца тренировок.

Учитывая, что морские специалисты находятся в условиях замкнутого ограниченного пространства, рекомендации, связанные с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) вряд ли могут быть реализованы в условиях судна. Поэтому для выработки рекомендаций следует обратиться к методикам, внедряемым для различных контингентов лиц, вынужденно находящихся в ограниченном пространстве [2, 3]. В таблице 1 представлены наиболее распространенные способы повышения физических кондиций с использованием силовых упражнений.

Таблица 1 - Характеристика методик повышения физических кондиций в условиях ограниченного пространства_

Методика Достоинства Недостатки

1. Кроссфит - всестороннее развитие мышц и связок; - развитие выносливости, силовой выносливости, взрывной силы, гибкости; - укрепление функциональных систем организма человека - необходимость в использовании специальной тренировочной площадки; - необходимость в использовании свободных отягощений (штанга, гири): - нужны навыки выполнения тяжелоатлетических упражнений, выполняемых со штангой, таких как рывок, толчок, протяжка штанги, приседания и становая тяга штанги

2. Тренировка по способу Пола Уайда и Чарльза Бронсона - для тренировки не требуется специальное оборудование; - всестороннее развитие всех групп мышц и связочного аппарата - много времени уделяется изометрическим упражнениям

3. Калистеника - гармоничное развитие максимальной силы и силовой выносливости; - развитие гибкости в суставах рук - необходимость в использовании турника в тренировочном процессе; - преобладающее развитие мышц плечевого пояса и спины над мышцами ног

Кроссфит - суть тренировочного занятия заключается в том, что упражнения выполняются в форме круговой тренировки, то есть занимающийся делает упражнения одно за другим с минимальным отдыхом между ними или без него. Упражнения носят как аэробный так анаэробный характер. Упражнения выполняются как с собственным весом, так и со свободными отягощениями (штанга, гири). Так как в тренировках по кроссфиту используется множество разнообразных и многосуставных упражнений достигается эффект всестороннего развития мышечно-связочного аппарата человека и его функциональ-

ных систем.

Методика Пола Уайда и Чарльза Бронсона [1, 4] - систематизированная тренировка заключенных в камере. Тренировочные занятия проходят в камере заключения с использование подручных средств (стул, стол, полотенце), с весом собственного тела, при возможности используется вес тела сокамерника. Упражнения выполняются как в динамическом, так и статическом режимах. Предлагаются комплексы упражнений для занимающихся от начального до высокого уровня физической подготовленности.

Калистеника - упражнения с весом собственного тела. Преобладание упражнений силового характера выполняемых с весом собственного тела с использованием гимнастической перекладины (турника).

Таким образом, теоретический анализ популярных методик тренировки в ограниченном пространстве позволяет сделать утверждение о том, что ведущим качеством для поддержания физических кондиций является сила мышц рук, ног, туловища в различных ее проявлениях. Это: максимальная сила, силовая выносливость, скоростная сила. Следовательно, построение методики поддержания физических кондиций в условиях ограниченного пространства может осуществляться на использовании силовых упражнений с собственным весом. Исходя из данного заключения, предлагается способ подбора ком -плексов силовых упражнений исходя из индивидуальных особенностей и предпочтений занимающегося. Для этого была составлена таблица 2.

Таблица 2 - Упражнения для поддержания физических кондиций в условиях ограниченного пространства_

Упражнения Группы мышц

Мышцы бедра Мышцы груди, трехглавые мышцы плеча, дельтовидные мышцы Мышцы спины Мышцы брюшного пресса Мышцы голени

I Приседания, руки за головой Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Наклоны туловища вперед прогнувшись Подъем туловища из положения лежа на спине Подъемы на носки стоя

II Приседания в выпаде вперед Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на одной руке Из положения лежа на животе, ноги закреплены, подъемы туловища, руки произвольно Подъем ног из положения лежа на спине Из положения упор в наклоне вперед подъем на носки

III Приседание на одной ноге Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа с хлопком ладонями Стойка «смирно» у стены Приподнимание туловища лежа на боку Подъем на носки в положении сидя на стуле

IV Выпады вперед Обратные сгибание-разгибание рук в упоре на стуле «Мостик» лежа на спине «Планка» на полу в упоре на локтях Подъем носков стоя на пятках

V Подъем на стул одной ногой Сгибание-разгибание рук от пола в упоре лежа, ноги на возвышении Руки перед грудью с полотенцем, растягивание в стороны «Маятник» ногами в стороны лёжа на спине Прыжки вверх на носках

При составлении комплекса самостоятельного тренировочного занятия в условиях ограниченного пространства необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- выбрать из таблицы 2 одно упражнение для каждой группы мышц;

- на первой стадии тренировочного процесса выполнять по одному подходу к каждому выбранному упражнению;

- для следующего тренировочного занятия выбираются упражнения, которые не были включены в предыдущее занятие;

- в процессе тренировки наступит момент, когда после выполнения всего комплекса появится чувство, что еще «остались силы», в этом случае следует повторить упражнения в той же дозировке;

- продолжительность занятия от 20-30 минут до одного часа;

- частота занятий в неделю зависит от особенностей восстановления. Как правило для организма взрослого человека рекомендуется чередовать нагрузку и отдых следующим образом: один день тренировочное занятие и один день отдыха;

- после выполнения комплекса силовых упражнений необходимо выполнить упражнения на гибкость.

Разработанная методика была апробирована в педагогическом эксперименте. В начале и конце эксперимента курсанты сдавали контрольные нормативы по физической подготовке, предусмотренные программой по физической культуре: бег 100 м, бег 3000 м, подтягивание на перекладине. Было установлено, что курсанты (48 чел.), поддерживающие свои физические кондиции согласно предложенным рекомендациям, справились с зачетными нормативами и их физические кондиции не снизились. Курсанты, проигнорировавшие рекомендации руководителя практики резко снизили свои физические кондиции, особенно в тестах в беге на выносливость и подтягивании на перекладине.

ВЫВОДЫ

1. Поддержание физических кондиций морских специалистов в рейсе в условиях ограниченного пространства должно осуществляться на основе самостоятельных занятий силовыми упражнениями, направленными на развитие максимальной силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств.

2. Объем упражнений на отдельном тренировочном занятии должен распределяться в следующей пропорции: 65% - упражнения для развития силовой выносливости; 25% - упражнения для развития максимальной силы; 10% - упражнения для развития скоростной силы.

3. Организационными условиями самостоятельных занятий силовыми упражнениями в условиях ограниченного пространства являются: продолжительность одного занятия - от 20-30 мин до одного часа; частота занятий - через день; темп выполнения -средний, время выполнения - до снижения темпа, набор упражнений в комплексе - по одному для каждой группы мышц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бронсон Чарльз. Фитнес в одиночной камере / Чарльз Бронсон. - URL : http://zhimlezha.ru/wp-content/uploads/CHarlz-Bronson.-Fitnes-v-odinochnoy-kamere.-2007.pdf (Дата обращения 15 июля 2020).

2. Зайцев А.А. Физическая подготовка морских пехотинцев в условиях ограниченного пространства / А.А. Зайцев, А.А. Ковалев // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов XIX международной научно-практической конференции : В 2 т.- Иркутск, 2017. - Т. 1. - С. 117-120.

3. Силкин, Н.Н. Кроссфит в системе МВД / Н.Н. Силкин, С.Ю. Косицкая // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы XVII международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2015. - С. 153-156.

4. Уайд, Пол. Тренировочная зона 2. Продвинутые техники физических тренировок / Пол Уайд. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 320 с.

5. Хедман, Р. Спортивная физиология / Р. Хедман. - Москва : Физическая культура и спорт, 1980. - 149 с.

REFERENCES

1. Bronson, C. (2007), "Fitness in solitary confinement", available at: http://zhimlezha.ru/wp-content/uploads/CHarlz-Bronson.-Fitnes-v-odinochnoy-kamere.-2007.pdf (accessed July 15, 2020).

2. Zaitsev, A.A. and Kovalev, A.A. (2017), "Physical training of marines in a limited space", Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: a collection of materials of the XIX international scientific and prac-

tical conference, Irkutsk, Vol. 1, pp. 117-120.

3. Silkin, N.N. and Kositskaya, S. Yu. (2015), "CrossFit in the system of the Ministry of Internal Affairs ", Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: materials of the XVII international scientific and practical conference, Irkutsk, pp. 153-156.

4. Wide, P. (2015), Training Zone 2. Advanced Physical Training Techniques, Peter, St. Petersburg.

5. Hedman, R. (1980), Sports physiology, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: aaz39@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2020

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Андрей Иванович Гайдаш, преподаватель, Елена Васильевна Кувалдина, старший преподаватель, Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения личности к физической культуре. Выделяются и описываются недостаточно исследованные ее аспекты. Обосновывается мысль о необходимости преодоления узкоспециализированного подхода к рассмотрению феномена физической культуры и перехода к интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. Основное внимание в работе авторы акцентируют на методологических принципах (ценностной ориентации педагогического процесса, смысловой ориентации личности на физическую культуру, перехода потенциальных возможностей личности в актуальные), обеспечивающих возможность формирования ценностного отношения к физической культуре обучающихся, на основе более глубокого уровня понимания практической пользы полученного знания.

Ключевые слова: личность обучающегося, физическая культура, ценностное отношение, формирование ценностного отношения

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p141-146

FORMATION OF TRAINING PERSON'S VALUE ATTITUDE TO PHYSICAL

CULTURE

Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg; Andrey Ivanovich Gaydash, the teacher, Elena Vasilievna Kuvaldina, the senior teacher, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article deals with the problem of forming a value attitude of an individual to physical culture. Its insufficiently researched aspects are highlighted and described. The article substantiates the idea of the need to overcome a highly specialized approach to the consideration of the phenomenon of physical culture and the transition to the integration of natural science and humanities. The authors focus on methodological principles (the value orientation of the pedagogical process, the semantic orientation of the individual to physical culture, the transition of potential capabilities of the individual to actual ones), which provide the possibility of forming a value attitude to physical culture of students, based on the deeper level of understanding of the practical use of the knowledge obtained.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.